Таким образом мы выявили, что уровень сформированности основ здорового образа жизни существенно изменился после экспериментального формирующего воздействия посредством реализации разработанной программы обучающих игр при следующих педагогических условиях:
- позитивном сенсорном и эмоциональном подкреплении образцов поведения, соответствующих стратегии здоровьесбережения;
- планомерном и поэтапном формировании системы знаний, образцов поведения, целей и ценностей здорового образа жизни у средних дошкольников;
- учёте индивидуальных, возрастных особенностей детей.
В качестве дополнительных позитивных изменений, появившихся после реализации нашей программы, были отмечены:
- повышение интереса к естествознанию;
- развитие коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста;
- улучшение взаимоотношений детей в группе;
- расширение репертуара коппинг-поведения;
- более позитивное отношение к посещению детского сада;
- улучшение взаимоотношений с родителями у некоторых детей.
Таким образом, разработанная программа, показавшая свою эффективность для формирования основ здорового образа жизни, может найти продолжение в закреплении и расширении дополнительных полезных приобретений.
Список литературы
1. Айзман Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. М. Издательство Юрайт, 2017. 241 с.
2. Андреева H.A. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. канд. пед. наук / Н.А. Андреева. Екатеринбург, 2015. 23 с.
3. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. 2-е изд., испр. М.: Флинта, 2016. 416 с.
ВЛИЯЕНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМФОРТНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА Коротаева И.В.
Коротаева Ирина Владимировна - педагог-психолог, Детский сад общеразвивающего вида № 2, п. Маслова Пристань, Шебекинский район, Белгородская область
Тип личности - это совокупность устойчивых личностных проявлений человека [3]. В психологии выделяют два типа личности: интроверты и экстраверты. Поведение экстравертов ориентировано на окружающих.
Интроверты - это тип личности, поведение которого направлено на себя или вовнутрь.
На сегодняшний день проявление выраженного типа личности является одной из типичных проблем, с которыми часто сталкиваются педагоги и психологи в детских садах. Экстравертированные дети наиболее быстро адаптируются в группе детского сада, они легко приспосабливаются и быстро находят новых друзей, нежели интровертированные [3].
Интроверты отличаются спокойным темпераментом, они не слишком стремятся к общению. Зачастую, отдают предпочтение наблюдению за окружающим миром, а не активным играм в группе сверстников. Это обусловлено тем, что психические процессы интровертированных детей направлены на свой внутренний мир, на чувства и эмоции [1]. Всвязи с этим, такие дети медленнее привыкают к группе в детском саду, адаптация длится дольше в отличии от экстравертированных.
Актуальность исследования обусловлена увеличением числа детей, чья психологическая комфортность пребывания в детском саду находится на низком уровне. Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, указывающее на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые испытывают дошкольники в образовательном учреждении. Также, психологическую комфортность можно определить как условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно [2].
Таким образом, проблема исследования заключается в выявлении связи между типом личности и психологической комфортностью пребывания детей в группе детского сада. Целью нашего исследования является решение поставленной проблемы.
Гипотеза исследования: дети с экстравертированным типом личности имеют средний и высокий уровень психологической комфортности пребывания в группе детского сада.
Методологической основой нашего исследования явились представления о понятиях типов личности, таких как экстраверт и интроверт (К.Леонгард, Г.Айзенк, К.Юнг, Н.И.Козлов и др.)
В связи с актуальностью изучения темы, было проведено исследование, направленное на изучение типа личности детей дошкольного возраста и их психологическую комфортность пребывания в группе. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №2 п.Маслова Пристань Шебекинского района Белгородской области» в старшей группе. Объем выборки составил 18 человек в возрасте 5-6 лет.
В ходе исследования использовались методики: «Я в детском саду» М.Быкова, М.Аромштам; методика «Кактус» М.А.Панфиловой. С помощью методики «Кактус», мы выявляли состояния эмоциональной сферы и проявление типа личности ребенка старшего дошкольного возраста [1]. Методика «Я в детском саду» направлена на изучение уровня психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.
Статистическая обработка данных проводилась с использованием коэффициента корреляции Спирмена (р).
По данным методики «Я в детском саду» М.Быкова, М.Аромштам, и методики «Кактус» М.А.Панфиловой различия обнаружены на высоком уровне статистической значимости (р < 0,01), который равен 0.58. Связь между исследуемыми признаками -прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока - высокая. Это говорит о наличии связи между типом личности и психологической комфортностью пребывания детей дошкольного возраста в группе детского сада.
Таким образом, тип личности детей дошкольного возраста влияет на психологическую комфортность пребывания в группе детского сада. Наша гипотеза, проведенного исследования подтвердилась. Дети с экстравертированным типом личности имеют средний и высокий уровень психологической комфортности пребывания в группе детского сада.
Список литературы
1. Власов М. Психология человека // Интроверт [Электронный ресурс]. 2011. Режим
доступа: https://psichel.ru/introvert/ (дата обращения: 03.12.2018).
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
3. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. М.: Городец, 2016. 220 с.
ПРОБЛЕМА КРИЗИСА СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГИИ Марова В.А.
Марова Вера Александровна - студент магистратуры, специализация: психология развития, кафедра общей психологии и истории психологии, факультет психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Аннотация: в статье представлена попытка установления связи между ценностными ориентациями лиц среднего возраста (35-45лет) и наличием симптомов кризиса среднего возраста. Мы попытается раскрыть следующие важные вопросы: какие общие характеристики присущи зрелым людям, переживающим кризис среднего возраста, и степень выраженности симптомов кризиса.
Ключевые слова: кризис среднего возраста, границы среднего возраста, кризис середины жизни, ценностные ориентации, зрелость.
УДК 159.9+17
Проблема кризиса среднего возраста в настоящее время является предметом исследования множества ученых, как психологов, так и смежных научных дисциплин. Кризис среднего возраста наступает внезапно, и характеризуется длительным периодом протекания. Человек в возрасте 35-45 лет достигает своего индивидуального максимума в профессиональной деятельности, реализует модель семьи, обретает адекватную самооценку, систему внутренней мотивации. Симптомы кризиса, фиксируемые у самих себя людьми среднего возраста сами по себе не являются угрожающими развитию или жизни индивида, но, тем не менее, они существенно ухудшают качество жизни. Часть исследователей полагают, что кризис среднего возраста не является нормативным, то есть в каждом частном случае индивид может столкнуться с этим феноменом, а может перейти на следующий этап жизни без сложностей и внутренних конфликтов.
Целью нашего исследования было установление связи между ценностными ориентациями лиц среднего возраста (35-45лет) и наличием симптомов кризиса среднего возраста. Мы попытается раскрыть следующие важные вопросы: какие общие характеристики присущи зрелым людям, переживающим кризис среднего возраста и степень выраженности симптомов кризиса.
Б. Ливехуд отмечает, что большинство людей живут обычной насыщенной событиями жизнью с уверенностью в себе тридцатилетних людей, знающих чего они хотят и как этого добиться, без всяких симптомов наступления кризиса. Он иллюстрирует наступление кризиса ярким примером появления раздумий о смысле жизни, осознания своей изменившейся диспозиции, появлением чувства конечности индивидуального Бытия: "Мне уже почти сорок, мне еще 25 лет до пенсии. Бог мой, еще 25 лет одно и то же! Я же знаю, что не могу больше ожидать ничего нового, самое большее - одни и те же проблемы, но с другой стороны».