Научная статья на тему 'Анализ факторов, влияющих на содержание и механизм реализации промышленной политики в Пермском крае'

Анализ факторов, влияющих на содержание и механизм реализации промышленной политики в Пермском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
482
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / INDUSTRIAL POLICY / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL ECONOMY SECTOR / КЛАСТЕР / CLUSTERS / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / GROSS REGIONAL PRODUCT / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеглов Евгений Вячеславович

В статье проводится анализ статистических данных развития промышленности в Пермском крае, выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие промышленных предприятий, представлен механизм реализации промышленной политики. В завершении статьи выявлены «узкие места» в механизме разработки и реализации промышленной политики в Пермском крае, определены основные направления совершенствования механизма промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щеглов Евгений Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE FACTORS DETERMINING THE CONTENT AND THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF INDUSTRIAL POLICY IN THE PERM REGION

In the article the analysis of statistical data on the development of industry in the Perm region, identifies factors that positively and negatively affect the development of industrial enterprises, presents a mechanism for the implementation of industrial policy. At the end of the article identified bottlenecks in the mechanism for the development and implementation of industrial policy in the Perm region, the main directions of improvement of the industrial policy mechanism in the region.

Текст научной работы на тему «Анализ факторов, влияющих на содержание и механизм реализации промышленной политики в Пермском крае»

УДК 338.24

Щеглов Евгений Вячеславович

Соискатель, Пермский филиал Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Пермь

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ПЕРМСКОМ КРАЕ

В статье проводится анализ статистических данных развития промышленности в Пермском крае, выявляются факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие промышленных предприятий, представлен механизм реализации промышленной политики. В завершении статьи выявлены «узкие места» в механизме разработки и реализации промышленной политики в Пермском крае, определены основные направления совершенствования механизма промышленной политики.

Ключевые слова: промышленная политика, реальный сектор экономики, кластер, частно-государственное партнерство, валовой региональный продукт, импортозамещение.

JEL code: L 510, R 230, R 380

Evgeniy Shcheglov

Applicant, Perm Branch, Institute of Economics, Ural Division, Russian Academy of Sciences

ANALYSIS OF THE FACTORS DETERMINING THE CONTENT AND THE MECHANISM OF IMPLEMENTATION OF INDUSTRIAL

POLICY IN THE PERM REGION

In the article the analysis of statistical data on the development of industry in the Perm region, identifies factors that positively and negatively affect the development of industrial enterprises, presents a mechanism for the implementation of industrial policy. At the end of the article identified bottlenecks in the mechanism for the development and implementation of industrial policy in the Perm region, the main directions of improvement of the industrial policy mechanism in the region.

Keywords: industrial policy, real economy sector, clusters, public-private partnership, gross regional product, import substitution.

JEL code: L 510, R 230, R 380

Промышленные предприятия — основа современной экономики, обеспечивающая развитие и процветание страны и регионов. Промышленные предприятия являются работодателями и выплачивают заработную плату, выполняя важную социальную функцию, также они являются налогоплательщиками, пополняя доходную часть бюджета. Предприятия потребляют различные товары и услуги других организаций, тем самым стимулируют деловую активность своих контрагентов. В результате чего, для государства актуальным вопросом является поддержание и активизация развитие промышленных предприятий путем проведения промышленной политики, реализация которой требует эффективного механизма.

На развитие предприятий и, следовательно, на содержание и механизм промышленной политики оказывает влияние множество факторов. Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты [1]. Под факторами понимаются события, действия и процессы, влияющие на эффективность управления промышленными предприятиями [13]. Для разработки и реализации эффективной промышленной политики необходим учет особенностей развития промышленных предприятий в регионе и оценка внешних и внутренних факторов, влияющих на их развитие. Комплексный анализ факторов служит методологической и информационной основой для формирования механизма разработки и реализации промышленной политики в регионе.

Анализ тенденций и факторов развития промышленных предприятий представлен на примере Пермского края. Пермский край занимает 21 место среди российских регионов — лидеров по объему ВРП и промышленного производства [4]. В таблице 1 представлена динамика валового регионального

продукта (ВРП), на основе которой можно сделать вывод, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. ВРП снизился, что обусловлено кризисными явлениями в экономике. В течение 2010-2011 гг. наблюдается рост ВРП и активное развитие промышленности, однако в 2012-2013 гг. экономический рост замедлился, темп роста ВРП составляет 100,8% в 2013 г. по сравнению с 2012 г.

Таблица 1

Динамика ВРП в Пермском крае за 2008-2013 гг.

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

ВРП, млн. руб. 609 230 539 832 623 117 840 101 860 343 893 410

Темп роста ВРП, в % к предыдущему году 104,9 91,6 107,4 108,3 100,6 100,8

Анализ структуры, валовой добавленный стоимости по видам экономической деятельности в Пермском крае за 2009-2013 гг. показывает, что в течение анализируемого периода наибольший удельный вес приходится на предприятия обрабатывающего производства, предприятия по добычи полезных ископаемых, оптовую торговлю.

Таблица 2

Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической

деятельности в Пермском крае за 2009-2013 гг.,%

«Хозяйственные» виды деятельности 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

1 2 3 4 5 6

Валовая добавленная стоимость в основных ценах, в том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

обрабатывающие производства 26,8 29,9 32,6 31,4 30,3

добыча полезных ископаемых 13,3 13,5 15,6 17,3 17,1

оптовая и розничная торговля; ре-

монт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и 13,1 15,0 13,2 13,3 13,0

предметов личного пользования

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 9,8 8,5 7,6 7,8 8,3

транспорт и связь 9,6 6,9 8,7 8,4 6,9

государственное управление и обеспечение военной безопасности; 5,2 5,3 3,8 4,5 5,1

социальное страхование

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6

здравоохранение и предоставление социальных услуг 4,0 3,4 2,9 3,2 3,9

образование 3,3 2,6 2,3 2,5 3,2

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,0 4,3 3,8 3,2 3,0

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 2,8 3,3 2,6 2,6

гостиницы и рестораны 1,2 1,1 1,0 0,9 1,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,8 0,8 0,7 0,8 1,0

финансовая деятельность 0,3 0,3 0,4 0,4 0,2

Экономика Пермского края преимущественно индустриальная, доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) достигает 55% (в среднем по Российской Федерации — 33,8%), этим регион схож с соседними регионами Урала и Поволжья — Удмуртией, Татарстаном, Нижегородской и Оренбургской областями. В структуре экономики преобладают экспортно-ресурсные отрасли: нефтедобыча, нефтепереработка и химическая промышленность, машиностроение.

На рисунке 1 представлена динамика индекса промышленного производства в Пермском крае за 2008-2013 гг.

Рисунок 1 — Динамика индекса промышленного производства в

Пермском крае за 2008-2013 гг., %

В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается снижение индексов промышленного производства в результате мирового финансового кризиса, который характеризовался спадом объема потребления. В 2010-2011 гг. происходит активный рост индекса промышленного производства по предприятиям обрабатывающего производства и предприятиям производства и распределения электроэнергии, газа и воды. В 2012-2013 гг. снова снижаются индексы промышленного производства по всем видам экономической деятельности. Данные рисунка 1 позволяют сделать вывод, что обрабатывающая промышленность в Пермском крае развита больше всех других видов деятельности, подвержена воздействию кризисных явлений в экономики и нуждается в поддержке с помощью инструментов промышленной политики.

Анализ динамики инвестиций в основной капитал в Пермском крае за 2009-2013 гг. (таблица 3) показывает, что в течение анализируемого периода происходит увеличение темпа роста инвестиций, несмотря на замедление темпов роста ВРП в 2012-2013 гг. и снижение индекса промышленного производства в 2012-2013 гг.

Таблица 3

Динамика инвестиций в основной капитал в Пермском крае за 2009-2013 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. рублей 132273,7 139652,2 144781,5 162241,0 188719,0

Индексы физического объёма инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) 83,7 101,7 105,2 104,6 109,5

Анализ структуры инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (таблица 4) показывает, что собственные средства предприятий являются главным источником финансирования инвестиций в основной капитал. Удельный вес бюджетных источников финансирования в 2009-2013 г. снижается, в 2013 г. он составил 7,7%. Снижение объема бюджетных средств

говорит о снижение государственного уровня финансовой поддержки развития промышленности.

Таблица 4

Структура инвестиций в основной капитал по источникам

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Инвестиции в основной капитал, в том

числе 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

собственные средства 60,4 54,5 62,2 55,1 63,2

привлечённые средства 39,6 45,5 37,8 44,9 36,8

из них:

бюджетные средства 19,4 16,0 12,2 12,7 7,7

из них:

из федерального бюджета 10,0 7,5 6,6 8,5 3,5

из бюджетов субъектов Федерации 8,0 7,0 3,9 2,8 3,1

В таблице 5 представлена динамика степени износа основных фондов организации по видам экономической деятельности в Пермском крае за 20092013 гг. На основе данных можно сделать вывод, что в течение анализируемого периода увеличивается износ основных производственных фондов с 59,5% в 2009 г. до 62,9% в 2013 г.

Таблица 5

Динамика степени износа основных фондов организации по видам экономической деятельности в Пермском крае за 2009-2013 гг. [10]

Вид экономической деятельности 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Отклонение 2013 г. в 2009 г.

1 2 3 4 5 6 7

Все основные фонды 59,5 61,3 61,1 61,8 62,9 3,4

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 41,1 42,3 44,9 44,0 43,8 2,7

рыболовство, рыбоводство 58,0 58,4 59,2 62,6 62,3 4,3

добыча полезных ископаемых 47,8 49,3 50,2 47,7 48,0 0,2

обрабатывающие производства 49,9 51,0 51,3 53,1 54,8 4,9

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 63,2 62,2 60,0 59,0 59,7 -3,5

строительство 45,3 46,5 49,5 50,5 47,8 2,5

Окончание таблицы 5

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных

средств, мотоциклов, бытовых

изделий 31,4 33,9 32,4 34,3 37,3 5,9

гостиницы и рестораны 70,9 72,1 62,5 50,7 51,6 -19,3

транспорт и связь 69,0 71,4 72,6 74,2 75,6 6,6

финансовая деятельность 25,0 29,8 35,0 40,0 41,7 16,7

операции с недвижимым

имуществом, аренда и

предоставление услуг 44,6 44,4 40,2 41,4 44,3 -0,3

государственное управление и обеспечение военной

безопасности; социальное

страхование 63,2 62,0 64,4 58,7 58,1 -5,1

образование 56,8 58,7 58,2 58,0 58,9 2,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здравоохранение и

предоставление социальных

услуг 50,7 50,7 49,5 43,0 46,1 -4,6

предоставление прочих

коммунальных, социальных и

персональных услуг 63,6 60,9 61,2 63,4 70,6 7,0

Степень износа основных производственных фондов у предприятий обрабатывающего производства, предприятий добычи полезных ископаемых увеличивается, что является отрицательной тенденцией, т.к. эти предприятия составляют более 50% ВРП.

Наивысшая степень износа основных производственных фондов у предприятий транспорта и связи (в 2013 г. составила 75,6%), у предприятий коммунальной сферы (в 2013 г. — 70,6%). Основные производственные фонды с наименьшим износом у предприятий оптовой и розничной торговли — 37,1% в 2013 г., предприятий финансовой деятельности — 41,7% в 2013 г., предприятий по операциям с недвижимостью и предоставлению услуг — 44,3% в 2013 г.

В таблице 6 представлен анализ задолженности предприятий Пермского края за 2009-2013 гг., на основе которого можно сделать вывод, что в течение анализируемого периода происходит рост задолженности по обязательствам, кредиторской задолженности, задолженности по кредитам и дебиторской задолженности.

Удельный вес просроченной задолженности по обязательствам, кредиторской задолженности и задолженности по кредитам в банк снижается. Однако, в 2013 г. по сравнению с 2009 г. наблюдается рост удельного веса просроченной ссудной задолженности с 6,1% до 9,6%.

Таблица 6

Динамика задолженность предприятий Пермского края ^ за 2009-2013 гг. [8]

Откло-

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. нение 2013г. в 2009г.

Общая задолженность по обязательствам, млн. руб. 330 741,8 403 358,9 601 597,8 656 147,8 814 092,5 483 350,7

Удельный вес просроченной задолженности по обязательствам, % 3,7 2,9 2,4 2,3 2,3 -1,3

Кредиторская задолженность предприятий, млн. руб. 187 308,9 237 311,7 290 536,5 317 988,3 387 321,3 200 012,4

Удельный вес просроченной кредиторской задолженности, % 5,8 4,5 4,3 4,3 4,6 -1,2

Задолженность по кредитам банков, млн. руб. 143 432,9 166 047,2 311 061,3 338 159,5 426 771,3 283 338,4

Удельный вес просроченных кредитов банка, % 0,9 0,7 0,6 0,5 0,3 -0,7

Дебиторская задолженность, млн. руб. 229 110,9 275 322,8 281 346,1 336 187,1 367 499,1 138 388,2

Удельный вес просроченной дебиторской задолженности, % 6,1 5,0 9,7 8,0 9,6 3,5

В результате обобщения факторов, характеризующих развитие промышленности Пермского края, можно выделить следующие основные проблемы развития промышленности, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту (рисунок 2):

- высокая зависимость ключевых предприятий промышленности края от конъюнктуры мировых рынков и экономики края — от состояния сырьевых отраслей промышленности края;

- слабая диверсификация промышленного производства;

- высокая степень износа основных производственных фондов и низкие темпы их обновления, низкий уровень использования производственных мощностей;

- низкая инвестиционная активность промышленных предприятий, недостаточное использование на инвестиционные цели привлеченных, в том числе, кредитных ресурсов;

- нехватка квалифицированных специалистов по отдельным перспективным направлениям экономического развития (при достаточно высоком уровне подготовки кадров) по причине трудовой миграции и низкой популярности технических специальностей;

- недостаточные финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития;

- недостаточные технологические возможности, отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции;

- недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости.

Вместе с недостатками можно выявить и ряд положительных факторов,

способствующих развитию промышленных предприятий в Пермском крае:

- разработка и реализации промышленной политики в Пермском крае, что говорит о возможности и готовности поддерживать экономику региона;

- политика государства на импортозамещение продукции;

- рост инвестиций в основной капитал предприятий Пермского края;

- основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства;

- рост внешнего товарооборота в Пермском крае;

- богатый природно-ресурсный, производственный, кадровый, научно -технический, инфраструктурный потенциал Пермского края.

Рисунок 2

Тенденции и факторы развития промышленных предприятий в Пермском

крае

Для рационального и эффективного использования всех возможностей развития промышленных предприятий Пермского края и решения основных проблем их развития необходима правильная промышленная политика.

Впервые, в 1998 году был принят закон Пермской области от 11.06.1998 №103-3 «О промышленной политике Пермской области» [6].

В 2005 году постановлением Законодательного собрания Пермской области от 17.02.2005 №2074 «О принятии концепции промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы» была принята концепция промышленной политики [3].

В 2015 г. принят новый закон № 440-ПК «О промышленной политике в Пермском крае» [6], в соответствии с которым пересмотрена «Концепция промышленной политики Пермского края до 2020 г.» [2].

Согласно «Основам промышленной политики в Пермском крае» видоизменяются ее цели. В первую очередь, это — устойчивое и сбалансированное развитие промышленности на территории Пермского края и повышение конкурентоспособности экономики Пермского края.

Обратим внимание, что речь идет о развитии промышленности и о конкурентоспособности экономики края в целом, что ведет к реструктуризации механизма формирования и реализации промышленной политики.

2014 год внес существенные коррективы в формирование и реализацию федеральной и региональной промышленной политики. Обострение внешнеполитических условий для Российской Федерации в целом, введение экономических санкций со стороны США и стран Евросоюза, противоречащих ключевым положениям Вашингтонского консенсуса, особенно в области конкуренции, сделали 2014 год в известной степени переломным для предприятий промышленности.

В настоящее время в Пермском крае предусмотрен механизм формирования промышленной политики (рисунок 3), который включает в себя на основе федеральных нормативно-правовых актов разработку региональных

документов, в которых прописывается механизм и инструменты промышленной политики.

Механизм промышленной политики предусматривает четыре составляющих: частно-государственное партнерство, федеральные и региональные институты, организация кластеров и проектный механизм.

ПРОЕКТНЫЙ

Частно-государственное партнерство

Федеральные и региональные институты

1. ОАО «Корпорация развития Пермского края»

2. Пермская торгово-промышленная палата

3. НПО «Сотрудничество»

4. Индустриальные парки

- Осенцы (г.Пермь)

- Красный (г.Краснокамск)

- Звездный (пос.Звездный)

5. Технопарки

- Технопарк «Промсвязь»

- Технопарк «Сосновый бор»

- Технопарк «Морион»

6. Промышленные площадки в моногородах

- Вижаиха (г.Красновишерск)

- Югокамский машиностроительный завод

Организация кластеров

1. Технополис «Новый звездный»

2. Инновационный территориальный кластер «Волоконно-оптическое волокно»

3. Инновационный территориальный кластер «Новая химия»

4. Инновационный территориальный кластер «Биотехнологии»

МЕХАНИЗМ, предполагает разработку следующих программ

1. Лесоперерабатывающий комплекс Пермского края

2. Химический комплекс Пермского края

3. Металлургическое производство ПК

4. Развитие промышленности Редких и Редкоземельных металлов

5. Развитие промышленности Тяжелого машиностроения

6. Ускоренное развитие Оборонно-Промышленного Комплекса

7. Развитие Легкой промышленности

8. Развитие инжиниринга

9. Кластерная политика и т. д.

Инструменты бюджетной политики Инструменты налоговой политики Инструменты кредитной политики

ллаалаллаллаллаллаллаа налалаллалаалалалаалала, ■.ллаллаааалааллаллааХ

Инструменты инвестиционной политики Инструменты кадровой политики Инструменты структурно-территориальной политики

Рисунок 3

Модель механизма промышленной политики в Пермском крае

1) Частно-государственное партнерство (ЧГП) — форма взаимоотношений с целью объединения ресурсов государства, муниципального образования и бизнеса на взаимовыгодных условиях для реализации проектов, мультипликативный эффект от реализации которых распространяется на промышленность отдельных территорий (муниципалитетов), региона и страны в целом. При реализации такого партнерства государство: инвестирует средства в реализацию проекта, гарантирует сохранность вложенного капитала и/или обеспеченность территории реализации проекта социальными и

инфраструктурными объектами. Одним из приоритетных направлений развития ЧГП в Российской Федерации является модернизация общественной инфраструктуры в транспорте, здравоохранении, ЖКХ, образовании и т.д.

2) Федеральные и региональные институты развития являются посредниками между властью и бизнесом, между разработчиками и потребителями при развитии новых рынков, внедрении инноваций. Институты развития являются катализаторами, инновационного экономического роста, позволяют решать задачи модернизации экономики, компенсируют длительность становления новой институциональной структуры.

На территории Пермского края осуществляют деятельность следующие институты: ОАО «Корпорация развития Пермского края», Пермская торгово-промышленная палата, НПО «Сотрудничество», Региональный союз промышленников и предпринимателей, региональное отделение ассоциации российских банков и другие.

Наряду со специальными институтами в Пермском крае созданы специальные экономические зоны:

- индустриальные парки — это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой, необходимыми административно-правовыми условиями, управляемая специализированной компанией. В Пермском крае созданы три индустриальных парка: Осенцы (г.Пермь), Красный (г.Краснокамск), Звездный (пос.Звездный);

- технопарки — это имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилой поселок, охрана; главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов. Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной

деятельности. В настоящее время в Пермском крае создано три технопарка: технопарк «Промсвязь», технопарк «Сосновый бор», технопарк «Морион»;

- промышленные площадки в моногородах Пермского края — это земли пригодные для размещения производства: Вижаиха (г. Красновишерск), Югокамский машиностроительный завод (пос. Юго-Камский).

3) Одним из основных механизмов промышленной политики является организация кластеров. Кластер — это сконцентрированная на определённой территории группа взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов (предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг), научно-исследовательских и образовательных организаций, которые находятся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров и услуг в определённой сфере.

В соответствии с принципами формирования кластеров на территории Пермского края можно выделить 14 производственных кластеров: аэрокосмический кластер; кластер энергетического машиностроения; кластер нефтяного и горно-шахтного машиностроения; химический кластер; кластер черной и цветной металлургии; лесоперерабатывающий кластер; оборонно -промышленный кластер; кластер приборостроения и электротехники; кластер информационно-коммуникационных технологий; кластер инновационной медицины и фармацевтики; биотехнологический кластер; нефтяной кластер; кластер удобрений; кластер текстиля, одежды и аксессуаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, не все перечисленные кластеры относятся к числу приоритетных, которые закреплены Законом Пермского края от 02 апреля 2008 года № 220-ПК «Об Основных направлениях научной и научно-технической политики Пермского края». К приоритетным кластерам Пермского края относятся 10 кластеров: индустрия наноматериалов, 1Т- системы и продукты, космические и авиационные технологии, медицина и технологии живых систем, создание новых лекарственных препаратов, биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека, новые материалы и химические

продукты, оптическое и электронное приборостроение, силовая электроника, энергетика и энергосбережение, новые транспортные технологии, технологии в области рационального природопользования и экологии.

Несмотря на то, что в Пермском крае согласно кластерному подходу можно выделить 14 кластеров, а в Законе Пермского края от 02 апреля 2008 года № 220-ПК закреплено 10 приоритетных кластеров, в настоящее время сформировано только 4 кластера: Технополис «Новый звездный», Инновационный территориальный кластер «Волоконно-оптический кластер», Инновационный территориальный кластер «Новая Химия», Инновационный территориальный кластер «Биотехнологии». На основе анализа состояния кластеров можно заметить, что управляющую компанию имеют только два кластера: Технополис «Новый Звездный» и «Волоконно-оптический кластер», программу развития имеет только один кластер «Новый Звездный». В результате чего, можно сделать вывод, что развитие промышленности на основе кластерного подхода в Пермском крае находится на начальной стадии.

4) Проектный подход к реализации промышленной политики в Пермском крае консолидирует ресурсы государства и бизнеса для реализации стратегических целей в управлении промышленным комплексом территории. Ядро проектного механизма формируют крупномасштабные проекты, реализуемые по линии национальных проектов.

Концепция промышленной политики в Пермском крае определяет основные ориентиры для разработки и утверждения в соответствии с установленным порядком программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» до 2020 года и соответствующие целевые программы развития (подпрограммы): Лесоперерабатывающий комплекс Пермского края, Химический комплекс Пермского края, Металлургическое производство Пермского края, Развитие промышленности Редких и Редкоземельных металлов, Развитие промышленности Тяжелого машиностроения, Ускоренное развитие Оборонно-Промышленного Комплекса, Развитие Легкой промышленности, Развитие инжиниринга, Кластерная

политика, Промышленный дизайн, Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности, Развитие внешнеэкономической деятельности.

В рамках реализации Программы промышленной политики предусматривается принятие законов «О промышленной политике в Пермском крае», «О промышленных округах в Пермском крае»; создание Совета по промышленной политике в Пермском крае (Совет по экономической политике, Общественный совет при Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края). Также при реализации промышленной политики предусмотрено использование следующих категорий инструментов:

1. инструменты бюджетной политики (предоставление государственных гарантий);

2. инструменты налоговой политики (установление налоговых льгот; предоставление инвестиционного налогового кредита);

3. инструменты кредитной политики (предоставление лизингового кредита; предоставление микрозаймов; предоставление поручительств по кредиту);

4. инструменты инвестиционной политики (создание регионального инвестиционного фонда, участие в проектах государственно-частного партнерства, содействие по участию промышленных организаций в федеральных целевых программах);

5. инструменты кадровой политики (создание условий для восполнения дефицита в трудовых кадрах промышленных предприятий);

6. инструменты структурно-территориальной политики (содействие формированию кластеров; содействие созданию индустриальный парков).

По итогу анализа факторов развития промышленных предприятий в Пермском крае и анализа механизма формирования и реализации промышленной политики можно сделать следующие выводы.

Реализация промышленной политики в Пермском крае с 1998 года по настоящее время не дала должного результата, т.к. наблюдается технологическая отсталость и низкая конкурентоспособность предприятий. Промышленные предприятия в процессе деятельности сталкиваются с рядом проблем: технологическая отсталость и высокий износ основных производственных фондов, рост цен на сырье и энергоресурсы, низкий объем инвестиций в НИОКР, дефицит кадров и другие. В 2012-2013 гг. наблюдается снижение темпов роста ВРП и индексов промышленного производства. Общесистемная политика государства направлена на повышение энергоэффективности предприятий и импортозамещение продукции. Решение всех вышеперечисленных задач возможно за счет промышленной политики и эффективного механизма формирования и реализации промышленной политики.

Анализ механизма промышленной политики и инструментов позволил выявить ряд недостатков. В Концепции реализации промышленной политики в Пермском крае до 2020 г. представлено 6 категорий инструментов (мер поддержки). Данный перечень является не полным, в нем отсутствует такие инструменты как представительство интересов, информационно-аналитическая поддержка, формирование экономических связей, административные инструменты. В качестве отдельной категории инструментов следует выделить имущественную поддержку. Анализ модели механизма реализации промышленной политики показал, что представленный механизм является поверхностным и не в полной мере раскрывает суть процесса реализации промышленной политики, не уделено внимание выбору мер поддержки для реализации проекта. Таким образом, для эффективного развития предприятий необходимо разработать методику оценки потребности предприятий в поддержке в рамках промышленной политики, сформировать концепцию совершенствования организационно-экономического механизма формирования и реализации промышленной политики в регионе.

Литература

1. Акимова Т.А. Экономика устойчивого развития: Учеб. Пособие//Т.А. Акимова Ю.Н. Мосейкин. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009. — 430 с.

2. Концепция промышленной политики Пермского края до 2020 года (проект) Ь11р://регш1рр.ги/ир1оаё/1Ь1оск/£05/коп18ер181уа-ргошу8Ыеппоу-po1itkii.pdf (дата обращения 28.06.2015 г.)

3. Концепция промышленной политики Пермской области на 2005-2008 годы: Постановление ЗС Пермской области от 17.02.2005 N 2074 // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 4. 29.04.2005

4. Место, занимаемое субъектом в Российской Федерации в 2013 г. по основным социально- экономическим показателям http://www.gks.гu/Ьgd/гeg1/Ь 14_14р/^^^№.ехе^М01/01 -04-2.htm

5. Миролюбова Т.В. Закономерности и факторы формирования и развития региональных кластеров: монография/ Т.В. Миролюбова, Т.В. Карлина, Т.Ю. Ковалева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. — Пермь, 2013. — 283 с.

6. О промышленной политике в Пермском крае: Закон Пермской области от 03.03.2015 N 440-ПК

7. О промышленной политике Пермской области: Закон Пермской области от 11.06.1998 N 103-3 // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 3-4. август. 1998.

8. Пермский край в цифрах. 2014: Краткий статистический сборник/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю. — Пермь, 2014. — 192 с.

9. Пыткин А.Н., Федосеева С.С. Методологические аспекты прогнозирования развития корпоративных структур промышленности / А.Н. Пыткин, С.С. Федосеева // Теория и практика корпоративного менеджмента, ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Пермь, 2014. С. 191-194.

10. Статистический ежегодник Пермского края. 2014. Статистический сборник/ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю (Пермьстат) — Пермь, 2014. — 444 с.

11. Татаркин А.И., Романова О.А. Промышленная политика и механизм ее реализации: системный подход // Экономика региона. — 2007. № 3. — С. 1931.

12. Хисамова А.И. Направления развития организационно-экономического механизма управления предприятием // Актуальные вопросы современной науки, 2015. № 1(4). С. 96-102.

13. Хисамова А.И. Особенности развития инструментов управления предприятиями энергетики в конкурентной среде: дисс. канд. экон. наук: 08.00.05. Нижний Новгород, 2014. 171 с.

14. Щеглов Е.В., Пыткин А.Н. Анализ состояния нормативно-правовой базы в сфере промышленной политики субъектов РФ // Научное обозрение. 2015. № 6.

Reference

1. Akimova T.A. Jekonomika ustojchivogo razvitija: Ucheb. Posobie//T.A. Akimova, Ju.N. Mosejkin. — M.: ZAO «Izdatel'stvo «Jekonomika», 2009. — 430 s. (in Russian)

2. Koncepcija promyshlennoj politiki Permskogo kraja do 2020 goda (proekt) // http://permtpp.ru/upload/iblock/f05/kontseptsiya-promyshlennoy-politkii.pdf (in Russian)

3. Koncepcija promyshlennoj politiki Permskoj oblasti na 2005-2008 gody: Postanovlenie ZS Permskoj oblasti ot 17.02.2005 N 2074 // Bjulleten' Zakono-go Sobranija i administracii Permskoj oblasti. N 4. 29 aprelja 2005 (in Russian)

4. Mesto, zanimaemoe sub#ektom v Rossijskoj Federacii v 2013 g. po osnovnym social'no- jekonomicheskim pokazateljam http://www.gks.ru/bgd/regl/b 14 14p/IssWWW.exe/Stg/d01/01 -04-2.htm (in Russian)

5. Miroljubova T.V. Zakonomernosti i faktory formirovanija i razvitija regional'nyh klasterov: monografija/ T.V. Miroljubova, T.V. Karlina, T.Ju. Kovaleva; Perm. gos. nac. issl. un-t. — Perm', 2013. — 283 s. (in Russian)

6. O promyshlennoj politike v Permskom krae: Zakon Permskoj oblasti ot 03.03.2015 N 440-PK (in Russian)

7. O promyshlennoj politike Permskoj oblasti: Zakon Permskoj oblasti ot 11.06.1998 N 103-3 // Bjulleten' Zakonodatel'nogo Sobranija i administracii Permskoj oblasti. N 3-4. avgust. 1998. (in Russian)

8. Permskij kraj v cifrah. 2014: Kratkij statisticheskij sbornik/Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Permskomu kraju. — Perm', 2014. — 192 c. (in Russian)

9. Pytkin A.N., Fedoseeva S.S. Metodologicheskie aspekty prognozirovanija razvitija korporativnyh struktur promyshlennosti / A.N. Pytkin, S.S. Fedoseeva // Teorija i praktika korporativnogo menedzhmenta, FGBOU VPO «Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet». Perm', 2014. S. 191-194. (in Russian)

10. Statisticheskij ezhegodnik Permskogo kraja. 2014. Statisticheskij sbornik/ Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Permskomu kraju (Perm'stat) — Perm', 2014. — 444 s. (in Russian)

11. Tatarkin A.I., Romanova O.A. Promyshlennaja politika i mehanizm ee realizacii: sistemnyj podhod // Jekonomika regiona. — 2007. — № 3. — S. 19-31. (in Russian)

12. Hisamova A.I. Napravlenija razvitija organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma upravlenija predprijatiem // Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki, 2015. № 1(4). S. 96-102. (in Russian)

13. Hisamova A.I. Osobennosti razvitija instrumentov upravlenija predprijatijami jenergetiki v konkurentnoj srede: diss. kand. jekon. nauk: 08.00.05. Nizhnij Novgorod, 2014. 171 s. (in Russian)

14. Shheglov E.V., Pytkin A.N. Analiz sostojanija normativno-pravovoj bazy v sfere promyshlennoj politiki sub#ektov RF // Nauchnoe obozrenie. 2015. № 6. (in

Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.