Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ШКОЛЬНАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / AGGRESSIVENESS / AGGRESSIVE BEHAVIOR / SCHOOL PERFORMANCE / ACADEMIC PERFORMANCE / ACADEMIC ACTIVITY / JUNIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Артюхова Татьяна Юрьевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте. В работе актуализируется проблема школьной неуспеваемости среди агрессивных младших школьников. В результате экспериментального исследования и корреляционного анализа выявлено влияние агрессивности младших школьников на их академическую успеваемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шелкунова Татьяна Васильевна, Артюхова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF AGGRESSION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN ON THEIR EXCELLENCE IN EDUCATIONAL ACTIVITY

This study focuses on the problem of aggression in primary school age. The paper focuses on the problem of school failure among aggressive younger students. As a result of experimental research and correlation analysis, the influence of aggressiveness of younger students on their academic performance was revealed.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Психология

УДК 159.99

магистр педагогики, старший преподаватель кафедры психологии развития личности Шелкунова Татьяна Васильевна

Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального

государственного автономного образовательного учреждения высшего

образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск);

кандидат психологических наук, кандидат психологических наук, доцент,

доцент кафедры психологии развития и консультирования Артюхова Татьяна Юрьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ИХ УСПЕВАЕМОСТЬ В

УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы агрессивности в младшем школьном возрасте. В работе актуализируется проблема школьной неуспеваемости среди агрессивных младших школьников. В результате экспериментального исследования и корреляционного анализа выявлено влияние агрессивности младших школьников на их академическую успеваемость.

Ключевые слова: агрессивность, агрессивное поведение, школьная успеваемость, академическая успеваемость, учебная деятельность, младший школьный возраст.

An^tatton. This study focuses on the problem of aggression in primary school age. The paper focuses on the problem of school failure among aggressive younger students. As a result of experimental research and correlation analysis, the influence of aggressiveness of younger students on their academic performance was revealed.

Keywords: aggressiveness, aggressive behavior, school performance, academic performance, academic activity, Junior school age.

Введение. Проявления детской агрессивности беспокоят родителей и учителей, что вызывает научно-практический интерес у педагогов, исследователей. Агрессивные дети драчливы, легко возбудимы, раздражительны, обидчивы, несговорчивы, упрямы, враждебны к окружающим. Их отношения с близкими, сверстниками и педагогами всегда напряжены и амбивалентны. Агрессивность, став устойчивой личностной чертой, негативно сказывается не только на процессах личностного развития и социализации этих детей в последующих возрастных периодах, но и часто выступает причиной школьной неуспеваемости. Проблема влияния агрессивности младших школьников на их академическую успеваемость стала центральной линией нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Агрессивное поведение детей - широко распространенная проблема современного общества, оно никем не одобряется. Таких детей осуждают, называют грубиянами, драчунами, хулиганами.

Важно отметить, что современной науке недостаточно изучена проблема агрессивности в младшем школьном возрасте. Вероятно, данный аспект связан с тем, что традиционно младший школьный возраст позиционирует себя в возрастной психологии как «правильный»: ребенок часто покладистый, легко вступает во взаимоотношения ос взрослыми, готов познавать новое, он готов делиться своими переживаниями, да и агрессивность не выступает характерной чертой данного возрастного периода.

В работах Л.С. Славиной начинает упоминаться о младших школьниках, имеющих склонность к острым аффективным состояниям. Объясняется это, по мнению ученого, расхождением между претензиями ребенка и возможностью удовлетворить их. Состояния эти проявляются в эмоциональной неустойчивости, грубости, вспыльчивости. И если учитель младших классов не выяснит причину и своевременно не устранит ее, то это может привести к развитию отрицательных черт характера [5].

Сложность понятия «агрессивность» обусловлена наличием как положительных, так и отрицательных форм проявления.

К. Лоренц применил эволюционный подход к пониманию агрессии. Ученый считал, что агрессия — это в первую очередь врожденный инстинкт жизненной борьбы, присутствующий как людям, так и животным. По мнению автора, агрессивность человека биологически детерминирована и, к сожалению, чем больше человек развивает технический прогресс, тем больше он противоречит задачам его адаптации [2].

Э. Фромм считает, что деструктивный характер агрессии социально обусловлен. Доброкачественная агрессия, являясь детерминантой необходимости сохранения жизни и ответом на угрозу жизни генетически объединяет людей и животных [7].

Основные типы поведения, в том числе и агрессивные, по мнению Д. Роттера, связаны с потребностями, которые требуют удовлетворения при посредничестве с другими людьми [1].

А. Басс интерпретирует агрессивность как тенденцию нападать на других, предрасположенность к косвенным агрессивным реакциям и словесной агрессии. По сравнению с враждебностью агрессивность носит более общий характер: человек предпринимает много агрессивных действий против множества разных людей, но не все они вызваны желанием причинить вред [9].

Т.В. Яковлева оценивает понятие агрессивности как форму поведения (агрессивное поведение) и как черту личности (агрессивная личность). Агрессивное поведение - воздействие, воплощенное снаружи, нацеленное против иного человека. В целом, это поведение характеризуется кратковременным характером и варьируется в зависимости от данных истории или же конфигурации истории [8].

Многие исследователи отмечают связь агрессивного поведения ребенка с неудовлетворенностью потребностей. В научной литературе отмечается, что агрессивных детей объединяет ряд особенностей: часто заниженная самооценка, такие дети не испытывают уважение к себе, они не способны понимать других людей. Агрессивные дети имеют особую структуру самосознания: фиксация на себе и изолированность от окружающих. Такие дети сконцентрирована на отношении окружающих людей к себе, для них все люди делятся на тех, кто препятствует достижению его целей, те, кто не обращают, по его мнению, должного внимания его личности и на тех, кто пытается нанести ему вред. Перечисленные характеристики не позволяют пережить ребенку чувство связи и общности с окружающими людьми.

Обращаясь к содержанию учебной деятельности и ее специфике, мы находим проблему в успеваемости агрессивных детей. Учебная деятельность предполагает взаимодействие и конструктивное общение между участниками образовательного процесса. Агрессивные же проявления выступают барьером для выстраивания таких отношений, что ведет за собой снижение мотивации учения обучающегося.

Ю.А. Малюшина отмечает, что агрессивным детям характерно отсутствие согласия с другими людьми, нарушение единства, преобладание удаляющих чувств (злость, зависть, обида, ненависть, одиночество) над сближающими чувствами, ослабление позитивных эмоциональных связей [3].

Познавательная деятельность ученика младших классов находится под влиянием эмоциональных образов. Статус ученика начальной школы в системе межличностных отношений обладает относительной устойчивостью. При этом, чем более организован класс, тем более устойчивым является положение учеников в этих классах. В начальной школе организация класса находится на уровне формирования, но с возрастом происходит возрастание показателя стабильности отношений ребенка в структуре эмоциональных взаимоотношений класса. Полученные данные говорят о том, что благоприятное отношение более устойчиво, чем неблагоприятное [4].

Обучающийся, который в системе межличностных отношений занимает неблагоприятное место, часто поведенческую аффективность, которая в свою очередь проявляется в агрессивности. Такой обучающийся испытывает, в первую очередь, затруднения в общении с одноклассниками. Вместе с тем, своим поведением агрессивный ученик формирует о себе неблаговидный портрет. Также психологи и педагоги отмечают, что агрессивные дети отличаются лживостью, неряшливостью, имеют более низкий уровень интеллектуального развития. Отдельные ученики этой группы имеют хорошие способности, хорошо учатся, однако за счет отрицательных черт не могут занять достойное место в системе межличностных отношений [6].

В рамках эксперимента мы предположили, что агрессивные младшие школьники испытывают трудности в обучении, что проявляется в школьной неуспеваемости.

База исследования представлена общеобразовательной школой г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании принимали участие обучающиеся 3-х классов в количестве 26 человек.

В качестве диагностического инструментария выступили: опросник уровня агрессивности А. Басса, А. Дарки; тест руки Э. Вагнера; анализ школьного журнала успеваемости обучающихся.

По результатам методики Басса-Дарки выяснилось, что уровень агрессивности и враждебности у младших школьников находится в пределах нормы.

Больше всего у испытуемых выражена вербальная агрессия, которая выражается в словесной форме: крики, сплетни, злословии и т.д. Также выявлены физическая и косвенная агрессия. Физическая агрессия выражается в использовании физической силы против другого лица, косвенная агрессия - это часто ни на кого не направленная агрессивная реакция. Испытуемые в результате исследования продемонстрировали проявления негативизма, протестное поведение и раздражение.

Также у некоторых испытуемых зафиксировано проявления чувства вины, угрызения совести, аутоагрессии и обиды. Наименьшее число испытуемых в своем поведении проявляют подозрительность.

Результаты показали, что большинство младших школьников (57,8%) имеют нормальный уровень агрессивности. 30,7% детей продемонстрировали высокий уровень агрессивности. Такие дети очень вспыльчивы и негативно реагируют на большинство ситуаций, что может сказываться на их межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками. 11,5% испытуемых имеют низкую агрессивность, что не может не настораживать. Низкий уровень агрессивности мешает активности ребенка в достижении поставленных целей, может способствовать развитию других поведенческих проблем, например, тревожности и неуверенности.

Большинство младших школьников (53,8%) имеют нормальный уровень враждебности, однако не малый процент детей (38,5%) продемонстрировали высокую враждебность. По сравнению с агрессивностью, враждебность привязана к конкретному объекту. Только для 7,7% детей враждебность не характерна.

По результатам методики «Тест руки», уровень агрессии у младших школьников достаточно выражен, у них преобладают агрессивные, доминантные тенденции над зависимыми, сотрудничающими. Однако разброс по группе достаточно большой.

Среди испытуемых преобладают обучающиеся с высоким уровнем агрессивности (42,3%). У 30,8% детей средний уровень агрессивности, они склонны к агрессии с теми, кого больше знают и в зависимости от ситуации. У 26,9% детей низкий уровень агрессивности, у них преобладают тенденции сотрудничества, зависимости, проявления агрессии маловероятно.

Результаты оценки успеваемости в учебной деятельности младших школьников показали, что всех детей можно отнести к категории успевающих. Те не менее, среди отметок преобладают преимущественно удовлетворительные и хорошие.

Большинство детей (61,5%) учатся на «хорошо» или «хорошо» и «удовлетворительно». 23,1% испытуемых демонстрируют стабильно удовлетворительную успеваемость. У 3-х ребят (11,5%), стабильно хорошая успеваемость. Отлично учится один школьник (3,9%).

Для выявления взаимосвязи уровня агрессивности с успеваемостью детей был проведен корреляционный анализ посредством коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи уровня агрессивности с успеваемостью младших школьников.

Успеваемость детей отрицательно связана с раздражением (р<0,01), индексом агрессивности (р<0,05) и уровнем агрессивности по тесту руки (р<0,05). То есть чем выше агрессивность младших школьников, особенно проявление раздражения, тем хуже успеваемость в учебной деятельности.

Таким образом, агрессивность детей отрицательно влияет на их успеваемость.

Результаты нашего эксперимента позволяют определить для учителя начальных классов некоторые позиции в работе с агрессивными детьми:

- позиция требовательности должна сочетаться с снисхождением, не следует использовать крик, проявлять гнев и лицемерие;

- важно учитывать и особо подчеркивать поступки обучающегося, а не заострять внимание на личности;

- учитель должен регулировать свое поведение в части проявления негативных эмоций при общении с детьми;

- в случае незначительной агрессии, проявляемой со стороны ученика проявлять спокойствие и попытаться снизить напряжение ситуации;

- учителю обязательно следует обсудить неблагоприятный или агрессивный проступок ребенка, при этом сохранить спокойствие и объективность;

- целесообразно приобщать детей к подготовке урока, что будет развивать в ребенке волевую составляющую, а также поднимет его самооценку.

В детском коллективе необходимо создавать и поддерживать доброжелательную атмосферу, оптимальный морально-психологический климат и авторитет учителя. Важным является личный пример педагога, который рассматривает каждого ребенка как личность со своими достоинствами и индивидуальными характеристиками. Взрослый должен замечать нежелательные проявления и восстанавливать их не приказами, а психологическим путем, с помощью обычных игр и совместных действий.

Выводы. В младшем школьном возрасте агрессивность еще не является чертой характера, а выражается только как реакция на ситуацию и возникшее в ней переживание. Но, в то же время в младшем школьном возрасте наиболее распространенной проблемой является эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность обучающихся. У школьников, склонных к агрессивному поведению часто снижена самооценка и самоуважение, наблюдается изоляция, отчуждение, депрессии. У них существенно перестраиваются отношения с окружающими.

Результаты эмпирического исследования показали, что уровень агрессивности и враждебности у младших школьников находится в пределах нормы. Больше всего у испытуемых выражена вербальная агрессия, которая выражается в словесной форме: крики, сплетни, злословии и т.д. Также сильно выражены: физическая агрессия с использованием физической силы против другого лица, косвенная агрессия, то есть та, которая окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, негативизм, протестное поведение и раздражение. Меньше выражено чувство вины, угрызения совести, аутоагрессия и обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Меньше всего выражена подозрительность.

У младших школьников преобладают агрессивные, доминантные тенденции над зависимыми, сотрудничающими.

Результаты оценки успеваемости в учебной деятельности младших школьников показали, что учащиеся успевают в учебной деятельности, но много ребят испытывают трудности в обучении. Большинство детей учатся стабильно хорошо или хорошо и удовлетворительно.

Результаты корреляционного анализа показали некоторые значимые взаимосвязи уровня агрессивности с успеваемостью младших школьников. Чем выше агрессивность младших школьников, особенно проявление раздражения, тем хуже успеваемость в учебной деятельности.

Таким образом гипотеза исследования подтвердилась: агрессивность детей отрицательно влияет на их успеваемость.

Литература:

1. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.

2. Лоренц К. Агрессия. Перевод Швейник Г.Ф., Римис. 2009. - 352 с.

3. Малюшина Ю.А. Исследование специфики межличностных отношений несовершеннолетних правонарушителей // Вестник МГОУ. Серия Психологические науки. - 2009. - №04. - С. 118-123.

4. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками / Под ред. Н.Е. Репиной. -М.: Эксмо, 2010. - 524 с.

5. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. - М., 1966. - 140 с.

6. Струкова А.Р. Младший и средний школьный возраст: психологические особенности развития и целесообразность применения творческих видов деятельности на уроке // Молодежный научный вестник. Педагогические науки. - 2017. - №12.

7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. - М.: Аст, Хранитель, 2007. - 624 с.

8. Яковлева Т.В. Взаимосвязь агрессивности с просмотром художе-ственных фильмов в старшем подростковом возрасте // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - № 6. - С. 123-127

9. Buss A.H. The aggression questionnaire / А.Н. Buss, M. Perry // Journal of Personality and Social Psychology. - 1992. - P. 452-459.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.