Научная статья на тему 'Социальная обусловленность коррупционных преступлений'

Социальная обусловленность коррупционных преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1151
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ВЗЯТКА / КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАКАЗАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зеленцов Алексей Александрович, Коломийченко Елена Викторовна

Задача проанализировать социальную обусловленность коррупционных преступлений и выявить проблемы при осуществлении предупреждения коррупционных преступлений. Модель в качестве использованных методов исследования необходимо отметить общие и частные методы исследования, в том числе, системный анализ изучаемых явлений и результатов, метод конкретных социологических и криминологических исследований. Основой исследования явились научные труды в области криминологии, уголовного права, открытые статистические данные, аналитические материалы. Выводы проекты Программ по противодействию коррупции, итоги деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции необходимо публиковать, чтобы население знакомилось с предложенными мерами и могло дать оценку эффективности проделанной работы по профилактике, пресечению и предотвращению коррупционных проявлений. Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы исследование посвящено анализу социальной обусловленности коррупционных преступлений в современной России / результаты могут быть использованы при реализации мероприятий по противодействию коррупции в деятельности различных служб. Практическое значение положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут способствовать усилению внимания к выявленным проблемам, повышению эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции. Оригинальность/ценность подготовленная научная статья содержит дискуссионные вопросы и адресована всем, кого интересует деятельность по предупреждению коррупционных преступлений, в части формирования и реализации государственной политики Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL CONDITIONALITY OF CORRUPTION CRIMES

Task analyze the social conditioning of corruption crimes and identify problems in the implementation of the prevention of corruption crimes. Model as used research methods should be noted general and specific research methods, including systematic analysis of the phenomena being studied and the results, the method of concrete sociological and criminological research. The basis of the study were scientific works in the field of criminology, criminal law, public statistics, analytical materials. Conclusions Draft program of anti-corruption, the results of the activities of law enforcement agencies to combat corruption need to publish to people familiar with the proposed measures and could assess the effectiveness of the work done on the prevention, suppression and prevention of corruption. Research/the possibility of subsequent use of the results of scientific work research is devoted to the analysis of social conditioning of corruption crimes in modern Russia / results can be used in the implementation of measures to combat corruption in the various services. Practical significance positions and conclusions of the study may contribute to increased attention to the issues identified, increasing the effectiveness of anti-corruption measures. Originality/value positions and conclusions of the study may contribute to increased attention to the issues identified, increasing the effectiveness of anti-corruption measures

Текст научной работы на тему «Социальная обусловленность коррупционных преступлений»

Зеленцов А. А.. Коломийченко Е. В.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

9. КОРРУПЦИЯ; ТЕРРОРИЗМ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

9.1. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Зеленцов Алексей Александрович, заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии, канд. юрид. наук,

Место работы: Уфимский юридический институт МВД России

Zelalex2000@mail. ru

Коломийченко Елена Викторовна, доцент кафедры уголовного права и криминологии, канд. юрид. наук, доцент

Место работы: Уфимский юридический институт МВД России

[email protected]

Аннотация: Задача - проанализировать социальную обусловленность коррупционных преступлений и выявить проблемы при осуществлении предупреждения коррупционных преступлений.

Модель - в качестве использованных методов исследования необходимо отметить общие и частные методы исследования, в том числе, системный анализ изучаемых явлений и результатов, метод конкретных социологических и криминологических исследований. Основой исследования явились научные труды в области криминологии, уголовного права, открытые статистические данные, аналитические материалы.

Выводы - проекты Программ по противодействию коррупции, итоги деятельности правоохранительных органов по противодействию коррупции необходимо публиковать, чтобы население знакомилось с предложенными мерами и могло дать оценку эффективности проделанной работы по профилактике, пресечению и предотвращению коррупционных проявлений.

Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы - исследование посвящено анализу социальной обусловленности коррупционных преступлений в современной России / результаты могут быть использованы при реализации мероприятий по противодействию коррупции в деятельности различных служб.

Практическое значение - положения и выводы, сформулированные в исследовании, могут способствовать усилению внимания к выявленным проблемам, повышению эффективности принимаемых мер по противодействию коррупции.

Оригинальность/ценность - подготовленная научная статья содержит дискуссионные вопросы и адресована всем, кого интересует деятельность по предупреждению коррупционных преступлений, в части формирования и реализации государственной политики Российской Федерации

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, противодействие коррупции, взятка, коммерческий подкуп, злоупотребление полномочиями, ответственность, наказание

SOCIAL CONDITIONALITY OF CORRUPTION CRIMES

Zelentsov Alexey A., deputy chief of department of criminal law and criminology, PhD in Law,

Work place: Ministry of Internal Affairs: Ufimsky Law Institute Ministry of the Interior of Russian Federation

Zelalex2000@mail. ru

Kolomiychenko Elena V., associate professor, PhD in Law

Work place: Ufimsky Law Institute Ministry of the Interior of Russian Federation

Annotation: Task - analyze the social conditioning of corruption crimes and identify problems in the implementation of the prevention of corruption crimes.

Model - as used research methods should be noted general and specific research methods, including systematic analysis of the phenomena being studied and the results, the method of concrete sociological and criminological research. The basis of the study were scientific works in the field of criminology, criminal law, public statistics, analytical materials.

Conclusions - Draft program of anti-corruption, the results of the activities of law enforcement agencies to combat corruption need to publish to people familiar with the proposed measures and could assess the effectiveness of the work done on the prevention, suppression and prevention of corruption.

Research/the possibility of subsequent use of the results of scientific work - research is devoted to the analysis of social conditioning of corruption crimes in modern Russia / results can be used in the implementation of measures to combat corruption in the various services.

Practical significance - positions and conclusions of the study may contribute to increased attention to the issues identified, increasing the effectiveness of anti-corruption measures.

Originality/value - positions and conclusions of the study may contribute to increased attention to the issues identified, increasing the effectiveness of anti-corruption measures

Keywords: corruption, corruption crimes, anti-corruption, bribery, commercial bribery, abuse of authority, responsibility, punishment.

Коррупция, как и любое негативное социальное явление, имеющее место быть в нашем обществе, непосредственно оказывает влияние на развитие общественных отношений складывающихся как на государственной службе так и в обществе в целом. В настоящее время состояние государственной службы РФ характеризуется неэффективной работой органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике коррупционных преступлений. Связано это в первую очередь с тем, что механизмы и меры противодействия коррупции до сих пор остаются непродуктивными и слабо разработанными.

По мнению исследователей, коррупция по-прежнему остаётся одной из основных проблем в нашем обществе, так и за рубежом, тем самым ослабляя систему социальных институтов. Коррупция как явление становиться системообразующим фактором, который в свою очередь влияет на политическое, экономическое и культурное развитие общества, как на национальном, так и на региональном уровнях. Коррупция уже на протяжении длительного периода времени признается одной из дефиниций политики и в первую очередь экономики нашего общества.

Сегодня вопросы коррупционного характера в России стоят как никогда остро и актуально. По мнению Хосе Угаса, председателя правления Transparency International: «Индекс восприятия коррупции 2014 года показывает, что экономическое развитие становится невозможным, а усилия, направленные против коррупции, оказываются бесплодными, когда лидеры и высокопоставленные лица злоупотребляют властью, чтобы

прибрать к рукам государственные средства ради личной выгоды. Пробелы в законодательстве и недостаток политической воли со стороны правительств способствует росту коррупции как в отдельных государствах, так и в международном масштабе, а коррумпированные политики абсолютно безнаказанно выводят нажитые нечестным путём активы в безопасные места благодаря офшорным компаниям». В этом году Россия ухудшила своё положение в рейтинге на 9 позиций и заняла 136 место, набрав 27 баллов. Такой же результат показали Камерун, Иран, Кыргызстан, Ливан и Нигерия. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущих лет, общий показатель страны изменился в худшую строну лишь на один балл, а значительное понижение места в рейтинге связано с положительной динамикой ряда других стран[1].

Как отмечает в своем выступлении начальник отдела прокуратуры Башкирии по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Валерий Кузьмин, в 2014 году надзорными органами Башкирии было выявлено 814 коррупционных преступлений, это на 8% больше, чем в прошлом году. Всего установлено 174 факта получения и 91 факт дачи взяток. 334 жителя республики были пойманы за совершение коррупционных преступлений[6].

Нужно отметить, что с момента принятия Федерального закона «О противодействии коррупции»[8] хоть и прошло шесть лет, актуальность проблемы коррупции только возрастает и в современный период развития общества она стала предметом постоянного обсуждения на конференциях, семинарах, выступлениях различных ученых, экономистов, политиков, сотрудников правоохранительных органов.

Проводимая государством политика по противодействию коррупции реализовывается в большом количестве принятых за последние годы нормативно-правовых актов разного уровня, регламентирующих соответствующие отношения в различных сферах общественной жизни. Однако недостаточно проработаны и адаптированы нормативные основы к методам по противодействию коррупции, что обуславливает появление различных коллизий и противоречий при реализации соответствующих правовых актов.

Можно отметить, что в деятельности правоохранительных органов часто встречаются ситуации, которые приводят к столкновению, с одной стороны, государственный и общественный интересы, направленные на обеспечение мер по предупреждению коррупционных проявлений, а с другой стороны, общественный интерес недопустимости нарушения конституционных прав и свобод граждан. Эти ситуации формируютсяв связи с возникающими противоречиями в деятельности административно-управленческого аппарата, для которого зачастую имеет значение только выполнение поставленных задач. Поэтому в основе комплекса мероприятий по противодействию коррупционных преступлений, на наш взгляд, должна лежать, прежде всего, интеллектуализация деятельности правоохранительных органов, которая должна быть направлена на обеспечение экономической безопасности и правопорядка в стране.

Социальная оценка деятельности в деле противодействия коррупционным проявлениям в обществе будет зависеть от результативности применяемых мер правоохранительными органами. Как показывают показатели уголовной статистики коррупционные преступления все же за последний год в ряде регионах

выросли, не на много, но прирост имеет место. С одной стороны, мы можем отметить активность правоохранительных органов по выявлению и пресечению данных фактов, и соответственно происходит снижение уровня латентности коррупционных преступлений. А с другой стороны, можем отметить неэффективность применяемых профилактических мер направленных на снижение коррупционных преступлений.

Огромная ответственность в этой связи ложится на проводимую кадровую политику в государственных учреждениях в связи с борьбой с коррупционными проявлениями. Необходимо говорить о работе на упреждение коррупции, формировании навыков о недопущении в своей деятельности коррупционных проступков и преступлений. Однако следует признать, что такая работа должна осуществляться на всех уровнях государственной службы, в противном случае можно ожидать и обратного эффекта.

Основными и наиболее часто регистрируемыми уголовно-наказуемыми формами проявления политической коррупции являются дача взятки (ст. 291 УК РФ) и ее получение (ст. 290 УК РФ).

Как показывает практика, чаще всего в числе выявленных взяткополучателей доминируют чиновники низового звена, изобличить и привлечь к уголовной ответственности чиновников руководящего звена достаточно сложно и не удается по ряду причин.

В настоящее время большое распространение имеет место коррупция в негосударственных организациях либо в частном секторе, например, кредиты, предоставляемые за взятки в коммерческих банках под проекты, цель которых получить деньги и исчезнуть и т.д. За данные действия в соответствии с уголовным законодательством России наступаетуголовная ответственность по статьям за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) и коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ).

Поскольку коррупция среди государственных должностных лиц может свести на нет потенциальную эффективность всех видов профилактических программ, повлиять на социальные сферы деятельности отдельных лиц и групп людей, поэтому важно, чтобы был доступ к уголовной статистике отражающей состояние, структуру и уровень коррупционных преступлений.

Однако, при многочисленных разговорах об открытости и доступности сведений о борьбе с коррупцией во всех эшелонах власти России, в открытой статистической отчетности отсутствует информация, посвященная зарегистрированным коррупционным преступлениям, что уменьшает возможность осуществить общественный контроль за деятельностью правоохранительных органов в области борьбы с коррупционными преступлениями.

Имеет место и тот факт, что практически не существует полной и всесторонне изученной судебной и следственной практики коррупционных преступлений, поскольку к ответственности за них привлекаются лишь единицы, причем в основном это врачи, преподаватели и учителя, сотрудники полиции, чиновники среднего звена.

В целом, положение вроде бы нормальное и работа по выявлению коррупционных фактов ведется достаточно активно, чему свидетельствует приведенные данные из независимого годового доклада Всероссийской антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки».В период с 14 января 2013 года по 31 августа 2014 года в приемную «Чистые руки» поступили и были обработаны специалистами 9925 обращений, среди которых 6340

Зеленцов А. А.. Коломийченко Е. В.

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

обращений за 2013 год, 3585 за указанный период 2014 года, включая телефонные звонки, письма, телеграммы, обращения через электронную почту, факс и личный прием. Наибольшее количество получено жалоб на коррупцию в городе Москве - 34,2% и Московской области -17,3%. Так же в данном докладе отражено процентное соотношение жалоб на коррупцию в различных органах государственной власти: судебная система - 28,5%, полиция - 20,4%, прокуратура - 17,4%, следственный комитет - 15,7%[2].

Если рассматривать конкретно каждое коррупционное преступление главы 30 УК РФ, то положение далеко не радужное. Так, с января по октябрь 2014 года сотрудники правоохранительных органов выявили 5500 преступлений, предусмотренныхст. 290 УК РФ «Получение взятки» (по материалам ОВД - 4908). Из них 435 деяний относятся к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере. Кроме того, зафиксировано 514 фактов посредничества во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ)[3]. В 2014 году прокуратура Республики Башкортостан выявила 814 коррупционных преступлений, что на 8% больше, чем в прошлом году. Статистика по взяткам выглядит следующим образом. Случаев мздоимства зафиксировано 174, это на 4% больше, чем в прошлом году. Выявлен 91 факт дачи взятки, это на 5,8% превышает прошлогодние цифры. Всего на коррупции были пойманы 334 человека, в суд направлено 256 уголовных дел. С января по декабрь было выявлено 6398 коррупционных правонарушений, тогда как в прошлом году - 5794 факта[9]. О чем могут свидетельствовать приведенные данные? Что касается получения взятки (ст. 290 УК РФ), то можно отметить следующее - вряд ли меньше стали брать взятки, правоохранительные органы так же не стали хуже работать по выявлению этих преступлений, а вот эффективность мер направленных на профилактику коррупционных преступлений однозначно не высока. Что касается дачи взятки (ст. 291 УК РФ), то еще имеется определенное число граждан, считающих, что все продается и покупается, а вот со стороны должностных лиц вероятно увеличивается количество неподкупных лиц среди государственных и муниципальных служащих.

К сожалению, к детерминтам преступлений коррупционной направленности можно отнести криминализацию общества, которая оказывает губительное влияние на правосознание людей, формируя у них убежденность в беспомощности правоохранительных органов в борьбе с коррупцией. Сознание многих деформировано и двойственно, поскольку приходиться сочетать общепринятые корпоративные формы поведения. Так же можно отметить, что еще во многих регионах сохранились определенные традиции решения вопросов посредством подношений и подарков. Имеет место мздоимство и взяточничество, которое усугубляется правовой неграмотностью населения, высоким уровнем бездействия и нежеланием граждан защищать свои права, обращаться за помощью в полицию.

Приведенные обстоятельства нередко усугубляются установлением показателей эффективности противодействия коррупции, отражающей значимость соответствующих органов (должностных лиц), а также результативность выполняемой ими работы, в том числе подтверждающей их востребованность, что приводит к фактическому установлению так называемой «палочной систе-

мы», выполнение требований которой часто является действительной целью борьбы с коррупцией[4, с. 3].

Поэтому, можно отметить, что в данных условиях говорить об эффективности применяемых мер по противодействию коррупционных преступлений, как минимум в некоторых социальных сферах деятельности, не представляется возможным.

Неисполнимость неотвратимости ответственности и наказания за коррупционные преступления определяется тем, что чаще всего данные действия не выявляются и укрываются, так как стороны, которые участвуют в данных действиях, получают обоюдную выгоду. Например, о вымогательстве взятки очень редко сообщают в правоохранительные органы, поскольку люди хотят быстрейшего решения своего вопроса, а так же не верят в результативность применяемых мер в борьбе с коррупцией.

Трудности в привлечении к ответственности за коррупционные деяния заключаются и в том, что эти действия обычно совершаются в очень не доступных для простого обывателя видах государственной деятельности, где непрофессионалу разобраться практически не возможно, и государству реагировать на коррупционные проявления становится все труднее.

Подведя итог вышесказанному можно отметить, что работа по противодействию коррупционным правонарушениям и преступлениям должна повсеместно продолжаться. В связи с чем и разрабатываются всевозможные Программы по противодействию коррупции. Необходимо анализировать и учитывать при составлении Программ применяемых мер по противодействию коррупции их целесообразность, затратность, эффективность и конечно имеющийся положительный международный опыт. Данные мероприятия должны обсуждаться в средствах массовой информации, чтобы население представляло масштабы данной работы и чтобы граждане могли активно принимать участие в обсуждении данных мероприятий, формируя тем самым социальную ответственность у населения за коррупционные проявления и нетерпимость к ним в целом.

Список литературы:

1. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2014 /12/03/7004 (дата обращения

21.12.2014).

2. Доклад: Коррупция в России (14 января 2013 - 31 августа 2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://corrupcia.net/aboutnews/item-1346.html (дата обращения 11.01.2015).

3. За 10 месяцев 2014 года в России выявлено 5,5 тыс. коррупционных преступлений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/588156 (дата обращения

11.01.2015).

4. Зайков Д. Е. Противодействие коррупции: несовершенство правового регулирования и правоприменительной практики // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 2. С. 2 - 11.

5. Зеленцов А. А., Коломийченко Е. В. Меры противодействию коррупционных преступлений // Правовое государство: теория и практика. № 4 (34). 2013. С. 104 - 109.

6. Коррупция в Башкирии: размер взятки стал меньше -1 взяточников больше [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ufa.rbc.ru/ ufa_topnews/06/12/2013/893335.shtml (дата обращения 11.01.2015).

7. Сапронов С. В. Исследование особенностей и классификации видов коррупции в органах государственной власти // Бизнес в законе. № 1. 2013. С. 118 - 122.

8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О противодействии коррупции» // Российская газета. № 266. 30.12.2008.

9. Чем дают взятки в Башкирии? 09.12.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ufa1.ru/text/news/874591.html (дата обращения 11.01.2015).

10. Мохоров Д.А., Макаревич М.Л. Коррупция как одна из проблем социального управления// Пробелы в российском законодательстве. 2014, № 6, С. 27-32.

11. Демидов В.П., Мохорова А.Ю. Коррупция как явление государственного и муниципального управления// Пробелы в российском законодательстве. 2014, № 6, С. 296-298.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью А. А. Зеленцова и Е. В. Коломийченко «Социальная обусловленность коррупционных преступлений» Ознакомление со статьей А. А. Зеленцова, Е. В. Коломий-ченко позволяет прийти к выводу, что представленная на рецензию работа посвящена важной и актуальной проблеме - исследованию преступлений коррупционной направленности. Тема коррупции в органах государственной власти актуальна не только в России, но и во всем мире. В решении данной проблемы заинтересованы все страны. Коррумпированность в обществе подрывает авторитет государства как внутри его, так и на международном уровне.

Текст статьи носит научный и логически завершённый характер, написан ясным доступным языком, основан на современных источниках изучаемой проблемы.

Оценивая научную статью «Социальная обусловленность коррупционных преступлений», можно с уверенностью отметить, что она представляет собой законченную самостоятельную работу, имеет практическую значимость для сотрудников подразделений по экономической безопасности и противодействию коррупции органов внутренних дел.

На основании изложенного можно сделать вывод, что статья А. А. Зеленцова и Е. В. Коломийченко «Социальная обусловленность коррупционных преступлений» соответствует требованиям, предъявляемым ктакого рода работам, ранее не публиковалась и рекомендуется к опубликованию в журнале, входящем в Перечень ВАК.

Заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии УЮИ МВД России, канд. юрид. наук, доцент

Т. В. Николаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.