Научная статья на тему 'Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России'

Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Статья посвящена оценке индексов регионального научно-образовательного потенциала (ИРНОП) и сравнению инновационной значимости регионов России по ИРНОП. По оригинальной методике оценки ИРНОП сравниваются 20 российских регионов. Сравнение регионов по ИРНОП иллюстрируется графиком и схемой научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга. Предлагается позитивный сценарий активизации инновационной деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Слепак Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The calculation of the indices of scientific and educational potential of Russian regions

The article is devoted to the evaluation of the indices of regional scientific and educational potential (IRSEP) and to the comparison of innovative importance of Russian regions based on IRSEP. 20 Russian regions are compared by the original method of evaluation. The comparison of the regions is illustrated by the schedule and the scheme of St-Petersburg's scientific and educational potential. Positive scenario for intensification of innovative activity in Russia is proposed

Текст научной работы на тему «Расчет индексов научно-образовательного потенциала регионов России»

К Б. СЛЕПАК

Константин Борисович СЛЕПАК — аспирант кафедры финансов и государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западного института).

В 2008 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — региональная экономика.

^ ^ ^

РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ РОССИИ*

Валовой внутренний продукт Российской Федерации (далее — ВВП) к середине 2011 г. преодолел уже почти три четверти от кризисного падения. В первой половине 2011 г. экономическая динамика замедлилась до 4,1 % в I квартале и 3,4 % во II квартале. В целом за 2011 г. рост ВВП ожидается на уровне 4,1 % [3].

Основными целями долгосрочного развития России являются обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из экономических лидеров [2]. Достижение этих целей возможно при переходе экономики на инновационную социально ориентированную модель развития. Научно-образовательный потенциал региона в основном определяет его инновационное развитие.

Оценка регионального научно-образовательного потенциала. Научно-образовательный потенциал региона является основой для создания инноваций. Расчет показателя величины научно-образовательного потенциала региона позволяет показать динамику его развития на протяжении определенного периода времени, сравнить значения научно-образовательного потенциала за определенный период в данном регионе с аналогичным показателем в других регионах.

Структура и состав научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга отображены на схеме (см. рис. 1).

Индекс научно-образовательного потенциала (НОП) региона рассчитывается на основании показателей, отражающих численность специалистов, работающих в сфере науки, образования и инновационной деятельности, по отношению к общей численности трудоспособного населения региона: НОП = (ОП + НП + ИП)/3, где ОП — образовательный потенциал; НП — научный потенциал; ИП — инновационный потенциал.

Уровень образовательного потенциала зависит от следующих показателей: е 1 — численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) на 10 000 человек населения; е2 — численности студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования на 10 000 человек населения; еЗ — численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10 000 человек населения.

ГРНТИ 06.61.33 ©К.Б. Слепак, 2012 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.М. Ходачека.

Рис. 1. Структура и состав научно-образовательного потенциала Санкт-Петербурга

Коэффициент образовательного потенциала (Е) рассчитывается по формуле: Е = kl Ше I + k2*e2 + кЗ*еЗ, где к 1, к2 и кЗ — эмпирические коэффициенты, отражающие образовательный уровень. Обучение специалиста с высшим образованием занимает в среднем 15 лет, студент образовательного учреждения высшего профессионального образования имеет среднее 10-летнее образование и может находиться на любом, с 11-го по 15-й, году обучения. Тогда kl - (1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9+ 10)/ 10/15 = 0,37; к2 = (9+ 10+ 11 + 12)/4/15 = 0,7; кЗ =(11 + 12+13 + 14+ 15)/5/15 = 0,87.

Для расчета индекса образовательного потенциала используется метод расчета, предложенный нобелевским лауреатом Амартия Кумар Сеном [1]. Индекс образовательного потенциала рассчитывается по формуле: ОП = {Efact- i?min)/(£max - Emm), где Efact— фактическое значение коэффициента образовательного потенциала (к): km i п и Am ах — соответственно минимальное и максимальное значения коэффициента (Е) за весь исследуемый период времени во всех исследуемых регионах.

Результат научной деятельности непосредственно зависит от расходов на науку, представленных как процент от ВВП.

Уровень научного потенциала характеризуется следующими показателями: S I — численностью аспирантов на 10 000 человек населения; s2 — численностью персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 10 000 человек населения; 53 — численностью исследователей, имеющих ученые степени, на 10 000 человек населения.

Индекс научного потенциала региона рассчитывается по следующей формуле: НП = (.VI Л2 S3) 3. Коэффициенты научного потенциала (.VI. S2, S3) рассчитываются аналогично расчетам, проведенным для образовательного потенциала. Коэффициенты научного потенциала рассчитываются по формуле: SX = (sXfact - vAmin)/(.vAmax - vAinin). где X— порядковый номер соответствующего показателя

Инновационный потенциал представляет собой результат интеллектуальной экономической деятельности, включающий новые наукоемкие продукты, технологии и услуги, которые позволяют увеличить их экспорт, базируясь на возросшем числе патентных заявок на изобретения.

Результат инновационной деятельности непосредственно зависит от расходов на НИОКР, представленных как процент от ВВП.

Уровень инновационного потенциала оценивается на основе следующих показателей: /1 — числа поданных патентных заявок на изобретения на 10 ООО человек населения; /2 — числа поданных патентных заявок на полезные модели на 10 ООО человек населения; /3 — затрат на технологические инновации на душу населения. Индекс инновационного потенциала рассчитывается по формуле:

ИП — (Л + 72 + /3) 3. Коэффициенты инновационного потенциала (II, 12, 13) рассчитываются аналогично расчетам, проведенным для образовательного потенциала: IX = (¡Х/ас! - /Атт) (/Атах -/Атт).

Результат анализа научно-образовательного потенциала 20 субъектов Российской Федерации приведен на рис. 2 [4-9].

1 Москва

2 Санкт-Петербург

3 Томская область

4 Нижегородская область

5 Новосибирская область

6 Республика Татарстан

7 Омская область

8 Свердловская область

9 Московская область

10 Архангельская область

11 Мурманская область

12 Приморский край

13 Калужская область

14 Вологодская область

15 Калининградская область

16 Республика Карелия

17 Республика Коми

18 Новгородская область

19 Псковская область

20 Ленинградская область

Рис. 2. Динамика индексов научно-образовательного потенциала регионов России

Субъекты Российской Федерации по состоянию на 2009 г. можно условно разделить на 4 группы:

1. Регионы, имеющие индекс научно-образовательного потенциала более 0,5 (регионы — научно-образовательные центры России, такие как Москва, Санкт-Петербург, Томская область);

2. Регионы, имеющие индекс научно-образовательного потенциала в интервале от 0,3 до 0,5 (регионы с высоким научно-образовательным уровнем, такие как Нижегородская область, Новосибирская область, Республика Татарстан).

3. Регионы, имеющие индекс научно-образовательного потенциала в интервале от 0,2 до 0,3 (регионы с удовлетворительным научно-образовательным уровнем, такие как Московская область, Мурманская область, Приморский край).

4. Регионы, имеющие индекс научно-образовательного потенциала менее 0,2 (регионы с низким научно-образовательным уровнем, такие как Ленинградская область, Псковская область, Республика Коми).

В регионах, относящихся к первой группе, в последние годы наблюдается положительная динамика роста индекса научно-образовательного потенциала (далее — Индекса) и положительная корреляция между значениями Индекса и валового регионального продукта, что говорит о высокой значимости сферы образования и науки для этих регионов. В Москве и Санкт-Петербурге в 2008-2009 гг., в период мирового финансового кризиса, коэффициент научно-образовательного потенциала продолжал расти, так как на региональном уровне были профинансированы мероприятия по поддержке учреждений науки и образования.

Значение коэффициента научно-образовательного потенциала Ленинградской и Московской областей меньше, чем в ряде регионов. Это происходит потому, что население этих областей обучается в Санкт-Петербурге и Москве.

Значение инноваций в экономическом развитии Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — один из крупнейших научно-образовательных центров, который способен генерировать научные достижения в перспективных областях экономики (новые материалы, водородная энергетика, микросистемы) [10].

Санкт-Петербург входит в десятку регионов, формирующих более 40 % общероссийского объема инвестиций [3].

Промышленность Санкт-Петербурга осуществляет как прямую поддержку науки в отраслевых вузах, путем финансирования выполнения корпоративных научных заказов, так и косвенную, в части перечисления налогов от доходов в федеральный и городской бюджеты. Повышение конкурентоспособности петербургской продукции зависит от развития научного потенциала, экономических институтов, а также от создания новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики региона, базирующейся на наукоемких технологиях [10].

В расходной части федерального бюджета на инновационную деятельность в 2011 г. запланировано 742 млрд руб., что составляет 1,37 % ВВП. Федеральная поддержка инноваций в развитых странах— 2,5-4 % ВВП, что составляет только треть средств, тратящихся на инновации. Две трети средств, расходуемых развитыми странами на инновационную деятельность, выделяются частными предпринимателями. В России государственные средства, затрачиваемые на инновационную деятельность, составляют две трети от общей суммы и одну треть выделяют частные предприниматели [3].

В связи с этим основной проблемой активизации инновационной деятельности в России является незаинтересованность частных предпринимателей. Государство выделяет значительные средства на инновационную деятельность, при этом мало стимулируя предпринимателей вкладывать средства в новейшую российскую экономику.

Развитие инновационной деятельности — экономики российских знаний — определяется потребителями инновационной продукции государственным и частным финансированием инновационной деятельности. Создание в Санкт-Петербурге инновационной экономики может быть базой для реализации эффективной политики привлечения инвестиций. По словам С. Нарышкина, «регионам нецелесообразно экономить на преференциях для серьезных инвесторов, для инновационных и модерниза-ционных проектов» [11].

Создание в государственных компаниях комитетов по новым технологиям и инновациям, состоящим из ученых, позволит привлечь частные инвестиции в инновационную сферу Санкт-Петербурга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Как измерять человеческий капитал. URL: http://hdr.undp.org/en/media/Primer_RU.pdf (дата обращения: 04.12.2011).

2. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus /ras006.pdf (дата обращения: 29.11.2011).

3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. Высказывания A.B. Новака информационным агентствам на XIV Томском инновационном форуме. URL: http://www.minfin.ru/ru/press /speech/ printable.php?id4=12931 (дата обращения: 22.11.2011).

4. Регионы России: стат. сб.: в 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. М., 2001. 827 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. /Росстат. М., 2007. 981 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: стат. сб. / Росстат. М., 2007. 991с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. М., 2010. 996 с.

10. Слепак КБ. Экономические аспекты создания новых материалов и технологий в Санкт-Петербурге // Труды конференции молодых ученых и специалистов ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей». СПб.: ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей», 2011.

11- Форум «Инновус»: Нарышкину показали новейшие разработки. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id= 456079&cid=960 (дата обращения: 24.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.