УДК 159.922.8
СМЫСЛОВОЙ АНАЛИЗ ДОВЕРИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
л
© А.П. Кожевина1
Сибирская академия права, экономики и управления, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Сурикова, 21.
Рассматриваются результаты изучения смысловых единиц понятия доверия у лиц юношеского возраста с различной направленностью личности. Констатируются различия в специфике смысловых единиц понятия доверия у юношей с интровертированной и экстравертированной направленностью личности. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: доверие; направленность личности; экстравертированная направленность личности; ин-тровертированная направленность личности; юношеский возраст.
SEMANTIC ANALYSIS OF TRUST IN JUVENILES WITH DIFFERENT PERSONALITY ORIENTATION А^. Kozhevina
Siberian Academy of Law, Economics and Management, 21 Surikov St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article considers the results of studying the semantic units of the concept of trust in young people with different personality orientation. It is found that there are certain differences in the specifics of semantic units of the concept of trust in young men with introverted and extraverted personality orientation. 4 sources.
Keywords: confidence; personality orientation; extroverted personality orientation; introverted personality orientation; adolescence.
Интерес отечественных исследователей к феномену доверие возник сравнительно недавно, в начале 1990-х гг., в связи с негативными изменениями в общественном развитии и социальным кризисом. В настоящее время актуальность проблемы доверия личности к себе и другим не вызывает сомнения, поскольку доверие является условием взаимодействия человека с миром.
В психологической науке можно выделить ряд направлений в изучении феномена доверие. Так, доверие определяется как механизм жизнетворчества человека, как элемент структуры личности, как высшая форма эмоционального отношения человека к окружающей действительности, как один из необходимых инструментариев в системе принципов позитивного воспитания.
В своей работе мы опирались на понимание доверия Т.П. Скрипкиной [4], которая определяет доверие как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью, а с другой - с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Следовательно, доверие в психологии рассматривается в основном как социально-психологическое явление, которое соединяет человека с миром, способствует взаимодействию человека со своим прошлым, настоящим и будущим, связывая все эти проявления в единый акт жизнедеятельности личности, устанавливая направленность поведения человека на познание себя и мира [1-3].
В психологической науке направленность личности рассматривается как один из важнейших компонентов. Именно направленность определяет, как будет вести себя человек в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Неоспорим тот факт, что взаимодействие и отношение личности к себе, другим, к миру обуславливаются внешними и внутренними факторами. Безусловно, ориентация на внутреннее самосохранение будет превалировать и определять поведение человека, имеющего интровертированную направленностью личности, которая заключается в демонстрации отношений и активном обращении на свой внутренний мир [2]. У экстравертов наблюдается противоположная направленность, которая связана с ориентацией во вне и развитием контактов с окружающим миром и людьми.
При выстраивании взаимоотношений с другими людьми человек реализует главную свою потребность - потребность в общении. Для продуктивного налаживания контактов между людьми следует понимать, что эффективное общение возможно только с позиции открытых доверительных отношений, которые предполагают взаимодействие внутренних миров участников общения. Поэтому присутствие высокой степени доверия, а также понимание важности установления доверительных отношений позволит удовлетворить аффиляционные мотивы личности, заключающиеся в стремлении человека быть в обществе других людей, в потребности человека в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. В связи с вышесказанным можно предпо-
1 Кожевина Анна Павловна, аспирант, тел.: 89148767773, e-mail: annapavlovna777@gmail.com Kozhevina Anna, Postgraduate, tel.: 89148767773, e-mail: annapavlovna777@gmail.com
ложить, что смысловые единицы понятия доверие у лиц с интровертированной и экстравертированной направленностью будут иметь существенные различия.
Выявление специфики смысловых единиц понятия доверие у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстравертированной направленностью личности и явилось целью нашего исследования, которое состояло из двух этапов. На первом этапе была проведена диагностика направленности личности у лиц в возрасте от 18 до 20 лет. Общая выборка составила 500 человек, из которой были выделены две группы: в первую группу вошли испытуемые, имеющие типичную экстравертированную направленность личности, в количестве 177 человек (из них 60% девушек и 40% юношей). Вторую группу составили молодые люди, имеющие типичную интровертированную направленность личности в количестве 75 человек (55% юношей и 45% девушек). Второй этап исследования заключался непосредственно в выявлении специфики смысловых единиц понятия доверие у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстравертированной направленностью личности.
Специфика смысловых единиц понятия доверие у лиц юношеского возраста при различной направленности личности оценивалась с помощью мини-сочинения о том, что такое доверие, как оно проявляется, что человек чувствует и переживает в моменты, когда доверяет. Данное сочинение, по нашему мнению, отражает степень понимания респондентами понятия доверие и дает возможность более полно понять смысловую окраску, которую молодые люди в него вкладывают. Обработка результатов проводилась с помощью метода контент-анализа, который предполагает анализ частоты встречаемости различных категорий, выделяемых испытуемыми при написании сочинения. Выраженность того или иного показателя определялась количеством испытуемых той или иной группы, в текстах которых встречалась определенная категория. Смысловые единицы понятия доверие оценивались по следующим критериям: активная, индифферентная и пассивная позиции в отношении других людей и самого процесса доверительного общения; продуктивное и непродуктивное взаимодействие; позитивная, амбивалентная и негативная окраска процесса доверия и выстраивания отношений.
В результате проведенного исследования было выявлено, что наиболее часто встречающиеся определения доверия среди лиц юношеского возраста с экстравертированной направленностью является понимание его как «убежденность в порядочности и честности другого человека», а также как «расположение и взаимопонимание». Данное определение дали 75% испытуемых. Доверие, которое заключается в искренности и добросовестности, определяется также достаточно большим количеством респондентов (69%). Для 68% экстравертов характерно понимание доверия как «фундамента человеческих взаимоотношений» и «уверенности в поступке другого человека».
Больше половины респондентов определили доверие как «надежность» и «стабильность отношений» (55 и 51% соответственно). Доверительные отношения связали с понятием «спокойствие» 45% молодежи с экс-травертированной направленностью. 49% испытуемым высказали мнение, что «доверие легко потерять, но трудно вернуть». Также в ответах респондентов встречались такие смысловые единицы, как «доверие - это ключ к радости и счастью», «опыт, приходящий со временем».
В целом можно отметить, что в смысловом контексте понятия доверие у лиц с экстравертированной направленностью преобладают выражения, характеризующие межличностные отношения. В первую очередь наблюдается интенсифицированность выражений, которые заключаются в вере испытуемых в то, что доверие, прежде всего, связано с благоприятными и близкими отношениями с другими людьми. Важно отметить, что в смысловом контексте понятия доверие у экстравертов преобладают позитивные оценки доверительных отношений. При этом активность в доверительных взаимоотношениях экстраверты приписывают другому человеку, как бы наделяя его некими идеальными качествами, на основе которых будет формироваться фундамент человеческих отношений. Можно предположить, что испытуемые с экстравертированной направленностью личности в отношениях с другими людьми имеют достаточный положительный опыт общения, поскольку общеизвестен тот факт, что позитивные результаты каких-либо действий вызывают в сознании личности доверие к ним и при повторении данных действий с неизбежностью ведут к закреплению положительной реакции.
Наиболее часто встречающиеся определения понятия доверие у испытуемых с инровертированной направленностью заключаются в том, что главное в «доверительных отношениях - это увидеть хорошие качества другого человека и на их основании выстраивать взаимоотношения». Так считает подавляющее большинство испытуемых данной группы (75%). Также довольно большое число испытуемых (72%) считают, что доверие является «потерей бдительности». А 71% интровертов говорят, что «доверие является таким качеством, которое часто теряют». Для 66% испытуемых доверие связано с «отсутствием одиночества» и «признаком смелости». 66% испытуемых связывают доверие с понятием «слепого доверия» и определяют его как глупость со стороны доверяющего. Такое же количество испытуемых выражают мнение, что доверять - это значит «отдавать управление собой». Больше половины испытуемых данной группы (59%) считают, что доверять можно только близким людям. У 56% респондентов понятие доверие приравнено к понятию «расчет». При этом 53% испытуемых определили для себя, что доверие связано со «снижением чувства страха» и «уверенностью в другом человеке». Для 51% испытуемых доверие является «обманом, на который человек соглашается по доброй воле», а также пребывают в уверенности, что «доверять страшно». Для одинакового количества респондентов (46%)
252
ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (96) 2015
ISSN 1814-3520
доверие ассоциируется с такими понятиями, как «понимание», «отсутствие сомнений», «честность». Однако для такого же количества интерналов свойственно понимание доверия как проявление «наивности» и «опасное дело». Доверие как элемент отношений определили для себя 44% молодежи с интровертиро-ванной направленностью. Для 33% молодых людей доверие связывается с понятием «высшей степени открытости», «меры человеческих отношений», «чувства веры в человека».
Обобщая вышесказанное можно отметить, что в смысловом анализе доверия у лиц с интровертиро-ванной направленностью личности присутствуют различные смысловые категории, которые характеризуются различной полярностью. В частности, в осмыслении понятия доверие прослеживается как позитивное, так и негативное отношение к другим людям и к самому процессу выстраивания доверительных отношений. При этом интровертированные личности в налаживании доверительных отношений активную позицию приписывают и себе, и другим.
Для выявления различий в смысловом анализе доверия у лиц при различной направленности личности был проведен сравнительный анализ результатов с использованием методов математической статистики, в частности, критерия Пирсона х . Сравнительный анализ показал, что у интровертов и экстравертов существуют сходные смысловые единицы в понятии доверие. Так, испытуемые обеих групп определили для себя, что доверие связано, прежде всего, с «уверенностью в поступке другого человека», «надежностью», «открытостью», «пониманием», «убежденностью в порядочности и честности другого». Таким образом, сходство данных смысловых единиц позволяет говорить о том, что и для интровертов, и для экстро-вертов понятие доверие связано с присутствием чувства уверенности в другом человеке, что предполагает сходство интересов, установок, эмоциональных реакций.
Также были выявлены различия в смысловых единицах доверия (х2=12,479; р=0,001) у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстраверти-рованной направленностью личности. Так, в смысловом анализе понятия доверие у интровертов присутствуют выражения, которые свидетельствуют о непродуктивном типе взаимодействия с окружающим миром и людьми. Подтверждением этого является преобладание у интровертов таких высказываний, как «доверять страшно», «это, скорее всего, расчет», «это обман, на который человек соглашается по доброй воле», «это опасное дело». Все эти утверждения свидетельствуют о том, что интроверты в высказываниях транслируют то, каким образом они видят построение
доверительных отношений между людьми. При этом в построении доверительных взаимоотношений испытуемые придерживаются пассивной позиции и проявляют обособленность. Смысловая оценка доверительного характера отношений между партнерами у интро-вертированных испытуемых характеризуется в основном проявлением агрессивной позиции, присутствием обиды и раздражения. Очевидно, что проявление такой позиции будет способствовать неплодотворным контактам между партнерами, построенным не на доверии, а на подозрении, которые, конечно же, будут влиять и на результаты совместной деятельности.
Рассматривая смысловые единицы понятия доверие у экстравертов, следует отметить, что у испытуемых наблюдается направленность на продуктивное взаимодействие между партнерами. Такие высказывания, как «доверие - это отдача частички себя другому, а он отдает свою», «принятие другого человека», «спокойствие», «вера в искренность и добросовестность», «это ключ к радости и счастью», свидетельствуют о том, что у испытуемых данной группы доверие связано с понятием плодотворного контакта, который позволит установить отношения взаимного доверия и будет способствовать раскрытию внутреннего мира другому, а благодаря этому будут достигнуты эффективные результаты совместной деятельности.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило предположение о том, что смысловые единицы доверия у лиц с интровертированной и экстра-вертированной направленностью имеют существенные различия. Данные различия заключаются в том, что у интровертов присутствуют выражения, которые говорят о непродуктивном типе доверительного взаимодействия с окружающим миром и людьми. У испытуемых данной группы наблюдается как позитивное, так и негативное отношение к другим людям и созданию доверительных отношений, а в налаживании доверительных отношений активную позицию интроверты приписывают и себе, и другим. У экстравертов доминируют выражения, связанные с ориентацией на налаживание благоприятных и близких отношений с другими людьми, преобладают позитивные оценки доверительных отношений, а активность в доверительных взаимоотношениях экстраверты приписывают другим людям.
Все вышесказанное позволило нам наметить пути дальнейшего исследования, в частности, выявить специфику уровня доверия к себе и другим, определить содержание круга доверия и выявить психологическую картину доверия у лиц юношеского возраста при различной направленности личности.
Статья поступила 17.10.2014 г.
Библиографический список
1. Климонтова Т.А. Метасистемный подход как основа изучения внутреннего мира человека // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 158-160.
2. Купрейченко А.Б, Табхарова С.П. Критерии доверия и недоверия личности другим людям // Психологический журнал. 2007. № 2. Т. 028. С. 55-67.
3. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 572 с.
4. Скрипкина Т.П. Психология доверия: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2000. 264 с.