УДК 637.1:658.8 (571.15)
Молочная индустрия
как стратегическое направление развития
продовольственного рынка
М. К. Черняков, д-р экон. наук, профессор; М. М. Чернякова, канд. экон. наук
Новосибирский государственный технический университет К. Ч. Акберов, канд. экон. наук; И.А. Чернякова
Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск
Стратегическая задача пищевой и перерабатывающей промышленности - гарантированное и устойчивое снабжение населения страны безопасным и качественным продовольствием. Главная цель отрасли -повысить качество жизни общества [1]. Для достижения этих целей необходима стабильности как внутренних источников продовольственных, так и сырьевых ресурсов, а также наличие резервного фонда. Молочная индустрия формирует один из пяти стратегических рынков продовольствия. Особое значение в современных условиях приобретает изучение перспективных направлений развития рынка молочной продукции, по-
скольку молоко и молочные изделия обязательно присутствуют в продуктовой корзине каждой семьи, особенно если в семье есть дети.
Молоко относится к продуктам, которые вырабатываются ежедневно и хранятся всего несколько дней, что требует сокращения времени на переработку и превращения их в более устойчивую форму с более длительным сроком хранения. При этом наблюдается прямая взаимосвязь между ведением хозяйства и качеством вырабатываемой молочной продукции. Поэтому молочная индустрия требует более четкого и многостороннего законодательства, которое бы в полной мере отражало
К
M M
¡y
¡5
■ Короткие сроки реализации продукции
1 Категория продуктов первой необходимости
■ Регулирование государством наценки на часть товаров
■ Низкий порог входа игроков на рынок
> Жесткие требования к хранению (только в холодильнике, что влечет дополнительные затраты и ограничивает место!
■ Сложность проверки качества продуктов
Рис. 1. Основные особенности рынка молока и молочных продуктов
Рис. 2. Классификация рынка молока и молочных продуктов по территориальному (географическому) признаку
жесткие требования к качеству молока и молочных продуктов (рис. 1).
Для молочной индустрии характерны сильные позиции различного рода объединений, союзов промышленников, ассоциаций. Объективными причинами создания отраслевых объединений служат наличие огромного числа проблем, решить которые нереально возможностями отдельных, даже экономически сильных организаций.
Видовая структура молочного рынка характеризуется многообразием потребительских свойств молочных продуктов. Молочную индустрию следует исследовать через призму совокупности отдельных видовых рынков пастеризованного молока, кефира, сметаны, творога, масла, мороженого и т. д.
Отраслевая структура рынка характеризуется совокупностью отдельных видовых отраслей, которые вовлечены в процесс оборота молока и молочных продуктов. Краеугольным камнем этой системы является молочная отрасль.
По территориальному (географическому) признаку рынок молока и молочных продуктов классифицируется по двухуровневой системе (рис. 2).
Организационная структура молочной индустрии формируется из многочисленных участников рынка. Всех субъектов молочного рынка следует объединить в четыре группы (рис. 3).
Субъекты молочной индустрии (производители и переработчики молока) различаются также по нескольким критериям. Прежде всего, это их социально-экономическое положение. Наибольшую долю среди них занимают средние и крупные хозяйства, сельскохозяйственные кооперативы, личные подсобные хозяйства [2], которые не способны быстро приспосабливаться к изменениям на рынке, для них необходим переходный период.
Продовольственный вопрос в нашей стране остается одним из важнейших. В настоящее время в питании населения Российской Федерации
Рис. 3. Организационная структура молочного рынка
Рис. 4. Классификация традиционных молочных продуктов
наблюдается тенденция к снижению потребления мясных и молочных продуктов, причем у значительной части жителей страны скуден рацион [3]. По уровню питания Россия отстает от развитых стран, особенно это касается сельской местности [4].
Анализирую рынок молочных продуктов необходимо обратить внимание на то, что молочная индустрия России по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности в меньшей степени находится в зависимости от импорта. Доля последнего в течение многих лет не превышает 15%. Местные производители с успехом внедрили выпуск широкого ассортимента молочной продукции, при этом наблюдается тенденция, когда потребители предпочитают приобретать отечественные продукты. Российская молочная индустрия всегда производила кисломолочных продуктов больше по объему и по ассортименту, чем импортировали из-за рубежа. На основании этого можно констатировать, что импорт не представляет угрозы для развития молочной отрасли.
Однако судить о состоянии молочного производства, как о благополучном, преждевременно, потому что есть две глобальные проблемы в «молочной» сфере: качество сырого молока и сезонность его производства.
1. Проблема качества сырого молока вытекает из существующей многолетней практики технического отставания молочного животноводства.
2. Проблема сезонности производства молока вытекает из сложившейся практики экстенсивного характера молочного животноводства в стране.
Существующий дефицит отечественного сырья стимулирует отдельные организации разрабатывать и реализовывать инвестиционные проекты поддержки сельхозпроизводителей [4, 5]. За это сельскохозяйственные товаропроизводители рассчитываются с предприятиями сырым молоком.
Молоко и молочные продукты используются в каждой семье в нашей стране с давних пор. Классификация традиционных молочных продуктов (ТМП) приведена на рис. 4.
Молочная индустрия широко применяет сепарацию - отделение одних структурных компонентов молока от других. В продуктах сепарации сохраняют все свойства натурального молока. Ведь здесь не происходит никаких химических реакций. Химические реакции в молоке осуществляются для производства кисломолочных продуктов.
Молочнокислые бактерии перерабатывают большую часть сахаров в молоке и молоко скисает. Но это вовсе не означает потерю его питательных свойств.
Кроме того, кисломолочные изделия значительно более ценны для большей части населения, так как усваиваются организмом значительно проще.
Таблица 1
Доли рынка производителей ЙДГ и узнаваемость их торговых марок
Название Доли рынка производителей, % Узнаваемость тор-
молочных десертов глазированных сырков говых марок, %
Вимм-Билль-Данн 43 32 30
Юнимилк 8 б -
РостАгроЭкспорт - 13 -
Очаковский молочный завод - 8 -
Ehrmann 4 - 4
Danone 12 S 33
Примечание: источник данных информационно-статистическая база данных Руслана, Bureau Van Dijk Electronic Publishing. - Режим доступа: https: // ruslana.bvdep.com (дата обращения: 10.09.2017).
Таблица 2
Доли рынка производителей ЙДГ и узнаваемость их торговых марок
Распределение рыночной доли Занимаемой рыночной доли
Динамики рыночной доли предприятия со слабой конкурентной позицией лидеры рынка
аутсайдеры рынка предприятия с сильной конкурентной позицией
Ключевые клиенты о о Фудссрвие о Молочные кухни Доля рынка, % 3(1 33 36 39 42 45 48 51 54 57 60
0 3 6 9 12 15 IS 2t 24 27 Локальные ключевые клиенты о Традиционная дистрибуция о
Рис. 5. Карта игроков рынка FMCG Новосибирска в 2013 г.
о Фулсервис о Молочные кухни Ключевые клиенты о Локальные ключевые клиенты о
0 2 4 6 8 10 12 14 16 13 7 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 Доля рынка. % радиципнная дистрибуция о
Рис. 6. Карта игроков рынка FMCG Новосибирска в 2016 r.
Ассортимент кисломолочных продуктов, получаемых от разных видов домашних животных и от раз-
ных фракций молока, весьма разнообразен, хотя не так сильно известен.
Следует обратить внимание на те виды молочных изделий, которые получают с использованием современных технологий. По популярности они не уступает традиционным продуктам.
В результате, как мы видим на рис. 4, классификация молочных изделий по своему разнообразию не уступает таковой у мясных продуктов. Следует обратить внимание на то, что молоко, являясь продуктом животного происхождения, очень широко используются в кондитерской промышленности.
Один из самых динамично развивающихся и маржинальных рынков рынок молочных десертов йогуртово-десертной группы (ЙДГ). За четыре предкризисных года он вырос более чем на 30%. Причина такого роста связана не только с высокой востребованностью молочных десертов, но и непрерывно расширяющимся ассортиментом. В эту группу входят вязкие и питьевые йогурты, пудинги, творожные массы, взбитые и мягкие творожки, глазированные сырки, суфле и коктейли.
Основными участниками рынка являются такие компании, как «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «РостА-гроЭкспорт», «Очаковский молочный завод». К отечественным производителям относятся также и те зарубежные компании, которые владеют предприятиями молочной индустрии на территории Российской Федерации и инвестируют капитал в развитие производства и сбыта продукции, например, немецкая компания Ehrmann и французская Danone (табл. 1).
Особый интерес для исследования представляет конкурентная карта рынка, которая характеризует распределение рыночных долей участников. Это позволяет определять и контролировать положение как конкурентов на рынке молока и молочной продукции, так и собственной организации в сравнении с ними. Построение конкурентных карт - заключительный этап маркетинговых исследований участников рынка [3]. Конкурентная карта рынка может быть построена с использованием двух показателей (статистического и динамического) и стандартных положений компаний (табл. 2).
Распределение рыночной доли в карте рынка (рис. 5-8) позволяет выделить ряд стандартных положений компаний на рынках Новосибирска и Омска:
Бесспорным лидером на рынке FMCG Новосибирска с 2012 по 2016 гг. остаются «Локальные ключевые клиенты» с 37%, имеющие стабильный ежегодной темп
ü 3 6 Ч 12 15 Ключевые клиенты о IS 2! 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51
о Фудсервис Доля рынка, % о Локальные ключевые клиенты Традиционная дистрибуция о
je 14 12 10
I 6
g, 4
I 2 § 0 се
ц -2
0
ь -4
1 -6 н -8
10
12
Рис. 7. Карта игроков рынка FMCG Омска в 2013 г.
5
£ 4 i 3 Iг
В 1
§ О
e-i
а-2
5 -3 Í-»
-5 Рис. 8.
о Фудсервис 0 3 6 9 12 15 Ключевые клиенты о 18 21 24 27 30 33 36 39 42 45 48 51
Доля рынка, % о Локальные ключевые клиенты о Традиционная дистрибуция
Карта игроков рынка FMCG Омска в 2016 r.
роста более 3%. К ним близко приблизились «Ключевые клиенты» с 32%, имеющие еще более высокий ежегодной темп роста более 8%, которые в 2013 г. относилась к организациям со слабой конкурентной позицией. В лидирующей тройке остается пока «Традиционная дистрибуция» с 30%, которая по сравнению с 2013 г. вдвое потеряла долю рынка и имеет стабильный ежегодной темп потерь более 10%. Участники рынка «Фудсервис» и «Молочные кухни» относятся к аутсайдеры рынка и их доля не превышает 1% на протяжении всего анализируемого периода времени.
Бесспорным лидером на рынке FMCG Омска с 2012 по 2016 гг. остается «Ключевые клиенты» с 48% долей рынка, имеющие высокий ежегодной темп роста около 16%. За ними с большим отрывом следуют «Локальные ключевые клиенты» и «Традиционная дистрибуция» с более 20%, имеющие сильные конкурентные позиции и высокий ежегодный темп падения более 2%. «Фудсервис» относится к аутсайдерам рынка и их доля не превышает 5 % на протяжении всего анализируемого периода времени.
Компания «Вимм-Билль-Данн» успешная и интересная для инвесторов. На текущий момент времени у нее есть четкая стратегия и полное понимание того, что необходимо подняться до производителя молочных продуктов питания мирового класса.
Участники каналов и их ценности на рынках Новосибирска и Омска кардинально не отличаются. Аутсайдером Новосибирского и Омского FMCG-рынка является «Фудсервис», а лидирующую позицию занимают «Ключевые клиенты». Следует отметить, что положение основных игроков FMCG-рынка в Омске на 10 % выше, чем в Новосибирске в связи с большей экспансией ключевых игроков (Лента, Метро, Ашан, Магнит, Пятерочка).
В качестве перспективного направления в развитии молочной индустрии можно рассматривать формирование агропромышленных структур иннодиверсификацион-ного типа. Такие структуры должны учитывать все многообразие форм собственности и экономических интересов, а также кадровый потенциал сельского населения [6]. Они должны сочетать взаимовыгодное сотрудничество перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей с кооперированием этих формирований
в единые организационно-правовые структуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акберов, К. Ч. Совершенствования административного потенциала сельской территории/ К. Ч. Акберов [и др.] // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - № 3 (ч. 3). - 2017. -С. 3-9.
2. Черняков, М. К. Автоматизированное рабочее место сельскохозяйственного кооператора/ М. К. Черняков, М. М. Чернякова, И. А. Чернякова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. Международный теоретический научно-практический журнал. (Выпуск 4/65). -Белгород: 2017. - С. 168-178.
3. Черняков, М.К. Анализ и прогнозирование маркетинговой деятельности на платформе 1С: Организация/Вестник Забайкальского государственного университета. Теоретический и научно-практический журнал. (Выпуск 9 (112) / 2014). - Чита: 2014. -С. 130-138.
4. Черняков, М.К. Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий / Черняков М. К., Черняко-
ва М.М., Акберов К.Ч.-о. // Пищевая промышленность - 2017. - № 4. - С. 36 - 39.
5. Черняков, М.К. Субсидии как форма государственной поддержки сельского хозяйства/ М. К. Черняков [и др.] // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. -2017. - № 2 (2). - С. 3-6.
6. Черняков, М.К. Управление занятостью на рынке труда/ М.К. Черняков, М.М. Чернякова // Гуманитарные и социально-экономические науки. -Ростов-на-Дону. - 2015. - № 2 (81). -С. 139-144.
REFERENCES
1. Akberov, K. Ch. Sovershenstvo-vaniya administrativnogo potentsiala sel'skoi territorii/K.Ch. Akberov [i dr.] // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. - № 3 (ch. 3). - 2017. - S. 3-9.
2. Chernyakov, M.K. Avtomatizirovannoe rabochee mesto sel'skokhozyaistvennogo kooperatora/ M. K. Chernyakov, M. M. Chernyakova, I.A. Chernyakova // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. Mezhdunarodnyi teo-reticheskii nauchno-prakticheskii zhur-nal. (Vypusk 4/65). - Belgorod: 2017. -S. 168-178.
3. Chernyakov, M. K. Analiz i prog-nozirovanie marketingovoi deyatel'nosti na platforme 1S: Organizatsiya/Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Teoreticheskii i nauchno-prak-ticheskii zhurnal. (Vypusk 9 (112)/2014). -Chita: 2014. - S. 130-138.
4. Chernyakov, M.K. Rol' kooperatsii v povyshenii effektivnosti sotsial'no-
ekonomicheskogo potentsiala severnykh territorii/ Chernyakov M. K., Chernyakova M.M., Akberov K. Ch.-o. // Pishchevaya promyshlennost' - 2017. - № 4. -S. 36 - 39.
5. Chernyakov, M. K. Subsidii kak forma gosudarstvennoi podderzhki sel'skogo khozyaistva/M. K. Chernyakov [i dr.] // Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo
un i vers i teta. Ser i ya sotsial'no-ekonomicheskikh i obshchestvennykh nauk. - 2017. - № 2 (2). - S. 3-6.
6. Chernyakov, M. K. Upravlenie zanyatost'yu na rynke truda/ M. K. Chernyakov, M. M. Chernyakova // Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. - Rostov-na-Donu. - 2015. - № 2 (81). - S. 139-144.
Молочная индустрия как стратегическое направление развития рынка продовольствия
Ключевые слова
конкурентоспособность; молоко; молочная индустрия; продовольствие; продукт; рынок.
Реферат
Рассмотрена роль пищевой и перерабатывающей промышленности в обеспечение гарантированного и устойчивого снабжение населения страны безопасным и качественным продовольствием. Предложены теоретические основы развития перспективных направлений развития рынка молочной продукции, потому что молоко и молочные изделия являются обязательными и незаменимыми продуктами питания человека, особенно в детском возрасте. Молочная индустрия рассмотрена через призму совокупности отдельных видовых рынков пастеризованного молока, кефира, сметаны, творога, масла, мороженого. Определены основные особенности рынка молока и молочных продуктов. Дана классификация рынка молока и молочных продуктов по территориальному (географическому) признаку. Сформулирована организационная структура молочного рынка. Дана классификация традиционных молочных продуктов. Выявлен один из самых динамично развивающихся и маржинальных рынков - рынок молочных десертов йогуртово-десертной группы, который за четыре последних года он вырос более чем на 30%. В качестве основного источника данных использовалась информационно-статистическая база данных Руслана. Анализ рынка молочных продуктов показал, что молочная индустрия России по сравнению с другими отраслями пищевой промышленности в меньшей степени находиться в зависимости от импорта, доля которого в течение многих лет не превышает 15%. Однако есть две глобальные проблемы в сфере производства молока: качество сырого молока и сезонность его производства. Выделены основные участники молочного рынка, таковыми являются такие компании, как «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк», «РостАгроЭкспорт», «Очаковский молочный завод». Конкурентные карты рынка были построены с использованием двух показателей (статистического и динамического) и стандартных положений компаний. Установлено, что перспективными направлениями в развитии молочной индустрии является формирование агропромышленных структур иннодиверсификационного типа. Такие структуры должны учитывать все многообразия форм собственности и приоритет экономических интересов. Они должны сочетать взаимовыгодное сотрудничество перерабатывающих предприятий и сельскохозяйственных товаропроизводителей с кооперированием этих формирований в единые организационно-правовые структуры.
Авторы
Черняков Михаил Константинович, д-р экон. наук, профессор, Чернякова Мария Михайловна, канд. экон. наук Новосибирский государственный технический университет, НГТУ, Россия, 630073, г. Новосибирск, пр-т К. Маркса, 20 Акберов Камал Чолуоглы, канд. экон. наук, Чернякова Ирина Алексеевна
Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Новосибирск, пр. КарлаМаркса, д. 26, [email protected], [email protected], [email protected]
Dairy industry as strategic direction of development of the market of food
Key words
competitiveness; dairy industry; food, market; milk; product
Abstracts
The role of food and processing industry in providing guaranteed and steady supply of the population of the country with safe and qualitative food is considered. Theoretical bases of development of the perspective directions of development of the market of dairy products because milk and milk products are obligatory and irreplaceable food of the person, especially at children's age are offered. The milk industry is considered through a prism of set of the separate specific markets of pasteurized milk, kefir, sour cream, cottage cheese, oil, frozen. The main features of the market of milk and dairy products are defined. Classification of the market of milk and dairy products by territorial (geographical) sign is given. The organizational structure of the milk market is formulated. Classification of traditional dairy products is given. One of the most dynamically developing and marginal markets - the market of milk desserts of yogurt and dessert group which in four last years it grew more than by 30% is revealed. As the main source of data the information and statistical database of Ruslan was used. The analysis of the market of dairy products has shown that the dairy industry of Russia in comparison with other branches of the food industry to a lesser extent to be depending on import which share for many years doesn't exceed 15 %. However there are two global problems in the sphere of production of milk: quality of raw milk and seasonality of his production. The main participants of the milk market are allocated, those are such companies as Wimm-Bill-Dann, Yunimilk, Rostagroeksport, «The Ochakov milk plant». Competitive cards of the market were constructed with use of two indicators (statistical and dynamic) and standard provisions of the companies. It is established that the perspective directions in development of the milk industry is formation of agro-industrial structures of innodiversifikatsionny type. Such structures have to consider all varieties of forms of ownership and a priority of economic interests. They have to combine mutually beneficial cooperation of processing enterprises and agricultural producers with cooperation of these formations in uniform organizational and legal structures.
Authors
Chernyakov Michael Konstantinovich, Doctor of Economical Sciences, professor,
Chernyakova Maria Mikhaylovna, Candidate of Economical Sciences Novosibirsk State Technical University, 20, Karl Marx Prospekt, Novosibirsk, 630087
Akberov Kamal Tcholuogli, Candidate of Economical Sciences, Chernyakova Irina Alekseevna
Siberian University of consumer cooperation, 26, Karl Marx Prospekt, Novosibirsk, 630087