Научная статья на тему 'Педагогический потенциал игры в учебно-воспитательном процессе младших школьников'

Педагогический потенциал игры в учебно-воспитательном процессе младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / GAME / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAME ACTIVITY / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / YOUNGER SCHOOL STUDENT / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / PROJECT / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бисерова Александра Вадимовна, Суриков Юрий Николаевич

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление отношения младших школьников к игре в учебно-воспитательном процессе; обосновываются психолого-педагогические рекомендации выявления и использования в практике реального педагогического процесса педагогического потенциала игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бисерова Александра Вадимовна, Суриков Юрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Results of the empirical research directed to identification of the relation of younger school students to game in educational process. The methodological device on a problem of research is analyzed and psychology and pedagogical recommendations of identification.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал игры в учебно-воспитательном процессе младших школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ ИГРЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Бисерова Александра Вадимовна

Студентка 2 курса ИКБ,

Северный(Арктический)федеральный университет, г. Архангельск, Россия

Суриков Юрий Николаевич

Канд. пед. н., доцент кафедры педагогики, Северный(Арктический)федеральный университет, г. Архангельск, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление отношения младших школьников к игре в учебно-воспитательном процессе; обосновываются психолого-педагогические рекомендации выявления и использования в практике реального педагогического процесса педагогического потенциала игры.

ABSTRACT

Results of the empirical research directed to identification of the relation of younger school Sudents to game in educational process. The methodological device on a problem of research is analyzed and psychology and pedagogical recommendations of identification.

Ключевые слова: игра, игровая деятельность, учебно-воспитательный процесс, младший школьник, проектирование, потенциал.

Keywords: game, game activity, educational process, younger school Sudent, project, potential.

Игра занимает важное место в течении всей жизни человека, свойственна и присуща всем возрастам, а подчас переплетается одновременно с мистикой и волшебством, спортивными тренировками и военными состязаниями, наукой и искусством - ведь само происхождение игры (игровой деятельности) рядом ученых связывается с «магико-культовы-ми потребностями и врождёнными биологическими потребностями организма ... с трудовыми процессами» [3, с. 48]. И. Кант в своих работах раскрывал проблему взаимосвязи игры и искусства, а Ф. Шиллер писал, что «...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [4, с. 28].

Поскольку мотивация игры заключается не столько в достижении какого-либо конечного результата, а скорее в увлекательности самого игрового процесса, то это открывает огромные возможности для современного педагога при проектировании им учебно-воспитательного процесса. В отечественной педагогике методологическую сущность игры, ее значимость в педагогическом процессе рассматривали К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, М.М. Бирштейн, А.М. Леонтьев, П.И. Пидкасистый

и др. При всем многообразии взглядов на типологию игр, дидактическую особенность игры (игровой деятельности в том числе) можно выделить шесть наиболее популярных организационных форм игровой работы: коллективную, массовую, индивидуальную, одиночную, парную и групповую [2, с. 312].

Понимая учебную игру как творческое повторение определённой деятельности на углублённо личном уровне с элементами уникальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или состязания с соперниками [1, с. 427], для нас - в контексте данной статьи - особенно интересным представляется выявление педагогического потенциала игры в учебно-воспитательном процессе с точки зрения самих учащихся. С этой целью нами было проведено эмпирическое исследование среди младших школьников МБОУ «СОШ .№43» г. Архангельска. На рисунке 1представ-лены результаты исследования (в котором приняло участие 44 ученика в возрасте от 8 до 10 лет).

Обобщая результаты проведенного исследования, отметим, что 87% учащихся любят, когда уроки проходят в форме игр; 67% респондентов хотели бы, чтобы игры проходили каждый день, а 25% - через день.

1.Нравится ли тебе,когда на уроке проводят игры?

Рисунок 1. Отношение младших школьников к игре

При этом дети больше предпочитают работать в груп-пах(68%) или в парах (25%). Абсолютно все младшие школьники(участники исследования) считают, что игры, проводимые учителем полезны для них и 72% из нихза то, что бы изучение нового материала проходило в виде игры. Понимая, что проведенное нами эмпирическое исследование не дает полного раскрытия заявленной проблемы, мы тем не менее - основываясь на выявленном мнении (и отношении) младших школьников к игре в педагогическом процессе - можем обосновать следующие важные (и значимые для педагога) психолого-педагогические рекомендации, следование которым и позволит учителю максимально использовать педагогический потенциал игры при проектировании учебно-воспитательного процесса младших школьников:

1. Игры обязаны быть такого рода, чтобы играющие смотрели на них как на нечто вторичное, а не как на какое-нибудь «скучное и нудное»дело.

2. Игра должна содействовать здоровью тела не меньше чем оживлению духа и не должна быть угрозой.

3. Игры обязаны быть преддверием для серьёзных вещей и не должны надоедать.

Список литературы:

1. Груздев П.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М,-2005

2. Кукушкин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2005.

3. Плеханов Г.В. Письма без адреса // http://az.lib.rU/p/ plehanow_g_w/

4. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании // http://yanko.lib.ru

ВКЛЮЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ОРИЕНТАЦИИ НА ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В

ПРОФИЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бобылева Анна Александровна

кандидат педагогических наук, Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

АННОТАЦИЯ

Цель статьи — обоснование эффективности включения старшеклассника в проектно-исследовательскую деятельность в качестве педагогического условия ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании.

ABSTRACT

Objective of article - the rationale for the efficacy of including high school Sudents in project and research activities as a pedagogical conditions of orientation to humani^ic values in professional education.

Ключевые слова: ориентация на гуманистические ценности, проектно-исследовательская деятельность

Keywords: orientation on humani^ic values, design and research activities

Одним их педагогических условий ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании, по нашему мнению, является включение старшеклассника в проектно-исследовательскую деятельность.

Реализация данного педагогического условия акцентирует контекстно-ролевой характер проектно-исследователь-ской деятельности, обеспечивающий новые качественные характеристики ориентации старшеклассника на гуманистические ценности в профильном образовании: углубление ценностного отношения старшеклассника к окружающей действительности, построение жизненной перспективы в условиях профильного образования как процесса, сопряжённого с решением практических задач (особенности проектной деятельности) и поиском неизвестного в целях получения качественно нового знания (особенности исследовательской деятельности) на пути восхождения личности к своей творческой индивидуальности [8].

В целях активизации исследовательского потенциала ориентации старшеклассника на гуманистические ценности целесообразно использовать исследовательский тип проектов как образец научного поиска. При этом движущие механизмы ориентации старшеклассника на гуманистические ценности обеспечивают пропорциональность перевода внешнего интереса во внутренний на основе того, что «ценность любого объекта возрастает с увеличением числа согласованных интересов, которые на него направлены» [5, с. 13]. Эта особенность в системе отношений общества сопряжена с тем, что деятельность отдельно взятого человека не может существовать вне системы этих отношений. Разрешение возникающих при этом противоречий базируется на принятии личностью гуманистических ценностей (добро, справедливость, любовь, совесть, сопереживание, милосердие, взаимоуважение, взаимопонимание, взаимопомощь, бескорыстие), обеспечивающих «другодоминантность» (ин-

дивидуальность как ценность, признание ценности других) [3].

В этих целях мы предлагаем осуществить исследовательский проект «Я и "Образ Будущего"», развивающий способность старшеклассника погружаться в свои переживания, открывать окружающий мир на основе приобретённых новых представлений о нём. Работа над проектом осуществляется следующим образом.

«Погружение» в проект. Выбор тематики проекта происходит на основе учёта интересов и способностей учащихся, а также значимости проблемы для практической жизни старшеклассника.

При выборе темы проекта учащимся предлагается ответить на следующие вопросы и задания: 1. Что интересует Вас больше всего? 2. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время? 3. Что из изученного в школе Вам хотелось бы узнать более глубоко? 4. Сформулируйте и запишите тему Вашего исследования. 5. Отнесите выбранную Вами тему к одной из групп: фантастические темы — относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам или явлениям; экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; теоретические — касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках (книги, фильмы и др.).

Организация деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы по интересам, научным предпочтениям и в соответствии с выбранными ролями (консультанта, организатора, интерпретатора), соответствующей моделью поведения. Первая группа работает над темой «Я и окружающий меня Мир», вторая группа — «Я и значимый Другой»; третья группа — «Я и техносфера», четвёртая группа — «Человек и научное знание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.