Научная статья на тему 'ВЛИЯЕТ ЛИ АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА КЛИМАТ ПЛАНЕТЫ?'

ВЛИЯЕТ ЛИ АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА КЛИМАТ ПЛАНЕТЫ? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / КЛИМАТ / ПЛАНЕТА / ЗЕМЛЯ / AGRICULTURAL LEGISLATION / LAND LEGISLATION / CLIMATE / THE PLANET / EARTH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашепов Владимир Петрович

В статье говорится, влияет ли аграрное законодательство и земельное заонодательство на климат нашей платнеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Does agricultural and land legislation affect the climate of the planet?

The article states whether agricultural legislation and land cover affect the climate of our payers.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯЕТ ЛИ АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НА КЛИМАТ ПЛАНЕТЫ?»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 1(181)

ВЛИЯЕТ ЛИ АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НА КЛИМАТ ПЛАНЕТЫ?

КАШЕПОВ Владимир Петрович,

доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ, профессор Государственного университета по землеустройству,

заведующий отделом уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. E-mail: ecology2@izak.ru

Краткая аннотация: в статье говорится, влияет ли аграрное законодательство и земельное заонодательство на климат нашей платнеты.

Abstract: the article states whether agricultural legislation and land cover affect the climate of our payers.

Ключевые слова: аграрное законодательство; земельное законодательство; климат; планета; Земля. Keywords: agricultural legislation; land legislation; climate; the planet; Earth.

Последние годы изменения климата Земли, потепления на планете свидетельствуют о возрастании интереса граждан к генезису этих явлений, проблемам обеспечения устойчивости экологической ситуации, касающейся как материков, государств, так и их регионов, различных местностей, которые могут быть затронуты усиленным таянием льдов, уменьшением вечной мерзлоты, иными реальными последствиями для проживания населения.

Обсуждаются и правовые способы участия обществ, стран, юридических систем, институтов и норм международного права и национальных законодательств в предупреждении отрицательных последствий этих феноменов. Не в стороне может быть и российская правовая система и российские отрасли законодательства с их уголовной, административной, гражданской, трудовой формами ответственности за нарушения предусмотренных запретов и дозволений.

Может ли влиять аграрное и земельное право и законодательство на «поведение» климата планеты Земля и на отдельные местные климатические процессы на некоторых территориях Российской Федерации? Общая временная ирония и напрашивающийся скептицизм по этому поводу могут улетучиваться либо нейтрализоваться по мере ознакомления с современными материалами, относящимися к этим вопросам, имеющим достаточно междисциплинарный и все возрастающий актуальный характер.

Этому способствуют доклады и выступления участников круглого стола «Право спасает климат», который состоялся в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, а также иные материалы, отражающие общественное мнение в сфере сохранения климата.

Участниками круглого стола были представители органов исполнительной власти, экологических общественных объединений, бизнеса, ученые, аспиранты и соискатели. Модераторами Круглого стола были зам. руководителя Центра публично-правовых исследований Института, д. ю.

н., проф., засл. деятель науки РФ, член-корр. Международной Академии сравнительного права Ю.А. Тихомиров и научный руководитель отдела экологического и аграрного законодательства Института, д. ю. н., проф., засл. деятель науки РФ С.А. Боголюбов, показавшие значимость темы для любого живущего на Земле и весомая роль права в разрешении сложившейся глобальной, планетарной ситуации. Современное мировое сообщество, национальные государства, структуры, добровольные, общественные организации, публичные структуры, бизнес реагируют, каждый по-своему, на происходящее на планете, но, тем не менее, адаптация к изменениям климата еще пока не стала универсальной и тем более всеми понимаемой задачей[1].

В главе «Общеправовые проблемы сохранения климата» в §1 «Климат в фокусе системного правового регулирования» Ю.А. Тихомирова отмечается, что предложенная тема стала абсолютной для любой организации, публичных органов власти, для любого общественного объединения, и роль права становится весомой среди других регуляторов всех аспектов общественной жизни. Ссылаясь на известный труд Монтескье «О духе законов» (1744 г), в котором показано влияние природы, климата на характер законов, автор пишет о необходимости в настоящее время учитывать, что «дух законов» - это понятие не в строго юридическом смысле, а отражение концентрированного влияния внешней среды, климата на законодательство в рамках теории права и государства. Автор, анализируя доклады Римского клуба и Программу Гайдаровского форума (2018 г.), указывает на их различие во взглядах по проблеме изменения климата. В то время как в докладах Римского клуба отмечается важность включать внимание всех правительств, бизнес-структур, всех людей в понимание экологической взаимозависимости, в Программе Гайдаровского форума среди вопросов почти нет ничего, что было бы связано с климатом. Задается вопрос: где же высокая социальная ответственность бизнеса и экономических структур за климат планеты? Как нужно выходить их этой ситуации?

Резюмируется, что в международном плане в повестке дня стоит вопрос о том, чтобы подготовить кодекс «сохранения планеты».

С.А.Боголюбов задает нериторический вопрос «Правомерно ли климатическое право?», замечая, что наличие многочисленных международных правовых документов в области охраны климата и оперирование ими в международном праве и при международном сотрудничестве, наращивание национальных актов по сохранению климата, внедрение многими авторами понятия «климатического права» (как термина) в юридическую лексику - все это свидетельствует о небезосновательности постановки этих вопросов. Приводит перечень принятых в России федеральных законов, в которых, климат, хоть и не включается в объекты правовой охраны окружающей среды, но, тем не менее, регламентируется его поддержание в нынешнем состоянии. Результаты анкетирования участников круглого стола свидетельствуют о неготовности большинства граждан, общества поступаться своими материальными интересами для предотвращения ухудшения жизни на Земле. На основании анализа значительного объема правовой документации, других материалов делается следующий вывод: если регулирование общественных отношений по охране окружающей среды, ООПТ, использованию природных ресурсов качественно отличается от регулирования климата, если сумма особенностей общественных отношений достигает такого уровня, что их регулирование отдельным актом будет признано обществом, то это оправдывает необходимость создания федерального нормативного правового акта и климатического права как отрасли права. В этом случае дело за профессиональной добросовестной инвентаризацией имеющихся норм, выявлением особенностей, потребностей дополнительного правового регулирования с последующим всесторонним гласным обсуждением и решением по поводу автономного предмета и неизбежной необходимости самостоятельного правового, законодательного регулирования климатических отношений при оценке его предмета, методов, совокупности актов. Аграрное и земельное хозяйство, регулирующее их законодательство не только зависят от состояния климата, но и могут влиять на его состояние ввиду своего существенного воздействия на состояние окружающей среды

Член-корр. РАН В.М. Захаров отметил необходимость усиления роли России на международном уровне в обсуждении проблем охраны климата. Среди перспективных направлений действий, можно отметить важность не только выполнения установленных в соответствии с международными соглашениями требований, но и разработку инициативных предложений по все более полному учету

значимости сохранения и приумножения природного богатства для поддержания жизнеспособности биосферы и обеспечения широкого спектра экосистемных услуг, необходимых для выживания и дальнейшего развития человечества; уже сегодня, в значительной степени благодаря усилиям со стороны Российской Федерации, предусматривается учет роли бореальных лесов в рамках Парижского климатического соглашения, и это лишь начало пути, где важная роль отведена обеспечению продовольственной безопасности, зависящей от агарарно-земельного производства.

Проф. Саратовской гос. юр. академии д. ф. н. М.В. Шугуров акцентировал внимание на тех изменениях, которые происходят в международном праве, дополнениях международной нормативно-правовой базы, призванных решить задачу модернизировать и сделать более эффективным правовое регулирование научно-технического сотрудничества в климатической сфере. Одним из важнейших направлений действия международного права по обеспечению спасения климата как глобальной ценности является развитие международно-правового регулирования инновационного и научно-технического сотрудничества, содержание которого в климатической, сельскохозяйственной сфере заключается в разработке научно-технических средств и их широком распространении по всему миру для достижения цели ООН - стабилизации концентрации в атмосфере парниковых газов. К. ю. н. А.Д. Дюсюпова отметила значимость правовых мер, принимаемых в Российской Федерации по обеспечению предотвращения изменения климата. В то же время государства, представляющие ведущие экономики мира, пока не взяли на себя юридических обязательств по снижению эмиссии парниковых газов, на которую исторически оказывает существенное влияние агропромышленное производство. Данный режим должен быть заключен именно в рамках ООН, так как организация является ключевой площадкой международного взаимодействия в вопросах климата. Учитывая геополитическое положение РФ, необходимо признать ее значительную роль в решении проблем изменения климата, для чего необходимо пересмотреть основополагающие приоритеты национальной экологической политики, прежде всего, Экологическую доктрину России, Основы политики использования земельного фонда РФ а также внести коррективы в нормативные документы внешней политики.

К. ю. н. доц. Академии Генеральной прокуратуры РФ М.М. Какителашвили, обсуждая политический и экономический аспекты в деятельности по сохранению климата, сделал вывод о том, что в основе Киотского протокола лежит политический и экономический интерес со стороны экономически развитых стран. Экологические проблемы в нем

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 1(181)

стоят на втором или третьем месте. Основной целью Киот-ского протокола является перенос негативно влияющего на окружающею среду производства из развитых стран в страны развивающейся экономики, где требования к сельскохозяйственному землепользованию, к охране окружающей среды менее жесткие, и где имеется дешевая рабочая сила. Интерес России к Киотскому протоколу в большей степени обусловлен политическими интересами. В данном международном соглашении Россия может претендовать на роль мирового лидера в выполнении основных обязательств. Однако, по ряду положений РФ, необоснованно жертвует своими экономическими интересами в угоду туманным политическим перспективам; необходимо научиться использовать возможности Киотского протокола наиболее конструктивным образом, как в смысле международных отношений, так и в смысле выгодных экономических проектов, что пока не удалось реализовать в полном объеме. К. ю. н., ст. научный сотрудник ИЗиСП А.А.Головина посвятила выступление сохранению климата на планете и проблемам правового, продовольственного суверенитета, которые современное государство нередко решает с опорой на принцип национального суверенитета. При этом национальные интересы могут идти в противоречии с интересами других стран и человечества в целом. Автор приводит в пример позицию США по Парижскому соглашению по климату, который показывает, что арсенал правовых средств и методов для согласования интересов различных государств до сих пор недостаточен и нуждается в усовершенствовании.

К. ю. н. вед. научный сотрудник ИЗиСП О.А.Терновая обсудила проблему уголовной, административной и экологической ответственности бизнеса и инструментов контроля, поскольку в современных условиях глобализации, интернационализации производства и роста ТНК часто нарушаются экологические нормы; путь выхода - это добровольное принятие бизнесом экологической ответственности. В марте 2017 года во Франции был принят закон, предусматривающий обязанность ТНК, чей головной офис расположен во Франции, применять положение о социальной ответственности; ТНК обязаны применять меры, направленные на защиту прав человека, выявление потенциальных рисков для здоровья сотрудников и окружающей среды (принятие данного закона встретило положительный отклик во французском обществе). Д. э. н. зам. председателя Совета по изучению производительных сид, проф. А.В.Шевчук отметил, что в настоящее время следует говорить не о потеплении климата, а его изменении. В связи с этим следует обращать внимание на вопросы адаптации к изменению климата, в том числе адаптации экономики, ее

отраслей, сельского хозяйства, населения: на это должны быть направлены правовые и экономические меры, в том числе не только юридическая, но и экономическая ответственность.

Работники ОК РУСАЛ Д.А. Гершинкова, С.Ю. Честной рассмотрели специальное правовое регулирование в сфере сохранения климата, проблемы углеродного регулирования в мире: раскрывали понятие углеродного ценообразования, его типы; указали, что 88 стран объявили о намерении применить углеродное регулирование для выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению; в Российской Федерации также происходят активные дискуссии по проблеме углеродного регулирования, что связано с тем, что правительством приняты планы по учреждению углеродного регулирования в России в контексте плана по ратификации Парижского соглашения по климату. К. ю. н. вед. научный сотрудник ИЗиСП Н.В. Кичигин ведет обсуждение о выборе оптимальной модели углеродного регулирования. На основании анализа зарубежного опыта выделены три основные модели углеродного регулирования: налоговая модель углеродного регулирования; модель, основанная на квотировании выбросов и их последующем обороте; смешанная модель, которая включает в себя элементы первой и второй модели. Отмечает, что модель, основанная на квотировании выбросов, получила достаточно широкое распространение в мире. Для России, во-первых, необходимо не останавливаться на одном единственном механизме углеродного регулирования, следует использовать комплексный подход и реализовывать параллельно различные механизмы. Во-вторых, более предпочтительным представляется вариант с внедрением модели квотирования выбросов и их последующим рыночным оборотом.

Зав. каф. земельного и экологического права РГУП, проф. д. ю. н. И.О. Краснова заметила, что противодействовать изменению климата человек пока не может, роль аграрного, земельного, других отраслей права в решении климатических проблем ограничена; нужно выработать правовые модели, которые могли бы помочь вписаться в условия изменения климата; адаптация является новой областью изучения науки экологического права, здесь много перспектив, можно решить многие задачи, стать основой науки и законодательства. Зам. зав. каф. РУДН, к. ю. н. А.М. Солнцев рассмотрел перспективы противодействия изменению климата согласно международному праву, отметил, что борьба с изменением климата нередко упирается в нехватку денежных средств и доступ к новым «зеленым» технологиям, в том числе в сельском хозяйстве, у развивающихся стран. Помочь решению данной проблемы может осуществление в полном объеме Аддис-Абебской програм-

мы действий, где закрепляется мобилизация из всевозможных источников 100 млрд долларов США в год для удовлетворения потребностей развивающихся стран. Помимо этого, важную роль будет играть «Зеленый климатический фонд» - крупнейший фонд, специализирующийся на проблемах климата, который начал принимать решения об утверждении проектов и программ в 2015 г.

К. ю. н. вед. научный сотрудник ИЗиСП В.Р. Авха-деев обратил внимание на взаимодействие норм международного и национального права в целях предотвращения возможных негативных последствий изменения климата в Арктике; согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, таяние льдов Северного ледовитого океана происходит быстрее, чем предполагалось, и это несет за собой расширение экономических возможностей для бизнеса, для агропромышленного комплекса, однако, вместе с тем влечет за собой загрязнение земель, всей окружающей среды и нарушение исконной среды обитания и традиционного образа жизни, природопользования коренных малочисленных народов Севера; необходимо обратить внимание на отсутствие в национальном законодательстве РФ единого законодательного акта, посвященного вопросам регулирования правового режима деятельности в Арктике, включая, разумеется, и вопросы сохранения земель, всей окружающей среды. Констатирует недостаточность правового регулирования обозначенной проблематики как на уровне международно-правового регулирования, так и во внутригосударственном законодательстве России. В этой связи считает возможным предложить ряд мер по развитию правового регулирования на соответствующих уровнях.

Аспирант ИЗиСП Р.В. Никонов осветил опыт Франции по применению в транспортном секторе системы «Ьопиз-та!из», заслуживающий внимания как пример неры-

Библиография:

1. Научное издание «Право и климат планеты» / Отв. ред.

ночных подходов в целях соблюдения обязательств по Парижскому соглашению; система поощрений и взысканий «bonus-malus» действует во Франции с 2008 года, в соответствии с ней покупатели транспортных средств с меньшим выбросом углерода получают поощрения (bonus), а покупатели транспортных средств с большим выбросом углерода, наоборот, взыскания (malus): введение во Франции системы «bonus-malus» позволило значительно сократить среднюю эмиссию углерода транспортными средствами. Аспирант РУДН К.А.Жаворонкова раскрывала юридические и иные последствия ратификации РФ Парижского соглашения по климату: возрождение программы энергоэффективности, развитие потенциала гидроэлектростанций, становление инновационных путей развития новейших экологически чистых технологий. Среди сложностей отмечается низкий потенциал энергосбережения и как следствие ратификации потенциальный рост цен на электроэнергию для населения.

В упомянутом научном издании приводятся анализ общественного мнения в сфере сохранения климата, результаты анкетирования участников круглого стола «Спасет ли право климат?» с 30 заполненными анкетами на 16 заданных вопросов; размещены «Рекомендации Круглого стола, одобренные его участниками, включающие в себя пять пунктов; представлена «Экологическая декларация», принятая на VIII Международной школе-практикуме молодых ученых юристов, проходившей 23-24 мая 2013 г. в г. Москве. Интерес представляют обзор публикаций в СМИ о Круглом столе «Право спасает климат», библиографический список из 40 источников юридического, экономического, философского и иного характера по рассматриваемой теме; аннотации автореферата кандидатской диссертации по специальности 12.00.6 и докторской диссертации по специальности 12.00.10, защищенных в г. Москве в 2010 г.

Тихомиров, С.А. Боголюбов, Н.В. Кичигин. М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. 180 с.

Ю.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.