Научная статья на тему 'Рецензия на научное издание "право и климат планеты" (под ред. Ю. А. Тихомирова, С. А. Боголюбова, Н. В. Кичигина. М. , 2018. 180 с. )'

Рецензия на научное издание "право и климат планеты" (под ред. Ю. А. Тихомирова, С. А. Боголюбова, Н. В. Кичигина. М. , 2018. 180 с. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рецензия на научное издание "право и климат планеты" (под ред. Ю. А. Тихомирова, С. А. Боголюбова, Н. В. Кичигина. М. , 2018. 180 с. )»

Рецензия на научное издание «Право и климат планеты»

(под ред. Ю. А. Тихомирова, С. А. Боголюбова, Н. В. Кичигина.

М., 2018. 180 с.)

Научное издание «Право и климат планеты» содержит теоретические и прикладные статьи, расположенные в трех главах: в гл. I рассматриваются общеправовые проблемы сохранения климата, в гл. II — вопросы специального правового регулирования в сфере сохранения климата, в гл. III размещены материалы, отражающие общественное мнение в сфере сохранения климата. В предисловии к изданию отмечаются значение темы для любого живущего на Земле и весомая роль права в разрешении сложившейся ситуации на нашей планете. Тем не менее вопрос «Спасет ли право климат?» остается без ответа ввиду господствующего в настоящее время эгоцентрично ориентированного, национального, формально-юридического, чисто коммерческого сознания людей и отсутствия у них нового планетарного, крупномасштабного экологического мышления. Издание подготовлено по материалам круглого стола «Право спасает климат», проведенного 5 февраля 2018 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Заместитель руководителя центра публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. А. Тихомиров в § 1 гл. I, ссылаясь на известный труд Ш. Монтескье «О духе законов» (1744 г.), в котором показано влияние природы, климата на характер законов, указывает на необходимость в настоящее время учитывать это. «Дух законов», по мнению Ю. А. Тихомирова, это понятие не в строго юридическом смысле, а отражение концентрированного влияния внешней среды, климата на законодательство в рамках теории и государства. Анализируя доклады Римского клуба и Программу Гай-

даровского форума (2018 г.), профессор отмечает их различие во взглядах по проблеме изменения климата. В то время как в докладах Римского клуба говорится о важности включать внимание всех правительств, бизнес-структур, всех людей в понимание экологической взаимозависимости, в Программе Гайдаровского форума среди вопросов почти нет ничего, что было бы связано с климатом. Задается вопрос: где же высокая социальная ответственность бизнеса и экономических структур за климат планеты?

Научный руководитель отдела экологического и аграрного законодательства ИЗиСП профессор, доктор юридических наук С. А. Боголюбов в § 2 гл. I рассматривает вопрос формирования новой отрасли права — «климатического права». В настоящее время становится все более востребованной активизация законодательного воздействия на общественные отношения по поводу состояния климата, что связано со значимостью процессов климата и общественных отношений, складывающихся вокруг его стабилизации и нуждающихся в их регулировании государственно-правовыми средствами. Приводится значительный перечень принятых в России федеральных законов, в которых климат хотя и не включается в объекты правовой охраны, тем не менее регламентируется его поддержание; таким образом, уже в XX в. принимались и функционировали правовые нормы о регулировании общественных отношений по поводу охраны климата. Другим аспектом формирования климатического законодательства является степень готовности граждан, общества поступиться своими материальными интересами для предотвращения ухудшения жизни на всей Земле —

как показали результаты социологического опроса, большинство граждан в настоящее время не готовы поступаться своими материальными интересами. Автор не дает готового и окончательного ответа на вопрос о климатическом праве, но определяет ряд условий, оправдывающих возможность (или необходимость?) его создания.

Профессор кафедры международного права Саратовской государственной юридической академии доктор философских наук М. В. Шу-гуров в § 4 гл. I акцентирует внимание на изменениях, которые происходят в международном праве, дополнениях международной нормативно-правовой базы, призванных решить задачу модернизировать и сделать более эффективным правовое регулирование научно-технического сотрудничества в климатической сфере.

Другие авторы издания отмечают необходимость усиления роли России на международном уровне в обсуждении проблем охраны климата. Так, член-корреспондент РАН, руководитель Центра устойчивого развития и здоровья среды Института биологии развития РАН, Центра экологической политики России В. М. Захаров среди перспективных направлений действий России указывает на разработку инициативных предложений по все более полному учету значимости сохранения и приумножения природного богатства для поддержания жизнеспособности биосферы и обеспечения широкого спектра экосистемных услуг, необходимых для выживания и дальнейшего развития человечества (§ 3 гл. I).

Доцент кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности Академии Генеральной прокуратуры РФ кандидат юридических наук М. М. Какитела-швили представил в § 6 гл. I иную точку зрения на приоритеты национальной экологической политики. Делается вывод, что в основе Киотского

протокола лежит именно политический и экономический интерес со стороны экономически развитых стран, а не забота о климате. Основной целью Киотского протокола, считает автор, является перенос негативно влияющего на окружающею среду производства из развитых стран в страны развивающейся экономики, где требования к охране окружающей среды менее жесткие и где имеется дешевая рабочая сила. При этом интерес России к Киотскому протоколу также в большей степени обусловлен политической составляющей. В данном международном соглашении Россия может претендовать на роль мирового лидера в выполнении основных обязательств. Однако по ряду положений Российская Федерация необоснованно жертвует своими экономическими интересами в угоду туманным политическим перспективам; необходимо научиться использовать возможности Киотского протокола наиболее конструктивным образом как в смысле международных отношений, так и в смысле выгодных экономических проектов, что пока не удалось реализовать в полном объеме.

Проблему противоречия суверенных интересов государств и решения экологических проблем в § 7 гл. I рассмотрела старший научный сотрудник отдела теории права и междисциплинарных исследований законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук А. А. Головина, указывая, что проблемы сохранения климата современное государство нередко решает с опорой на принцип национального суверенитета. Автор привела в пример позицию США по Парижскому соглашению по климату, где национальные интересы могут идти в противоречии с интересами других стран и человечества в целом. Сложившаяся ситуация показывает, что арсенал правовых средств и методов для согласования интересов различных государств до сих пор недостаточен и нуждается в усовершенствовании.

Старший специалист отдела магистратуры ИЗиСП кандидат юридических наук А. Д. Дюсюпова полагает, что, учитывая геополитическое положение России, необходимо признать ее значительную роль в решении проблем изменения климата, пересмотреть основополагающие приоритеты национальной экологической политики, внести коррективы в нормативные документы внешней политики (§ 5 гл. I).

Заместитель председателя Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России доктор экономических наук, профессор РАНХиГС А. В. Шевчук отмечает в § 9 гл. I, что в настоящее время следует говорить не о потеплении климата, а о его изменении. В связи с этим необходимо обращать внимание на вопросы адаптации к изменению климата, в том числе адаптации экономики, ее отраслей, сельского хозяйства, населения: на это должны быть направлены правовые и экономические меры.

Ведущий научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств ИЗиСП кандидат юридических наук О. А. Терновая в § 8 гл. I затрагивает проблему экологической ответственности бизнеса и инструментов контроля, поскольку в современных условиях глобализации, интернационализации производства и роста ТНК часто нарушаются экологические нормы; путь выхода — это добровольное принятие бизнесом экологической ответственности. В марте 2017 г. во Франции был принят закон, предусматривающий обязанность ТНК, чей головной офис расположен во Франции, применять положение о социальной ответственности; ТНК обязаны применять меры, направленные на защиту прав человека, выявление потенциальных рисков для здоровья сотрудников и окружающей среды (принятие данного закона встретило положительный отклик во французском обществе).

В главе II «Специальное правовое регулирование в сфере сохранения климата» (§ 1) советники Дирекции международных проектов ОК РУСАЛ Д. А. Гершинкова и кандидат экономических наук С. Ю. Честной затронули проблему углеродного регулирования в мире: раскрывается понятие углеродного ценообразования, его типы; указывается, что 88 стран объявили о намерении применить углеродное регулирование для выполнения своих обязательств по Парижскому соглашению; в Российской Федерации также происходят активные дискуссии по проблеме углеродного регулирования; это связано с тем, что правительством приняты планы по учреждению углеродного регулирования в России в контексте плана по ратификации Парижского соглашения по климату.

Ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Кичигин в § 2 гл. II рассуждает о выборе оптимальной модели углеродного регулирования; на основании анализа зарубежного опыта выделяются основные модели углеродного регулирования; рекомендуется для России использовать комплексный подход и реализовывать параллельно различные механизмы; более предпочтительным представляется вариант с внедрением модели квотирования выбросов и их последующего рыночного оборота.

Заведующая кафедрой земельного и экологического права Российского государственного университета правосудия профессор, доктор юридических наук И. О. Краснова отмечает в § 3 гл. II, что противодействовать изменению климата человек пока не может, роль права в решении климатических проблем ограничена; нужно выработать правовые модели, которые могли бы помочь вписаться в условия изменения климата; адаптация является новой областью изучения науки эко-

логического права, здесь много перспектив, можно решить многие задачи, стать основой науки и законодательства.

Заместитель заведующего кафедрой международного права юридического института Российского университета дружбы народов доцент, кандидат юридических наук А. М. Солнцев подчеркивает в § 4 гл. II, что борьба с изменением климата нередко упирается в нехватку денежных средств и доступ к новым «зеленым» технологиям у развивающихся стран. Помочь решению данной проблемы может осуществление в полном объеме Аддис-Абебской программы действий, где закрепляется мобилизация из всевозможных источников 100 млрд долл. США в год для удовлетворения потребностей развивающихся стран. Помимо этого, важную роль будет играть «Зеленый климатический фонд» — крупнейший фонд, специализирующийся на проблемах климата, который начал принимать решения об утверждении проектов и программ в 2015 г.

Ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права ИЗиСП В. Р. Авхадеев в § 5 гл. II обращает внимание на взаимодействие норм международного и национального права в целях предотвращения возможных негативных последствий изменения климата в Арктике; согласно докладу Межправительственной группы экспертов по изменению климата, таяние льдов Северного Ледовитого океана происходит быстрее, чем предполагалось, и это влечет расширение экономических возможностей для бизнеса и вместе с тем — загрязнение окружающей среды и нарушение исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера; необходимо обратить внимание на отсутствие в национальном законодательстве России единого законо-

дательного акта, посвященного вопросам регулирования правового режима деятельности в Арктике, включая, разумеется, и вопросы сохранения окружающей среды. Констатируется недостаточность правового регулирования обозначенной проблематики как на уровне международно-правового регулирования, так и во внутригосударственном законодательстве Российской Федерации.

Старший научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН кандидат юридических наук А. В. Кодо-лова в § 7 гл. II демонстрирует результаты судебного процесса между неправительственной организацией Urgenda Foundation и Правительством Нидерландов, который состоялся в 2015 г. В рассматриваемом процессе неправительственная организация выступала в защиту интересов 886 граждан Нидерландов, основанием для этого послужила ст. 305а Гражданского кодекса Нидерландов, в соответствии которой НПО вправе подавать иски в гражданские суды для защиты коллективных интересов, в том числе иски неимущественного характера. В соответствии с решением суда Нидерландов государство было обязано сократить выбросы парниковых газов к 2020 г. на 25% по сравнению с 1990 г. вместо 15—17%; в основу решения суда были положены научные исследования, проведенные Межправительственной группой экспертов по изменению климата.

Старший преподаватель кафедры трудового и экологического права Юридического института Сибирского федерального университета, аспирант ИЗиСП Д. А. Фицай, исследуя в § 6 гл. II взаимосвязь между изменением климата и экологическими правами человека, отмечает необходимость разработки и реализации эффективных мер в отношении последствий климатических изменений: данные меры в первую оче-

редь должны быть сосредоточены на защите прав тех, кто наиболее подвержен изменениям климата, в частности, речь идет о населении, проживающем на территориях, подпадающих под более высокий риск подвергнуться изменениям, в том числе социальных условий проживания.

Аспирант РУДН К. А. Жаворон-кова в § 9 гл. II раскрыла юридические и иные последствия ратификации Российской Федерацией Парижского соглашения по климату: возрождение программы энергоэффективности, развитие потенциала гидроэлектростанций, становление инновационных путей развития новейших экологически чистых технологий. Среди сложностей отмечен низкий потенциал энергосбережения и как следствие ратификации потенциальный рост цен на электроэнергию для населения.

В главе III «Анализ общественного мнения в сфере сохранения климата» представлены результаты анкетирования, в котором приняли участие 30 респондентов; в анкету было включено 16 вопросов: роль экологического права в обеспечении климатических проблем; знание международно-правовых актов в данной сфере; оценка роли бизнеса в сфере сохранения климата; эколо-го-правовое воспитание и образование и др. Полученные результаты анкетирования показали противоречивость высказанных мнений: с одной стороны, большинство участников склоняются к тому, что ратификация Парижского соглашения по климату для России выгодна и принесет положительные последствия; механизм регулирования выбросов парниковых газов должен быть комбинированным; необходимо усилить юридическую ответственность за правонарушения в сфере сохранения климата; экологические нормативы должны быть приоритетными в отраслевых и иных законах; необходимо расширение компетенции публичных органов в сфере со-

хранения климата; стимуляция разработки экополезных технологий должна проходить посредством снижения налоговой нагрузки. С другой стороны, менее половины респондентов (43%) выразили согласие поступиться своими имущественными правами ради спасения климата.

В научном издании приводятся рекомендации, одобренные участниками круглого стола: важность каждой рекомендации несомненна. В качестве первой рекомендации было «признано целесообразным считать исследование эколого-пра-вовых проблем и способов сохранения климата важнейшим приоритетом права в современном мире». В издании приведена Экологическая декларация, принятая на VIII Международной школе-практикуме молодых ученых-юристов, организованной ИЗиСП и Министерством природных ресурсов и экологии РФ — признание экологически ориентированного развития как единственно возможного условия сохранения человечества — вот лишь одно из ключевых положений принятого документа. Значение принятой Декларации важно не только и не столько для понимания молодыми людьми деятельности для решения экологических проблем, всего многообразия ее направлений, но также для становления их экологического экоцентрического сознания1.

Тема «Право спасает климат» привлекла внимание СМИ: в «Российской газете» опубликована статья В. Куликова «Погоду не портить», где приведены некоторые идеи, озвученные юристами-учеными: необходимость целостного изменения системы правового воспитания; возможность разработки международного экологического ко-

1 Впервые «Экологическая декларация» опубликована в книге: Право и экология: материалы VIII Международной школы-практикума молодых ученых / отв. ред. Ю. А. Тихомиров, С. А. Боголюбов. М., 2014. С. 379— 381.

декса, где были бы прописаны правила и для правительств, и для бизнеса, и для граждан; важность совершенствования института возмещения вреда окружающей среде; создание системы всеобщего, непрерывного и обязательного экологического образования с введением квалификационных экзаменов для юристов. В научном издании приведен библиографический список, в который включены работы юридического, экономического, философского, экологического, естественно-научного характера, а также аннотации диссертаций по проблеме правового регулирования климата: кандидатской диссертации В. А. Се-менихиной «Правовое регулирование охраны климата: сравнительно-правовой анализ» по специальности 12.00.06 (работа осуществлялась в ИГП РАН под руководством О. Л. Дубовик) и докторской диссертации Н. А. Соколовой «Международно-правовые аспекты управления в сфере охраны окружающей среды» по специальности 12.00.10 (МГЮА им. О. Е. Кутафина).

В заключение представлены выводы, сделанные на основе предлагаемых для публикации материалов, научных исследований, в которых указано, что проблемы, связанные с изменением климата, являются доминантой развития современного мира, право должно системно реагировать на глобальные вызовы перед человечеством, подчеркивается важность последовательной реализации международных договоров, направленных на борьбу с изменением климата. При этом развитие отраслей права должно основываться на приоритете экологического императива, призвано

устанавливать и разграничивать компетенцию органов публичной власти в данной сфере. Важными остаются поддержка и развитие различных форм образования и обучения по проблемам изменения климата и адаптации, повышение экологической культуры и сознательности граждан. Особую роль несет ответственность бизнеса, который не должен осуществлять свою хозяйственную деятельность в угоду узким эгоистическим, корпоративным интересам. В связи с этим выход данного научного издания является особенно актуальным и своевременным. Монография представляет собой попытку собрать воедино исследования по общеправовым и специально-правовым проблемам сохранения климата, мнения общественности для системного решения проблем климата и экологии, которые желательно в дальнейшем конкретизировать, при этом необходимо наращивать теоретические и эмпирические наработки, стремясь к повышению их эффективности. Можно рассчитывать на продолжение в ИЗиСП научных междисциплинарных исследований по поднятым вопросам, приобретающим все большее значение для территорий, регионов, стран, материков, включающим не только юридические, экономические, но и философские, компаративистские аспекты.

В. М. ЖУЙКОВ, заведующий отделом гражданского законодательства и процесса ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор

Р. В. НИКОНОВ, аспирант ИЗиСП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.