УДК 159.922.8 Кожевина Анна Павловна
аспирант факультета психологии Сибирской академии права, экономики и управления, г. Иркутск
СМЫСЛОВАЯ ОЦЕНКА ДОВЕРИЯ У ИНТРОВЕРТОВ И ЭКСТРАВЕРТОВ
Kozhevina Anna Pavlovna
PhD student, Psychology Department, Siberian Academy of Law, Economics and Management
SEMANTIC EVALUATION OF CONFIDENCE OF INTROVERTS AND EXTROVERTS
Аннотация:
В статье рассматриваются результаты изучения смысловой оценки доверия у лиц юношеского возраста с различной направленностью личности. Констатируются различия в специфике смысловых единиц понятия доверия у юношей с интровертированной и экстравертированной направленностью личности. Так, у лиц с интровертированной направленностью личности присутствуют различные смысловые категории, в осмыслении понятия доверия прослеживается как позитивное, так и негативное отношение к другим людям и к самому процессу выстраивания доверительных отношений. Испытуемые с экстравертированной направленностью личности в отношениях с другими людьми имеют преимущественно положительный опыт общения.
Ключевые слова:
доверие, направленность личности, экстравер-тированная направленность личности, интро-вертированная направленность личности, юношеский возраст, смысловые единицы доверия, доверительные отношения.
Summary:
The article discusses the results of the study concerned with semantic evaluation of confidence of young people with different types of personality. The author ascertains differences in the specifics of semantic units of confidence concept of young men with introvert and extravert personalities. Thus, individuals with introverted personality have various semantic categories: understanding of the confidence concept includes both positive and negative attitudes towards other people and the process of building trusting relationship. People with extraverted personality have mostly positive experience in relationships with other people.
Keywords:
confidence, personality type, extroverted personality, introverted personality, adolescence, semantic units of confidence concept, trusting relationship.
Исследование феномена доверия является одной из актуальных проблем психологической науки, поскольку доверие имеет отношение ко всем видам деятельности, поведению, взаимодействию, сознанию, направленности личности и жизни в целом. Очевидно, что доверие выступает условием целостного взаимодействия человека с миром, осуществляет функцию связи человека с миром в единую систему, способствует слиянию прошлого, настоящего и будущего в целостный акт жизнедеятельности, устанавливает меру соответствия поведения человека, принятого решения, целей, поставленных задач как миру, так и самому себе [1; 2; 3]. Таким образом, доверие является одним из механизмов, который обеспечивает целостность и устойчивость личности. Направленность личности представляется как один из важнейших компонентов, входящих в ее структуру. Именно направленность определяет, как будет вести себя человек в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. Мы считаем целесообразным предположить, что смысловая оценка доверия у лиц с интровертированной и экстравертированной направленностью будет иметь существенные различия.
Цель данного исследования - выявить специфику смысловой оценки доверия у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстравертированной направленностью личности.
Исследование включало в себя два этапа. На первом этапе нами была проведена диагностика направленности личности у лиц в возрасте от 18 до 20 лет. Общая выборка составила 500 человек. Из общей выборки испытуемых нами были выделены две группы: в первую группу вошли испытуемые, имеющие типичную экстравертированную направленность личности в количестве 177 человек, из которых 60 % девушек и 40 % юношей. Вторую группу составили молодые люди, имеющие типичную интровертированную направленность личности в количестве 75 человек, из которых 55 % юношей и 45 % девушек. Второй этап исследования заключался в проведении диагностического обследования с целью выявления специфики смысловой оценки доверия у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстравертированной направленностью личности.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 19)
Специфика смысловых единиц понятия доверия у лиц юношеского возраста при различной направленности личности оценивалась нами с помощью мини-сочинения о том, что такое доверие, как оно проявляется, что человек чувствует и переживает в моменты, когда доверяет. Данное сочинение, по нашему мнению, будет отражать степень понимания респондентами понятия доверия и даст нам возможность более полно понять смысловой контекст, который молодые люди в него вкладывают. Обработка результатов проходила с помощью метода контент-анализа, который предполагает анализ частоты встречаемости различных категорий, выделяемых испытуемыми, при написании сочинения. Выраженность того или иного показателя определяется количеством испытуемых той или иной группы, в текстах которых встречается определенная категория.
В результате проведенного нами исследования было выявлено, что наиболее часто встречающиеся определения доверия среди лиц юношеского возраста с экстравертированной направленностью являются пониманием его как «убежденности в порядочности и честности другого человека», а также как «расположения и взаимопонимания». Данное определение дали 75 % испытуемых. Доверие, которое заключается в искренности и добросовестности, определяется также достаточно большим количеством респондентов (69 %). Для 68 % экстравертов характерно понимание доверия как «фундамента человеческих взаимоотношений» и «уверенности в поступке другого человека». Больше половины респондентов (55 и 51 %) определили доверие как «надежность» и «стабильность отношений». Доверительные отношения связали с понятием «спокойствие» 45 % молодежи с экстравертированной направленностью. Для 49 % испытуемых важным является выражение о том, что «доверие легко потерять, но трудно вернуть».
Наиболее часто встречающиеся определения понятия доверия у испытуемых с интроверти-рованной направленностью основываются на том, что главное в «доверительных отношениях -это увидеть хорошие качества другого человека и на их основании выстраивать взаимоотношения». Так считает подавляющее большинство испытуемых данной группы (75 %). Также достаточно большое количество испытуемых (72 %) считает, что доверие является «потерей бдительности». А 71 % интровертов говорят, что «доверие является таким качеством, которое часто теряют». Для 66 % испытуемых понятие доверия связано с «отсутствие одиночества» и «признаком смелости». Также 66 % участников исследования связывают доверие с понятием «слепого доверия» и определяют его как глупость со стороны доверяющего. Такое же количество испытуемых выражают мнение, что когда доверяешь, то значит «отдаешь управление собой». Больше половины испытуемых данной группы - а это 59 % - считают, что доверять можно только близким людям.
Для 56 % респондентов понятие доверия связано с понятием «расчет». При этом 53 % испытуемых определили для себя, что доверие связано со «снижением чувства страха» и «уверенностью в другом человеке». Для 51 % испытуемых доверие является «обманом, на который человек соглашается по доброй воле», также они пребывают в уверенности, что «доверять страшно». Для одинакового количества респондентов (46 %) доверие ассоциируется с такими понятиями, как «понимание», «отсутствие сомнений», «честность». Однако для такого же количества интровертов свойственно понимание доверия как проявление «наивности» и «опасное дело». Доверие как элемент отношений определили для себя 44 % молодежи с интровертиро-ванной направленностью. Для 33 % молодых людей доверие связывается с понятием «высшей степени открытости», «меры человеческих отношений», «чувства веры в человека».
Для выявления различий в смысловой оценке доверия у лиц с различной направленностью личности нами был проведен сравнительный анализ результатов с использованием методов математической статистики, в частности х2 критерия Пирсона.
Сравнительный анализ показал, что у интровертов и экстравертов существуют сходные смысловые единицы доверия. Так, и те и другие испытуемые определили для себя, что доверие связано прежде всего с «уверенностью в поступке другого человека», «надежностью», «открытостью», «пониманием», «убежденностью в порядочности и честности другого». Таким образом, сходство данных смысловых единиц позволяет говорить о том, что и для интровертов, и для экстравертов понятие доверия связано с присутствием чувства уверенности в другом человеке, что предполагает сходство интересов, установок, эмоциональных реакций.
Также были выявлены различия в смысловых единицах доверия (х2 = 12,479, р = 0,001) у лиц юношеского возраста с интровертированной и экстравертированной направленностью личности. В смысловом анализе доверия у интровертов присутствуют выражения, которые свидетельствуют о непродуктивном типе взаимодействия с окружающим миром и людьми. Подтверждением этого является преобладание у интровертов таких высказываний как, «доверять страшно», «это скорее всего расчет», «это обман, на который человек соглашается по доброй воле», «это опасное дело». Все эти утверждения свидетельствуют о том, что интроверты в высказываниях транслируют то, каким образом они видят построение доверительных отношений
между людьми. При этом в построении доверительных взаимоотношений испытуемые придерживаются пассивной позиции и проявляют обособленность.
Смысловая оценка доверительного характера отношений между партнерами у интровер-тированных испытуемых в основном характеризуется проявлением агрессивной позиции, присутствием обиды и раздражения. Очевидно, что проявление такой позиции будет способствовать неплодотворным контактам между партнерами, построенным не на доверии, а на подозрении, что, конечно же, окажет негативное влияние и на результаты совместной деятельности.
Рассмотрев смысловые единицы понятия доверия у экстравертов, отметим, что у испытуемых наблюдается направленность на продуктивное взаимодействие между партнерами. Такие высказывания, как «доверие - это отдача частички себя другому, а он отдает свою», «принятие другого человека», «спокойствие», «вера в искренность и добросовестность», «это ключ к радости и счастью», свидетельствуют о том, что доверие связано у испытуемых с понятием плодотворного контакта, который позволяет установить отношения взаимного доверия и способствует раскрытию внутреннего мира другому, благодаря этому могут быть достигнуты эффективные результаты совместной деятельности.
Все вышесказанное позволяет констатировать тот факт, что у экстравертов преобладают выражения, которые характеризуют межличностные отношения с позиции позитивного восприятия другого человека и процесса доверительного общения. У интровертов присутствует смысловая оценка доверия, связанная с присутствием выражений, свидетельствующих о непродуктивном типе доверительного взаимодействия с окружающим миром и людьми. Таким образом, применение статистического критерия позволило нам доказать выдвинутое нами предположение о том, что смысловые единицы понятия доверия у лиц с интровертированной и экстравертирован-ной направленностью имеют существенные различия.
Ссылки:
1. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008. 571 с.
2. Солдатова Г.У. Изучение социального и межличностного доверия в различных регионах страны // Доверие в социально-психологическом взаимодействии : коллектив. моногр. Ростов н/Д., 2006. С. 54-70.
3. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М., 2000. 264 с.