ЧЖАО БАО ЧЭНЬ
Пекинский государственный университет Московский педагогический государственный университет
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ ВЛ. СОЛОВЬЕВА И ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ЭСТЕТИКИ
Проблема единства Истины, Добра и Красоты, поставленная в русской философии B.C. Соловьевым, является труднейшей задачей не только русской, но и мировой философии. В их контексте представляет значительный интерес сравнительный анализ эстетической символики В. Соловьева и результатов осмысления эстетического опыта Древнего Китая.
В созданной В. Соловьевым оригинальной философской системе этика является основой бытия человека. Выделяя этическую, эстетическую и гносеологическую деятельность, Соловьев придает особое значение художественному творчеству. В философии даосов в онтологической конструкции мира эстетика мыслится и как акт наслаждения Дао , как метафора духовности, неудержимо перетекающая из сердца человека в мир. Дао - это творческое начало, но это не только всепорождающая, но и всепоглощающая мировая бездна, источающая красоту. Если Дао -корень неба и земли, — прорастая в мир, полагало универсум в его внутренней целостности, переводило мир из состояния хаоса в упорядоченную структуру, придавало космосу мелодический рисунок, то конкретной реализацией этого принципа выступало ДЭ, проявляющееся в оформлении вещей, в воспитании и совершенствовании сущего. Древнекитайская эстетика — это медитативная эстетика «расширенного сознания», удерживающая понимание Дао и выходящая за пределы реального мира в своей символике.
Бытие, по Вл. Соловьеву, есть благодать. В древнекитайской эстетике путь человека в Поднебесной , позволяющий слиться духом с Дао, — это путь воплощенной благодати, предполагающий знание гармонии бытия. Китайская эстетика стремится соединить воедино духовное бытие человека с природным бытием, открыть вселенскую значимость человека, которую мо-
жет выразить только искусство. Индивидуальное ЦИ художника соответствует космическим резонансам. Китайская живопись, имеющая оригинальную манеру письма, предполагает необходимым «писать идею», а не ее конкретные проявления. Вл. Соловьев также считал, что красота - «...преображение материи через воплощение в ней другого, сверхприродного начала»1. У древнекитайской философии и философии Вл. Соловьева существует общее представление о том, что духовность отличает произведения искусства от природы. Конфуций считал, что не все прекрасное живописно, но все живописное прекрасно. Красота здесь выступает как преображение материи через воплощение в ней другого, сверхприродного начала.
Тайна жизни, по Соловьеву, - единство Истины, Добра и Красоты. Сама красота - это голос Бога, зовущий к совершенству и гармонии, которая разлита в мире. Свод эстетических правил и идеалов различен в каждой экологической нише. Но у них есть общие характеристики: это золотая середина как форма поведения, целесообразность и любовь как основа всеединства мира. Китайская эстетика также осознает взаимосвязь мира как художественного целого, как эстетическое единство мироздания. Философская саморефлексия и пространственное миросозерцание художника базируются на уверенности в упорядоченном разумном устройстве мироздания, ведь на разум опирается не только человек, но и «кончик осенней паутинки , и целостность всего огромного космоса» 2.
Жизнь, ее смысл, как и великое Дао, нельзя увидеть, но можно постичь в первую очередь средствами искусства. Оно может стать предметом великого понимания, открыться невербально. Хотя поток Дао охватывает весь мир, ощутить его чрезвычайно трудно, потому что «разноцветье мира ослепляет глаз, разноголосица - оглушает ухо». Человек постоянно находится во власти внешних проявлений окружающей его Вселенной, и эти внешние проявления лишают его возможности воспользоваться «внутренним видением» - единственным средством постижения непостижимого. Только отвлекшись от форм, красок и звуков, погрузившись в безмолвие, человек приобщается к Истине, выплескивает ее в мир средствами искусства.
В свое время Шеллинг писал, что «живопись в пределах своих границ достигает символического, поскольку изображаемый предмет не только изображает идею, но есть она сама»3. Эта идея созвучна творчеству Вл. Соловьева и древнекитайской символике, через которую находит свое выражение эстетическая энергетика сцеплений мироздания. Универсальная символика древнекитайской эстетики охватывает систему символов дуалистического начала (Инь и Янь), идеи бесконечного круговорота природы, смены времен года. Эта система включала символику абстрактно условных знаков, геометрических фигур, чисел, цветов, стихий, изображений мифических и реальных существ. Сходные по значению символы, соотнесенные с общей картиной мироздания и отдельными явлениями природы, выстраивались в длинные цепочки. Целые архитектурные ансамбли и планировка культовых сооружений несут в себе эту символику. Так в Пекине квадратный Алтарь Земли и круглый Храм Неба выражают понимание Всеединства бытия и космическую связь мироздания.
Древние мудрецы представляли себе цикличность природного бытия следствием чередования пяти основных стихий -воды, дерева, огня, металла и земли. Каждая из стихий одновременно соответствовала определенной стороне света, времени года, цвету и животному. Изображения тигра и дракона, олицетворяющие Запад и Восток, всегда строго сориентированы по сторонам света не только на лубочных картинках в доме бедного крестьянина, но и на рельефах погребальных сооружений и в храмовой символике. И в более поздние времена древнекитайская интеллигенция продолжала насыщать символикой основные элементы панорамы природы - цветы, птицы, горы и т. д. Таким образом, живописные полотна и свитки превращены в средство утонченного духовного общения, выражают самые возвышенные эмоции и сокровенное знание невыразимого Дао.
Эстетическое единство мироздания по-своему воспринималось и осознавалось в китайской эстетике и русской филосо -фии, в частности в философии всеединства Вл. Соловьева. Задача современной философии не только сохранять и приумножать это понимание и богатство знаний, но и способствовать сохранению экологического единства планетарной цивилизации и великого Дао. Вл. Соловьев, как и древние мудрецы, чувствовал
фундаментальную теоретическую структуру мира, определяющую эстетический опыт, понимание которой было потеряно в результате переструктурирования чувственности человека эпохи Нового времени и необходимость возрождения которой мы чув -ствуем сейчас в процессе создания новой онтологии духа.
1 Соловьев B.C. Философия, искусство и литературная критика. М.: Искусство, 1991. С.38.
2 Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1982. С. 7.
3 Шеллинг Ф. Философия искусства. М.: Мысль, 1999. С.321.
С.В.БОГАЧЕВА
Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова
ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И ФРИДРИХ ШИЛЛЕР О СУЩНОСТИ И ЗНАЧЕНИИ ИСКУССТВА
В настоящее время с новой силой и остротой встаёт проблема духовного возрождения России. В её теоретическом осознании большую роль играет изучение обширнейшего русского философско-эстетического наследия, в котором одно из первых мест принадлежит гениальному мыслителю XIX века B.C. Соловьёву, первому в России создавшему свою особую философ -скую систему.
Безусловно, на мировоззрение философа оказали огромное влияние теоретические сочинения русских и зарубежных философов прошлого и современной ему эпохи: Спинозы, Канта, Шопенгауэра, Фихте, Гартмана, Шеллинга, Гегеля, что касается русской философии, это, прежде всего, влияние славянофилов Хомякова, Киреевского и, наконец, это Достоевский, чья идея о преобразовании, возрождении общества в целом и отдельного человека в частности легла в основу эстетической теории B.C. Соловьёва..
Действительно, Вл. Соловьёв обладал гениальной способностью «впитывать в себя построения самых различных мыслителей, приводя всё это к единству в новой подлинной системе»1. Что касается эстетики В. Соловьёва, здесь необходимо обратить