Научная статья на тему 'Вклад уральских архитекторов в освоение новых промышленных районов Сибири'

Вклад уральских архитекторов в освоение новых промышленных районов Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРАЛЬСКИЙ АРХИТЕКТОР ГУГО ШАУФЛЕР / УРАЛЬСКИЙ АРХИТЕКТОР ФЕДОР СТРИГАНОВ / ХХ ВЕК / АРХИТЕКТУРА СИБИРИ 1970-Х ГГ / СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / БАМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Штубова Елена Валентиновна

Статья посвящена творчеству уральских архитекторов Г.В. Шауфлера и Ф.П. Стриганова, которые принимали участие в проектировании рабочих поселков и городов районов нового промышленного освоения Сибири в 1970-е гг. Некоторые из этих проектов не потеряли своей актуальности и сегодня. Изучение данного архитектурного наследия интересно и с точки зрения осмысления вклада уральских архитекторов в развитие сибирских городов, и в контексте адаптации подобных проектных предложений к современным условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ural Architects’ Contribution to Development of New Industrial Regions of Siberia

Ural Architects’ Contribution to Development of New Industrial Regions of Siberia

Текст научной работы на тему «Вклад уральских архитекторов в освоение новых промышленных районов Сибири»

УДК 711.2 (571) ББК 85.118.1 (253)

Е.В. Штубова, г. Екатеринбург

Вклад уральских архитекторов в освоение новых промышленных районов Сибири

Аннотация

Статья посвящена творчеству уральских архитекторов Г.В. Шауфлера и Ф.П. Стриганова, которые принимали участие в проектировании рабочих поселков и городов районов нового промышленного освоения Сибири в 1970-е гг. Некоторые из этих проектов не потеряли своей актуальности и сегодня. Изучение данного архитектурного наследия интересно и с точки зрения осмысления вклада уральских архитекторов в развитие сибирских городов, и в контексте адаптации подобных проектных предложений к современным условиям.

Ключевые слова: уральский архитектор Гуго Шауфлер, уральский архитектор Федор Стри-ганов, ХХ век, архитектура Сибири 1970-х гг., советская архитектура, нефтегазовый комплекс Западной Сибири, БАМ.

Великие стройки Сибири XX в. (освоение нефтегазовых месторождений, строительство Байкало-Амурской магистрали и др.) привлекли к этому региону внимание архитекторов из самых разных регионов бывшего Советского Союза. Среди них были и уральские архитекторы. В фондах музея архитектуры и дизайна УралГАХА хранятся персональные архивы архитекторов Г.В. Шауфлера (рис. 1) и Ф.П. Стриганова (рис. 2), которые в 1960-1970-е гг. предлагали оригинальные архитектурные и градостроительные решения для населенных пунктов, расположенных в особых климатических и природных условиях Сибири. Некоторые из этих проектов не потеряли своей актуальности и сегодня. Изучение данного архитектурного наследия интересно и с точки зрения осмысления вклада уральских архитекторов в развитие сибирских городов, и в контексте адаптации подобных проектных предложений к современным условиям.

Гуго Вильгельмович Шауфлер — один из первых уральских архитекторов, обратившихся к проблемам градостроительства нефтегазовых районов Западной Сибири. Интересна биография и творческая судьба этого исследователя, архитектора-практика и художника. Выходец из поволжских немцев, Гуго Вильгельмович родился в 1928 г. и в годы Великой Отечественной войны вместе с другими советскими немцами был выселен в Алтайский край. Позже семья перебралась под Челябинск, где отец (физик по образованию) работал по предписанию НКВД на Коркинском угольном разрезе.

Гуго еще в раннем детстве обнаружил способности к рисованию и даже подрабатывал изготовлением портретов погибших фронтовиков. После окончания школы узнал, что в Свердловске в Уральском политехническом институте открывается новая специальность — «архитектура». На семейном совете решили тайно отправить его учиться, в обход строгой приписки НКВД. Отец взял на себя смелость делать отметки в комендатуре за уехавшего сына. Так Г.В. Шауфлер в 1947 г. поступил в УПИ, но через четыре месяца обман раскрылся, и его под конвоем вернули в Коркино. Спасло заступничество К.Т. Бабыкина, основателя архитектурного образования на Урале, который не побоялся написать самому Сталину с просьбой восстановить талантливого ученика. С апреля 1948 г. Гуго продолжил учебу и в 1954 г. окончил архитектурно-строительный факультет УПИ.

После учебы занимался проектированием: сначала в Росстромпроекте, позже в УралТЭПе, а в 1961 г. был приглашен на должность доцента кафедры городского строительства УПИ. Новый период творческой и научной деятельности начался с чтения двух курсов лекций: «Планировка и благоустройство городов» и «Озеленение городов» [1, с. 75]. Стремление к творческому поиску, архитектурным экспериментам привели его к проблемам градостроительства в районах нового про-

мышленного освоения Западной Сибири, в суровых и трудных инженерно-геологических условиях.

Начались многочисленные командировки в Тюмень, Сургут, Нефтеюганск, Урай и др. Появились первые хоздоговоры с широким диапазоном исследований: социально-демографические условия и потребности, природно-климатические факторы и формирование микроклимата жилой застройки, архитектурно-конструктивные решения зданий, внешнее благоустройство и т.д. [1, с. 76]. В УПИ Г.В. Шауфлер открыл аспирантуру в области градостроительства, создал при кафедре лабораторию по планировке и застройке жилых районов в суровых природно-климатических условиях применительно к районам нового промышленного освоения, по сути, новое научное направление в области градостроительства. Его разработки легли в основу кандидатской диссертации, которую Г.В. Шауфлер защитил в 1964 г. после окончания аспирантуры при Академии строительства и архитектуры СССР (г. Москва). В своих воспоминаниях он нелестно отзывается о господствовавшем тогда отношении москвичей к исследователям «с периферии» [1, с. 77]. Но защита состоялась, и диссертация стала основой для разработки в УПИ системно-комплексного метода формирования жилых образований в суровых природно-климатических условиях.

На основе изучения обширной практики во многих городах и странах Шауфлер составил классификацию возможных планировочных форм и приемов построения жилых районов. Были разработаны расчетные планировочные схемы, их параметры, выведены формулы для их расчетов. Это позволило определить и построить наиболее рациональные жилые районы для условий Урала и Западной Сибири (в разработках участвовал архитектор В.И. Солтыс).

В результате анализа практики строительства 1960-1980-х гг. из всех известных на тот момент индустриальных систем домостроения была выбрана наиболее прогрессивная объемно-блочная крупнопанельная система. Она характеризовалась высокой заводской готовностью — до 85%. Совместная компоновка объемных блоков и комнат из панелей давала возможность многовариантного формирования различных квартир, домов-блоков, жилых комплексов с элементами первичного обслуживания. По мнению Шауфлера, этот вывод — один из важнейших и на сегодня, и на обозримую перспективу (рис. 1).

Все жилые комплексы и дома в его проектах строго ориентированы по сторонам света с учетом оптимальной инсоляции квартир. В условиях Западной Сибири балконы-лоджии представляются излишними и даже вредными. Функционально оправданным и микроклиматически выгодным выступает остекленный эркер, рациональный элемент фасада, который может быть любой формы в плане: прямоугольный, трапециевидный, треугольный и т.д. (рис. 2).

В жилой застройке наиболее рациональным приемом стало применение непрерывно-ленточных и разветвленных композиций в плане с трехлепестковым разветвлением или с поворотными углами в 120 градусов. Это позволяет достичь минимального затемнения дома и дворовых пространств, высокой плотности и комфорта проживания. Особый тип домов для северных районов — широт-но-диагональные односторонней ориентации с расположением квартир в одном или двух уровнях на южной стороне. На северной стороне сосредоточены галереи-коридоры, лестничные клетки, санузлы и т.д. (рис. 3).

Системно-комплексный метод разрабатывался Г.В. Шауфлером применительно к районам нового промышленного освоения западной Сибири на протяжении 1960-1070-х гг. С 1973 по 1977 г. он заведовал кафедрой архитектуры УПИ.

В дальнейшем его архитектурная деятельность была связана с Крымом, куда Г.В. Шауфлер переехал в 1977 г. (с 1977 по 1998 г. работал главным архитектором института «Крымниипроект», заведовал научным отделом «Крымское жилище»). В целом он имеет более 100 научных трудов и 40 построенных объектов на Урале, Западной Сибири и в Крыму.

Проектно-строительные и научно-исследовательские работы Г.В. Шауфлера для промышленных районов Сибири [2]:

- расширение жилого района Тюменской ТЭЦ (УралТЭП, 1960 г., построено);

- жилой район энергетиков в г. Сургуте, крупнопанельное поточное строительство 5-9-этажных жилых домов в особо сложных инженерно-геологических и сурово-климатических условиях (проект разработан в соавторстве с заслуженным архитектором РСФСР В.Б. Золотаревым и гл. инженером В.А. Слукиным: УралТЭП, 1966-1971 гг.);

- ряд экспериментальных проектов жилых районов и микрорайонов в условиях Северного Урала, Зауралья и Западно-Сибирской низменности (1965-1977 гг.).

Нельзя не сказать и еще об одной стороне творчества Г.В. Шауфлера — графике и акварели. За годы своей творческой деятельности он провел более 30 персональных художественных выставок в Свердловске, Нижнем Тагиле, Симферополе, Ялте, Москве, Киеве, Неккарсилме и Хаилбронне (Германия), Софии (Болгария) и Чикаго (США). С 1996 г. живет в Германии.

Творчество другого свердловского архитектора, Федора Петровича Стриганова, было связано с проектированием рабочих поселков Байкало-Амурской магистрали.

Ф.П. Стриганов родился в 1923 г. в с. Покровское Артемовского р-на Свердловской области. Был в числе первых выпускников-архитекторов Уральского политехнического института — в 1953 г. окончил строительный факультет по специальности «архитектура». Сразу после учебы поступил на работу в Уралгипротранс, где в течение 30 лет занимался проектированием и обустройством населенных пунктов на новых железнодорожных линиях, пройдя путь от архитектора архитектурно-строительного отдела до главного архитектора. Был членом научно-технического общества железнодорожного транспорта.

В конце 1974 г. вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Железнодорожная ветка стала всенародной стройкой. Свердловская область взяла обязательство построить объекты культурно-бытового и коммунального назначения на двух станциях: Кувыкта и Хорогачи. Имея большой опыт проектирования объектов для железнодорожных линий (Решеты-Богучаны, Гороблагодатская-Свердловск, ст. Свердловск Сортировочная), Б.Ф. Стриганов предложил несколько оригинальных проектов зданий и сооружений на станциях БАМа. В разработке генерального плана пос. Кувыкта принимал участие и Г.В. Шауфлер (рис. 4).

За 10 лет (с 1975 по 1984 г.) в нелегких условиях амурской тайги, вечной мерзлоты и зимних пятидесятиградусных морозах были возведены современные жилые поселки, отвечающие всем требованиям благоустройства и инженерного оборудования [3].

В каждом поселке построены:

- по четыре 36-квартирных жилых дома со всеми удобствами (общей площадью 7200 кв.м);

- торгово-общественный центр с магазинами, кафе-столовой, комбинатом бытового обслуживания, киноконцертным и спортивным залами;

- школа со стадионом и теплицей;

- детский сад;

- фельдшерско-акушерский пункт;

- вокзал;

- коммунальные и производственные здания, необходимые для эксплуатации и обслуживания поселков.

Большой объем работ выполнен по благоустройству площадей, участков школ и детсадов. В облике построенных объектов угадывается уральский почерк. В их отделке широко использованы натуральные облицовочные материалы: гранит, мрамор, яшма, внутри помещений применены каменная штукатурка, алюминиевые переплеты, полированное дерево, для оград — литые чугунные решетки с изображением соболя — фирменного знака уральских металлургов. Интерьеры украсили декоративно-художественные панно из уральских цветных камней, а также цветные витражи на темы сказов уральского писателя Павла Бажова. Фасады зданий торгово-общественных центров украшены декоративными решетками из металла с оригинальными вставками и горельефами. На выставке достижений народного хозяйства СССР торгово-общественный центр в пос. Кувыкта получил высокую оценку и был отмечен дипломом ВДНХ.

Личный вклад П.Ф. Стриганова в проектирование жилых поселков также был отмечен правительственными наградами: медалью Верховного Совета РСФСР «За участие в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» и Почетной грамотой Госстроя РСФСР «За создание архитектурного облика ст. Кувыкта и Хорогочи БАМа» [4].

Помимо проектной группы под руководство Ф.П. Стриганова (от Уралгипротранса) в проектировании зданий и сооружений поселков БАМа принимали участие коллективы нескольких сверд-

ловских проектных организаций: Свердловскгражданпроект, строительное подразделение треста Свердловскхимстрой, Главсредуралстрой и Уралсантехмонтаж. Крупнопанельные жилые дома, сборные железобетонные конструкции для общественных зданий изготовлялись на заводах крупнопанельного домостроения и комбинатах ЖБИ области — в Асбесте, Нижнем Тагиле, Качканаре и Каменске-Уральском.

В эстетическом и художественном оформлении зданий и площадей участвовали творческие организации: Росмонументискусство, производственное объединение Художественного фонда РСФСР и Свердловский архитектурный институт. Большой объем работ по озеленению, благоустройству и внешнему оформлению поселков выполнили студенты строительных отрядов Уральского политехнического и архитектурного институтов.

При въездах в поселки и на перронах вокзалов были установлены памятные знаки с надписями, что поселки построены Свердловской областью в 1983-1984 гг.

Рис. 1. Архитектор Рис. 2. Архитектор

Г.В. Шауфлер Ф.П. Стриганов

ИЗ УНЖРСАДЬНОИ дан ттоеых ммсе

григ^ы решений

М 1-1000

!ш первичного сеслужиаАиий ■ шком

! Л: ТОЛИ САД "СУ I да ЙОМЕСТ дЕтскда сдд-ясж нл гаомест

ГАРАЖИ

ГЮЩЛДКИ ЛЛН 0ГЛ4:

вгралых и МЕР .А^тёй

СТОЙМЯ МАШИН хозяйств-« ¡Е пло ¡4АЛК1Л

Рис. 3. Жилые комплексы из универсальной серии типовых домов

ОЧ

м -

Рис. 4. Экспериментальная жилая группа непрерывной блок-секционной застройки

II шж -/ШЛЯ

ГШИДи - 53000 м1

¡гтгшт - 12,4М

п/к^юсти жилого тщ.л шт - нооф

п/тти

шпш - ПУ.

Ориентированный 5-9эт объемно-панельный жилои комплекс

Л/^ Северного Угмл и З^пллю-Сшгског. нпзлешюст

н*"1^' ггю-игг.точмя мстгойед

С ТГЕМЕТК": г«:,. ■ т.-т {

ЗАлппп:

^плталлупш тгока-хо

горнус^? п

ШЙГС т «О- .'-¡14 ГОМЛг

Рис. 5. Ориентированный 5-9-этажный объемно-панельный жилой комплекс

Рис. 6. Генеральный план застройки поселка Кувыкта Амурской области

Список использованных источников

1. Шауфлер Г.В. Творчество и научные исследования на Урале. Записки архитектора. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. — 208 с.

2. Музей архитектуры и дизайна УралГАХА. Ф. 3. Оп. 3. Ед. хр. 278/1.

3. Музей архитектуры и дизайна УралГАХА. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 583.

4. Архитекторы Екатеринбурга и Свердловской области. Свердловская организация Союза архитекторов России. — Екатеринбург: Уральский рабочий, 2003. — 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.