Научная статья на тему 'Владимир Соловьев и Фридрих Шиллер о сущности и значении искусства'

Владимир Соловьев и Фридрих Шиллер о сущности и значении искусства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Соловьев и Фридрих Шиллер о сущности и значении искусства»

фундаментальную теоретическую структуру мира, определяющую эстетический опыт, понимание которой было потеряно в результате переструктурирования чувственности человека эпохи Нового времени и необходимость возрождения которой мы чув -ствуем сейчас в процессе создания новой онтологии духа.

1 Соловьев B.C. Философия, искусство и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С.38.

2 Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982. С. 7.

3 Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. С.321.

С.В.БОГАЧЕВА

Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И ФРИДРИХ ШИЛЛЕР О СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА

В настоящее время с новой силой и остротой встаёт проблема духовного возрождения России. В её теоретическом осознании большую роль играет изучение обширнейшего русского философско-эстетического наследия, в котором одно из первых мест принадлежит гениальному мыслителю XIX века B.C. Соловьёву, первому в России создавшему свою особую философ -скую систему.

Безусловно, на мировоззрение философа оказали огромное влияние теоретические сочинения русских и зарубежных философов прошлого и современной ему эпохи: Спинозы, Канта, Шопенгауэра, Фихте, Гартмана, Шеллинга, Гегеля, что касается русской философии, это, прежде всего, влияние славянофилов Хомякова, Киреевского и, наконец, это Достоевский, чья идея о преобразовании, возрождении общества в целом и отдельного человека в частности легла в основу эстетической теории B.C. Соловьёва..

Действительно, Вл. Соловьёв обладал гениальной способностью «впитывать в себя построения самых различных мыслителей, приводя всё это к единству в новой подлинной системе»1. Что касается эстетики В. Соловьёва, здесь необходимо обратить

особое внимание на обнаруженную нами связь между выдвинутыми Фридрихом Шиллером положением «об эстетическом государстве»2 и учением Соловьёва о преобразующей теургической роли искусства, художнике-теурге3. Именно посредником этой связи выступил Фёдор Михайлович Достоевский. Его идея «Красота спасёт мир» является модификацией шиллеровского «эстетического государства». Следует отметить, что эстетика как философское осознание искусства стала главной целью теоретических размышлений Фр. Шиллера. Столь исключительное значение эстетики Шиллера, в которой концентрируется вся его философия, объясняется «отношением искусства к современной ему общественной действительности»4. Критическую оценку общественных отношений и культуры современной ему Германии Шиллер даёт в виде писем к датскому принцу Фридриху Христиану Августенбургскому, которые в 1795 году были опубликованы в журнале «Оры» («Die Horen») под названием «Письма об эстетическом воспитании человека». Это одна из самых значительных теоретических работ Шиллера, наиболее ярко выражающая непосредственную связь эстетики и искусства с историческим развитием общества. Шиллер считал своим гражданским долгом принять участие в великом споре на политической арене, на которой, по его мнению, решалась судьба не только современной ему Германии, но и всего человечества: «Этот великий спор о правах касается всякого, кто носит имя человека, как по содержанию, так и по своим следствиям; особенно же самый способ ведения спора должен интересовать всякого самостоятельно мыслящего»5.

Глубоко понимая неизбежность исторического развития общества и осознавая пагубное влияние капиталистического труда на гармоническое развитие человеческой личности, Шиллер был убежден в необходимости упразднения существующего строя во имя свободного культурного развития человека и общества: «Пока антагонизм существует, человек находится лишь на 6

пути к культуре» .

Подводя итог рассмотрению конфликта между человеческой личностью и существующим строем, Шиллер писал: «Таким-то образом постепенно уничтожается отдельная конкретная жизнь ради того, чтобы абстракция целого могла поддержать

свое скудное существование, и государство вечно остается чуждым своим гражданам, ибо чувство нигде его не может найти. Правящая часть под конец совершенно теряет из виду разнообразие граждан, ибо она принуждена, ради удобства, классифицировать их и иметь дело с людьми только как представителями, так сказать, получать их из вторых рук, то есть смешивать людей с чисто рассудочной стряпней; и управляемый не может не принимать с холодностью законы, которые так мало приспособ-

7

лены к нему самому» .

Следует отметить, что, признавая необходимость упразднения существующего строя, основанного не на законах, а лишь на силах (так называемое «естественное» государство), Шиллер отказывается от революционных методов разрешения противоречий в жизни общества.

Революционной борьбе Шиллер противопоставляет эстетическое воспитание, ибо, как он считает, лишь путем глубокого перевоспитания людей может быть достигнуто преобразование общественных нравов, конечным результатом которого должно стать преобразование общества и политическая свобода.

Пытаясь найти единственно верный способ уничтожения классового антагонизма и других противоречий современного ему общества, Шиллер одновременно ищет ответы на вопросы более глобального характера: действительно ли красота способна спасти человечество, обладает ли красота той самой чудодейственной силой, которая может излечить общество от вечных его пороков?

По Шиллеру, возвышение и идеализация неблагоприятной реальной действительности капиталистического общества (в частности) и всего человечества (в целом) должны осуществляться посредством красоты и искусства. «Эстетическое воспитание» средствами искусства и поэзии должно постепенно «изнутри» пересоздать буржуазное общество, воздействуя на внутренний мир людей, делая их восприимчивыми к идеалам красоты и гу-манности...»8.

Что же касается эстетических взглядов B.C. Соловьева, нельзя утверждать, что они выражают в своей совокупности некую целостную систему, тем не менее, идеи, изложенные в его основных статьях и замечаниях на эстетические темы, представ-

ляют особый интерес и, безусловно, вносят значительный вклад в развитие истории эстетики как науки.

Самое полное изложение эстетических воззрений Соловьёва содержится в его статьях - «Красота в природе» (1889) и «Общий смысл искусства»(1890). Красота, по Соловьёву, есть чувственное воплощение добра и истины в объективном мире. По сути, добро, истина и красота представляют собой тождественные понятия, различные стороны одного и того же идеального, или «достойного», бытия. А «достойное» бытие есть бытие всеединое.

Соловьёв утверждает реальное творческое дело красоты в мире и отрицает красоту как самоцель и самоценность. «Чистое искусство, или искусство для искусства, отвергается как праздная забава; идеальная красота презирается как произвольная и пустая прикраса действительности. Значит, требуется, чтобы настоящее художество было важным делом, значит, признаётся за истинною красотою способность глубоко и сильно воздействовать на реальный мир»9. Соловьёв прямо утверждает, что эстетически прекрасное должно вести к улучшению реального мира. «Требование вполне справедливое; и, вообще говоря, от него никогда не отказывалось и реальное искусство... »10.

Итак, «Красота спасёт мир». Красота есть та самая сила, не человеческая, не реальная, но в то же время имеющая непосредственное отношение к реальной действительности, самая великая сила, способная преобразить не только человека, но и весь мир, мир зла, лжи и безобразия, в царство правды и наивысшей гармонии.

Искусство, в свою очередь, является наивысшим проявлением красоты, т.е. великой преобразующей силой, способной воздействовать на человека и тем самым на общество.

1 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 2. Ростов н/ Д.: Феникс,1999. С.24.

2 См. теоретическую работу Шиллера «Письма об эстетическом воспитании человека».

3 См. теоретическую работу B.C. Соловьева «Общий смысл искусства».

4 Асмус В.Ф. Шиллер как философ и эстетик // Шиллер Ф. Собр. соч. В 7 т. Т.6. Статьи по эстетике. М., 1957. С. 669.

5 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. Статьи по эстетике. М; Л., 1950. С. 290291.

6 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. Статьи по эстетике. М; Л., 1950. С. 305.

7 Там же. С. 303.

8 Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. В 8 т. Т. 6. Статьи по эстетике. М., Л., 1950. С. XI.

9 Соловьев B.C. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов н./Д.: Феникс,1998. С.276.

10 Там же. С. 669.

Л.С.ЕРШОВА

Российский государственный гуманитарный университет

МЕЖДУ КЛАССИКОЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ: КАТЕГОРИЯ «БЕЗОБРАЗНОГО» В ЭСТЕТИКЕ B.C. СОЛОВЬЕВА

1. Один из центральных вопросов эстетики B.C. Соловьева состоит в рассмотрении категории «безобразного». Эта тема, достаточно целостно разработанная в классической традиции, освещалась на протяжении всего XX в. Интерес к ней определялся поиском новой ценностно-смысловой парадигмы, в том числе новых форм искусства. Сложились прямо противоположные позиции в отношении категории безобразного. Так, Б. Кроче писал: «...мы не знаем иного безобразного, кроме того, что антиэстетично или невыразительно и которое никоим образом не может быть частью эстетического факта, будучи, как раз напротив, его противоположностью и антитезой» \ Т. Адорно настаивал на обратном: «Как бы то ни было, безобразное должно создавать или быть способным создавать один из моментов искусства» 2. Столкновение столь различных мнений авторов XX в. заставляет внимательнее присмотреться к проблеме в целом.

2. Ключевая формула «Лекций по эстетике» Гегеля: «Прекрасное в природе - только рефлекс красоты, принадлежащей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.