Научная статья на тему 'Управление развитием научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в аспекте обеспечения национальной безопасности'

Управление развитием научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в аспекте обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НАУКА / SCIENCE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCE / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Проблема инновационного развития экономики Санкт-Петербурга становится в большей степени зависимой от развития научно-образовательного потенциала региона. Инновационные технологии находят практическое применение как в гражданском секторе экономики региона, так и в оборонном. Санкт-Петербург имеет ряд конкурентных преимуществ в ряде отраслей промышленности по сравнению с другими российскими регионами и оказывает значительное влияние на выполнение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Решающее значение для инновационного развития экономики регионов имеет состояние регионального научно-образовательного потенциала, который имеет высокую корреляцию с объемом продукции обрабатывающих производств в регионах России. В связи с этим возрастает необходимость в разработке рекомендаций по решению региональных инновационных задач и стимулирования из средств городского бюджета инновационного развития петербургской экономики. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы анализа динамики расходов бюджета Санкт-Петербурга на образование, динамики патентной активности в Санкт-Петербурге, ее взаимосвязи с количеством выполняемых НИОКР в регионе и организацией их выполнения. Автор рассматривает позитивный сценарий развития сферы науки и образования в интересах инновационного развития экономики Санкт-Петербурга, предлагает меры по развитию научно-образовательного потенциала региона, которые будут способствовать исполнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing the Development of Scientific and Educational Potential for St. Petersburg and Its Region: An Aspect of National Security?

The article indicates that St. Petersburg (SPb) needs to resolve its innovative economic development (IED) problems at municipal and regional level. The report states that the municipality enjoys a series of production advantages over urban sites in other Russian regions; these advantages might influence the Russian Federation (RF) as it executes its National Security Strategy through 2020. At this stage, the critique redirects its focus to the IED issues, positing that they devolve from the city's dependency on scientific and educational potential (SaEP). The review claims they might also affect SaEPs at regional level, causing SPb's industrial output to correlate with that of other RF regions. Subsequently, the study states that unresolved questions remain regarding SPb's allocations for education, patent work, industrial R&D and organizational operations. Consequently, the blueprint sets forth a number of suggestions that would address the IED challenges inherent in modernization and economic growth. These suggestions would also help resolve the urbanand regional-level IED problems in and around that Russian metropolis.

Текст научной работы на тему «Управление развитием научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в аспекте обеспечения национальной безопасности»

Управление развитием научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга в аспекте обеспечения национальной безопасности

Managing the Development of Scientific and Educational Potential for St. Petersburg and Its Region: An Aspect of National Security?

УДК 378:332.1

Ш S

I <

m О со с о.

О

Слепак Константин Борисович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Slepak Konstantin Borisovich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Проблема инновационного развития экономики Санкт-Петербурга становится в большей степени зависимой от развития научно-образовательного потенциала региона. Инновационные технологии находят практическое применение как в гражданском секторе экономики региона, так и в оборонном. Санкт-Петербург имеет ряд конкурентных преимуществ в ряде отраслей промышленности по сравнению с другими российскими регионами и оказывает значительное влияние на выполнение Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Решающее значение для инновационного развития экономики регионов имеет состояние регионального научно-образовательного потенциала, который имеет высокую корреляцию с объемом продукции обрабатывающих производств в регионах России. В связи с этим возрастает необходимость в разработке рекомендаций по решению региональных инновационных задач и стимулирования из средств городского бюджета инновационного развития петербургской экономики. Вместе с тем недостаточно исследованными остаются вопросы анализа динамики расходов бюджета Санкт-Петербурга на образование, динамики патентной активности в Санкт-Петербурге, ее взаимосвязи с количеством выполняемых НИОКР в регионе и организацией их выполнения. Автор рассматривает позитивный сценарий развития сферы науки и образования в интересах инновационного развития экономики Санкт-Петербурга, предлагает меры по развитию научно-образовательного потенциала региона, которые будут способствовать исполнению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

The article indicates that St. Petersburg (SPb) needs to resolve its innovative economic development (IED) problems at municipal and regional level. The report states that the municipality enjoys a series of production advantages over urban sites in other Russian regions; these advantages might influence the Russian Federation (RF) as it executes its National Security Strategy through 2020. At this stage, the critique redirects its focus to the IED issues, positing that they devolve from the city's dependency on scientific and educational potential (SaEP). The review claims they might also affect SaEPs at regional level, causing SPb's industrial output to correlate with that of other RF regions. Subsequently, the

study states that unresolved questions remain regarding SPb's allocations for education, patent work, industrial R&D and organizational operations. Consequently, the blueprint sets forth a number of suggestions that would address the IED challenges inherent in modernization and economic growth. These suggestions would also help resolve the urban- and regional-level IED problems in and around that Russian metropolis.

Ключевые слова: образование, наука, инновации, экономика, регион, финансирование, промышленность, национальная безопасность

Keywords: education, science, innovation, economy, region, finance, industry, national security

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года одним из основных приоритетов устойчивого развития Российской Федерации является экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций, направленных на развитие научно-образовательного потенциала [1]. Национальная инновационная система России является в основном результатом решения научных задач в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, они находят практическое применение как в гражданском секторе экономики, так и в оборонном [2].

Санкт-Петербург является одним из крупнейших научно-образовательных центров России и занимает ведущее положение в экономике Северо-Западного региона. Валовой региональный продукт (далее — ВРП) Санкт-Петербурга в 2011 г. составил 2071,8 млрд руб., что составляет 44% ВРП Северо-Западного федерального округа и 4,6% валового внутреннего продукта (далее — ВВП) России. Экономика Санкт-Петербурга в меньшей степени, чем Москвы, зависит от внешнеэкономической конъюнктуры и благодаря этому оказалась более устойчивой к кризису. Во время кризиса 2009 г. рост номинальной величины ВРП Санкт-Петербурга продолжился, в то время как в Москве произошло сокращение данного показателя, так же в 2009 г. произошло сокращение ВВП России [3].

За период с 2000-го по 2012 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в Санкт-Петербурге сократилась с 27,3% в 2000 г. до 9% в 2012 г. Среднее значение данного показателя по России в 2012 г. составило 10,9%, в Москве — 9,7%. В 2012 г. в Санкт-Петербурге впервые за последнее двадцатилетие наблюдался положительный естественный прирост населения, который составил два человека на 10 000 человек населения региона. Санкт-Петербург является одним из наиболее безопасных регионов России, число зарегистрированных преступлений на 100 000 человек населения

Количество, шт.

А

2000 1800 1600 1400 1200 1000 800 600 400

1973

> 1713

1436

1186

200

0 Н I I I I I I I I I I I I I ^

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 Годы

—■ —подано патентных заявок на изобретения — -ф— - подано патентных заявок на полезные модели — выдано патентов на изобретения —®— — выдано патентов на полезные модели

Рис. 1. Динамика патентной активности в Санкт-Петербурге

в Санкт-Петербурге сократилось с 2066 в 2000 г. до 1131 в 2012 г. [Там же].

Привлечение инвестиций в петербургский регион экономически обусловлено:

• выгодным экономико-географическим расположением Санкт-Петербурга;

• транспортно-логистическими возможностями города как транспортного узла;

• исторически образовавшимся высоким научно-образовательным и производственным потенциалом;

• возможностью обеспечения города высококвалифицированными кадрами [4].

Органы государственной власти поддерживают городские инвестиционные проекты. В Санкт-Петербурге принята Программа улучшения инвестиционного климата на 2011-2015 годы. Программа предусматривает создание механизмов налогового и финансового стимулирования инвестиций, помогает организовать кадровое обеспечение инвестиционных проектов и организовать подготовку инфраструктуры для инвестиционных проектов [5]. За период с 2000-го по 2012 г. объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга увеличился с 1159,9 млн до 10 767,5 млн долл. [3].

В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости Санкт-Петербурга доля обрабатывающих производств увеличилась за период с 2005-го по 2011 г. с 20,9 до 25,2%. Инновационная активность организаций Санкт-Петербурга увеличилась с 8,9% в 2000 г. до 18,8% в 2012. В среднем по России в 2012 г. данный

показатель составил 10,3%, в Москве — 18,6%. Число созданных в отчетном году передовых производственных технологий в Санкт-Петербурге увеличилось с 65 в 2000 г. до 259 в 2012 г. [Там же].

Патентная статистика является надежным показателем инновационной деятельности. Общее число поданных патентных заявок на изобретение и полезные модели в Санкт-Петербурге увеличилось с 2235 в 2000 г. до 2892 в 2012 г. Количество выданных патентов также увеличилось за исследуемый период с 1623 до 2497. Рост патентной активности в Санкт-Петербурге в основном связан с постоянным увеличением числа подаваемых патентных заявок на полезные модели (рис. 1) [Там же].

Процессы модернизации ставят перед экономикой Санкт-Петербурга задачи, которые требуют новых идей, эффективных проектов, отвечающих современным требованиям по привлечению квалифицированных кадров. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Санкт-Петербурге, в 2012 г. составила 80 660 человек, что составляет 11,1% от суммарного значения по России. Численность исследователей с учеными степенями в Санкт-Петербурге в 2012 г. составила 11 722 (10,7% от суммарного значения по России) [Там же].

Как отмечено в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», для повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, увеличения реальных доходов населения Российской Федерации необходимо создание

Состояние научно-образовательного потенциала и объем продукции обрабатывающих производств в регионах ^

России в 2012 г. [3] оз

о

Регион Показатель развития НОП Обрабатывающие производства, млн руб.

Санкт-Петербург 0,582 2 069 394

Москва 0,748 2 655 111

Московская область 0,284 1 528 670

Республика Карелия 0,167 54 158

Республика Коми 0,199 147 305

Архангельская область 0,179 119 015

Вологодская область 0,146 388 255

Калининградская область 0,182 325 691

Ленинградская область 0,087 504 378

Мурманская область 0,170 96 299

Новгородская область 0,185 124 884

Псковская область 0,148 62 390

Новосибирская область 0,337 284 940

Калужская область 0,239 420 364

Омская область 0,315 609 983

Свердловская область 0,289 1 212 347

Приморский край 0,241 150 092

Республика Татарстан 0,369 995 068

Нижегородская область 0,382 898 070

Республика Дагестан 0,194 27 508

Корреляция 0,88

25 млн высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. Вновь созданные и модернизированные рабочие места должны быть высокооплачиваемыми и иметь высокую производительность труда [6].

Производительность труда является основным критерием при определении «высокопроизводительного рабочего места» для большинства секторов экономики. Все рабочие места предприятия, где производительность труда превышает определенный уровень, считаются высокопроизводительными. Значение данного показателя определяется исходя из среднего уровня производительности труда в шести странах — Бразилии, Германии, Индии, Китае, США и Японии. Данный подход соответствует международным методикам расчета производительности труда. Средний уровень валового внутреннего продукта в расчете на одно замещенное рабочее место в этих странах в 2011 г. составлял 27 000 долл. [7]. За период с 2002-го по 2011 г. производительность труда в Санкт-Петербурге увеличилась в ценах 2011 г. с 354 000 рублей до 819 000 рублей на одного работника, занятого в экономике региона [3].

Производительность труда не всегда отражает вклад работника в экономику государства для таких сфер деятельности, как наука и образование, в этом случае в качестве критерия эффективности должен использоваться показатель развития научно-образовательного потенциала (далее — НОП). В табл. 1 приводятся данные, характеризующие состояние научно-образовательного потенциала и объемы продукции обрабатывающих производств в ряде регионов России в 2012 г. Методика оценки НОП представлена в статье «Инновационное развитие национальной и

региональной экономики Российской Федерации в посткризисный период» [8].

Существует явно выраженная корреляция, определенная на базе статистических данных, между значениями показателя развития НОП региона и объемом продукции обрабатывающих производств. Развитие обрабатывающих производств во многом зависит от состояния сфер образования и науки в регионе.

В Санкт-Петербурге функционируют более 350 научных организаций, в том числе более 70 учреждений Российской академии наук, 10 государственных научных центров (далее — ГНЦ) [9]. В табл. 2 приведено количество научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее — НИОКР), проводимых в ГНЦ в 2012 г. [10].

Промышленность Санкт-Петербурга осуществляет как прямую поддержку науки в отраслевых вузах путем финансирования выполнения корпоративных научных заказов, так и косвенно в части перечисления налогов от доходов в федеральный бюджет и городской бюджет. Часть средств от перечисленных налогов вновь возвращается в отраслевые вузы в виде государственных заказов на создание научно-прикладных разработок в интересах города и экономики страны в целом.

Санкт-Петербург имеет ряд конкурентных преимуществ в ряде отраслей промышленности по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. К ведущим отраслям промышленности Санкт-Петербурга относятся тяжелое, точное и общее машиностроение. В промышленном производстве доля машиностроительной отрасли составляет свыше 30%.

Наиболее крупными предприятиями тяжелого машиностроения Санкт-Петербурга являются:

Количество НИОКР, проводившихся в ГНЦ в Санкт-Петербурге, в 2012 г.

Наименование ГНЦ Количество НИОРК

ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» 451

ФГБУ «Арктический и антарктический НИИ» 142

ОАО «Концерн ЦНИИ «Электроприбор» 91

ФГАНУ «ЦНИИ и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» 63

ОАО «Центр технологии судостроения и судоремонта» 35

ФГУП «ВНИИ метрологии им. Д. И. Менделеева» 32

ОАО «Морское подводное оружие — Гидроприбор» 27

ФГУП «Российский научный центр прикладная химия» 9

• ОАО «Ижорские заводы», которые производят оборудование для атомной энергетики, горнодобывающих предприятий, нефтехимической промышленности, а также производства специальных сталей и полуфабрикатов из них;

• ОАО «Ленинградский металлический завод» — энергомашиностроительное предприятий, осуществляющее проектирование, изготовление и сервисное обслуживание паровых, гидравлических и газовых турбин различной мощности;

• ОАО «Кировский завод» — предприятия сельскохозяйственного, лесохозяйственного и строительного машиностроения;

• ОАО «Невский завод» — предприятие по производству электротехнического оборудования для различных видов электростанций, а также турбоком-прессорного оборудования для ОАО «Газпром». Крупнейшим предприятием точного машиностроения является ОАО «Электросила», которое производит электрические машины, гидрогенераторы, турбогенераторы, генераторы переменного тока.

На предприятиях общего машиностроения: ОАО «Балтийский завод», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» — строятся атомные ледоколы, танкеры, рефрижераторы, суда на воздушной подушке, а также продукция оборонного назначения. Санкт-Петербург является сосредоточением судостроительных предприятий гражданского и военного назначения.

Переход от экспортно-сырьевой экономики к экономике, основанной на генерации и использовании знаний, приведет к изменению структуры занятости, перераспределению работников по секторам экономики и развитию инновационных направлений деятельности. Необходимым условием для формирования экономики знаний в Санкт-Петербурге является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества.

Развитие сферы образования в Санкт-Петербурге должно быть ориентировано на повышение доступности и качества образования. Необходимо создать эффективный институт планирования образования, способный быстро реагировать на запросы рынка труда.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 был принят 29 декабря 2012 г. Данный закон является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивается формирование механизмов правового регулирования образовательных и иных

отношений в сфере образования, обеспечивается реализация права граждан на образование и государственных гарантий на получение качественного образования [11].

Политика в сфере образования в Санкт-Петербурге будет определяться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Развитие сферы образования Санкт-Петербурга будет осуществляться в соответствии с задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в указах от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [12] и № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [13].

С 2013 г. осуществляется реализация первого этапа государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р (далее — Государственная программа). Общий объем финансового обеспечения государственной программы из средств федерального бюджета в 2013-2020 гг. в ценах 2013 г. составляет 3992,2 млрд руб. Ежегодный объем финансового обеспечения по государственной программе увеличится с 446,9 млрд в 2013 г. до 631,2 млрд руб. в 2020 г. [14]. Увеличение финансирования сферы образования в России позволит осуществить внедрение современной модели образования и обеспечит достижение средних значений по основным показателям для стран ОЭСР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начиная с 2004 г. в Санкт-Петербурге наблюдается рост объемов финансирования сферы образования, при этом доля расходов на образование до 2008 г. постоянно снижалась. За период с 2008-го по 2013 г. доля расходов на образование в городском бюджете увеличилась с 14,9 до 19,7%, это показывает положительную динамику финансирования и приоритетность сферы образования для региона (табл. 3) [15].

В Санкт-Петербурге на конец 2012/13 учебного года в общеобразовательных учреждениях обучалось 378,4 тыс. человек, функционировали 732 общеобразовательных учреждения, из которых 685 государственные. В Санкт-Петербурге 60 учреждений среднего профессионального образования (число обучающихся — 61 тыс. чел.), 95 учреждений высшего профессионального образования (число обучающихся — 381,7 тыс. чел.) [3].

Заработная плата является важным фактором, определяющим престижность любой профессии. Как видно из графика (рис. 2), заработная плата в сфере образования в 2011 г. выросла почти в 2 раза по сравнению 2008 г. [4].

Динамика расходов бюджета Санкт-Петербурга на образование, тыс. руб.

Год Расходы бюджета Санкт-Петербурга, тыс. руб. Расходы на образование, тыс. руб. Доля расходов на образование в бюджете, %

2004 91 761 941,90 18 139 725,00 19,8

2005 136 520 716,70 24 642 785,00 18,1

2006 186 156 036,10 30 492 048,90 16,4

2007 266 271 871,90 40 191 682,30 15,1

2008 342 115 637,50 50 890 273,60 14,9

2009 336 278 274,90 55 098 675,20 16,4

2010 378 816 206,70 68 435 163,50 18,1

2011 431 939 763,40 73 782 803,80 17,1

2012 419 993 990,10 78 954 404,80 18,8

2013 426 643 042,80 84 062 131,10 19,7

о

со <

Тыс. руб.

А

35

30

25

20

15

10

- среднедушевые денежные доходы населения

- среднемесячная заработная плата учителя

- среднемесячная зарплата работников общеобразовательных учебных заведений

2008

2009

2010

2011

Годы

Рис. 2. Динамика среднемесячных доходов населения в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге темп роста заработной платы в сфере общего образования превышает темпы роста среднедушевых денежных доходов населения. Увеличение заработной платы в сфере общего образования сопровождается повышением качества образования в школах Санкт-Петербурга, поскольку на более высокую заработную плату имеется возможность пригласить более высококвалифицированного специалиста. Старение учительского корпуса Санкт-Петербурга и необходимость снижения среднего возраста педагогов делают актуальной задачу привлечения в школы молодых кадров, которых привлекает не только более высокая денежная поддержка, но и профессиональные перспективы. В связи с этим меры, принятые Министерством образования и науки России и региональными властями, по повышению средней заработной платы учителей вполне рациональны.

Модернизация профессионального образования не может быть осуществлена без улучшения работы преподавательского корпуса, а это возможно осуществить путем перехода на «эффективный контракт», который заключают преподаватели с учреждениями профессионального образования. «Эффективный контракт» предполагает установить зависимость между заработной платой преподавателя и качеством преподавания. При этом средний уровень заработной платы преподавателя в профессиональном образовании должен значительно повыситься и стать не меньше, чем средний уровень заработной платы по ведущим отраслям экономики в регионе [16]. Повышение качества образования связывается с повышением квалификации преподавательского состава учреждения профессионального образования, в том числе и за счет участия преподавателей профес-

^ сионального образования в научных исследованиях ^ и разработках. Приоритетная задача повышения ква-^ лификации преподавательского состава учреждений ™ профессионального образования предполагает также ^ повышение качества управления учреждениями повы-о шения квалификации преподавателей и модернизации системы аттестации преподавателей профессионального образования.

Число образовательных учреждений начального профессионального образования в Санкт-Петербурге сократилось с 96 в 2000 г. до 36 в 2012 г. Количество обучающихся по программам начального профессионального образования сократилось с 57,2 тыс. человек в 2000 г. до 20,2 тыс. человек в 2012 г. Число образовательных учреждений среднего профессионального образования за аналогичный период сократилось с 79 до 48, а количество обучающихся по программам среднего профессионального образования — с 75,2 тыс. до 61,9 тыс. человек [3].

Отсутствие института планирования образования приводит к тому, что система высшего профессионального образования слабо учитывает потребности петербуржского рынка труда. Спрос на образовательные услуги в Санкт-Петербурге сместился в сторону престижных на данный момент профессий, таких как экономика, юриспруденция, гуманитарные науки. За период с 2008-го по 2011 г. выпуск специалистов и бакалавров государственными и муниципальными учреждениями высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге по экономическим и управленческим специальностям увеличился с 22,8 тыс. человек до 23,8 тыс. человек, по гуманитарным — с 9,7 тыс. человек до 10,2 тыс. человек. Технические специальности наиболее востребованы рынком труда Санкт-Петербурга. По техническим специальностям выпуск за аналогичный период сократился с 13,2 тыс. человек до 12,3 тыс. человек [4].

Нехватка рабочей силы становится серьезным ограничителем экономического роста в Санкт-Петербурге. В 2000 г. число безработных превышало потребность в работниках, зарегистрированных в Государственной службе занятости населения Санкт-Петербурга, в 2,8 раза, в 2005 г. количество вакансий превысило количество зарегистрированных безработных. В 2011 г. число вакантных рабочих мест составило 58,5 тыс., что на 7,5 тыс. превысило количество безработных граждан Санкт-Петербурга. К концу 2012 г. количество вакансий возросло еще больше и составило 65,8 тыс. рабочих мест [Там же].

Дефицит трудовых ресурсов на петербургском рынке труда возник из-за отсутствия эффективного института планирования образования. Количество вакантных рабочих мест в Санкт-Петербурге превышает количество зарегистрированных безработных. Спрос на петербургском рынке труда во многом не соответствует специальностям, которыми владеют петербургские безработные, и качеству их подготовки как специалистов сферой городского профессионального образования. В Санкт-Петербурге наблюдается нехватка квалифицированных рабочих, среднего технического персонала и высококвалифицированных специалистов по ряду технических специальностей. Устранение дисбаланса между спросом и предложением на петербургском рынке труда привело бы к значительному сокращению безработицы.

Одной из причин нехватки рабочей силы в регионе становится старение населения. Начиная с 2006 г. доля населения в трудоспособном возрасте в общей структуре населения Санкт-Петербурга постоянно со-

кращалась с 63,4% до 61,5% в 2012-м. Доля лиц в возрасте старше 60 лет в составе занятого населения Санкт-Петербурга в 2012 г. составила 7,4%, при среднем значении по России 4,7%, в Москве аналогичный показатель составил 3,9% [3].

Одним из основных требований нормального развития экономики Санкт-Петербурга является обеспечение безопасной жизни населения и гостей Санкт-Петербурга. Снижение числа петербуржцев, находящихся в трудоспособном возрасте, рынок труда компенсирует высоким миграционным приростом населения. Санкт-Петербург является по-прежнему привлекательным городом для жителей дотационных регионов России и стран СНГ, несмотря на то что по среднему уровню оплаты труда и количеству рабочих мест, требующих начального и среднего профессионального образования, Санкт-Петербург существенно проигрывает Москве. Такая же ситуация наблюдается в конкуренции между Москвой и Санкт-Петербургом за высококвалифицированных специалистов. Суммарный миграционный прирост население в Санкт-Петербурге за период с 2001-го по 2011 г. составил 1102 человека на 10 000 человек населения, в Москве аналогичный показатель составил 1671 человек на 10 000 человек населения региона [3]. В 2011 г. в России на миграционный учет было поставлено более 1,5 млн иностранных граждан, из которых 48% составили граждане СНГ [4]. Сбалансированная миграционная политика является необходимым условием для эффективного развития экономики Санкт-Петербурга. Российские работодатели должны нести ощутимую ответственность за нелегальное использование рабочей силы иностранных граждан. Необходимым условием дальнейшей декриминализации Санкт-Петербургского общества является создание условий трудовой и социальной защищенности мигрантов, внедрение механизмов их культурной и социальной адаптации. В качестве экономического фактора, регулирующего трудовую миграцию в России, можно рассматривать развитие высокотехнологичных производств и использование новейших технологий, так как эти производства не только сокращают трудозатраты, количество используемой рабочей силы, но и способствуют сокращению потребности в трудовых ресурсах, а также способствуют привлечению только высококвалифицированных специалистов. В связи с этим важным фактором интеграции образования и науки является развитие инновационной инфраструктуры при академических институтах, вузах и образовательных учреждениях.

В Санкт-Петербурге к 2013 г. создано 12 инновационно-технологических центров, демонстрирующих результаты фундаментальных научных исследований крупнейших петербургских научных институтов, систему трансфера технологий, прикладные НИОКР, реализуемые в том числе в университетах города. В Санкт-Петербурге реализуются НИОКР, которые имеют, как правило, межотраслевой и междисциплинарный характер взаимодействия и отражают полный цикл исследований. Полный цикл исследований начиная фундаментальными исследованиями и заканчивая трансфером технологий определяет постоянно возрастающий научно-образовательный потенциал Санкт-Петербурга как инновационного центра науки, образования и промышленности.

Иллюстрацией этого является создание петербургского арктического кластера, отражающего петербургские научные исследования по освоению арктического шельфа. В Санкт-Петербурге в 1914 г. при Российской академии наук была создана Полярная комиссия.

Сегодня, 100 лет спустя, в Петербурге сосредоточен комплекс научно-исследовательских учреждений и высокотехнологичных промышленных предприятий, которые разрабатывают проекты, связанные с освоением арктического шельфа. Освоение арктического шельфа в условиях конкурентной борьбы за энергоресурсы является основной геополитической задачей ряда стран. Научные исследования в Арктике имеют приоритетное значение для обеспечения национальной безопасности на долгосрочную перспективу [1].

В Санкт-Петербурге организована и успешно работает комплексная система подготовки кадров для северных территорий России, а также проводятся научные исследования по развитию северных территорий страны. Петербургские ученые получили существенные результаты исследований, проведенных в Арктике, которые в будущем позволят Санкт-Петербургу сформировать технологические платформы, необходимых для арктического кластера, на базе имеющихся у города материальных возможностей для освоения арктического шельфа. Создание мощной кластерной структуры предполагает совместное использование научных и производственных мощностей. Санкт-Петербург имеет опыт в формировании успешно развивающихся производственных кластеров. Примером этого является проект Арктического территориального инновационного кластера, в котором, в частности, предполагается в Санкт-Петербурге реализовать производство специальной морской техники, в создании которой примут участие мировые лидеры в области специального судостроения. Освоение арктического шельфа позволит обеспечить соответствующие условия для более интенсивного развития таких отраслей, как тяжелое, точное и общее машиностроение. В Федеральном законе Российской Федерации от 3 декабря

2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 годов» предусмотрено финансирование из расходной части бюджета на программу «Реализация мероприятий программы по освоению и использованию Арктики» [17].

Одним из источников поддержки науки из городского бюджета в Санкт-Петербурге является комплексная программа «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг. [18]. Закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» от 27 ноября

2013 г. № 654-102 в своей расходной части предусматривает финансирование как этой программы, так и мероприятий по развитию профессионального образования в Санкт-Петербурге [19]. В течение ближайших лет экономика Санкт-Петербурга сможет успешно использовать позитивный эффект от реализации комплексной программы «Наука. Промышленность. Инновации» и комплекса мероприятий по развитию профессионального образования. Городская экономика получит новые инновационные технологии и сможет добиться значительных экономических результатов в регионе, которые также будут способствовать исполнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html.

2. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ

Президента от 7 июля 2011 г. № 899: [Электронный ре- ^ сурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/11861. =с

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. щ

2013: Стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с. о

' ' со

4. Стратегия социально-экономического развития Санкт- <

Петербурга до 2030 г.: анализ социально-экономического ш развития Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. ° Режим доступа: http://spbstrategy2030.ru/UserFiles/Files/ tom1final.pdf.

5. О Программе улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2011 г. № 834: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov. spb.ru/law?d&nd=891853841&prevDoc=891858950. (Дата обращения: 20.02.2014).

6. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html. (Дата обращения: 20.02.2014).

7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. / Разраб. Минэкономразвития РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/ files/41d457592e04b76338b7.pdf. (Дата обращения: 20.02.2014).

8. Слепак К. Б. Инновационное развитие национальной и региональной экономики Российской Федерации в посткризисный период // Экономика и управление. 2012. № 1 (75). С. 135-141.

9. Паспорт Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/static/writable/ckedi-tor/uploads/2012/06/08/passport.pdf. (Дата обращения: 20.02.2014).

10. Тренд на омоложение // Эксперт Северо-Запад. Ноябрь. 2013. С. 18-23.

11. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html. (Дата обращения: 20.02.2014).

12. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html. (Дата обращения: 20.02.2014).

13. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html. (Дата обращения: 20.02.2014).

14. О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/3342. (Дата обращения: 20.02.2014).

15. Официальный сайт Комитета финансов Санкт-Петербурга. Функциональная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fincom.spb.ru/comfin/budjet/charges/func_rasx. htm. (Дата обращения: 20.02.2014).

16. Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/5579. (Дата обращения: 20.02.2014).

17. О федеральном бюджете на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_158444. (Дата обращения: 20.02.2014).

18. О комплексной программе «Наука. Промышленность. Инновации» в Санкт-Петербурге на 2012-2015 гг.: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2011 г. № 835: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/891854656. (Дата обращения: 20.02.2014).

ш 19. О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 г. и на плановый

I период 2015 и 2016 гг.: Закон Санкт-Петербурга от 27

ш ноября 2013 г. № 654-102: [Электронный ресурс]. Режим

о доступа: http://www.rg.ru/2013/12/06/spb-zakon654-102-

< reg-dok.html. (Дата обращения: 20.02.2014).

References

1. The National Security Strategy of the Russian Federation up to 2020. Presidential Decree of May 12, 2009 № 537. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

2. On approval of the priority directions of science and technology development in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation. Presidential Decree of July 07, 2011 № 899. Available at: http://www.kremlin.ru/news/11861. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

3. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2013: Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2013: Statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2013. 990 p.

4. Strategy for social and economic development of St. Petersburg up to 2030: Analysis of the social and economic development of St. Petersburg. Available at: http:// spbstrategy2030.ru/UserFiles/Files/tom1final.pdf. Accessed January 23, 2014. (in Russ.)

5. On the Program to improve the investment climate in St. Petersburg for 2011-2015. Resolution of the Government of St. Petersburg of June 28, 2011 № 834. Available at: http://gov.spb.ru/law?d&nd=891853841&prevDoc=891858 950. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

6. On the long-term national economic policy. Presidential Decree of May 07, 2012 № 596. Available at: http://www. rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

7. Forecast of the long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030 (developed by the Economic Development Ministry). Available at: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7. pdf. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

8. Slepak K. B. Innovatsionnoe razvitie natsional'noy i re-gional'noy ekonomiki Rossiyskoy Federatsii v postkrizisnyy period [Innovative development of national and regional economy of Russian Federation in the post-crisis period]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 1 (75), pp. 135-141.

9. Certificate of St. Petersburg. Available at: http://gov.spb.ru/ static/writable/ckeditor/uploads/2012/06/08/passport.pdf. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

10. Trend on the rejuvenation. Ekspert Severo-Zapad, November 13, 2013, pp. 18-23 (in Russ.).

11. On Education in the Russian Federation. Federal Law of December 29, 2012 № 273-FZ. Available at: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

12. On measures to implement the state policy in the field of education and science. Presidential Decree of May 07, 2012 № 599. Available at: http://www.rg.ru/2012/05/09/ nauka-dok.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

13. On measures to implement the state social policy. Presidential Decree of May 07, 2012 № 597. Available at: http://www. rg.ru/2012/05/09/soc-polit-dok.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

14. On the State Program of the Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020. Decree of the Russian Federation Government of November 22, 2012 № 2148-r. Available at: http://government.ru/docs/3342. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

15. Functional structure of St. Petersburg budget expenditures. Official website of the Finance Committee of St. Petersburg. Available at: http://www.fincom.spb.ru/comfin/budjet/charges/ func_rasx.htm. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

16. On approval of the program of gradual improvement of the system of wages in the state (municipal) institutions for 2012 - 2018. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2012 № 2190 -r. Available at: http://government.ru/docs/5579. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

17. On the Federal Budget for 2014 and the planning period of 2015 and 2016. The Federal Law of December 02, 2013 № 349-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_158444. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

18. On the Integrated Program "Science. Industries. Innovations" in St. Petersburg for 2012-2015. Resolution of St. Petersburg Government of June 28, 2011 № 835. Available at: http:// docs.cntd.ru/document/891854656. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

19. On the budget of St. Petersburg in 2014 and the planning period of 2015 and 2016. Law of St. Petersburg of November 27, 2013 № 654-102. Available at: http://www. rg.ru/2013/12/06/spb-zakon654-102-reg-dok.html. Accessed February 20, 2014. (in Russ.).

Образование европейского уровня

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уже в первые годы Университет активно развивал международные проекты в области подготовки кадров с участием зарубежных партнеров.

В настоящее время приоритетным направлением международной деятельности Университета стало активное участие в международной интеграции российской и европейской систем образования в соответствии с Болонской декларацией. Поддерживаются тесные связи более чем с 50 зарубежными университетами и организациями, среди которых: Немецкая служба академических обменов (DAAD), Университет Мюнхена и Стейгенбергергская академия (Бад-Рейхенхалле), Колумбийский университет, Фордхемский университет, Городской университет Нью-Йорка, Университет Лассаля, Принстонский университет, Университет Сиэтла, Калифорнийский университет Беркли, Университет Ла Сапиенца, Гейдельбергский и Магдебургский университеты (Германия), Лондонский и Эдинбургский университеты (Великобритания), университет Хельсинки (Финляндия), Стокгольмский университет (Швеция), университет Дублина (Ирландия), универ-

ситет Рейкьявика (Исландия), Католический университет Чили (Чили).

Иностранные учебные заведения выражают свою заинтересованность в контактах с СПбУУиЭ, приглашая представителей Университета на международные конференции и семинары. В частности, по приглашению Торгово-промышленной палаты Баварии (ФРГ) состоялась деловая поездка в Мюнхен. В ходе визита обсудили вопросы развития сотрудничества с учебными заведениями федеральной земли Бавария — Университетом Мюнхена и Стейгенбергерской академией (Бад-Рейхенхалле), входящей в Университет прикладных наук Бонна.

Обширные и авторитетные зарубежные связи Университета дают возможность его студентам получить образование по международным стандартам. Вуз расширяет контакты не только с вузами стран, подписавших Болонскую декларацию, но и с другими образовательными системами развитых государств, в том числе США. Зарубежные ученые, многие из которых являются почетными профессорами СПбУУиЭ, читают в Университете открытые лекции и проводят семинары для студентов и преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.