3. Плеханов Г.В. Письма без адреса // http://az.lib.rU/p/ plehanow_g_w/
4. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // http://yanko.lib.ru
ВКЛЮЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ОРИЕНТАЦИИ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В
ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Бобылева Анна Александровна
кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург
АННОТАЦИЯ
Цель статьи — обоснование эффективности включения старшеклассника в проектно-исследовательскую деятельность в качестве педагогического условия ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании.
ABSTRACT
Objective of article - the rationale for the efficacy of including high school Sudents in project and research activities as a pedagogical conditions of orientation to humani^ic values in professional education.
Ключевые слова: ориентация на гуманистические ценности, проектно-исследовательская деятельность
Keywords: orientation on humani^ic values, design and research activities
Одним их педагогических условий ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании, по нашему мнению, является включение старшеклассника в проектно-исследовательскую деятельность.
Реализация данного педагогического условия акцентирует контекстно-ролевой характер проектно-исследователь-ской деятельности, обеспечивающий новые качественные характеристики ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании: углубление ценностного отношения старшеклассника к окружающей действительности, построение жизненной перспективы в условиях профильного образования как процесса, сопряжённого с решением практических задач (особенности проектной деятельности) и поиском неизвестного в целях получения качественно нового знания (особенности исследовательской деятельности) на пути восхождения личности к своей творческой индивидуальности [8].
В целях активизации исследовательского потенциала ориентации старшеклассника на гуманистические ценности целесообразно использовать исследовательский тип проектов как образец научного поиска. При этом движущие механизмы ориентации старшеклассника на гуманистические ценности обеспечивают пропорциональность перевода внешнего интереса во внутренний на основе того, что «ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены» [5, с. 13]. Эта особенность в системе отношений общества сопряжена с тем, что деятельность отдельно взятого человека не может существовать вне системы этих отношений. Разрешение возникающих при этом противоречий базируется на принятии личностью гуманистических ценностей (добро, справедливость, любовь, совесть, сопереживание, милосердие, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, бескорыстие), обеспечивающих «другодоминантность» (ин-
дивидуальность как ценность, признание ценности других) [3].
В этих целях мы предлагаем осуществить исследовательский проект «Я и "Образ Будущего"», развивающий способность старшеклассника погружаться в свои переживания, открывать окружающий мир на основе приобретённых новых представлений о нём. Работа над проектом осуществляется следующим образом.
«Погружение» в проект. Выбор тематики проекта происходит на основе учёта интересов и способностей учащихся, а также значимости проблемы для практической жизни старшеклассника.
При выборе темы проекта учащимся предлагается ответить на следующие вопросы и задания: 1. Что интересует Вас больше всего? 2. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время? 3. Что из изученного в школе Вам хотелось бы узнать более глубоко? 4. Сформулируйте и запишите тему Вашего исследования. 5. Отнесите выбранную Вами тему к одной из групп: фантастические темы — относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам или явлениям; экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические — касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, фильмы и др.).
Организация деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы по интересам, научным предпочтениям и в соответствии с выбранными ролями (консультанта, организатора, интерпретатора), соответствующей моделью поведения. Первая группа работает над темой «Я и окружающий меня Мир», вторая группа — «Я и значимый Другой»; третья группа — «Я и техносфера», четвёртая группа — «Человек и научное знание».
В ходе осуществления проектно-исследовательской деятельности создаётся банк идей и предложений по реализации поставленных целей и задач.
Материал для размышлений старшеклассника: 1. Что следует предпринять, чтобы спрогнозировать образ Будущего (подумать самому, прочитать книги, посмотреть кино- и телефильмы по данной проблеме, обратиться к компьютеру, спросить у других людей, понаблюдать)? 2. Запишите свои размышления о городе Будущего: что Вы знаете об этом? какие суждения можете высказать по этому поводу? какие умозаключения можете сделать из того, что Вам уже известно о предмете исследования? 3. Предложите свою идею организации города Будущего. 4. Что из того, что Вы предлагаете, можно осуществить в ближайшем будущем? Каковы предпосылки для этого?
Изучение и обработка полученной информации по исследуемой проблеме способствуют расширению педагогических возможностей профильного образования в целях достижения старшеклассником личностных (обретение гуманистических ценностей), метапредметных (освоение универсальных способов деятельности) и предметных результатов (развитие познавательного интереса).
После изучения и обработки полученной информации учащиеся осваивают пути и средства постановки малого эксперимента как возможности реализации принципа проектности, который формирует у старшеклассника способность к осуществлению деятельности в «проектном режиме»: к постановке целей и задач, определению шагов достижения целей, согласованию разных точек зрения и т.д.
Подготовка к защите исследовательского проекта осуществляется старшеклассником в соответствии со следующими шагами: 1. Дать определение основным понятиям. 2. Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления, события. 3. Выявить и обозначить замеченные парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи. 5. Предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.). 6. Выработать суждения и умозаключения. 7. Сделать выводы. 8. Указать возможные пути дальнейшего изучения. 9. Подготовить текст выступления. 10. Приготовить макеты, схемы, чертежи и др. 11. Подготовиться к ответам на вопросы.
Таким образом, старшеклассник, включенный в про-ектно-исследова-тельскую деятельность «от замысла до результата», приобретает способность к осознанию ориентации на гуманистические ценности как основы определения смысла собственного существования; необходимости познания себя и Других; значимости приобщения к социальным коммуникациям и выполнению социальных ролей (гражданина, труженика, защитника Родины, семьянина и т.п.).
Презентация проекта. На данном этапе школьники приобретают навыки связного изложения своих мыслей, презентации наглядного материала, выбора манеры поведения. В презентации заложен большой образовательно-развивающий эффект, обусловленный возможностью осмысления и оценки собственных действий с позиций обретения гуманистических ценностей.
Критерии оценки проекта слушателями:
I. Анализ невербального поведения автора: 1. Удачно ли было выбрано место для выступления? 2. Правильно ли двигался выступающий? 3. Уместны ли были мимика и жестикуляция? 4. Смотрел ли выступающий на своих слу-
шателей? 5. Соответствовал ли внешний вид выступающего обстановке и задаче общения?
II. Анализ звучания речи: 1. Был ли оптимален темп речи? 2. Достаточно ли громко говорил выступающий? 3. Отчетлива ли была дикция? 4. Использовал ли оратор логические ударения?
III. Анализ языка выступления: 1. Соблюдал ли выступающий нормы русского языка? 2. Присутствовали ли в выступлении слова-«паразиты»? 3. Употребил ли выступающий жаргонизмы и диалектизмы? 4. Были ли неоправданные повторы?
IV. Анализ содержания выступления: 1. Была ли информация новой и интересной? 2. Понятна ли главная мысль выступления? 3. Не было ли нарушений логики и последовательности изложения? 4. Достаточно ли было фактов? 5. Убедительны ли были аргументы? 6. Насколько оригинально была подана информация? 7. Было ли продумано участие слушателей?
V. Общий вывод.
Оценка проекта. Оценка конечного продукта проек-тно-исследовательской деятельности ведётся по двум направлениям: первое — формальное — соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении. Сюда входит: 1. Наличие цели, плана, теоретического описания проекта, разработки структуры и оценки результата эксперимента. 2. Наличие аргументированных и убедительных доводов; объём и глубина знаний по теме проекта. 3. Культура речи. 4. Использование наглядных средств. 5. Умение отвечать на вопросы аудитории.
Однако при оценке результатов проектно-исследователь-ской деятельности старшеклассника учитывается не только объективная значимость представленной работы, но и её субъектно значимое основание (обретение старшеклассником гуманистических ценностей).
По завершении работы старшеклассникам предлагается заполнить анкету, вопросы которой направлены на самоанализ участников исследовательского проекта, что позволяет подвести итог работы в плане результативности про-ектно-исследовательской деятельности для саморазвития. Предлагаются следующие вопросы: 1. Была ли сложной для Вас работа над проектом? 2. Какие встречались затруднения в ходе работы над проектом (при подготовке к проекту; при планировании проектно-исследовательской деятельности; при выполнении проекта; при проверке и оценке результатов проектно-исследовательской деятельности; при оформлении работы). 3. Что Вам больше всего принесло удовлетворения в работе? 4. Удалось ли Вам достичь запланированной цели? 5. Чему Вы научились, занимаясь исследованием? Что узнали? 6. Где и как Вы сможете использовать полученный опыт? 7. Что изменила данная работа в Вашем отношении к предмету, области исследования?
Необходимо отметить, что проектно-исследовательская деятельность учащихся как контекстно-ролевая по своей сути означает переход в иное психологическое состояние, сопряжённое с ощущением себя в новом качестве — первооткрывателя, исследователя. Всё это позволяет развивать творческие способности, оценивать роль знаний и осознать их роль в практико-ориентированной деятельности, воспитывать ценностное отношение к труду.
Таким образом, включение старшеклассника в проек-тно-исследова-тельскую деятельность означает исполь-
зование проектно-исследовательского потенциала ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании, предоставляющего возможности самореализации в профессиональной, образовательной и духовной сферах. Совершенствуются эмоциональная и дея-тельностно-поведенческая сферы личности старшеклассника. Эффективность ориентации старшеклассника на гуманистические ценности определяется свободным владением широким кругом знаний, проявленностью проективных действий от замысла до результата, в том числе оценки действий в сопоставлении своих поступков с поступками окружающих и общепризнанными нормами, с направленностью на реализацию жизненных планов.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Личность в процессе деятельности и общения // Психология личности. Самара: [Б. и.], 2002. С. 301 - 330.
2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24—33.
3. Бобылева А.А. Ориентация старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании: автореф. дис ... канд. пед. наук. Оренбург, 2011. - 23 с.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. — 2000. — № 9. — С. 177—180.
5. Кирьякова А.В. Аксиология образования: ориентация личности в мире ценностей. М.: Дом педагогики, 2009. 318 с.
6. Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В., Мартынова И.С., Зуева Л.В. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. М.: 5 за знания, 2007. 272 с.
7. Сгибнев А.И. Исследовательские задачи для начинающих. М.: МЦНМО, 2013. 118 с.
8. Старовойтенко Е.Б., Шадриков В.Д. Психология индивидуальности. Новые модели и концепции. М.: МПСИ, 2009. 384 с.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО КАДРОВОМУ УЧЕТУ
В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Андреева Юлия Сергеевна Магистрант Сибирского государственного технологического университета
Шендель Татьяна Владимировна Канд. пед. наук, доцент Сибирского государственного технологического университета
АННОТАЦИЯ
Первичным и важнейшим этапом многих бизнес - процессов, происходящих в организациях банковской сферы, является систематизация информации. Благодаря чему удаётся достичь высоких результатов в процессе оптимизации кадрового учета, в экономии средств организации и рабочего времени персонала. В большинстве случаев это обусловлено пристальным вниманием органов инспекционного контроля и потенциально возникающим прениям Работодателя и Работника. В этой связи в настоящей статье дано описание экспериментальной работы по разработке и реализации направления совершенствования кадрового учета в банковской сфере - систематизации информации по кадровому учету. Для обеспечения достоверности результатов исследования проведен диагностический срез.
ABSTRACT
The primary and той important Sage of many business - processes occurring in the banking invitations, is the sy^ematization of information. Due to which manages to achieve high results in the optimization of personnel records in savings organization and &aff time. In mo& cases, this is due to focus enforcement surveillance and potentially emerging debate employers and employees. In this context, this article describes the experimental work to develop and implement ways of improving human resource accounting in the banking sector - to sy^ematize information on personnel records. To ensure the reliability of the results of research carried out diagno^ic slice.
Ключевые слова: аудит, банк, документ, кадровый учет, законодательство
Keywords:auditing, banking, paper, personnel records, legislation
При проведении аудита кадрового учёта по методике Для устранения данных проблем в качестве направления Ю.Г. Одегова в организации банковской сферы выявлены совершенствования предложено систематизировать инфор-некоторые проблемные зоны. В частности, отсутствуют мацию по кадровому учёту. При построении системы кадро-ознакомления с локальными нормативными актами, отсут- вого учёта в Банке, предлагаем следующие шаги по орга-ствуют некоторые документы в личном деле, отсутствуют низации эффективной работы всех элементов исследуемой записи в личной карточке Т-2, либо трудовых книжках, за- системы:
тянутый процесс подписания трудового договора сторонами 1. Упорядочить систему ознакомления с локально-нор-трудовых отношений, а также в приказах отсутствует озна- мативными актами Банка.
комление сотрудников. 2. Восстановить недостающие документы, проконтроли-
ровать наличие всех подписей.