Научная статья на тему 'Владимир соловьев о нравственном воспитании и совершенствовании человека'

Владимир соловьев о нравственном воспитании и совершенствовании человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
855
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Анненкова Инна Николаевна

The article considers the problem of moral education and perfection of both a separately taken personality, and the society as a whole in the philosophical heritage by Vladimir Solovyev. The basis of morality is singled out, the role of family in the process personality perfection, as well as the basic purpose of perfection is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladimir Solovyev about moral education and perfection of a human being

The article considers the problem of moral education and perfection of both a separately taken personality, and the society as a whole in the philosophical heritage by Vladimir Solovyev. The basis of morality is singled out, the role of family in the process personality perfection, as well as the basic purpose of perfection is determined.

Текст научной работы на тему «Владимир соловьев о нравственном воспитании и совершенствовании человека»

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА

И.Н. Анненкова

Annenkova I.N. Vladimir Solovyev about moral education and perfection of a human being. The article considers the problem of moral education and perfection of both a separately taken personality, and the society as a whole in the philosophical heritage by Vladimir Solovyev. The basis of morality is singled out, the role of family in the process personality perfection, as well as the basic purpose of perfection is determined.

На протяжении всей истории развития философии важнейшей ее проблемой была проблема нравственного совершенствования человека. В числе мыслителей, занимавшихся ее изучением и внесших неоценимый вклад в разработку концепции нравственного совершенствования человека и общества, в первую очередь можно назвать Владимира Сергеевича Соловьева, который первым в русской философии создал систематическую теорию нравственности и совершенствования человека.

Человек в понимании философа представляет собой «некоторое соединение божества с материальной природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий; совместность этих трех элементов и составляет действительного человека» [1]. Из этого определения видно, что человек принадлежит одновременно к двум мирам и является существом богоземным, «связующим звеном между Богом и материальным бытием». Духовная, божественная составляющая должна преобладать в человеческой природе. Человек и Бог, по мысли философа, - равноправные партнеры в создании и совершенствовании мира.

Совершенство, которое дает божественная составляющая, не является данным раз и навсегда и может быть потеряно, поэтому обязанностью человека является постоянное совершенствование. Трудность этого процесса заключается в том, что человек по Вл. Соловьеву является существом противоречивым, многозначным, постоянно раздваивающимся, увлекающееся и пребывающим в постоянном стремлении и поиске. Кроме того, он обладает свободой, правом самостоятельно делать выбор в своей жизни, свободой

мыслей, поступков, методов и средств своей деятельности.

Человеческие метания, поиски, неустойчивость говорят о несовершенстве, незавершенности его природы, которая постоянно устремляется к чему-то высшему и запредельному для «обретения... своей сущности» [2]. Вл. Соловьев так говорил об этом качестве человеческой природы: «Человек тем-то и выделяется по преимуществу между прочими тварями, что он хочет и может становиться выше себя самого, его отличительный признак есть. способность и стремление к бесконечному росту и возвышению» [3]. Человек знает о своем несовершенстве, и его задача в пределах жизни пройти свой путь совершенствования. Именно осознание собственного несовершенства и дает человеку толчок к началу процесса совершенствования.

Целью нравственного воспитания является достижение совершенства. Совершенство по Соловьеву - это «совершенное добро» или «нравственное добро», представляющее собой «способ действительного достижения настоящего блага или блаженства, т. е. такого, которое может дать человеку устойчивое и окончательное удовлетворение» [4].

Вл. Соловьев полагал, что процесс совершенствования не может протекать на пустом месте, в человеке уже должна быть некая основа, на которой и начнется процесс самосовершенствования [5]. Эту основу составляют три чувства, на которых развиваются все остальные нравственные качества личности.

Первое чувство - стыд - «не служит никакой общественной пользе, совершенно отсутствует у самых высших животных и, однако же, ясно обнаруживается у самых низших человеческих рас. В силу этого чувства самый дикий и неразвитый человек стыдится.» [4, с. 121]. Именно стыд, считает

Вл. Соловьев, выделяет человека из животного мира, делает его отличным от низшей материальной природы: «я стыжусь, следовательно, я существую, не физически только существую, но и нравственно, я стыжусь своей животности, следовательно, я еще существую как человек» [4, с. 124]. Воспитание чувства стыда позволяет человеку протестовать против господства материальной природы, против своего подчинения ей, и тем самым показать «свою внутреннюю самостоятельность и высшее достоинство», право обладать материальной природой, а не быть обладаемой ей.

Чувство стыда, переходя в высшую форму на отношение к самому себе, к другим людям и Богу (отношения, которые являются гораздо более сложными и многообразными), «не может оставаться в простом виде конкретного ощущения, оно неизбежно проходит чрез среду отвлеченного сознания, откуда и выходит в новой форме совести» [4, с. 133]. Только совесть определяет наше отношение к окружающим и к Богу, придает нашим поступкам нравственное значение.

Еще одним основным нравственным чувством, неразрывно связанным с чувством стыда и нуждающимся в формировании и развитии со стороны наставников, Вл. Соловьев называет чувство жалости. Оно, в отличие от чувства стыда, определяет отношение человека не к низшей материальной природе, а к другим людям и вообще к живым существам. Невозможно переоценить значение жалости для процесса совершенствования, ведь именно она находит свое выражение в способности сострадать, сопереживать, отзываться на беды других, проявлять свою с ними солидарность. Философ полагает, что в основе такого сложного, во многом непонятного чувства, как любовь со множеством социальных и психологических связей, лежит именно чувство жалости. Чувство жалости в своем примитивном виде присуще и животным, что выражается, например, в отношении матери к своим детенышам. «Таким образом, если человек бесстыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то человек безжалостный падает ниже животного уровня» [4, с. 127].

Итак, чувства стыда и жалости определяют наше нравственное отношение к низшей, материальной природе и ко всем живым

существам, следовательно, можно предположить, что отсутствие этих нравственных качеств, не способно сформировать «нравственный характер» человека [6], не способно дать толчок к самосовершенствованию личности.

Третьим основным качеством, без которого невозможно воспитать нравственную личность, является качество, не относящееся ни к материальной природе, ни к себе подобным, «а к чему-то особому, что признается им как высшее, чего он ни стыдиться, ни жалеть не может, а перед чем он должен преклоняться» [4, с. 129]. Этим чувством является чувство благоговения и, как пишет Вл. Соловьев, именно оно выступает у человека в качестве нравственной основы религии, т. к. благоговение представляет собой преклонение перед чем-то высшим, «любовь человека к тому, что превосходнее его самого» [6].

Чувства стыда, жалости, благоговения выражают всю полноту нравственного отношения человека к тому, что ниже него, равно ему или выше. Основы, краеугольные камни нравственности человека, развивая которые он совершенствуется, - это «господство над материальной чувственностью, солидарность с живыми существами, внутреннее добровольное подчинение сверхчеловеческому началу» [6].

Помимо трех основных качеств для совершенствования человека необходимы и другие (Вл. Соловьев называет их добродетелями), которые основаны на трех основных и взаимодействуют с «умственной стороной человека». К таким качествам философ относит, например, мужество (храбрость), воспитание которого невозможно без опоры на стыд. Стремясь победить свои страхи, человек тем самым показывает, что они не что иное, как проявление низшей материальной природы; возвышаясь над страхами, человек отделяет себя от этой природы, а следовательно, стыдится ее. Мужество - «это способность духа возвышаться над инстинктом личного самосохранения, причем присутствие этой силы духа является добродетелью, а отсутствие ее осуждается как постыдное. отсутствие мужества становится предметом стыда» [4, с. 131]. Итак, мы видим, что мужество только тогда получает нравственное значение, когда оно основывается на основном нравственном чувстве - чувстве стыда,

что выражается в отделении личности от низшей природы, плотских, животных инстинктов. Точно также и другие нравственные качества (например, справедливость, любовь, правдивость и т. д.) также получают нравственное значение, только опираясь на основные нравственные чувства.

Философ выделяет три искушения, мешающие духовному развитию личности: греховная чувственность души, самовозношение и властолюбие. Основными средствами, помогающими побороть искушения и достигнуть совершенства, Вл. Соловьев называет молитву, милостыню и пост [7]. Молитва, по мнению философа, - это «первое действие веры, первое движение (или первый подвиг) новой духовной жизни, в которой Бог действует вместе с человеком» [7]. Молитвой человек добровольно соединяет себя с Богом, показывая свою Ему принадлежность. Милостыня выражает любовь, сострадание к людям, искреннее желание им помочь. Пост необходим человеку для «воздержания от властолюбивых и самолюбивых действий. и - в качестве воздержания от праздного умствования и чувственных наслаждений, неуправляемых сознанием и властью духа» [5]. Человек обязан выполнять эти правила, если он хочет жить по-Божьи. Жить по-Божьи для

В. Соловьева - значит творить добро.

В процессе нравственного совершенствования и воспитания человека незаменимую роль играет семья. Только в ней по-настоящему раскрывается уникальность человеческой личности. Семью Вл. Соловьев считал «элементарною, образцовою и образовательною ячейкою всемирного братства, или человеческого общества, как оно должно быть, идеальной нравственной моделью общечеловеческого единства». Семья помогает человеку сделать его первый шаг в осознании своего предназначения в мире.

Семья по мнению философа представляет собой место, где человек начинает свой путь совершенствования путем осуществления религиозной связи с предшествующими поколениями, которая живет благодаря постоянному молитвенному поминовению и таинствам. Почему Вл. Соловьев такое место

в семейном воспитании уделяет именно памяти предков, нерасторжимой связи между поколениями? Он пишет, что все должно быть подчинено одной общей цели - совершенствованию человека и человечества для достижения Царства Божьего. Распавшиеся на отдельные, не связанные друг с другом, поколения не могут достигнуть этой цели. Вл. Соловьев утверждает, что цель семейного духовно-нравственного воспитания может рассматриваться только как стремление связать временную жизнь будущего поколения с верховным и вечным благом, являющимся общим для всех, где деды, отцы и дети связаны между собой вечной живой связью: «Чтобы осуществить наше нравственное достоинство во времени, мы должны стать духовно тем, чем мы уже являемся физически, -звеном соединения между предками и потомками.» [4, с. 496].

Итак, задачей воспитания является, опираясь на первичные данные нравственности человека, помочь ему достичь совершенства для перехода на более высокую ступень нравственного развития, для нравственного прогресса, а следовательно, для осуществления высшей цели жизни человека - достижения Царства Божьего, что только и дает возможность полноценного истинного нравственного совершенствования в этой жизни.

1. Федоров И. Вл. Соловьев и православие. М., 2000. С. 87.

2. Графова Е.С. Двойственная природа человека в философии B.C. Соловьева: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. С. 68.

3. Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 617.

4. Соловьев B.C. Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 237.

5. Мартеева Л.В. Моральная концепция Вл. Соловьева: историко-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. М., 2001. С. 71-76.

6. Владимир Соловьев: pro et contra. антология:

в 2 т. / сост., вступ ст. и примеч.

В.Ф. Бойкова. СПб., 2000. Т. 1. С. 129-130.

7. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов н/Д, 1998. С. 155-162.

Поступила в редакцию 2.06.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.