Научная статья на тему 'Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации'

Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
319
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВО / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Демидов Владимир Павлович, Мохорова Анна Юрьевна, Мохоров Дмитрий Анатольевич

В статье исследовано понятие коррупции, как социального явления в обществе, дана ее характеристика с точки зрения различных научных подходов. Определены условия возникновения коррупции и динамика ее развития. Проанализировано современное антикоррупционное законодательство, его роль в системе мер по борьбе с коррупцией. Представлена система социальной ответственности за коррупционные правонарушения. Дана оценка уровня коррупции, предложены методы борьбы с данным негативным проявлением в социуме. Очерчен круг вопросов, решение которых позволит достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией. Коррупция как основная социальная проблема современного российского общества, требует комплексного подхода. Изменение законодательства, проведение мер профилактического характера и, конечно, изменение системы образования в сфере противодействия коррупции позволят более успешно бороться с указанным асоциальным явлением и минимизировать воздействие коррупциогенных факторов на развитие общества. Работа может быть использована для дальнейшего социально-философского познания коррупции в рамках самостоятельного исследования, способствует осознанию асоциальности данного явления и предназначена для научных и практических работников, интересующихся проблемами противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION ON THE SYSTEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the concept of corruption as a social phenomenon in the society, given its characteristics from the point of view of different scientific approaches. The conditions for occurrence of corruption and the dynamics of its development. Analyzes the current anti-corruption legislation, its role in the system of measures to combat corruption. Presents a system of social responsibility for corruption offences. The estimation of the level of corruption proposed methods to combat this negative manifestation in society. Outlines the scope of issues that will achieve tangible results in the fight against corruption. Corruption as a major social problem of modern Russian society, requires a comprehensive approach. A change in legislation, the implementation of measures of a preventive nature and, of course, change the system of education in the sphere of counteraction of corruption will allow more successfully deal with the specified social phenomenon and to minimize the impact of corruption-generating factors on the development of society. The work can be used to further the socio-philosophical knowledge of corruption in the framework of independent research, promotes awareness of asocial behavior of this phenomenon and is intended for researchers and practitioners interested in the problems of combating corruption.

Текст научной работы на тему «Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации»

Социально-политические науки

4'2016

7.5. ВЛИЯНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Демидов Владимир Павлович, кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Место работы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Мохорова Анна Юрьевна, кандидат политических наук, доцент Высшей школы внутренней и внешней политики Место работы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

[email protected]

Мохоров Дмитрий Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Место работы: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

[email protected]

Аннотация: В статье исследовано понятие коррупции, как социального явления в обществе, дана ее характеристика с точки зрения различных научных подходов. Определены условия возникновения коррупции и динамика ее развития. Проанализировано современное антикоррупционное законодательство, его роль в системе мер по борьбе с коррупцией. Представлена система социальной ответственности за коррупционные правонарушения. Дана оценка уровня коррупции, предложены методы борьбы с данным негативным проявлением в социуме. Очерчен круг вопросов, решение которых позволит достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией.

Коррупция как основная социальная проблема современного российского общества, требует комплексного подхода. Изменение законодательства, проведение мер профилактического характера и, конечно, изменение системы образования в сфере противодействия коррупции позволят более успешно бороться с указанным асоциальным явлением и минимизировать воздействие коррупциогенных факторов на развитие общества.

Работа может быть использована для дальнейшего социально-философского познания коррупции в рамках самостоятельного исследования, способствует осознанию асоциальности данного явления и предназначена для научных и практических работников, интересующихся проблемами противодействия коррупции.

Ключевые слова: Социальная философия, социальное явление, общество, коррупция, противодействие коррупции, управление.

INFLUENCE OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION ON THE SYSTEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Demidov Vladimir P., candidate of Philosophical sciences, associate professor Department of theory and history of state and law

Place of employment: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Mokhorova Anna U., candidate of Political sciences, associate professor at the department

Place of employment: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

[email protected]

Mokhorov Dmitryi A., candidate of law sciences, associate professor Department of theory and history of state and law Place of employment: Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

[email protected]

Abstract: The article examines the concept of corruption as a social phenomenon in the society, given its characteristics from the point of view of different scientific approaches. The conditions for occurrence of corruption and the dynamics of its development. Analyzes the current anti-corruption legislation, its role in the system of measures to combat corruption. Presents a system of social responsibility for corruption offences. The estimation of the level of corruption proposed methods to combat this negative manifestation in society. Outlines the scope of issues that will achieve tangible results in the fight against corruption.

Corruption as a major social problem of modern Russian society, requires a comprehensive approach. A change in legislation, the implementation of measures of a preventive nature and, of course, change the system of education in the sphere of counteraction of corruption will allow more successfully deal with the specified social phenomenon and to minimize the impact of corruption-generating factors on the development of society.

The work can be used to further the socio-philosophical knowledge of corruption in the framework of independent research, promotes awareness of asocial behavior of this phenomenon and is intended for researchers and practitioners interested in the problems of combating corruption.

Keywords: Social philosophy, social phenomenon, society, corruption, anticorruption, governance.

Демидов В. П., Мохорова А. Ю., ВЛИЯНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мохоров Д. А. НА СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коррупция в общественной деятельности является сложным многогранным явлением, охватывающим различные аспекты политической, экономической, социальной сфер существования человеческого общества. Она всегда носит негативный характер, так как данное явление, воздействия на различные области бытия человека, искажает ценностную ориентацию членов социумов и деформирует систему коренных представлений, формирующихся у людей об объективной социальной реальности.

В виду сложности и неоднозначности понятия «коррупция», ее можно оценивать в рамках различных подходов. С одной точки зрения, коррупция - отрицательное явление, присущее экономическим процессам, происходящим в социуме [3, с.52].

Одновременно, коррупция - это явление, которое в существенной степени отражает состояние правовой культуры в обществе. Кроме того, коррупция, являясь отражением негативных черт деятельности современной политической элиты [2, с.10], выступает как разрушительный элемент, не позволяющий сформировать здоровую политическую атмосферу в государстве.

Можно рассматривать коррупцию в качестве характерной черты социального развития современного общества. В данном аспекте она проявляется в том, что деформируются социальные цели, стоящие перед людьми, и искажается целостное представление о наиболее важных аспектах, свойственных существованию человека в обществе [5, с.7-12].

В рамках изложенного, можно сказать, что коррупция в той или иной степени присуща каждому историческому этапу [7, с.16] существования человеческого общества и проявляется поливалентно. Черты коррупции изменяются, отражая степень сложности человеческого общества и преобразований, идущих в различные периоды социального бытия.

Анализируя данное обстоятельство, возможно представить коррупцию как системное проявление неоднозначности развития различных сфер общества.

Коррупционные процессы сопровождают деятельность государственно властных структур и, вместе с тем, отрицательно влияют на существование любого члена общества.

Усложнение общественной организации современных социумов приводит к явлениям несоответствия уровней правового регулирования негативных сторон, встречающихся в жизнедеятельности человеческих сообществ, и объективных условий существования членов общества к конкретной социальной среде.

Коррупция, влияя на различные сферы жизни людей, не может не встречать соответствующей реакции со стороны правовой системы. Однако воздействие правовых методов на коррупционные процессы не всегда носит однозначный характер. Часто государство, разрабатывая и применяя различные методы правового регулирования коррупции как сложного социального явления, не устраняет причины, порождающие данные антисоциальные обстоятельства.

«Философия коррупции» - это не философия того, как эффективно быть коррупционером, а философия того, как им не быть и каким образом изживать в обществе вирус коррумпированности власти» [9, с.5].

Анализируя данный факт, необходимо рассматривать законодательные акты, принятые государством в целях борьбы с коррупционными процессами.

Российская Федерация ратифицировала «Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции», принятую в г. Нью-Йорке 31 октября 2003г. Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Федеральный закон о ратификации Конвенции был принят в марте 2006г., и он содержит некоторые положения, которые исключают часть положений Конвенции из прямого действия на территории нашего государства. Ратификация конвенции явилась отправным пунктом создания целой системы нормативно-правовых актов [1, с.297], направленных на борьбу с коррупционными проявлениями в российском обществе. Она послужила основанием для пересмотра всей действующей правовой системы и включения в ее состав антикоррупционных норм.

Следующим нормативным актом, регулирующим общественные отношения в данной сфере, является «Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию», заключенная в г. Страсбурге 27 января 1999 г. Россия ратифицировала данную конвенцию в 2006г., и она действует на территории государства с 1 февраля 2007г.

На федеральном уровне приняты и действуют законодательные акты.

Во-первых, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - это основной документ, регулирующий деятельность по борьбе с коррупцией в нашем обществе. Именно в нем определяются основные принципы противодействия коррупции, устанавливается система мер, направленная на противодействие коррупции. Также законодатель определяет круг обязанностей, ограничений и запретов при прохождении государственной и муниципальной службы.

Кроме того, законом устанавливается целый ряд обязанностей, ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной и муниципальной службы. Данные положения были развиты в других правовых предписаниях, а именно в законе о государственной гражданской службе в Российской Федерации, указах Президента РФ и иных нормативных правовых актах.

Во-вторых, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В третьей главе данного нормативного акта содержатся требования к лицам, занимающим должности государственных гражданских служащих, ограничения, которым они подвергаются в процессе прохождения государственной службы.

В-третьих, Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Под антикоррупционной экспертизой обычно понимают деятельность по выявлению и описанию корруп-ционно-опасных факторов, относящихся к действующим нормативным правовым актам и их проектам, а также разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов. С одной стороны, данный закон позволил привлечь большое число участников к принятию нормативных актов, с другой стороны, их выводы относительно положений законов носят всего лишь рекомендательный характер, что означает необязательность и информационный характер данных рекомендаций.

В-четвёртых, Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Представление таких сведений способствует

Социально-политические науки

4 '2016

повышению дисциплины государственных служащих и представляет собой эффективную меру профилактики коррупционного поведения. Предусматривается ответственность за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

В-пятых, Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В-шестых, Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд других нормативно-правовых актов.

Следует отметить, что в уголовном законодательстве имеется ряд положений, которые призваны регулировать применение мер уголовно-правового характера по отношению к лицам, совершившим противоправные действия коррупционного характера. В частности, очень серьезные меры государственного принуждения предусмотрены в отношении чиновников различного уровня, склонных к получению денежных средств и материальных благ в качестве необоснованного вознаграждения за совершение действий явно коррупционного характера. Так, в статье 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривается, что лица, замешанные в получении взяток, то есть использующие свои служебные полномочия вопреки интересам государства и общества, могут быть привлечены к самым существенным видам уголовной ответственности, ограничивающим их конституционные права.

Государство, пытаясь предотвратить взяточничество как одну из наиболее распространенных форм коррупции, предусматривает наказание в виде лишения свободы и денежные наказания в виде штрафов на многие суммы. Также предусмотрены и различные виды ответственности за иные правонарушения коррупционного характера.

В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, так и уголовная ответственность виновных лиц [4, с.9,10], [8, с.156].

Схематично виды ответственности за правонарушения с коррупционной составляющей можно представить в таблице:

Таблица 1

Таблица^ 1 (продолжение)

административная административным правонарушениям, в которых усматриваются коррупционные риски, могут быть отнесены следующие противоправные, виновные действия (бездействие): ст.ст. 5.16-5.20, 5.39, 7.29, 7.30, 13.27, 13.28, 15.14, 19.28 КоАП РФ. к ответственности за данные правонарушения привлекаются должностные или юридические лица, а также члены единой комиссии по размещению госзаказа.

уголовная Признаки коррупционного преступления: - нанесение ущерба авторитету государственной службы; - незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим преимуществ (имущества, услуг или льгот); - использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства; - наличие у виновного умысла на причинение ущерба законной деятельности государственного аппарата, авторитету государственной службы; - наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности ст.ст. 285, 289, 290,291, 292, 304, 169 УК РФ. меры имущественного и личного характера

Статистика по отдельным видам правонарушений представлена нечетко. Что касается уголовных преступлений, то на официальных сайтах Генеральной Прокуратуры и МВД Российской Федерации можно увидеть данные о состоянии экономической преступности и незначительной доли «иных» преступлений помимо краж, грабежей, разбоев в составе данной категории. Можно проследить динамику отдельных видов преступлений. Так, количество зарегистрированных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) уменьшается с 2010г. (за исключением 2015г., в котором наблюдался незначительный рост числа таких преступлений по сравнению с 2014г), а количество раскрытых преступлений увеличивается. Такая же ситуация и с преступлениями, зарегистрированными по ст. 285 УК РФ - злоупотребление должностными полномочиями. Однако в целом, количество лиц, совершающих коррупционные правонарушения велико. Предложенная концепция замены личной ответственности имущественной работает плохо, лица, привлеченные к ответственности, денежные средства не выплачивают.

Значительное внимание данному направлению государственной политики уделяется руководителями страны [6, с.115], что подчеркивает важность, свое временность усиления мер противодействия со стороны государства коррупционными факторам.

Следует отметить, что высшие органы государственной власти Российской Федерации пытаются осуществлять борьбу с коррупцией на основании системного подхода [10, с.6], который позволит в значительной степени снизить ущерб, причиняемый российскому обществу коррупционными проявлениями.

Системность подхода к противодействию коррупционным процессам заключается не только в поэтапном принятии соответствующих нормативно-правовых актов, разработке государственных программ противодействия данному антисоциальному явлению, но и в том, что государство пытается разработать достаточно эффективную модель правовой деятельности, которая бы достаточно адекватно влияла на все основные причины возникновения коррупционных проявлений.

Ответственность за коррупционные правонарушения

вид ответственности описание правонарушения последствия

дисциплинарная нарушение должностных обязанностей; нарушение государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-Ф увольнение

граждан-ско- правовая причинение вреда имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (должностного проступка) возмещение вреда,возврат сторон в первоначальное положение

Демидов В. П., Мохорова А. Ю., ВЛИЯНИЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Мохоров Д. А. НА СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В рамках осуществления государственной антикоррупционной политики важным, на наш взгляд, выступает привлечение к противодействию коррупции специалистов - разработчиков законодательных актов и одновременно государственных служащих, работающих в правоохранительных органах.

Рассматривая данную проблему, можно отметить, что до сих пор в законодательных актах, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией нет достаточно четких, однозначных критериев, отделяющих коррупцию от других явлений социально - экономической и политической деятельности общества.

Данное обстоятельство не позволяет в достаточной степени повлиять на состояние коррупции в обществе. Хотя после принятия специальных нормативно - правовых актов в этой области количество коррупционных разоблачений по отношению к высокопоставленным должностным лицам [11, с.97] органов государственной власти в значительной степени выросло. Указанные факты свидетельствуют о том, что влияние государственных органов власти на процесс противодействия коррупции усиливается.

Однако отдельные успехи в борьбе с коррупционными проявлениями не позволяют сделать вывод о том, что государство добилось весьма значимых результатов по снижению коррупции в обществе. Возможно, что недостаточно полно анализируется эффективность конкретных приемов и подходов по противодействию коррупционным составляющим социальной жизнедеятельности современного российского общества.

Коррупция является иллюстрацией полного или частичного отсутствия порядочности и честности, а также использования должностного положения различными лицами в целях получения выгоды незаконным путем. Действительно, коррупция достигла такого развития в современном обществе, что стала большой угрозой для демократии и прав человека, а также, подрывая доверие к власти и социальной справедливости, коррупция способствует медленному экономическому развитию.

Список литературы:

1. Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Коррупция как явление государственного и муниципального управления.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 296-298.

2. Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Соотношение демократических подходов и проблем бюрократизации процессов государственного управления современной Россией.// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 9-13.

3. Доровская Ю.В., Мохоров Д.А. Защита социальных гражданских прав и противодействие коррупции.// Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 51-54.

4. Мохоров Д.А. ^циальные вопросы применения антикоррупционного принуждения.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 3 (004). С. 8-13.

5. Мохоров Д.А. Коррупция - социальная проблема управления и развития.// Актуальные проблемы науки и практики. 2015. № 1 (001). С. 6-12.

6. Мохоров Д.А. Проблемы противодействия коррупции в развитии государства.// Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 112-117.

7. Мохоров Д.А. Противодействие коррупции: история и современность. Монография. СПб, СПбГТЭУ, 2015.

8. Мохоров Д.А. Детерминанты поведения в процессе принятия коррупционных управленческих решений.// Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 155-158.

9. Мохоров Д.А. Философия коррупции.// Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 1 (002). С. 4-11.

10. Мохоров Д.А. Интеграция социально-философских знаний в практикоориентированные методы снижения корруп-циогенных факторов. Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 2 (003). С. 4-8.

11. Мохорова А.Ю., Мохоров Д.А.: Правовые аспекты конфликтологии. // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 3 (3). С. 96-99.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье «Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации» исследовано понятие коррупции, как социального явления в обществе, дана ее характеристика с точки зрения различных научных подходов. Определены условия возникновения коррупции и динамика ее развития. В статье проводится анализ действующих социально-правовых факторов, препятствующих проявлениям коррупции. Представлена система социальной ответственности за коррупционные правонарушения. Дана оценка уровня коррупции, предложены методы борьбы с данным негативным проявлением в социуме. Очерчен круг вопросов, решение которых позволит достичь ощутимых результатов в борьбе с коррупцией.

Коррупция как основная социальная проблема современного российского общества, требует комплексного подхода. Изменение законодательства, проведение мер профилактического характера и, конечно, изменение системы образования в сфере противодействия коррупции позволят более успешно бороться с указанным асоциальным явлением и минимизировать воздействие коррупциогенных факторов на развитие общества.

Содержание и задачи научной работы определяют необходимость изучения специальной литературы, в которой рассматриваются сложные проблемы коррупции и причины, способствующие ее возникновению.

В основу работы положен принцип органического сочетания теории и практики и современные подходы в оценках социума, научная методология с широким использованием различных источников.

Безусловно, настоящая статья отвечает принципам новизны, значимости, актуальности и полностью соответствует уровню данного вида работ.

Авторами на основе переработки существующей научной, учебно-методической литературы, действующего законодательства и требований практики включены в статью наиболее важные вопросы, связанные с проблемами противодействия коррупции.

Структура работы характеризуется целостностью, связанностью, логичностью и смысловой законченностью.

Изложенные в настоящей научной работе идеи, основываются на нормах действующего российского права и современных философских подходах.

К достоинствам работы можно отнести четкую постановку задачи и лаконичность, понятный язык изложения, что в полной мере отражает взгляд автора по большинству рассматриваемых проблем, высокий методологический уровень.

Следует отметить, что оригинальность представленной рецензированию работы и практическая значимость исследования определяется потребностью науки и практики в вопросах противодействия коррупции в Российской Федерации.

Работа может быть использована для дальнейшего социально-философского познания коррупции в рамках самостоятельного исследования, способствует осознанию асоциальности данного явления и предназначена для научных и практических работников, интересующихся проблемами противодействия коррупции.

Вывод:

Статья: «Влияние антикоррупционного законодательства на систему социальной ответственности в Российской Федерации» соответствует уровню данного вида работ и рекомендуется к публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензенты:

Д-р филос. наук, профессор

Казеннов А.С.

Канд. юрид. наук, адвокат СПбКА

Трофимов А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.