Пыткин А. Н. Pytkin А. N.
доктор экономических наук, профессор, директор, Пермский филиал ФБГУН «Институт экономики Уральского отделения
Российской академии наук», г. Пермь, Российская Федерация
Клименков Г. В. КНтгп^у G. V.
кандидат технических наук, доцент, старший научный сотрудник, Пермский филиал ФБГУН «Институт экономики Уральского отделения
Российской академии наук», г. Пермь, Российская Федерация
УДК 332.1 (470.5)
КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЭФФЕКТИВНОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
В статье рассматриваются ключевые элементы эффективного механизма управления развитием промышленности Пермского края (ПК). Выполнен анализ по отраслям и в целом по промышленности по вкладу отраслей промышленности в экономику ПК, по ведению инновационной деятельности региональным промышленным комплексом. Раскрыта функционирующая структура механизма управления промышленным комплексом Пермского края, перечислены ключевые элементы с учетом действующих региональных и федеральных нормативных документов. Проведен анализ по затратам, связанным с повышением инновационной активности предприятий промышленности (по отраслям и в целом по промышленности). Внесены предложения по совершенствованию управления промышленностью в условиях инновационного развития экономики региона с учетом факторов внешней и внутренней среды, влияющих на эффективность управления.
По индексу промышленного производства существующие приоритеты по видам экономической деятельности в Пермском крае следующие: (1) добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; (2) производство кокса и нефтепродуктов; (3) производство транспортных средств и оборудования; (4) производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; (5) текстильное и швейное производство; (6) добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; (7) производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; (8) добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; (9) химическое производство.
Механизм управления промышленным комплексом региона — это совокупность нормативно-правовых документов, элементов (субъектов и объектов), связей и отношений между ними, ограничений, которые в совокупности обеспечивают управление промышленным комплексом региона по управлению функционированием, развитием, обеспечением функционирования и развития, по организации мониторинга (условий, процесса и результата) в контексте устойчивого социально-экономического развития Пермского края. Ключевые элементы механизма управления промышленным комплексом региона — это основные элементы механизма управления, от которых зависит процесс управления по достижению необходимых целей и задач по функционированию и развитию, обеспечению функционирования и развития промышленного комплекса региона.
Regional Development
Изменения в структурах управления предприятиями и региональным промышленным комплексом в условиях инновационного развития экономики региона связаны, в первую очередь, с факторами внешней и внутренней среды, влияющими на эффективность управления.
Ключевые слова: механизм эффективного управления, ключевые элементы механизма эффективного управления, региональный промышленный комплекс, инновационное развитие экономики.
KEY ELEMENTS OF AN EFFECTIVE MECHANISM OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL COMPLEX IN THE CONDITIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION
The article discusses the key elements of an effective mechanism for managing the development of industry in the Perm region (PR). The analysis of industries and industry in General on the contribution of industries to the economy of the PR, on the conduct of innovation by the regional industrial complex. The functioning structure of the management mechanism of the industrial complex of the Perm region is disclosed, the key elements are listed taking into account the existing regional and Federal regulatory documents. The analysis of the costs associated with the increase of innovation activity of industrial enterprises (by industry and industry in general). The proposals for improving the management of industry in the conditions of innovative development of the region's economy, taking into account the factors of the external and internal environment that affect the efficiency of management.
According to the index of industrial production, the existing priorities for economic activities in the Perm region are as follows: (1) mining, except for fuel and energy; (2) production of coke and petroleum products; (3) production of vehicles and equipment; (4) production of food products, including beverages, and tobacco; (5) textile and clothing production; (6) production of fuel and energy minerals; (7) production of electrical equipment, electronic and optical equipment; (8) mining, processing industries, etc., production and distribution of electricity, gas and water; (9) chemical production.
The mechanism of management of the industrial complex of the region is a set of legal documents, elements (subjects and objects), relations and restrictions between them, which together provide management of the industrial complex of the region for the management of the functioning, development, ensuring the functioning and development, organization of monitoring (conditions, process and result) in the context of sustainable socio-economic development of the Perm region. The key elements of the mechanism of management of the industrial complex of the region are the main elements of the management mechanism, on which the management process depends to achieve the necessary goals and objectives for the functioning and development, operation and development of the industrial complex of the region.
Changes in the management structures of enterprises and the regional industrial complex in the conditions of innovative development of the regional economy are primarily associated with the factors of the external and internal environment that affect the efficiency of management.
Key words: mechanism of effective management, key elements of the mechanism of effective management, regional industrial complex, innovative development of economy.
Промышленность определяет основу эко- (РПК) — это совокупная часть региональной
номики, на ее базе строится развитие терри- СЭС, включающая в себя промышленные
тории, страны, общества. Предприятия и предприятия и организации региона, занятые
организации промышленности территории в производстве и сбыте продукции для нужд
составляют собой элемент социально-эконо- региона, страны, для поставки продукции на
мической системы (СЭС), которая входит в экспорт. Функционирование и развитие РПК
региональную СЭС (региональный промыш- ведется в соответствии с социально-экономи-
ленный комплекс) и национальную СЭС. ческим развитием региона, страны. Региональный промышленный комплекс
Эффективность функционирования и развития РПК зависит от механизма управления функционированием и развитием промышленности региона, от состава её ключевых элементов. От механизма управления зависят вклад отраслей промышленности в экономику региона, величина затрат, идущая на функционирование, на инновационное развитие, на капитализацию производства и т.п.
Чтобы оценить эффективность управления развитием промышленности региона следует выполнить следующий анализ. Определить вклад отраслей промышленности в экономику Пермского края (ПК); уровень затрат, связанных с повышением инновационной деятельности предприятий промышленности (по отраслям и в целом по промышленности); выполнить анализ действующей структуры механизма управления промышленным комплексом Пермского края, определить состав её ключевых элементов в соответствии с действующими региональными и федеральными нормативными документами.
Затем внести необходимые предложения по совершенствованию управления промышленностью в условиях инновационного развития экономики региона.
Вклад отраслей промышленности в экономику Пермского края (ПК)
В январе-декабре 2017 года (таблица 1) [1, 2] по промышленным видам экономической деятельности отгружено продукции собственного производства, выполнено
Региональное развитие
работ и услуг собственными силами на 1383489,8 млн руб., в том числе по добыче полезных ископаемых на 286752,5 млн руб., обрабатывающим производствам — 952819,0 млн руб., обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха — 119339,8 млн руб., водоснабжению; водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — 24578,5 млн руб. В январе-марте 2018 года (таблица 1) по промышленным видам экономической деятельности отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на 376672,3 млн руб., в том числе по добыче полезных ископаемых на 81996,2 млн руб., обрабатывающим производствам — 252348,7 млн руб., обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха — 36679,7 млн руб., водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений — 5647,7 млн руб.
Индекс производства за январь-декабрь 2017 года (таблица 1) к январю-декабрю предыдущего года составил 104,4 %. Индекс производства за январь-март 2018 года к январю-марту предыдущего года составил 102,1 %.
По индексу промышленного производства существующие приоритеты по видам экономической деятельности следующие
Таблица 1. Индексы промышленного производства ПК в январе-декабре 2017 года
и в январе-марте 2018 года (по предприятиям и организациям с учетом индивидуальных предпринимателей)
Индекс производства, %
Декабрь 2017 к январь-декабрь Март Март 2018 к февралю 2018 Январь-
декабрю 2016 ноябрю 2017 2017 к январю-декабрю 2016 2018 к марту 2017 март 2018 г.
Промышленное производство 105,8 116,9 104,4 100,1 111,7 102,1
в том числе:
добыча полезных ископаемых 99,7 105,8 99,4 99,8 112,3 98,7
обрабатывающие производства 108,3 122,0 106,1 98,9 112,2 103,0
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кон- 104,4 115,3 110,6 111,4 106,3 107,0
диционирование воздуха
водоснабжение, водоотведе-
ние, организация сбора и утилизации отходов, деятельность 122,9 111,3 107,7 107,2 106,8 110,8
по ликвидации загрязнении
Regional Development
Таблица 2. Индексы производства ПК по видам экономической деятельности (в процентах к предыдущему году)
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды 111,3 116,4 102,3 103,9 103,9 99,5 98,8
Добыча полезных ископаемых 104,0 103,9 105,1 102,5 104,3 103,5 102,6
в том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 104,4 103,4 105,4 102,7 104,3 103,6 102,1
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 84,9 132,7 91,7 93,5 100,4 98,6 134,2
Обрабатывающие производства 116,4 123,4 101,6 104,6 104,0 98,7 98,0
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 107,9 137,3 109,4 80,1 88,6 93,8 104,1
текстильное и швейное производство 139,4 154,7 116,0 93,7 109,2 81,4 103,7
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 125,5 131,8 121,6 113,0 86,5 118,8 83,5
обработка древесины и производство изделий из дерева 104,7 107,5 109,0 112,4 89,4 102,9 95,8
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность 113,7 219,3 99,8 124,2 111,6 103,1 96,4
производство кокса и нефтепродуктов 98,7 102,4 100,6 98,0 102,3 97,8 107,5
химическое производство 132,7 107,7 93,4 106,6 110,9 98,3 96,8
производство резиновых и пластмассовых изделий 208,2 133,7 188,4 85,3 89,6 86,4 93,9
производство прочих неметаллических минеральных продуктов 128,9 208,3 124,0 103,9 105,2 92,4 95,0
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 120,6 164,7 140,6 98,6 104,2 85,6 94,6
производство машин и оборудования 106,2 138,4 84,1 104,0 79,7 87,2 86,4
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 123,9 116,4 108,5 103,8 88,6 98,6 98,9
производство транспортных средств и оборудования 117,6 120,6 115,2 108,8 95,1 89,8 106,0
прочие производства 87,2 126,6 91,9 89,2 106,6 101,9 99,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 101,4 106,6 98,9 101,8 101,4 96,0 90,8
(таблица 2): (1) добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; (2) производство кокса и нефтепродуктов; (3) производство транспортных средств и оборудования; (4) производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; (5) текстильное и швейное производство; (6) добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; (7) производство электрооборудования, электронного и оптического обору-
Таблица 3. Распределение предприятий и организаций года)
дования; (8) добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды; (9) химическое производство.
Из анализа числа предприятий и организаций по отраслям промышленности (таблица 3) можно расставить следующие действующие приоритеты: (1) строительство; (2) обрабатывающее производство; (3) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; (4) ПК по видам экономической деятельности (на начало
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2416 2440 2309 2148 2130 2012 2034 1954
Рыболовство, рыбоводство 47 46 43 42 42 41 38 37
Добыча полезных ископаемых 273 280 296 297 315 300 312 309
Обрабатывающие производства 5970 6350 6463 6215 6333 6297 6512 6324
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 616 658 657 652 656 655 651 643
Строительство 7440 7969 8145 7975 8297 8363 9692 9683
производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Существующая структура механизма управления промышленным комплексом Пермского края. Какие приоритетные процессы по развитию промышленности должны подпадать под процесс преобразований.
Структура механизма управления промышленным комплексом Пермского края в Соответствии с Концепцией [3] и Законом «Об инвестиционной политике Пермского края» от 3 апреля 2018 года № 205-ПК [4] приведена на рисунке 1.
Механизм управления промышленным комплексом региона — это совокупность нормативно-правовых документов, элементов (субъектов и объектов), связей и отношений между ними, ограничений, которые в совокупности обеспечивают управление промышленным комплексом региона по управлению функционированием, развитием, обеспечением функционирования и развития, по организации мониторинга (условий, процесса и результата) в контексте устойчивого социально-экономического развития Пермского края.
Ключевые элементы механизма управления промышленным комплексом региона — это основные элементы механизма управления, от которых зависит процесс управления по достижению необходимых целей и задач по функционированию и развитию, обеспечению функционирования и развития промышленного комплекса региона (рисунок 1).
Можно выделить следующие ключевые элементы механизма управления промышленным комплексом региона:
1. Государственные институты: Губернатор Пермского края, Правительство Пермского края, Министерство промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края (специализированное государственное бюджетное учреждение Пермского края и отраслевые исполнительные органы государственной власти Пермского края в порядке, утвержденном Правительством Пермского края), органы местного самоуправления, Законодательное собрание Пермского края.
Региональное развитие
Обеспечивают законодательные и исполнительные функции по разработке и реализации нормативно-правовых документов в области развития регионального промышленного комплекса Пермского края.
2. Необходимые государственные нормативно-правовые документы по сопровождению развития регионального промышленного комплекса Пермского края (на основании Концепции промышленной политики Пермского края [3; с. 80] разрабатывается программа «Развития промышленности Пермского края и повышения ее конкурентоспособности до 2020 года», инвестиционной деятельности [4] и другие документы по устойчивому развитию промышленного комплекса региона [5-8]), целевые ведомственные и межведомственные программы и т.п.
Обеспечивают комплексное развитие регионального промышленного комплекса в соответствии с социально-экономическим развитием Пермского края.
3. Общественный совет при Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края, коллегиальный орган в сфере инвестиционной деятельности в Пермском крае, исполнительный орган государственной власти Пермского края и (или) специализированное государственное бюджетное учреждение Пермского края, уполномоченное на реализацию инвестиционной политики и взаимодействие с инвесторами, государственные предприятия, некоммерческие партнерства [9] и др., создаваемые на основании нормативно-правовых документов по деятельности регионального промышленного комплекса.
Обеспечивают исполнение и мониторинг исполнения, корректировку и согласование нормативно-правовых документов по развитию регионального промышленного комплекса Пермского края.
4. Региональные институты развития: по содействию инвестиционному росту (инвестиционный фонд, совет по частно-государственному партнерству, ОАО «Корпорация развития Пермского края» и др.) и росту инновационной активности регионального промышленного комплекса Пермского края (венчурные и
Regional Development
гарантийные фонды, агентство по экспорту, бизнес-инкубаторы, технопарки, индустриально-промышленные парки, региональный центр стратегических разработок и т.п.).
Обеспечивают финансирование в условиях инновационного развития регионального промышленного комплекса Пермского края.
5. Общественные и профсоюзные организации.
Обеспечивают сопровождение разработки и выполнения контрактов между Правительством Пермского края, предприятиями и работниками предприятий регионального промышленного комплекса.
Интерес — лоббирование интересов работников предприятий, бизнеса, экономического сообщества, обеспечение взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Для поддержки промышленных организаций Пермского края разработаны меры поддержки (рисунок 2).
Главное в развитии регионального промышленного комплекса — это выполнение следующих пяти основных положений, попадающих в процесс развития промышленности:
1. Разработка и сопровождение обязательных государственных документов планирования и управления региональным промышленным комплексом [3, 5-8], их постоянное наличие, для этого проводятся по срокам перманентная доработка, обсуждение и принятие.
2. Выпуск продукции [10] по номенклатуре и в объемах по приоритетным предназначениям: (1) для региона, (2) для РФ, (3) для продажи на экспорт.
Рисунок 1. Существующая структура управления промышленностью Пермского края
Региональное развитие
Рисунок 2. Меры поддержки промышленных организаций Пермского края
3. Решение социальных региональных проблем (обеспечения качества жизни), начиная с образования новых предприятий, развитие промышленной кооперации, определить (в рамках пространственного развития) какие предприятия, на сколько рабочих мест, где должны располагаться, какие предприятия для моногородов, какие предприятия для монопоселений и т.п., должны существовать, создаваться и развиваться.
4. Проектное развитие предприятий и организаций: формирование блока инвестиций (для увеличения капитализации, обновления фондов, повышения производительности за счет «бережливой экономики», внедрения QRM и др., автоматизации, агрегатирования и роботизации, др.), формирование блока инноваций, развитие кооперации (ресурсной, производственной, потребительской, обслуживающей и финансовой).
5. Учет внутриотраслевой, межотраслевой, внутрирегиональной, межрегиональной, межокружной и международной промышленной кооперации.
Повышение инновационной активности на предприятиях промышленности в условиях инновационного развития экономики региона. Государственная поддержка инновационной деятельности предприятий ведущих отраслей промышленности.
Целями инновационной и инвестиционной политики Пермского края «... являются создание в Пермском крае благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Пермского края, обеспечение условий для создания новых высокопроизводительных рабочих мест, модернизация экономики Пермского края, повышение роста производительности труда и увеличение налогооблагаемой базы» [3, 4].
В Пермском крае ведутся инновационные проекты по диверсификации производства предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК): АО «Соликамский завод «Урал», ПАО «Искра», ФКП «Пермский пороховой завод», АО «Пермский завод «Машиностроитель», АО «Мотовилиха — гражданское машиностроение», ПАО «Протон-ПМ», АО «НИИПМ» и др. (всего 15 проектов, общая стоимость проектов — 4 млрд руб., создание новых рабочих мест — 706). На конец 2017 года действует 6 инновационных кластеров (промышленный кластер сельскохозяйственного машиностроения, промышленный кластер «Фотоника», промышленный кластер «Композиты Прикамья», промышленный «Фармацевтический кластер» и др.).
На рисунках 3-5 приведены лишь некоторые результаты деятельности промышлен-
- 13
Regional Development
ного комплекса в условиях инновационного развития экономики региона.
На рисунке 3 приведены специальные инновационно-инвестиционные контакты (ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат», ПАО «Протон-Пермские моторы», ЗАО «Лысьвенский металлургический завод», ООО «СОДА-ХЛОРАТ», ПАО «Урал-калий», АО «Новые фитинговые технологии», АО «Сибур-Химпром»).
На рисунке 4 приведен уровень поддержки инвестиционных проектов в промышленности, на рисунке 5 — уровень поддержки НИОКР.
Вывод
Изменения в структурах управления предприятиями и региональным промышленным комплексом в условиях инновационного развития экономики региона связаны, в первую очередь, с факторами внешней и внутренней среды, влияющими на эффективностьуправ-ления.
К факторам внутренней среды относятся условия, создаваемые для развития РПК внутри региона, внутри РФ: наличие обязательных государственных документов по планированию и управлению развитием регионального промышленного комплекса [3, 5-8];
Федерального уровня
* ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» (201 &)
Регионального уровня
ПАО «Протон-Пермские моторы» (£015) ' ЗАО «Лысъвенстй металлургический аавсд» (2015)
* ООО «СОДА-ХЛОРАТ» (3015)
* ПАО «Урапкапий» (2016)
* АО «Новые фитинговые технологии» (2017) 4 АО «Си&ур-Химпроы* (2017)
Экономико-социальный эффект
(за период окупает«™ проектов)
Pi 151 млрд руб.
OÈ
общие инвестиции
О
518,5 млрд руб.
□бьем производства
4324
новых рабочие мест
35 млрд руб.
налоговые поступления
Рисунок 3. Специальные инновационно-инвестиционные контракты
Рисунок 4. Поддержка инновационно-инвестиционных проектов в промышленности Пермского края
сдаиднн минпрвмтерг* РФ «J »ып&лнфнн» НИОКР В Н||1МП1||||«||ЛМХ
2016 год
вотрчгече
, IWIC1C*
2 ripWKTi
Региональное развитие
2017 год
«чч
у тодоиткчм
$9
м-пн. pyS.
<®
■ «h«H!l» ПРОГЮОП
2 проекта
«3t М"
i noflfltp"pj]l
100 млк. руб.
М нии стс рп м л обрлонэиня н нлуни РФ на савдяни* аысокотс енпл ргич#с кия 1 рои ] аодста я. кааперлц|ли с nviaiu« и НИИ
субсидии фоил« bftjjfxhicj hl подд4р*|г7
НИОКР дли м*Лыл нниожлуипнны!
Р»ги0Н»лщцА.скв4ЧПХН Ничпроиторг» ntFUCKV« нрлп Н4 НИ ОХР дли участников иличре»
1 проект
36 проектов
96
млн руб.
0
млн. руб.
4
млн. ру&.
2 проекта
Рисунок 5. Поддержка НИОКР
пОдзч« 6 ¿аявок
¿4 проактд
подано Т jjrs-оч
100 Witt. руб.
млн. р/0.
Итоги: llfJH ^
наличие ведомственных и межведомственных целевых комплексных программ и проектов в условиях инновационного развития экономики региона; успешность решения всего комплекса проблем по социально-экономическому развитию Пермского края, РФ.
Факторы внешней среды — требуется выстраивать необходимую работу по преодолению санкций, по импортозамещению, по выпуску продукции высокого качества, при
Список литературы
1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. URL: http://permstat.gks.ru (дата обращения: 24.04.2018).
2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 24.04.2018).
3. Концепция промышленной политики Пермского края до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/ FJew/MRsuVawpH (дата обращения: 10.05.2018).
4. Закон Пермского края «Об инвестиционной политике Пермского края от 3 апреля 2018 года» № 205-ПК.
5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://www.
снижении суммарных затрат и высвобождении производственных площадей (в разумных пределах), по выпуску качественной (инновационной) продукции под потребности региона и РФ, востребованной для поставки на экспорт.
Статья подготовлена в соответствии с государственным заданием ФАНО России для ФГБУН «Институт экономики УрО РАН» на 2018 г.
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (дата обращения: 31.12.2017).
6. Рекомендации Министерства регионального развития РФ (Приказ № 14 от 27 февраля 2007 года «Об утверждении требований к стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации» с Приложением «Требование к стратегии социально-экономического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/902343834 (дата обращения: 10.08.2017).
7. Модернизация социально-экономического развития муниципальных образований: в 2 т. / РАН, УрО, Ин-т экономки; под общ. ред. А.И. Татаркина, редкол.: А.И. Татаркин (предисл.) и др. М.: Изд-во «Экономика», 2006. Т. 1: 445 с.; Т. 2: 481 с.
8. Научные, методические и информационные материалы по разработке и реализа-
Regional Development
ции Стратегии, Стратегического плана и Программы устойчивого развития муниципального образования / Под науч. ред. к.т.н. Г.В. Клименкова, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук. Пермь: ООО «Издательский дом «Ника», 2008. 322 с.
9. Региональный оператор по решению технологических и инженерных задач промышленности [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/BhCS/LDt1rEfAi (дата обращения: 10.05.2018).
10. Каталог продукции предприятий Пермского края [Электронный ресурс]. URL: https://cloud.mail.ru/public/Ghyi/QK3TwncWG (дата обращения: 10.05.2018).
References
1. The territorial body of the Federal state statistics service for the Perm region [Electronic resource]. URL: http://permstat.gks.ru (accessed: 24.04.2018).
2. Federal state statistics service [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru (accessed: 24.04.2018).
3. The concept of industrial policy of the Perm region until 2020 [Electronic resource]. URL: https://cloud.mail.ru/public/FJew/ MRsuVawpH (accessed: 10.05.2018).
4. Law of the Perm region «On investment policy of the Perm region of April 3, 2018» No. 205-PC.
5. The town-planning code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ (ed. of 31.12.2017) [Electronic resource]. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_51040 (accessed: 31.12.2017).
5. Recommendations of the Ministry of regional development of the Russian Federation (Order No. 14 of February 27, 2007 «On approval of the requirements for the strategy of socio-economic development of the Russian Federation» with the Annex «Requirements for the strategy of socio-economic development of the Russian Federation» [Electronic resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/902343834 (accessed: 10.08.2017).
7. Modernization of the socio-economic development of municipalities: In 2 Vol. / RAS, Ural branch, Institute of economy; under the General editorship of A.I. Tatarkin; redkol.: A.I. Tatarkin (Preface), etc. M.: Publ. house «Economy», 2006. Vol. 1: 445 p.; Vol. 2: 481 p.
8. Scientific, methodological and informational materials on the development and implementation of the Strategy, Strategic plan and program of sustainable development of the municipality. ed. by Ph. D., G.V. Klimenkov / Perm branch of the Institute of Economics of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences. Perm: LLC «Publishing house «Nika», 2008 322 p.
9. Regional operator for solving technological and engineering problems of the industry [Electronic resource]. URL: https://cloud.mail. ru/public/BhCS/LDt1rEfAi (accessed: 10.05.2018).
10. Catalog of products of enterprises of the Perm region [Electronic resource]. URL: https:// cloud.mail.ru/public/Ghyi/QK3TwncWG (accessed: 10.05.2018).