Научная статья на тему 'Художественное пространство и русский космизм'

Художественное пространство и русский космизм Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
134
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / THEORY AND HISTORY OF CULTURE / ИДЕЯ / IDEA / ВСЕЕДИНСТВО / UNITY / ТВОРЕЦ / THE CREATOR OF THE UNIVERSE / ПРОСТРАНСТВО / SPACE / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДЕЛО / ПОЭЗИЯ / POETRY / СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ / GOD'S WISDOM / ART ACTIVITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Неженец Иван Николаевич

В статье русский космизм концептуально конституируется в философской традиции. Семантический инвариант идей, развиваемый этой традицией, заключает в себе следующее положение. Человек признаётся космоургом, художником и творцом мира. Смыслом его творческого дела является усовершенствование и преображение жизни в художественном земном пространствеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article Russian cosmism conceptually constituted in philosophical tradition. Semantic indication of ideas developed by this tradition implicates the following condition. A human being is considered to be The master, The artist, The Creator of the Universe. The sense of his creative activity is improvement and transfiguration of life in artistic terrestrial space

Текст научной работы на тему «Художественное пространство и русский космизм»

Источники, использованные при анализе примеров:

Merriam-Webster Online Dictionary and Thesaurus [Electronic resource]. - Режим доступа: www.Merriam-Webster.com

Bowles P. Collected Stories, 1936-1976. - N-Y., 1979. Bowles P. The Delicate Prey and Other Stories. - N-Y., 1950.

The Advanced Learner's Dictionary of Current English by A. S. Hornby, E. V. Gatenby, H. Wakefield. - М., 1996.

И. Н. Неженец

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО И РУССКИЙ КОСМИЗМ

В статье русский космизм концептуально конституируется в философской традиции. Семантический инвариант идей, развиваемый этой традицией, заключает в себе следующее положение. Человек признаётся космоургом, художником и творцом мира. Смыслом его творческого дела является усовершенствование и преображение жизни в художественном земном пространстве. Ключевые слова: теория и история культуры, идея, всеединство, творец, пространство, художественное дело, поэзия, София - премудрость Божия.

In the article Russian cosmism conceptually constituted in philosophical tradition. Semantic indication of ideas developed by this tradition implicates the following condition. A human being is considered to be The master, The artist , The Creator of the Universe. The sense of his creative activity is improvement and transfiguration of life in artistic terrestrial space. Keywords: theory and history of culture, idea, unity, the Creator of the Universe, space, art activity, poetry, God's wisdom.

Идеи космизма были популярны в русской культуре на рубеже XIX-ХХ века. В научном плане их развивали К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский. В искусстве эти идеи оказали влияние на творчество В. С. Соловьёва.

Соловьёвская эстетика складывалась в христианско-платоническом свете. Идеальное, традиционно-евангельское органично соединялось в ней с умозрительной мистикой таких мыслителей, как Б. Спиноза, Г. Лейбниц, И. Кант, Ф. Шеллинг. Конечной целью человеческой истории, а равно и истории мироздания объявлялось некое «положительное единство», или состояние, к которому приблизится мир, «преодолев» в себе косную вещественность, время, пространство и смерть как основу проявления взаимного отчуждения живых элементов.

Путь к такому всеединству лежит через преображение, или просветление, материи высшей, абсолютной идеей. «Воплощенная идея», «святая (просветленная) телесность» и есть идеальный образ всеединства, который предстает в органически личном виде. Это — «лицо-идея», «София, премудрость Божия», вечная женственность, действительно вместившая полноту добра в истины, а через них «нетленное сияние красоты», чьей одухотворенной плотью является мировое целое.

«Вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок чрез свое просветление, одухотворение, то есть только в форме красоты». Эта мысль В. С. Соловьева близка к дарвинской об эволюции природного мира: если хаос - стихийная сущность земной красоты, то этапы его движения выступают как ряд художественных «возвышений бытия». В связи с этим мировой процесс рассматривается как абсолютное художественное дело, истоки которого скрыты в космосе, а продолжение перенесено в человеческое искусство.

Красота стекает на землю с небес в виде «покрывала», брошенного на хаос, на конечную «злую жизнь», не способную противостоять потоку времени. Посреднический долг поэта и заключается в том, чтобы, приобщившись к верховной идее, спасти земную красоту от разрушения, ввести ее в вечность. Для этого ему суждено совершить «три подвига»: оформить красотою косный материал (подвиг Пигмалиона), победить нравственное зло (подвиг Персея) и вывести красоту из круга смерти (подвиг Орфея). Словом, поэт — это вдохновенный творец, который черпает свои мотивы из бездомных глубин мироздания и увековечивает их в земной условно-образной форме; он служит нетленной, божественной красоте и через нее - божественной истине и добру, постигая тем самым триединое начало высшего животворящего духа (разум, волю, чувство).

Этическая эстетика Соловьева связана с пониманием смысла жизни и человеческой истории, извечно стремящейся к достижению нравственно-христианского идеала. Но следы высшего, абсолютного, по мысли автора, затеряны в самом человеке, в его образном слове, сохранившем подступы к миру неявленному.

Некоторые философские и политические идеи Соловьева нашли выражение в его поэтических опытах. Однако в литературных и читательских кругах его имя пользовалось небольшой популярностью. Оно редко упоминалось в обзорах современной поэзии, а в тех случаях, когда это имело место, неизменно подчеркивалась несамостоятельность мысли автора, ее явная ориентация на тональность Тютчева, Хомякова, Гейне. Критики улавливали в соловьевской лирике тяготение к туманной мистике и метафизике. Тем не менее, она выдержала несколько изданий. Седьмое издание вышло в свет уже при советской власти в 1921 году. А недавно, осенью 2008 года, было опубликовано новое издание стихотворений В. Соловьёва.

В поэзии Соловьева есть немало художественных достоинств. Они присущи прежде всего стихам о природе, преимущественно северной, к суровым скалам и озерам которой аскетически настроенная муза русского певца испытывала внутреннее влечение. Вот сочинения этого круга, написанные поэтом на берегу финского озера Сайма, где он ежегодно проводил свои летние месяцы: «Тебя полюбил я, красавица нежная...», «Вся ты закуталась шубкой пушистою...», «Шум далекий водопада...», «Колдун-камень», «По дороге в Упсалу» и др. Они изложены в традиционном символическом стиле, их стержневая идея неудержимо устремлена от мира сущего к запредельному.

Чаще всего стихотворение Соловьёва начиналось пейзажной зарисовкой, а затем неназойливо-осторожно покрывалось лёгкой дымкой символики. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексту произведения «По дороге в Упсалу». Вначале здесь бегло описано зримое, выпукло увиденное как бы изнутри поэтического «я»: «Где ни взглянешь — всюду камни, только камни и сосна...». Собственно, внимание героя-автора больше сосредоточено не на внешних явлениях существующего мира, а на том, что обозначилось в глубине его лирического воображения. И внутреннее зрение тотчас «вывело» поэта к иным — духовным — «брегам бытия»: «в блеске северных сияний к царству духов виден вход». Неземное ясно высветилось на земле; конкретные предметы и явления, которые прежде выступали в качестве пластических мелочей пейзажа, неожиданно предстали «в блеске» символических «сияний».

Другой ход сюжетной символики намечен в стихотворении «Если воздух прозрачный.». Тут элементы «чистой» идеальности перенесены на житейско-бытовое и все реалии лирического действия подобраны в каком-то пасторально-пастушеском свете: детский крик, бубенчики стада; звуки, «звучащие» тишиной; безмолвная отрада; нетающий снег. И всё это овеяно душевной истомой поэта, его чарующей негой, нахлынувшей откуда-то извне, из неявленных далей. Не случайно, по-види-

мому, текст названного произведения кажется недосказанным; за его последней строкой, резко обрывающей повествование, угадывается какая-то неясная, тревожно манящая перспектива: «Злая память и скорбь - всё куда-то ушло, всё расплылось в чарующей неге.».

Конечно, Соловьёву, как и другим поэтам его направления, представлялось делом нелёгким показать «иное» бытие в наглядно-зримом плане. Тут плохо удавалось самое главное - рассмотреть сколько-нибудь ясные черты этого мира, и тогда художник отдавался естественным влечениям своего пылкого сердца. Он спускался с заоблачных высот на землю и начинал ощущать себя уже не платоновской идеей, но живым человеком, сыном Вселенной; автор радостно восклицал: «Владычица-Земля! Твоя красота нетленна, и светлый богатырь бессмертен и могуч!» Мечтательность как неотъемлемое свойство лирики озарялось у Соловьёва его неустанным стремлением к истине и добру, возвышенными исканиями гармонии жизни.

Умение автора вести свою мысль по пограничной полосе действительного и переосмысленного нередко приводило даже искушенную критику к неточным толкованиям поэтических текстов Соловьева. Вот один из курьезов подобного рода. В свое время «Ветер с западной страны...» был отнесен к загадочным стихам на политическую тему. Ошибка такой интерпретации заключалась в том, что реалии лирического сюжета (ветер, лес, небо) были восприняты в свете отвлеченной символики, скрывающей якобы недобрые отношения между Россией и Европой. А между тем содержание природной образности здесь глубже, более философское; оно основано на картинном изображении тайн человеческого бытия и человеческой психики. Образ ветра, дующего с западной, то есть кладбищенской, стороны-страны (а в русской деревне кладбище, погост, по традиции, устраивалось на западной окраине), навеял поэту мысли о трагизме земной жизни и вместе с тем о её духовной нетленности.

Вл. Соловьев считал себя тонким политиком, что нашло отражение в его стихах. Некоторые из них получили громкую известность. Особенно звучным оказалось стихотворение «Ex oriente lux», давшее основание критике для сравнения его автора с А. Хомяковым, певцом «России». Заключительные строки соловьевского сочинения исполнены судьбоносной символики, не утратившей своего изначального смысла и в наши дни:

О Русь! В предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята. Каким же хочешь быть Востоком -Востоком Ксеркса иль Христа?

«Двумирный» строй стиха, ставший нервом философической поэтики Соловьева, основан на естественном желании человека вырваться из-под власти «вещественного» и «временного» бытия. На этой почве и возникло отношение поэта к слову как к знаку или намеку на тайну. «Всякое познание, - писал он, - держится непознаваемым, всякие слова относятся к несказанному... » Данное положение было закреплено в произведениях, где в символико-аллегорической форме переданы глубинные переживания космического «всеединства», мотивами пейзажной лирики, знаменующими борьбу света и тьмы, умиротворение красотой стихийно-хаотического в жизни, и, безусловно, стихами «софийного» цикла, посвященными мистической возлюбленной — «Подруге Вечной» («Под чуждой властью знойной вьюги...», «Око вечности»). Новое поколение поэтов горячо восприняло идеи Вл. Соловьева о «вечной женственности» («Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока),

его представление о «мировой душе» (сборник А. Белого «Золото в лазури»), его учение о пророческой миссии художника («Прозрачность» и «Эрос» Вяч. Иванова); «порубежные» катастрофические предчувствия писателя нашли отзыв в лирике В. Брюсова, 3. Гиппиус, Д. Мережковского.

В.С. Соловьёв полагал, что каждое высокохудожественное произведение приотворяет двери в Вечность. Изучение, основанное на показаниях внешних чувств, даёт лишь приблизительное знание о жизни, в то время как поэт, наделённый божественной интуицией, проникает в сердцевину мировых явлений. Его произведения запечатлевают мгновения, охватываемые прозренческим вдохновением певца; но рождаются они лишь тогда, когда автор пытается уяснить свои тёмные тайные чувствования и порывается выйти за пределы познаваемого, чтобы зачерпнуть оттуда хоть каплю «стихии чуждой».

Русский космизм в творчестве В. С. Соловьёва опирался на определённый круг его жизненных и философских идей, становился наукой о вечности.

Примечания

1. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства / Н. А. Бердяев. - М., 1999.

2. Мареев С. Н. История философии / С. Н. Мареев, Е. В. Мареева. - М., 2003.

3. Соловьёв В. С. Красота в природе / В. С. Соловьёв // Сочинения. - М., 1990.

4. Соловьёв В. С. Общий смысл искусства / В. С. Соловьёв // Сочинения. - М., 1990

5. Соловьёв В. С. Стихотворения / В. С. Соловьёв. - М., 2008.

М. Г. Макиенко

СПЕЦИФИКА ВРЕМЕННОГО ПРОСТРАНСТВА В ИСТОРИЧЕСКОМ ЖАНРЕ КИНО

Специфика исторического жанра заключается не только в установке на художественную реконструкцию прошлого, но и в разнообразии приемов эстетизации атмосферы той или иной эпохи, в моделировании средствами кино масштабных типов героев-эталонов. На содержательно-стилистические параметры жанра исторического фильма влияют и социально-эстетические процессы и идеологическая доминанта социума. Социально-эстетический и информационно-познавательный потенциал нового вида киноискусства раскрывался в различных жанрах кино, включая и исторический. Ключевые слова: теория и история культуры, исторический жанр, кинематограф, исторический фильм, киноискусство, кинематографическое пространство, экранное искусство.

Specificity of a historical genre consists not only in installation on art reconstruction of the past, but also in a variety receptions of estetization atmosphere of this or that epoch, in modeling scale types of heroes-standards by means of cinema. Social-aesthetic processes and ideological dominant of society influence on substantial-stylistic parameters of a genre in historical film. The social-aesthetic and curious-informative potential of a new kind of motion picture arts revealed in various genres of cinema, including historical. Keywords: historical genre, cinema, historical film, motion picture arts, cinema space, screen art.

В мультикультурном пространстве ХХ века, отмеченного многими грандиозными событиями политического, социального, научного и художественного характера, молодому искусству кино принадлежит, как известно, важное место. За свой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.