Научная статья на тему 'Власть и дипломатия в древнем Риме (VIII-VI вв. До Н. Э. )'

Власть и дипломатия в древнем Риме (VIII-VI вв. До Н. Э. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4823
687
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДРЕВНИЙ РИМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / ЦАРЬ (REX) / СЕНАТ / КОМИ-ЦИИ / КОЛЛЕГИЯ ФЕЦИАЛОВ / СOMITIA / THE ANCIENT ROME / INTERNATIONAL RELATIONS / DIPLOMACY / THE REX / THE SENAT / COL-LEGIUM OF FETIALES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шмелева Людмила Михайловна

В статье рассматривается деятельность римских органов власти, отвечающих за дипломатические контакты: царь (rex), сенат, комиции и коллегия фециалов. На основании источников и историо-графии автор анализирует их происхождение, функции и роль в римской дипломатии VIII-VI вв. до н.э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POWER AND DIPLOMACY IN ANCIENT ROME (

The author of the article examines the activity of Roman authorities that were responsible for the diplo-matic contacts: the Rex, the Senate, Сomitia and Сollegium of fetiales. On the basis of historical sources and historiography the author analyzes their origin, functions and role in Roman diplomacy of the 8th 6th century BC.

Текст научной работы на тему «Власть и дипломатия в древнем Риме (VIII-VI вв. До Н. Э. )»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 94 (37)

ВЛАСТЬ И ДИПЛОМАТИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

© Л.М.Шмелева

В статье рассматривается деятельность римских органов власти, отвечающих за дипломатические контакты: царь (rex), сенат, комиции и коллегия фециалов. На основании источников и историографии автор анализирует их происхождение, функции и роль в римской дипломатии VIII-VI вв. до н.э.

Ключевые слова: древний Рим, международные отношения, дипломатия, царь (rex), сенат, коми-ции, коллегия фециалов.

Рим возник путем синойкизма двух соседних общин - латинской и сабинской, что уже дает повод говорить о первом опыте дипломатии в истории Рима. О наличии дипломатии свидетельствуют также договоры Рима с другими городами - Лация и Этрурия, торговые договоры с Карфагеном. Для осуществления дипломатических контактов были необходимы соответствующие органы. Такие органы стали формироваться в Риме как раз в царский период. Так, при Нуме была утверждена коллегия фециалов, ведавшая ритуалом объявления войны и заключения мира. Поэтому можно говорить о существовании зачаточного уровня международных отношений и дипломатии в догосударственную эпоху.

Разумеется, дипломатия в это время была весьма своеобразна, но основы дипломатического протокола, форм дипломатии были заложены именно на этом этапе. В осуществлении дипломатических функций участвовали царь, сенат, коллегия фециалов, легаты. Царь определял направления внешней политики, решал вопросы заключения мира и объявления войны, посылал и принимал посольства. "Договоры, которые он заключал от имени общины с иноземцами, были обязательны для всего народа, хотя в других случаях ни для какого члена общины не считался обязательным договор, заключенный с лицом, не принадлежавшим к этой общине" [1: 71].

В Риме суверенитет принадлежал народу. Именно от его имени говорили и действовали царь, сенат, фециалы и римские послы. В коми-циях ратифицировались заключенные Сенатом или послами мирные договоры. Римскому народу принадлежало также право объявлять войну. "При обыкновенных законных порядках нельзя было нарушать договора, заключенного на вечные времена с каким-нибудь из соседних государств, разве только в том случае, если гражданство вследствие нанесенного ему оскорбления

признавало себя необязательным исполнять условия договора. Поэтому его разрешение было необходимо для наступательной войны, но не было необходимо ни для оборонительной, вызванной нарушением договора со стороны другого государства, ни для заключения мира" [1: 83].

Сенат также мог влиять на внешнюю политику, по мнению Т.Моммзена, он обладал правом "veto" на решение куриатных комиций о начале наступательной войны [1: 87]. Сенат участвовал также в процедуре объявления войны. После того, как римский царь предложил объявить войну, гражданство утвердило это предложение, а иноземная община отказала в требуемом удовлетворении, римский посол призывал богов в свидетели нанесенной обиды и заканчивал следующими словами: "Но об этом мы, первые и старейшие в нашем отечестве, будем держать совет, каким образом нам осуществить свое право" [2, I, 32: 10]. После чего в Риме собирался сенат, который и решал вопрос о войне. Решение сената утверждалось народом [2, VI, 22: 4; VII, 19: 10]. Однако применительно к царскому периоду, Ливий не пишет об утверждении решения сената народом [2, I, 32: 12]. Царь обращался к сенату; Ливий приводит такие его слова: "Касательно тех вещей, требований, дел, о которых отец-отряжен-ный римского народа квиритов известил отца-отряженного старых латинов и самих старых ла-тинов; касательно всего того, что те не выдали, не выполнили, не возместили; касательно всего того, чему надлежит быть выданным, возмещенным, объяви какое твое суждение". Далее сенаторы по очереди отвечают: "Чистой и честной войной, по суждению моему, должно их взыскать; даю на это свое согласие и одобрение". Когда большинство высказывалось за объявление войны, то царь объявлял ее [2, I, 32: 11-12].

Коллегия фециалов ведала ритуалами, необходимыми для заключения мира и объявления войны. Фециалы обязаны были присутствовать

при заключении договоров, они же могли входить в состав посольства. Хотя коллегия считается жреческой, тем не менее, в источниках нет указаний на бога, который покровительствовал бы этой коллегии. Однако в свидетели своих действий они призывали Юпитера ("Audi, Iuppite, ...") и совершали определенные ритуалы. На основании этого факта отечественная историографическая традиция устойчиво называет фециалов жрецами [3]. По всей видимости, коллегия фециалов занимает промежуточное положение между жречеством и магистратурой.

Коллегия фециалов, по мнению Ливия, была учреждена вторым царем Рима Нумой Помпили-ем [2, I, 21: 4], в то же время Ливий сообщает, что в царствовании Анка Марция был заимствован у племени эквикулов ритуал объявления войны [2, I, 32: 5]. Рассказывая о правлении Тул-ла Гостилия, Ливий пишет, что "между римлянами и альбанцами был заключен договор на таких условиях: чьи граждане победят в схватке, тот народ будет мирно властвовать над другим" [2, I, 24: 3]. Ливий указывает на то, что этот договор был самым древним: "и нет о договорах сведений более древних" [2, I, 24: 4], и далее он передает правила их заключения с участием фе-циалов [2, I, 24: 4 - 9].

Цицерон относит появление правил объявления войны к Туллу Гостилию [4, II, XVII: 31]. Дионисий Галикарнасский пишет, что "Нума был первым царем, установившем у римлян эту священную магистратуру <коллегию фециалов -Л.Ш.>" [5, II, 72: 1]. Он указывает на то, что уже в его время невозможно было установить, у кого была заимствована эта магистратура, "но следует подчеркнуть только одно, что до правления Ну-мы у римлян не было еще коллегии фециалов" [5, II, 72: 2]. Дионисий также перечисляет функции фециалов: "им надлежало следить, чтобы римляне не начинали никакой несправедливой войны", требовать удовлетворения у стороны, нарушившей договор [5, II, 72: 4], выдавать нарушителей договоров, "в их ведении также судить проступки в отношении послов и охранять святость договоров, а также заключать мир", при этом Дионисий оговаривает, что фециалы могли не признать заключенного военачальниками мира или перемирия [5, II, 72: 5].

У Ливия зафиксировано, что цари были вынуждены отказаться от части своей власти в пользу коллегии фециалов в рамках заключения договоров с другими общинами, чтобы эти договора продолжали действовать и после смерти царя. Однако, как сообщают Дионисий и Ливий, с восшествием на трон каждого нового царя в Риме латины разрывали соглашения, считая их не-

действительными, и римлянам приходилось вновь вести с ними войны за право возглавлять союз [5, III, 37: 2-3; 49: 1-2; IV, 48: 3], [2, I, 23: 7; 32: 3; 35: 7; 49: 8; 52: 5].

Т.Моммзен считает, что коллегия фециалов "имела своим назначением хранить путем преданий, как в живом архиве, содержание договоров, заключенных с соседними общинами, высказывать свое мнение в случаях нарушения установленных договорами обязательств и в крайних случаях настаивать на требовании удовлетворения и на объявлении войны. В области международного права фециалы были тем же, чем были понтифики в области божественного права, и потому, подобно этим последним, имели право не постановлять решения, а указывать, в каком смысле решения должны быть постановлены" [1: 185].

И.Л.Маяк указывает на то, что до Нумы Помпилия функции фециалов были у римских царей, представлявших общину в целом при взаимоотношениях с соседями, и что Нума Пом-пилий выделил этот род деятельности, "поручив исполнять присущие ему обязанности специальным людям" [6: 248].

Н.Г.Майорова высказывает мнение, что существовавшие с древнейших времен в Италии фециалы были магами, выполнявшими определенные обряды, когда вся община вступала в какие-то отношения с другой общиной, именно в этом качестве они и вошли в римскую религиозно-правовую систему [7: 59].

Необходимо отметить, что коллегия фециа-лов существовала у италийских народов в глубокой древности, на это указывает и сообщение Ливия о заимствовании этой коллегии у племени эквикулов [2, I, 32: 5], и заключение договора с Альбой Лонгой при Тулле Гостилии [2, I, 24: 49], а также использование при проводимых фе-циалами ритуалах кремневого ножа и обозначение фециала, участвовавшего в церемонии заключения договора, термином "pater patratus". Н.Г.Майорова считает, что институт фециалов " появляется в той или иной общине только тогда, когда она отделялась от прочих и начинала действовать как самостоятельный субъект на международной арене" [8: 80].

Таким образом, коллегия фециалов была призвана обеспечить освящение дипломатических действий, чтобы подвести их под охрану божеств, в то же время фециалы не являлись жрецами.

Коллегия фециалов состояла из 20 человек, которые принадлежали к древним патрицианским родам. Фециалы выполняли функции жрецов, посланников и судей. В качестве жрецов

Л.М. ШМЕЛЕВА

они совершали священнодействия при объявлении войны и заключении мира. Ливий приводит подробное описание действий фециалов при заключении мирного договора с альбанцами. Фе-циал воззвал к царю Тулу: "Велишь ли мне, царь, заключить договор с pater patratus народа аль-банского?" Царь повелел, тогда фециал сказал: "Прошу у тебя, царь, потребное для освящения". Тот в ответ: "Возьми чистой травы". Фециал принес из крепости вырванной с корнем чистой травы. После этого он воззвал к царю так: "Царь, назначаешь ли ты меня с моею утварью и сотоварищами царскими вестниками римского народа квиритов?" Царь ответил: "Когда-то не во вред мне и римскому народу квиритов, назначаю". Фециалом был Марк Валерий, pater patra-^он назначил Спурия Фузия, коснувшись ветвью его головы и волос, pater patratus назначается для принесения присяги, то есть для освящения договора: он произносит многочисленные слова длинного заклятия. Потом по оглашении условий, он говорит: "Слушай, Юпитер, слушай pater patratus народа альбанского, слушай народ альбанский. От этих условий, в том виде, как они всенародно от начала и до конца оглашены по этим навощенным табличкам без злого умысла и как они здесь в сей день поняты вполне правильно, от них римский народ не отступится первым. А если отступится первым по общему решению и со злым умыслом, тогда ты, Юпитер, порази народ римский так, как в сей день здесь я поражаю этого поросенка, и настолько сильней порази, насколько больше твоя мощь и могущество". Сказав это, он убил поросенка кремневым ножом. Точно также и альбанцы через своего диктатора и своих жрецов произнесли свои заклятия и клятву [2, I: 24].

Н.Г.Майорова обращает внимание на тот факт, что у Ливия фециалы связаны с определенного вида договором - foedus, заключенным без присутствия фециалов, определяется им как sponsio [7: 70]. Ливий также приводит и обряд объявления войны, который был установлен во время правления Анка Марция, "чтобы войны не только велись, но и объявлялись по определенному порядку" [2, I: 32]. Этот ритуал состоял из двух частей. Сначала фециал в качестве посла отправлялся требовать удовлетворения претензий. Если он его не получал, то через 33 дня посол отправлялся обратно в Рим, где на заседании Сената решался вопрос об объявлении войны. После чего "фециал приносил к границам противника копье с железным наконечником или кизиловое древко с обожженным концом и в присутствии не менее чем трех взрослых свидетелей говорил: "Так как народы старых латинов и каж-

дый из старых латинов провинились и погрешили против римского народа квиритов, так как римский народ квиритов определил быть войне со старыми латинами и сенат римского народа квиритов рассудил, согласился и одобрил, чтобы со старыми латинами была война, того ради я и римский народ народам старых латинов и каждому из старых латинов объявляю и приношу войну". Произнеся это, он бросал копье в пределы противника" [2, I, 32: 5-14].

Как послы фециалы представляли во внешних сношениях сенат и римский народ, они были выразителями их воли, требовали удовлетворения от неприязненных Риму народов [2, I, 22: 4]. В качестве судей фециалы разрешали споры и тяжбы, когда к ним обращались отдельные лица. Кроме того, именно фециалы решали вопрос о выдаче другой общине лица, нарушившего договор, оскорбившего иностранного посла и совершившего другие преступления, касавшиеся международного права. Фециалы могли также требовать от другой общины выдать им человека, виновного в таких преступлениях.

Древность не знала постоянных дипломатических представительств, поэтому римляне, как и другие народы, отправляли временные посольства. Каждое их них имело свою цель: объявление войны, заключение мира, подписание договоров, организация покоренных провинций, третейское улаживание международных конфликтов и т.д. Личность послов была неприкосновенной, так они стояли под охраной богов и международного права. Посольство состояло из нескольких лиц (например, посольство в Дельфы при Таркивинии Гордом [2, I, 56: 5-13]). В царский период послами чаще всего были фециалы, но могли быть и другие лица, например, родственники царя [2, I, 56: 5-7].

Посольства отправлялись и для предъявления требований возмещения убытков при набегах соседей. Например, при Тулле Гостилии было отправлено посольство в Альбу с требованием возмещения убытков [2, I, 22: 4]. Ливий так описывает отправку посольства: "С обеих сторон были отправлены послы требовать возмещения убытков. Своим послам Тулл наказал идти прямо к цели, не отвлекаясь ничем: он твердо знал, что альбанцы ответят отказом и тогда можно будет с чистой совестью объявить войну. Альбанцы действовали намного беспечнее; встреченные Тул-лом гостеприимно и радушно, они весело пировали с царем. Между тем римские послы и первыми потребовали удовлетворения, и отказ получили первыми; они объявили альбанцам войну, которая должна была начаться через 30 дней.

О том они и доложили Туллу" [2, I, 22: 4-5; 5, III, 3: 3].

Никто не имел права отказаться от участия в посольстве. В то же время это участие требовало значительных денежных средств, так как расходы на организацию посольства оплачивались самими послами. По окончании миссии послы отчитывались перед царем.

Царю принадлежало право принимать посольства других общин и государств. Так, Тулл Гостиллий принимал послов из Альбы. Ливий пишет, что "альбанцы действовали намного беспечнее <римских послов, отправленных в Альбу - Л.Ш>; встреченные Туллом гостеприимно и радушно, они весело пировали с царем" [2, I, 22:

5].

В связи с развитием международных связей появляются в Риме и зачатки международного права. Они содержатся уже в фециальном праве (jus fetiale). По мере усложнения экономической жизни и развития мирных взаимоотношений с соседями появляется "право народов" (jus gentium), регулирующее отношения между римлянином и иностранцем. Оно облегчало заключение торговых договоров и сделок и вместе с тем содержало некоторые положения, касавшиеся международных отношений.

На основании всего этого можно заключить, что в Риме в течение царского периода складывалась система органов, занимавшихся выполнением дипломатических функций, которые образуются параллельно с формированием государства, а значит, можно говорить о наличии и развитии дипломатии в царский период.

1. Моммзен Т. История Рима. - М.: ACT; Фолио, 2001. - Т.1. - Кн.1. - 523 с.

2. Ливий Т. История Рима от основания города: в 3 т.

- М.: Ладомир. - (Классическая мысль), 2002. -Т.1. - Кн.1- X. - 702 с.

3. См.: Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. История международного права. - М.: Просвещение, 1990. -300 с.

4. Цицерон М. Т. О законах // Цицерон М. Т. Диалоги.

- М.: Научно-издател. центр "Ладомир"; Наука, 1994. - 250 с.

5. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. -М.: Рубежи XXI, 2005. - Т.1. - 271 с.

6. Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 270 с.

7. Майорова Н.Г. Римские фециалы: кто они? // Труды кафедры древних языков. - СПб., 2000. -C.58-71.

8. Майорова Н.Г. Институт фециалов в раннем Риме // Древнее право. - М., 1998. - №1(3). - С.78-81.

POWER AND DIPLOMACY IN ANCIENT ROME (8th - 6th CENTURY BC)

L.M.Shmeleva

The author of the article examines the activity of Roman authorities that were responsible for the diplomatic contacts: the Rex, the Senate, ^mitia and ^lleg^m of fetiales. On the basis of historical sources and historiography the author analyzes their origin, functions and role in Roman diplomacy of the 8th - 6th century BC.

Key words: the Ancient Rome, international relations, diplomacy, the Rex, the Senat, ^mitia, Collegium of fetiales.

Шмелева Людмила Михайловна - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.09.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.