Научная статья на тему 'Развитие научно-образовательного потенциала регионов России в процессе инновационного импортозамещения'

Развитие научно-образовательного потенциала регионов России в процессе инновационного импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / САНКЦИИ / SANCTIONS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / РЕГИОН / REGION / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Цель. Исследование посвящено проблемам развития науки, образования и инновационных технологий в регионах России в процессе реализации программы инновационного импортозамещения. Материалы и методы. Оценочные методики базируются на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики. Результаты. По оригинальной методике произведены оценки и сравнения показателя развития научно-образовательного потенциала, иностранных инвестиций и уровня безработицы в регионах России. Приведен расчет корреляции между ними. Дисбаланс пропорционального развития российских секторов экономики иллюстрируется динамикой изменения заработной платы научных сотрудников в различных регионах России. Приведена динамика изменения иностранных инвестиций в экономику регионов России. Обосновывается позитивный сценарий инновационного развития российской экономики, даются практические рекомендации по управлению процессом инновационного импортозамещения в целях скорейшего преодоления экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the scientific and Educational Potential of Russia’s regions in the process of Innovative Import Substitutiony

Aim. This research is devoted to problems of development in science, education, and innovation in the regions of Russia that are in the process of implementing a program of innovative import substitution. Materials and methods. The evaluation methods used are based on the databases of the Federal State Statistics Service. Results. This study evaluates and compares the development of scientific and educational potential, foreign investment, and unemployment in different regions of Russia and estimates their degree of correlation. Disruptions to the balanced development of different sectors of the Russian economy are illustrated by the dynamics of changes in wages of researchers in the different regions. The author describes the dynamics of changes in foreign investment in these regions by pointing to the positive scenario of innovative development of the Russian economy and provides practical advice on managing the process of innovative import substitution to swiftly overcome the economic crisis.

Текст научной работы на тему «Развитие научно-образовательного потенциала регионов России в процессе инновационного импортозамещения»

Развитие научно-образовательного потенциала регионов России в процессе инновационного импортозамещения

The Development of the Scientific and Educational Potential of Russia's Regions in the Process of Innovative Import Substitutiony

УДК 332.05

Слепак Константин Борисович

докторант кафедры Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул.,

д. 21

Slepak Konstantin Borisovich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Цель. Исследование посвящено проблемам развития науки, образования и инновационных технологий в регионах России в процессе реализации программы инновационного импортозамещения.

Материалы и методы. Оценочные методики базируются на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики.

Результаты. По оригинальной методике произведены оценки и сравнения показателя развития научно-образовательного потенциала, иностранных инвестиций и уровня безработицы в регионах России. Приведен расчет корреляции между ними. Дисбаланс пропорционального развития российских секторов экономики иллюстрируется динамикой изменения заработной платы научных сотрудников в различных регионах России. Приведена динамика изменения иностранных инвестиций в экономику регионов России. Обосновывается позитивный сценарий инновационного развития российской экономики, даются практические рекомендации по управлению процессом инновационного импортозамещения в целях скорейшего преодоления экономического кризиса.

Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, инновации, санкции, экономический кризис, регион, импортозамещение, национальная безопасность

Aim. This research is devoted to problems of development in science, education, and innovation in the regions of Russia that are in the process of implementing a program of innovative import substitution.

Materials and methods. The evaluation methods used are based on the databases of the Federal State Statistics Service.

Results. This study evaluates and compares the development of scientific and educational potential, foreign investment, and unemployment in different regions of Russia and estimates their degree of correlation. Disruptions to the balanced development of different sectors of the Russian economy are illustrated by the dynamics of changes in wages of researchers in the different regions. The author describes the dynamics of changes in foreign investment in these regions by pointing to the positive scenario of innovative development of the Russian economy and provides practical advice on managing the process of innovative import substitution to swiftly overcome the economic crisis.

Keywords: scientific and educational potential, innovation, sanctions, economic crisis, region, import substitution, national security

Российская экономика остается зависимой от воздействий, вызванных состоянием мировой экономики. Колебания основных макроэкономических показателей российской экономики зависят от изменений цен на нефть и других экспортируемых природных ресурсов, что характерно для стран с экспортно-сырьевой моделью развития народного хозяйства. В развитых странах экономика, напротив, основана на генерации и использовании знаний; при этом зависимость их хозяйства от изменений состояния мировой экономики незначительна.

В 2009-2013 гг. на фоне высоких цен на нефть и другие энергоресурсы наблюдался стабильный рост российской экономики. В частности, объем иностранных инвестиций увеличился с 81,9 млрд долл. США в 2009 г. до 170,2 млрд долл. в 2013 г. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику в рассматриваемый период увеличились с 15,9 млрд до 26,1 млрд долл. [1]. В регионах России, характеризующихся высоким уровнем развития научно-образовательного потенциала, наблюдались значительный приток иностранных инвестиций и низкий уровень безработицы [2] (табл. 1).

В 2013 г. иностранные инвестиции в экономику Москвы составили 97,8 млрд долл. США, что соответствует 57,5% от общего объема иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а иностранные инвестиции в экономику Санкт-Петербурга — 13,4 млрд долл. (7,9% от общего объема иностранных инвестиций). На рис. 1 представлена динамика иностранных инвестиций в экономику регионов России.

В конце 2014 г. произошло резкое снижение мировых цен на нефть и одновременно с этим были введены антироссийские санкции со стороны США и Европейского союза (ЕС). Зарубежные финансовые рынки уже продолжительное время являются основным источником долгового и акционерного финансирования российских компаний. С введением антироссийских санкций доступ к данному источнику финансирования стал весьма ограничен. Российские компании вынуждены обращаться к финансовым рынкам, расположенным в странах Дальневосточной Азии, чтобы воспрепятствовать значительному сокращению финансовых ресурсов. Одновременно они обращаются к внутренним сбережениям, которые приходится использовать не только как средства для инвестирования российского бизнеса, но и как средства для погашения внешнего долга. Антироссийские санкции были направлены на ограничение доступа к инновационным зарубежным технологиям и сокращение прямых иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в экономику России в 2014 г. сократился до 21 млрд долл. США [4]. Целью антироссийских санкций было максимально замедлить темпы роста российской экономики.

Таблица 1 ^

Среднее значение показателя развития научно-образовательного потенциала, иностранных инвестиций и уровня ^

безработицы в регионах России в 2009-2013 гг. со

Регион Иностранные инвестиции, млн долл. США Показатель развития научно-образовательного потенциала Уровень безработицы, %

Москва 81 983,63 0,725 1,66

Санкт-Петербург 8215,20 0,556 2,24

Московская обл. 5431,67 0,237 3,52

Республика Татарстан 1775,26 0,315 5,52

Свердловская обл. 2246,80 0,260 7,16

Республика Карелия 197,63 0,171 8,70

Республика Коми 524,14 0,184 8,82

Архангельская обл. 865,72 0,150 6,38

Вологодская обл. 1722,78 0,153 7,04

Калининградская обл. 250,52 0,178 8,74

Мурманская обл. 286,30 0,175 8,04

Новгородская обл. 367,20 0,139 5,14

Псковская обл. 122,23 0,139 8,70

Новосибирская обл. 632,17 0,337 7,18

Калужская обл. 1109,75 0,224 5,42

Омская обл. 567,33 0,277 7,62

Приморский край 481,17 0,228 8,32

Нижегородская обл. 770,70 0,301 6,42

Корреляция 0,8 -

-0,75

Источник: [1].

В этих условиях особую актуальность приобретает проведение эффективной экономической политики в России, одним из важнейших направлений которой становится импортозамещение. В ответ на ухудшение экономического состояния российской экономики Правительство России утвердило План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. [5]. Осуществление этого плана позволит уменьшить негативное влияние неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической ситуации, обеспечить относительно устойчивое развитие российской экономики и достичь социальной стабильности в стране.

Согласно плану в 2015-2016 гг. будут реализованы меры по стабилизации функционирования ключевых для российской экономики отраслей народного хозяйства. Будет достигнута сбалансированность рынка труда и снижена инфляция. В результате в среднесрочной перспективе будут достигнуты позитивные темпы роста экономики и макроэкономическая стабильность [Там же].

Одной из важнейших задач Правительства Российской Федерации в 2015-2016 гг. является поддержка отраслей экономики, осуществляющих импортозаме-щение и поставляющих на экспорт высокотехнологичную продукцию; при этом достаточно интенсивно должны развиваться и сырьевые отрасли. Правительство Российской Федерации осуществляет мероприятия по расширению возможностей предприятий по привлечению оборотных и инвестиционных средств с достаточно низкой стоимостью с целью использования их в наиболее перспективных инновационных секторах экономики, в том числе при реализации государственного оборонного заказа [Там же].

Весьма актуальной для россиян становится задача снижения напряженности на рынке труда и содействия в обеспечении эффективной занятости. Президент России В. В. Путин в своем послании заметил, что «основными требованиями к бюджетным расходам в сегодняшних условиях являются бережливость и максимальная отдача, правильный выбор приоритетов, учет текущей экономической ситуации» [6]. Бюджетные расходы могут быть существенно сокращены за счет выявления неэффективных затрат, повышения эффективности работы банковской системы, санации проблемных отраслей экономики, приоритетного финансирования основных направлений развития науки и техники в Российской Федерации [7].

Правительство России, реализуя в первую очередь оперативные экономические мероприятия антикризисного характера, будет активно проводить структурные экономические реформы, направленные на диверсификацию экономики, что позволит создать условия для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе. На обеспечение макроэкономической стабильности, обеспечивающей низкую инфляцию, существенно влияют механизмы эффективной промышленной политики. В данном случае ключевыми механизмами являются импор-тозамещение и поддержка экспорта высокотехнологических продуктов с привлечением прямых иностранных инвестиций из зарубежных стран, ранее вкладывавших незначительные средства в российскую экономику.

Постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые Правительством совместно с Банком России меры позволят создать условия для существенного снижения номинальных процентных

16 000

14 000

12 000

10 000

" 8000

ч о ч

в

| 6000

4000

2000

10 767,496

13 431,283

6685,497

5927,567

4528,146

5231,439

6120,717 5460,243- -

Л 6336,045

4626,609

Ж-................ ^ ^ ^ ........

Х--.

- ■ А-—-— —■■ — I- — — —4 >----

-1--1-1-1-1-

2008

2009

2010

2011

2012

2013 Год

■ Санкт-Петербург

■ Новосибирская область

--■---— Московская область ---К- — - — Нижегородская область

.....ж..... - Калужская область

- Калининградская область

Рис. 1. Динамика иностранных инвестиций в экономику регионов России в 2009-2013 гг.

Источник: [1; 3].

ставок и повышения доступности кредитования, что в свою очередь будет способствовать модернизации промышленности [8].

В 2014 г. Россия занимала 9-е место в мире по объему экспорта (520 млрд долл. США) и 16-е место по объему импорта (323,9 млрд долл.). Наша страна специализируется на поставках топливно-энергетических ресурсов и металлов (более 70% экспорта). В составе российского импорта доля машины и технического оборудования составляет примерно 50%. Экономической особенностью российской экономики является 30%-ное соотношение экспорта к ВВП [9]. Такой показатель характерен для стран с развитой экономикой. Антироссийские санкции требуют от России создания более мобильной экспортной стратегии, которая должна быть направлена на диверсификацию национального экспорта.

Диверсификация экспорта подразумевает в частности активизацию внешнеторговой деятельности с целью освоения новых направлений экспорта, прежде всего в странах Дальневосточной Азии. Стратегия российской диверсификации экспорта — это не только изменения в сфере международной специализации экспортных поставок, но и прогнозирование прорывных инновационных технологий, которые будут востребованы на мировом рынке высокотехнологической продукции. Диверсификация экспорта будет нивелировать влияние антироссийских санкций, способствовать планированию результатов экспортной деятельности, содействовать

увеличению валютной выручки и обеспечивать быстрый выход на новые рынки. Политика российской диверсификации экспорта позволяет снизить риски, связанные с возросшей нестабильностью мировой рыночной конъюнктуры, оказывает положительное влияние на процессы импортозамещения путем повышения инвестиционной активности в высокотехнологичных отраслях.

Научно-образовательный потенциал российских регионов является основным конкурентным преимуществом России. Развивая российский ресурсный экспорт, необходимо также наращивать объемы экспорта высокотехнологичной продукции, содержащей результаты интеллектуальной, производственной и технологической деятельности российских регионов. Заработная плата научных сотрудников в большинстве субъектов Федерации превышает среднюю заработную плату по региону, что положительно отражается на престижности профессии ученого и способствует привлечению молодых специалистов в сферу науки. Традиционно высоким научно-образовательным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург [10].

Экономика Москвы и Санкт-Петербурга интегрирована в глобальную мировую экономику сильнее, чем в других регионах России, и во многом зависит от иностранных инвестиций. В условиях экономического кризиса и антироссийских санкций необходимо не допустить существенного сокращения заработной платы в научной сфере этих городов. На сегодняш-

Руб. 70 ООО

60 ООО

50 ООО

40 ООО

30 ООО

20 ООО

61241

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56 262

58 781

2013

2014

2015

Год

■ средняя заработная плата в Москве

----А----- средняя заработная плата научных сотрудников в Москве

-♦- - средняя заработная плата в Санкт-Петербурге

----♦-----— средняя заработная плата научных сотрудников в Санкт-Петербурге

- средняя заработная плата в Российской Федерации

— средняя заработная плата научных сотрудников в Российской Федерации

Рис. 2. Динамика заработной платы научных сотрудников в организациях государственной и муниципальной форм собственности

Примечание: * — данные за январь-март 2015 г. Источник: [11].

ний день заработная плата научных сотрудников в Санкт-Петербурге ниже, чем в среднем по России. Дальнейшее сокращение заработной платы научных сотрудников в Санкт-Петербурге может привести к оттоку высококвалифицированных специалистов из региона и снижению качества проводимых исследований (рис. 2).

В последние годы, когда цены на экспортируемые из России углеводороды были высокими, компании с государственным участием поддерживали высокий уровень занятости трудоспособного населения за счет реализации убыточных инвестиционных проектов. Это приводило к неэффективному использованию трудовых ресурсов и инвестиций в российскую экономику. В последние годы наметилась тенденция более значительного участия государства в российских компаниях, следствием чего стали ослабление конкурентной борьбы между ними и неэффективное использование бюджетных ресурсов. В российских компаниях с частным капиталом такого рода явление просто невозможно ввиду отсутствия бюджетных средств.

Рынок труда квалифицированных работников остается недостаточно эффективным — порядка 30% выпускников вузов, подготовленных за счет бюджет-

ных средств, не могут трудоустроиться по специальности, полученной в вузе. Отсутствует российский институт планирования образования, который давал бы прогнозы на 3-5 лет о потребностях различных областей экономики в бакалаврах, специалистах и магистрах с привязкой по территориям. Отсутствие российского института планирования образования вызывает неэффективное расходование бюджетных средств на подготовку молодых специалистов в вузах. Значительная часть выпускников вузов вынуждена обращаться на биржу труда и работать не по специальности. Отсутствие равновесия на рынке труда привело к тому, что одни специальности оказались невостребованными, а другие — дефицитными [10].

Трудовая миграция населения между регионами России в основном объясняется неравномерностью экономического развития субъектов Федерации. Одним из методов выравнивания социально-экономического развития территорий является осуществление межрегиональной интеграции, которая в соответствии с приоритетами регионального развития субъектов Федерации позволит осуществить комплексное согласование развития объектов экономической и социальной сфер.

Руб.

90 ООО

80 ООО

77 768

70 ООО

66 715

60 ООО

62 4034с"" 56 262

61241

58 781

50 ООО

40 ООО

30 ООО

47 6554^

46 214

31566

29 960

20 ООО

2013

2014

2015

Год

- средняя заработная плата в Москве

----А----— средняя заработная плата преподавателей учреждений высшего профессионального

образования в Москве -ф- - средняя заработная плата в Санкт-Петербурге

--------- средняя заработная плата преподавателей учреждений высшего профессионального

образования в Санкт-Петербурге

- средняя заработная плата в Российской Федерации

- средняя заработная плата преподавателей учреждений высшего профессионального образования в Российской Федерации

Рис. 3. Динамика заработной платы преподавателей учреждений высшего профессионального образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности

Примечание: * — данные за январь-март 2015 г. Источник: [11].

Нехватка высококвалифицированных специалистов по ряду специальностей создает условия для внутренней трудовой мобильности высококвалифицированных специалистов. В региональных программах социально-экономического развития учитываются возможности трудовой мобильности высококвалифицированных специалистов и планируются бюджетные расходы субъектов Федерации, предназначенные для привлечения высококвалифицированных специалистов на вакантные места из других субъектов Российской Федерации.

Устойчивое развитие российской экономики требует разработки новых механизмов по совершенствованию рынка труда. Рассчитывать на позитивное изменение численности трудоспособного населения в ближайшие годы не приходится по причине сокращения рождаемости в 1990-2000-х гг. Ожидается снижение численности экономически активного населения примерно на 1 млн человек ежегодно,

что является одним из факторов замедления роста российской экономики.

В научно-образовательной сфере России продолжаются процессы интеграции науки и образования. Одним из следствий этого процесса будет вхождение к 2018 г. российских вузов в рейтинги лучших университетов мира. По данным Росстата за период с января по март 2015 г., средняя заработная плата преподавателей учреждений высшего профессионального образования во всех регионах России превышала среднюю региональную заработную плату (рис. 3).

Целевым ориентиром развития российской экономики является задача создания к 2020 г. не менее 25 млн высокопроизводительных рабочих мест при увеличении производительности труда к 2018 г. в 1,5 раза относительно уровня 2011 г. [12]. Правительство Российской Федерации во исполнение указа президента страны усилит координацию деятельности

учреждений науки и высшего образования, повысит эффективность механизмов финансирования наукоемких исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники, окажет действенное влияние на формирование спроса на инновационную продукцию и осуществит использование инновационных технологий в реальном секторе российской экономики.

Антироссийские санкции явились одной из причин создания и реализации программы импортозамещения, которую можно рассматривать как часть программы модернизации российской экономики, выполнение которой вызывает необходимость перераспределения занятости трудоспособного населения между различными областями экономической деятельности и различными территориями субъектов Российской Федерации. Развитие научной сферы является необходимым условием для формирования в России экономики знаний, реализации поставленных Правительством задач по модернизации промышленности и проведению работ по им-портозамещению.

Президент России В. В. Путин отметил, что им-портозамещение продукции из стран, которые прекратили сотрудничество с Россией, является одной из главных задач военно-промышленного комплекса (ВПК) и должно осуществляться на новой научной и технологической базе, как это происходило при подготовке к зимним Олимпийским играм в Сочи [13]. Вопросы импортозамещения традиционно успешно решаются в ВПК России. Россия заняла 2-е место в мире по экспорту оружия в 2010-2014 гг., а лидером по продажам вооружений остались США [14].

ВПК России успешно провел разработки целого ряда новых систем вооружения; при этом были созданы новейшие технологические процессы, новые материалы и новая оптоэлектронная элементная база. Эти разработки использовались в конструировании как гражданского оборудования, так и оборудования двойного применения, что, несомненно, повысило уровень отечественной промышленной продукции.

Российское оружие в 2014 г. поставлялось в 56 стран мира. Его основными покупателями были Индия, Китай и Алжир (60% всех сделок). В 2010-2014 гг. наша страна увеличила экспорт вооружений на 37%, а его доля на мировом рынке вооружений достигла 27%. Лидером на рынке вооружений являются США, экспортирующие вооружения в 94 страны мира. При этом треть экспортируемых вооружений была поставлена в страны Ближнего Востока, а возросший в последние годы на 23% экспорт оружия США составил 31% мирового экспорта вооружений. Китай по экспорту вооружений поднялся с 9-го на 3-е место в мире. Китаю удалось увеличить объем экспорта вооружений в 2010-2014 гг. на 145%, а его доля на мировом рынке вооружений составила 5% [Там же].

Начиная с 2011 г. развитие приоритетных направлений науки, технологий и техники стало одним из основных условий решения задачи устойчивого долгосрочного экономического развития России. Развитие приоритетных направлений базируется на ранее созданных научно-технологических заделах по НИОКР, которые используются как разработки двойного применения [7].

Правительство России предъявляет высокие требования к эффективности функционирования науки, координируя деятельность институтов, способствующих инновационному развитию высокотехнологичных

отраслей экономики, уделяя особое внимание ВПК. ^ В первую очередь это относится к таким его отрас- ^ лям, как судостроение, атомная, ракетно-космическая ^ и авиационная промышленность, оптоэлектроника, ™ информационные технологии, биотехнологии и фар- ^ мацевтическая промышленность [15]. о

Правительство Российской Федерации рассматривает план мероприятий государственной поддержки судостроительной отрасли. К основным планируемым нововведениям относятся введение таможенных пошлин на иностранное оборудование, аналоги которого имеются у отечественных производителей, налоговые льготы на судоремонтные работы в морских портах, программы поддержки закупок товаров отечественного судостроения. Министерство промышленности и торговли России планирует к 2020 г. снизить импорт иностранных судов до 30% и профинансировать организацию производства судовых двигателей мирового уровня на территории России [16].

Производство судов гражданского назначения в 2014 г. увеличилось почти на 7% по сравнению с 2013 г. Но темпы развития российского судостроения недостаточны, так как 90% рыболовецких судов закупается за границей. Министерство промышленности и торговли России планирует воссоздать производственные мощности гражданского судостроения на новом технологическом уровне. На СССР приходилась треть мирового судостроения. Чтобы достичь аналогичных результатов, требуется долгосрочная программа развития отечественного судостроения, поддержанная серьезным государственным финансированием.

В экономически развитых странах формируется новая технологическая база, которая должна будет обеспечить стремительный экономический рост в будущем. Развитые страны определили наиболее перспективные области экономики, в которые поступят значительные частные и государственные инвестиции. К ним относятся создание новых материалов, нанотех-нологии, информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии, оптоэлектроника. Экономически развитые страны активно увеличивают финансирование фундаментальной науки.

В ближайшие годы будет сформирована новая модель экономического развития, отечественной экономики, которая, как и экономики всех развитых стран мира, будет базироваться на ускоренном росте частных инвестиций, объем которых должен примерно в 3 раза превышать государственные капиталовложения. В настоящее время частные инвестиции в российскую экономику составляют примерно четверть от государственных инвестиций.

Президент России В. В. Путин в послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 г. отмечал: «На основе долгосрочного прогнозирования необходимо понять, с какими задачами Россия столкнется через 10-15 лет, какие передовые решения потребуются, для того чтобы обеспечить национальную безопасность, качество жизни людей, развитие отраслей нового технологического уклада». Реализация Национальной технологической инициативы (НТИ) — одна из основных задач развития российской экономики [6]. НТИ базируется на программе мероприятий по формированию инновационных рынков и созданию условий для мирового технологического лидерства России к 2035 г. НТИ предполагает осуществление координации, которая обеспечит внедрение инновационных технологий на российских промышлен-

^ ных предприятиях. Она предусматривает финансовую ^ поддержку приоритетных межотраслевых научно-тех-^ нологических инновационных проектов, реализация ™ которых направлена на решение важнейших задач ^ развития страны, включая задачи по обеспечению о обороноспособности страны. НТИ рассматривает в качестве приоритетного направления развития российской фундаментальной науки инновационные центры, создаваемые на базе инновационных институтов передовых российских университетов, наукоградов и технопарков инновационной деятельности. Примером создаваемого инновационного центра может быть инновационный центр «Сколково».

Российская академия наук (РАН) продолжит создание эффективной системы координации научных исследований в учреждениях академии, определяя объемы финансирования их деятельности совместно с Федеральным агентством научных организаций России (ФАНО России). РАН и ФАНО России продолжат мониторинг и оценку результативности деятельности учреждений академии с учетом проведения научных исследований по приоритетным для страны направлениям [15].

ФАНО России совместно с РАН продолжает формирование инновационных научных центров по основным направлениям развития фундаментальной науки, осуществляя как финансирование исследований по программам, так и финансирование исследований по грантам. ФАНО России уделяет большое внимание развитию кадрового потенциала учреждений РАН путем формирования новой системы замещения должностей в учреждениях академии и совершенствования системы аттестации научных работников.

Реализация нормативно-правовых актов, таких как План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., и поручений президента России по итогам проведения Государственного совета по науке от 24 июня 2015 г. позволит значительно уменьшить негативные последствия антироссийских санкций и сократить период выхода из экономического кризиса.

Литература

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. М., 2014. 900 с.

2. Слепак К. Б. Развитие науки, образования и инновационных технологий в регионах России как фактор обеспечения национальной безопасности. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2014. 192 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. М., 2012. 900 с.

4. Путин сообщил о притоке почти $21 млрд прямых иностранных инвестиций в Россию по итогам 2014 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: №р://\ммм.1МегТах. ги/Ьиз1пе88/448350. (Дата обращения: 07.07.2015).

5. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИП:р://доуегптеп1:. ги/с1ос8/16639/. (Дата обращения: 07.07.2015).

6. Послание Президента Федеральному собранию 4 декабря 2014 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/event8/pre8iCent/new8/47173. (Дата обращения: 07.07.2015).

7. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента от 7 июля 2011 г. № 899: [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/ 11861. (Дата обращения: 07.07.2015).

8. Слепак К. Б. Научно-образовательный потенциал регионов как фактор преодоления экономического кризиса // Экономика и управления. 2015. № 5 (115).

9. The World Factbook — CIA: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2078rank.html. (Дата обращения: 07.07.2015).

10. Слепак К. Б. Влияние научно-образовательного потенциала на развитие экономики регионов России и обеспечение национальной безопасности // Экономика и управления. 2014. № 1 (98). С. 22-29.

11. Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/. (Дата обращения: 07.07.2015).

12. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента от 7 мая 2012 г. № 596: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/ bank/35260. (Дата обращения: 07.07.2015).

13. Импортозамещение — важная задача ВПК: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/ polit/1923493.html. (Дата обращения: 07.07.2015).

14. Trends in international arms transfers, 2014 // Stockholm International Peace Research Institute: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://books.sipri.org/files/FS/ SIPRIFS1503.pdf. (Дата обращения: 07.07.2015).

15. Заседание Совета по науке и образованию 24 июня 2015 года: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/49755. (Дата обращения: 07.07.2015).

16. Об утверждении отраслевых планов мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации: Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 661: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/ docs/661.pdf. (Дата обращения: 07.07.2015).

References

1 Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014: Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014: Statistical Yearbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 900 p.

2. Slepak K. B. Razvitie nauki, obrazovaniya i innovatsionnykh tekhnologiy v regionakh Rossii kak faktor obespecheniya natsional'noy bezopasnosti [The development of science, education and innovation in the regions of Russia as a factor of national security]. St. Petersburg, Polytechnic Univ. Publ., 2014. 192 p.

3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2012: Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2012: Statistical Yearbook]. Moscow, Rosstat Publ., 2012. 900 p.

4. Putin informed about the influx of almost $ 21 billion in foreign direct investment in Russia in 2014. Available at: http://www.interfax.ru/business/448350. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

5. The plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on January 27, 2015 № 98-r. Available at: http:// government.ru/docs/16639/. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

6. Address of the President to Federal Assembly of December 4, 2014. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/47173. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

7. On approval of the priority directions of development of science, technology and engineering in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation. Approved by the Decree of the President dated July 7, 2011 № 899. Available at: http://www.kremlin.ru/news/11861. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

8. Slepak K. B. Nauchno-obrazovatel'nyy potentsial regionov kak faktor preodoleniya ekonomicheskogo krizisa [Scientific

and educational potential of the regions as a factor in overcoming the economic crisis]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 5 (115), pp. 75-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The World Factbook — CIA. Available at: https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/rankorder/2078rank. html. Accessed July 07, 2015.

10. Slepak K. B. Vliyanie nauchno-obrazovatel'nogo potentsiala na razvitie ekonomiki regionov Rossii i obespechenie natsional'noy bezopasnosti [Influence of scientific and educational potential on the economic development of regions of Russia and on national security]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 1 (99), pp. 22-29.

11. The results of the federal statistical observation in the field of payment of certain categories in the sphere of social work and science. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_costs/. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

12. About long-term government economic policy. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2012

№ 596. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/35260. ^ Accessed July 07, 2015. (in Russ.). x

13. Import substitution - an important task of the MIC. REGNUM. ^ Information Agency. Available at: http://www.regnum.ru/ o news/polit/1923493.html. Accessed July 07, 2015. (in Russ.). i_Q

14. Trends in international arms transfers, 2014. Stockholm ° International Peace Research Institute. Available at: http:// books.sipri.org/files/FS/SIPRIFS1503.pdf. Accessed July 07, 2015.

15. The meeting of the Council for Science and Education, June 24, 2015. Available at: http://kremlin.ru/events/president/ news/49755. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

16. On approval of the sectoral action plans for import substitution in the shipbuilding industry in the Russian Federation. Order of Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation of March 31, 2015 № 661. Available at: http:// minpromtorg.gov.ru/common/upload/files/docs/661.pdf. Accessed July 07, 2015. (in Russ.).

Научная деятельность СПбУУиЭ

Научная деятельность вуза направлена на решение важнейших проблем социально-экономического развития России и соответствует приоритетным направлениям научно-педагогических школ Университета. Научная продукция, создаваемая в результате выполнения исследовательских проектов, обладает новизной и оригинальностью предлагаемых решений, наличием определённого задела на пути к декларируемой цели и имеет спрос в научно-образовательном и экономическом пространстве. Научная деятельность вуза включает фундаментальные и научно-практические направления.

Долгосрочные партнерские отношения связывают Санкт-Петербургский университет управления и экономики с Отделением общественных наук РАН, Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российской академией образования. Успешно развиваются контакты с региональными структурами РАН на Дальнем Востоке (Хабаровск), Урале (Екатеринбург), в Сибири (Новосибирск), в Республике Карелия (Петрозаводск), Северо-Западном Федеральном округе (Кольский научный центр) и др.

Реализация интеграционных связей с учреждениями Российской академии наук, Российской академии образования, другими организациями и учреждениями осуществляется на основе системы договорных отношений, в рамках реализации совместных программ и проектов.

Традиционными формами совместной деятельности в русле действующих партнерских соглашений и договоров являются участие ведущих ученых фундаментальной экономической науки в образовательном процессе СПбУУиЭ, научное руководство аспирантами со стороны учреждений РАН, издание совместных монографий, проведение совместных конференций и семинаров по актуальным научно-практическим проблемам и целый ряд других уже зарекомендовавших себя проектов.

Существенным фактором повышения научного статуса Университета стало Постановление Бюро отделения общественных наук РАН от 7 февраля 2006 года № 11, в соответствии с которым Санкт-Петербургский университет управления и экономики включен в число научных учреждений, находящихся под научно-методическим руководством Отделения общественных наук РАН.

О большом научном потенциале вуза и его признании свидетельствует и тот факт, что научным руководителем Университета в области инновационного развития является академик-секретарь отделения общественных наук РАН, председатель Совета по проблемам международной безопасности при отделении общественных наук РАН, академик РАН, действительный член РАН, доктор исторических наук профессор, почетный профессор СПбАУУЭ А.А. Кокошин, а научными руководителями и консультантами институтов и кафедр лауреаты Нобелевской премии по экономике почетные профессора СПбАУУиЭ: профессор Колумбийского университета Э. Фелпс, профессор Чикагского университета Р. Маейрсон, профессора Гарвардского университета А. Сен и Р. Мертон, профессор Массачусетского технологического института П. Даймонд, профессор Стэнфордского университета Уильям Шарп, профессор Калифорнийского университета Беркли Оливер Уильямсон, академики РАН: вице-президент РАН Ж. И. Алферов, А. Д. Некипелов, С. Ю. Глазьев, В. В. Ивантер, А. А. Анфиногентова, А. Г. Аганбегян, В. В. Окрепилов, В. И. Маевский, А. И. Татаркин, В. Л. Макаров, Е. М. Примаков, М. Б. Пиотровский и др. Многие почетные профессора вуза регулярно выступают в университете с открытыми лекциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.