Научная статья на тему 'Роль фотоархива музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении архитектуры и градостроительства Западной Сибири 1940-х - 1950-х гг'

Роль фотоархива музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении архитектуры и градостроительства Западной Сибири 1940-х - 1950-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
207
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ЗАПАДНОЙ СИБИРИ / МУЗЕЙ ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРЫ СИБИРИ ИМ. С.Н. БАЛАНДИНА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

В фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина хранятся уникальные документальные свидетельства по истории архитектуры и градостроительства Западной Сибири. В статье анализируется научный потенциал документов, относящихся к периоду 1940-1950-х гг. Подлинные документы и их фотокопии (реальные и учебные проекты, графические работы, фотографии зданий, городов, личные архивы сибирских архитекторов) опровергают ряд устоявшихся представлений о развитии архитектуры и градостроительства в это переломное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Photo Archive of Balandin Museum of History of Siberian Architecture in Study of Architecture and Town planning of Western Siberia of 1940s-1950s

The holdings of Balandin Museum of History of Siberian Architecture contains unique documentary evidences on the history of architecture and town planning in Western Siberia. The article deals with the scientific potential of the documents relating to the period of 1940s-1950s. Original documents and photographic copies (real and class projects, graphic works, photographs of buildings, cities, personal archives of Siberian architects) disproves a number of preconceived ideas about the architecture and town planning development at this critical time.

Текст научной работы на тему «Роль фотоархива музея истории архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина в изучении архитектуры и градостроительства Западной Сибири 1940-х - 1950-х гг»

УДК: [72.036+711.4.03](571.1)

С.С. Духанов, г. Новосибирск

Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина в изучении архитектуры и градостроительства Западной Сибири 1940—1950-х гг.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проведения научного исследования в области гуманитарных наук по теме «Генпланы/ городов Западной Сибири 1930-1950-х гг.: градостроительные идеи и региональные особенности» (проект №15-0400356); номер государственной регистрации научно-исследовательской темы/ проекта №115042370011.

Аннотация

В фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина хранятся уникальные документальные свидетельства по истории архитектуры и градостроительства Западной Сибири. В статье анализируется научный потенциал документов, относящихся к периоду 1940—1950-х гг. Подлинные документы и их фотокопии (реальные и учебные проекты, графические работы, фотографии зданий, городов, личные архивы сибирских архитекторов) опровергают ряд устоявшихся представлений о развитии архитектуры и градостроительства в это переломное время.

Ключевые слова: история советской архитектуры; история архитектуры и градостроительства Западной Сибири; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

Период 1940—1950-х гг. был одним из интереснейших в развитии архитектуры и градостроительства Западной Сибири: Великая Отечественная война (1941—1945 гг.), послевоенный восстановительный период (1946—1955 гг.), переход к типовому проектированию (1956—1959 гг.). В течение полутора десятков лет сменилось три (если считать и довоенный) архитектурно-градостроительных подхода, а облик западносибирских городов изменился до неузнаваемости.

Вследствие динамичности исторической обстановки и неразвитости местной строительной инфраструктуры проектировщики зачастую не поспевали за сменой официальных архитектурно-градостроительных установок. Поэтому проекты оставались либо нереализованными, либо осуществленными лишь частично и с искажением авторского замысла. Существенный разрыв между задуманным и построенным не позволяет изучать развитие архитектурно-градостроительной мысли в Западной Сибири того времени лишь на материале реализованных построек. Соответственно, важную роль играют материалы, отразившие идеи и замыслы архитекторов, их отношение к современной им градостроительной среде [11]. Для периода 1940—1950-х гг. огромное значение имеет архитектурная графика. С точки зрения информативности и целостности восприятия такого искусства, как архитектура, никакие, даже самые подробные, тексты не в состоянии конкурировать с изображениями.

Кроме того, благодаря исследованиям последних лет становится все более очевидным, что истори-ко-архитектурную ценность представляет не только общепризнанный ныне авангард, но и так называемая сталинская архитектура: городские площади, рабочие поселки с дворцами культуры и т.п. [10; 13; 23]. Выявление и сохранение этих объектов также немыслимо без графических материалов [7].

В наиболее комплексном виде оригиналы и фотокопии архитектурно-градостроительных материалов по Западной Сибири 1940—1950-х гг. хранятся в

фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств). Материалы были собраны в течение второй половины XX в. профессором С.Н. Баландиным и сгруппированы по городам: Омску, Новосибирску, Барнаулу, Томску, Кемерово, Новокузнецку и др. [15—20] Благодаря наличию оригиналов работ и высокому качеству фотокопий проектные организации, авторы проектов, даты и другая информация могут быть установлены по подписям и штампам на проектах.

Цель статьи: проанализировать значение собранных С.Н. Баландиным материалов для изучения истории архитектуры и градостроительства Западной Сибири 1940—1950-х гг.

Методика исследования: сопоставление типологически сходных групп материалов, относящихся к разным городам Западной Сибири. Рассматриваются:

— проекты планировок городов, общественных центров, кварталов и зданий;

— фиксационные материалы существующих градостроительных ситуаций и осуществленной застройки;

— архитектурная графика и учебные проекты, личные архивы архитекторов.

1. Проектные материалы по архитектуре и градостроительству хорошо отражают стремительную смену актуальных проектных задач.

Уникальными материалами являются фотокопии проектов, выполненных Главными управлениями городских архитекторов городов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).

Управление главного городского архитектора Томска, несмотря на то что Томск среди городов Западной Сибири оказался наименее обеспеченным кадрами проектировщиков, в течение 1943—1945 гг. разработало целый ряд проектов. Жилые кварталы для рабочих эвакуированных промышленных предприятий, проекты благоустройства и архитектурного оформления набережной р. Ушайки, городского базара и ряда площадей, детский парк культуры и

отдыха и др. [18, л. 12, ф. 2, 4, 7; л. 47, ф. 4]. Великолепными по замыслу и исполнению являются перспективы общегородского центра и главных городских площадей [18, л. 12, ф. 5] (рис. 1).

Эти проекты опровергают устоявшиеся представления о якобы полном хаосе и неразберихе в градостроительстве Западной Сибири военного времени. Проектировщики продолжали работу, опираясь на довоенные генеральные планы и нормативы. В целом же по тщательности исполнения, качеству оформления и графики сохранившиеся проекты военных лет практически неотличимы от проектов второй половины 1940-х гг. [18, л. 12, ф. 1, 6; л. 194-1, ф. 1].

Проекты послевоенного пятилетия отразили постепенный переход от сформировавшейся в годы войны концепции города, состоящего из созвездия компактных рабочих поселков с поселковой архитектурой, к концепции компактного города-ансамбля, застроенного многоэтажными зданиями.

Проекты жилых кварталов 1946—1947 гг. с малоэтажной застройкой отражали подход, характерный для военного времени [18, л. 194-1, ф. 1].

Однако уже в 1947—1948 гг. появляются проекты жилых кварталов для Новосибирска, Барнаула, Томска и других городов, в которых доминировала многоэтажная (4—5 эт.) застройка [18, л. 12, ф. 1; л. 194-1, ф. 2; 20, л. 5, ф. 1]. К этому времени относятся и наиболее амбициозные проекты. В проектах разверток набережных и главных городских проспектов архитекторы применяли многоэтажные (5—7 эт.) и высотные (до 16 эт.) здания башенного типа с шатровыми завершениями [17, л. 52, ф. 1; л. 74, ф. 1—5; 20, л. 2, ф. 1—2; л. 5, ф. 2; л. 4, ф. 2, 3; л. 12, ф. 1—4; л. 13, ф. 1—2, 4]. Как и в Москве, в Западной Сибири громадные объемы вместе со сплошными «фронтами» многоэтажной застройки вдоль магистралей были призваны композиционно «собрать» разбросанные на большой территории города.

Схемы генеральных планов конца 1940-х — начала 1950-х гг. отразили стремление проектировщиков направить развитие западносибирских городов вдоль крупных рек: за счет соответствующего размещения новых предприятий, трассировки магистралей и т.д. [17, л. 3, ф. 1] Этот подход принципиально отличался от довоенного, когда жилые районы получали поперечное к долинам крупных рек положение.

Размах проектировщиков, высокое, в том числе графическое, качество выполнения проектов не поддерживают взглядов о сугубо «провинциальном» подходе сибирских архитекторов рубежа 1940— 1950-х гг.

В последнее время среди историков архитектуры растет интерес к реформам середины 1950-х гг. [12; 14]. Материалы музея показывают, что этот интерес не случаен: именно в середине — второй половине 1950-х гг. происходил интенсивный переход к типовому проектированию, приемам свободной планировки и микрорайонам.

Для изучения происходивших в это время изменений в характере застройки представляют интерес проекты жилых районов, разработанные для Омска, Новосибирска и других городов [15, л. 16, ф. 2; 19, л. 50, ф. 1; 20, л. 113, ф. 2—4].

В конце 1950-х гг., уже в условиях новой градостроительной доктрины, завершались работы по

генеральной планировке Омска, Новосибирска и Барнаула. Имеющиеся в фондах музея фотокопии проектных материалов отражают изменение подходов к планировке города. Среди этих документов: схемы генпланов, проекты детальной планировки центральной части городов, размещения первоочередного строительства, застройки главных магистралей и др. [15, л. 2, ф. 2; л. 10, ф. 1, 2; 17, л. 43, ф. 1; л. 50, ф. 1; л. 78, ф. 3].

Несомненный интерес представляют материалы по Научному городу СО АН СССР в Новосибирске (ныне Академгородок СО РАН). Варианты генеральных планов, проекты планировок центра города, микрорайонов, научных и жилых зданий и комплексов содержат важную информацию и позволяют лучше понять ход проектирования этого уникального объекта [20, к. 4, л. 96, ф. 1—3; л. 97, ф. 1—2] (рис. 2).

О характере промышленной архитектуры Западной Сибири того времени свидетельствуют фотокопии проектных материалов, связанные с созданием Западносибирского металлургического комбината (Запсиба) в Новокузнецке. Сохранились схемы планировок заводов, а также проекты цехов, инженерных и подсобных сооружений: планы, фасады, перспективы зданий и интерьеры [19, л. 124, ф. 1—3 и сл.].

Материалы творческих конкурсов на создание памятников, проектов благоустройства площадей и др. свидетельствую о насыщенной творческой деятельности сибирских архитекторов [20, к. 4, л. 99—107].

2. Фиксационные материалы: градостроительные схемы, фотографии и архитектурная графика, в которых запечатлены реальные города Западной Сибири того времени и их застройка.

В музее хранятся синьки и фотокопии планов городов, панорамные фотоснимки городской среды, фотографии городских площадей, магистралей, фрагментов застройки и отдельных зданий [15, л. 37, ф. 1—2; л. 54, ф. 3, 4; 16, л. 56, ф. 3; 17, л. 46, ф. 1—4; л. 48, ф. 3—4; л. 52, ф. 2—4; л. 59, ф. 1—3; л. 60, ф. 1—4; л. 78, ф. 2—3; л. 105, ф. 4; л. 199; ф. 3; 18, л. 11, ф. 2, 3; л. 20, ф. 1; л. 47, ф. 1—3, 5; л. 48, ф. 1, 2; 20, к. 4, л. 68, ф. 1—2].

Научное значение этих материалов трудно переоценить. Появляется возможность для сопоставления архитектурно-планировочных идей проектов с существующими градостроительными ситуациями, городской средой и реализованными объектами. Фотографии свидетельствуют о происходивших в это время стремительных изменениях в стилистике зданий и облике городов.

Уникальную группу материалов составляют фотокопии и оригиналы графических и акварельных работ, в которых западносибирские архитекторы запечатлели современную им архитектурную и предметную среду городов Западной Сибири.

В чем значение графики такого типа? Она — взгляд архитекторов на современный им город. Ведь то, что мы видим сейчас на постановочных фотографиях и открытках, совсем не тождественно непосредственному восприятию городской среды архитектором-современником.

Наиболее известными, несомненно, являются работы архитектора В.А. Касаткина [21] (рис. 3). Его интерес к городскому пространству и нежелание ограничивать творчество узкими рамками «портре-

тов» отдельных зданий представляются наиболее актуальными и волнующими. Касаткин видел городскую среду в динамике, сопоставляя уходящий «старый» город с фрагментами новой застройки. Покосившиеся деревянные домишки начала века и бараки предвоенных десятилетий изображены на фоне строящихся, растущих ввысь каменных многоэтажных зданий 1950-х гг. Все это создает впечатление настоящего градостроительного переворота. Неожиданным является показ земляных работ и ажурных строительных механизмов, что вместе с изображением зданий в процессе постройки позволяло эффектнее передать пространственные характеристики городской среды и ее развитие во времени. Показательна и красочность изображений. Благодаря такому подходу западносибирские города предстают яркими, патетичными, наполненными насыщенной архитектурно-градостроительной жизнью.

Таким образом, заслуга сибирских архитекторов-художников в том, что они увидели и донесли до нас художественную выразительность реального городского пространства того времени.

3. Учебные проекты. Огромное научное значение имеют оригиналы и фотокопии учебных проектов, выполненные в Сибстрине в 1940—1950-е гг. Сегодня, благодаря кропотливой исследовательской работе сотрудников музея, опубликован каталог части учебных работ [22] (рис. 4).

Часто исследователи пренебрежительно отбрасывают учебную графику, считая ее недостойной внимания. Мол, она не связана с реальными постройками, это даже не «бумажная архитектура», так как выполнялась по стандартным заданиям, причем не маститыми зодчими, а только студентами и т.д. Однако сохранившиеся работы опровергают эти рассуждения.

Тематика учебных проектов была гораздо шире последующего реального проектирования. Студенты 1940—1950-х гг. проектировали музеи, дома культуры, библиотеки, многоэтажные административные и жилые здания, одноквартирные жилые дома, жилые кварталы, туристические базы, рынки и др. [6; 22, с. 7—57]. Кроме того, студенты не были ограничены жесткими рамками реального строительства.

Учебные проекты создавались в тесном профессиональном взаимодействии с более опытными руководителями, чего, как правило, уже не было в проектных институтах. Как следует из подписей на работах, учебным проектированием руководили такие признанные мастера, как А.Д. Крячков, В.С. Масленников, Н.С. Кузьмин и др., а в годы Великой Отечественной войны — эвакуированные из Ленинграда и Москвы крупнейшие зодчие страны.

Вопреки распространенному мнению, на стилистику учебных проектов оказала влияние архитектура не только Москвы, но также Ленинграда и Сибири, в том числе сибирская народная архитектура и сибирский классицизм XIX в. [22, с. 16—17, 23 38—42 и сл.]. Градостроительный подход к объемно-пространственным решениям, тщательно прорисованные силуэты и детали, мажорный облик запроектированных сооружений свидетельствуют о высокой степени ответственности студентов-архитекторов перед обществом.

В целом можно говорить о том, что в отличие от

своих коллег, занятых только практикой, и студенты и их руководители подходили к решению архитектурно-градостроительных и художественных задач более свободно. Их представления о послевоенном сибирском городе являются одним из наиболее ценных свидетельств учебной графики.

4. Материалы личных архивов архитекторов, хранящиеся в фондах музея, имеют огромный научный потенциал. Они отражают личное участие проектировщиков в архитектурно-градостроительных процессах того времени. На сегодняшний день обработаны материалы личных архивов таких известных западносибирских архитекторов, проектировавших и учившихся в 1940—1950-е гг., как Н.И. Болотин, А.Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, К.К. Леонов, В.С. Масленников, Л.К. Минерт и др. В личных архивах представлены оригиналы и фотокопии эскизов и проектов, документы, письма, воспоминания и др. Благодаря сотрудникам музея эти материалы активно вводятся в научный оборот и уже рассматривались в ряде публикаций [4—9].

Не меньшее значение имеют воспоминания архитекторов о периоде 1940—1950-х гг. и введение их в научный оборот [1—3]. Ведь многие очевидные в то время явления, обстоятельства и факторы архитектурно-градостроительной деятельности сейчас просто забыты. Реконструировать их по сохранившимся архивным материалам, имеющим, как правило, административный характер, почти невозможно.

Личные архивы, видимо, в наиболее яркой форме отражают актуальную сегодня метафору истории как своеобразного зеркала, в котором современным архитекторам не мешало бы попытаться увидеть себя, примерив образ другого времени и его архитектурную среду к себе и своим постройкам.

Выводы. Материалы 1940—1950-х гг., хранящиеся в Музее истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина, являются важнейшим источником по изучению архитектуры и градостроительства Западной Сибири того времени.

Анализ этих документов показывает, что Западная Сибирь 1940—1950-х гг. не была «стоячим болотом». Здесь происходили стремительные изменения, одной из движущих сил которых являлись местные архитекторы, стремившиеся преобразить архитектурный облик своих городов.

Сохранившаяся проектная графика открывает нам людей и их идеи: студентов и проектировщиков, которые в сложное, переломное время войны и реформ проявили широту архитектурно-градостроительной мысли и живой интерес к окружавшей их действительности.

Список использованных источников

1. Баландина Т.С. История Сергея Николаевича Баландина, написанная к 85-летию профессора // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. 10. — Ч. 1. — С. 6—17.

2. Баландина Т.С. Из воспоминаний о здании новосибирского эвакуационного госпиталя № 1504 (1941— 1945 гг.) // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. 10. — Ч. 2. — С. 90—93.

3. Баландина Т.С. Из воспоминаний о здании общежития новосибирского инженерно-строительного института (НИСИ) на ул. Тургенева // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина.

— Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. 10. — Ч. 2. — С. 94—97.

4. Бушма Д.Д. Архитектор Виталий Семенович Масленников в воспоминаниях современников 1940— 1950-х годов // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: нГа-ХА, 2012. — С. 27—34.

5. Бушма Д.Д., Леонов Б.К. Выдающиеся выпускники сибирской архитектурной школы: Константин Константинович Леонов // Региональные архитектурно-художественные школы. — Новосибирск: НГАХА, 2012. — С. 168—171.

6. Бушма Д.Д. Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 1930—1950-х гг. // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2013. — С. 205—210.

7. Бушма Д.Д. Электронный архив по истории архитектуры Сибири: постановка цели и изучение аналогов // Региональные архитектурно-художественные школы. — Новосибирск: НГАХА, 2013. — С. 258—265.

8. Бушма Д.Д. Имя в сибирской архитектурной школе: Л.К. Минерт (1919—2003 гг.) // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина.

— Новосибирск: НГАХА, 2011. — С. 18—21.

9. Гаркуша Д.Д. Исследователь исторических мер, сибирский архитектор Николай Иванович Болотин (1907—1979) // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2014. — Т. 9. — № 2. — С. 196—202.

10. Косенкова Ю.Л. Советский город 1940-х — первой половины 1950-х годов: От творческих поисков к практике строительства. — М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 378 с.

11. Косенкова Ю.Л. Среднеазиатский город глазами архитекторов сталинской эпохи // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления — М.: КомКнига, 2010. — С. 201—225.

12. Косенкова Ю.Л. Советский город 1950—1960-х годов: в поисках новых концепций // Градостроительство. — 2012. — № 4 (20). — С. 80—83.

13. Косенкова Ю.Л. Четверть века изучения истории архитектуры советского периода в новых условиях. Что изменилось? // Academia. Архитектура и строительство. — 2014. — № 3. — С. 10—14.

14. Меерович М.Г. От коммунального — к индивидуальному: неизученные страницы жилищной реформы Н.С. Хрущева // Вестник ТГАСУ. — 2016. — № 2. — С. 28—33.

15. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 3-1 (Омск).

16. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 3-2 (Омск).

17. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4 (Барнаул).

18. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 9 (Томск).

19. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 13 (Кузбасс).

20. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФН. Оп. 5 (Новосибирск).

21. Новосибирск в рисунках Касаткина: [Альбом-каталог] / авт.-сост. Н.В. Касаткина. — Новосибирск: Советская Сибирь, 2010. — 104 с.

22. Проект «Восстановление»: каталог проектов новосибирских студентов-архитекторов 1942—1951 гг. / авт.-сост. Д.Д. Гаркуша, С.В. Филонов— Новосибирск: НГАХА, 2015. — 60 с.

23. Тарновская Т.Н., Гаркуша Д.Д., Филонов С.В. Ревалоризация историко-архитектурного наследия Новосибирской области в деятельности общественников. Сохранение памяти поколений // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. — Новосибирск: НГАХА, 2015. — Т. 10. — Ч. 2. — С. 329—341.

Рис. 1. Проект общегородского центра Томска. Перспектива, 1945 г. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (ФГС. Оп. 9. Л. 12. Ф. 5)

Рис. 2. Научный городок СО АН СССР в Новосибирске. Проект планировки. Сибакадемпроект, конец 1950-х гг. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (ФН. Оп. 5. К. 4. Л. 96. Ф. 2)

Рис. 3. Омск. Строительство моста через Омь в центре города. Рисунок арх. В.А. Касаткина, 1960 г. Источник: Новосибирск в рисунках Касаткина. — Новосибирск: Сов. Сибирь, 2010. — С. 58, рис. 165

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина

Проект «Восстановлен

каталог проектов новосибирских Г »1 студентов-архитекторов щ\ М

1942-1951 гг. ШШЯЯ

■ЖТП \щи

штш

Рис. 4. Обложка каталога проектов новосибирских студентов-архитекторов 1942—1951 гг., изданного Музеем истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина [22]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.