Научная статья на тему 'ВЛАД МАЛЕНКО - ЛИРИК-ПАТРИОТ'

ВЛАД МАЛЕНКО - ЛИРИК-ПАТРИОТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
136
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ЛИРИКА / ВЛАД МАЛЕНКО / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / СТИХИ О ВОЙНЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Керимова Д.Ф., Мазанаев Ш.А.

В статье рассматривается военно-патриотическое творчество современного русского поэта, художественного руководителя Московского театра поэтов Влада Маленко. Дан общий анализ современного литературного процесса, обозначены основные вехи биографии поэта, обнаружен ряд используемых им поэтических средств и интертекстуальных включений из устного народного творчества, Священного Писания, авторских текстов, определен их основной функционал. Поэзия Влада Маленко отличается ярким патриотическим содержанием, традиционной ритмичностью, лексико-стилистическим многообразием и открытой интертекстуальностью. Все интертекстемы выполняют экспрессивно-референтивную функцию, и отсылка к иному тексту потенциально влечет активизацию той информации, которая в нем содержится. Отмечена так называемая молитвенность поэзии Маленко, связанная с декламируемой необходимостью сохранить личность, удержать этот мир, стремительно летящий в «пропасть обесчеловечивания». Подчёркнуто важное значение современной художественной и экранной культуры в воспитании патриотичной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLAD MALENKO - THE LYRIC PATRIOT

The article is devoted to the military-patriotic work of the modern Russian poet, artistic director of the Moscow Theater of Poets Vlad Malenko. The general analysis of the modern literary process is given, the main milestones of the poet's biography are indicated, a number of stylistic means used by him and intertextual inclusions from oral folk art, Holy Scripture, the author's texts are identified, their main functionality is determined. The poetry of Vlad Malenko is distinguished by its bright patriotic content, traditional rhythm, lexical and stylistic diversity and open intertextuality. All intertextemes perform an expressive-referential function, and a reference to another text potentially entails the activation of the information that it contains. The so-called prayerfulness of Malenko's poetry, associated with the declaimed need to preserve the individual, to keep this world, rapidly flying into the "abyss of dehumanization", is noted. The importance of modern art and screen culture in the upbringing of a patriotic personality is noted.

Текст научной работы на тему «ВЛАД МАЛЕНКО - ЛИРИК-ПАТРИОТ»

УДК 82-14

DOI: 10.21779/2542-0313-2023-38-2-99-106 Д. Ф. Керимова, Ш.А. Мазанаев

Влад Маленко - лирик-патриот

Дагестанский государственный университет; Россия, Республика Дагестан, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; dinarych2012@yandex.ru, philol@mail.ru

В статье рассматривается военно-патриотическое творчество современного русского поэта, художественного руководителя Московского театра поэтов Влада Маленко. Дан общий анализ современного литературного процесса, обозначены основные вехи биографии поэта, обнаружен ряд используемых им поэтических средств и интертекстуальных включений из устного народного творчества, Священного Писания, авторских текстов, определен их основной функционал.

Поэзия Влада Маленко отличается ярким патриотическим содержанием, традиционной ритмичностью, лексико-стилистическим многообразием и открытой интертекстуальностью. Все интертекстемы выполняют экспрессивно-референтивную функцию, и отсылка к иному тексту потенциально влечет активизацию той информации, которая в нем содержится. Отмечена так называемая молитвенность поэзии Маленко, связанная с декламируемой необходимостью сохранить личность, удержать этот мир, стремительно летящий в «пропасть обесчеловечивания».

Подчёркнуто важное значение современной художественной и экранной культуры в воспитании патриотичной личности.

Ключевые слова: современная поэзия, патриотическая лирика, Влад Маленко, интертекстуальность, стихи о войне.

Русская поэзия многолика. Различные формы представления, темы, изобразительно-выразительные средства делают ее весьма интересной для литературоведческого анализа. Сегодня полноправными участниками поэтического процесса в стране являются как классические силлабо-тонические стихи, так и верлибры, как стихи о любви и природе, так и философская лирика. С одной стороны, это расширяет возможности поэзии, с другой - лишает читателя «внятного инструментария для различения поэзии и стихоплетства, искусства и конъюнктуры» [1, с. 77], особенно в сети. При изучении интернет-поэзии, разумеется, появляется «желание расставить точки над "Г' с помощью единственных доступных поэтических институтов - журналов или премий. Однако после прочтения череды современных авторских строк, одобренных «сверху», возникают вопросы - действительно ли это лучшее, на что способна современная русская поэзия?» [2, с. 90]. Вопрос, на который сегодня каждый отвечает по-своему, ибо читателей и у скандально известной Марии Малиновской, пишущей о политике в любви (и о любви в политике), и у современной сетевой любимицы, имажинистки Елены Самариной предостаточно. Что говорить, даже потерявшее актуальность патриотическое направление в последний год становится едва ли не самым главным в творчестве современных поэтов.

Исследователь Л.И. Тимофеев отмечает, что «лирика - это отражение всего многообразия действительности в зеркале человеческой души, во всех тончайших нюансах человеческой психики и во всей полноте речевой экспрессии, им отвечающей» [3]. Если ориентироваться на «злобу дня», популярность патриотической тематики становится оправданной. 2022 год ознаменовался специальной военной операцией и продемонстрировал необходимость пробуждения активных гражданских чувств у россиян. Многие поэты решительно взялись за написание стихов о России, войне, судьбе солда-

та. Среди них - Дмитрий Артис, Анна Долгарева, Ричард Семашков и др. Журналист Дарья Ефремова дала этому явлению свое определение: «Похоже, в России сформировался новый поэтический тренд - донецкая лирика, а фронтовые выступления становятся доброй традицией для многих талантливых и отважных артистов» [4].

Одним из самых ярких авторов последних лет, пишущих в обозначенном тематическом ключе, является Влад Маленко - российский поэт, журналист, режиссер, актер. Основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов, художественный руководитель Государственного музея Сергея Есенина, художественный руководитель Всероссийского фестиваля молодой поэзии и драматургии имени Леонида Филатова «Филатов-Фест», ведущий Первого канала. Во время второй чеченской кампании был военным корреспондентом телеканала «ЦТРС» Министерства обороны России. Многочисленные абитуриенты различных театральных вузов страны из года в год выбирают басни Маленко для чтения на вступительных экзаменах. Произведения исполняют на концертах и записывают в студиях такие артисты, как Виктор Сухоруков и Полина Кутепова, Юрий Шевчук и Никита Высоцкий, Анатолий Белый и Михаил По-лицеймако. В августе 2022 года стал ведущим телепрограммы Первого канала «Свои». Один из создателей контента к первой акции «Бессмертный полк» на Красной площади в Москве и ко всем последующим всероссийским акциям, постоянный диктор «Бессмертного полка» на Красной площади. Автор сборников «Накануне любви» (2008), «Черновик Снеговика» (2014), «Книжка, которой можно играть в снежки» (2015), «Зон-ги» (2019), «Басни» (2020), «Море волнуется разное» (2021) и др.

Безусловно, разработка патриотических мотивов обусловила и единство используемых автором поэтических средств. Любовь к Родине проявляется «в единстве ассоциативного и конкретно-предметного образного мышления: родина-мать, родина - родительский дом, родина - отчий дом, родина-кров, родина-крыша, родина-подруга, родина-любовь; в единстве философско-обобщенных и символических поэтических образов, в символическом образе реки, воплощающем и объединяющем мотив исторической и военной темы» [5]. В этом Маленко следует фольклорным традициям. К слову, в его стихах часто встречается излюбленный фольклорный прием антиномии:

Запад с Востоком садятся за общий стол.

Молодая кровь между ними в хрустальной чаше.

Запад: секс, наркотики, рок-н-ролл.

Восток: это не наше... (06.03.2022).

Из фольклора же позаимствован прием обращения к объектам природы:

.ты, Ветер, чей?

Ты чья, Луна, над Крымом?

Ты чей, Господь,

открой уже секрет. (08.07.2022)

или же частое употребление устаревшей лексики и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: осьмнадцать, старенькая, мамкин, солдатик и т. д.;

числовые считалочные заговоры:

Раз, два, три, четыре.

Товарищи!

Господа!

Я за мир во всем мире!

Но пусть лишь

пройдёт беда (12.06.2022) и др.

В стихах Маленко важное место занимает библейский интертекст. Поэт часто обращается к заповедным сюжетам, вступает в диалоги с Богом и библейскими персонажами:

Сын друга молился Богу,

И слёзы текли на лёд:

«Верни, Боже, папке ногу

Под ёлкой на Новый год!» (19.12.2022);

Кто по гробы уходит в лес, А кто в тик-ток, чтобы раздеться. С водою

выплеснул прогресс Христа-младенца... (январь 2022);

Новогодний снежок разукрасил брезент армейский. И в палатку, как будто в церковь, вошёл боец. А Христос

говорил по-русски на арамейском:

«Пронеси эту чашу мимо меня, Отец.» (15.12.2022).

Последний интертекст - отсылка к знаменитому Молению о чаше Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанному в синоптических Евангелиях. Позже станет одним из самых популярных включений, в русской литературе - знаковым для творчества Бориса Пастернака (стихотворение «Гамлет»). За отсылки к сакральным текстам авторов часто критикуют, однако если учитывать то обстоятельство, что в России никогда не было разделения поэзии на светскую и духовную, если понимать под «духовными» только молитвы и богослужебные тексты, «ни Ветхий, ни Новый Заветы не являются боговдохновенными текстами, поэтому их вольная трактовка допустима» [6, с. 80].

Помимо фольклорных интертекстов, в стихах Влада Маленко встречаются и авторские. Они представлены паратекстами, реминисценциями, аллюзиями и проч.:

А из радиоточки

Только сырость и грусть.

«Капитанскую дочку»

Надо знать наизусть.

Чтоб весны фонограмма

Дотекала до рук.

Там где Пушкин и мама,

Там и Родины звук. (19.03.2022);

Там, где косогоры отутюжив, Мы врагов прогнали наконец,

Выходила на берег Катюша: Посмотреть на Северский Донец. Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла, И про то, как вновь Саур-могила флагами Победы

расцвела... («Катюша», 18.07.2022).

В одном из интервью Влад Маленко признался, что современная поэзия хороша своим неравнодушием и многообразием: «Время, конечно, вносит свои коррективы. Мир не стоит на месте. Он меняется с молниеносной скоростью. Когда ты находишь молодых талантливых поэтов, то сразу понимаешь: они слышат время очень по-разному» [7]. Действительно, даже представители Московского театра поэтов, возглавляемого самим Маленко, совершенно не схожи стилистически: Александр Антипов -современный шестидесятник, Роман Сорокин - актуальный и сегодня классик [8], Алена Синица - поэт андеграунда, Саша Скуба - лирик-философ. Они разные, но каждый по-своему хорош и интересен читающей публике.

Исследователь Н. Некрасов отмечает: «Любовь к Отечеству заключается, прежде всего, в глубоком, страстном и небесплодном желании ему добра и просвещения, в готовности нести ему на алтарь достояние и самую жизнь, в горячем сочувствии ко всему хорошему в нем и благородном против того, что замедляет путь к совершенствованию» [9]. Влад Маленко со своей театральной труппой с самого начала спецоперации не раз выезжали в зоны боевых действий с концертами, читали стихи, пели песни, поддерживали бойцов в госпиталях и на передовой. На вопрос, чем люди творческих мирных профессий могут быть полезны в суровое время, Маленко ответил: «Актер, музыкант хоть и не многое, но в силах сделать: утешить, разволновать, порадовать, попробовать удержать от негатива какого-то. Разве не этим занимались Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Любовь Орлова, Леонид Утесов, Аркадий Райкин в составе фронтовых артистических бригад? А вот поэты - те сильнее, ведь они не в местах, где девочки и конфеты, а там, где решается судьба страны» [10].

В своем творчестве Маленко поддерживает специальную военную операцию, указывая на ее важное предназначение:

Без войны никогда, брат, мира и не бывает. Кто не любит войну, тот идёт и войну убивает. Но поймут ли когда-нибудь все смельчаки-артисты -В 45-м мир

сотворили не пацифисты! (12.06.2022).

При этом в стихах Маленко немало и трагических нот, связанных с войной. Поэту свойственно сожалеть о происходящем:

Солдатик запеленут, как ребёнок.

Лежит без барабанных перепонок И слышит мамкин голос молодой: «Смотри, сыночек, сколько нынче снега!

В сугроб мальчишки

прыгают с разбега!

А мы пойдём с тобою

за водой!».

Поэт московский всё

опишет смело:

«Солдат в раю.

Его встречает Бог!»

На деле же -

снаряд разрезал бок,

Бездомные собаки

вгрызлись в тело,

И серый снег с мазутом пополам

Ему последний дом, последний храм. (09.12.2022);

Не скатилось бы солнце, не вылилось пламенем вниз бы! Скоро богу войны на подмостках играть свою роль. Будто крыльями цапли, Захлопают ставнями избы. С наших бритых голов

Слижут женщины крупную соль. (август 2020).

Влад Маленко - один из немногих современных поэтов, кто сегодня открыто заявляет со сцены о необходимости сохранить личность, удержать этот мир, стремительно летящий в «пропасть обесчеловечивания», мрака и боли, и что поэзия сегодня становится «молитвенной терапией». Ольга Шангина отмечает: «Поэзия Маленко вобрала в себя всё лучшее, что ещё удалось сохранить России, она словно перекинула мостик в Серебряный век. Недаром его стихи читатели и поклонники поэта часто сравнивают то со стихами Сергея Есенина, то со стихами Владимира Маяковского, то Александра Блока, а то Николая Гумилёва. Хотя его, как выходца из легендарной "Таганки", последнего поэта на сцене, так полюбившегося Юрию Любимову, можно смело назвать и наследником Владимира Высоцкого» [11]. В текстах Маленко немало отсылок к литературным классикам и современникам поэта, причем практически всегда это авторизованные (объявленные) интертекстемы:

По телевизору во сне,

в стране потерянной напрасно,

Шукшин

крестил нас

на Шексне

Калиной красной!

В скелетах северных церквей синиц на всех усопших хватит. И ни Толстой, ни Стефан Цвейг здесь не прокатят.

Бал правят мальчики в серьгах, Что рвутся к старости без пауз. А в караоке олигарх Привычно рвёт

высоцкий парус. (январь 2022);

Фестивали поэтов - соловьиные клетки, -Говорил Егор Летов Одному малолетке.

Будь, как птица на ветке. Уподобься комете. А призы-статуэтки -Это Резник-Дементьев.

Ну, похлопает завтра

По плечу Евтушенко...

Лучше выкурить «Ватру»,

Быть, как Серая Шейка. (04.01.2023).

Интертекстемы часто выходят за пределы литературы. К слову, одно из последних стихотворений отсылает нас к творчеству культового российского кинорежиссера Алексея Балабанова:

Визги шакалов, бой барабанов, Боги войны - блатари. Нас продолжает снимать Балабанов в фильме «Брат-23».

У Балабанова

булькает

рация:

«Дальше снимай без потерь!» Это частичная экранизация (Всё ведь

частично теперь) (16.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такого рода включения выполняют как экспрессивную функцию, сообщая о культурно-семиотических предпочтениях автора, так и референтивную функцию передачи информации о внешнем мире: отсылка к иному тексту приводит к активизации той информации, которая содержится в претексте, и дает читателю шанс обратиться к первоисточнику, благодаря которому опознанный фрагмент в системе читаемого текста выступает как смещенный. Иногда прием интертекстуализации необходим в развлека-

тельных, игровых целях. Например, вариация параноминатива «Иоганн Себастьян Бах»:

Иоганн

Себастьян

Снег,

Ты на Землю? И Бог с ней... Рождество раздает свет, Как wi-fi,

Как святой клей. (07.01.2023) и др.

По словам Маленко, «.патриотизм начинается с очень маленьких шагов - убирать за собой, не бросать обертку мимо урны, не сорить, обязательно читать книги. Патриотизм - это уважение, прежде всего, к самому себе, маленькому человеку, из которого должен вырасти большой». Возможно, именно это подтолкнуло его в свое время создать Театр поэтов, успешно работающий уже 9 лет с разновозрастной публикой, а в прошлом году запустить замечательный телевизионный проект «Свои» на Первом канале. Впервые за историю современной России в федеральной телевизионной студии собрались известные эстрадные исполнители и талантливые поэты и певцы, которых, к сожалению, знают лишь в узких литературно-музыкальных кругах. Безусловное яркое патриотическое начало проекта - «одновременно и его достоинство, и недостаток. Привлечение внимания аудитории к непопулярным, но однозначно талантливым артистам, исполняющим произведения о родной земле, - то, чего сегодня не хватает телевидению» [12, с. 276]. Однако нашлось немало критиков данной работы, жестко высказавшихся о содержании и самой идее программы. Большинство негативных отзывов подкреплялось аргументом о созвучии названия программы с аббревиатурой «сво» - специальная военная операция. Тем не менее, многие отметили огромную работу, проделанную создателями проекта «Свои», и важность цели, поставленной перед командой.

Говорят, что сегодня зарождается новый век русской поэзии, сам Маленко называет это «Третьей мировой поэзией». Безусловно, мощная, талантливая, бескомпромиссная, готовая прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. «Это ведь большая русская традиция - быть рядом, когда трудно», - говорит Маленко. И не только говорит, но и делает, доказывая, что и сегодня поэт в России - больше, чем поэт.

Литература

1. Смирнов А.Э. Почему современной поэзии не хватает «красных чернил» // Вопросы литературы. 2021. № 3. - С. 77-89.

2. Дергачев М.И. Пластмассовый век русской поэзии // Вопросы литературы. 2021. № 3. - С. 89-98.

3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - М.: Просвещение, 2001. - С. 48.

4. Ефремова Дарья. Это ведь большая русская традиция: быть рядом, когда трудно. 16 августа 2022 г. - Режим доступа: https://iz.ru/1379473/daria-efremova/eto-ved-bolshaia-russkaia-traditciia-byt-riadom-kogda-trudno (дата обращения: 10.01.2022).

5. Гордович К.Д. История отечественной литературы ХХ века: пособие для гуманитарных вузов. - СПб.: Специальная литература, 1997. - С. 56.

6. Константинова Е.И., Стратановский С.Г. Поэт - профессия в ряду других профессий // Вопросы литературы. 2022. № 2. - С. 79-106.

7. Поваго А. Влад Маленко: Главное для поэта - научиться слышать время. 6 июля 2017 г. - Режим доступа: https://vm.ru/entertainment/289328-vlad-malenko-glavnoe-dlya-poeta-nauchitsya-slyshat-vremya (дата обращения: 11.01.2022).

8. Керимова Д.Ф., Мазанаев Ш.А. Интертекстуальность современной поэзии (на материале стихов Романа Сорокина) // Вестник ДГУ. 2022. Вып. 1. - С. 57-62.

9. Некрасов Н. Патриотизм советского человека: интернационализм, гражданственность, труд. - М.: Советский писатель, 2001. - С. 313.

10. Маленко Влад. Числюсь по России // Народов много - Родина одна. - Режим доступа: https://народы-россии.рф/nasha-gordost/vlad-malenko/vlad-malenko1 (дата обращения: 11.01.2022).

11. Шангина Ольга. Удерживающий. Передовая нерядового рядового Маленко. № 51 (6865). 21-12-2022. - Режим доступа: https://lgz.ru/article/-51-6865-21-12-2022/uderzhivayushchiy/ (дата обращения: 12.01.2022).

12. Керимова Д.Ф. Проект Первого канала «Свои» // Проблема жанра в филологии. Материалы 17 Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Фазу Алиевой (г. Махачкала, 30 ноября 2022 г.). - Махачкала, 2022. - С. 274-278.

13. Поэт Влад Маленко. Телеграм-канал. - Режим доступа: https://t.me/s/vmalenko

Поступила в редакцию 20 января 2023 г.

ЦОС 82-14

DOI: 10.21779/2542-0313-2023-38-2-99-106

Vlad Malenko - the Lyric Patriot D.F. Kerimova, Sh.A. Mazanaev

Dagestan State University; Russia, Republic of Dagestan, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; dinarych2012@yandex.ru, philol@mail.ru

The article is devoted to the military-patriotic work of the modern Russian poet, artistic director of the Moscow Theater of Poets Vlad Malenko. The general analysis of the modern literary process is given, the main milestones of the poet's biography are indicated, a number of stylistic means used by him and intertextual inclusions from oral folk art, Holy Scripture, the author's texts are identified, their main functionality is determined. The poetry of Vlad Malenko is distinguished by its bright patriotic content, traditional rhythm, lexical and stylistic diversity and open intertextuality. All inter-textemes perform an expressive-referential function, and a reference to another text potentially entails the activation of the information that it contains. The so-called prayerfulness of Malenko's poetry, associated with the declaimed need to preserve the individual, to keep this world, rapidly flying into the "abyss of dehumanization", is noted. The importance of modern art and screen culture in the upbringing of a patriotic personality is noted.

Keywords: modern poetry, patriotic lyrics, Vlad Malenko, intertextuality, war poems.

Received 20 January 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.