Научная статья на тему 'Влияние антикризисного планирования на инновационное развитие экономики регионов России в аспекте обеспечения национальной безопасности'

Влияние антикризисного планирования на инновационное развитие экономики регионов России в аспекте обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / САНКЦИИ / SANCTIONS / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Экономический кризис в России конца 2014 г. сократил темпы развития экономики знаний, что вызывает необходимость организации в стране долгосрочного масштабного планирования инновационного развития экономики регионов России. Цель. В этой связи в исследовании основная цель заключается в анализе проблем финансирования и активизации инновационной деятельности регионов России с представлением в динамике ряда экономических индикаторов в докризисный и кризисный периоды. Материалы и методы. Все оценочные методики базируются на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России. Результаты. В условиях антироссийских санкций и снижения цен на нефть предлагается механизм, позволяющий сохранить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей промышленности. В связи с этим возрастает необходимость в разработке рекомендаций по решению ряда региональных задач по созданию инновационных отраслей промышленности. Обосновывается позитивный сценарий активизации инновационной деятельности в России для обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis planning and Innovative Economic Development of Russia’s regions in terms of national security

Russia’s economic crisis that began in late 2014 slowed the development rate of the knowledge economy, which in turn created the need for the long-term planning for large-scale innovative economic development of Russia’s regions. Aim. This study analyzes the problems of financing and innovative activities facing Russia’s regions and demonstrates the dynamics of numerous economic indicators in both precrisis and crisis periods. Materials and methods. The evaluation was performed using the databases of the Federal State Statistics Service of Russia. Results. In the context of anti-Russia sanctions and declining oil prices, the author suggests a mechanism that enables high-tech industries to maintain their competitiveness. Due to the current adverse economic circumstances, there is a growing need to develop recommendations on numerous regional goals to encourage the creation of innovative industries. The author substantiates the positive scenario of fostering innovation developments that will enhance Russia’s national security.

Текст научной работы на тему «Влияние антикризисного планирования на инновационное развитие экономики регионов России в аспекте обеспечения национальной безопасности»

Влияние антикризисного планирования на инновационное развитие экономики регионов России в аспекте обеспечения национальной безопасности

Crisis Planning and Innovative Economic Development of Russia's Regions in Terms of National Security

УДК 332.142

Слепак Константин Борисович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул.,

д. 21

Slepak Konstantin Borisovich

St. Petersburg State University of Economics Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Экономический кризис в России конца 2014 г. сократил темпы развития экономики знаний, что вызывает необходимость организации в стране долгосрочного масштабного планирования инновационного развития экономики регионов России.

Цель. В этой связи в исследовании основная цель заключается в анализе проблем финансирования и активизации инновационной деятельности регионов России с представлением в динамике ряда экономических индикаторов в докризисный и кризисный периоды.

Материалы и методы. Все оценочные методики базируются на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России.

Результаты. В условиях антироссийских санкций и снижения цен на нефть предлагается механизм, позволяющий сохранить конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей промышленности. В связи с этим возрастает необходимость в разработке рекомендаций по решению ряда региональных задач по созданию инновационных отраслей промышленности. Обосновывается позитивный сценарий активизации инновационной деятельности в России для обеспечения национальной безопасности.

Ключевые слова: экономический кризис, санкции, научно-образовательный потенциал, инновации, финансирование, промышленность, экономика, регион, национальная безопасность

Russia's economic crisis that began in late 2014 slowed the development rate of the knowledge economy, which in turn created the need for the long-term planning for large-scale innovative economic development of Russia's regions.

Aim. This study analyzes the problems of financing and innovative activities facing Russia's regions and demonstrates the dynamics of numerous economic indicators in both precrisis and crisis periods.

Materials and methods. The evaluation was performed using the databases of the Federal State Statistics Service of Russia.

Results. In the context of anti-Russia sanctions and declining oil prices, the author suggests a mechanism that enables high-tech industries to maintain their competitiveness. Due to the current adverse economic circumstances, there is a growing need to develop recommendations on numerous regional goals to encourage the

<

о

creation of innovative industries. The author substantiates the positive scenario of fostering innovation developments that will enhance Russia's national security.

Keywords: economic crisis, sanctions, scientific and educational potential, innovation, financing, industry, economy, region, national security

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется усилением глобальной конкуренции, напряженности в различных областях межгосударственного и межрегионального взаимодействия. Происходит поэтапное перераспределение финансовых потоков в пользу новых центров экономического роста. В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом России 26 декабря 2014 г., неустойчивость процессов экономического и политического развития на глобальном и региональном уровнях признана одной из угроз национальной безопасности [1].

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. устойчивый экономический рост является одним из основных приоритетов [2]. Формирование в России на национальном и региональном уровнях экономики знаний обеспечит в долгосрочной перспективе стабильность экономического роста. Развитие национальной инновационной системы способствует привлечению инвестиций на их реализацию, которые обеспечивают развитие промышленности и научно-образовательного потенциала регионов России. Что в свою очередь повышает уровень экономического развития регионов, положительно влияет на качество жизни населения и, как следствие, повышает обороноспособность и безопасность государства.

Россия опережает многие развитые европейские страны по показателям развития науки и инновационной деятельности. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, составила в 2012 г. 726 00 человек. По данному показателю Россия занимает 1-е место среди европейских стран. Однако численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в России находится в дисбалансе с объемами внутренних затрат на исследования и разработки. Внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2012 г. составили 699,9 млрд руб. Таким образом, внутренние затраты на исследования и разработки в пересчете на одного исследователя в России в 2012 г. составили менее 1 млн руб. (приблизительно 30 000 долл. США), в то время как в странах, которые признаны инновационными лидерами, данный показатель превосходит 150 000 долл. США [3].

Внешняя торговля России обладает рядом особенностей, свойственных странам с экспортно-сырьевой моделью экономики. Проблемой развития российской

^ экономики является высокая зависимость от внеш-

1 неэкономической конъюнктуры. Россия на мировых х сырьевых рынках конкурирует с развивающимися ш странами за потребителей, которые представляют ^ экономически развитые страны. Россия занимает 1-е х место по добыче нефти и природного газа, экспорту

2 газа и нефтепродуктов, 2-е — по экспорту нефти. ^ Россия — один из крупнейших поставщиков алюминия, ^ никеля, удобрений, проката черных металлов, азотных к и калийных удобрений, а также является одним из

крупнейших экспортеров зерна на мировом рынке. ^ Объем российского экспорта в 2013 г. составил ^ 515 трлн долл. США, что примерно соответствует 2,6% ^ мирового экспорта. По объему экспорта в 2013 г. Рос-^ сия занимала 9-е место, в то время как по объему

3 импорта — 16-е, объем импорта в 2013 г. составил 341 трлн долл. США (1,6% мирового импорта). В части, касающейся экспорта наукоемких технологий, Россия занимает 2-е место в мире по экспорту вооружений. В 2013 г. совокупный объем экспортных заказов российской военной техники составил 49 млрд долл. Доля России на глобальном рынке вооружений в 2013 г. составила 27%, доля США — 29%, Германии — 7%, Китая — 6%. Продукция военно-промышленного комплекса России в 2013 г. поставлялась в 65 стран мира, с 89 странами заключены и реализуются соглашения о военно-техническом сотрудничестве. В рамках международной специализации Россия выступает как крупнейший поставщик топливно-энергетических ресурсов и металлов (более 70% экспорта), при этом более 50% импорта приходится на машины и оборудование [4].

Создание в России эффективной экономики знаний требует организации в стране долгосрочного планирования, при этом планирование должно быть масштабным. Планирование не должно доходить до мелочей, как это было в Госплане СССР, чтобы не создавать трудностей для хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики. Примером эффективного планирования экономики является Китай. Развитие экономики Китая ведется в соответствии с пятилетними планами. Китай благодаря пятилетним планам успешно развивался, разработав и создав суперкомпьютер «Тяньхэ-2», который по своей производительности в 2 раза превосходит американский суперкомпьютер «Титан» и занимает 1-е место в мире по производительности среди суперкомпьютеров. В экономически развитых странах суперкомпьютеры не только прогнозируют погоду на земном шаре, но и моделируют испытания новых видов ядерного оружия, что во многом определяет уровень работ, проводимых военно-промышленным комплексом.

Развитие экономики России должно начинаться с распределения приоритетных направлений развития экономики по регионам Российской Федерации. В целях обеспечения эффективного развития регионов должны быть определены количественные и качественные параметры состояния региональной экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства. К таким параметрам относятся динамика и структура валового регионального продукта, производительность труда, уровень безработицы, объемы и темпы промышленного производства, инновационная активность предприятий, динамика миграционного и естественного прироста населения. В России для каждого региона должны быть определены ключевые отрасли, определяющие его экономическое развитие. Основные приоритеты инновационного развития в России сформулированы в указе Президента «Об утверждении приоритетных

направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [5].

Ключевые направления развития каждого российского региона являются приоритетными не только для данного региона, но и для государства. Приоритет направлений должен обосновываться рядом региональных конкурентных преимуществ, которые позволяют успешно функционировать реально работающим предприятиям региона. В Санкт-Петербурге приоритетными направлениями развития в частности являются наука, образование и инновационная деятельность.

Неравномерность развития регионов остается существенной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Важнейшими факторами этой угрозы являются существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России, увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

В регионах с высокими показателями развития научно-образовательного потенциала сохраняется положительная динамика социально-экономических показателей [6]. Однако в ряде регионах с низким уровнем развития научно-образовательного потенциала уровень безработицы превышает 10%. Высокие уровни безработицы являются существенной проблемой для развития экономики Северо-Кавказского федерального округа. За период с 2005-го по 2013 г. уровень безработицы в Северо-Кавказском федеральном округе сократился с 17,1 до 13%. Несмотря на существенное сокращение безработицы, СевероКавказский федеральный округ остается единственным из федеральных округов, в котором средний уровень безработицы превышает 10% [7].

По состоянию на 2013 г. в Российской Федерации оставалось восемь регионов, в которых уровень безработицы превышает 10%. Наиболее неблагоприятная ситуация наблюдается в Республике Ингушетия, Чеченской Республике и Республике Тыва, где уровень безработицы составлял 43,7, 26,9 и 19,3% соответственно. В большинстве регионов, в которых уровень безработицы превышает 10%, в последние годы наблюдается постоянное сокращение безработицы, исключением является Республика Тыва, где уровень безработицы за период с 2011-го по 2013 г. увеличился с 17,3 до 19,3% [Там же].

По данным Министерства труда Российской Федерации, в федеральном бюджете на 2015 г. были запланированы средстве на мероприятия по сдерживанию роста безработицы для 950 000 человек. С учетом валютного кризиса декабря 2014 г. в России Министерство экономического развития Российской Федерации скорректировало рост безработицы до 1 600 000 человек и пропорционально запланировало увеличение средств на мероприятия по сдерживанию роста безработицы [8].

Валютный кризис декабря 2014 г. в России, вызванный падением цен на нефть, увеличил потери высококвалифицированных специалистов и ученых, которые трудоустраиваются по всему миру и не планируют в ближайшие годы вернуться работать обратно. В то же время Китай создает свои технологические парки, используя китайцев как зарубежных специалистов на благо Китая, прямо в странах их проживания. Китай осваивает новые технологии путем эффективного инвестирования за рубежом.

Создание российско-китайского стратегического союза в сложившейся в мире экономической и политической ситуации будет способствовать реализации конкурентных преимуществ российской экономики. Визит в ноябре 2014 г. министра обороны России в Китай позволил получить КНР «особый статус военно-стратегического партнера» и открыл КНР доступ к отечественным критическим военным технологиям. КНР получит для исследования и мультипликации партии передовых изделий российского ВПК [9].

Ряд российских проектов реализован на территории Китая. Созданию совместных высокотехнологичных предприятий в России с привлечением китайского капитала препятствуют слабые по сравнению с Китаем экономические стимулы для частных инвестиций. Активизации деятельности Российско-Китайского технопарка (РКТ) изделий двойного применения мешает отсутствие совместно принятых приоритетов сотрудничества на долгосрочную перспективу. Элементами совместных предприятий являются РКТ: «Дружба», Центр по научно-техническому сотрудничеству провинции Хэйлунцзян и Китайско-Российская база в городе Янь-тай. Масштабы КНР в разработке передовых научных идей и технологий, подготовке инфраструктуры, условий для трансферта технологий двойного применения и их кадрового обеспечения практически безграничны. Развитие РКТ сопровождается постоянным совершенствованием формирования системы образовательных и консалтинговых центров, усовершенствованием нормативно-правовой базы, улучшением системы охраны результатов интеллектуальной деятельности и коммерциализации технологий [10].

Финансирование РКТ с российской стороны осуществляется через участие Министерства образования и науки Российской Федерации в конкурсных проектах. Китай осуществляет прямое государственное финансирование стратегических и специальных проектов. Наиболее приемлемой формой организации совместного финансирования проектов является широко используемый в мире принцип паритетного финансирования и коммерциализации как на рынках КНР, России так и на международных рынках.

Важной финансовой составляющей в развитии совместных российско-китайских предприятий могут стать совместные венчурные фонды с государственным участием или раздельное государственное финансирование совместных НИОКР, но с последующей совместной коммерциализацией полученных результатов на национальных и международных рынках.

Стратегия развития США направлена на переход от деиндустриализации, происходившей в последние годы, к реиндустриализации экономики. Этот процесс обусловлен происходившем сокращением доли ВВП США в мировой экономике с 31,3% в 2000 г. до 23% в 2012 г. За аналогичный период доля ВВП Китая увеличилась с 3,6 до 11,4% [4]. Дальнейшее снижение доли ВВП США в мировой экономике может подорвать доверие к американскому доллару, как основной резервной валюте. Процесс реиндустриализации экономики США приведет к сокращению экспорта технологий и высокотехнологичных производств за рубеж, вследствие чего повысится значимость передовых технологий обрабатывающей промышленности в других странах.

Конкурентная борьба США за получение минерально-сырьевых и энергетических ресурсов по минимальным ценам, стремление к созданию экономически и политически однополярного мира привели к дестабилизации социально-экономической и политической обстановки в ряде стран, частично это отразилось и на экономике

Российской Федерации. Основной характеристикой во- g енных конфликтов США за последние два десятилетия =п является система мер по использованию военной силы, х экономических санкций, информационных и политиче- ш ских воздействий, направленных на дестабилизацию х внутриполитической и социальной ситуации в госу- ^ дарстве, дезорганизацию функционирования органов ^ государственной власти, важных государственных объектов и информационной инфраструктуры. v

В условиях санкций и снижения цен на нефть не- к обходимо сохранить конкурентоспособность высоко- =Ц технологичных отраслей промышленности, для этого < необходимо увеличить расходы на научные иссле- ^ дования и разработки до 1,77% ВВП [11]. В 2012 г. £ доля расходов на научные исследования и разработки g в ВВП России составила 1,16%, в то время как во s Франции данный показатель составил 2,25%, в Германии — 2,82%, в США — 2,9%, в Японии — 3,36%, в Израиле — 4,4% [12-13].

Рост расходов на научные исследования и разработки невозможно осуществить без увеличения инновационной активности частного капитала [12].

В период с 2002-го по 2012 г. инновационная активность организаций в среднем по России увеличилась с 9 до 10,3%. В Санкт-Петербурге инновационная организаций за аналогичный период увеличилась с 10,9 до 18,8% (рис. 1) [7].

Значительной частью финансирования научной сферы в странах со сформировавшейся экономикой знаний являются инвестиции частного капитала. Как видно из графика на рис. 2, инвестиции в основной капитал в России увеличились с 3611 млрд руб. в 2005 г. до 12 569 млрд руб. в 2012 г. [Там же].

В соответствии с данными Росстата, на IV квартал 2014 г. объем финансирования научных исследований и разработок из федерального бюджета составил 518 млрд руб., в то время как объем финансирования научных исследований и разработок из внебюджетных источников — 293,6 млрд руб. (рис. 3) [11].

Прорывные научные исследования относятся к рискованному финансированию, которое значительно не только для частных компаний, но и для государственных организаций. Транснациональные корпорации организуют весь производственно-технологический цикл, который начинается проведением научно-исследовательских работ и заканчивается выпуском серийной продукции. Ярким примером такой компании является американская корпорация «Боинг» (TheBoeingCompany), которая адаптирует имеющиеся у компании технологии двойного применения как для гражданской, так и для военной техники (Boeing Commercial Airplanes or Integrated Defense Systems). Производственно-технологический цикл, используемый компанией «Боинг», исключает дублирование в поведении НИОКР или повторное создание уже разработанной технологии. Все востребованные рынком результаты интеллектуальной деятельности работников корпорации «Боинг» используются для повышения конкурентоспособности и производства продукции.

Проведением научных исследований и производством конечной продукции в России занимаются разработчики организаций, имеющих различную форму собственности. Разработчики в ряде случаев не обладают лицензионными правами на весь технологический цикл, а результаты НИОКР зачастую не находят коммерческого использования.

Результаты НИОКР зачастую не находят коммерческого использования, поскольку учреждения, их про-

<

о

8 20

в «

Й 18

д

ч

ч

>=> 16 14 12 10 8 6 4 2 0

18,1

16,4

В

Ъ ю,з

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Год

-О--Санкт-Петербург - -□---Москва —★--среднее значение по России —О--Сахалинская обл.

О — Ленинградская обл. О — Новосибирская обл. - -□---Московская обл.

Рис. 1. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации,

в общем числе организаций

ч

< 16 000

ю

о.

§ 14 000

12 000 10 000 8000 6000 4000 2000

0

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Год — инвестиции в основной капитал в России в ценах 2012 г. - инвестиции в основной капитал в России в фактически действовавших ценах

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал в России

а 600

«

а ч

^ 500

400 300 200 100 0

462,2

493,5

518,0

400,2

360,3

273,6 256,3

293,6

210,2

163,0

2010

2011

2012

2013

2014 Год

— финансирование научных исследований и разработок в России из внебюджетных источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— финансирование научных исследований и разработок в России из средств федерального бюджета

<

о

Рис. 3. Финансирование научных исследований и разработок в России

—□---подано патентных заявок на изобретения

—□--выдано патентов на изобретения

—О---подано патентных заявок на полезные модели

—О--выдано патентов на полезные модели

Рис. 4. Показатели патентной активности в России

водившие, не имеют достаточно прав и финансовых ресурсов для организации серийного производства продукции.

Россия занимает 1-е место в Европе по количеству исследователей. Число использованных передовых производственных технологий в России в период с 2002-го по 2012 г. увеличилось с 93 412 до 191 372. Однако вклад добавленной стоимости, которая образуется от оборота интеллектуальной собственности, в ВВП России составляет менее 1%, в то время как в США этот показатель составляет 12% [3].

Увеличение эффективности использования объектов интеллектуальной собственности в России невозможно без координации усилий государства, частного капи-

тала, учреждений науки и образования. В отличие от стран — инновационных лидеров, в России частное предпринимательство не всегда заинтересовано в финансировании инновационной деятельности, даже в тех случаях, когда инвестиции позволяют снизить себестоимость выпускаемой продукции. Подобная ситуация возникает из-за отсутствия эффективной нормативно-правовой базы по использованию результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), выполненных за счет бюджетных средств.

Как видно из графика на рис. 4, в период с 2002-го по 2012 г. показатели патентной активности постоянно росли, количество поданных заявок на получение патента и количество выданных патентов на полезные

ю

а 90 ч: а ч

^ 80 70 60 50 40 30 20 10 0

73,5

76,4 ■

80,0

83,8 ■

65,8 ■........

35,5

40,6

37,9 37,9

22,5

24,1

39.1

26.2

2010

2011

2012

2013

2014 Год

—□---финансирование научных исследований и разработок в организациях, подведоственных ФАНО,

из средств федерального бюджета

—О--финансирование научных исследований и разработок в организациях, подведоственных Минобрнауки,

из средств федерального бюджета

—□--финансирование научных исследований и разработок в организациях, подведоственных Минобрнауки,

из внебюджетных источников —О- - — финансирование научных исследований и разработок в организациях, подведоственных ФАНО, из внебюджетных источников

Рис. 5. Финансирование научных исследований и разработок в организациях, подведомственных ФАНО России

и Министерству образования и науки России

модели в указанный период увеличились примерно в 2 раза [7]. В целях повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности в России был принят федеральный закон «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ [14]. Основные изменения, внесенные данным федеральным законом, вступили в силу с 1 октября 2014 г., за исключением положений, для которых в законе указаны другие сроки.

Федеральным законом, в частности, предусматривается введение обязательной экспертизы по существу для поданных патентных заявок на полезные модели, это должно положительно отразиться на научном уровне патентуемых разработок и избавить от недобросовестной конкуренции.

Существенным фактором увеличения эффективности проводимых научных исследований должна стать реформа российских академий наук и создание Федерального агентства научных организаций (далее — ФАНО России) (рис. 5). В 2013 г. количество подведомственных ФАНО России научных организаций составляло 732, что соответствуют 20% научных организаций России. В 2013 г. учеными, работающими в подведомственных ФАНО России научных организациях, было опубликовано 45 693 научных работ, а общий объем доходов организаций составил 115, 8 млрд руб. В 2014 г. бюджет ФАНО России составил 108,1 млрд руб., при этом запланированный объем

финансирования фундаментальных исследований составил 77,4 млрд руб. В 2015 г. бюджет ФАНО России составит 92,7 млрд руб. Однако, несмотря на общее сокращение финансирования, в части финансирования фундаментальных исследований государством планируется сохранить прежний уровень расходов [15].

Правительство России распоряжением от 27 января 2015 г. № 98-р утвердило План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [16], который подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития экономики в период неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

План экономического развития России на 2015 г. предусматривает финансовую поддержку производства товаров по замещению импортных товаров, экспорта высокотехнологичных товаров. Реализация указанных мероприятий будет способствовать обеспечению национальной безопасности, ускорит выход российской экономики из состояния экономического кризиса, позволит реализовать конкурентные преимущества российской науки, будет способствовать инновационному развитию экономики регионов России с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники.

Литература

1. Военная доктрина Российской Федерации / Утв. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 26 декабря 2014 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: Шр://\ммм.кгетНп. ги/аСв/47334. (Дата обращения: 08.02.2015).

2. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html. (Дата обращения: 08.02.2015).

3. Россия и страны мира. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 382 с.

4. The World Factbook — CIA: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/rankorderguide.html. (Дата обращения: 08.02.2015).

5. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента от 7 июля 2011 г. № 899: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/11861. (Дата обращения: 08.02.2015).

6. Слепак К. Б. Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2012. № 1 (73). С. 145-148.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 900 с.

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc 20130924_5. (Дата обращения: 08.02.2015).

9. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу провел переговоры с китайским коллегой генерал-полковником Чан Ваньцуанем // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://function.mil.ru/news_page/world/more. htm?id=12000207@egNews. (Дата обращения: 08.02.2015).

10. Китайский вектор / Российский совет по международным делам. М.: Спецкнига, 2013. 72 с.

11. Огородова Л. М. Национальная система науки и технологий: Доклад на круглом столе «Вопросы реализации федерального закона „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». М., 2014. 21 с.

12. Science, technology and innovation: Gross domestic expenditure on R&D (GERD), GERD as a percentage of GDP / UNESCO institute for statistics: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.uis.unesco.org/Index. aspx?queryid=74. (Дата обращения: 08.02.2015).

13. Слепак К. Б. Влияние образовательной, научной и инновационной деятельности на модернизацию национальной экономики и формирование потенциала региональной экономики знаний // Экономика и управление. 2014. № 9 (107). С. 48-54.

14. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/14/izm-gk-dok. html. (Дата обращения: 08.02.2015).

15. Котюков М. М. Первые результаты реализации федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ: Доклад на круглом столе «Вопросы реализации федерального закона „О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». М., 2014. 12 с.

16. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/ files/7QoLbdOVNPc.pdf. (Дата обращения: 08.02.2015).

References

1. Military Doctrine of the Russian Federation. Approved by the President of the Russian Federation Vladimir Putin on December 26, 2014. Available at: http://www.kremlin.ru/ acts/47334. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

2. On approval of the National Security Strategy of the Russian m Federation up to 2020. Presidential Decree of May 12, 2009 ° № 537. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. ° html. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

3. Rossiya i strany mira. 2014: Stat. sb. [Russia and countries of the ol world. 2014: Stat. Coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 382 p. g

4. The World Factbook - CIA. Available at: https://www.cia.gov/ x library/publications/the-world-factbook/rankorder/rankor- ^ derguide.html. Accessed February 08, 2015. i

5. On approval of the priority directions of science, technology 2 and engineering in the Russian Federation and the list of ® critical technologies of the Russian Federation. Presidential ^ Decree of July 7, 2011 № 899. Available at: http://www.krem-lin.ru/news/11861. Accessed February 08, 2015. (in Russ.). m

6. Slepak K. B. Raschet indeksov nauchno-obrazovatel'nogo ^ potentsiala regionov Rossii [The calculation of the indices ^ of scientific and educational potential of Russia's regionsj. ^ Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i § finansov [Bulletin of St. Petersburg Univ. of Economics and Finance], 2012, no. 1 (73), pp. 145-148.

7. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2012: Stat. sb. [Regions of Russia. Socio-Economic Indicators in 2012: Stat. Coll.]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 900 p.

8. Forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2014 and the planned period of 2015 - 2016. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ macro/prognoz/doc20130924_5. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

9. Russian Defense Minister Gen. Sergei Shoigu held talks with his Chinese counterpart Colonel-General Chan Vantsuanem. Official website of the Ministry of Defence of the Russian Federation. Available at: http://function.mil.ru/news_page/ world/more.htm?id=12000207@egNews. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

10. Kitayskiy vektor. Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam [Chinese vector. Russian Council on International Affairs]. Moscow, Spetskniga Publ., 2013. 72 p.

11. Ogorodova L. M. Natsional'naya sistema nauki i tekhnologiy: Doklad na kruglom stole "Voprosy realizatsii federal'nogo zakona "O Rossiyskoy akademii nauk, reorganizatsii gos-udarstvennykh akademiy nauk i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" [The National System of Science and Technology: Report on the round table "The implementation of the federal law "On the Russian Academy of sciences, the reorganization of the state Academies of sciences, and on the amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"]. Moscow, 2014. p. 21.

12. Science, technology and innovation: Gross domestic expenditure on R&D (GERD). GERD as a percentage of GDP. UNESCO Institute for Statistics. Available at: http://data.uis.unesco.org/ Index.aspx?queryid=74. Accessed February 08, 2015.

13. Slepak K. B. Vliyanie obrazovatel'noy, nauchnoy i inno-vatsionnoy deyatel'nosti na modernizatsiyu natsional'noy ekonomiki i formirovanie potentsiala regional'noy ekono-miki znaniy [Modernizing the Russian national economy at regional level: The impact of education, research and innovative policies]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 9 (107), pp. 48-54.

14. On Amendments to the First, Second and Fourth Parts of the Civil Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation of March 12, 2014 № 35-FZ. Available at: http://www.rg.ru/2014/03/14/izm-gk-dok.html. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

15. Kotyukov M. M. Pervye rezul'taty realizatsii federal'nogo zakona ot 27 sentyabrya 2013 g. № 253-FZ: Doklad na kruglom stole "Voprosy realizatsii federal'nogo zakona "O Rossiyskoy akademii nauk, reorganizatsii gosudarstvennykh akademiy nauk i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii" [The first results of the implementation of the Federal Law of September 27, 2013 № 253-FZ: Report on the round table "The implementation of the federal law "On the Russian Academy of sciences, the reorganization of the state Academies of sciences, and on the amendments to certain legislative acts of the Russian Federation"]. Moscow, 2014. p. 12.

16. Priority Action Plan for sustainable economic development and social stability in 2015. Approved by the RF Government on January 27, 2015 № 98-p. Available at: http://govern-ment.ru/media/files/7QoLbdOVNPc.pdf. Accessed February 08, 2015. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.