Научная статья на тему 'Власть и бизнес на пути решения проблемы инвестиций в России и регионах'

Власть и бизнес на пути решения проблемы инвестиций в России и регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
575
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ФОРУМЫ / ПЕРЕДОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА / ATTRACTION OF INVESTMENTS TO THE REGIONS / ECONOMIC AND INVESTMENT FORUMS / BEST REGIONAL EXPERIENCE TO IMPROVE THE INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моисеев Владимир Викторович, Ницевич Вадим Викторович, Ницевич Виктор Францеви

Рассматриваются формы и методы взаимодействия власти и бизнеса в решении проблемы привлечения инвестиций в регионы. На обширном фактическом материале авторы показывают работу органов власти и управления Тульской, Орловской, Калужской и других областей по привлечению инвестиций в регионы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OWER AND BUSINESS SOLUTIONS TO THE PROBLEMS OF INVESTMENTS IN RUSSIA AND THE REGIONS

The article deals with the forms and methods of cooperation between business structures and government in addressing the problem of attracting investments to the regions. On the basis of extensive factual material the authors show the work of governing bodies of Tula, Orel, Kaluga and other areas to attract investments to the regions.

Текст научной работы на тему «Власть и бизнес на пути решения проблемы инвестиций в России и регионах»

Nitsevich Viktor Frantsevich, doctor of political science, professor, director, dr.nitsevich @ mail.ru, Russia, Moscow, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

УДК 330.34:001.895.(470.325)

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС НА ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И РЕГИОНАХ

В.В.Моисеев, В.В.Ницевич, В.Ф.Ницевич

Рассматриваются формы и методы взаимодействия власти и бизнеса в решении проблемы привлечения инвестиций в регионы. На обширном фактическом материале авторы показывают работу органов власти и управления Тульской, Орловской, Калужской и других областей по привлечению инвестиций в регионы.

Ключевые слова: привлечение инвестиций в регионы, экономические и инвестиционные форумы, передовой региональный опыт улучшения инвестиционного климата.

Значение инвестиционного климата понимают как федеральные, так и региональные власти. Так, в Курской области разработана «Стратегия социально-экономического развития Курской области до 2020 года», которая одобрена Курской областной Думой и прошла слушания в Министерстве регионального развития РФ. Большое внимание в Стратегии уделено вопросам улучшения инвестиционного климата и привлечения инвестиций. В Липецкой области для организации работы по привлечению потенциальных инвесторов в экономику муниципальных образований подготовлен перечень из 100 объектов муниципальной собственности для привлечения инвестиций через механизм ГЧП. В Рязанской области разработана и реализуется Концепция «Механизм создания условий привлечения инвестиций в коммунальный комплекс».

В Тульской области принят ряд законов "О внесении изменений в Закон Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области" и др., которые устанавливают налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность,

В соответствии с региональным законодательством в целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в 300 млн рублей ежегодно.

Необходимо заметить, что в настоящее время основная роль региональных органов власти заключается в активизации инвестиционной деятельности в отраслях промышленности, а именно тех ее частей, в

которых накоплен достаточно ценный опыт и имеются потенциал и наилучшие перспективы создания конкурентоспособной продукции, а также стимулирования притока капитала в сферу материального производства. Так, во Владимирской области имеет место снижение ставок по налогу на имущество на 50 % в части, зачисляемой в областной бюджет, для организаций легкой и текстильной промышленности. Полученные таким образом средства должны быть инвестированы в производство. Организациям Владимирской области, работающим в таких отраслях, как машиностроение, цветная металлургия, химическая, легкая, стекольная, деревообрабатывающая, пищевая промышленность, предоставляются льготы по налогам в зависимости от объема привлекаемых иностранных инвестиций и срока окупаемости проектов.

В Орловской области принят ряд законов, стимулирующих инвестиционную активность бизнеса. Среди них: Закон Орловской области № 969-ОЗ от 06.10.2009 г. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», Закон Орловской области № 364-ОЗ от 25.10.2003 г. «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 8.11.2010г.), Закон Орловской области № 1130-ОЗ от 8.11.2010 г. «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области» и др.

Однако в целом дела по привлечению инвесторов на Орловщину оставляют желать лучшего. Этот факт признает и сам губернатор Орловской области А.П.Козлов. "Наша беда в том, что мы не можем использовать свои возможности и продвинуть собственную продукцию, -признался губернатор. - Конечно, мы в чуть менее выгодном положении, чем некоторые наши соседи, из-за того, что расположены дальше от Москвы. Но, с другой стороны, через Орловскую область проходят важные транспортные пути. Надо этим пользоваться".

Еще в 2010 году А.П.Козлов призвал руководителей на местах превратить районные администрации в штабы по привлечению инвестиций. Муниципальные образования, согласно рекомендации, разработали инвестиционные паспорта своих территорий. Правительство Орловской области утвердило долгосрочную целевую программу развития инвестиционной деятельности. Она призвана помочь региону догнать по уровню привлекательности соседей по ЦФО. Однако, несмотря на усилия, в рейтинге инвестиционного климата, составляемом агентством "Эксперт", по итогам последних двух лет Орловщина ниже соседей по ЦФО. По инвестиционному потенциалу она лишь на 63-м месте в стране. Вместе с Тамбовской, Ивановской и Костромской областями входит в число 15 регионов, имеющих рейтинг "3В2": "незначительный потенциал -

умеренный риск". Большинство территорий Центральной России имеют

рейтинг "3В1": "пониженный потенциал - умеренный риск". Лидерами же считаются Белгородская область, обладающая средним потенциалом, а также Воронежская и Липецкая области, чей рейтинг оценен как "пониженный потенциал - минимальный риск" [1, с. 208-212]

Инвестиционный рейтинг региона складывается не только из степени административного риска. В нем учитываются потребительский и трудовой потенциал, природные и туристические ресурсы, наличие производственных площадок и инфраструктуры. Орловская область, например, по уровню использования туристического ресурса занимает 60-е место в стране. Потребительский потенциал в 2010 году находится на 67-й позиции, а производственный на 65-й. Единственный показатель, по которому Орловщина вошла в двадцатку лучших, - обеспеченность инфраструктурой.

В поисках передового опыта орловские делегации разъехались по стране, и в итоге в программе появились идеи, которые с успехом были внедрены в Белгородской, Тульской, Калужской областях и даже в Татарстане, куда ездил губернатор. "Это весьма развитая республика, но оказалось, что у нас много общих проблем, которые планируем решать сообща, - сообщил коллегам Александр Козлов. - Опыт создания индустриальных парков позаимствуем у калужан. Зачем совершать ненужные ошибки, когда соседи уже наработали базу, в том числе нормативную? Сейчас мы у них чему-то научимся. А через несколько лет, возможно, уже они будут приезжать к нам за опытом".

Мировая практика и накопленный российский опыт показывают невозможность привлечения широкого спектра иностранных производственных инвестиций для модернизации экономики и решения проблем в социальной сфере в условиях неблагоприятного инвестиционного климата. Однако многочисленные опросы потенциальных российских и иностранных инвесторов показывают низкий уровень инвестиционного климата в нашей стране и, особенно, некомфортность административной, регуляторной и контрольной среды для бизнеса. Следовательно, еще не везде принимаются действенные меры по созданию и улучшению инвестиционного климата. Об этом свидетельствуют и другие факты, в том числе многомиллиардный (в долларах США) отток капитала. Так, в 2008 г. из России, по данным Центробанка, было выведено $129,9 млрд , в 2009 г. - $133 млрд, а в 2011 г., по подсчетам Центробанка, -$73,6 млрд. Таким образом, только за последние четыре года (2008-2011 гг.) Россия недосчиталась более 8,7 триллионов рублей, что сопоставимо с доходной частью годового бюджета Российской Федерации. В то же время частные инвестиции в Россию в последние годы снижаются. По данным журнала "Эксперт" в 2011 г. они не превысили 12,5 млрд долларов [2].

Более того, как показывает международный опыт, в долгосрочной перспективе неблагоприятный инвестиционный климат, порождающий отсутствие или невозможность создания собственной индустриальной базы, приводит к перетеканию интеллектуального потенциала в инвестиционно благоприятные места. По некоторым данным, за последние десять лет из России уехало свыше 1200000 ученых и специалистов; значительная их часть успешно трудится в иностранных компаниях. По признанию американского миллиардера Билла Гейтса в его компьютерной империи почти четверть всех разработчиков - выходцы из России. Нобелевскими лауреатами по физике за 2010 год стали ученые - бывшие россияне Андрей Гейм, подданный Нидерландов, и Константин Новоселов из Великобритании за создание графена, уникального углеродного материала.

Помимо худших показателей по сравнению с развитыми государствами, Россия проигрывает и конкурентам на мировом рынке прямых инвестиций - Китаю, Индии, Бразилии. Сравнение показывает, что на текущий момент по такому ключевому фактору инвестиционного климата как уровень налоговой нагрузки, Россия явно проигрывает даже Казахстану. Если в бывшей братской республике НДС составляет не более 12 %, то в России он в полтора раза выше (18 %), НДФЛ в Казахстане взимается в размере 10% от доходов, а у нас - 13 %. Налог на прибыль организаций в России выше на 5 %. Кроме того, доступность финансирования, инфраструктуры, административная среда в сочетании с дешевой рабочей силой более благоприятны для инвестиций в Казахстане по сравнению с Россией.

Последние опросы показывают, что среди причин, мешающих развитию бизнеса в России и ее регионах, предприниматели на первое место ставят действия чиновников и несовершенство законодательной базы. О какой защите предпринимателей может идти речь, если предприятия малого и среднего бизнеса ежегодно проверяются надзорными органами до 20000000 раз? Большинство этих проверок квалифицируются как внеплановые, а мы все хорошо знаем, что стоит за внеплановыми проверками [3]. Поэтому обеспечение конкурентоспособности российской юрисдикции требует системных мер для принципиального улучшения инвестиционного климата, для повышения инвестиционной привлекательности регионов.

Еще в начале 2010 г. бизнес-сообщество предлагало решать проблему системно - создавать в субъектах Федерации специальные программы улучшения инвестиционного климата, перекладывая часть административной нагрузки с предпринимателей на чиновников. Спустя некоторое время стало известно, что объединения предпринимателей «Деловая Россия» и «ОПОРА России» по просьбе правительства РФ будут вести в регионах мониторинг нарушений прав предпринимателей и докладывать руковод-

ству страны. Они также будут готовить предложения по устранению причин и условий нарушения прав предпринимателей и представлять их в кабинет министров.

Курировать работу органов власти по улучшению инвестиционного климата, снижению административных барьеров, оперативному и эффективному рассмотрению обращений российских и иностранных инвесторов поручено вице-премьеру Игорю Шувалову. По его оценке, основная цель распоряжения, подписанного председателем правительства,

- улучшить инвестиционный климат в России. Сейчас разработан ряд соответствующих законов, некоторые уже приняты. Но этого недостаточно. Необходимо оперативно реагировать на жалобы предпринимателей. Теперь создан единый канал получения обращений иностранных и российских граждан с жалобами на действия должностных лиц в регионах и на те сложности, с которыми сталкиваются предприниматели. «Это шаг в правильном направлении, - комментирует распоряжение кабинета министров председатель экспертного совета „Деловой России“ Антон Данилов-Данилъян. - Сейчас формируется новый диалог между властью и предпринимателями. Правительство должно реагировать на запросы бизнеса. Ведь чтобы проводить модернизацию, нужен благоприятный климат» [4].

На этом фоне весьма положительным является политический и организаторский опыт администрации Калужской области по улучшению инвестиционного климата и привлечению в регион отечественных и зарубежных инвесторов. Как показывает анализ, по результатам привлечения инвестиций в регионы ЦФО Калужская область сегодня лидирует. Доминирующую роль в привлечение инвестиций сыграл благоприятный инвестиционный климат, партнерские отношения власти и бизнеса. Установление и развитие партнерских отношений проходили в рамках диалога власти и бизнеса, в том числе в процессе экономических форумов, которые организуются в регионе регулярно, начиная с 2004 года.

Ежегодно Форум собирает сотни делегатов, среди которых представители крупных российских компаний и транснациональных корпораций, представители зарубежных дипломатических миссий, руководители ведущих предприятий Калужской области, лидеры банковского сообщества, руководители инвестиционных компаний и фондов. Так, в работе четвертого Калужского инвестиционного форума (май 2007 г.) приняли участие около шестисот представителей российского и зарубежного бизнеса, инвестиционных компаний и фондов, банков, а также руководители исполнительной и законодательной власти региона, территориальных органов федеральных структур исполнительной власти, главы муниципальных образований.

На пленарном заседании с докладом "Привлечение инвестиций -приоритетное направление деятельности правительства области" выступил

губернатор Анатолий Артамонов. Он отметил, что в области создан благоприятный инвестиционный климат, есть правовая база для надежного ведения бизнеса и защиты капитала. Кроме того, разработана стратегия формирования индустриальных парков для размещения новых

производств.

В администрации Калужской области разработаны и реализуются программы поддержки малого и среднего бизнеса, нацеленного на работу в регионе. Так, общий объем средств из федерального бюджета,

предусмотренных на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в 2009 году, составил 148 млн рублей, в 2010 году только в первом полугодии было привлечено 130 млн рублей. «Мы постоянно работаем над созданием максимально

благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, -утверждает министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров, - поскольку считаем, что ввиду своей гибкости и способности к быстрому обновлению, именно малый и средний бизнес составляет конкуренцию крупным компаниям, прежде всего в сфере производства товаров промышленного назначения». По словам министра, большое внимание администрация Калужской области уделяет поддержке инновационных, экспортно-ориентированных проектов предпринимателей. Комплекс мер этой области направлен на снижение издержек, связанных с сертификацией продукции, с патентованием, государственной регистрацией, реализацией инновационных проектов - на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий на компенсацию части затрат в этом направлении. «Мы считаем, что обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Калужской области и предпринимательского сообщества - это необходимое условие для развития бизнеса в регионе», - заявил в одном из интервью министр конкурентной политики и тарифов Калужской области Николай Владимиров.

На форуме состоялась презентация проектов строительства в Калуге автозаводов ООО "Фольксваген Рус" и ЗАО "Вольво Восток". Их руководители высоко оценили инвестиционные возможности региона и опыт своей работы на калужской земле. Они особо отметили конструктивный подход власти в решении многих возникающих у инвесторов вопросов. Участники пленарного заседания познакомились с проектом строительства французской компанией "Лафарж" в Ферзиковском районе цементного завода с разработкой Борщевского комплексного месторождения. Сумма инвестиций - 230 миллионов евро.

С 2006 г. в области началась работа по формированию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, что позволило заинтересовать в размещении своих производств на территории Калужской области крупные автомобильные концерны: Volkswagen, Volvo, Peugeot Citroën и Mitsubishi, участвующие в формировании кластера по производству авто-

мобилей. Среди других крупных инвесторов - Samsung, Nestle, L’Oreal, John Deere, SAB Miller, НЛМК. Программы и планы по формированию инфраструктуры индустриальных парков и технопарков проходили апробацию в ходе их обсуждения на очередных инвестиционных форумах. Так, на состоявшемся 15 мая 2008 г. в Калуге Пятом инвестиционном форуме губернатором Калужской области было отмечено, что благодаря проведенной в этом направлении работе в регионе сложился «режим наибольшего благоприятствования бизнесу, а низкие инвестиционные риски позволили привлечь в региональную экономику многие крупные российские и зарубежные компании».

Формирование благоприятного инвестиционного климата, консолидация деятельности органов власти и делового сообщества в развитии бизнеса, продвижении продукции калужских предприятий на отечественные и зарубежные рынки - вот основные задачи, которые решались на Шестом инвестиционном форуме, проходившем в 2009 г. На форуме отмечалось, что по темпам роста инвестиций в основной капитал в прошлом году область заняла первое место, увеличив их приток в 5 раз. В область пришли такие гиганты, как SAB Miller (объем инвестиций 300 млн долл.), Stora Enso Packaging (100 млн долл.), Nestle Purina PetCare (16 млн евро), Volkswagen AG + поставщики (426 млн евро), Lafarge (200 млн евро), Volvo Truck (92 млн евро), Samsung Electronics (237 млн евро), PSA Peugeot Citroen (300 млн евро). Они, несомненно, меняют облик города, заставляя людей и мыслить, и двигаться иначе.

В целях укрепления взаимодействия с бизнесом администрация Калужской области выделяет компаниям удобные площадки под строительство предприятий, помогает бизнесменам в создании современной инфраструктуры и т.д. Так на берегу Оки рядом с автодорогой Калуга - Москва был выделен земельный участок под строительство индустриального парка «Калуга-Юг» площадью 136 гектаров. В новой промышленной зоне совместными усилиями власти и бизнеса уже создана инфраструктура: подведены электричество,

водопровод, канализация, планируется подведение газа. Это позволяет бизнесу реализовывать практически любые промышленные проекты. Органы власти гарантировали, что инвестор сам сможет выбрать в индустриальном парке участок необходимой площади, его зарезервируют и одновременно подпишут соглашение о намерениях с компанией, претендующей на строительство предприятия в этой промышленной зоне. При этом областные и городские власти гарантировали и другие преференции для инвесторов, например, льготное налогообложение, квалифицированные кадры, помощь в поиске партнеров, полное сопровождение инвестиционного проекта и т.д.

В Тульском регионе в целях совершенствования законодательства области 28 октября 2010 г. областной Думой был принят Закон "О

внесении изменений в Закон Тульской области "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области". Региональный закон устанавливает налоговые льготы для хозяйствующих субъектов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории области. В целях реализации инвестиционных проектов в бюджете Тульской области предусматриваются инвестиции в форме капитальных вложений с объемом в 300 млн рублей ежегодно.

Действенным средством привлечения инвестиций в регионы, как показала практика, стали региональные экономические и инвестиционные форумы. Благодаря им только Тульская область смогла заключить договоров по привлечению в регион свыше 500 млрд рублей инвестиций. Если на первом и втором форумах были подписаны 69 инвестиционных соглашений на общую сумму 275 млрд рублей, то на третьем - 47 соглашений о сотрудничестве на 254 млрд 550 млн рублей [5, с. 3637].

Анализируя итоги проведения форумов, можно сделать следующий вывод: эта форма взаимодействия власти и бизнеса принесла весомые результаты, способствовала социально-экономическому развитию регионов, стала ярким проявлением действенной антикризисной политики государства.

Однако инвестиционная политика как федерального центра, так и ряда регионов нуждается в изменениях к лучшему. Отечественный капитал продолжает, к сожалению, в огромных размерах покидать страну. По данным независимых экспертов за последние десять лет из страны было вывезено до 1 трлн. долларов США. Только в кризисном 2008 г., по данным Центробанка, из России ушли за рубеж 129,9 млрд долларов. И эти деньги не использованы для модернизаций и инноваций в российской промышленности. Например, владелец ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов не вложил свои деньги в модернизацию НПЗ, чтобы производить бензин Евро-3 или Евро-4, а предпочел на вывезенную из страны валюту скупить около 600 АЗС в Турции. Выходит, этого олигарха мало волнует тот факт, что бывшим советским заводам, которые он приватизировал в «лихие 90е», требуется срочная реконструкция и замена устаревшего оборудования. До 95 % крупнейших российских предприятий и банков в 2010 г. были ’’прописаны” за границей, в основном в офшорах, там же оседает и львиная доля их прибыли, которая не идет ни на инвестиции, ни на инновации приватизированных предприятий. Для этого нужна глобальная модернизация всего промышленного производства России на основе инноваций и инвестиций, замены технологического оборудования большинства отраслей. Отсутствие на большинстве отечественных предприятий современного технологического оборудования не позволяет

российской экономике выйти на европейский уровень и составить серьезную конкуренцию западным производителям.

Не секрет, что российская промышленность до сих пор пользуется большинством станков, морально и физически устаревших, установленных на обрабатывающих предприятиях в советские времена. Чем это может обернуться, наглядно продемонстрировала трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС, произошедшая 17 августа 2009 г., когда из строя вышла турбина, установленная ещё 30 лет назад в брежневскую эпоху «застоя и стагнации».

По вине предпринимателей, которые «ничего не предпринимают», не происходит модернизация предприятий, разрушаются электростанции, а россияне разочаровываются в преимуществах капитализма. К исправлению такого положения и призывает президент политическую элиту. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых, новаторских технологий, обречена на зависимое положение, говорится в его Послании от 12 декабря 2012 г. Бюджетное послание главы государства требует обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Вместе с тем решение инвестиционных задач может быть более успешным, если объединить усилия органов власти и бизнеса [6]. При этом следует подчеркнуть, что существуют различные модели, в рамках которых взаимодействие государства и бизнеса уже показало свою результативность, среди которых: «партнерство», «патронат», «подавление и принуждение», «невмешательства», «сочетание интересов» [7, с.69;]. Однако в рамках этих моделей проявляется государственно-частное партнерство, что оставляет за его пределами органы муниципальной власти, потенциал которых необходимо и развивать, и использовать. Поэтому представляется, что именно публично-частное партнерство является наиболее эффективным в решении инвестиционных задач.

Так, публично-частное партнерство объединяет в себе механизмы государственно-частного и муниципально-частного партнерства и предполагает одновременное взаимодействие частного партнёра с органами государственной и муниципальной власти, которые и составляют систему публичных органов. Каждое из партнёрств применяется для реализации определённых проектов. Данный вывод основан на разделении в России форм собственности, органов управления территорией, бюджетов бюджетной системы РФ и функциональных полномочий. Публично-частное партнерство эффективно применять для реализации простого инвестиционного проекта, связанного с созданием либо модернизацией одного объекта транспортной инфраструктуры или инфраструктуры жилищно-

коммунального хозяйства (ЖКХ), находящегося в муниципальной собственности, а также для реализации комплексного инвестиционного проекта, связанного с одновременным созданием либо модернизацией нескольких объектов транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жилищнокоммунального хозяйства, расположенных в границах одного региона и находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Необходимо подчеркнуть, что от того, какие подходы и конкретные меры будут приняты на всех уровнях власти для улучшения инвестиционного климата, организации взаимодействия власти и бизнеса, привлечения в регионы иностранного и отечественного капиталов, во многом будет зависеть развитие отечественной экономики и социальной сферы, их модернизация на основе инвестиций и инноваций.

Список литературы

1. Моисеев В.В. Создание благоприятного инвестиционного климата

- приоритетная задача региональных органов власти// Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 2. С. 204-212.

2. Поправить имидж//Регионы успешно используют наработанный в ЦФО опыт для повышения инвестиционной привлекательности// Российская газета. 2011. 17 мая.

3. Проблема экономической безопасности предпринимательства обсуждены на заседании Правления ТПП РФ // Бизнес-портал «Регион 64», 2008, 27 июня. URL: http://region64.ru/ofnews/2008/6/6060?p=32. (дата обращения: 21.09.2013).

4. Титов Д. «Кто нам мешает, тот нам поможет», или Как создать благоприятный инвестиционный климат в регионах//Сайт газеты "Экономика и жизнь". URL: http://www.eg-online.ru/article/(дата обращения: 21.09.2013).

5. Моисеев В.В., Шуртухина Е.А. Региональные экономические и инвестиционные форумы - уникальная площадка для диалога власти и бизнеса // Человек и труд. 2012. № 3 . С. 35-38.

6. См.: Анохин М.Г. Политика и экономическая жизнь общества// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2012. Вып. 2. С. 242- 252.

7. Взаимодействие власти и бизнеса: институциональные механизмы и пути совершенствования / В.В. Моисеев [и др.]. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013. С. 256.

Моисеев Владимир Викторович, д-р ист. наук, проф., din profamail.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет.

Ницевич Вадим Викторович, аспирант, v.nitse vichagmail.com Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ницевич Виктор Францевич, д-р полит. наук, профессор, директор, [email protected], Россия, Москва, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

POWER AND BUSINESS SOLUTIONS TO THE PROBLEMS OF INVESTMENTS IN

RUSSIA AND THE REGIONS

V.V. Moiseev, V. V. Nitsevich, V.F. Nitsevich

The article deals with the forms and methods of cooperation between business structures and government in addressing the problem of attracting investments to the regions. On the basis of extensive factual material the authors show the work of governing bodies of Tula, Orel, Kaluga and other areas to attract investments to the regions.

Key words: attraction of investments to the regions, economic and investment forums, best regional experience to improve the investment climate.

Moiseev Vladimir Viktorovich, doctor of historical science, professor, din [email protected], Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University.

Nitsevich Vadim Viktorovich, post-graduate student, v.nitsevich@,gmail.com Russia, Moscow, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

Nitsevich Viktor Frantsevich, doctor of political science, professor, director, dr.nitsevich @ mail.ru, Russia, Moscow, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.