12. РАЗНОЕ
12.1. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ФЕДЕРАЛИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Демидов Владимир Павлович, канд. филос. наук. Должность: доцент. Место работы: Санкт-Петербургский Государственный торгово-экономический университет. Подразделение: кафедра права и истории. E-mail: [email protected] Мохоров Дмитрий Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Санкт-Петербургский Государственный торгово-экономический университет. Подразделение: кафедра права и истории. E-mail: [email protected] Мохорова Анна Юрьевна, канд. полит. наук. Должность: доцент. Место работы: Санкт-Петербургский Государственный торгово-экономический университет. Подразделение: кафедра права и истории. E-mail: mokhorova@)ist.ru
Аннотация: В статье рассматриваются возможности реализации принципа федерализма в современный период развития российского государства, исследуются правовые, экономические, социокультурные проблемы, проблемы противодействия коррупции, связанные с включением в состав Российской Федерации новых территорий.
Исследуется влияние реализации принципов на способность государства концентрировать свои усилия для разрешения наиболее актуальных проблем в тот или иной период времени. Анализируется федеративное устройство нашей страны и его возможности по оперативному реагированию на наиболее значимые вызовы.
Работа предназначена для студентов, аспирантов и иных лиц, интересующихся проблемами реализации принципов федерализма.
Ключевые слова: государственное устройство, федерализм, субъекты федерации, межнациональные отношения, социальная философия, противодействие коррупции.
PROBLEMS OF FEDERALISM PRINCIPLE REALIZA TION IN MODERN RUSSIA
Demidov Vladimir Pavlovich, PhD in Philosophy. Position: associate professor. Place of employment: St. Petersburg State University of Trade and Economic. Department: law and history chair. E-mail: [email protected] Mokorov Dmitriy Anatolievich, PhD in Law, associate professor. Position: chair head. Place of employment: St. Petersburg State University of Trade and Economic. Department: law and history chair. E-mail: [email protected] Mokhorova Anna Urievna, PhD in Political sciences. Position: associate professor. Place of employment: St. Petersburg State University of Trade and Economic. Department: law and history chair. E-mail: [email protected],
Annotation: The article discusses the possibility of implementing the principle of federalism in the modern period of development of the Russian state, explores the legal, economic, socio-cultural issues, problems of counteraction to corruption related to the inclusion of new territories in the Russian Federation.
Examines the impact of the implementation of the principles of a state's ability to concentrate their efforts to re-
solve the most pressing problems in a given period of time. Analyzes the federal structure of our country and its ability to respond rapidly to the most significant challenges.
The work is intended for students, graduate students and other persons interested in problems of implementation of the principles of federalism.
Keywords: polity, federalism, federal subjects, inter-ethnic relations, social Philosophy, fight against corruption.
Наша страна, являясь многонациональным, многоконфессиональным государственным образованием в своей деятельности реализует один из основополагающих принципов государственного устройства - федерализм.
Однако фактическое осуществление федеративных подходов в практике государственного строительства очень часто сталкиваются с различными проблемами. Они приобретают существенную остроту в те моменты, когда в государстве возникают вопросы вхождения в состав России новых территорий.
В 2014 году в Российскую Федерацию были включены республика Крым и город федерального значения Севастополь. Процесс вхождения указанных субъектов связан с волеизъявлением населения Крыма и Севастополя на всенародных референдумах, проведенных в этих территориальных образованиях.
Фактически была исправлена историческая и правовая ошибка, допущенная руководством коммунистической партии Советского Союза, которая произвольно определила, что Крымский полуостров должен был передан из состава РСФСР в состав УССР.
Этот государственный акт ни на чем не основывался и не имел объективной правовой базы. В значительной степени произвольные, коррупционные решения руководящих органов ЦК КПСС негативно повлияли на социально-экономическое, политическое, культурное строительство, осуществлявшееся на территории Крыма и Севастополя.
В последний период времени, в связи с процессами отрицательного характера, происходившими в Украине, население указанных территориальных образований оказалось перед дилеммой - утратить значительную часть своих национальных прав и культурных особенностей, свойственных русскоязычному этносу, проживавшему на Крымском полуострове.
В соответствие с нормами международного права, все население данных территорий приняло участие в проведении референдумов, на которых решались вопросы определения дальнейшей судьбы Крыма в ретроспективе в каком государстве желают находиться жители данных территорий для того, чтобы реально осуществлять свои права, которые принадлежат им в соответствии с основами международного законодательства.
Проведенные референдумы дали однозначный ответ на вопрос, в составе какого государства видят себя жители Крыма и Севастополя. Выбор населения был настолько ясно сформулирован, что свидетельствовало об устремленности всех людей, проживающих на данных территориях к выходу из состава Украины и присоединения республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации.
Высшие органы власти России, рассматривая вопрос о вхождении Крыма и Севастополя в состав нашего государства, учитывали волеизъявление народа Крымского полуострова и руководствовались при этом нормами международного права, которые предоставляют право определять свою дальнейшую судьбу в плане принадлежности к конкретному государству любому народу мира.
При этом, разрешая данную проблему, Федеральное Собрание российского государства, подошло в строгом соответствии с нормами права к рассмотрению столь сложного вопроса. Были учтены все факторы международно-правового характера и согласно положениям Конституции Российской Федерации, вопрос о вхождении Крыма и Севастополя был решен положительно.
Следует отметить, что логика данного решения опиралась на наиболее общие принципы международного права и основывалась на том, что население того или иного региона любого государства может в соответствии с волеизъявлением решить проблему самоопределения.
В связи с вхождением в состав Российской Федерации новых территорий, пришлось вносить изменения в текст Конституции страны и ряд нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы государственно-политического устройства. В свете этого решения, в состав нашего государства на настоящий период времени входит 85 равноправных субъектов. Все субъекты Российской Федерации имеют формально равные возможности для разрешения экономических, социальных, культурных, политических, экологических вопросов, стоящих перед населением каждого региона.
Однако, два новых субъекта, которые вошли в состав нашего государства, в силу значительно более медленного развития Украины по сравнению с Россией, объективно оказались в положении отстающих.
Не секрет, что за последние двадцать с лишним лет после распада Советского Союза, украинские власти не принимали мер для развития экономики Крыма, строительства современной инфраструктуры, не предпринимали достаточных усилий для обеспечения формирования культурной среды, политические права жителей полуострова существенно ограничивались, межнациональные отношения на данных территориях приобретали все большую остроту, увеличилась многократно коррупционная составляющая в управлении регионом.
Россия, исходя из принципов федерализма, которые реализуются на территории страны, с момента вхождения республики Крым и города федерального значения Севастополь в наше государство, приложила значительные усилия для начала процесса всестороннего и ускоренного социально-экономического, культурного, национального, политического развития дан-ныхтерриторий.
Из государственного бюджета выделены десятки миллиардов рублей для «подтягивания» уровня социального обеспечения жителей Крымского полуострова и города Севастополя к стандартам социального характера, существующим на территории Российской Федерации.
Конечно, в разрешении данной проблемы, имеющей очень острое значение для более, чем двух миллионов человек, живущих в этих новых субъектах нашего государства, в той или иной степени принимают участие и многие регионы РФ. Однако, основная нагрузка легла на федеральные органы исполнительной вла-
сти, которые должны оперативно разрешать вопросы финансирования программ социального развития Крыма и Севастополя.
Необходимо отметить, что при принятии закона о федеральном бюджете на 2014 год, в России не были запланированы дополнительные расходы на обеспечение решения проблем экономического, социального, экологического, культурного характера, касающихся населения Крымского полуострова. Но, так как в рамках существования федеративного государства одной из приоритетных задач является достижение одинакового уровня развития всех сфер общественной жизнедеятельности, Российская Федерация очень оперативно стала выделять необходимые материальные и финансовые ресурсы для разрешения вопроса выравнивания стандартов жизни людей, проживающих в новых субъектах.
Такой подход, являясь весьма положительным и продуктивным по отношению к жизнедеятельности граждан, находящихся в Крыму и Севастополе, вместе с тем в некоторой степени негативно влияет на разрешение проблем других регионов нашей страны.
Перераспределение финансовых средств, различных материальных ресурсов в условиях непростой экономической ситуации, сложившейся в Российской Федерации в настоящий период ее развития, на первый взгляд, нарушает права многих субъектов нашего государства.
В тоже время, федерализм как принцип, предполагает обеспечение равных возможностей для граждан страны, независимо от их места проживания. Гармоничное сочетание экономических, социальных, культурных, экологических интересов всех субъектов Федерации, является очень сложной проблемой.
До сих пор в нашей стране имеются регионы, которые фактически являются донорами, так как значительные финансовые средства от них поступают в федеральный бюджет. В тоже время, при распределении средств в соответствии с законом о государственном бюджете, денежные потоки в другие субъекты Российской Федерации направляются в большем объеме по сравнению с их отчислениями в бюджет страны.
Эта проблема существует с того момента, когда Россия стала независимым государством. Все попытки коренным образом разрешить вопрос о неравномерности экономического развития отдельных регионов до сих пор не привели к окончательному положительному результату.
Вместе с тем, дополнительные финансовые и материальные ресурсы, которые в соответствии с федеральным законодательством направляются на развитие социальной, экономической, культурной, экологической областей жизнедеятельности населения Крыма и Севастополя, в дальнейшем могут принести значительный кумулятивный эффект и позволят опережающими темпами двигаться данным территориям по накоплению позитивных изменений.
Учитывая географическое положение Крымского полуострова, можно сделать однозначный вывод, что вложение в экономику этого региона, позволит резко ускорить развитие оздоровительно-туристического комплекса региона, что обеспечит более значительный доступ граждан всей Российской Федерации к услугам курортно-санаторного характера.
Такой аспект позитивно скажется на уровне здоровья многих миллионов жителей нашей страны.
Не секрет, что наше государство расположено на территории, значительная часть которой относится к северным районам. И здоровье населения во многом зависит от того, будет ли реальная возможность у граждан Российской Федерации полноценно отдохнуть и поправить свое здоровье на черноморском побережье.
Если рассматривать данную проблему комплексно, то можно прийти к выводу, что дополнительные инвестиции материальных ресурсов и финансовых средств в развитие конкретного региона в целом отвечает интересам всего российского государства и общества. Тем самым разрешается формальное противоречие, возникающее при перераспределении денежных ресурсов в пользу того или иного региона.
Кроме того, стимулирование экономических региональных комплексов ведет к формированию новых возможностей в создании разнообразных производств, развитию дополнительных видов услуг, предоставляемых гражданам Российской Федерации, а также смягчает или полностью нивелирует противоречия межнационального характера, острота которых напрямую зависит от уровня жизни населения конкретного региона нашей страны.
Вхождение новых субъектов в Российскую Федерацию, конечно, влечет за собой целый спектр проблем и вопросов, которые необходимо разрешать в первоочередном порядке. Но с другой стороны, расширение государства за счет исконно русских территорий, благотворно сказывается на такой стороне самосознания граждан, как национальный патриотизм.
Все социологические опросы, проводимые в 20142015 году отразили весьма позитивный факт всплеска патриотизма в общественном сознании наших людей, что напрямую связано с присоединением Крыма и Севастополя к Российской Федерации.
Федерализм предполагает создание таких условий для жизнедеятельности граждан нашей страны, которые бы формировали во многом сходные отношения разных людей к наиболее важным и значимым для государства событиям в политической, экономической, социальной, культурной сферах. И устойчивое патриотическое восприятие большинством россиян явлений, затрагивающих интересы значительного количества населения, позитивно влияет на все грани общественной жизни.
Разумная концепция федерализма позволяет гибко воздействовать на сознание десятков миллионов граждан, потому что проявления равных масштабов к решению острых насущных вопросов в рамках, как отдельного региона, так и целой страны создают прочные основания для формирования представлений жителей нашего государства о том, что интересы каждого субъекта Федерации в полной степени учитываются в деятельности высших органов власти.
Наша страна очень сложная во всех аспектах своего существования. Ни в одном государстве мира нет столько наций и народностей, которые проживают совместно несколько сот лет.
Федерализм базируется на том, что эта совместная деятельность многих народов и этнических групп в Российской Федерации, является фундаментом дальнейшего прогресса всего общества в целом. Но прогрессивные перемены, происходящие в нашей стране, всегда затрагивают те или иные аспекты разнообраз-
ной жизнедеятельности представителей многочисленных наций и народов. Очень часто приоритетными вопросами для каждого конкретного этноса являются проблемы локального характера, касающиеся развития отдельных территорий.
На уровне Федерального центра бывает очень сложно органично совместить проблематику отдельных регионов и выстроить основную концепцию развития государства так, чтобы своеобразие и отличие, присущие жизнедеятельности десятков национальностей, находящихся на территории Российской Федерации, не препятствовали бы основному вектору поступательного движения страны в целом вперед.
Нередко бывает, что локальные задачи и проблемы, стоящие перед представителями того или иного субъекта нашего государства, мешают им подойти к выработке концептуальных подходов, удовлетворяющих интересы всех или значительного большинства регионов.
Можно привести множество примеров, когда при решении отдельных проблем, свойственных экономической, социальной, культурной областям жизнедеятельности того или иного субъекта Федерации, применялись способы и методы, которые входили в противоречие с общегосударственными подходами.
В 90-е годы ХХ столетия на территории нашего многонационального государства наблюдался подлинный парад суверенитетов. Многие субъекты Федерации с увлечением формировали законодательную базу, которая существенно противоречила требованиям Конституции РФ как Основному закону единого государства.
Эти тенденции были обусловлены тем, что после распада Советского Союза как единого народнохозяйственного комплекса, резко обострились вопросы экономического, политического, культурного, национального взаимодействия на территории нашей страны.
Опираясь на постулаты федерализма, отдельные руководители регионов, используя временную слабость центральных органов власти требовали для тех или иных субъектов государства исключительных полномочий, особенно это проявлялось в деятельности руководства национальных республик и автономных образований.
Такой подход способствовал расшатыванию Российской Федерации как единого государства и вел к тому, что некоторые регионы нашей страны взяли курс на сепаратизм и отделение от РоРррррРРРРоссии без учета интересов граждан, проживающих в тех или иных субъектах.
Особенно отчетливо вышеуказанная тенденция проявлялась на территориях республик Северного Кавказа. С учетом многонационального состава данного региона Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия значительно обострились вопросы межнациональных отношений. В связи с тяжелым экономическим положением всей страны, государство не могло выделить достаточные материальные и денежные ресурсы для своевременного решения целого спектра проблем, свойственного жизнедеятельности населения Кавказского региона.
Этим обстоятельством воспользовались различные силы сепаратистского толка, которые под лозунгами национализма и самобытности, привели регион к та-
кому положению, когда во многих районах Северного Кавказа стали происходить военные столкновения.
Вмешательство иностранных государств, имевших непосредственную цель ослабления Российской Федерации, еще более усугубило социально-экономическую, политическую и культурную ситуацию в республиках данного региона.
Парадокс этих событий заключается в том, что многие деятели использовали для реализации своих эгоистических целей лозунги федерализма, интерпретируя их на свой манер.
Данная ситуация была в целом разрешена когда руководство Российской Федерации в начале 2000-х годов стало прилагать максимум усилий для сохранения в составе государства республик Северо-Кавказского региона.
На эти цели были направлены достаточно крупные материальные, финансовые ресурсы. К руководству во многих республиках данного Федерального Округа пришли лица, которые осознавали свою ответственность перед населением субъектов и стремились решать проблемы жизни людей в конкретных частях Федерации исходя из принципов незыблемости, единства нашего государства.
В эти же годы центральные органы власти во главе с Президентом, разработали и стали осуществлять ряд крупных федеральных программ, касающихся развития экономики, культуры, социальной сферы и межнационального взаимодействия.
В рамках Федерации был создан специальный Северо-Кавказский Федеральный Округ. Был принят ряд законодательных актов по актуальным проблемам разнообразных сторон деятельности субъектов, находящихся на данной территории.
Целенаправленная политика центральных органов власти, которые в приоритетном порядке разрешали вопросы, касающиеся жизни населения СевероКавказских республик, привела к позитивным изменениям во всех сферах общественной жизнедеятельности этих субъектов Федерации. В настоящее время острота многих проблем на территории республик данного федерального округа ничем не отличается от степени решения аналогичных вопросов в других субъектах российского государства.
Анализируя указанную ситуацию, можно прийти к выводу, что реализация принципов федерализма в рамках развития отдельных регионов, позволяет государству концентрировать свои усилия для разрешения наиболее актуальных проблем в тот или иной период времени.
Федеративное устройство нашей страны предоставляет реальные возможности центральным органам власти оперативно реагировать на наиболее значимые вызовы политического, экономического, социального, культурного, религиозного характера, которые могут поставить под сомнение перспективы дальнейшего развития Российской Федерации.
На первый взгляд, выделение в качестве приоритетных проблем задач, касающихся жизни населения каких-то конкретных регионов, в значительной степени затрагивает интересы всех других граждан нашей страны, проживающих на других территориях, и снижает возможности представителей указанных субъектов в экономической, социальной, культурной сферах по сравнению с жителями тех республик, краев и областей, которым уделяется большее внимание со стороны центральных органов власти.
С другой стороны, концентрация усилий и ресурсов на федеральном уровне для разрешения проблем конкретного региона, позволяет в короткие сроки снять влияние негативных факторов и укрепить целостность всего государства.
В нашей стране на данный период времени еще недостаточно материальных и финансовых ресурсов, чтобы одновременно преодолевать все проблемы, возникающие в отдельных частях государства. Поэтапность, очередность разрешения вопросов в такой стране как наша, не является принципиальным моментом, нарушающим принцип государственного федерализма. Наоборот, такой подход в полной мере позволяет реализовать преимущества федеративного устройства страны перед другими способами государственного устройства.
Гибкий подход к реализации объективно взвешенной политики в рамках нашей страны, воплощается в реальном осуществлении федеративных начал в деятельности государственных органов власти. Сочетание общего и частного в работе всего аппарата управления в России, возможно только на основе принципа федерализма.
Разрешение многих проблем, стоящих перед нашим государством, лежит на путях полновесного использования преимуществ федеративного устройства нашей страны. За последние годы достигнуты значительные успехи в реализации многонациональной экономической, политической, социальной, культурной, государственной деятельности и, как следствие, вырос уровень монолитности всего российского общества, которая на базе многоликости и неповторимости черт, присущих нациям и народам нашей страны, позволяет объективно рассчитывать на дальнейшее поступательное развитие государства.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации./ М. 2014.
2. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе": http://base.garant. ги/12119586/, дата обращения: 24.04.2015
3. Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Соотношение демократических подходов и проблем бюрократизации процессов государственного управления современной Россией. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 9-13.
4. Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Коррупция как явление государственного и муниципального управления. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 296-298.
5. Мохоров Д.А. Детерминанты поведения в процессе принятия коррупционных управленческих решений. // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 6. С. 155-158.
6. Мохоров Д.А. Проблемы противодействия коррупции в развитии государства. // Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 2. С. 112-117.
7. Доровская Ю.В., Мохоров Д.А. Защита социальных и гражданских прав и противодействие коррупции. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 2. С. 51-54.
8. Мохорова А.Ю. Право женщин на участие в управлении: историко-правовой аспект. //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2014. № 4. С. 118-122.
Рецензия
на статью: «Проблемы реализации принципа федерализма в современной России» к.ф.н., доцента кафедры Права и истории ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ В.П.Демидова, к.ю.н., доцента, заведующего кафедрой Права и истории ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ Д.А.Мохорова, к.п.н., доцента кафедры Права и истории ФГБОУ ВПО СПбГТЭУ А.Ю.Мохоровой.
Статья «Проблемы реализации принципа федерализма в современной России» является научным трудом, направленным на исследование основных проблем реализации принципа федерализма в современных условиях развития российской государственности с учетом включения в состав Российской Федерации новых территорий.
В статье рассмотрено государственное устройство Российской Федерации, изучены возможности государственных органов по обеспечению единства законности и территориальной целостности страны. Изучено соответствие нормативно-правовых актов Основному закону государства и международным актам.
В работе рассмотрена необходимость соблюдения принципа федерализма в многонациональном государстве, в котором должна реализовываться воля многих людей исследования причин трансформации демократических органов власти, реализующих волю и интересы большей части населения страны. А также деятельность коррумпированных бюрократических структур, выражающие интересы малочисленных замкнутых групп, осуществляющих исполнительно распорядительные государственно-властные полномочия.
Сформулированы причины возникновения данного социально-правового явления. Обоснована необходимость изменения законодательства с целью приведения его в соответствие духу и букве Конституции РФ.
Исследование предназначено для лиц, участвующих в процессе государственного управления.
Содержание и задачи научной работы определяют необходимость изучения специальной литературы, в которой рассматриваются сложные проблемы бюрократизации органов государственной власти и причины, способствующие ее возникновению.
Выделяется современный период развития российского государства, исследуются правовые, экономические, социо-культурные проблемы, проблемы противодействия коррупции, связанные с включением в состав Российской Федерации новых территорий.
В основу работы положен принцип органического сочетания теории и практики и современные подходы в оценках действующего законодательства, научная методология с широким использованием различных источников.
Безусловно, настоящая статья отвечает принципам новизны, значимости, актуальности и полностью соответствует уровню данного вида работ.
Авторами на основе переработки существующей научной, учебно-методической литературы, действующего законодательства и требований практики включены в статью наиболее важные вопросы, связанные с проблемами реализации принципа федерализма в современной России.
Структура работы характеризуется целостностью, связанностью, логичностью и смысловой законченностью.
Изложенные в настоящей научной работе идеи, основываются на нормах действующего Российского права.
К достоинствам работы можно отнести четкую постановку задачи и лаконичность, понятный язык изложения, что в полной мере отражает взгляд автора по большинству рассматриваемых проблем, высокий методологический уровень.
Следует отметить, что оригинальность представленной рецензированию работы и практическая значимость исследования определяется потребностью науки и практики в совершенствовании законодательной базы и развития образования в Российской Федерации.
Вывод:
Статья: «Проблемы реализации принципа федерализма в современной России» соответствует уровню данного вида работ и рекомендуется к публикации.
Рецензент:
Кандидат юридических наук, доцент Трофимов А.В.