Научная статья на тему 'Социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников'

Социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SPECIFICS OF YOUNGER SCHOOL AGE / ИГРА КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / GAME AS PHENOMENON OF UNIVERSAL CULTURE / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / IN CREATIVE DEVELOPMENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИГРЫ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL IMPORTANCE OF GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белевцова Алла Михайловна

В статье исследуется социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников. Характеризуется специфика младшего школьного возраста, выявляется специфичность игры как социально значимого феномена общечеловеческой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and pedagogical importance of game in creative development and cognitive activity of younger school students

In article the social and pedagogical importance of game in creative development and cognitive activity of younger school students is investigated. Specifics of younger school age are characterized, specificity of game as socially significant phenomenon of universal culture comes to light.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников»

THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL IMPORTANCE OF GAME IN CREATIVE DEVELOPMENT AND COGNITIVE ACTIVITY OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Belevtsova Alia Mikhaelovna, Senior Professor, Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol state Pedagogical institute, Stavropol

in article the social and pedagogical importance of game in creative development and cognitive activity of younger school students is investigated. Specifics of younger school age are characterized, specificity of game as socially significant phenomenon of universal culture comes to light.

Keywords: specifics of younger school age; game as phenomenon of universal culture; in creative development; cognitive activity; social and pedagogical importance of game.

LO

r-t-1

о

си

-О Q-

LQ CK

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯЗНА ЧИМОСТЬ ИГРЫ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ПОЗНАВА ТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье исследуется социально-педагогическая значимость игры в творческом развитии и познавательной деятельности младших школьников. Характеризуется специфика младшего школьного возраста, выявляется специфичность игры как социально значимого феномена общечеловеческой культуры. Ключевые слова: специфика младшего школьного возраста; игра как феномен общечеловеческой культуры; творческое развитие; познавательная деятельность; социально-педагогическая значимость игры.

Младший школьный возраст является наиболее продуктивным для развития творческих способностей, в том числе и музыкальных. В связи с особенностями психики, мышления и памяти младшего школьника на уроках музыки могут применяться различные игровые ситуации и упражнения, направленные на развитие музыкальных умений и навыков. Младший школьный возраст охватывает период от шести до десяти лет, и большее значение приобретает в этом возрасте творческое развитие средствами игр.

Характеризуя специфику младшего школьного возраста, можно отметить, что познание нового младшими школьниками носит во многом игровой характер, для них доступны сложные умственные навыки, такие как чтение, счет в уме, штриховка, смешение цветов, что является возможным благодаря восприимчивости учащихся к формальному, игровому подходу к окружающему миру. Младшим школьникам свойственна рассудительность, способность делать умозаключения, важной для них является самооценка, которая зависит от мнения учителей и родителей, присутствует стремление к переоценке достигнутых результатов. В этом возрасте большое значение имеют широкие социальные мотивы - долга, ответственности, а также узколичные мотивы - благополучия, престижа. Данный этап является необходимым для более благополучного приобщения к социальному устройству общества взрослых.

Л.С. Выгодский отмечает в этом возрасте "активное развитие мышления, которое приводит к изменениям восприятия и памяти, становящимся регулярными процессами" [1, С. 56]. Качественно отличаясь от мышления взрослого, мышление ребенка проявляется при решении задачи, которая может быть связана с игровой деятельностью. К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование, рефлексию, становление конкретных операций, переход к развитию формальных операциональных структур и интенсивное развитие творческой активности. Л.С. Выгодский считал, что именно младший школьный возраст является периодом активного развития мыш-

УДК 398.221

Белевцова A.M., 2015

О со

r-t-1

со

Kj^ С Ё

27

БЕЛЕВЦОВА Алла Михайловна,

ст. преподаватель, кафедра Теории и методики музыкального образования, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь

ления. Это развитие, по Выгодскому, заключается в том, что "возникает независимая от внешней деятельности внутренняя интеллектуальная деятельность, система собственно умственных действий. Развитие восприятия и памяти происходит под определяющим воздействием формирующихся интеллектуальных процессов" [1, С. 48].

Ученые отмечают, что накопление к младшему школьному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения, проявлению творческих способностей и креативности.

Одна из важнейших педагогических задач данного периода состоит в том, чтобы научить младших школьников учиться легко и успешно, проявляя себя в различных сферах жизни. Главная ценность обучения, по Выгодскому, состоит "не в накоплении объема знаний, а в усвоении этих знаний и в совершенствовании навыков работы. Младшие школьники чаще всего бывают заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своим продвижением в этом предмете: они с большей охотой занимаются тем, что хорошо получается, в том числе и на музыкальных занятиях" [1,С. 64].

Важным аспектом образовательной деятельности в младшем школьном возрасте является игра как наиболее доступный для учащихся вид деятельности и способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.

Вопросами социальной значимости игры для младших школьников занимались такие ученые, как М.В. Демин, Л.С. Выгодский, A.B. Гу-лыга, И. Кант, Я.А. Коменский, Б.И. Пружинин, Ж.Ж. Руссо, Ф. Шиллер, Ф. Фребель, И. Хейзинг, и другие мыслители.

И. Кантсравнивал игру с искусством,так как то и другое приятно само по себе, им присуща свобода и разнообразие, они вызывают приятные чувства. Философ разделил игры на несколько типов:

- игра, основанная на счастье;

- звуковая игра или музыкальная;

- игра мыслей [2, С. 148].

Я.А. Коменский рассматривал игру как естественную потребность школьника двигаться, играть. Именно движение, игра, которые пронизаны ритмами, обеспечивают ребенку

здоровье. Немецкий психолог К. Гросс, определяя смысл игры, отметил, что "с помощью игры школьники могут познакомиться с традициями, поведением людей, функциями и сущностью общественного устройства. Повторяемость правил игры создает тренинговую систему младшего школьника. Важно, чтобы учащийся верил в реальность игровой задачи" [5, С. 39]. М.В. Демин, A.B. Гулыга, Б.И. Пружинин выдвигают идею о единстве искусства и игры: значение игровой деятельности в освоении музыки рассматривается как вид искусства. При этом ритм становится одним из признаков как игровой, так и музыкальной деятельности.

А.Н. Леонтьев считает, что игра в младшем школьном возрасте в основе своей представляет противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия или способов действия - с другой [3]. Он доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для младших школьников игра - сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Выявляя социальную значимость игры, А.Н. Леонтьев отметил:

- игра необычайно информативна и многое "рассказывает самому ребенку о нем;

- игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию;

- игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре [3].

Определяя сущность игры, П.И. Пидкасис-тый отмечает, что "сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями.... Игровые технологии позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучение школьных предметов. Занимательность условного мира игры, эмоциональная насыщенность игрового действа активизируют все психические процессы и функции ре-

бенка" [4, С. 55]. Он подчеркивает, что она "способствует практическому применению полученных знаний в новой ситуации" [4, С. 55].

Теория и практика подтверждают, что интересная игра повышает умственную активность ребенка, в результате чего он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Однако, подчеркивается,занятия должны проводиться только в форме игры, поскольку игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями; беседами; чтением и другими.

Подчеркивая значимость игры как средства развития младших школьников, ученые отмечают ее эффективность, справедливо называя ее самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в общение со сверстниками и объединяются общей целью, совместными усилиями к ее достижению и общими переживаниями.

В результате опытно-экспериментальных исследований теория и педагогическая практика подтвердила:

- игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей;

- игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни;

- в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоци-

ональность, активность, развивающаяся потребность в общении;

- в процессе игры дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях, поскольку ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Обобщая, можно заключить: игра представляет собой процесс переживаний, связанных с игровыми действиями; эмоциональная насыщенность игрового действа активизируют все психические процессы и функции ребенка; игра способствует практическому применению полученных знаний в новой ситуации и имеет большое образовательное и воспитательное значение, поскольку тесно связана с обучением на занятиях и наблюдениями повседневной жизни.

Литература:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.

2. Запорожец A.B. Изменение моторики школьника в зависимости от мотивов и условий его деятельности // Избранные психологические труды. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1986. - 297 с.

3. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // http://bai54.hotmail.ru/stati/ 083.html

4. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. - М.: Просвещение, 2002. - 269 с.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М. : Педаго-гика,1998.-304 с.

EVOLUTION OF A MUSICAL RHYTHM IN A HISTORICAL RETROSPECTIVE Bliznichenko Marina Vladimirovna, Senior Professor, Ostrikova irina Nikolaevna, Senior Professor,

Chair of Theory and Technique of Music Education, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol

in article the retrospective analysis in knowledge of essence and specifics of a musical rhythm is carried out. in the course of the analysis various scientific treatments, interpretations in understanding of a definition of a musical rhythm are presented.

Keywords: musical rhythm; rhythmics evolution; regularity of a rhythm; universal space category; music means of expression; organized sequence of diiteinost of musical sounds; existence of accents.

ЭВОЛЮЦИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

В статье осуществляется ретроспективный анализ в познании сущности и специфики музыкального ритма. В процессе анализа представлены различные научные трактовки, интерпретации в понимании дефиниции музыкального ритма.

Ключевые слова: музыкальный ритм; эволюция ритмики; закономерность ритма; универсальная космическая категория; выразительное средство музыки; организованная последовательность длительностей музыкальных звуков; наличие акцентов.

УДК 781

© Близниченко М.В., 2015 © Острикова И.Н., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.