Научная статья на тему 'Современные тенденции развития рынка молочной продукции'

Современные тенденции развития рынка молочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ / МОЛОКО / МОЛОЧНАЯ ОТРАСЛЬ / DAIRY PRODUCTS / MILK AND DAIRY INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайченко А.В., Кравченко М.В.

Оссийский рынок молочной продукции постоянно растет, конкуренция на нем усиливается. Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроками рынка, а также появлением в России заводов иностранных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT MARKET TRENDS MILK PRODUCTS

The Russian market of dairy products is growing, the competition is intensifying. This is due to the gradual growth of the welfare of the majority of the population, and the constant build-up of production volumes of the market players, as well as the advent of the Russian plants of foreign manufacturers.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития рынка молочной продукции»

УДК 338.439.222

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

А. В. Зайченко, М. В. Кравченко

Сибирский государственный технологический университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 82 E-mail: kraftmarina@yandex.ru

Российский рынок молочной продукции постоянно растет, конкуренция на нем усиливается. Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроками рынка, а также появлением в России заводов иностранных производителей.

Ключевые слова: молочные продукты, молоко, молочная отрасль.

CURRENT MARKET TRENDS MILK PRODUCTS

A. V. Zaichenko, M. V. Kravchenko

Siberian State Technological University 82, Mira Av., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: kraftmarina@yandex.ru

The Russian market of dairy products is growing, the competition is intensifying. This is due to the gradual growth of the welfare of the majority of the population, and the constant build-up of production volumes of the market players, as well as the advent of the Russian plants offoreign manufacturers.

Keywords: dairy products, milk and dairy industry.

Российский рынок молочной продукции - один из самых крупных в мире. Говоря о рынке молочной продукции, мы включаем в это понятие молоко и продукты на его основе: сливки, кисломолочные продукты, сливочное масло, сыры, мороженое, а также сухое молоко, спрос на которое в последнее время снижается. По данным Росстата, в 2013 году объемы рынка молочных продуктов в России составил 484 млрд рублей, или 16,1 млрд долл., - из них импортной продукции было ввезено на 1,2 млрд долл. [1]. Молочные продукты - пищевые продукты, вырабатываемые из молока. Обычно используется молоко сельскохозяйственных животных, в первую очередь, коров, овец, верблюдов, яков и других [2].

Рынок молочной продукции можно разделить на следующие сегменты: молоко, кефир, сметана, сливки, кисломолочные продукты (ряженка, простокваша, варенец), йогурты, обогащенная биопродукция (биокефиры, биойогурты), творог, десерты, сливочное масло. По данным Молочного союза России, по всему ассортименту молочной продукции, за исключением сливочного масла и классического творога, наблюдается устойчивая динамика роста общих объемов, как производства, так и потребления.

Российский рынок молочной продукции постоянно растет, конкуренция на нем усиливается. Это обусловлено как постепенным ростом благосостояния большей части населения страны, так и постоянным наращиванием объемов производства игроками рынка, а также появлением в России заводов иностранных производителей. Рынок молочной продукции довольно хорошо изучен, однако не вся информация является открытой. Большая часть публикуемой информации содержит данные лишь о наиболее крупных игроках рынка, тогда как во многих случаях необходимо иметь факты, иллюстрирующие полную картину [3]. Основной фактор, сдерживающий развитие производства молока и молочных продуктов - состояние российского животноводства. В последние годы происходит сокращение крупного рогатого скота. Однако надои 2015 года по сравнению с 2014 годом, удается держать в стабильном состоянии, и даже повышать (таблица № 1) [4]

Секция «Маркетинги коммерциализация космоса»

Таблица 1

Производство молока и поголовье коров в 2014 году и на 15 марта 2015 года (данные, приведенные в таблице, не учитывают Крымского ОФ)

Сельхоз организации крупные, средние и малые

2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2014 г.

Российская Федерация

Производство молока, 2135,8 2224,2 104,0

тыс. тонн

Поголовье коров, 3485,0 3406,0 97,6

тыс. голов

Надой молока на 1 коро- 819 877 107,1

ву, кг

В свою очередь, данные Росстата показывают, что в 2015 году, по сравнению с 2014, предприятиями молокоперерабатывающей продукции было выработано больше молочной продукции, исключая молочные консервы, там ситуация обстоит иначе. В большей степени выросло производство масла и сыра (таблица № 2) [5].

Таблица 2

Производство молочной продукции в Российской Федерации (данные, приведенные в таблице, не учитывают Крымского ОФ)

Перечень продукции 2014 г. 2015 г. 2015 г. в % к 2014 г.

Масло животное 48,3 54,0 111,9

Сыры жирные 76,8 90,0 117,1

Цельномолочная продукция 2391,5 2501,2 104,6

Сухое цельное молоко 12,1 12,6 103,4

Нежирная молочная продукция 105,1 110,7 105,3

Консервы молочные, руб. 200,2 177,3 88,5

Эксперты Российского союза предприятий молочной отрасли, считают, что новый игрок практически не может выйти на рынок, так как, несмотря на относительно высокую рентабельность данного бизнеса, начинать его с нуля слишком дорого. Рост конкуренции и надвигающееся давление ри-тэйлеров вызывает изменение стратегических приоритетов развития участников рынка, особенно у российских компаний. По мнению экспертов компании CVS Consulting, несмотря на все сложности, в последнее время на молочном рынке наметились благоприятные тенденции. Прежде всего, это активизация небольших молочных предприятий и усиление конкурентной борьбы на внутреннем рынке, а также увеличение спроса и изменение стиля потребления молока в крупных городах. Сохранение данной тенденции позволит в течение ближайших 5-6 лет увеличить рынок молочной продукции на 40 %. [1] По оценкам экспертов Российского союза предприятий молочной отрасли, российский молочный рынок еще слабо освоен крупными западными производителями: из двадцати мировых лидеров в нашей стране представлены только три (Danone, Parmalat и Campiña), при этом объемы их производства в России сравнительно небольшие. Таким образом, российский рынок имеет еще очень большой потенциал для отечественных производителей, профилирующихся как на стерилизованном, так и пастеризованном молоке. Кроме этого, отечественные производители могут развиваться как за счет внутреннего, так и внешнего рынков сбыта [6]. Одним из наиболее перспективных рынков сбыта является Китай. По прогнозам, в ближайшие 10-15 лет в этой стране будет ощущаться острая нехватка молока. Уже сегодня спрос превышает предложение китайских молочных производителей на 30 %: с 2011 по 2013 гг. потребление молока в Китае увеличилось более чем в два раза, производство же лишь на 70 % [2].

Из компаний представленных выше, самой большой на рынке молока является Группа Вимм-Билль-Данн, по некоторым данным занимаемая компанией доля составляет 35 %. Более 89 % выручки группы Вимм Билль Данн составляют доходы от продажи молочных продуктов, 1 % выручки образовано сегментом рынка напитков, в который входят продажи соков и минеральной воды, 10 % выручки группы составляют продажи детского питания.

В состав отрасли входят предприятия по производству животного масла, цельномолочной продукции, молочных консервов, сухого молока, сыра, мороженого, казеина и другой продукции из молока [6]. В течение последних лет в России было отмечено некоторое увеличение производства, что может быть началом подъема в этом секторе сельского хозяйства. Такой рост обусловлен интенсификацией производства, модернизацией оборудования и переходом на современные технологии содержания и доения скота [7].

В российской молочной промышленности работает 1700 заводов, на которых работают 200 тыс. человек. Несмотря на значительный потенциал, молочная промышленность находится в тяжелом положении. В 1998 г. использование производственных мощностей на предприятиях отрасли составляло: по цельномолочной продукции - 26,5 %, маслу сливочному - 23,8 %, сырам сычужным - 43,0 %, молоку сухому цельному - 29,5 %, консервам молочным - 55,3 %. Это можно объяснить слабой сырьевой и материально-технической базой, небольшим ассортиментом продукции, неготовностью предприятий к построению качественно новых экономических отношений с производителями сырья и торговыми организациями на основе взаимного интереса, усилившейся конкуренцией импортной продукции, отсутствием эффективных форм государственного регулирования [5].

Библиографические ссылки

1. Новости сельского хозяйства. Промышленный портал [Электронный ресурс]. URL: http:// www.agroxxi.ru/novosti-selskogo-hozjaistva.html (дата обращения: 20.02.2016).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

3. Молочные продукты // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.

4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mcx.ru/ (дата обращения: 20.02.2016).

5. Российский союз предприятий молочной отрасли [Электронный ресурс]. URL: http://www.dairyunion.ru/about-union/ (дата обращения: 20.02.2016).

6. Чеботарева М. С. Анализ структуры рынка молочной продукции России // Молодой ученый. 2014.№ 7. С.134-137.

7. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров : учебник / под ред. И. П. Чепурной. М., 2009.

© Зайченко А. В., Кравченко М. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.