Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/45ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 09.04.2018; опубликована 01.06.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Кулумбегов М.М. Анализ текущего состояния зарубежных и российских производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности с использованием метода анкетирования // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/45ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Kulumbegov M.M. (2018). Analysis of the current state of foreign and Russian manufactures of equipment for the food and dairy industry using the polling method. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https ://esj. today/PDF/45ECVN318.pdf (in Russian)
УДК 33
ГРНТИ 38.06.01
Кулумбегов Михаил Михайлович
ООО «Платформа», Москва, Россия Ведущий экономист
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия
Аспирант, 3 год E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=910358
Анализ текущего состояния зарубежных и российских производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности с использованием метода анкетирования
Аннотация. В статье проводится анализ текущего состояния зарубежных и российских производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности методом полевого исследования на основе анкетирования. Исследование проходило на 16-й Международной выставке оборудования «Мясная и Молочная Индустрия 2018», которая проходила с 27 февраля по 02 марта 2018 года с 10.00 до 18.00 в г. Москве, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3. Данная выставка является специализированным мероприятием, которое определяет стратегическое развитие молочной промышленности. В рамках исследования была составлена специальная стандартная анкета, включающая 14 вопросов. Опрашивались преимущественно представители российских и зарубежных производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности. К ним относятся такие компании, как MilkyLAB, Comat, VzduchTorg, Бринокс Рус, Ekokom, Donido, Inoxpa, Delaval, GECIteck, Ленпромаш, Молмаш, Биорус, Ювмилк, Махачкалинский завод сепараторов, Сельмаш молочные машины, НПО Гигамаш и другие. Около 80 % экспонентов - лидеры в производстве новых технологий и оборудования для переработки молока. Автором было выявлен уровень влияния санкций и девальвации национальной валюты на зарубежных и российских игроков на рынке пищевой и молочной промышленности, проведена оценка сложности входа и работы на российском рынке. Также в статье раскрываются конкурентные преимущества российских и зарубежных производителей; оборудование, которое пользуется наибольшим спросом на российском рынке. В заключении автор делает рекомендации российским предприятиям, на что следует обратить внимание, чтобы увеличить свои позиции на российском рынке.
Ключевые слова: молочная промышленность; пищевая промышленность; конкурентные преимущества; конкурентоспособность; оборудование; мясная и молочная индустрия; санкции; девальвация валюты
...Непрерывно и безостановочно,
Подобно струям фонтана,
Пошлем всего мира народам
Продукт наших рук и ума.
Как прилив неистощимый,
Расти, промышленность, расти, расти.
гимн в концерне "Мацусита дэнки" [1]
XXI век характерен обострением геополитической борьбы на всем мировом пространстве. Процессы глобализации, интеграции, кооперации на фоне не прекращающегося финансово-экономического кризиса, заставляют правительства многих стран искать новые формы, методы, механизмы развития и продвижения национальной экономики. В современных условиях Россия, являясь одной из лидирующих стран на мировой арене, не может положиться на партнеров из Европы и Америки, а также их поддержку в перспективных долгосрочных экономических проектах [2].
Режим экономических санкций, введенных США и странами Евросоюза в отношении России, а также ответная реакция нашей страны, несмотря на все негативные последствия проводимых политических игр, создают для ее промышленных предприятий возможность генерировать новые модели экономического развития, изыскивая возможности формирования и удержания конкурентных преимуществ [3].
Политика импортзамещения основывается на создании благоприятной среды, защиты отечественных производителей со стороны государства с целью роста национальной промышленности [4, 5].
В сорока шести регионах России располагается более двухсот заводов пищевого машиностроения, которые специализируются по выпуску оборудованию для производства хлебобулочных изделий, детского питания, молочных продуктов, предприятий торговли и многого другого. Выпускаемая продукция охарактеризована огромным ассортиментом, как стандартным образцами, так и по индивидуальным заказам клиентов [6].
Для оценки влияния санкций ЕС и США, а также девальвации национальной валюты на производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности необходимо провести полевое исследование.
Метод анкетирования является одним из основных методов исследования во всех сферах деятельности. «Получаемую информацию необходимо подвергать переработке, сравнению, осмыслению, исследованию» [7]. Анкетирование представляет собой разновидность исследовательского метода опроса, позволяющая на основе письменных ответов на предложенные вопросы выявить точки зрения и тенденции, имеющие место в группе респондентов [8].
Международная выставка оборудования и технологий для молочного производства существует с 2002 года. За всё время работы выставка зарекомендовала себя как качественное бизнес-мероприятие. Здесь представлены оборудование и технологии для модернизации и повышения эффективности деятельности предприятий молочной индустрии. Выставка
проходит при поддержке Министерства сельского хозяйства России, и является одной из самых крупных в России согласно Общероссийскому рейтингу выставок. Здесь осуществляются решения актуальных бизнес - задач, встречи с экспертами отрасли, получение самых последних отраслевых новостей, экспертных оценок развития бизнеса. С каждым годом выставка растет и развивается, но неизменно, на ряду с представителями малого и среднего бизнеса, в ней принимают активное участие крупные компании рынка: DeLaval, GEA, Тетра Пак, Таурас Феникс, Кизельманн и другие. Их прогрессивная позиция на рынке является ориентиром, а мнения экспертов этих компаний являются точками отсчета в отрасли [9].
«Мясная и Молочная Индустрия 2018» - это 16-я Международная выставка оборудования, которая проходила с 27 февраля по 02 марта 2018 года с 10.00 до 18.00 в г. Москва, МВЦ «Крокус Экспо», павильон 3. Данная выставка является специализированным мероприятием, которое определяет стратегическое развитие молочной промышленности.
Для посещения выставки была разработана специальная стандартная анкета, включающая 14 вопросов. Анкеты заполнялись непосредственно респондентами или интервьюером со слов респондентов. Опрашивались преимущественно представители российских и зарубежных производителей оборудования для пищевой и молочной промышленности. Всего было собрано более 20 анкет.
Около 80 % экспонентов - лидеры в производстве новых технологий и оборудования для переработки молока [10].
На первом этапе обработки все анкеты были занесены в таблицу MS Excel в том виде, в каком они были заполнены - дословно [11]. Несколько столбцов исходной таблицы были разгруппированы еще на несколько с целью дальнейшей обработки данных. Итоговая таблица содержит более 100 строчек и 16 полей-столбцов. Основные положения анкеты свелись к следующему...
1. Название отечественного или зарубежного производителя и его расположение
В нашем анкетировании приняли участие такие предприятия, как зарубежные: Fujian Putian Qixiang Food CO., LTD, Lianyungang Nuoxin Food Ingredients CO., LTD, Wuxi AccoBio Biotech Inc., MilkyLAB, Comat, Milking Food Tecknology, VzduchTorg, ООО "Бринокс Рус", Ekokom, Donido, Inoxpa, Delaval, GECIteck и отечественные: Молочные машины русских, ЗАО "Ленпромаш", АО Молмаш, Биорус, Ювмилк, Махачкалинский завод сепараторов, Сельмаш молочные машины, ООО "НПО Гигамаш". Они располагаются в следующих странах: Китай, Италия, Словакия, Словения, Болгария, Испания, Швеция, Франция и регионах России: Кировский, Ленинградский, Московский, Воронежский, Дагестанский.
2. Основные виды оборудования, которые пользуются наибольшим спросом у данных производителей в России и за рубежом
Представим полученные данные в виде таблице 1.
Таблица 1
Основные виды оборудования, производимые отечественными и зарубежными производителями
№ Наименование компании Основные виды оборудования
1 Comat Оборудование для сыра
2 Fujian Putian Qixiang Food CO., LTD Шланги
3 Lianyungang Nuoxin Food Ingredients CO., LTD Емкости
Вестник Евразийской науки 2018, №3, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 3, Vol 10 https://esi.today
№ Наименование компании Основные виды оборудования
4 Milking Food Tecknology Охладители
5 MilkyLAB Автоматизированные линии для производства сыров и прочее оборудование
6 VzduchTorg Сушительные установки
7 Wuxi AccoBio Biotech Inc. насосы
8 АО Молмаш Емкости, СИП-мойки, теплообменное и прочее
9 Биорус СИП-мойки, Емкости, Сепараторы
10 ЗАО "Ленпромаш" Линии розлива ПЭТ
11 Махачкалинский завод сепараторов Сепараторы
12 Молочные машины русских Емкостное
13 ООО "Бринокс Рус" СИП-мойки, Емкости, приемка молока
14 Сельмаш молочные машины Ёмкостное
15 Ювмилк Фильтры для молока, теплообменное, СИП-мойки, сыро и твороженное, прием и учет молока
16 Ekokom. Donido Прием и обработка молока, емкости, охладители, СИП-мойки
17 Inoxpa Насосы, миксеры, мешалки
18 ООО "НПО Гигамаш" Прием и обработка молока, дозаторы, разнообразные линии производства продукции, емкости, охладители
19 Delaval Комплексные решения, разнообразное оборудование, доильные залы
20 GECIteck Шланги, фитинги
Составлено и разработано автором
Из данной таблицы видно, что ассортимент выпускаемого оборудования практически не отличается. Однако можно выделать компанию «Ве1ауа1» в связи с тем, что она занимается не только производством популярного оборудования, но и реализует комплексные доильные залы различных типов и модификаций под своим брендом. Кроме того, только «Махачкалинский завод сепараторов» в отличие от своих коллег сфокусирован на конкретном типе оборудования.
3. Проблемы и сложности действующих игроков на российском рынке, по мнению респондентов
• Недостаточное количество специалистов, владеющих иностранными языками.
• Сложность импорта проявляется в длительности поставок, высокой стоимости логистики.
• Высокие цены.
• Отсутствие культуры потребления сыра.
• Отсутствуют четкие регламентированные правила, по которым могут работать игроки на рынке.
• Большое количество законодательных дыр.
• Нет возможности развития.
• Отсутствие реальных ПТУ. Отсутствие образовательных учреждений.
• Несоответствие разрядов специалистов действительности.
• Недостаточность собственных средств.
• Многие заводы предпочитают фильтровать молоко по старинке.
• Слабая поддержка государством.
Высокая бюрократия.
Налогообложение.
Высокие ставки по кредитованию.
Необходимость открытия филиалов, представительств. Отсутствие дисперсии заказчиков.
Недостаточный уровень образования у малых и средних предприятий. Отсутствие возможности составить грамотное техническое задание, как это делают крупные компании. Высокие временные затраты на составление предложения. По результатам выполнения проектов, могут возникнуть конфликты между компаниями.
Отсутствие инжинирингового офиса у малых и средних предприятий, как у крупных.
Наличие некачественного сырья, компонентов.
Убеждение, что «импорт лучше нашего», «отечественное - значит плохое».
4. Отношение отечественных и зарубежных компаний к российским производителям оборудования (оценка от 1 до 10 баллов)
Проанализированные данные представим в виде диаграммы 1
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
1 1
з
о О
О
О
■ Й Н
° а
(ч н
s ^
X Г
8 о
I о
ш
<
J
J?
н
■С
м
и §1 я
iy fe Д Д
Н •о
о
о рц
м Ö 3
•о '3
м
W
о
W
о
О
<
О
<
го
я
о
л
« со
'ä а
о н
со л
<и
сЗ и в
sr о
X
л
33
О О О
я и
О С
м
о о о
Рисунок 1. Отношения зарубежных и отечественных предприятий производителей к российским производителям оборудования (составлено и разработано автором)
Задачей данного вопроса состояло в выявлении отношения зарубежных и отечественных производителей на аналогичную произведенную ими продукцию, представленную на российском рынке отечественного оборудования. По результатам анкетирования было выявлено, что некоторые российские компании не дали исчерпывающего ответа по данному вопросу. Данная диаграмма показываем нам, что ведущие специалисты данных предприятий
относятся к отечественным производителям аналогичного оборудования достаточно серьезно: средний балл составил 5,65 баллов. Средняя оценка зарубежных предприятий - 5,18 баллов на отечественные аналоги, и средняя оценка российских - 6,22 баллов. Можно сделать вывод, что нашей подотрасли относится высокий показатель лояльности и серьезности к отечественным конкурентам.
5. Доля российского оборудования, установленного на заводах России (%)
Проанализированные данные представим в виде диаграммы 2.
Рисунок 2. Доля отечественного оборудования на заводах России, (%) (составлено и разработано автором)
В данном вопросе воздержались от ответа 3 компании, такие как Биорус, Comat и GECIteck. Средняя доля установленного аналогичного отечественного оборудования на российских заводах, по мнению респондентов, от общей доли составляет 55,23 %. По результату опрошенных российских компаний средняя доля составляет 60,62 % и зарубежных - 48,55 %. Можно сделать вывод, что зарубежные и отечественные предприятия на российском рынке заняли свою долю. Зарубежные предприятия в большей степени сосредоточены на крупных российских предприятиях по производству конечных продуктов, а отечественные предприятия - на малых и средних.
6. Оценка барьеров входа на российский рынок
Где 10 - очень высокие, 5 - приемлемые, 3 - достаточно низкие и 1 - не ощущаются. Проанализированные данные представим в виде диаграммы 3.
о о •о о о Рн
м
Is
СУ J
° Q
^ Н ^
X г
8 о
I о
м 3 8 § МтЗ § 2 ^ м й с
J2 £
Н ■С
О W
О
О
<
¿4 W
& С
я
О
<
О О
о
я и
О
с
м
о о о
Рисунок 3. Оценка барьеров входа на российский рынок (составлено и разработано автором)
На диаграмме видно, что средняя оценка барьера входа на российский рынок составляет 3,3 балла по мнению опрошенных респондентов. По оценкам зарубежных производителей средняя оценка - 3,58 и отечественных - 2,87. Зарубежным компаниям сложнее входить на российский рынок в связи с тем, что требуется открытие дочерних компании или представительств в нашей стране, или осуществлять реализацию своего оборудования через официальных дилеров или дистрибьюторов. На крупных предприятиях, которые производят конечные молочные продукты, установлены линии конкретных зарубежных поставщиков. Обновление части основных производственных фондов требует придерживаться марки основного оборудования, в первую очередь это связанно с минимизацией затрат. Оборудование других поставщиков не подойдет по своим техническим характеристикам. Поэтому производители вынуждены осваивать новые рынки, находить новых потенциальных клиентов, подготавливать проекты для полной или частичной модернизации заводов, ожидать необходимое расширение производств у действующих предприятий.
Большинство зарубежного оборудования поставляется под заказ клиентов. Срок доставки обусловлен наличием оборудования на складе производителя или сроков его изготовления, а также его доставкой на завод. Среднее время выполнения заказа составляет 6 -8 недель после размещения заказа клиентом. Помимо этого, при сбоях производства клиенты вынуждены нести дополнительные затраты на оформление срочной поставки оборудования. Большая часть логистических затрат идет на оформление таможенной декларации и авиа-доставки. Заводы вынуждены идти на данные меры.
Для российских производителей оборудования высокие барьеры входа на крупные предприятия заключаются в том, что все купные холдинги - это зарубежные компании, которые ориентированы на высокотехнологичную и качественную продукцию. Помимо этого, существует неглавное правило, что компании будут поддерживать производителей своей страны. Как, например, Данон, где установлена высокая доля французского оборудования.
7. Наиболее популярное зарубежное и отечественное оборудование среди российских компаний
Отечественное: сыродельное, твороженное, емкостные котлы, фильтры, сепараторы, теплообменное.
Зарубежное: сыродельное, комплексные линии, установки сушки, емкостное, твороженное, линии приемки, роботизированное, доильное оборудование, шланги, фитинги.
Вывод: наибольшей частотой спроса пользуется компонентное оборудование или запасные части, так как имеют более короткий срок эксплуатации и быстрый срок износа.
8. Оценка влияния санкций ЕС на деятельность на деятельность предприятий на российском рынке
Где 10 очень сильно.
Проанализированные данные представим в виде диаграммы 4
а
н
J
о
о
-а
СУ a
Н .с
l2 О
(ч н
S bJ
X "
§ О
I о
м
•о '3
¿4 W
О
w О
о
<
&
с a
О
<
&
0} a
О О О
a и
О С
м
о о о
Рисунок 4. Влияние санкцией ЕС на деятельность отечественных и зарубежных производителей на отечественном рынке (составлено и разработано автором)
По результатам исследования средний бал влияния санкций на деятельность российских и зарубежных предприятий на российском рынке составляет 2,55. Влияние на зарубежных -2,09 и отечественных - 3,11. Специалисты зарубежных предприятий убеждены, что санкции не оказали негативного влияния на их деятельность на российском рынке, чего нельзя сказать об отечественных производителях. Российские производители оборудования для пищевой и молочной промышленности стали работать по выдвинутой программе государством -импортозамещение. В Российской Федерации в течение последних лет в период с 2015 по 2018г. наблюдается активный рост производства различных видов сыров. Для их производства
4
3
2
1
0
отечественные производители осуществили дифференциацию выпускаемого оборудования. Можно сделать вывод, что санкции оказали положительный эффект на деятельность российских производителей оборудования.
9. Оценка изменения спроса с 2015 по 2018 гг. под влиянием девальвации рубля
0 - спрос остался стабильным и не изменился.
40
30
20
10
-10
-20
-30
1 \ | % \ \
4 \ \
\ Q. Ч X \
ъ
%
%
о
1*1
-40
Рисунок 5. Изменение спроса под влиянием девальвации рубля с 2015-2018 года (составлено и разработано автором)
По мнению специалистов иностранных и российских производителей, девальвация рубля была ощутима только в 2015 году. В 2017-2018 годах предприятия ощущают стабильность на российском рынке. С 2015 года среднее изменение спроса составило - 2,85 %. Изменение спроса зарубежных производителей (-4,16 %) и отечественных (-0,87 %). На основании полученных данных можно сделать вывод, что спрос на оборудование с 2015 по 2018 гг. остался стабильным без сильных колебаний. Необходимо отметить, что девальвация национальной валюты стимулирует развитие экспорта и улучшает положение отечественного производителя на рынке. Однако предприятия снижают количество денежных средств в резервных фондах. Практика многих стран показала, что девальвация национальной валюты в большой степени приносит выгоду только бюджету страны.
В рамках интервью с представителем группы компаний Бе1ауа1 мы пришли к выводу, что развитие сценария на российском рынке в настоящий момент остается тайной. Оно проявляется в эффекте санкций и программы импортозамещения или девальвации национальной валюты? На наш взгляд, нельзя отделять влияние одного фактора от другого. Именно их совокупность оказала влияние на производительность отечественной промышленности.
0
10. Конкурентные преимущества зарубежных и отечественных производителей оборудования
При проведении полевого исследования мы просили указать свои основные конкурентные преимущества по их мнению. Полученные результаты представим в виде таблице 2.
Таблица 2
Конкурентные преимущества зарубежных и отечественных предприятий
№ Наименование компании Факторы конкурентоспособности
1 Comat • 30 лет опыта • Наличие технологии, которая имеется не у всех
2 Fujian Putian Qixiang Food CO., LTD • Цена
3 Lianyungang Nuoxin Food Ingredients CO., LTD • Цена
4 Milking Food Tecknology • Комплексные решения линий под ключ • Огромный опыт
5 MilkyLAB • Технические и технические решения, которых не было на рынке ранее
6 VzduchTorg • Цена • Кадровый потенциал • Высокий уровень русского языка
7 Wuxi AccoBio Biotech Inc. • Цена
8 АО Молмаш • Эксклюзивность некоторой продукции • Технологичность • Качество продукции • 20 % экспорта продукции
9 Биорус • Цена
10 ЗАО "Ленпромаш" • Цена
11 Махачкалевский завод сеператоров • Уникальность производства
12 Молочные машины русских • Собственные разработки • Конструкторское бюро • работают напрямую под потребности заказчика
13 ООО "Бринокс Рус" • берутся исключительно за сложные проекты и старые заводы
14 Сельмаш молочные машины • Цена
15 Ювмилк • Выход на международные рынки • Качество продукции • Полное удовлетворение потребности целевой аудитории
16 Ekokom. Donido • Цена
17 Inoxpa • Цена
18 ООО "НПО Гигамаш" • Поддерживают своих клиентов даже после реализации проекта • Отслеживают состояние реализованного оборудования
19 Delaval • Отсутствие производства доильных залов в России • Финансирование лизинга в рублях • Консалтинг, монтаж, сервис
20 GECIteck • Качество продукции
Составлено и разработано автором
Данные факторы носят исключительные преимущества каждой из опрошенных зарубежных и отечественных предприятий, которые помогли им не только удержаться на рынке, но и занять в нем свою долю, а также их сильные и слабые стороны.
11. Недостающие факторы нашей стране для поднятия отечественного машиностроения и увеличения его конкурентоспособности
Российские и зарубежные производители оборудования, что существует ряд проблем, которые мешают нашей стране увеличить конкурентоспособность отрасли, и как следствие подотрасли.
• Отсутствие государственной поддержки.
• Отсутствие высококвалифицированных технических специалистов.
• Отсутствие льготного кредитования.
• Отсутствия контроля качества.
• Отсутствие стандартов качества со стороны государства.
• Сертификация существует только на бумаге.
• Ряд специалистов с недостоверной квалификацией.
• Отсутствие изменений в мышлении людей.
• Убеждение, что если «отечественное», значит «плохое».
12. Необходимые изменения на законодательном уровне для увеличения конкурентоспособности российского оборудования, по мнению зарубежных и отечественных производителей
Введение субсидий переработчикам молока.
Подготовка специалистов, упор на студентов.
Введение регламентированных правил для игроков на рынке.
13. Стимулирование спроса на отечественную продукцию за счет субсидирования 15 % от его стоимости
По результатам опроса отечественных производителей оборудования мы пришли к выводу, что не все игроки на российском рынке имеют представление о программе субсидирования 15 % от стоимости продукции при условии предоставления скидки покупателю на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 5471. Данный фактор свидетельствует об отсутствии информационной базы для российских предприятий. Некоторые производители знают о данной программе. Однако они не только не участвуют в ней, но и не планируют в ней участвовать. Ряд предприятий занимаются оформлением документов с осени 2017 г. по настоящее время с целью вступления в данную программу. Наименьшая доля опрощенных предприятий сообщили, что уже работают в данной программе. Достоинства данной программы заключаются в том, что российские заводы имеют право на получение 15 % скидки на отечественную продукцию по видам экономической деятельности (ОКПД 2): 28.13.12, 28.13.14.190, 28.13.21, 28.22.17.111, 28.22.17.112, 28.22.17.113, 28.22.17.114, 28.22.17.115, 28.22.17.116, 28.22.17.119, 28.22.17.120, 28.22.18.261, 28.22.18.264, 28.25.11.110, 28.25.13.110, 28.29.12, 28.29.21, 28.29.31.110, 28.29.31.120, 28.29.41, 28.29.50, 28.30.83, 28.93.1 (кроме 28.93.19), 28.93.2. Отечественным предприятиям поступают
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. № 547.
звонки от потенциальных клиентов с вопросом возможности предоставления скидки 15% на определенное оборудование.
14. Факторы, за счет которых зарубежное машиностроение достигло таких высоких показателей эффективности
В данном опросе приняли участие зарубежные предприятия. Они полагают, что зарубежное машиностроение развивалось за счет таких факторов, как:
• Субсидии государства на поддержку отрасли.
• Государственные закупки оборудования (Словакия).
• Высокие стандарты качества за рубежом (£N29000).
• Автоматизация производственного процесса.
• Высокая производительность предприятий и трудовых ресурсов.
• Постоянная модификация оборудования.
• Стремление к увеличению качества продукции, а не снижения их стоимости.
В рамках данного полевого исследования можно сделать вывод, что на российском рынке оборудования работают как зарубежные производители, так и отечественные. Каждые из этих компаний поделили рынок на крупных клиентов и малые и средние предприятия. Зарубежные производители оборудования сосредоточены в основном на первых. Этому способствовал такой исторический фактор, как полная модернизация и автоматизация производств зарубежными линиями на многих крупных предприятиях России в начале 2000-х годов за счет государственной поддержки. Однако, за счет новых программ государственной поддержки, программы импортозамещения у российских производителей оборудования есть не только потенциала роста на рынке, но и возможность укрепить на нем свои позиции. В качестве рекомендаций российским производителям, следует сделать акцент на производство компонентного оборудования и запасных частей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. - М.: Политиздат, 1986. - 302 с., ил.
2. Безпалов В.В., Байкова А.Н.; Развитие инвестиционного потенциала региона на современном этапе / XVI Заочная научная конференция «Теория и практика современной науки» - 2014 г.
3. Муртузалиева Т.В., Сейфуллаева М.Э. Состояние и перспективы развития молочной промышленности России в условиях экономических санкций запада. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 12 (78). С. 59-72.
4. Пронина Н.Н., Оганезова Д.И., Усенкова О.В. Реальность импортозамещения в России // Вестник Пензенского государственного университета. 2015. № 3 (11). С. 58-62.
5. Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 9.
6. Кулумбегов М.М. Развитие молочной отрасли. Роль государства и государственная поддержка. В сборнике: Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Топливно-энергетический комплекс: правовое и экономическое регулирование. Сборник материалов межвузовской научной конференции и круглого стола. Под науч. Ред. д.э.н. Н.А. Харитовой. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2018. С. 226-229.
7. Чернопятов А.М. Процессное обучение с применением анализа превосходства // Инновационная экономика. - №3 (16) - 2014. - с. 46.
8. Педагогический словарь: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
9. http://www.md-expo.ru/ru-RU/about.aspx - Официальный сайт: Мясная и молочная индустрия.
10. Мишуров Н.П., Коноваленко Л.Ю., Гришина О.В. "Мясная индустрия 2009" и "Молочная индустрия 2009" - индикаторы развития технологий и оборудования. Техника и оборудование для села. 2009. № 5. С. 44-46.
11. Румянцев В.Ю., Колесников В.В., Бадмаев Б.Б., Адъяа Я., Брандлер О.В. Состояние и использование ресурсов сурков монголии по материалам анкетирования населения. Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 2016. Т. 121. № 3. С. 3-11.
Kulumbegov Mikhail Mikhailovich
La Plateforme, Moscow, Russia Peoples' friendship university of Russia, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
Analysis of the current state of foreign and Russian manufactures of equipment for the food and dairy industry
using the polling method
Abstract. The article analyzes the current status of foreign and Russian manufacturers of equipment for the food and dairy industry using the method of field research based on questionnaires. The study was held at the 16th International Exhibition of Equipment "Meat and Dairy Industry 2018", which was held from February 27 to March 2, 2018 from 10.00 to 18.00 in Moscow, Crocus Expo IEC, Pavilion 3. This exhibition is a specialized event, which determines the strategic development of the dairy industry. Within the framework of the study, a special standard questionnaire was prepared, including 14 questions. Representatives of Russian and foreign manufacturers of equipment for the food and dairy industry were interviewed. These include such companies as MilkyLAB, Comat, VzduchTorg, Brinox Rus, Ekokom, Donido, Inoxpa, Delaval, GECIteck, Lenpromash, Molmash, Biorus, Yuvmilk, Makhachkala Separator Plant, Selmash milk machines, NGO Gigamash and others. About 80 % of exhibitors are leaders in the production of new technologies and equipment for milk processing. The author revealed the level of influence of sanctions and devaluation of the national currency on foreign and Russian players in the food and dairy industry, an assessment of the complexity of entry and work in the Russian market. The article also reveals the competitive advantages of Russian and foreign manufacturers; equipment that is most in demand in the Russian market. In conclusion, the author makes recommendations to Russian companies, what should be paid attention to in order to increase their positions in the Russian market.
Keywords: dairy industry; food industry; competitive strengths; competitiveness; equipment; meat and dairy industry; sanctions; currency devaluation