Научная статья на тему 'Научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического развития регионов России'

Научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL POTENTIAL / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT / РЕГИОН / REGION / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECONOMIC CRISIS / БЕЗРАБОТИЦА / UNEMPLOYMENT / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Слепак Константин Борисович

Статья посвящена проблемам формирования и эффективного использования научно-образовательного потенциала регионов России. В условиях антироссийских санкций регионы должны уделять особое внимание развитию научно-образовательного потенциала, как фактора экономического роста, который определяет повышение качества жизни населения. Предлагается использовать оценку научно-образовательного потенциала регионов, мониторинг эффективности его функционирования для устранения диспропорции экономического развития регионов, обеспечения пропорционального развития российских секторов экономики, которые обуславливают социально-экономическое развитие страны. Цель. В этой связи в исследовании основная цель заключается в определении зависимости показателей развития научно-образовательного потенциала регионов со среднедушевыми денежными доходами населения, объемом продукции обрабатывающих производств, региональным миграционным приростом, уровнем безработицы и показателями смертности в регионах России. Материалы и методы. Оценочные методики базируются в основном на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России. Производится анализ статистических данных о динамике ряда макроэкономических показателей в регионах России в последние годы. Результаты. Показано, что диспропорция развития российских регионов остается существенной проблемой российской экономики. Неравномерность развития регионов России оценивается по показателю развития научно-образовательного потенциала регионов. Обосновывается необходимость планирования образования для сокращения безработицы. Рассчитана корреляция между уровнем развития научно-образовательного потенциала и рядом макроэкономических показателей в регионах России в последние годы. Аргументируется позитивный сценарий развития сферы науки и образования в интересах социально-экономического развития регионов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and Educational Potential as a Factor of Regional Socioeconomic Development in Russia

The paper analyzes problems of formation and efficient use of the scientific and educational potential offered by Russia’s regions. In the context of anti-Russian sanctions, regions should pay particular attention to the development of their scientific and educational potential as a factor of economic growth that can determine the population’s quality of life. Assessment of the regions’ scientific and educational potential along with monitoring the efficiency of their operation are proposed as ways to eliminate the disparity of regional economic development, thus ensuring a balanced development of Russia’s economic sectors, which are important for the country’s overall social and economic development. Aim. The study’s main objective is to determine the correlations between indicators of a region’s scientific and educational potential and its respective average per capita income, volume of manufacturing industries, migration growth, unemployment level, and mortality rate. Materials and methods. Evaluation techniques are based mainly on the use of databases developed by the Federal State Statistics Service of Russia. The author(s) analyze statistical data on the dynamics of some recent macroeconomic indicators for Russia’s regions. Results. Unbalanced development of Russian regions remains a significant problem for the Russian economy. Uneven regional development is evaluated in terms of indicators of their respective scientific and educational potential. The author(s) demonstrate the necessity of educational planning to reduce unemployment. They also calculate correlations for recent years between the development level of scientific and educational potential and a number of macroeconomic indicators for Russia’s regions. The paper presents evidence of the positive impact of science and education on the socioeconomic development of Russia’s regions.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического развития регионов России»

Научно-образовательный потенциал как фактор социально-экономического развития регионов России

Scientific and Educational Potential as a Factor of Regional Socioeconomic Development in Russia

Ш

s

I <

m О

со <

CL Lû

О

УДК 332.14:37

Слепак Константин Борисович

докторант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат экономических наук

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

Slepak Konstantin Borisovich

St. Petersburg State University of Economics

Sadovaya Str. 21, St. Petersburg, Russian Federation, 191023

Статья посвящена проблемам формирования и эффективного использования научно-образовательного потенциала регионов России. В условиях антироссийских санкций регионы должны уделять особое внимание развитию научно-образовательного потенциала, как фактора экономического роста, который определяет повышение качества жизни населения. Предлагается использовать оценку научно-образовательного потенциала регионов, мониторинг эффективности его функционирования для устранения диспропорции экономического развития регионов, обеспечения пропорционального развития российских секторов экономики, которые обуславливают социально-экономическое развитие страны.

Цель. В этой связи в исследовании основная цель заключается в определении зависимости показателей развития научно-образовательного потенциала регионов со среднедушевыми денежными доходами населения, объемом продукции обрабатывающих производств, региональным миграционным приростом, уровнем безработицы и показателями смертности в регионах России.

Материалы и методы. Оценочные методики базируются в основном на использовании баз данных Федеральной службы государственной статистики России. Производится анализ статистических данных о динамике ряда макроэкономических показателей в регионах России в последние годы.

Результаты. Показано, что диспропорция развития российских регионов остается существенной проблемой российской экономики. Неравномерность развития регионов России оценивается по показателю развития научно-образовательного потенциала регионов. Обосновывается необходимость планирования образования для сокращения безработицы. Рассчитана корреляция между уровнем развития научно-образовательного потенциала и рядом макроэкономических показателей в регионах России в последние годы. Аргументируется позитивный сценарий развития сферы науки и образования в интересах социально-экономического развития регионов России.

Ключевые слова: научно-образовательный потенциал, социально-экономическое развитие, регион, экономический кризис, безработица, миграция, национальная безопасность

The paper analyzes problems of formation and efficient use of the scientific and educational potential offered by Russia's regions. In the context of anti-Russian sanctions, regions should pay particular attention to the

development of their scientific and educational potential as a factor of economic growth that can determine the population's quality of life. Assessment of the regions' scientific and educational potential along with monitoring the efficiency of their operation are proposed as ways to eliminate the disparity of regional economic development, thus ensuring a balanced development of Russia's economic sectors, which are important for the country's overall social and economic development.

Aim. The study's main objective is to determine the correlations between indicators of a region's scientific and educational potential and its respective average per capita income, volume of manufacturing industries, migration growth, unemployment level, and mortality rate.

Materials and methods. Evaluation techniques are based mainly on the use of databases developed by the Federal State Statistics Service of Russia. The author(s) analyze statistical data on the dynamics of some recent macroeconomic indicators for Russia's regions.

Results. Unbalanced development of Russian regions remains a significant problem for the Russian economy. Uneven regional development is evaluated in terms of indicators of their respective scientific and educational potential. The author(s) demonstrate the necessity of educational planning to reduce unemployment. They also calculate correlations for recent years between the development level of scientific and educational potential and a number of macroeconomic indicators for Russia's regions. The paper presents evidence of the positive impact of science and education on the socioeconomic development of Russia's regions.

Keywords: scientific and educational potential, socioeconomic development, region, economic crisis, unemployment, migration, national security

Научно-образовательный потенциал региона — это развивающаяся система, представляющая собой совокупность ресурсов в сфере науки и образования, которыми располагают государство и частные компании для генерации и мультиплицирования новых знаний, создания технологических инноваций и формирования кадрового потенциала экономики региона [1].

Формирование и эффективное использование научно-образовательного потенциала регионов становится наиважнейшей задачей нашей страны в условиях введения государствами Запада антироссийских санкций. Регионы, будучи субъектами конкурентных отношений, уделяют особое внимание развитию научно-образовательного потенциала, как фактора экономического роста, который определяет повышение качества жизни населения.

Обеспечение стабильного социально-экономического развития региона — это одна из основных задач развития теории региональной экономики. Ее решение способствует формированию теоретических и методических положений региональной экономики как науки и должно сопровождаться созданием практических механизмов управления научно-образовательным потенциалом региона, в том числе мониторинга эффективности.

ш Сохранение региональных диспропорций в уровне ^ жизни населения России становится существенной ^ угрозой национальной безопасности. Согласно п. 45 ™ Стратегии национальной безопасности Российской ^ Федерации до 2020 года: «Стратегическими целями о обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации» [2]. Угрозы национальной безопасности, связанные с диспропорциями в уровнях развития субъектов Российской Федерации, должны быть предотвращены путем проведения рациональной государственной региональной политики.

Следует отметить, что в соответствии с п. 112 Стратегии национальной безопасности «Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают:

• уровень безработицы (доля от экономически активного населения);

• децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);

• уровень роста потребительских цен;

• уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;

• уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта...» [Там же].

Децильный коэффициент является одной из основных наиболее актуальных характеристик состояния национальной безопасности. В 1992 г. его значение составляло 8, в 2000 г. — 13,9, в 2014 г. — 16 [3]. По мнению члена-корреспондента РАН Р. С. Гринберга, как только децильный коэффициент достигает 10, в стране появляются условия для социальных беспорядков [4]. В Дании, Финляндии и Швеции значение децильного коэффициента варьируется между 3 и 4, в Германии, Австрии и Франции — между 5 и 7 [5]. В США децильный коэффициент исторически высок и достигает 15 [6].

Социальное расслоение вызывает масштабную трудовую миграцию в России. Оно выражается в дальнейшем росте доходов наиболее обеспеченной, незначительной части граждан страны в ущерб социальному благополучию подавляющей части населения. Миграция трудовых ресурсов позволяет предпринимателям получать сверхприбыли. При этом резко снижается заинтересованность предпринимателей к развитию бизнеса за счет обновления собственной технической базы и использования инновационных технологий. В результате продолжается старение основных фондов, продукция предприятий становится неконкурентоспособной на мировом рынке, и Россия начинает отставать в своем инновационном развитии от развитых стран.

Постепенное устойчивое уменьшение региональных диспропорций в уровне жизни населения можно обеспечить посредством государственной политики, направленной на развитие науки, технологий и образования, а также на совершенствование национальных и региональных инвестиционных и финансовых институтов.

Региональные диспропорции в экономическом развитии России дестабилизируют ситуацию в стране,

являясь угрозой национальной безопасности. Высококвалифицированные специалисты экономически слабых регионов мигрируют в более развитые регионы, что ведет к частичному сокращению разницы в доходах. В регионах с высоким уровнем развития научно-образовательного потенциала, таких как Москва и Санкт-Петербург, наблюдается приток высококвалифицированных специалистов из других областей и республик России.

Процесс внутренней миграции высококвалифицированных специалистов характерен для США, где каждый штат имеет достаточно развитую инфраструктуру. В России этот механизм имеет весьма ограниченные возможности для реализации, из-за того что большинство регионов не имеют необходимой инфраструктуры, а ее создание представляет собой длительный процесс, требующий значительных капиталовложений. Основным фактором, вызывающим внутреннюю миграцию населения в России, является безработица. Работодатели в крупных городах предпочитают компенсировать дефицит рабочей силы за счет трудовых ресурсов из других регионов России и стран СНГ. Тем самым стимулируются миграционные процессы и происходит дальнейшее расслоение общества по доходам, что в свою очередь может привести к возрастанию социальной напряженности.

В первое десятилетие XXI в. в России эталоном семейного социального благополучия высококвалифицированных специалистов были автомобиль, хорошая квартира, дача и современные средства связи. В настоящее время к ним добавились возможности получения профессионального или дополнительного профессионального образование в престижном учебном заведении и услуг по обеспечению здорового образа жизни, включая современное медицинское обслуживание. В последнее время российские семьи стали понимать, что основным семейным приоритетом является хорошее образование, которое дает возможность по окончании обучения в учебном учреждении получить рабочее место квалифицированного специалиста, определяющее достойную заработную плату.

Региональные диспропорции, которые оцениваются как разница в уровне развития научно-образовательного потенциала регионов, определяют недоступность достижения эталона социального благополучия для значительных слоев населения, что является основой для формирования социальной напряженности в стране. Устранить диспропорции в региональном экономическом развитии позволяет инвестирование значительных средств в наукоемкое производство. В настоящее время основные средства государства сконцентрированы в российских банках. Примерно 20-30% этих средств (по опыту экономически развитых стран) должны инвестироваться в наукоемкие проекты, которые создадут новые рабочие места с высокой производительностью труда. Данная схема повышения благополучия населения за счет правильной организации финансирования инновационных технологий весьма эффективно работает в Китае.

Российская банковская система, имея значительные накопления, осуществляет кредитование наукоемких проектов в незначительных объемах. Практически нет банковского кредитования, направленного на развитие наукоемких технологий и создание новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Несмотря на экономический кризис, приоритетом долгосрочной государственной экономической политики является создание и модернизация к 2020 г. 25 млн высокопроизводительных рабочих мест [7].

а ь

§2 0,8г о I N

! 0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

«к -11500 к м

™ а Ф

8 4

м Ф

1350 $ §

тН (О X N 00 N

1-4 О!

(О О Ю

сд N

к

в

К .

1200 § 5

<и р

1050 | § и О

Ен ТН

о \

о

л й

в г

зЫ ^

ЯЗ § 541

ы о & в

3 о а и ^ л

к й

(М о

900 750 600 450 300 150

Москва Санкт- Республика Среднее Новгородская Петербург Татарстан значение обл.

по России Псковская обл.

60 * £

Ц о

а> Н

и л

ей Н

50 и :

Я * чсо

О 1-4

40

4 и ф

51

30 I 1) и ф ч

20 а

10

о

со <

Рис. 1. Взаимосвязь миграционного прироста и среднедушевых денежных доходов населения с уровнем развития научно-образовательного потенциала в российских регионах в 2003-2013 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Органы государственной власти в целях реализации поставленной президентом России В. В. Путиным задачи должны эффективно стимулировать процессы банковского кредитования.

В СССР низкая производительность труда, в частности, объяснялась существованием большого количества рабочих мест, где эффективность труда работника никак не влияла на результаты деятельности предприятия. Частично проблема существования таких рабочих мест по-прежнему существует на государственных предприятиях и в органах государственной власти, где зарплата никак не связана с квалификацией работника, а прием на работу определяется не квалификацией, а семейными связями претендента на рабочее место и в некоторых случаях его административным ресурсом. Органы государственной власти должны совершенствовать механизмы проведения конкурсных отборов при найме на работу квалифицированных специалистов, что будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.

Москва и Санкт-Петербург имеют высокие показатели развития научно-образовательного потенциала (НОП), высокие показатели среднедушевых денежных доходов населения, миграционного прироста населения, производительности труда и низкий уровень безработицы [8]. Методика оценки показателя развития НОП представлена в статье «Инновационное развитие национальной и региональной экономики Российской Федерации в посткризисный период» [9].

Внутренняя миграция населения, вызванная неравномерностью развития российских регионов, инициирует прирост населения в Москве и Санкт-Петербурге. В 2003-2013 гг. показатели миграционного прироста населения в Москве и Санкт-Петербурга составили 1473 и 1397 человек в расчете на 10 000 человек населения соответственно (рис. 1). В то же время миграционный отток населения из Республики Коми и Мурманской области составил 1405 и 1262 человека в расчете на 10 000 чел. населения соответственно [8].

Одним из наиболее популярных механизмом миграции населения является отказ от возвращения выпускников вузов — иногородних студентов Москвы и Санкт-Петербурга в родные регионы. Из-за существующей диспропорции в уровне доходов населения в российских регионах выпускники вузов предпочитают возвращению в родные регионы работу не по специальности в регионах, в которых они получали образование.

Российские регионы с высоким уровнем развития НОП характеризуются наличием развитых обрабатывающих производств, высокими среднедушевыми денежными доходами населения, высокой производительностью труда и низким уровнем безработицы (табл. 1) [Там же].

Российские регионы с высоким уровнем развития НОП являются более привлекательными для инвестиций. В 2005-2013 гг. объем прямых иностранных инвестиций в экономику Москвы увеличился с 2060 до 10 349 млн долл. США. Доля прямых иностранных инвестиций в экономику Москвы в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику России за аналогичный период так же возросла с 15,8 до 39,6%. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга за аналогичный период увеличился с 249 млн до 1384 млн долл. США, а доля прямых иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга в общем объеме прямых иностранных инвестиций в экономику России возросла с 1,9 до 5,3% [Там же].

Экспортно-сырьевая модель развития российской экономики сказалась на ежегодной диспропорции выпускников российских учебных заведений. Известно, что количество выпускников вузов значительно превышает количество выпускников средних профессиональных учебных заведений. В свою очередь, количество выпускников средних профессиональных учебных заведений превышает количество выпускников учреждений начального профессионального образования. Такие же диспропорции в подготовке

ш Таблица 1

^ Состояние научно-образовательного потенциала, объем продукции обрабатывающих производств,

ш среднедушевые денежные доходы населения и уровень безработицы в регионах России в 2013 г.

Регион Среднедушевые денежные доходы населения Показатель развития НОП Обрабатывающие производства (объем отгруженных товаров), млн руб. Уровень безработицы, %

Санкт-Петербург 31 407 0,585 1 976 412 2,44

Москва 54 869 0,758 3 761 464 1,39

Республика Карелия 21 494 0,174 46 614 7,84

Республика Коми 29 335 0,185 158 458 9,96

Архангельская обл. 26 262 0,162 264 884 6,64

Вологодская обл. 20 513 0,165 374 616 6,06

Калининградская обл. 20 642 0,178 339 318 7,36

Ленинградская обл. 20 161 0,075 519 640 5,74

Мурманская обл. 32 912 0,189 88 347 8,22

Новгородская обл. 21 392 0,150 129 436 5,29

Псковская обл. 17 804 0,137 64 413 7,54

Новосибирская обл. 22 597 0,361 309 416 7,78

Калужская обл. 23 182 0,234 428 617 5,52

Омская обл. 21 364 0,277 621 060 8,24

Свердловская обл. 31 013 0,267 1 257 113 6,77

Приморский край 24 343 0,236 181 041 8,16

Республика Татарстан 26 161 0,317 1 060 483 5,85

Нижегородская обл. 24 503 0,306 943 843 6,10

Коэффициент корреляции 0,91

0,80

-0,71

специалистов разного уровня профессионального образования имеют место только в США, где они объясняются деиндустриализацией экономики и возможностью эмитировать основную мировую резервную валюту. В Китае, странах ЕС, а также в государствах Юго-Восточной Азии количество выпускников учреждений профессионального образования в разы сокращается при увеличении уровня профессиональной подготовки.

В российских регионах отсутствуют институты планирования образования; поэтому значительная доля выпускников вузов обращается на биржу труда или трудоустраиваются не по специальности. Российская экономика переживает экономический кризис, углублению которого способствуют санкции западных стран. В то же время вузы продолжают обучать на бюджетные средства студентов, которые при отсутствии механизмов планирования образования не будут востребованы экономикой регионов России. Так, например, в Москве доля безработных с высшим образованием в общей численности безработных в 2013 г. составила 36%, в Санкт-Петербурге — 35,9% [Там же].

Открытие в российских регионах с низкими показателями развития НОП филиалов лучших московских и петербургских вузов по специальностям, востребованным экономиками данных регионов, является способом социально-экономического выравнивания российских регионов, в аспекте получения высшего профессионального образования не вызывающего внутренней миграции населения.

Экономический кризис 2015 г. отличается от российского экономического кризиса 2008-2009 гг. По мнению академика РАН А. Г. Аганбегяна, экономика

России в 2015 г. переживает стагфляцию, т. е. процесс экономического спада с депрессивным состоянием экономики, ростом безработицы, ростом цен и инфляцией. Стагфляция определяет одновременное удорожание товаров и денег. «В России впервые с 2014 г. перестала снижаться смертность, сокращавшаяся с 2006 г. Например, в 2012-2014 гг. рождаемость превосходила смертность. А в неполном 2015 г. в России умерло на 60 000 больше человек, чем родилось» [10].

Существует явно выраженная отрицательная корреляция между значениями показателя развития НОП за 2013 г. и показателями смертности в 2013 г. для большого количества регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Республики Коми, Республики Татарстан, Архангельской, Вологодской, Калининградской, Калужской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Свердловской, Томской областей и Приморского края. Коэффициент корреляции, исчисленный на базе статистических данных Росстата, составляет -0,68. В то же время взаимосвязь между значениями показателя развития НОП и показателями рождаемости отсутствует, коэффициент корреляции составляет -0,02. На рис. 2 отражена взаимосвязь между значениями показателя развития НОП и общим коэффициентом смертности в некоторых регионах России [8].

По мнению нобелевского лауреата по экономике Дж. Стиглица, основные составляющие благополучия населения страны включают в себя эффективное образование, достойные доходы населения, успехи в экономике и благоприятную политическую обстановку. Темпы регионального социально-экономиче-

к

§ 0,9

№ К

К в

& 0,8 л

ч

си £

И

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

ОД

ч

ч

Л

Л

\

'•.....

я

30 И

ч 01

£ к

ч

ш Я1

о о о

25

1«! а В а

О >>

о

ч

и

N ^

20 и н а

си 8 и Ен И и N Я

О ©

со о И >Я N

ю О

15

10

о

со <

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 Год

НОП

— Москвы

.......... — Санкт-Петербурга

------— Московской обл.

-----— Псковской обл.

Общий коэффициент смертности в • — Москве

— Ф— —Санкт-Петербурге

— -•---— Московской обл.

--•---— Псковской обл.

Рис. 2. Взаимосвязь показателя развития НОП с общим коэффициентом смертности в регионах России в 2003-2013 гг.

ского развития позитивно коррелируются с положительной динамикой регионального финансирования сферы науки и образования. Эффективная система образования является базой успешной экономики, обеспечивающей население достойными доходами, а общее благополучие населения способствует созданию благоприятной политической обстановки [11].

Определение показателя развития НОП регионов позволяет установить изменение состояния научно-образовательной и инновационной сферы регионов России. Создание в России инновационной экономики может послужить базой для реализации эффективной политики привлечения инвестиций. Развитие инновационной деятельности зависит от размеров государственного и частного финансирования инновационной деятельности в интересах различных категорий потребителей инновационной продукции.

Президент России В. В. Путин в послании Федеральному собранию от 4 декабря 2014 г. поставил задачи по организации импортозамещения. Последнее может рассматриваться как одна из подсистем модернизации российской экономики. Отечественные производители конкурентоспособных товаров, которые решают задачи импортозамещения как за счет модернизации собственного производства, так и за счет привлечения новых зарубежных поставщиков, используют инновационные технологии в перспективных разработках, характеризующих НОП регионов России. Программа импортозамещения охватывает целый ряд гражданских отраслей экономики, включая военно-промышленный комплекс, и предназначена для создания продукции конкурентоспособной как в России, так и на мировых рынках. Решение задач по импортозамещению связано прежде всего со

^ сложной политической ситуацией и антироссийскими ^ санкциями [12].

^ Поставщики инновационных технологий для научных ™ организаций из стран Таможенного союза ЕврАзЭС ^ ориентированы на импортозамещающие инновацией онные технологии, которые учитывают нормы ВТО, и приводят к созданию новых высокотехнологичных рабочих мест.

В последние годы доходная часть бюджета Российской Федерации примерно наполовину пополняется за счет экспорта сырья. Дальнейшая ориентация российской экономики на экспортно-сырьевую модель в долгосрочной перспективе может привести к неравномерному развитию регионов, прогрессирующей нехватке высококвалифицированных специалистов по ряду технических специальностей в одних регионах и системной безработице в других.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональная подготовка специалистов различных уровней должна учитывать потребности реальных секторов региональной экономики, те конкурентные преимущества, которыми обладает тот или иной регион в различных отраслях. Профессиональная подготовка специалистов различных уровней должна рассчитываться на ближайшие годы с учетом потребностей реальных секторов региональной экономики. Планирование образования в российских регионах должно учитывать развитие имеющихся и создание новых конкурентных региональных преимуществ. Главной задачей при осуществлении планирования образования является приоритетное финансирование науки и образования по направлениям, которые востребованы экономикой данного региона и создают ему конкурентные преимущества с точки зрения осуществления государственных программ.

Переход к инновационной экономике требует организации значительных потоков инвестиций. Экономический рост в России может осуществляться за счет дополнительных инвестиций, которые идут на модернизацию оборудования и ввод новых инновационных технологий. Позитивный опыт обновления технологического оборудования имеет оборонная промышленность. Благодаря реализации первого этапа Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации в 2013-2015 гг. была модернизирована значительная часть медицинского оборудования, используемого в здравоохранении. Общий объем финансирования программы составит более 33 трлн руб. до 2020 г.

В настоящее время российская экономика функционирует в условиях доминирования устаревшего оборудования и технологий. Поэтому рост производства за счет более эффективного использования оборудования невозможен, и требуются значительные инвестиционные потоки, которые могут быть сформированы на базе активов российских банков. Они составляют около 73 трлн руб., но на инвестиционное кредитование приходится только 1,5% общего объема активов. Доля инвестиционных российских кредитов составляет 9%, что значительно ниже показателей экономически развитых стран (30-50%) [10].

Россия как поставщик трети европейского рынка природного газа и сырой нефти и почти трети европейского рынка угля вынуждена будет провести диверсификацию рынков сбыта углеводородов. Необходимо освоение азиатских рынков, расширение кооперации со странами поставщиками углеводородов (прежде всего, с Ираном). Проведение активной внешнеэкономической политики позволит компенсировать в среднесрочной перспективе возможные экономические поте-

ри, вызванные экономическим кризисом, отягощенным антироссийскими санкциями. Обеспечение стабильного экономического роста в долгосрочной перспективе невозможно без отказа от экспортно-сырьевой модели российской экономики и перехода к инновационной экономике. Этот переход может быть реализован путем комплексной модернизации экономики, за счет эффективного развития сфер образования и науки, перехода российских обрабатывающих производств на шестой технологический уклад.

Наибольшие средства в ускоренное развитие НОП своих государств затрачивают США, Япония и КНР. Конкурентная динамики финансирования инновационных технологий приводит к тому, что период между сменами технологических укладов постоянно сокращается.

Пятый экономический уклад базируется на достижениях в области микроэлектроники и широком использовании микроэлектронных полупроводниковых компонентов, созданных на базе гетероструктур. Благодаря этому быстро развиваются сотовая телефония, спутниковая и волоконно-оптическая связь, компьютерная техника и информатика, биотехнологии, генная инженерия, создание новых материалов, освоение космического пространства, создание оптоэлектронных компонент и солнечная энергетика. Появился сетевой глобальный многоуровневый маркетинг, разрозненные предприятия стали объединяться в сети с использованием Интернета, осуществляя активное взаимодействие в области научных исследований и создания инновационных технологий.

В экономически развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, сегодня происходит развитие и применение наукоемких, инновационных технологий и осуществляется постепенный эволюционный переход на шестой экономический уклад. Он базируется на создании и развитии фотоники, термоядерной энергетики, генной инженерии, мембранных и квантовых технологий, наноматериалов, нанобиотехнологий, информационных технологий, а также на результатах междисциплинарных научных исследований. В ближайшие годы ожидаются фундаментальные научные открытия в области исследований живых систем, которые скажутся на пищевой промышленности, фармацевтике, медицине и на методах обеспечения экологической безопасности. Шестой экономический уклад обеспечит концептуально новый уровень организации управления экономикой, государством и обществом. Переход на шестой экономический уклад осуществляется в настоящее время на уровне фундаментальных научных исследований учреждениями Российской академии наук совместно с научными подразделениями вузов в условиях недостаточного финансирования научных исследований.

Реализация Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г. путем эффективного стимулирования государством процессов банковского кредитования, процессов развития науки и образования регионов позволит значительно уменьшить негативные последствия антироссийских санкций и сократить период выхода из экономического кризиса [13].

Литература

1. Слепак К. Б. Развитие науки, образования и инновационных технологий в регионах России как фактор обе-

спечения национальной безопасности. СПб.: Изд-во Политехнич. ун-та, 2014. 192 с.

2. Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.scrf.gov.ru/documents/99.html. (Дата обращения: 10.09.2015).

3. Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения // Росстат: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/ dbinet.cgi?pl=2340004. (Дата обращения: 10.09.2015).

4. Бодрунов С. Д., Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. Реинду-стриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. 2013. № 1 (35). С. 19-49.

5. Inequality of income distribution // Eurostat: [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://ec.europa.eu/eurostat/ tgm/table.do?tab=table&init=1&language=en&pcode=tsds c260&plugin=1. (Дата обращения: 10.09.2015).

6. Household income or consumption by percentage share // The World Factbook — CIA: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/resourc-es/the-world-factbook/fields/2047.html#109. (Дата обращения: 10.09.2015).

7. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/bank/35260. (Дата обращения: 10.09.2015).

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 900 с.

9. Слепак К. Б. Инновационное развитие национальной и региональной экономики Российской Федерации в посткризисный период // Экономика и управление. 2012. № 1 (75). С. 135-141.

10. Аганбегян А. Г. Стратегии регионального развития: ставка на конкурентоспособность: Выступление на Петербургском международном экономическом форуме 20 июня 2015 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rn.forumspb.com/ru/2015/sections/ 50/materials/260/sessions/11 68. (Дата обращения: 10.09.2015).

11. Stiglitz J. E. The price of inequality: How today's divided society endangers our future. N. Y: W. W. Norton & Company, 2012. 560 p.

12. Послание Президента Федеральному собранию 4 декабря 2014 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// kremlin.ru/events/president/news/47173. (Дата обращения: 10.09.2015).

13. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/16639/. (Дата обращения: 10.09.2015).

References ^

1. Slepak K. B. Razvitie nauki, obrazovaniya i innovatsionnykh 2 tekhnologiy v regionakh Rossii kak faktor obespecheniya o natsional'noy bezopasnosti [The development of science, < education and innovation in the regions of Russia as a fac- m tor of national security]. St. Petersburg, Polytechnical Univ. ° Publ., 2014. 192 p.

2. On approval of the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Presidential Decree of May 12, 2009 № 537. Available at: http://www.scrf.gov.ru/documents/99. html. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

3. The income ratio of 10% of the most, and 10% of the least well-off population. Rosstat. Available at: http://www. gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2340004. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

4. Bodrunov S. D., Grinberg R. S., Sorokin D. E. Reindu-strializatsiya rossiyskoy ekonomiki: imperativy, potentsial, ris-ki [Reindustrialization of the Russian economy: Imperatives, potential, risks]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2013, no. 1, pp. 19-49.

5. Inequality of income distribution. Eurostat. Available at: http://ec.europa.eu/eurostat/tgm/table.do?tab=table&init= 1&language=en&pcode=tsdsc260&plugin=1. Accessed September 10, 2015.

6. Household income or consumption by percentage share. The World Factbook - CIA. Available at: https://www.cia.gov/li-brary/publications/resources/the-world-factbook/fields/2047. html#109. Accessed September 10, 2015.

7. About long-term government economic policy. Presidential Decree of May 7, 2012 № 596. Available at: http://kremlin.ru/ acts/bank/35260. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

8. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli. 2014: Statisticheskiy sbornik [Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2014: Statistical collection]. Moscow, Rosstat Publ., 2014. 900 p.

9. Slepak K. B. Innovatsionnoe razvitie natsional'noy i regional'noy ekonomiki Rossiyskoy Federatsii v postkrizisnyy period [Innovative development of national and regional economy of Russian Federation in the post-crisis period]. Ekonomika i upravlenie, 2012, no. 1 (75), pp. 135-141.

10. Aganbegyan A. G. Regional development strategy: Bet on competitiveness. Speech at the St. Petersburg Economic Forum, June 20, 2015. Available at: http://rn.forumspb.com/ ru/2015/sections/50/materials/260/sessions/1168. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

11. Stiglitz J. E. The price of inequality: How today's divided society endangers our future. New York, W. W. Norton & Company Publ., 2012. 560 p.

12. Message from the President to the Federal Assembly, December4, 2014. Available at: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/47173. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

13. The plan of priority measures to ensure the sustainable economic development and social stability in 2015. Approved by the Federal Government on January 27, 2015 № 98-r. Available at: http://government.ru/docs/16639/. Accessed September 10, 2015. (in Russ.).

Вертакова Юлия Владимировна — заведующий кафедрой Юго-Западного государственного университета (г. Курск), доктор экономических наук, профессор Положенцева Юлия Сергеевна — доцент Юго-Западного государственного университета

(г. Курск), кандидат экономических наук Клевцова Мария Геннадьевна — доцент Юго-Западного государственного университета

(г. Курск), кандидат экономических наук

В следующем номере

Рекомендуем

в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление»

ознакомиться с публикацией

Вертаковой Ю. В., Положенцевой Ю. С., Клевцовой М. Г. «Санкции в условиях глобализации и их влияние на экономическое развитие России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.