Научная статья на тему 'ВЛАДЕЛЬЦЫ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ, КАК УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА'

ВЛАДЕЛЬЦЫ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ, КАК УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1787
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДЕЛЕЦ МАГАЗИНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / ПРОЦЕДУРА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / РЕЕСТР ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / DUTY-FREE SHOP OWNER / DUTY-FREE TRADE PROCEDURE / REGISTER OF DUTY-FREE SHOP OWNERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова Марина Владимировна

В Российской Федерации, как и в большинстве государств мира в последние несколько десятилетий активным образом развивается рынок беспошлинной торговли. Глобализация мировых экономических процессов, растущая деловая и туристическая активность людей подталкивают развитие такого вида торговли. Расширяется перечень товаров и услуг, предлагаемых в рамках беспошлинной торговли. В данной статье проведен обзор нормативно-правовых актов, направленных на регулирование деятельности владельцев магазинов беспошлинной торговли, на основе официальных данных ФТС проведено исследование контингента зарегистрированных владельцев магазинов беспошлинной торговли в разрезе РТУ, определена их географическая структура, так же определены условия необходимые для помещения товаров под процедуру беспошлинной торговли. Рассмотрен вопрос взимания таможенных и иных пошлин за иностранные товары, находящиеся под процедурой беспошлинной торговли. По результатам функционирования магазинов беспошлинной торговли в отношении их владельцев проводится таможенный контроль. Данная статья раскрывает особенности проведения такого контроля и последствия в отношении владельцев магазинов беспошлинной торговли в случае выявления факта правонарушения законодательства ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давыдова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OWNERS OF DUTY-FREE SHOPS AS PARTICIPANTS IN THE FIELD OF CUSTOMS

In the Russian Federation, as in most countries of the world, the duty-free trade market has been actively developing over the past few decades. The globalization of world economic processes, the growing business and tourist activity of people are pushing the development of this type of trade. The list of goods and services offered in the framework of duty-free trade is expanding. This article describes the regulatory framework that ensures the activities of duty-free shop owners, analyzes the number of registered owners of duty-free shops in the context of RTU, and defines the conditions for placing goods under the duty-free trade procedure. The issue of collecting customs and other duties for foreign goods that are subject to the duty-free trade procedure is also considered. According to the results of the operation of duty-free shops, customs control is carried out against their owners. This article reveals the specifics of such control and the consequences for the owners of duty-free shops in the event of a violation of the legislation of the EAEU.

Текст научной работы на тему «ВЛАДЕЛЬЦЫ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ, КАК УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 339.5

Давыдова М.В., старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Россия)

ВЛАДЕЛЬЦЫ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ, КАК УЧАСТНИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

В Российской Федерации, как и в большинстве государств мира в последние несколько десятилетий активным образом развивается рынок беспошлинной торговли. Глобализация мировых экономических процессов, растущая деловая и туристическая активность людей подталкивают развитие такого вида торговли. Расширяется перечень товаров и услуг, предлагаемых в рамках беспошлинной торговли. В данной статье проведен обзор нормативно-правовых актов, направленных на регулирование деятельности владельцев магазинов беспошлинной торговли, на основе официальных данных ФТС проведено исследование контингента зарегистрированных владельцев магазинов беспошлинной торговли в разрезе РТУ, определена их географическая структура, так же определены условия необходимые для помещения товаров под процедуру беспошлинной торговли. Рассмотрен вопрос взимания таможенных и иных пошлин за иностранные товары, находящиеся под процедурой беспошлинной торговли. По результатам функционирования магазинов беспошлинной торговли в отношении их владельцев проводится таможенный контроль. Данная статья раскрывает особенности проведения такого контроля и последствия в отношении владельцев магазинов беспошлинной торговли в случае выявления факта правонарушения законодательства ЕАЭС.

Ключевые слова: владелец магазина беспошлинной торговли, процедура беспошлинной торговли, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли,

В Российской Федерации, как и в рамках действия остальных государств-членов ЕАЭС в последнее время отмечается тенденция развития рынка беспошлинной торговли. Это в первую очередь связано с процессом глобализации экономических отношений в рамках международной торговли и развитием туристского бизнеса, т.к. большая часть магазинов беспошлинной торговли располагается именно в аэропортах.

Рассмотрим законодательную базу, регулирующую деятельность владельцев магазинов беспошлинной торговли (далее - ВМБТ).

Нормативно-правовое регулирование беспошлинной торговли в нашей стране в рамках функционирования

ЕАЭС формируется на следующих уровнях:

1. К наднациональному уровню можно отнести Таможенный кодекс ЕАЭС [1] и принятые ЕЭК акты в сфере беспошлинной торговли.

2. Нормативно-правовые акты, действующие на национальном уровне, можно условно разделить на две части. Собственно таможенное законодательство, включающее в себя Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее №289-ФЗ «О таможенном регулировании») [6] и а так же локальные нормативно-правовые акты ФТС.

Деятельность в сфере таможенного дела могут осуществлять создаваемые на основе гражданского законодательства государств-участников ЕАЭС юридические лица. Эти лица вносятся таможенными органами в специальные реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела [1].

В ТК ЕАЭС правовому и организационному статусу ВМБТ посвящена глава 60 и 33. В них регулируются вопросы в отношении содержания процедуры беспошлинной торговли, условий помещения товаров под данную процедуру, завершение и прекращение процедуры беспошлинной торговли, регулирование вопросов, связанных с уплатой таможенных и иных пошлин за иностранные товары, находящиеся под процедурой беспошлинной торговли [1].

Глава 60 ТК ЕАЭС регулирует уже конкретные вопросы связанные с осуществлением деятельности такого участника деятельности в сфере таможенного дела, как владелец магазина беспошлинной торговли.

В качестве примера нормативно-правовых актов наднационального уровня можно привести:

- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования [3].

- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 №203 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» (с изм. на 10.12.2019 г.)[4].

Основным нормативно-правовым источником на государственном уровне является №289-ФЗ «О

таможенном регулировании», который вкратце останавливается в главе 30, состоящей из единственной статьи 178, таможенной процедуры беспошлинной торговли.

Глава 65 №289-ФЗ «О таможенном регулировании» содержит нормы, расширяющие и дополняющие нормы главы 60 ТК ЕАЭС.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2018 №1512 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС воздушным или водным транспортом» установлен перечень пунктов пропуска для реализации товаров магазинов беспошлинной торговли [5].

Ведомственная нормативная база ФТС России также составляет существенную часть источников, регулирующих функционирование магазинов беспошлинной торговли.

ТК ЕАЭС позволяет законодательству государств-членов ЕАЭС предоставить право приобретение товаров беспошлинной торговли на своей территории иным организациям, их представительствам и персоналу [1].

ТК ЕАЭС определяет общие места, где может осуществляться беспошлинная торговля. Точный перечень мест устанавливается национальным законодательством. В частности, Постановлением Правительства РРФ от 12.12.2018 г. №1512 определен перечень пунктов пропуска, в рамках которых разрешается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС. [5].

Рис. 1 Количество зарегистрированных ВМБТ в разрезе таможенных управлений

Домодедовская таможня Шереметьевская таможня Внуковская таможня СКТУ ЮТУ ЦТУ УТУ СТУ СЗТУ ПТУ ДТУ

10

12

13

10 20

24

30

40

50

60

70

83

80 90

6% ■ ДТУ

11% 4% ■ ПТУ

■ СЗТУ

17% ■ СТУ

■ УТУ

■ ЦТУ

3% ■ ЮТУ

39% 4% ■ СКТУ

■ Внуковская таможня

6% 3% ■ Шереметьевская таможня

5% ■ Домодедовская таможня

2%

Рис. 2 Структура количества зарегистрированных владельцев беспошлинной торговли в разрезе таможенных управлений

4

6

з

7

0

Общее количество зарегистрированных в Российской Федерации ВМБТ на декабрь 2020г. составляет 212 единиц (рисунок 1). Наибольшая доля зарегистрированных ВМБТ приходиться на Шереметьевскую таможню - 39%, что составляет 83

единицы, на втором месте Северо-западное таможенное управление - 17%, что составляет 37 единицы, а на третьем - Домодедовская таможня - 11% или 24 магазина беспошлинной торговли (рисунок 2) [7].

Таблица 1

Численность владельцев магазинов беспошлинной торговли в Цен_тральном таможенном управлении_

№ Таможня, включившая юридическое лицо в ре- Дата регистрации Название Место расположения

естр

1 Брянская 09.09.2011г. ООО «Дьюти Фри Альянс» Брянская область, Севский район, МАПП «Троебортное»

2 10.08.2012г. ООО «Дьюти Фри Маркет» Белгородская обл-ть, Грайво-ронский р-он, с. Козинка

3 06.09.2011г. ООО «Эланит» Белгородский район, МАПП Нехотеевка

4 Белгородская 26.10.2011г. ЗАО «КАПО Дьюти Фри» Белгородский район, МАПП Нехотеевка

5 06.09.2011г. ООО «Белгорол Дьюти Фри» Белгородская обл-ть, Шебе-кенский р-он, МАПП Шебе-кино

6 Воронежская 11.08.2011г. ООО «Вектор-В» Воронежская обл-ть, Рамон-ский р-он, территория Аэропорт

На сегодняшний момент в Центральном таможенном управлении, куда относиться и Брянская таможня, зарегистрировано 6 владельцев магазинов беспошлинной торговли, из них 4 зарегистрировано Белгородской таможней и по одному Брянской и Воронежской таможнями (таблица 1). Доля зарегистрированных владельцев магазинов беспошлинной торговли в ЦТУ от их общего количества составляет 3 %, меньше только у СКТУ - 2% (рисунок 2) [7]. Данные значения показателей, позволяют сделать вывод, что беспошлинная торговля развивается и приносит доход своему владельцу в основном в местах с наибольшей пропускной пассажирской способностью. Это наглядно видно по показателям Шереметьевской, Домодедовской и Внуковской таможен - их доля от общего числа зарегистрированных ВМБТ составляет более 50%.

На процедуру беспошлинной торговли в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами

наложен ряд ограничений. Это, во-первых, запрет на товары, запрещенные к реализации на территории члена ЕАЭС. Во-вторых, ЕЭК имеет право определить перечень товаров, которые под процедуру беспошлинной торговли не подпадают. В настоящее время такой перечень утвержден Решением Коллегии ЕЭК от 11.12.2018 №203 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» [4].

Товары могут быть помещены под процедуру беспошлинной торговли только при соблюдении ряда условий:

- соблюдение общих запретов и ограничений, установленных ТК ЕАЭС (статья 7);

- декларантом, может являться только ВМПТ;

- товар должны находиться только в указанных магазинах и реализоваться вышеуказанным лицам;

- такие товар, как табак, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки, должны реализоваться физлицам, которые прибывают на таможенную

территорию ЕАЭС только в таких количественных нормах, в которых разрешен их ввоз без уплаты пошлин и налогов. Такие нормы (стоимостные, весовые и (или) количественные) в настоящее время установлены Решением ЕЭК от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» [3].

Теперь нам необходимо разобраться с операциями по завершению и прекращению действия таможенной процедуры беспошлинной торговли, а также случаев, когда товары беспошлинной торговли помещаются под процедуру транзита. Обычно действие указанной процедуры завершается реализацией товаров, лицам, реализация которым она допускается. Исключением являются лица, выезжающие или въезжающие из одного государства ЕАЭС в другое.

Товары, находящиеся под процедурой беспошлинной торговли, могут быть временно помещены под процедуру транзита для их перевозки. При этом процедура беспошлинной торговли для них не завершается. Это происходит в случаях:

- перевозки между складом и торговым залом магазина, в случае если они находятся в регионах деятельности различных таможенных органов;

- перевозки между местом хранения под процедуру беспошлинной торговли, и складом или торговым залом, если также эти места находятся в регионах деятельности различных таможен.

В иных случаях помещения под процедуру таможенного транзита иностранных товаров, процедура беспошлинной торговли завершается.

Если магазин беспошлинной торговли прекратил свое существование,

то товары в течение трех месяцев должны быть помещены под иную таможенную процедуру. Иностранные товары - под любые применимые к иностранным товарам, товары ЕАЭС -под экспорт или вывоз на таможенную территорию ЕАЭС. В обратном случае товары задерживаются должностными лицами ФТС.

Начинает свою деятельность магазин беспошлинной торговли с момента включения его владельца в соответствующие реестр. Для того, чтобы быть туда включенным претендующее на этот статус лицо должно соблюсти ряд условий [1]:

- наличие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений и помещений(в них будут располагаться магазины беспошлинной торговли);

- наличие разрешительных документов на ведение розничной торговли;

- отсутствие задолженности по уплате таможенных и иных платежей, на дату обращения в таможенный орган с соответствующим заявлением.

Законодательство стран ЕАЭС может устанавливать иные требования и условия для включения в реестр. В частности, 289-ФЗ «О таможенном регулировании» установил такие дополнительные условия [6]:

1) предоставление обеспечения исполнения обязанностей владельца магазина беспошлинной торговли (2,5 млн. рублей).

2) отсутствие у владельца задолженности по уплате штрафов за ряд административных правонарушений.

3) юридическое лицо не должно быть:

- казенным предприятием;

- организаций или государственным

унитарным предприятием, созданными таможенными органами;

- организацией, участником которой прямо или косвенно являются вышеуказанные организации и государственные унитарные предприятия.

4) лицо должно пройти регистрацию в личном кабинете.

Открытие магазина беспошлинной торговли должно быть согласовано с пограничными органами до включения его владельца в реестр. А порядок функционирования магазина согласовывается с таможенными органами, в регионе деятельности которого тот будет функционировать.

В ходе проведения таможенного контроля за деятельностью ВМБТ таможенными органами могут быть выявлены факты несоблюдения возложенных на них обязанностей. Это является основанием для исключения владельца из реестра. Причем в Российской Федерации факт такого несоблюдения обязанностей обязательно должен быть подтвержден привлечением владельца магазина к административной ответственности, при условии, что сумма наложенных административных штрафов в совокупности должна составлять 500 тысяч руб. и более.

Данный список является открытым. Государствами-участниками ЕАЭС своим законодательством могут устанавливать иные основания для исключения из реестра.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На всем протяжении функционирования магазина беспошлинной торговли таможенный контроль за его деятельностью заключается в контроле за соблюдением его владельцем своих обязанностей, которые заключаются в следующем:

1). Соблюдение условий, которые

были установлены ТК ЕАЭС и таможенным законодательством стран-участников ЕАЭС в качестве необходимых для включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

2). Обеспечение условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой беспошлинной торговли.

3). Обеспечение сохранности товаров, находящихся под процедурой беспошлинной торговли, которые не были реализованы в магазинах беспошлинной торговли;

4). Обеспечение возможности проведения беспрепятственного таможенного контроля.

5). Ведение учета поступления и реализации товаров в магазине беспошлинной торговли.

6). Предоставление данных о поступлении и дальнейшей реализации товаров. Такая отчетность предоставляется в соответствии с законодательством государств-участников ЕАЭС.

7). Информирование об изменении сведений, которые были заявлены лицом при включении в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, а также предоставление документов, подтверждающих изменений таких сведений. В это случае, информируется таможенный орган, который включил советующее лицо в реестр в течение пяти рабочих дней со дня изменения сведения, или со дня, когда лицу стало известно о произошедших изменениях.

8). Соблюдение прочих обязанностей, которые могут быть установлены ТК ЕАЭС или таможенным законодательством государств-членов ЕАЭС.

В случае выявлении нарушений в сфере деятельности ВМБТ

должностными лицами ФТС возбуждаются дела об АП. Ответственность за такие нарушения предусмотрена частью 1 статьи 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров», статьей 16.15 «непредставление в таможенной орган отчётности», частью 3 статьи 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела» КоАП РФ [2].

Таким образом, развитие рынка беспошлинной торговли обусловлено многими выше перечисленными факторами. Владельцы магазинов беспошлинной торговли заинтересованы в развитии своей деятельности, так как в

них заинтересован потребитель товаров, которые помещены под процедуру беспошлинной торговли. Таможенными органами в отношении владельцев магазинов беспошлинной торговли проводится контроль, обеспечивающий соблюдение владельцами магазинов беспошлинной торговли условий, необходимых для ведения бизнеса. Соблюдение законодательства, знание законов рыночной экономики позволяет владельцам данного рода деятельности успешно развивать свое дело, несмотря на постоянное давление внешних и внутренних угроз.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020)

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 №107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»

4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.12.2018 №203 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2018 №1512 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС воздушным или водным транспортом»

6. Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

7. Официальный сайт ФТС https://customs.gov.ru/

OWNERS OF DUTY-FREE SHOPS AS PARTICIPANTS IN THE FIELD OF CUSTOMS

In the Russian Federation, as in most countries of the world, the duty-free trade market has been actively developing over the past few decades. The globalization of world economic processes, the growing business and tourist activity of people are pushing the development of this type of trade. The list of goods and services offered in the framework of duty-free trade is expanding. This article describes the regulatory framework that ensures the activities of duty-free shop owners, analyzes the number of registered owners of duty-free shops in the context of RTU, and defines the conditions for placing goods under the duty-free trade procedure. The issue of collecting customs and other duties

for foreign goods that are subject to the duty-free trade procedure is also considered. According to the results of the operation of duty-free shops, customs control is carried out against their owners. This article reveals the specifics of such control and the consequences for the owners of duty-free shops in the event of a violation of the legislation of the EAEU.

Keywords: duty-free shop owner, duty-free trade procedure, register of duty-free shop owners

References

1. Tamozhenny'j kodeks Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza (prilozhenie N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evrazijskogo e'konomicheskogo soyuza)

2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativny'x pravonarusheniyax ot 30.12.2001 N 195-FZ (red. ot 01.03.2020)

3. Reshenie Soveta Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 20.12.2017 №107 «Ob otdel'ny'x voprosax, svyazannyx s tovarami dlya lichnogo poFzovaniya»

4. Reshenie Kollegii Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii ot 11 dekabrya 2018 g. N 203 «O nekotory'x voprosax primeneniya tamozhennyx procedur»

5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 12.12.2018 №1512 «Ob ut-verzhdenii perechnya punktov propuska cherez gosudarstvennuyu graniczu Rossijskoj Federacii, v kotory'x dopuskaetsya realizaciya tovarov fizicheskim liczam, priby'vay-ushhim na tamozhennuyu territoriyu EAE'S vozdushny' m ili vodny'm transportom»

6. FederaFny'j zakon ot 03.08.2018 №289-FZ «O tamozhennom regulirovanii v Rossijskoj Federacii i o vnesenii izmenenij v otdel'ny'e zakonodatel'ny'e akty' Rossijskoj Federacii»

7. Official website of the Federal customs service https://customs.gov.ru/

Об авторе

Давыдова Марина Владимировна - старший преподаватель Брянского государственного университета, marina.davydova.1981@bk.ru

Davydova Marina Vladimirova is a senior lecturer in Bryansk state University, ma-rina.davydova.1981 @bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.