Научная статья на тему 'Беспошлинная торговля в условиях евразийской интеграции: содержание и особенности правового регулирования'

Беспошлинная торговля в условиях евразийской интеграции: содержание и особенности правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2859
452
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ / МАГАЗИН БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННАЯ ПРОЦЕДУРА / ТОРГОВО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / СЕГМЕНТ РЫНКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЕЕСТР ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАГАЗИНОВ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / DUTY-FREE TRADE / DUTY-FREE SHOP / EURASIAN ECONOMIC UNION / CUSTOMS PROCEDURE / TRADE AND POLITICAL REGIME / MARKET SEGMENT / ECONOMIC ACTIVITY / REGISTER OF DUTY-FREE SHOP OWNERS / FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Агамагомедова Амина Магомедовна

Актуальность и цели. Актуальность темы обусловлена необходимостью определения содержания и особенностей правового регулирования беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза. Цель работы анализ института беспошлинной торговли в действующем законодательстве и научных исследованиях в целях определения специфики его развития в условиях интеграции, а также определения направлений его совершенствования. Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством сравнительного анализа нормативно-правового регулирования беспошлинной торговли в периоды до и после образования Евразийского экономического союза на основе анализа соответствующего таможенного законодательства. Нормативно-правовые материалы исследования использованы с учетом законодательства на 14.12.2018. Методологический потенциал исследования включает методы системного и сравнительного анализа, исторический метод, методы систематизации и формализации. Результаты. Определены теоретические и организационно-правовые аспекты института беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Произведен анализ действующей нормативно-правовой базы регулирования статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли, сделан вывод о наличии двух уровней регулирования беспошлинной торговли: на наднациональном (уровень ЕАЭС) и национальном (уровень государства-члена ЕАЭС) уровнях. Определена потребность в регламентации организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, иных категорий лиц. Выводы. Сделан вывод о многообразии использования понятия беспошлинной торговли в современной науке, нормативно-правовом массиве и практической экономической деятельности. Применительно к характеристике беспошлинной торговли как сегменту экономического рынка высказаны доводы о его специфике, имеющей территориальные и потребительские пределы, а также закрытости и монополизированности в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тактарова Светлана Викторовна, Агамагомедова Амина Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUTY-FREE TRADE IN THE CONDITIONS OF EURASIAN INTEGRATION: CONTENT AND FEATURES OF LEGAL REGULATION

Background. The relevance of the topic of the article is due to the need to determine the content and features of the legal regulation of duty-free trade in the context of the Eurasian Economic Union. The purpose of the work is to analyze the institution of duty-free trade in the current legislation and scientific research in order to determine the specifics of its development in the context of integration, as well as to determine the directions of its improvement. Materials and methods. The implementation of the research goal was achieved through a comparative analysis of the legal regulation of duty-free trade in the periods before and after the formation of the Eurasian Economic Union based on an analysis of the relevant customs legislation. Legal research materials were based on the legislation effective on 12/14/2018. The methodological potential of the research included methods of systemic and comparative analysis, the historical method, methods of systematization and formalization. Results. The theoretical, organizational and legal aspects of the institution of duty-free trade in the conditions of the Eurasian Economic Union (EAEU) have been defined. The analysis of the current framework for regulating the status of owners of duty-free shops was made. It is concluded that there are two levels of regulation of duty-free trade: at the supranational (EAEU level) and national (EAEU member state level) levels. There is a need for the regulation of the organization of duty-free trade for foreign diplomatic missions, representatives of international organizations equated to them, other categories of persons. Conclusions. The conclusion is made about the diversity of the use of the concept of duty-free trade in modern science, the regulatory and legal array and practical economic activity. In relation to the characterization of duty-free trade as a segment of the economic market, the work adduces arguments about its specifics, which has territorial and consumer limits, as well as closeness and monopolization in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Беспошлинная торговля в условиях евразийской интеграции: содержание и особенности правового регулирования»

УДК 339.543

Б01 10.21685/2309-2874-2018-2-8

С. В. Тактарова, А. М. Агамагомедова

БЕСПОШЛИННАЯ ТОРГОВЛЯ В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Актуальность темы обусловлена необходимостью определения содержания и особенностей правового регулирования беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза. Цель работы - анализ института беспошлинной торговли в действующем законодательстве и научных исследованиях в целях определения специфики его развития в условиях интеграции, а также определения направлений его совершенствования.

Материалы и методы. Реализация цели исследования была достигнута посредством сравнительного анализа нормативно-правового регулирования беспошлинной торговли в периоды до и после образования Евразийского экономического союза на основе анализа соответствующего таможенного законодательства. Нормативно-правовые материалы исследования использованы с учетом законодательства на 14.12.2018. Методологический потенциал исследования включает методы системного и сравнительного анализа, исторический метод, методы систематизации и формализации.

Результаты. Определены теоретические и организационно-правовые аспекты института беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Произведен анализ действующей нормативно-правовой базы регулирования статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли, сделан вывод о наличии двух уровней регулирования беспошлинной торговли: на наднациональном (уровень ЕАЭС) и национальном (уровень государства-члена ЕАЭС) уровнях. Определена потребность в регламентации организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, иных категорий лиц.

Выводы. Сделан вывод о многообразии использования понятия беспошлинной торговли в современной науке, нормативно-правовом массиве и практической экономической деятельности. Применительно к характеристике беспошлинной торговли как сегменту экономического рынка высказаны доводы о его специфике, имеющей территориальные и потребительские пределы, а также закрытости и монополизированности в современных условиях.

Ключевые слова: беспошлинная торговля, магазин беспошлинной торговли, Евразийский экономический союз, таможенная процедура, торгово-политический режим, сегмент рынка, экономическая деятельность, реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, Федеральная таможенная служба.

© 2018 Мартынова А. Г., Скворцова В. А. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

S. V. Taktarova, A. M. Agamagomedova

DUTY-FREE TRADE IN THE CONDITIONS OF EURASIAN INTEGRATION: CONTENT AND FEATURES OF LEGAL REGULATION

Abstract.

Background. The relevance of the topic of the article is due to the need to determine the content and features of the legal regulation of duty-free trade in the context of the Eurasian Economic Union. The purpose of the work is to analyze the institution of duty-free trade in the current legislation and scientific research in order to determine the specifics of its development in the context of integration, as well as to determine the directions of its improvement.

Materials and methods. The implementation of the research goal was achieved through a comparative analysis of the legal regulation of duty-free trade in the periods before and after the formation of the Eurasian Economic Union based on an analysis of the relevant customs legislation. Legal research materials were based on the legislation effective on 12/14/2018. The methodological potential of the research included methods of systemic and comparative analysis, the historical method, methods of systematization and formalization.

Results. The theoretical, organizational and legal aspects of the institution of dutyfree trade in the conditions of the Eurasian Economic Union (EAEU) have been defined. The analysis of the current framework for regulating the status of owners of duty-free shops was made. It is concluded that there are two levels of regulation of duty-free trade: at the supranational (EAEU level) and national (EAEU member state level) levels. There is a need for the regulation of the organization of duty-free trade for foreign diplomatic missions, representatives of international organizations equated to them, other categories of persons.

Conclusions. The conclusion is made about the diversity of the use of the concept of duty-free trade in modern science, the regulatory and legal array and practical economic activity. In relation to the characterization of duty-free trade as a segment of the economic market, the work adduces arguments about its specifics, which has territorial and consumer limits, as well as closeness and monopolization in modern conditions.

Keywords: duty-free trade, duty-free shop, Eurasian Economic Union, customs procedure, trade and political regime, market segment, economic activity, register of duty-free shop owners, Federal Customs Service.

Рынок беспошлинной торговли в последние десятилетия активно развивается как в России, так и в большинстве стран мира. С учетом туристической и деловой активности современного человека, глобализационных процессов в мире данное направление торговли совершенствуется, расширяя как перечень предлагаемых товаров, так и виды услуг в рамках беспошлинной торговли.

В настоящее время вопросы теоретико-правового статуса владельцев магазина беспошлинной торговли приобретают особую актуальность в связи с изменениями в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза. Данные изменения связаны с условиями получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли, а также особенностями функционирования магазинов беспошлинной торговли.

Развитие института беспошлинной торговли (duty free) в мире имеет богатые традиции. Считается, что один из первых магазинов беспошлинной торговли был открыт в аэропорту Ирландии в послевоенный период, в середине прошлого века. Позже подобные торговые точки открываются в различных странах мира и в большинстве своем представляют крупные сетевые компании. Беспошлинная торговля развивается, расширяя не только ассортимент предлагаемых товаров, но и места торговли (торговля осуществляется не только в международных аэропортах, но и на вокзалах, а также на бортах воздушных лайнеров).

Нормативно-правовая база беспошлинной торговли в РФ в условиях Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) составляет наднациональный и национальный уровни и включает в себя такие нормативные акты, как: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), целый ряд актов Евразийской экономической комиссии в области регламентации правового статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли и их деятельности; Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - 289-ФЗ), гражданское законодательство РФ, регламентирующее создание и деятельность юридических лиц (владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только юридическое лицо), иные нормативно-правовые акты РФ, а также обширную ведомственную базу Федеральной таможенной службы (ФТС России) в области регламентации процедуры беспошлинной торговли.

Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 1 января 2018 г., несет много понятийных новелл в области таможенного регулирования [1] и впервые содержит понятие «деятельности в сфере таможенного дела» (статья 397 ТК ЕАЭС). Под ней понимается деятельность лиц, связанная с оказанием определенных услуг, контролируемая таможенными органами и регулируемая ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, регулируемая законодательством государств-членов ЕАЭС [2].

Подобную деятельность осуществляют юридические лица, создаваемые на основе законодательства государств-членов ЕАЭС и вносимые таможенным органом в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.

Условия включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в соответствующие реестры и основания исключения из них определяются главой 54 ТК ЕАЭС.

Организационно-правовому статусу владельца магазина беспошлинной торговли посвящены глава 60 ТК ЕАЭС и глава 30 289-ФЗ. Согласно ст. 425 ТК ЕАЭС владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определенным лицам. Последние указаны в п. 2 ст. 243 ТК ЕАЭС [2].

Обратим внимание на то, что в ТК ЕАЭС вводится возможность совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли и при поездках внутри ЕАЭС, между государствами-членами.

Магазинами беспошлинной торговли (МБТ) являются специально определенные и обустроенные сооружения или помещения, включающие торговые залы и склады, а также подсобные помещения (при наличии) (п. 1 ст. 426 ТК ЕАЭС).

Подобный магазин считается учрежденным со дня, следующего за днем включения лица в реестр владельцев МБТ. Функционирование МБТ заканчивается со дня, следующего за днем исключения владельца МБТ из соответствующего реестра. Требования к расположению, обустройству и оборудованию МБТ, в том числе их техническому оснащению, а также правила реализации товаров в подобных торговых пунктах устанавливаются на уровне национального законодательства.

Характеризуя институт беспошлинной торговли, нельзя не обратить внимание на сложность данного понятия и использование его в различных значениях. В первую очередь, это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, согласно которой такие товары находятся и реализуются в розницу в МБТ без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с ее условиями [2].

Специфика беспошлинной торговли как таможенной процедуры представлена на рис. 1.

Специфика беспошлинной торговли

самостоятельный блок правового регулирования

особый перечень

товаров, реализауемых МБТ

особый перечень

товаров, реализауемых МБТ

места расположения МБТ и требования к их обустройству

особая категория лиц-потребителей услуг М БТ

Рис. 1. Специфика института беспошлинной торговли как таможенной процедуры

Беспошлинная торговля подразумевает осуществление внешнеторговой деятельности с освобождением от уплаты отдельных видов таможенных платежей. И в этом плане, по мнению А. Н. Козырина, она позиционируется в качестве одной из разновидностей торгово-политического режима, установленного многосторонними или двусторонними международными соглашени-

ями и предусматривает осуществление внешнеторговых операций без обложения таможенными пошлинами [3]. При этом подобный режим может распространяться как на весь товарный спектр внешнеторговых отношений, так и на определенные категории товаров. В качестве примера данного режима в международных экономических отношениях выступает внешнеторговый режим зоны свободной торговли как начальный этап экономической интеграции нескольких государств, предполагающий осуществление беспошлинного торгового взаимодействия.

Сравнительный анализ понимания беспошлинной торговли как таможенной процедуры и торгово-политического режима позволяет говорить о различной правовой природе рассматриваемых категорий. В первом случае беспошлинная торговля регламентируется нормами таможенного законодательства (на национальном или наднациональном уровне). Торгово-политический режим беспошлинной торговли имеет конвенциональную природу и регламентируется посредством заключения определенного многостороннего или двустороннего международного договора [3].

Юридическое лицо в РФ признается владельцем МБТ после внесения его в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли, который ведется ФТС России и размещается на официальном сайте ведомства. Условия включения в реестр владельцев МБТ приведены в ст. 377 289-ФЗ.

До включения юридического лица в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли открытие МБТ должно быть согласовано в соответствии с законодательством РФ о Государственной границе РФ [4]. Таким образом, необходимо выделить три основных этапа получения статуса владельца МБТ в РФ: регистрация юридического лица, согласование открытия МБТ в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ и получение свидетельства о включении в реестр владельцев МБТ (рис. 2).

регистрация юридического лица

согласование открытия МБТ в соответствии с законодательством о Государственной границе РФ

получение свидетельства о включении в реестр владельцев МБТ

Рис. 2. Этапы получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли

Свидетельство о включении в реестр владельцев МБТ удостоверяет право заниматься соответствующей деятельностью и должно содержать ряд сведений (рис. 3). Пункт 3 ст. 178 289-ФЗ предусмотрена организация беспошлинной торговли для отдельных категорий лиц. Перечень подобных магазинов, в которых товары предлагаются конкретным категориям лиц, опреде-

ляется Правительством РФ. Однако соответствующий акт на сегодняшний день отсутствует, и данная таможенная процедура не может быть применена в отношении данной категории лиц - потребителей услуг МБТ [3].

организационно-правовая форма

дата выдачи свидетельства и его номер

наименование таможенного органа, выдавшего свидетельство

место нахождения торгового зала МБТ

наименование владельца МБТ

сведения о про щади склада МБТ

место нахождения склада МБТ

Рис. 3. Сведения, содержащиеся в свидетельстве о включении в реестр владельцев МБТ

Также исполнительным органом страны устанавливается перечень мест перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которых допускается продажа товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию ЕАЭС воздушным или водным видами транспорта. Соответствующий акт Правительства РФ должен вступить в силу 14 января 2019 г. [5]. Он содержит перечисление 75 воздушных пунктов пропуска, 38 морских и 3 речных пунктов пропуска.

Основания для исключения из реестра владельцев МБТ содержатся в ст. 428 ТК ЕАЭС и могут быть разделены на связанные и не связанные с исполнением владельцем МБТ своих обязанностей (рис. 4).

В ст. 429 ТК ЕАЭС перечислены обязанности владельца МБТ (рис. 5).

Одной из них является ведение учета товаров и хозяйственных операций с этими товарами и представление отчетности владельцем МБТ, которые осуществляются в соответствии с требованиями российского законодательства (ст. 13; ст. 341 289-ФЗ). Форма отчетности владельца МБТ о товарах, помещенных под соответствующую таможенную процедуру и проданных в МБТ, утверждена приказом ФТС России от 28 декабря 2010 г. № 2636 [6].

Неисполнение большинства обязанностей владельцем МБТ влечет за собой исключение из реестра владельцев МБТ. Ответственность юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, включая и владельца МБТ, предусмотрена ст. 400 ТК ЕАЭС, а также ст. 16.23 «Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела» КоАП РФ [7].

необеспечение возможности проведения

неуплата таможе иных по шл и н, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин

не информирование таможенного органа об изменении сведений, заявленных при включении в реестр втечение 5 рабочихдней

неведение учета поступления товаров в МВТ и их реализации, непредоставление отчетности

необеспечение сохранности товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлиннойторговли и не реализованных в магазине беспошлиннойторговли

Рис. 4. Основания для исключения из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли

По оценке Федеральной антимонопольной службы, рынок беспошлинной торговли в России в пропускных пунктах (воздушного и водного транспорта) характеризуется отсутствием конкуренции и определенной закрытостью [8]. Специалисты антимонопольного ведомства полагают, что, учитывая особенности реализации беспошлинной торговли, она выступает специализированной разновидностью торговли и не подлежит традиционному регулированию, осуществляемому на экономическом пространстве России. Это обусловливает необходимость учета выделенной специфики в соответствующем разделе законодательства. В связи с этим в действующем законодательстве необходимо предусмотреть специфику ее регулирования [8]. Подтверждением последней выступает, на наш взгляд, определение законодателем перечня товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли [9].

Одной из новаций института беспошлинной торговли в национальном российском законодательстве является введение возможности маркировки реализуемых в МБТ товаров (п. 4 ст. 381 289-ФЗ). Более того, процедура проверки маркировки товаров как меры, обеспечивающей проведение таможен-

ликвидация юридического лица, включенного в реестр владельцев МБТ

ного контроля, предусматривает возможность проверки наличия на товарах, предлагаемых в МБТ, подобной маркировки (п. 2 ст. 246 289-ФЗ). Мероприятия по маркировке товаров являются, на наш взгляд, отражением устойчивой в условиях евразийского экономического пространства тенденции прослежи-ваемости товаропотоков, которая позволяет контролировать трансграничное движение определенных категорий товаров.

Рис. 5. Обязанности владельца МБТ

Таким образом, беспошлинная торговля может пониматься в нескольких значениях: как таможенная процедура, как торгово-политический режим, как правовой статус субъекта в сфере внешней торговли, как разновидность экономической деятельности, как сегмент рынка, и даже как фактор миграционного процесса (рис. 6).

На основании анализа международной торговли специалисты констатируют определенное воздействие торговли на миграционные процессы. Введение, установление свободной беспошлинной торговли при условии гарантии безопасности исторически обусловило механизмы, способствующие усилению миграции населения на приграничной российско-китайской территории в дореволюционный период [10].

Кроме того, можно выделить использование понятия Duty Free в экономическом (не нормативно-правовом) пространстве РФ в качестве маркетингового инструмента. Речь идет о создании магазинов под коммерческими обозначениями Duty Free в регионах, не имеющих никакого отношения к правовому статусу МБТ [11].

Рис. 6. Многообразие содержания понятия беспошлинной торговли

Все это позволяет сделать вывод о теоретическом многообразии трактовки категории беспошлинной торговли в современной науке и использовании данного понятия в реальных экономических отношениях.

В действующем реестре владельцев МБТ, который ведется ФТС России, на сегодняшний день включено более двухсот юридических лиц [12]. Большинство из них зарегистрированы в регионе г. Москвы и Московской области и функционируют в крупнейших аэропортах РФ. Весь рынок беспошлинной торговли можно дифференцировать по ряду критериев (рис. 7).

метод торговли

территория функционирования

объем оборота

ассортимент товаров и услуг

потребители товаров и услуг

Рис. 7. Критерии дифференциации рынка беспошлинной торговли

Таким образом, рынок беспошлинной торговли в современный период отличается монополизированностью, спецификой реализуемых товаров и их потребителей.

Нами рассмотрены теоретико-правовые аспекты института беспошлинной торговли в условиях ЕАЭС. Сделаны выводы о следующих особенностях рынка беспошлинной торговли:

- институт беспошлинной торговли достаточно полно урегулирован на нормативно-правовом уровне ЕАЭС и национальном уровне; действующее законодательство содержит понятия «таможенной процедуры беспошлинной торговли», «владельца магазина беспошлинной торговли» и др. Четко определены территориальные (пространственные) пределы существования МБТ, категории товаров, помещаемых по данную процедуру, и покупателей подобных товаров, а также изъятия из них;

- беспошлинная торговля как социально-экономический и организационно-правовой институт понимается в нескольких значениях: как таможенная процедура, как торгово-политический режим, как организационно-правовой статус субъекта в сфере внешней торговли, как разновидность экономической деятельности, как сегмент рынка, как фактор миграционного процесса; в экономической практике понятие Duty Free используется в качестве определенного маркетингового механизма;

- беспошлинная торговля как сектор рынка достаточно монополизирована и в большинстве своем сконцентрирована в столице и крупных городах России. Это закономерно и обусловлено сосредоточением пунктов пропуска в крупных экономических центрах страны;

- отражением модернизации института беспошлинной торговли является введение возможности специальной маркировки реализуемых в МБТ товаров. Данные механизмы установлены на национальном уровне в 289-ФЗ и отражают инновационные конструкции контроля прослеживаемости товаров в условиях евразийского экономического пространства.

Все сказанное выше позволяет констатировать определенное развитие института беспошлинной торговли, его организационно-правовую трансформацию. Отражением последней является усложнение правового регулирования института МБТ, его многоуровневый характер, последовательность процедурной регламентации. Совершенствование рассматриваемого института позволяет говорить о достаточной сформированности его содержания и развитии функционала в условиях евразийской экономической интеграции.

Библиографический список

1. Агамагомедова, С. А. Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза: приоритеты и перспективы / С. А. Агамагомедова // Законодательство. - 2016. - № 1. - С. 41-48.

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный сайт Евразийского экономического союза. - URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 12.04.2017).

3. Козырни, А. Н. Беспошлинная торговля: таможенная процедура и ее налоговые последствия / А. Н. Козырин // Финансовое право. - 2016. - № 5. - С. 37-42.

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 32 (ч. I). - Ст. 5082.

5. Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным или водным транспортом : постановление Правительства РФ от 12.12.2018 № 1512 // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Об утверждении порядка представления и форм отчетности лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (вместе с «Порядком представления отчетности в таможенный орган лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела») : приказ ФТС России от 28.12.2010 № 2636 (ред. от 24.09.2014) // Российская газета. - 2011. - № 43.

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета. - 2001. - № 256.

8. Рынок Duty Free в России монополизирован. - URL: http://www.vestifinance.ru/ articles/43381 (дата обращения: 11.03.2018).

9. О некоторых вопросах применения таможенных процедур : решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 (ред. от 14.11.2017) // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. - URL http://www.tsouz.ru/ (дата обращения: 21.09.2010.

10. Мамкина, И. Н. Беспошлинная торговля России и Китая как фактор миграционного процесса среди приграничного населения - исторический аспект / И. Н. Мамкина, Д. А. Пуховской // Миграционное право. - 2013. - № 4. -С. 53-55.

11. Duty Free Пенза. - URL: http://df-ru.ru/about (дата обращения: 11.03.2018).

12. Реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли // Официальный сайт ФТС России. - URL: http://ved.customs.ru/ (дата обращения: 07.03.2018).

References

1. Agamagomedova S. A. Zakonodatel'stvo [Legilsation]. 2016, no. 1, pp. 41-48.

2. Ofitsial'nyy sayt Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Official site of the Eurasian Economic Union]. Available at: http://www.eaeunion.org/ (accessed Apr. 12, 2017).

3. Kozyrin A. N. Finansovoepravo [Financial law]. 2016, no. 5, pp. 37-42.

4. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2018, no. 32, (pt. I), art. 5082.

5. Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii [Official internet portal of legal information]. Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed Dec. 14, 2018).

6. Rossiyskayagazeta [The Russian Newspaper]. 2011, no. 43.

7. Rossiyskaya gazeta [The Russian Newspaper]. 2001, no. 256.

8. Rynok Duty Free v Rossii monopolizirovan [The duity-free market in Russia is monopolized]. Available at: http://www.vestifinance.ru/articles/43381 (accessed Mar. 11, 2018).

9. Ofitsial'nyy sayt Komissii Tamozhennogo soyuza [Official site of the Customs Union Commission]. Available at: http://www.tsouz.ru/ (accessed Sept. 21, 2010).

10. Mamkina I. N., Pukhovskoy D. A. Migratsionnoe pravo [Migration law]. 2013, no. 4, pp. 53-55.

11. Duty Free Penza. Available at: http://df-ru.ru/about (accessed Mar. 11, 2018).

12. Ofitsial'nyy sayt FTS Rossii [Official site of the FCU of Russia]. Available at: http://ved.customs.ru/ (accessed Mar. 07, 2018).

Тактарова Светлана Викторовна

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и экономической безопасности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: [email protected]

Агамагомедова Амина Магомедовна студентка, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (Россия, г. Москва, ул. Ленинские Горы, 1)

E-mail: [email protected]

УДК 339.543 Тактарова, С. В.

Беспошлинная торговля в условиях евразийской интеграции: содержание и особенности правового регулирования / С. В. Тактарова, А. М. Агамагомедова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2018. - № 2 (8). - С. 63-74. - Б01 10.21685/2309-2874-2018-2-8.

Taktarova Svetlana Viktorovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of management and economic safety, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Agamagomedova Amina Magomedovna Student, Lomonosov Moscow State University (1 Leninskie Gory street, Moscow, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.