Научная статья на тему 'Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития'

Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
4645
582
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / МОЛОКО / МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / СЕГМЕНТЫ И ПОДСЕГМЕНТЫ РЫНКА / АССОРТИМЕНТ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ТОВАРОВ / СПРОС / ИСТОЧНИКИ НАСЫЩЕНИЯ РЫНКА / MARKET / MILK / DAIRY PRODUCTS / MARKET SEGMENTS AND SUB-SEGMENTS / MILK AND DAIRY PRODUCTS ASSORTMENT

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Николаева М.А.

В статье представлены результаты исследования рынка молочных товаров с помощью двух критериев состояние источников насыщения рынка молочных товаров и характер спроса. Проанализирована динамика объемов отечественного производства молока и молочных продуктов, а также их экспорта и импорта. В 2017 г. (по состоянию на июль) поголовье крупного рогатого скота в РФ сократилось на 0,9 % по сравнению с 2016 г., при этом молочная продуктивность коров увеличилась до 4 221 кг в год в среднем по стране. Выявлена структура ассортимента продукции молочного рынка в целом: доминируют пастеризованное питьевое молоко (20,8 %) и кисломолочные напитки (21,4 %); второе место занимают творог и сыры, третье мороженое, четвертое сливочное масло. В ассортименте молока преобладает пастеризованное и ультрапастеризованное молоко жирностью 1; 2,5 и 3,2 %; минимально представлено молоко повышенной жирности 6 и 9 %. Предложена классификация рынка молочных товаров на сегменты и подсегменты, такие как: рынок питьевых молока и сливок, рынок мороженого, рынок сыров, рынок кисломолочной продукции, рынок молочных консервов. Установлена зависимость объемов отечественного производства, импорта и экспорта молочных продуктов от характера спроса. Основными потребителями молочной продукции, экспортируемой из России, являются страны СНГ (91 %): Казахстан (45 % от общего объема экспорта), Украина (16 %) и Беларусь (12 %). Установлена степень удовлетворения внутренних потребностей за счет отечественного производства молочных продуктов. Освещены актуальные проблемы молочного рынка, в том числе фальсификации продуктов: в настоящее время на рынке доля фальсифицированного сливочного масла составляет 58 %, сыров 12, творога и молока по 6, сметаны 5 %. Предложено решить данную проблему путем усиления контроля за качеством всей молочной продукции при приемке в торговых организациях, проведения плановых и внеплановых проверок, ужесточения административной ответственности за выпуск и реализацию фальсифицированной молочной продукции. Определены перспективные направления развития молочного рынка России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dairy Products Market: State and Development Prospects

The article presents the study results of the dairy products market using two criteria the state of the dairy market saturation sources and the nature of demand. The author gives a dynamics analysis of milk and dairy products domestic production, as well as its exports and imports. In 2017 (by July) the cattle population decreased by 0.9% compared to 2016, while the milk yield increased to 4221 kg per year on average in the country. The author determines the product range structure of the dairy market as a whole: pasteurized drinking milk (20,8 %) and fermented milk drinks (21,4 %) dominates; the second is curd and cheeses, the thirdice cream, the fourth-butter. Pasteurized and ultra-pasteurized milk with fat content of 1 %, 2.5 and 3.2 % dominates the milk range. There is lack of milk with high fat content of 6 and 9 %. The authors developed the classification of the dairy products market segments and sub-segments such as: the market of drinking milk and cream, ice cream market, cheese market, market of dairy products, market of milk cans. The domestic production, import and export volume of dairy products depends on the demand nature. The main consumers of dairy products, exported from Russia are the CIS countries (91%): Kazakhstan (45% of total exports), Ukraine (16 %) and Belarus (12 %). The author revealed the satisfaction degree of domestic needs at the expense of domestic dairy production. There are current problems of the dairy market, including the problem of the products counterfeit: the share of counterfeit butter 58 %; cheese 12 %; curd and milk 6 %, sour cream 5 %. The researcher advises to solve this problem by strengthening control over the quality of all dairy products while accepting goods in trade organizations, conducting scheduled and unscheduled inspections, tightening administrative responsibility for the counterfeit dairy products production and sale. The perspective directions of the Russian dairy market development are determined.

Текст научной работы на тему «Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития»

FOOD INDUSTRY

УДК 339.1

РЫНОК МОЛОЧНЫХ ТОВАРОВ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Dairy Products Market: State and Development Prospects

Николаева М.А. Nikolaeva M.A.

Ключевые слова:

рынок; молоко;

молочные продукты; сегменты

и подсегменты рынка; ассортимент молока и молочных продуктов; отечественное производство; экспорт и импорт товаров; спрос;

источники насыщения рынка

Keywords:

market; milk;

dairy products; market segments and sub-segments; milk and dairy products assortment;

Реферат

В статье представлены результаты исследования рынка молочных товаров с помощью двух критериев - состояние источников насыщения рынка молочных товаров и характер спроса. Проанализирована динамика объемов отечественного производства молока и молочных продуктов, а также их экспорта и импорта. В 2017 г. (по состоянию на июль) поголовье крупного рогатого скота в РФ сократилось на 0,9 % по сравнению с 2016 г., при этом молочная продуктивность коров увеличилась до 4 221 кг в год в среднем по стране. Выявлена структура ассортимента продукции молочного рынка в целом: доминируют пастеризованное питьевое молоко (20,8 %) и кисломолочные напитки (21,4 %); второе место занимают творог и сыры, третье - мороженое, четвертое - сливочное масло. В ассортименте молока преобладает пастеризованное и ультрапастеризованное молоко жирностью 1; 2,5 и 3,2 %; минимально представлено молоко повышенной жирности 6 и 9 %. Предложена классификация рынка молочных товаров на сегменты и подсегменты, такие как: рынок питьевых молока и сливок, рынок мороженого, рынок сыров, рынок кисломолочной продукции, рынок молочных консервов. Установлена зависимость объемов отечественного производства, импорта и экспорта молочных продуктов от характера спроса. Основными потребителями молочной продукции, экспортируемой из России, являются страны СНГ (91 %): Казахстан (45 % от общего объема экспорта), Украина (16 %) и Беларусь (12 %). Установлена степень удовлетворения внутренних потребностей за счет отечественного производства молочных продуктов. Освещены актуальные проблемы молочного рынка, в том числе фальсификации продуктов: в настоящее время на рынке доля фальсифицированного сливочного масла составляет 58 %, сыров - 12, творога и молока - по 6, сметаны - 5 %. Предложено решить данную проблему путем усиления контроля за качеством всей молочной продукции при приемке в торговых организациях, проведения плановых и внеплановых проверок, ужесточения административной ответственности за выпуск и реализацию фальсифицированной молочной продукции. Определены перспективные направления развития молочного рынка России.

Abstract

The article presents the study results of the dairy products market using two criteria -the state of the dairy market saturation sources and the nature of demand. The author gives a dynamics analysis of milk and dairy products domestic production, as well as its exports and imports. In 2017 (by July) the cattle population decreased by 0.9% compared to 2016, while the milk yield increased to 4221 kg per year on average in the country. The author determines the product range structure of the dairy market as a whole: pasteurized drinking milk (20,8 %) and fermented milk drinks (21,4 %) dominates; the second is curd and cheeses, the third - ice cream, the fourth-butter. Pasteurized and ultra-pasteurized milk with fat content of 1 %, 2.5 and 3.2 % dominates the milk range. There is lack of

Николаева М.А. Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития // Индустрия питания|Food Industry. 2018. Т. 3. № 3. С. 78-85. DOI: 10.29141/2500-1922-2018-3-3-12.

milk with high fat content of 6 and 9 %. The authors developed the classification of the dairy products market segments and sub-segments such as: the market of drinking milk and cream, ice cream market, cheese market, market of dairy products, market of milk cans. The domestic production, import and export volume of dairy products depends on the demand nature. The main consumers of dairy products, exported from Russia are the CIS countries (91%): Kazakhstan (45% of total exports), Ukraine (16 %) and Belarus (12 %). The author revealed the satisfaction degree of domestic needs at the expense of domestic dairy production. There are current problems of the dairy market, including the problem of the products counterfeit: the share of counterfeit butter - 58 %; cheese - 12 %; curd and milk - 6 %, sour cream - 5 %. The researcher advises to solve this problem by strengthening control over the quality of all dairy products while accepting goods in trade organizations, conducting scheduled and unscheduled inspections, tightening administrative responsibility for the counterfeit dairy products production and sale. The perspective directions of the Russian dairy market development are determined.

domestic production; export and import of goods; demand;

market saturation sources

Молочные продукты - важнейшая составляющая рациона питания населения - обеспечивают физиологические и органолептические потребности человека в полноценных белках, молочном жире, водо- и жирорастворимых витаминах, минеральных веществах, фосфолипи-дах и других ценных питательных веществах. Поэтому рекомендуемая норма среднедушевого потребления молока и молочной продукции одна из наиболее высоких - 325 кг в год1. Более высокие нормы потребления характерны лишь для плодоовощной продукции.

Доля молочных продуктов в структуре продовольственной корзины разных регионов Рос-

1Об утверждении рекомендаций по рациональным нор-

мам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614.

сийской Федерации составляет от 20 до 30 % и равна 290 кг/чел. в год для трудоспособного населения, 258 - для пенсионеров и 360 кг/чел. в год - для детей2.

Молочные товары в зависимости от глубины и способов переработки подразделяются на: молоко и сливки питьевые; кисломолочные продукты; молочные консервы (сухие и сгущенные); мороженое; коровье масло и сыры. В соответствии с этим можно выявить определенные сегменты и подсегменты разных ступеней молочного рынка (рис. 1).

Питательные особенности молочных товаров предопределяют наличие постоянного спроса на них на российском рынке молока и молочных продуктов.

потребительская корзина на 2017 год. URL: /bs-live.ru/ такгоекопотнке/.

Молочный рынок

Рынок сырого и товарного молока

Сегменты и подсегменты рынка молочной продукции

молочно-растительного продукта фруктового мороженого

Рис. 1. Классификация рынка молочных товаров на сегменты и подсегменты

FOOD INDUSTRY

Состояние молочного рынка по насыщенности товарами, по структуре производства определяется состоянием молочного хозяйства России, в частности объемами производства сырого и товарного молока, а также молочной продукции как продукта их переработки. Кроме того, на состояние молочного рынка нашей страны влияют объемы и структура экспорта и импорта молочной продукции, характер спроса на нее. С учетом данных аспектов и классификации молочного рынка на сегменты и подсегменты автором предпринята попытка рассмотреть состояние молочного рынка России, определить его насущные проблемы и обозначить пути их решения.

Состояние сегментов и, в частности, подсег-мента рынка сырого молока в значительной степени зависит от поголовья молочного скота и его продуктивности. В 2017 г. (по состоянию на июль) поголовье скота в России снизилось на 0,9 % по сравнению с 2016 г., при этом молочная продуктивность коров в среднем по стране увеличилась. Наиболее высокие темпы роста молочной продуктивности скота отмечены в сельскохозяйственных организациях (5 730 кг в год), самые низкие - в хозяйствах населения (4 221 кг в год)1. Причина кроется в том, что

у крупных сельскохозяйственных организаций больше материальных возможностей для содержания скота и улучшения его кормовой базы.

Для сегментов и подсегментов молочного рынка важнейшее значение имеет состояние перерабатывающих предприятий молочной промышленности, определяемое их количеством, а также размещением вблизи или непосредственно в сельскохозяйственных организациях молочной отрасли. В настоящее время переработка молока осуществляется в агрохолдингах, на молокозаводах, в цехах по переработке молока, а также в фермерских хозяйствах.

Производство сырого молока с 2010 по 2016 г. выросло на 0,7 млн т, но в 2017 г. (по состоянию за июль) снизилось на 0,2 % (табл. 1). Рост объемов производства молока был обусловлен, в первую очередь, увеличением молочной продуктивности стада, так как поголовье коров существенно не увеличилось за эти годы. В 2017 г. (данные за 7 месяцев) поголовье даже сократилось на 0,9 %, а в 2016 г. - на 1,6 % и составило 8,3 млн голов2.

Производство питьевого молока выросло в 2016 г. по сравнению с 2010 г. на 0,6 млн т, или на 11 %, однако в 2017 г. (по данным за июль) снизилось на 0,9 %3. В определенной мере это объясняется ростом цен на питьевое молоко,

1 Россия в цифрах. 2017: стат. сб. М., 2017. С. 219-221, 224228. URL: www/stat.ru//com.

2Россия в цифрах. 2017. С. 224-228.

3Социально-экономическое положение России. 2017. М., 2017. С. 16-18. URL: www/stat. ru //com.

Таблица 1

Объемы производства молока и молочной продукции в России*

Виды молока и молочной продукции

Доля

к 2015,

%

Молоко сырое, млн т 14,3 - -14,8 -14,0 14,4 14,7 15,0 102,0

Молоко товарное, млн т 14,3 - 19,8 18,9 19,7 20,1 20,7 100,3

Молоко питьевое, млн т 4,9 4,9 5,3 5,4 5,3 5,4 5,5 101,2

Кисломолочная

продукция, тыс. т 2944 2861 3001 3067 3090 3062 3095 101,0

кефир 1060 1041 107 1051 1068 1070 1068 99,7

йогурт 769 710 730 746 776 766 784 102,3

сметана 536 529 558 553 534 584 589 100,8

творог -683 - -729 732 758 797 776 98,0

Сухое молоко, тыс. т 109,5 134,4 127,8 116,5 149,1 124,1 116,4 93,8

Масло сливочное, тыс. т 212 217 216 227 253 258 251 97,3

Спреды, тыс. т - - - 144 153 160 163 102,0

Сыры, тыс. т 437 432 451 435 499 589 600 101,9

Мороженое, тыс. т 388 335 363 374 375 378 407 107,7

Продукты молочные

сгущенные, 883 873 860 833 828 847 102,1

млн цел. банок

Составлено по: Россия в цифрах. 2017: стат. сб. М., 2017. С. 219-221, 224-228. URL: www/stat.ru//com; Рынок молочных продуктов РФ - Milknews / Интернет-ресурс // Milknews.ru/analitika/rinok-moloka-v-Rossii.

вследствие отчего оно стало экономически малодоступным для части социально необеспеченного населения, и, как следствие, спрос на него снизился. Так, в 2016 г. (декабрь) по сравнению с 2015 г. цены выросли: на молоко - на 1,7 %; на сыр - на 1,9; на творожные сырки - на 2,3 %, а по сравнению с 2010 г. - в среднем на 9 % на молочные продукты1. Наиболее интенсивный рост производства питьевого молока отмечен в 2010-2012 гг. - на 0,4 млн т, или на 8 %. С 2012 по 2016 г. производство относительно стабилизировалось, колебания показателей в пределах 0,1-0,2 млн т были обусловлены рядом внешних факторов, в том числе ростом производства и импорта сухого молока как заменителя питьевого, а также как сырья для производства молочного напитка, при реализации выдаваемого в продаже за питьевое молоко.

В последние годы ассортимент молока существенно не изменился;преобладает пастеризованное и ультрапастеризованное молоко жирностью 1 %; 2,5 и 3,2 %, но практически нет молока повышенной жирности (6 и 9 %). Марочный ассортимент также стабилен; наиболее распространены такие торговые марки, как «Простоквашино», «Домик в деревне», «Агуша». Появляются заменители молока: соевое, злаковое.

Производство кисломолочных продуктов относительно стабилизировалось, хотя в отдельные годы (например, в 2011 и 2015 гг.) наблюдалось снижение объемов производства, что объяснялось падением спроса на эти продукты в связи с ростом цен и переходом потребителей на сберегающую модель потребления. В структуре потребления кисломолочных продуктов преобладает кефир (около 30 %). В произведенных молочных продуктов доминируют пастеризованное питьевое молоко (20,8 %) и кисломолочные напитки (21,4 %); второе место занимают творог и сыры; третье - мороженое; четвертое - сливочное масло; замыкают ранжированный перечень спреды и молочные консервы.

Отечественное производство сыра с 2010 г. показывает непрерывный рост, за исключением 2013 г., когда имел место спад по сравнению с 2012 г. на 16 тыс. т, или на 3,5 %. Начиная с 2014 г. отечественное производство росло особенно интенсивно (почти в 1,5 раза). Это объясняется сокращением импорта сыров при введении санкций на их ввоз из европейских стран. Освободившуюся нишу стали активно занимать отечественные производители, включая фермерские хозяйства. Важную роль в развитии отечественного сыроделия сыграли и меры государственной поддержки, в том числе в форме дотаций.

1Рынок молочных продуктов РФ - Milkпews / Интернет-ресурс // Milknews.ru/analitika/rinok-moloka-v-Rossii.

В сегменте сыров значительные объемы производства приходятся на сырные продукты, отличающиеся от натуральных сыров тем, что часть молочного жира в них заменена на немолочный жир, за счет чего цены сырных продуктов ниже, чем натуральных сыров. При этом сырные продукты производятся чаще всего по той же технологии, что и натуральные сыры.

Другая особенность отечественного ассортимента сыров - наличие продукции как с традиционными наименованиями («Костромской», «Российский», «Пошехонский» и т.п.), так и зарубежными торговыми марками («Маасдам», «Гау-да», «Тильзитер» и др.).

В ассортименте сыров преобладает отечественная продукция.

Определенную нишу занимают белорусские сыры, в основном тех же наименований, что и российские. Доля импортных сыров на российском рынке невелика, причем продажа их осуществляется через супермаркеты класса «преми-ум», так как цены на них (от 800 до 2 500 р. за кг) значительно выше, чем на отечественные сыры. В структуре ассортимента доминируют твердые и полутвердые сыры типов «Швейцарский» и «Голландский». За последние 10 лет выросла доля импортных мягких сыров типа «Камамбер», и, кроме того, их аналоги начали производить российские фермеры.

До введения эмбарго на ввоз сыров в Россию доля импортных сыров на рынке составляла 50 %, из них 70 % приходилось на полутвердые сыры эмментальской группы «Маасдам», «Тильзитер», «Гауда», «Эдам», «Ольтермани» [1]. После введения эмбарго отечественные сыроделы в 2015 г. значительно увеличили производство отечественных сыров, в том числе и зарубежных торговых марок («Маасдам», «Гауда», «Эдам», «Моцарелла», «Камамбер» и др.), вследствие чего их доля достигла 73 %. Однако качество многих сыров российского производства остается невысоким, в том числе по органолепти-ческим показателям. Конечно, можно привести отдельные положительные примеры производства элитных сортов сыра на частных сыроварнях, но объемы выпуска таких сыров ограничены и практически не влияют на ситуацию с качеством сыров на российском рынке.

При производстве сыров используется, в основном, закваска, закупаемая за рубежом, поэтому импортозависимость России в сыроделии в определенной мере сохраняется.

В 2016 г. и особенно в первом полугодии 2017 г. темпы роста отечественного производства сыров замедлились, что было обусловлено значительной степенью насыщенности рынка и снижением спроса на сыры из-за повышения цен, их

низким качеством и экономической недоступностью для социально необеспеченных слоев населения. Поскольку 1 кг самого дешевого сыра стоил почти в 1,5 раза дороже мяса, то многие потребители с невысокими доходами предпочитали покупать мясо, а не сыр.

Мороженое по объемам производства следует за сырами, хотя темпы роста его производства ниже, чем сыров. Наибольший активный рост производства мороженого имел место в 2016 г., когда прирост его выпуска составил 29 тыс. т (несколько менее 7 %). До этого объемы производства мороженого были достаточно стабильными. Рост объемов производства мороженого в указанном году в значительной мере был обусловлен увеличением его экспорта.

Основным покупателем российского мороженого является Китай; экспорт российского мороженого в эту страну за последние годы вырос почти в 1,5 раза. Мороженое поступает и в страны СНГ - Беларусь, Казахстан и др. Расширение экспортных возможностей, повышение спроса на российское мороженое на внешнем рынке, рост цен обусловили увеличение его производства в 2015-2016 гг.

Однако уже в 2017 г. (по состоянию на июль) производство мороженого снизилось на 19 %, что было вызвано высокой степенью насыщенности рынка и сезонным характером спроса, который к тому же снизился в связи с постоянным повышением цен (с 2014 по 2017 г. на 59 %). Из-за падения и спроса, и платежеспособности населения часть производителей переориентировалась на низкий ценовой сегмент продукции, вследствие чего доходы от производства мороженого уменьшились на 4,3 %.

Особенностью рынка мороженого является сезонность спроса: в летние месяцы спрос возрастает, в осенне-зимний и зимне-весенний периоды - падает. Кроме того, спрос увеличивается перед праздниками (Новый год, 8 Марта).

Рынок сливочного масла правильнее называть рынком коровьего масла, который включает в себя подсегменты: сливочного масла, топленого масла и масляной пасты. Однако Росстат учитывает только производство сливочного масла и масляной пасты. Часть сливочного масла (в основном, с устранимыми дефектами) идет на производство топленого масла. Масляная паста - один из видов коровьего масла, предусмотренных стандартом, - отдельно в статистических данных не отражается и в розничной торговле практически отсутствует.

Рынок сливочного масла в последние годы характеризуются как относительно стабильный. Максимальные колебания объемов производства (не более 6-9 тыс. т) были обусловлены

спросом, который зависит от платежеспособности населения. Кроме того, повышение цен на сливочное масло, с одной стороны, становится все более привлекательным для производителей, а с другой - обусловливает снижение его экономической доступности для малообеспеченных или бережливых потребителей, перешедших на сберегающую модель потребления. Структура ассортимента сливочного масла остается устойчивой за счет сохранения традиционных отечественных и зарубежных торговых марок, производимых, в основном, в России. Вместе с тем импорт сливочного масла все же имеет место.

Снижение объемов производства сливочного масла на 3,5 % в 2016 г. было обусловлено падением потребительского спроса вследствие повышения цен, а также ужесточением контроля со стороны Роспотребнадзора за выпуском фальсифицированной продукции.

Если в предыдущие годы на росийском рынке имело место значительное количество фальсифицированного масла - фактически спредов, выдаваемых за сливочное масло, то к настоящему времени, по данным Роспотребнадзора [1], произошло снижение объемов фальсифицированной молочной продукции, в том числе сливочного масла, на 3-4 %.

Ассортимент сливочного масла на российском рынке насчитывает от 20 до 30 торговых марок, причем, в основном, отечественного производства. Наиболее распространены такие виды сливочного масла, как «Сладко-сливочное» с массовой долей жира (м.д.ж.) 82,5 % и масло «Крестьянское» с м.д.ж. 72 %. Другие виды масла (например, «Кисло-сливочное масло пониженной жирности» 62,5 и 60 %) в торговле встречаются редко.

К наиболее распространенным торговым маркам сливочного масла относятся: «Вологодское» (производится не только в Вологодской области, но и в других регионах страны), «Простокваши-но», «Домик в деревне» и др.

Рынок молочных консервов представлен двумя сегментами: сухое молоко и сливки; сгущенное молоко и сливки. Эти подсегменты характеризуются неустойчивостью объемов производства и испытывают значительное давление со стороны одноименных импортных товаров-конкурентов. Так, увеличение импорта сухого молока в 2016 г. за счет привлекательно низких цен импортеров привело к затовариванию рынка и сокращению производства. Молочные сгущенные продукты, наоборот, более востребованы за рубежом, и поэтому объем их производства с целью обеспечения экспорта увеличился на 2,1 %.

Таким образом, темпы роста объемов производства молочного рынка в разных его сегментах неодинаковы. В 2016 г. увеличилось производство молока, кисло-молочной продукции, в том числе йогуртов, а также спредов, сыров и особенно мороженого (самые высокие темпы роста). Практически на прежнем уровне по сравнению с 2015 г. остались объемы производства сырого молока, кефира и сметаны, но снизились объемы выпуска творога, сухого молока, сливочного масла, причем наиболее существенным было падение показателей по сухому молоку.

Несмотря на рост производства молочной продукции в 2015-2016 гг., в первом полугодии 2017 г. наблюдался спад производства по некоторым видам молочной продукции. Вследствие этого в октябре 2016 - сентябре 2017 г. ее продажа в розничной торговле в натуральном выражении снизилась на 4,7 %. Рост продаж демонстрировали только сливки (+2,7 %) и молочные десерты (+18 %). Сокращение же продаж молочной продукции, кроме спада производства, было вызвано снижением спроса потребителей из-за низкого качества молочной продукции, особенно сыров, выпускаемых отдельными отечественными производителями, а также достаточно высоким удельным весом фальсифицированной молочной продукции.

Молочный рынок России характеризуется повышенной степенью импортозависимости, поскольку отечественное производство сырого и товарного молока лишь на 80 % удовлетворяет внутренние потребности страны, а это на 10 % ниже нормы продовольственной независимости, установленной в Доктрине продовольственной безопасности1. В то же время по ряду молочных продуктов (масло сливочное, сухое молоко) степень удовлетворения внутренней потребности страны еще ниже (например, по сливочному маслу всего 50 %). Для обеспечения продовольственной независимости молочного рынка России производство сырого молока должно быть увеличено на 6-7 млн т.

Однако за последнее десятилетие у России усилился экспортный потенциал, причем не за

1Доктрина продовольственной безопасности: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120. URL: www/garant.ru.

счет снижения насыщенности рынка молочных товаров, а вследствие наращивания их производства и реэкспорта.

Совершенно очевидно, что и экспорт, и импорт молочных товаров существенно влияет на степень насыщенности молочного рынка. Анализ данных табл. 2 показывает, что в 2012-2016 гг. импорт молочных товаров в 9-13 раз превышал экспорт, так как отечественное производство молока и молочных товаров еще далеко не полностью удовлетворяло потребности населения.

Динамика экспорта молочных товаров свидетельствует о тенденции его увеличения, хотя в отдельные годы (например, в 2015 г.) имело место уменьшение объемов. Снижение экспорта в 2015 г. было обусловлено резким сокращением импорта (на 1 238 тыс. т) вследствие введения санкций на поставку молочных товаров из США, Канады и стран Евросоюза. Для предотвращения дефицита молочных товаров в стране был сокращен их экспорт. Отечественные производители стали активно занимать освободившиеся от импортных товаров ниши, и для многих отпала необходимость экспортировать свои товары. Экспорт молочных товаров увеличился на 10,6 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В структуре рынка в 2016 г. преобладали: цельномолочная продукция (243 тыс. т); сгущенное молоко (236 тыс. т); сыры (192 тыс. т); сырные продукты (198 тыс. т) и творог (30 тыс. т). Основными покупателями российских молочных продуктов являются страны СНГ (91 %), в том числе Казахстан (45 % от общего объема экспорта), Украина (16 %) и Беларусь (12 %). Кроме того, молочные товары экспортируются в Китай, Абхазию, Монголию, Грузию, Израиль, США, Чили, Японию, ОАЭ, Республику Корея (всего 63 тыс. т молочной продукции).

Импорт молочных товаров постоянно уменьшался: с 2012 по 2014 г. - на 290 тыс.т; с 2013 по 2016 г. - на 2 495 тыс. т. Это было обусловлено реализацией программы импортозамещения, принятой Правительством России в ответ на антироссийские санкции. Запрет импорта молочной продукции из США, Канады и стран Евросоюза привел к тому, что Россия переориентировалась на иные страны-импортеры - страны Южной Америки, Сербию и др.

Таблица 2

Экспорт и импорт молочных товаров в России, тыс. т*

Показатель 2012 2013 2014 2015 2016 2016 к 2015, %

Экспорт 624 639 720 672 743 110,6

Импорт 8516 9445 9155 7917 6950 87,8

Составлено по: Россия в цифрах. 2017: стат. сб. М., 2017. С. 219-221, 224-228. URL: www/stat.ru//com; Рынок молочных продуктов РФ - Milknews / Интернет-ресурс // Milknews.ru/analitika/rinok-moloka-v-Rossii.

Кроме того, падение курса рубля и повышение курса доллара сделали всю импортную продукцию неконкурентоспособной по сравнению с российской, вследствие чего на импортные молочные товары упал спрос, и они стали экономически недоступными социально необеспеченным слоям населения.

В 2017 г. (с января по июль) объем импорта увеличился на 6 %, что было обусловлено привлекательными ценами на сухое молоко, сливочное масло и сырные продукты.

В настоящее время в структуре импорта преобладают сухое молоко цельное и обезжиренное, сыры, творог; меньшую долю импорта составляют сырные продукты и сливочное масло. Наибольший рост импорта отмечается из таких стран, как Белоруссия, Новая Зеландия, Турция; импорт сыра - преимущественно из Белоруссии, Сербии, Уругвая и Бразилии; импорт творога - из Республик Беларусь и Казахстан. Следует отметить, что Россия из Белоруссии и Казахстана не только импортирует молочные продукты, но и экспортирует им разные подгруппы и виды этих продуктов, что свидетельствует о взаимопоставках между РФ и указанными странами.

Степень насыщенности рынка молочными товарами определяет физическую, а цены - их экономическую доступность. Цены на молоко и молочные товары постоянно растут, причем темпы роста - одни из самых высоких на продовольственном рынке России, значительно превышающие темпы инфляции. Наиболее высокие цены отмечаются на сыры, сливочное масло, самые низкие - на молоко, кисло-молочные напитки и сливочно-растительные спреды.

В силу экономической недостаточности среднедушевое потребление молочных товаров в 2016 г. составило 230 кг/чел. в год, что ниже рекомендуемой нормы 325 кг/чел. в год1 на 95 кг, или на 71 %. По группе дорогих молочных товаров фактическое потребление ещё ниже, например сливочное масло - 1 кг (при 2 кг/чел. в год) [2]. По мнению независимых экспертов, 80 % россиян потребляют менее 1 кг масла в год, хотя среднедушевое потребление обеспеченных граждан - более 1 кг в год [3].

Россия отстает по производству молока на душу населения от других стран СНГ. Так, в Республике Беларусь уровень производства молока на душу населения в год составляет 692,3 кг, т. е. в 2 раза выше рекомендуемой нормы, а в Казахстане - 325 кг (норма) [1]. Однако, если сравнить

1Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания: приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2016 г. № 614. URL: http://doc s.cntd.ru/document/420374878.

среднедушевое потребление молока в мире (109,9 кг/чел. в год) и в России, то этот показатель у нас в 2 раза выше.

В 2016 г. в России снизились показатели потребления: молока - на 0,9 %; кефира - на 1,2; сметаны - на 0,4 %. Увеличение потребления молока на душу населения стало одной из актуальных задач российского молочного рынка. Для ее решения необходимо увеличивать производство сырого молока (на 6-7 млн т в год) и продуктов его переработки, а также совершенствовать ассортимент сырого молока путем разработки и внедрения в производство новых товаров: функциональных, обогащенных биологически активными веществами, пониженной жирности и калорийности.

Для повышения экономической доступности молочных продуктов, особенно дорогих (сыра, сливочного масла), целесообразно наращивать выпуск молокосодержащих продуктов (спре-дов, сырных, сметанных, творожных продуктов, молокосодержащего мороженого и т.п.) с обязательным указанием в маркировке массовой доли немолочного жира. Это позволит потребителям осуществлять компетентный выбор таких молокосодержащих продуктов. Кроме того, замена части молочного жира на немолочный приведет к увеличению физических объемов производства молочных товаров.

Другая актуальная проблема молочного рынка России - наличие значительной доли фальсифицированных товаров, - по данным Роспо-требнадзора, от 1 до 58 %2. Самая высокая доля фальсифицированной продукции приходится на сливочное масло (58 %), далее следуют сыры (12 %), творог и молоко (по 6 %), сметана (5 %).

Основной способ ассортиментной и квалиме-трической фальсификации молочных продуктов - замена части молочного жира на немолочные жиры (пальмовое, кокосовое, маргарин и т.п.), без внесения соответствующей информации в маркировку. Этот способ чаще всего применяется для сыров, сливочного масла, мороженого, сметаны и творога.

Менее распространен, но все же встречается, способ фальсификации путем добавления крахмала в кисломолочные продукты, сгущенное молоко и мороженое. Результаты проведенных нами исследований (исследования проводились в г. Москва; образцы отбирались в магазинах эконом-класса «Пятерочка», «Дикси», «Перекресток» и на рынках) показали, что из 10 образцов кефира разных торговых марок один содержал крахмал (10 %); из 8 образцов творога 3 образца были с крахмалом (38 %); из 5 образцов сметаны

2Рынок молочных продуктов РФ - Milkпews / Интернет-ресурс // Milknews.ru/analitika/rinok-moloka-v-Rossii.

2 образца (40 %) с крахмалом, причем в маркировке наличие крахмала ни в одном из этих продуктов не указывалось.

Распространенным является и способ ассортиментной фальсификации молока в качестве питьевого, под видом которого реализуется молочный напиток, произведенный с использованием сухого молока.

Решить проблему предотвращения реализации фальсифицированной молочной продукции, по нашему мнению, можно путем усиления контроля за качеством всей молочной продукции при приемке в торговых организациях, а также при проведении плановых и внеплановых проверок органами государственного контроля, в частности Роспотребнадзором, причем плановые и внеплановые проверки должны быть внезапными, без уведомления проверяемого лица. Кроме того, должна быть ужесточена административная ответственность за выпуск и реализацию фальсифицированной молочной продукции. Введение с 1 июля 2018 г. электронной сертификации также позволит предупредить реализацию фальсифицированной продукции.

Перспективными направлениями дальнейшего развития и совершенствования молочного рынка России следует признать:

1. Увеличение производства сырого и товарного молока за счет наращивания поголовья скота и повышения его молочной продуктивности, а также реализации мер государственной поддержки развития молочного хозяйства.

2. Улучшение переработки молока и повышение качества выпускаемой молочной продукции путем применения интенсивных безотходных и малоотходных технологий, увеличения удельной доли продукции с повышенной добавленной стоимостью.

3. Совершенствование ассортимента молочной продукции за счет функциональных и специализированных продуктов питания, в том числе рекомендованных для питания детей, спортсменов, лечебного и диетического назначения.

4. Повышение экспортного потенциала предприятий молочного хозяйства и промышленности России, в том числе за счет продукции с добавленной стоимостью.

5. Снижение импортозависимости молочного рынка России, обеспечение продовольственной независимости в области снабжения населения молоком и молочными продуктами, а также промышленности - молочным и иным необходимым сырьем.

6. Повышение конкурентоспособности отечественной молочной продукции на российском и зарубежном рынках за счет улучшения качества, совершенствования ассортимента, разумной ценовой политики и более активного продвижения российских брендов.

7. Предотвращение выпуска и реализации фальсифицированной молочной продукции посредством усиления государственного и внутрифирменного контроля за ее качеством, указания в маркировке достоверной информации, повышения социальной ответственности бизнеса.

8. Обеспечение рациональных логистических цепей при транспортировании, хранении и реализации молочных продуктов путем применения инновационных технологий, соблюдения оптимальных условий и установленных сроков годности при перевозке, хранении и реализации молочных товаров.

9. Стимулирование потребления молочных продуктов через реализацию программы внутренней продовольственной помощи и развитие инфраструктуры системы социального питания.

Библиографический список

1. Белов А.С., Воронин А.А., Жебит М.Э. Молочная отрасль России - 2017 год // Молочное животноводство. 21.08.2017. URL: https:// agrovesti. net/lib/rndustries/dairy-farming.

2. Статистика внешней торговли / ФТС РФ. URL: www/stat.ru//com.

3. Пармухина Е. Рынок сыра после эмбарго: рост производства пошел на спад. URL: www.agroinvestor.ru/market/article/25832-rynok-syra-posle-embargo.

Bibliography

1. Belov A.S., Voronin A.A., Zhebit M.Je. Molochnaja otrasl' Rossii -2017 god // Molochnoe zhivotnovodstvo. 21.08.2017. URL: https:// agrovesti. net/lib/industries/dairy-farming.

2. Statistika vneshnej torgovli / FTS RF. URL: www/stat.ru//com.

3. Parmuhina E. Rynok syra posle jembargo: rost proizvodstva posh-el na spad. URL: www.agroinvestor.ru/market/article/25832-ry-nok-syra-posle-embargo.

Николаева Мария Андреевна

Nikolaeva Mariya Andreevna

Тел./Phone: (495) 937-02-99 E-mail: man1408@mail.ru

Доктор технических наук,, профессор, профессор кафедры международной коммерции Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ 119571, РФ, г. Москва, пр. Вернадского, 82/5, корп. 5, офис 404

Doctor of Technical Science, Professor, Professor of International Commerce Department Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) 119571, Russia, Moscow, Prospect Vernadskogo, 82/5, campus building 5, office 404

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.