ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
КБ. СЛЕПАК
Константин Борисович СЛЕПАК — кандидат экономических наук, докторант кафедры региональной экономики и природопользования СПбГЭУ.
В 2008 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 10 научных работ.
Сфера научных интересов — региональная экономика.
^ ^ ^
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «национальная безопасность» — это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [6].
Одним из основных приоритетов устойчивого развития, отраженных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, является экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций, направленных на развитие научно-образовательного потенциала. Снижение темпов экономического роста замедлит переход к инновационному развитию экономики, что, в свою очередь, может вызвать накопление нерешенных социальных задач в стране [там же].
Главными стратегическими рисками национальной безопасности в экономической сфере являются сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Обеспечение национальной безопасности будет зависеть от координации усилий государства, частного капитала, учреждений науки и образования. Сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики в долгосрочной перспективе может привести к потере контроля над национальными ресурсами, неравномерному развитию регионов, прогрессирующей нехватке высококвалифицированных специалистов по ряду технических специальностей в одних регионах и системной безработице — в других [там же].
Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации, должны быть предотвращены путем проведения рациональной государственной региональной политики. Основные усилия должны быть направлены на развитие науки, технологий и образования, совершенствование национальных и региональных инвестиционных и финансовых институтов.
Конкуренция в сферах науки и образования является необходимым условием развития научнообразовательного потенциала. Наряду с мерами по защите и развитию конкуренции реализуется ряд мер, связанных с регулированием иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие
ГРНТИ 06.61.33 © К.Б. Слепак, 2014
К.Б. Слепак
23
стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства. В целях совершенствования законодательства, регулирующего осуществление иностранных инвестиций в стратегические отрасли, был принят Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 322-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”»[2]. Порядок инвестирования определен Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [1].
В 1990-е гг. российская наука столкнулась с комплексом проблем — сокращением финансирования, оттоком капиталов и трудовых ресурсов из научной сферы. Однако по ряду показателей в сфере науки и инновационных технологий Россия по-прежнему опережает другие европейские страны. По состоянию на 2010 г. численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, составила 840 тыс. человек. По данному показателю Россия уверенно занимает первое место среди европейских стран, опережая Германию (549 тыс. человек) и Великобританию (319 тыс. человек). Россия занимает второе место среди европейских государств по соотношению численности персонала, занятого исследованиями и разработками, к общей численности населения (см. рис. 1), уступая лишь Германии [12].
Рис. 1. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, на 10 000 человек населения
Если по количеству исследователей Россия входит в число стран-лидеров, то по объемам финансирования проводимых исследований положение не столь благополучное. Внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2010 г. составили 39 тыс. долл. на одного исследователя в год, и по данному показателю Россия находится между такими странами, как Латвия (41 тыс. долл.) и Болгария (38 тыс. долл.). В странах — инновационных лидерах данный показатель превосходит 150 тыс. долл. [там же]. Высокая концентрация трудовых ресурсов в научной сфере России позволяет поддерживать и дорабатывать созданные еще в советский период технологии, посредством чего население обеспечивается рабочими местами в сфере науки. Увеличение финансирования научной сферы до уровня стран — лидеров инновационных технологий позволит модернизировать материальнотехническую базу науки, остановить отток наиболее перспективных специалистов за рубеж и, как следствие, активизировать развитие прорывных инновационных технологий.
Отток преуспевающих ученых часто сопоставляют с разработкой комплекса мероприятий по возвращению ученых на родину. Программа возвращения ученых-соотечественников не должна сводиться к трудоустройству в России потока ученых, которые выработали свой ресурс в экономически развитых странах. Россия может принять уникальных преуспевающих ученых-соотечественников, гото-
24
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
вых продолжать свои исследования в России. В Китае возвращение преуспевающих ученых осуществляется путем проведения совместных исследований с множеством групп ученых на протяжении ряда лет, анализом результатов совместных исследований, выбором лидирующих групп ученых, определением их значимости для экономики Китая. Это связано с тем, что серьезные научные исследования требуют дорогостоящего обеспечения, которое относится к рискованному финансированию, значительному для любой страны.
В последние годы в России наблюдается увеличение внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя (см. рис. 2). Однако увеличение данного показателя достигается за счет не только увеличения объемов финансирования проводимых исследований, но и сокращения числа занятых в сфере науки и инновационной деятельности [там же].
Рис. 2. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на одного исследователя
Рост конкуренции на мировых рынках высокотехнологичной продукции и динамичное развитие инновационных секторов экономики в развитых странах в долгосрочной перспективе могут отрицательно повлиять на темпы роста российской экономики и замедлить переход от экспортно-сырьевой модели экономики к экономике, базирующейся на генерации, распространении и использовании знаний. Минимизация влияния данного риска возможна за счет диверсификации рынков сбыта основных экспортных товаров, увеличения доли России на мировом рынке высокотехнологичной продукции.
Другим важным фактором снижения данного риска является отбор для государственной поддержки приоритетных, наиболее перспективных направлений научных исследований, в которых российская наука может успешно конкурировать на мировом рынке инновационных технологий. Ускоренное развитие конвергентных нано-, био- и информационных технологий не только станет основой для формирования новых рынков инновационных технологий, но и существенно повлияет на облик традиционных областей российской экономики, таких как промышленное производство, энергетика и добыча полезных ископаемых.
Стратегия Соединенных Штатов Америки направлена на переход от деиндустриализации к реиндустриализации экономики. Это приведет к сокращению экспорта технологий и высокотехнологичных производств за рубеж, вследствие чего повысится значимость передовых технологий обрабатывающей промышленности в других странах. В Китае стратегия развития науки и технологий направлена на увеличение независимости индустриального потенциала от технологий развитых стран, при этом отдельное внимание уделяется фундаментальным исследованиям в тех областях науки, которые гарантируют Китаю вхождение в число мировых технологических лидеров в будущем. Государствен-
К.Б. Слепак
25
ная научно-техническая и инновационная политика во Франции ориентирована на развитие био- и нанотехнологий, особое внимание уделяется программированию и информационным технологиям. Основным приоритетом стратегии развития науки и технологий в Германии является сохранение конкурентных преимуществ в традиционных отраслях машиностроения за счет развития экологических технологий и технологий безопасности [10].
В России ключевые направления научно-технического прогресса отражены в перечне Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации [7]. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 декабря 2013 г., Президент поручил Правительству РФ совместно с Российской академией наук провести корректировку перспективных направлений развития науки и техники [9]. Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426 была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» [5]. Данная ФЦП позволяет сформировать систему приоритетов развития научно-технологической сферы, связанных с основными задачами развития отраслей российской экономики, которые найдут свое отражение в Перечне технологических платформ, утверждаемом Правительством РФ. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию сказано: «Что касается прикладных исследований, то эта работа должна быть сосредоточена на базе технологических платформ. Предлагаю переориентировать на поддержку таких исследований средства соответствующих целевых программ, в первую очередь такой программы, как “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса”. При этом важно, чтобы работал принцип софинансирования проектов и со стороны государства, и со стороны бизнеса» [9]. К приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации относятся: безопасность и противодействие терроризму; индустрия наносистем; информационно-телекоммуникационные системы; науки о жизни; перспективные виды вооружения, военной и специальной техники; рациональное природопользование; транспортные и космические системы; энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика [7].
Развитие индустрии наносистем окажет существенное влияние на экономический рост, поскольку способствует созданию прорывных разработок в различных областях экономики, таких как медицина, промышленность, добыча и транспортировка полезных ископаемых. В рамках данного приоритетного направления основной областью исследований должно стать создание легких и прочных материалов, сверхпроводящих материалов, новых типов магнитных и немагнитных материалов. Создание новых материалов позволит в значительной мере снизить вес конструкций и энергозатраты при их использовании, а также позволит создать оборудование, способное работать в экстремальных условиях эксплуатации. В результате развития данного направления станет возможным освоение ранее недоступных месторождений Арктики, будут созданы новые технологии для судостроения, объектов морской техники и военно-промышленного комплекса [10].
Развитие информационно-телекоммуникационных систем — важный фактор российского экономического роста, который позволяет сократить себестоимость промышленной продукции, а также создает новые рынки информационно-телекоммуникационных систем. Проводимые российскими учеными исследования в области создания единого информационного пространства транспортной инфраструктуры позволяют повысить эффективность транспортных потоков и сократить расходы на транспортировку. Создание аппаратных средств, обеспечивающих круглосуточный мониторинг важнейших физиологических параметров человека, имеет большое значение для превентивной медицины и здорового образа жизни. Развитие мобильных устройств, увеличение скорости передачи информации формируют новую модель работы с информационными системами и приводят к распространению схем удаленной занятости сотрудников, что позволяет устранить региональную диспропорцию, связанную с нехваткой высококвалифицированных специалистов в одних регионах и их избытком — в других [там же].
Развитие области наук о жизни является существенным фактором обеспечения национальной безопасности. Старение населения, рост числа болезней обмена веществ и сердечно-сосудистых заболеваний, а также необходимость обеспечения продовольственной, сырьевой, медицинской и экологической безопасности страны определяют значимость данной области. Одним из основных направлений исследований является создание технологий персонализированной медицины, которая позволяет не только увеличить эффективность лечения, но и предотвратить возникновение заболевания за счет
26
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
целенаправленной профилактики. Создание новых материалов с высокой степенью биосовместимости позволит восстанавливать отдельные органы или даже целые системы организма. Российские ученые проводят исследования в области узконаправленного медикаментозного и терапевтического лечения, которое базируется на направленном воздействии на патологические процессы в организме, что позволяет снизить неблагоприятное воздействие на пациента от лечения. Развитие методов неинвазивной диагностики, исключающих проникновение во внутреннюю среду организма, позволяет создавать системы постоянного слежения за определенными группами больных для оказания им своевременной помощи. Приведенные направления исследований существенно снижают заболеваемость и, как следствие, смертность населения, что, в свою очередь, положительно отразится на демографической ситуации в стране [там же].
Развитие транспортных и космических систем является важным фактором российского экономического роста и необходимым элементом системы обеспечения национальной безопасности. Российские ученые уделяют особое внимание созданию ракетно-космических средств повышенной грузоподъемности. Создание подобных систем позволит выводить на орбиту новые типы тяжелых спутников. В целях повышения эффективности освоения околоземного пространства и исследований дальнего космоса разрабатываются технологии высокоэффективных источников энергии, ядерноэнергетические двигательные установки для космических аппаратов. Ученые также уделяют большое внимание созданию новых двигательных установок для гражданских отраслей промышленности, соответствующих мировым экологическим стандартам [там же].
Рациональное природопользование выступает существенным фактором экономического роста. Внедрение экологически эффективных технологий способствует снижению негативного воздействия деятельности человечества на окружающую среду и обеспечению экологической безопасности государства. В рамках данного приоритетного направления развития российской экономики особый интерес вызывают технологии переработки отходов, которые позволяют возвращать ресурсы во вторичный хозяйственный оборот [там же].
Рост мирового энергопотребления — основной фактор, который определяет значимость приоритетного направления «Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика». Освоение арктических месторождений углеводородов, а также создание технологий извлечения сланцевого газа, сланцевой нефти и газа угольных месторождений значительно расширят в будущем российскую сырьевую базу. Разработка технологий повышения безопасности и срока службы атомных реакторов способствует снижению негативного воздействия атомной энергетики на окружающую среду и позволяет увеличить объемы ядерной энергии, получаемые от одной атомной электростанции за весь период ее эксплуатации. Внедрение энергосберегающих технологий позволяет снизить итоговую себестоимость продукции и, тем самым, обеспечивает ее конкурентоспособность [там же].
Руководство Российской Федерации проводит рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений, что полностью соответствует современным взглядам на обеспечение защиты национальных интересов. Национальная оборона осуществляется исходя из принципов рациональной достаточности и эффективности. Главными задачами укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе являются обеспечение стратегического сдерживания, сохранение потенциала стратегических ядерных сил, обеспечение готовности государства к предотвращению локальных войн и конфликтов, противодействие терроризму. В интересах обеспечения национальной безопасности, государственные ресурсы используются для повышения качества жизни российских граждан [6].
Сохранение региональной диспропорции в уровне жизни населения России становится серьезной угрозой национальной безопасности. Согласно п. 45 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, одной из стратегических целей обеспечения национальной безопасности является снижение уровня социального и имущественного неравенства населения. Следует отметить, что в соответствии с п. 112 Стратегии соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения является одной из основных характеристик состояния национальной безопасности. Социальное расслоение приводит к дальнейшему росту доходов наиболее обеспеченной прослойки в ущерб социальному благополучию остальной части населения страны, что, в свою очередь, вызывает масштабную трудовую миграцию в России. За счет миграции трудовых ресурсов предприниматели получают значительный прирост прибыли, при этом резко снижаются стимулы предприятий и организаций к своему развитию и увеличению прибыли за счет обновления собствен-
К.Б. Слепак
27
ной технической базы и использования инновационных технологий. В результате продолжается старение основных фондов, продукция предприятий становится неконкурентоспособной, а Россия начинает отставать в своем инновационном развитии от экономически развитых стран [там же].
Приведенные в табл. 1 данные показывают, что существует высокая корреляция между уровнем научно-образовательного потенциала региона и среднедушевыми денежными доходами населения [11]. Показатель развития научно-образовательного потенциала рассчитывался по методике, приведенной в статье «Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России» [13].
Таблица 1
Показатель развития научно-образовательного потенциала и среднедушевые денежные доходы населения в регионах России за 2011 г.
Регион Показатель развития научнообразовательного потенциала в 2011 г. Среднедушевые денежные доходы населения в 2011 г.
Москва 0,786 47 319
Санкт-Петербург 0,596 25 995
Московская область 0,227 25 605
Республика Карелия 0,179 17 543
Республика Коми 0,283 23 897
Архангельская область 0,163 21 455
Вологодская область 0,196 15 638
Калининградская область 0,179 16 880
Ленинградская область 0,082 15 932
Мурманская область 0,174 25 303
Новгородская область 0,138 16 981
Псковская область 0,143 14 185
Новосибирская область 0,343 18 244
Калужская область 0,258 17 557
Омская область 0,334 17 248
Свердловская область 0,294 24 893
Приморский край 0,238 19 160
Республика Татарстан 0,374 20 223
Нижегородская область 0,333 18 337
Республика Дагестан 0,181 18 278
Корреляция 0,79
Для регионов с высоким уровнем научно-образовательного потенциала, таких как Москва и Санкт-Петербург, характерны низкий уровень безработицы (см. рис. 3) и высокий миграционный прирост населения [11].
Показатель развития НОП
0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
X _
V*' ■ч _
N * х' V- / N ’ X
ь *ч '7 -у ► -*< *
-2» 1- — *** — ъ • X
ъ ъ tew
Уровень безработицы (%)
16
14
12
10
8
6
4
2
0
■ НОП Москвы
—— — НОП Санкт-Петербурга
--- НОП Республики Татарстан
------НОП Приморского края
Уровень безработицы в Приморском крае X Уровень безработицы в Республике Татарстан Уровень безработицы в Санкт-Петербурге
)( Уровень безработиц^! в Москве
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Рис. 3. Динамика развития научно-образовательного потенциала и уровня безработицы в регионах России
28
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
В регионах с низкими значениями научно-образовательного потенциала уровни безработицы существенно выше. Дальнейший рост безработицы в данных регионах может привести к увеличению социальной напряженности и миграционному оттоку населения (см. рис. 4) в регионы с высоким уровнем научно-образовательного потенциала [там же].
Среднее значение показателя развития НОП за период с 2000 по 2011 г.
Миграционный прирост населения за период с 2000 по 2011 г. на 10 000 человек населения
Москва
Санкт-Петербург
Республика
Татарстан
Приморский Архангельская
край область
Рис. 4. Соотношение уровня развития научно-образовательного потенциала и миграционного прироста населения
Необходимость активизировать научные исследования в России, снять накопившиеся за десятилетия проблемы в научной сфере путем не только увеличения финансирования российских академий наук, но и совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти потребовала принятия ряда законодательных актов. Вступил в силу Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3]. Реализуется Указ Президента РФ от 27 сентября 2013 г. № 735 «О Федеральном агентстве научных организаций» [4]. Во исполнение данного Указа Президента было подписано распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 1972-р об обеспечении реализации Федерального закона от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ [8]. Реализация данных законодательных актов позволит не только повысить престиж профессии ученого, ускорить развитие российских научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, но и положительно повлияет на качество подготовки российских научных кадров. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) будет осуществлять рациональное использование государственного земельно-имущественного комплекса российских академий наук, экономический анализ деятельности подведомственных ФАНО научных организаций в интересах инновационного развития страны. Не менее важная задача — координация финансирования фундаментальных научных исследований, получаемого по линии ФАНО подведомственными научными организациями, с финансированием от силовых ведомств России на выполнение государственных оборонных заказов. Такое совместное финансирование повысит эффективность работы научных организаций, участвующих в обеспечении национальной безопасности. Также важной задачей является привлечение финансирования частного бизнеса к исследованиям, финансируемым из федерального бюджета по линии ФАНО. Совместное с частным бизнесом финансирование позволяет осуществить прак-
К.Б. Слепак
29
тическое использование исследований с получением патентов и лицензий на инновационные разработки. В течение ближайших лет российская наука сможет успешно использовать позитивный эффект от реформы российских академий наук. Российская экономика получит новые инновационные технологии и сможет добиться выдающихся экономических результатов, которые также послужат исполнению Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
ЛИТЕРАТУРА
1. О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ. URL: http://www.fas.gov.ru/legislatrve-acts/legislative-acts_20103.html (дата обращения:
10.12.2013) .
2. О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. № 322-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2011/11/21/invest-dok.html (дата обращения: 10.12.2013).
3. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2013/09/27/ran-site-dok.html (дата обращения: 10.12.2013).
4. О Федеральном агентстве научных организаций: Указ Президента РФ от 27 сентября 2013 г. № 735. URL: http://www.rg.ru/2013/09/27/fano-site-dok.html (дата обращения: 10.12.2013).
5. О федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. № 426. URL: http://www.fcpir.ru/2014/n426.html (дата обращения: 10.12.2013).
6. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html (дата обращения:
10.12.2013) .
7. Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899. URL: http://www.kremlin.ru/news/11861 (дата обращения: 10.12.2013).
8. Об обеспечении реализации Федерального закона от 27.09.2013 г. № 253-ФЗ: распоряжение Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 1972-р. URL: http://government.ru/media/files/41d49b9d9a53d60fc964.pdf (дата обращения: 10.12.2013).
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/ news/19825 (дата обращения: 12.12.2013).
10. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). URL: http://government.ru/media/files/41d457592e04b76338b7.pdf (дата обращения: 26.08.2013).
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 990 с.
12. Россия и страны мира. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. 380 c.
13. Слепак К.Б. Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России // Известия СПбУЭФ. 2012. № 1 (73). С. 145-148.