Том 157, кн. 3
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Гуманитарные науки
2015
УДК 94(3)
ЕОЕБШ CASSIANUM И ПОЛОЖЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ИТАЛИИ В НАЧАЛЕ V в. до н. э.
Л.М. Шмелёва Аннотация
Статья посвящена изучению международного положения Римской республики в начале V в. до н. э., от момента смены государственного строя до заключения союзного договора с Латинской федерацией в 493 г. до н. э. При анализе отношений Римской республики с Латинской федерацией в конце VI в. до н. э. подчёркивается трансформация религиозного союза в политический, которая могла осуществиться под внешним влиянием. Рассматриваются изменения, произошедшие в отношениях между римлянами и латинами после заключения/огёич СаччЧапит.
Ключевые слова: Арицийская федерация, внешняя политика, Латинская федерация, Римская республика, /огёич СаччЧапит.
Ранняя римская история привлекает большое внимание учёных, которые пытаются реконструировать события конца VI - начала V в., анализируя данные римской традиции и современных археологических исследований территории древнего Лация, а также возможные интерпретации этих материалов на основе новых подходов к изучению древней истории. В центре внимания исследователей - сюжеты, связанные с внешней политикой Рима в период архаики. Ключевой проблемой является интерпретация взаимоотношений Рима и Латинской федерации. Основными источниками выступают сочинения Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского. Некоторые сведения, касающиеся договора 493 г. до н. э., содержатся в леммах Феста.
Еовёш Саччгапит, заключённый в 493 г. до н. э., определял отношения между Римом и Латинской федерацией до 340-338 гг. до н. э., отображая изменения, которые произошли в самой Латинской федерации и в отношениях между ней и Римом после изгнания царей. Еовёш СаччЧапит интересен фиксацией положения Рима среди латинских общин, кроме того, он позволяет проследить развитие Латинской федерации.
В отечественном антиковедении договор изучался И.В. Нетушилом, С.И. Ковалёвым, И.Л. Маяк, Ф.М. Нечаем. И.В. Нетушил в результате своего исследования приходит к выводу, что римская традиция в основном достоверно передаёт события ранней истории Рима и что договор 493 г. до н. э. был заключён с северными латинами, составлявшими Арицийскую федерацию под главенством Тускула [1]. С.И. Ковалёв в своём курсе «История Рима» достаточно подробно останавливается на анализе римско-италийских взаимоотношений. Он считает,
что договор 493 г. до н. э. был необходим Риму и Латинской федерации для отражения набегов вольсков и эквов, со стороны Латинской федерации его подписали всего 6 общин, входивших в Арицийскую федерацию под главенством Тускула [2, с. 152]. Сходную точку зрения в вопросе о взаимоотношениях Рима и Латинской федерации занимает И.Л. Маяк, которая указывает на то, что федерация носила и сакральный, и политический характер, а договор действовал до Латинской войны 340-338 гг. до н. э. [3]. Ф.М. Нечай считает, что договор 493 г. до н. э. выражал реальное соотношение сил в древнем Лации [4, с. 10] и свидетельствовал о возвышении Рима [5, с. 124]. Отметим, что на сегодняшний день в отечественном антиковедении нет специальных работ, посвящённых изучению foedus Cassianum и международного положения Римской республики, которые бы отражали новые подходы к решению данной проблемы.
В зарубежном антиковедении одной из основополагающих работ по данной проблематике является исследование А. Алфёлди. Он приходит к выводу, что Рим был одним из членов федерации, а договор отражал ситуацию начала V в. до н. э. [6]. На современном этапе историки соглашаются с тем, что Латинская федерация стала политическим образованием примерно в конце VI в. до н. э., при этом на изменение характера организации повлияли события, произошедшие в данный период в Риме (изгнание Тарквиния Гордого, установление Республики, ситуация с царём Клузия Порсеной, отношения между Римом и оппозицией, представленной Тарквинием Гордым и Октавием Мамилием из Тускула). Всё это привело к противостоянию Латинской федерации и Рима, договор foedus Cassianum, регулировавший отношения Рима и латинов до 338 г. до н. э., был вынужденной уступкой и федерации, и Римской республики для отражения набегов со стороны вольсков и эквов [7-10].
При изучении foedus Cassianum и международного положения Римской республики в начале V в. до н. э. выделяется ряд аспектов: религиозный (организация федераций вокруг святилищ), политический (трансформация религиозных союзов в политические и отношения между Римом и Латинской федерацией), правовой (применение международного и латинского права в отношениях между Римом и латинами до и после заключения договора).
Религиозный союз общин Лация сформировался вокруг поклонения общелатинским божествам: Юпитеру Лациарскому, Aphrodisia. Их святилища находились на Альбанских холмах, в Лавинии и Ардее. Затем, видимо, под влиянием внутренних событий и, возможно, этрусков религиозный союз стал преобразовываться в политический, сосредоточенный вокруг храмов Дианы в Неми и Корне, а затем и в Риме. Не случайно этот храм находился вне римского поме-рия - на Авентине [10, p. 411-412]. Рим в ходе борьбы с латинами хотел поставить под свой контроль и религиозные культы, освящавшие этот союз. Согласно римской традиции Латинский союз становится зависимым от Рима в царствование Тулла Гостилия и Анка Марция (Dion. Hall. III. 22. 2; 31. 4; 34. 1; 38. 1) [7, p. 30-31].
В VII в. до н. э. при Тулле Гостилии римлянами была завоёвана Альба Лонга, разрушение которой имело особое значение для Рима и Латинского союза. Это связано с тем, что Тулл Гостилий предъявил претензии на главенство в союзе как наследник прав Альбы. «Где-то через пятнадцать лет после уничтожения
Альбы римский царь [Тулл Гостилий], отправив посольства в тридцать колоний Альбы и подвластных ей городов, потребовал, чтобы они подчинялись приказаниям римлян, потому что они вместе со всем остальным, чем владели альбанцы, получили и верховенство над народом латинов» (Dion. Hall. III. 34. 1). Об этом же пишет и Ливий: «.Все латины происходят из Альбы и связаны тем договором, по которому со времён Тулла всё государство альбанцев со всеми их поселениями перешло под власть римского народа.» (Liv. I. 52. 2).
Латинские города после длительной борьбы признали гегемонию Рима. Лабики и Габии оказывали сопротивление дольше всех, но и они были вынуждены подчиниться (Dion. Hall. IV. 58.). Однако при каждой смене власти в Риме латины, считая соглашения недействительными, отказывались повиноваться римским царям, которым приходилось вновь доказывать силой оружия своё право возглавлять союз (Dion. Hall. III. 37. 2-3; 49. 1-2; IV. 48. 3; Liv. I. 23. 7; 32. 3; 35. 7; 49. 8; 52. 5). Ко времени первого этрусского царя (начало VI в. до н. э.), как считает П. Грималь, «Рим поворачивается против соплеменников, и из бастиона, выдвинутого латинскими племенами, которым он был вначале, начинает превращаться в их соперника» [11, с. 35].
Именно в это время Ферентинская роща становится основным местом собрания Латинского союза (Fest. 276 L). При Сервии Туллии была предпринята попытка объединить латинов под властью Рима, основав храм Дианы на Авен-тине. И Дионисий, и Ливий сообщают, что в Риме приносилась общая жертва за Рим и Лаций (Liv. I. 45. 2; Dion. Hall. IV. 26. 4), что свидетельствовало, по мнению Ливия, о признании Рима главой Латинского союза (Liv. I. 45. 3). Однако современные исследователи считают, что эта попытка не была успешной и ла-тины продолжали собираться в Ферентинской роще [7, p. 24-25, 28-29; 10, p. 419-420]. При Тарквинии Гордом влияние Рима в Латинском союзе укрепилось настолько, что он мог созывать собрания в Ферентинской роще [7, p. 29].
В то же время происходит трансформация самой Латинской федерации. Она объединяется на политических началах вокруг культов Дианы в Неми и Корне. Ко времени Тарквиния Гордого уже были сформированы структуры данного союза. Отправной точкой для создания военно-политического союза латинских городов могла быть необходимость в отражении некой общей угрозы. Но этруски и сабельские племена не представляли опасности: их активность в Ла-ции в рассматриваемый период времени была невелика. Единственно возможная угроза независимости латинских городов - усиливающийся Рим. Создание политического союза латинских городов было реакцией на деятельность римских царей из этрусской династии [10, p. 420-421]. При Тарквинии Гордом ла-тины признали гегемонию лично Тарквиния, но не римской общины, отсюда и события после падения монархии в Риме [10, р. 421]. Именно поэтому союз Рима и латинов - это союз Рима с одной стороны и Латинской федерации -с другой.
Данный союз предполагал отказ от войн внутри союза и ведение как оборонительных, так и наступательных войн. Дионисий передавал, что все споры внутри союза должны были решаться на основании обычая и на общем собрании союза (Dion. Hall. IV. 26. 3). Рим позволял латинским уполномоченным самостоятельно совещаться под руководством избираемого среди них председателя.
Ведущую роль в этом союзе играли Тускул ^у. I. 49. 9) и Ариция. Собрания союза проходили в Ферентинской роще и в святилище Дианы Арицийской у озера Неми [7, р. 26]. Общая жертва приносилась в святилищах Дианы в Корне и Риме. Союз предусматривал также равноправие торговых отношений. За каждой общиной было признано право внутреннего самоуправления.
В своём договоре с Лацием римляне брали на себя обязательство не заключать договоров отдельно с какой-либо из общин Лация. Это показывает, что усиливавшееся могущество Рима внушало Латинской федерации сильные и вполне обоснованные опасения [7, р. 28].
Союзная армия состояла из двух частей: римской и латинской ^у. I. 27). Командовал ей римский военачальник. Тарквиний Гордый составил смешанные манипулы из римлян и латинов ^у. I. 52. 6). И Рим, и Латинский союз не могли начинать наступательные войны без взаимного согласия. Участие в формировании войск и разрешении возникшего конфликта должен был принимать общий совет.
Ситуация изменилась после падения царской власти в Риме, когда латинские города разорвали с Римом союзные отношения. Против Рима объединились Тарквиний Гордый, Октавий Мамилий и Аристодем из Кум, представлявшие также и оппозицию царю Порсене, который, возможно, взял Рим, тем самым выделив его из остального Лация [6, р. 52; 7, р. 33]. Таким образом, Рим не смог удержать за собой первенство в Латинской федерации. Ливий писал, что римляне «боялись войны с латинами» в первые годы после установления Республики ^у. II. 18. 3).
В то же время Римом был заключён договор с Карфагеном (в 509 г. до н. э. согласно римской традиции), в котором регион Лация признавался как территория римского влияния [7, р. 30-31]. В этом плане является показательным обязательство Карфагена не высаживаться с военными целями на территорию Лация и не сооружать там крепостей, которые могли бы стать базой карфагенской колонизации и угрозой Риму (Ро1уЬ. III. 22. 3). Такой пункт мог быть включён в договоры Карфагена с италийскими общинами после битвы при Алалии, когда могущество Карфагена в Западном Средиземноморье стало внушать италийским городам серьёзные опасения. Другой пункт договора предписывал карфагенянам в случае захвата даже независимого от Рима города в Лации передать его под власть Рима (Ро1уЬ. III. 22. 3), это указывало на то, что Рим в конце VI в. до н. э. рассматривал Лаций как сферу своих интересов [12, с. 76]. Договор был заключён в начале республики, он мог отражать ситуацию царствования Тарквиния Гордого или время после его изгнания и кризиса в отношениях Рима с латинами [13]. В конце VI - начале V в. до н. э. Рим был сосредоточен на подчинении Лация.
Таким образом, налицо кризис в отношениях между Римом и Латинской федерацией. В этой ситуации латинские города объединились вокруг святилища Дианы у озера Неми близ Ариция, отсюда и название союза - Арицийская федерация. Рим мог быть её членом, не занимая при этом ведущих позиций, а мог и не входить в федерацию. В свете имеющихся данных источников решить этот вопрос однозначно невозможно.
Создание святилища Дианы у озера Неми было продиктовано тем, что ла-тины искали место для собраний, где Рим не имел бы преимущественных прав, как это было в Ферентинской роще. Тогда же возвышается и святилище Дианы в Корне рядом с Тускулом. По мнению исследователей, именно Тускул определял ход событий между изгнанием Тарквиния Гордого и битвой при Региль-ском озере (возможно, это связано с объединением Тарквиния Гордого и Октавия Мамилия) [6, p. 53-55; 10, p. 421-422]. Тускул стремился к гегемонии в союзе и поэтому также претендовал на религиозное освящение союза через культ Дианы в Корне (это святилище находилось на землях Тускула).
Римляне стали восстанавливать своё влияние, взяв Фидены, Крустумерию. В Арицийской федерации не было единства: так, Пренест перешёл на сторону Рима. Это сильно обеспокоило членов союза, причём, как сообщает Дионисий, представители собрались в Ферентинской роще для обсуждения решения об объявлении войны Риму (Dion. Hall. V. 61. 1-2). Дионисий, подробно описывая совет, указывал в качестве инициаторов войны Тарквиния Гордого, его зятя Мамилия, представлявшего Тускул, и представителей города Ариция (Dion. Hall. V. 61. 1). Война Риму была объявлена от имени всех членов Латинского союза. Дионисий перечисляет города, представители которых подписали соглашение о союзе для ведения войны против Рима: Ардея, Ариция, Бовиллы, Бубунт, Кора, Карвент, Цирцеи, Кориолы, Корбион, Кабан, Фортинея, Габии, Лаврент, Ланувий, Лавиний, Лабик, Номент, Норба, Пренесте, Педан, Кверкве-тула, Сатрик, Скаптия, Сетия, Тибур, Тускул, Толерий, Теллены, Велитры (Dion. Hall. V. 61. 2).
Дионисий обращает внимание на то, что латины искали благовидный предлог для начала войны (понятие законной и справедливой войны). Они направили послов в Рим с требованием удовлетворить претензии Ариция, за отказ от которого объявлялась война. Сенат Рима проголосовал за ведение войны (Dion. Hall. V. 61-62).
В 496 г. состоялась битва при Регильском озере (Dion. Hall. VI. 3-21; Liv. II. 19-20, датирует это сражение 499 г. до н. э.). Войска латинов были вызваны на территорию Тускула, так как он в это время находился на вершине своей власти в союзе. Победу одержали римляне. Был подтверждён старый союзный договор, заключённый ещё в царский период (Dion. Hall. VI. 21. 1-2). И.В. Нетушил считал, что это столкновение было с северными латинами, составившими Арицийскую федерацию во главе с Тускулом [1].
Победа римлян была важной, но не решающей в разрешении кризиса между Римом и Латинской федерацией. Только в 493 г. до н. э. сторонам удалось заключить договор, который должен был регулировать отношения между Римом и латинами (Liv. II. 33. 4; Dion. Hall. VI. 95. 1-2; Cic. Balb. 23, 53; Fest. 166 L) [7, p. 38]. Что же заставило и Рим, и латинов пойти на заключение договора?
В начале V в. до н. э. активизировались вольски и эквы, которым удалось захватить некоторые земли в Лации [2, с. 151-152]. Ливий сообщал, что в 495 г. до н. э. латины выдали римлянам послов вольсков, которые искали союзников для войны с римлянами. За это римские сенаторы «передали новым должностным лицам дело о договоре» (Liv. II. 22. 5). Данные события улучшили отношения между латинами и Римом. Кроме того, латины сообщали римлянам
о выступлении соседних племён с войной (Liv. II. 24. 1; Dion. Hall. VI. 25. 3-4). В 494 г. до н. э., как передавал Ливий, эквы напали на Латинский союз. «Латинские послы обратились в сенат с просьбой или направить им помощь, или позволить вооружиться самим для защиты своих границ». Сенатом было принято решение, что «безопаснее встать на защиту безоружных латинов, чем позволить им вновь взяться за оружие» (Liv. II. 30. 8-9).
Новый мирный договор был заключён в 493 г. до н. э. в консульство Спурия Кассия и Постумия Коминия. Для его заключения один из консулов остался в Риме (Liv. II. 33. 4). Ливий сообщает, что договор был вырезан на бронзовой колонне (Liv. II. 33. 9). Текст договора, хранившегося до юности Цицерона, Дионисий взял, как считается, у одного из римских анналистов, который сам видел этот договор (Cic. Balb. 23, 53). В настоящее время исследователи не сомневаются в подлинности foedus Cassianum [1-10]. Текст договора звучит так: «Пусть мир между римлянами и всеми латинскими городами продолжается до тех пор, пока существуют небо и земля. Пусть они и сами не начинают войну друг против друга, и внешних врагов не приводят, и не предоставляют безопасный проход тем, кто начнёт войну. Пусть в случае войны помогают друг другу всеми силами, и пусть каждый получает равную долю в военной добыче и в захваченном добре, взятых в совместных войнах. Пусть судопроизводство по частным договорам производится в течение десяти дней, и в том месте, где договор был заключён. И пусть не будет разрешено что-либо добавлять или изымать в этом договоре иначе, как с согласия римлян и всех латинов» (Dion. Hall. VI. 95. 2). Договор был подтверждён клятвами и жертвоприношениями (Dion. Hall. VI. 95. 3).
В 486 г. до н. э. к договору присоединились герники, так как их общины также страдали от набегов вольсков и эквов (Liv. II. 41. 1; Dion. Hall. VIII. 69). Таким образом, в Лации сложился союз Рима с Латинской федерацией и союз Рима с общинами герников. Это показывает, что новый республиканский режим в Риме добивается международного признания, примерно в это же время устраняется и дестабилизирующий фактор в лице Тарквиния Гордого.
Существуют две интерпретации foedus Cassianum. Согласно одной из них договор был равноправным. Это равенство выражалось в равном разделе добычи (в том числе земель, захваченных в результате совместных военных действий), в решении частных споров в течение определённого времени (10 дней) и в определённом месте (в той общине, в которой был заключён договор (пер. А.В. Щёго-лева) или возникал спор (пер. С.И. Ковалёва)). Кроме того, изменения в договор могли быть внесены только с общего решения. Такое равноправие Дионисий называл ígonoÁirsía1, но здесь может подразумеваться и гражданство без права голосования - civitas sine suffragio, и hospitium publicum между Римом и Латинским союзом, а затем между ними и герниками [7, p. 135-136].
По другой версии договор не был равноправным. Это заключение делается исследователями на том основании, что верховное командование союзными войсками принадлежало Риму согласно традиции. Помимо этого, больший вес
1 ioonoAlTeia - 1) равенство гражданских прав, политическое равноправие; 2) взаимное предоставление национального полноправия иноземцам (по межгосударственному договору) (Древнегреческо-русский словарь под ред. И.Х. Дворецкого. - URL: http://www.ancientgreek.ru).
Рима по сравнению с остальными членами союза показывает принцип деления поровну: половина Риму и половина Латинской федерации [7, p. 46; 9, p. 124].
Члены Латинской федерации сохраняют свою самостоятельность и могут заключать двусторонние отношения, в том числе с Римом, но в то же время они зависимы от Римской республики. Об этом же говорят положения Первого рим-ско-карфагенского договора. На тесные связи внутри федерации и между федерацией и Римом указывают и некоторые статьи Законов XII таблиц (XII tab. III. 5 -продажа за Тибр, то есть за пределы федерации; более подробно см. [14, с. 332, 343-344, 385, 435]). Ещё одно указание на тесные связи Рима и латинских общин даёт второй римско-карфагенский договор, в котором присутствует норма об отпуске пленных в римском порту, даже если они будут гражданами латинских городов (Polyb. III. 24. 6).
Латинские общины вступили в союз как целая федерация. При этом ни один из античных авторов не называет конкретные общины, которые заключили договор с Римом (Dion. Hall. V; Liv. II.; Varro LL.; Fest. 166 L). Дионисий перечисляет 29 общин, заключивших между собой договор о войне с Римом до битвы при Регильском озере (Dion. Hall. V. 61. 2). Современные исследователи считают невозможным точно установить ни число общин, которые заключили договор против Рима, ни число общин, с которыми был заключён foedus Cassianum [7, p. 59; 9, p. 126].
Латинский союз управлялся сначала диктатором, а в дальнейшем - двумя преторами, которые назначались латинами независимо от Рима после совещания в Ферентинской роще (Liv. VIII. 3. 9). Диктор и преторы должны были командовать общим войском из римлян и латинов, которое составлялось согласно договору для ведения военных действий. Дионисий пишет только об оборонительных действиях, не упоминая ни о командной структуре, ни о консультациях о военных действиях (Dion. Hall. VI. 95). По Фесту, со ссылкой на Цинция, вопрос о выборах военачальника был отложен до собрания в Ферентинской роще (Fest. 636 L). В этом пассаже также указывается, что командование должно было чередоваться между римлянами и латинами. На сегодняшний день не представляется возможным установить очерёдность командования союзными войсками. По данным Ливия можно установить только римских полководцев, командовавших союзными войсками. Командование могло также осуществляться римлянами через преторов из своих колоний (Liv. VIII. 3. 9) [9, p. 128-129]. Традиция filoromana сохранила для нас только те сведения, которые касались римских полководцев, и исключила те, где могли упоминаться командующие из латинов.
В дальнейшем римляне по мере усиления своей общины использовали войска союзников для завоевания территорий в Италии, что и стало одной из причин недовольства союзников в IV в. до н. э. и привело в конечном итоге к Латинской войне 340-338 гг. до н. э.
Главной целью foedus Cassianum было противостояние вольскам и эквам. Для этой цели Рим и Латинская федерация выводили колонии, которые являлись стратегическими пунктами для защиты территории Лация от проникновения на неё вольсков и эквов. При этом античная традиция называет только римских магистратов и римский сенат как участников процедуры основания
новой колонии. Однако, как считает М. Чиаба, должно было быть общее решение Латинской федерации о выводе колонии, а только потом - senatus consultum римского сената об основании колонии, что можно обосновать пунктом foedus Cassianum о разделе трофеев поровну. Это должно было касаться и конфискованных земель в результате общих войн: половину должны были получить ла-тины (Dion. Hall. VI. 95. 2). Римская традиция, возможно, намеренно исключила способы и формы участия союзников - латинов и герников - из описаний процедуры основания колоний. Только в данных III в. до н. э. можно найти упоминания о том, что сначала вопрос основания колоний рассматривался народным собранием, а только потом выходило постановление сената [7, p. 136-137].
В качестве триумвиров для основания колоний традиция упоминает снова лишь римских граждан, но на основании foedus Cassianum можно предположить, что тройка в данном случае - это римляне, латины и герники. Кроме того, и Ливий, и Дионисий писали, что часть поселенцев в новых колониях составляли латины, герники и представители некоторых других племён, что опять-таки согласуется с пунктами foedus Cassianum и его главной целью - защитой территорий римлян, латинов и герников от внешней опасности. Основанные колонии не имели различий в рамках Латинской федерации [7, p. 131-132]. Так как колонии несли функции защиты территории, то, когда необходимость в ней исчезла, часть колоний пришла в упадок, а часть совсем исчезла.
Заключение foedus Cassianum и создание союзов Рим - Латинская федерация и Рим - герники помогли отразить внешнюю угрозу - набеги вольсков и эк-вов, а также позволили Риму получить военные ресурсы союзников для дальнейшего расширения своей территории. Заключение договора способствовало увеличению контактов между римлянами и латинами. Римский политический опыт проникал в латинский мир, а политический опыт латин перенимался римлянами (об этом свидетельствуют, например, названия должностей в Риме и латинских общинах, а также названия общесоюзных должностей), в то же время Рим оставался глубоко оригинальным [9, p. 133]. На основании тесных контактов внутри федерации стали формироваться нормы права, не регламентируемые жреческими коллегиями и положившие начало созданию так называемого пре-торского права. В последствии некоторые пункты foedus Cassianum вошли как нормы права в Законы XII таблиц (XII tab. II. 2; XII tab. VI. 4 ect.).
Таким образом, foedus Cassianum отражал реальное соотношение сил Рима и Латинского союза в начале V в. до н. э. Рим не входил в состав Латинской федерации, не вмешивался во внутренние дела городов, но получил международное признание нового республиканского режима, а также распоряжался военными силами союзников, что позволило римлянам в конечном итоге вести активную внешнюю политику и поставить Лаций под свой контроль.
Summary
L.M. Shmeleva. Foedus Cassianum and the Position of the Roman Republic in Italy at the Beginning of the 5th Century BC.
The paper is devoted to the study of the international position of the Roman Republic at the beginning of the 5 th century BC, from the time of change of the state system to the moment of signing the Treaty of Alliance with the Latin Federation in 493 BC. The analysis of the relations
between the Roman Republic and the Latin Federation at the end of the 6th century BC reveals the transformation of the religious union into the political one. Attention is drawn to the fact that this transformation could occur under the external influence. Changes that took place in the relations between the Romans and Latins after the conclusion of the foedus Cassianum are discussed.
Keywords: Arician Federation, foreign policy, Latin Federation, Roman Republic, foedus Cassianum.
Источники
Cic. Balb. - Цицерон М.Т. Речи: в 2 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - Т. 2: Годы 62-43 до н. э. - 400 с.
Dion. Hall. - Дионисий Галикарнасский. Римские древности: в 3 т. - М.: Рубежи XXI, 2005. - Т. 1. - 271 с.
Fest. - M. Verrii Flacci quae extant et Sexti Pompeii Festi de verborum significatione. - Lon-dini: Curante et imprimente A.J. Valpy, 1826. - 640 p.
Liv. - Ливий Тит. История Рима от основания города: в 3 т. - М.: Ладомир, 2002. - Т. 1: Кн. I-X. - 702 с.
Polyb. - Полибий. Всеобщая история в сорока книгах / Пер., вступ. ст. и примеч.
Ф.Г. Мищенко. - М.: А.Г. Кузнецов, 1890. - Т. 1: Кн. I-V. - CCXLIV + 680 с. Varro LL. - Varro M.T. On the Latin Language: in 2 v. - London: W. Heinemann, 1938. -V. I. - 432 p.
XII tab. - Twelve tables // Johnson A.Ch., Coleman-Norton P.R., Bourne F.C. Ancient Roman Statutes. - Austin: Univ. Texas Press, 1961. - P. 9-18, n. 8. - URL: http://droitromain.upmf-grenoble.fr/Anglica/twelve_Johnson.html, свободный.
Литература
1. Нетушил И.В. Начало мировой политики Римской республики и конец Лация // Журн. М-ва нар. просвещ. - 1904. - Ч. CCCLIV. - С. 357-390.
2. Ковалёв С.И. История Рима. - СПб.: Полигон, 2002. - 864 с.
3. Маяк И.Л. Взаимоотношения Рима и италийцев в III - II вв. до н. э. (до Гракханского движения). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. - 159 с.
4. Нечай Ф.М. Рим и италики. - Минск: Изд-во М-ва высш., сред. спец. и профобразования БССР, 1963. - 194 с.
5. Нечай Ф.М. Образование римского государства. - Минск: Изд-во БГУ 1972. -272 с.
6. Alfôldi A. Early Rome and Latins. - Ann Arbor: Univ. Michigan Press, 1965. - 434 p.
7. Chiabà M. Roma e le priscae Latinae coloniae: ricerche sulla colonizzazione del Lazio dalla costituzione della repubblica alla guerra latina. - Trieste: Edizioni Università di Trieste, 2011. - XX, 242 p.
8. Grandazzi A. Identification d'une déesse: Ferentina et la ligue latine archaïque // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. - 1996. -V. 140, No 1. - P. 273-294.
9. Ampolo C. Roma arcaica ed i Latini nel V secolo // Crise et transformation des sociétés archaïques de l'Italie antique au Ve siècle av. J.C.: Actes de la table ronde de Rome (1921 nov. 1987). - Rome: École Française de Rome, 1990. - P. 117-133.
10. Martinez-Pinna J. Observaciones sobre el origen de la liga Latina // Mediterraneo Antico. -2012. - V. XV, No 1-2. - P. 409-424.
11. Грималь П. Цивилизация Древнего Рима. - Екатеринбург: У-Фактория; М.: АСТ, 2008. - 511 с.
12. Шифман И.Ш. Возникновение Карфагенской державы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. - 105 с.
13. Шмелёва Л.М. Договор Рима и Карфагена 509 г. до н. э. и международное положение Рима // Югра, Сибирь, Россия: политические, экономические, социокультурные аспекты прошлого и настоящего: Материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 20-летию высш. ист. образования в ХМАО - Югре (Нижневартовск, 24-25 окт. 2013 г.) / Отв. ред. Я.Г. Солодкин. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. - С. 357361.
14. Кофанов Л.Л. Lex и lus: возникновение и развитие римского права в VIII - III вв. до н. э. - М.: Статут, 2006. - 574 с.
Поступила в редакцию 19.11.14
Шмелёва Людмила Михайловна - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: [email protected]