УДК 72.036(571.1/.5)
Д.Д. Гаркуша, С.В. Филонов Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств
Характеристика персонального архива Е.А. Ащепкова в собрании МИАС им. С.Н. Баландина
Аннотация
Выдающийся исследователь истории сибирской архитектуры Евгений Андреевич Ащепков (1907-1983) оставил после себя обширное творческое наследие: научные труды, архитектурные проекты, уникальные полевые материалы, содержащие множество прекрасно исполненных рисунков и обмеров памятников сибирского зодчества и зданий средовой застройки XVIII - начала ХХ в. Определенная часть этих материалов сохранилась лишь в собрании Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГУАДИ. В первую очередь это студенческие проекты Е.А. Ащепкова 1932-1936 гг.; его конкурсный проект здания горсовета в Новосибирске, 1937 г.; работы слушателей архитектурного факультета политехнического института Цинхуа в Пекине, где Ащепков преподавал в 1952-1953 гг.; и фотоальбом историко-архитектурной экспедиции ИИ-ФиФ СО АН СССР 1973 г., посвященной изучению народного зодчества в верховьях р. Лены.
Ключевые слова: Е.А. Ащепков, сибирский архитектор, история архитектурного образования, Сиб-стрин, НИСИ им. В.В. Куйбышева, университет Цинхуа
В 2017 г. исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося исследователя сибирской архитектуры, первого сибирского члена-корреспондента Академии архитектуры СССР, доктора искусствоведения Евгения Андреевича Ащепкова (1907-1983). Творческое наследие архитектора Ащепкова - это научные труды, экспедиционные материалы (дневники, рисунки, архитектурные обмеры), научные реконструкции памятников сибирского зодчества, архитектурные проекты.
Многие из перечисленных материалов сейчас доступны, благодаря тому, что в 1995-1997 гг. были переданы семьей архитектора в ГАНО и составили там персональный фонд Е.А. Ащепкова6 [Путеводитель..., 2012, с. 819-821]. Кроме того, известно, что в 1940-е гг. Академия архитектуры СССР приобрела для музея им. А.В. Щусева «.ряд рукописных работ с большим иллюстративным рядом («Архитектура г. Тобольска», «Ивановский монастырь Тобольской губернии», «Городское деревянное зодчество Сибири»)» [Акишин, 1997, с. 71]. Еще одна часть авторских материалов Е.А. Ащепкова хранится в собрании МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ.
Кратко остановимся на истории формирования этой коллекции. Большинство материалов сохранил для будущего музея архитектор, педагог НИСИ и НГАХА, С.Н. Баландин (1930-2004). Баландин долгие годы вынашивал и в 1995 г. воплотил идею создания вузовского музея истории сибирской архитектуры и архитектурного образования. Собранная Баландиным коллекция материалов Е.А. Ащепкова стала частью музейного «Фонда преподавателей Сибстри-на». Архитектор В.М. Пивкин (1935-2010) передал в музей цветные фотокопии нескольких работ из «тобольской серии» Е.А. Ащепкова. Большой вклад в сохранение и изучение наследия Ащепкова внесло следующее поколение его учеников во главе с А.П. Долнаковым (1950-2015). Так, к юбилеям зодчего ими был организован ряд мемориальных мероприятий: устроены выставки художественных работ
6 Ф. Р-2102. 624 ед. хр., 1907-1992 гг.
архитектора в Новосибирске, Барнауле, Тобольске и Москве (1987-1990 гг.), издан выставочный каталог, проведена научная конференция памяти Е.А. Ащепкова «Проблемы историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока» и издан сборник ее тезисов (1997 г.). А.П. Долнаков с большой тщательностью провел исследование творческой биографии мастера и опубликовал книгу «Сибирский архитектор Е.А. Ащепков» (1992 г.). Указанные материалы также вошли в собрание МИАС им. С.Н. Баландина. В 2008 г. из фонда кафедры ОАПИАиГ НГАХА в музей были переданы фотоальбомы историко-архитектур-ной экспедиции ИИФиФ СО АН СССР, проходившей в 1973 г. под руководством Е.А. Ащепкова в верховьях р. Лены7.
Цель данной статьи - дать характеристику коллекции архитектора Е.А. Ащепкова в собрании МИАС им. С.Н. Баландина. При этом детальное внимание будет уделено документам и предметам, не дублирующимся в ГАНО и не опубликованным в монографии А.П. Долнакова.
В состав персонального архива Е.А. Ащепкова входит 74 музейных предмета, в их числе:
- 15 научных и научно-популярных работ, среди них книги:
- Русское народное зодчество в Западной Сибири. - М.: Академия архитектуры СССР, 1950. - 139 с.
- Русское народное зодчество в Восточной Сибири. - М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953. - 276 с.
- Архитектура Китая: очерки. - М.: Госстройиз-дат, 1959. - 366 с.
- О русском народном зодчестве в Сибири, о самобытных памятниках деревянной архитектуры. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1973. - (Сер.
7 Когда сборник статей XII Баландинских чтений сдавал-
ся в печать, стало известно о передаче наследниками Е.А. Ащепкова в фонд МИАС им. С.Н. Баландина дополнительного числа документов и личных вещей архитектора. Анализ этой части коллекции планируется представить в сборнике конференции в следующем году.
«Рассказы сибирских ученых», вып. 1).
- Древний Зашиверск. Древнерусский заполярный город. - М.: Наука, 1977. - 209 с. (в соавторстве с З.В. Гоголевым и А.П. Окладниковым).
Статьи:
- Народное зодчество в Западной Сибири // Сибирские огни. - 1948. - № 4. - С. 106-113.
- Материалы об архитектурном декоре в деревянном зодчестве некоторых районов Сибири // Труды НИСИ им. В.В. Куйбышева. - Новосибирск, 1950. - С. 3-54.
- Об архитектурном декоре в деревянном зодчестве в некоторых районах Сибири // Архитектура Сибири: ежегодник НО ССА, 1951. - С. 29-64.
- Формирование архитектурных ансамблей Новосибирска // Советская архитектура, 1952. - № 2. - С. 52-58.
- К вопросу об архитектуре Китая // Труды НИСИ им. В.В. Куйбышева. - Новосибирск, 1957. - Т. 6. -С. 3-38.
- Вопреки интересам народа // Кадры - строй-кам8. - 2.Х.1963 г. - № 30. В небольшой заметке профессор Ащепков осуждает политику руководства КНР, направленную против недавнего партнера -Советского Союза, и с теплотой отзывается о собственном опыте работы в Пекине в период «советско-китайской дружбы».
- Особенности развития архитектуры народного жилища в Сибири. - М.: Наука, 1964. - 9 с. (Материалы Междунар. конгресса антрополог. и этнограф. наук). Оттиск статьи.
- Архитектурные памятники заполярного города Зашиверска // XXVII науч.-техн. конф. НИСИ: тез. докл. - Новосибирск, 1970. - С. 6-7.
- Деревянная архитектура Хабаровского края // XXVIII науч.-техн. конф. НИСИ: тез. докл. - Новосибирск, 1971. - С. 3-4.
Отчеты:
- «Краткий, предварительный отчет об экспедиции в верховья Лены по сбору материалов о русском народном зодчестве в Сибири» (экспедиция 1974 г., документ составлен в 1975 г.), машинопись, 4 л.
- 2 фотоальбома экспедиции ИИФиФ СО АН СССР, прошедшей в 1973 г. в верховьях р. Лены и посвященной изучению местного народного зодчества.
- 36 иных изобразительных источников, среди них архитектурные проекты:
- студенческий проект Е.А. Ащепкова по теме «Общественное здание», 1932 г., 1 л., 47х38 см, б., акв., тушь;
- студенческий проект Е.А. Ащепкова (предполагаемая тема «Дом (Дворец) науки и техники»), предположительно, 1935 г., 1 л., 61х79 см, б., уголь.
- преддипломный проект (либо первый вариант дипломного проекта) Е.А. Ащепкова по теме «Выставочный павильон», 1935 г., б., тушь, белила, 2 л. (56х123 см, 44х90 см);
- дипломный проект Е.А. Ащепкова по теме «Дворец техники в г. Москве. Горный павильон», 1936 г., ч/б отпечатанная фотокопия 1 листа из проекта;
- конкурсный проект реконструкции здания горсовета в Новосибирске, 1937 г., ч/б ксерокопия 1 ли-
8 Печатный орган парткома, ректора, профкома и комитета ВЛКСМ НИСИ им. В.В. Куйбышева.
ста из проекта;
- эскизы главного входа в стадион, 1937 г., 1 л., ч/б отпечатанная фотокопия;
- проекты студентов архитектурного факультета политехнического института Цинхуа, г. Пекин, 195253 гг., б., тушь, акв., 17 л.
Акварели:
- рисунок «Спас-Ефросиньевская церковь. Полоцк», 1946 г., 40х29,5 см, б., акв.;
- рисунок «Деревянный дом в стиле ампир. Томск, угол ул. Магистратской и Тэцковского пер.», без датировки, 40х63 см (вместе с паспорту), б., акв.;
- рисунок «Дом с воротами в дер. Фыкалка»9, 1942-1943 гг., 40х63 см (вместе с паспорту), б., акв. Фотографии изображенных богато декорированных ворот с разных ракурсов даны в книге Е.А. Ащепкова «Русское народное зодчество в Западной Сибири» и в сборнике Казахстанской экспедиции АН СССР [Бломквист, 1930, с. 291].
- рисунок без авторского названия, 1952 или 1953 г., изображен фрагмент здания в комплексе Зимнего дворца в г. Пекине, 36х24 см, б., акв.;
- рисунок без авторского названия, изображена входная арка, ведущая во двор дома в Китае, 1952 или 1953 г.; 36х27 см, б., акв.;
- рисунок без авторского названия, изображена Спасская церковь г. Зашиверска зимой10, предположительно, 1969 или 1970 г., 36х43 см, б., акв.;
- рисунки «Тобольск. Софийский собор», «Западная башня Тобольского кремля», «Прямской взвоз. Шведская арка (1714-1716 гг.). Тобольск», «Тобольск. Башня кремля», рисунок без авторского названия (изображены руинированные башенки Прямского взвоза11), рисунок без авторского названия (изображено двухэтажное кирпичное здание с белеными колоннами и проездной аркой12), 1940 г., цветные отпечатанные фотокопии.
Чертеж с «отмывкой»: фрагмент декора наличника деревянного дома, июль 1955 г., место выполнения не указано, б., кар., тушь, 37х27 см.
- 5 фотопортретов Е.А. Ащепкова, индивидуальных и с коллегами.
- 3 письма к Е.А. Ащепкову с просьбами об отзыве на авторефераты диссертаций:
- из Ташкентского политехнического института на работу Р.А. Сейдалина, на соискание степени кандидата архитектуры, по теме «Типы сельских больниц в условиях Целинного края», май 1965 г. 1 л., бланк института, рукопись;
- из Объединенного Совета ЦНИИЭП жилища на работу В.А. Артамонова на соискание степени доктора архитектуры, по теме «Скульптурные монумен-
9 С 2009 г. - дер. Бекалка Катон-Карагайского района республики Казахстан.
10 По сообщению профессора Н.П. Журина, вместе с Е.А. Ащепковым работавшего в историко-архитектурной экспедиции к месту существования города Зашиверска в 1969 г., эта акварель была выполнена Ащепковым уже по возвращению в Новосибирск, в процессе подготовки книги «Древний Зашиверск...».
11 Авторы статьи благодарят научного сотрудника ТКНС УрО РАН Е.П. Загваздина за помощь в идентификации объектов.
12 Данную постройку, к сожалению, пока идентифицировать не удалось.
ты в городе», апрель 1968 г. 1 л., бланк Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству, машинопись, с приложением частной рукописной записки о составе оппонентов и участвующих организаций. (Есть и черновик отзыва Е.А. Ащепкова на этот автореферат, рукопись, 1 л.);
- из Объединенного Совета ЦНИИЭП жилища на работу А.Т. Полянского на соискание степени доктора архитектуры, по теме «Архитектурное творчество и стандартизация строительства», март 1970 г. 1 л., бланк института, машинопись.
- 1 рукопись - автобиография 1983 г.
- статья члена секретариата Правления СА СССР А.А. Воловика в газете «Кадры - стройкам», посвященная 70-летию Е.А. Ащепкова, май 1977 г.
- 1 личный документ - профсоюзный билет, 1960 г.
- 10 документов, созданных в память о Е.А. Ащепкове:
- некролог в газете «Кадры - стройкам», 1983 г.;
- Евгений Андреевич Ащепков: каталог выставки работ к 80-летию со дня рождения. - Барнаул: Алтайская организация СА РСФСР, 1987. - 61 с.;
- плакаты и афиши к выставке 1987 г., 4 шт.;
- монография: Долнаков А.П. Сибирский архитектор Е.А. Ащепков - Новосибирск: Наука, 1992. -119 с.;
- сборник материалов конференции: Проблемы изучения историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока: тез. докл. - Новосибирск: ИЦ «Writer», 1997. - 102 с.;
- статья: Кузменкина Л.А. Родство архитектуры с музыкой // Вечерний Новосибирск. - 22.V.1997;
- статья: Ляпин А.А. Пионер изучения народной архитектуры Сибири // Проект Байкал. - 2007. - № 14. - С. 54-55.
Хронологические рамки коллекции - 1932-2007 гг.; места создания музейных предметов - Новосибирск, Москва, Томск, Полоцк, Барнаул, Иркутск и Иркутская область, Ташкент, Пекин.
Далее остановимся подробнее на характеристике изобразительных источников, сохранившихся лишь в коллекции МИАС им. С.Н. Баландина.
Работы, выполненные Е.А. Ащепковым на 1 и на 5 курсах, входят в постоянную экспозицию «Зала учебных проектов» и «Зала, посвященного творчеству А.Д. Крячкова» МИАС им. С.Н. Баландина (в зале Крячкова работа представлена как пример проекта, созданного под руководством этого именитого деятеля сибирской архитектуры). Профессиональное архитектурное образование Е.А. Ащепков начал в Сибстрине в Томске, в 1933 г. вместе с вузом переехал в Новосибирск и получил в 1936 г. диплом НИСИ им. В.В. Куйбышева. Впоследствии более 40 лет архитектор отдаст преподавательской и организационной работе в НИСИ [Евгений Андреевич Ащепков., 1989, с. 18-19].
Проект 1932 г. по теме «Общественное здание» представляет яркий образец архитектурного авангарда (ил. 2). Здание производит впечатление компактности, несмотря на то что составлено из восьми различных по форме объемов. Благодаря большой площади ленточных и панорамных окон с тонкими переплетами почти все интерьеры железобетонного строения открыты в окружающее пространство.
Общая сине-белая гамма работы рождает ощущение простора, свежего воздуха, а динамичный угловой башенный объем придает настроение целеустремленности, порыва.
Эта работа составляет больший контраст с проектом по теме «Выставочный павильон», выполненным Е.А. Ащепковым в 1935 г. Изображенное в проекте здание не соответствует опубликованной А.П. Долнаковым дипломной работе Ащепкова «Дворец техники в Москве. Горный павильон», хотя очевидно, что имеется в виду то же место - берег реки и, по-видимому, тот же или схожий объект [Долнаков, 1992, с. 20]. Не совпадает также и руководитель проекта - у Долнакова указан старший преподаватель, архитектор-художник В.С. Масленников, а на одном из листов проекта 1935 г., хранящегося в МИАС им. С.Н. Баландина, стоит подпись профессора А.Д. Крячкова. В связи с этими обстоятельствами мы делаем предположение о том, что имеющиеся в музее листы - это фрагмент преддипломного проекта либо первый, неутвержденный вариант дипломного проекта Ащепкова.
Представлены вид выставочного павильона «с высоты птичьего полета» и развертка его главного фасада со стороны реки. Чертежи выполнены тушью с применением приема «отмывки», «вид с высоты» также подкрашен белилами. На листе с видом главного фасада фон изображения тонирован для создания эффекта вечернего неба и бороздящих его лучей прожекторов.
Выставочный павильон запроектирован на берегу реки, в условной зеленой зоне. Комплекс павильона состоит из двух частей - крупного центрального объема и окружающих его галерей, соединенных в форме четырехугольника (ил. 3). Образуемые за счет такой планировки внутренние дворики здания также озеленены и украшены фонтанами. С одной стороны к зданию ведет широкая дорога из парка, однако в качестве главного определен противоположный фасад, обращенный к реке и прогулочной набережной.
Вход в здание со стороны главного фасада решен в виде дугообразного портика, фланкируемого двумя мощными пятиярусными башнями. В верхнем ярусе башен установлены мощные фонари, так что в целом они рождают ассоциацию с маяками. Башни соединены между собой декоративной ажурной аркой, подчеркивающей форму купола над основным объемом. К сожалению, не сохранились планы и разрезы здания, и о функциональном назначении частей павильона можно только строить предположения. По аналогии с похожими по характеру планировки проектами музейных зданий для Новосибирска, выполненными студентами НИСИ, можно предположить, что галереи отведены под тематические выставочные залы и службы, а в центральном объеме расположен зал собраний [Бушма, 2013, с. 206].
Четвертый из сохранившихся листов студенческих работ Е.А. Ащепкова представляет фрагмент фасада крупного общественного здания. Руководитель работы - и.о. доцента НИСИ Н.С. Кузьмин. Архитектура разрабатываемого Ащепковым объекта имеет черты парадной, монументальной неоклассики. Центральную часть фасада, где расположены
три входных дверных проема, фланкируют две пары вынесенных вперед массивных рустованных колонн, на антаблементе которых расположены гигантские скульптуры рабочих. Еще четыре колонны, расположенные ближе к плоскости фасада, образуют второй ряд входного портика. Единство портику придает барельеф, расположенный в верхней части колонн вдоль всего фасада здания. По нашему предположению, эта работа была выполнена в качестве подготовительной к дипломному проекту, посвященному Дворцу техники в Москве, и представляет один из вариантов разработки парадного выставочного здания в крупном городе, выполненного в духе своего времени.
В характере студенческих работ Е.А. Ащепко-ва явно отразился идеологический стилистический перелом, произошедший в отечественной архитектуре второй половины 1930-х гг. Авангардные произведения первых лет обучения сменились проектами переходного стиля и все усиливающей свои позиции советской неоклассики.
Конкурсный проект реконструкции здания горсовета в Новосибирске сохранился в коллекции МИАС им. С.Н. Баландина в виде черно-белой ксерокопии, сделанной с фотоотпечатка или журнальной публикации. На обороте ксерокопии есть карандашная подпись, предположительно, рукой С.Н. Баландина - «Проект Ащепкова».
Новосибирскому горсовету в 1931 г. было передано здание Промышленного банка СССР, в центре города, на Красном проспекте. Вскоре было принято решение о реконструкции этого трехэтажного здания, яркого образца стилистики конструктивизма (проект инж.-арх. А. Швидковского, арх.-худ. Г.П. Гольца и инж. С.А. Шестова, также в свое время, в 1925 г., утвержденный по итогам профессионального конкурса [Казусь, 2014, с. 93-94]). Было решено, что объект должен быть достроен до пяти этажей, с приданием нового архитектурного облика, отражающего статус размещающегося в нем советского учреждения. В 1937 г. был объявлен конкурс проектов реконструкции, в котором, по всей видимости, принял участие и Е.А. Ащепков, хотя А.П. Долнаков в своей монографии, перечисляя конкурсные работы архитектора, об этой не упоминает. Оценка представленного Ащепковым проекта также неизвестна. По итогам конкурса для реализации был выбран проект архитекторов В.А. Добролюбова и Н.С. Кузьмина, но до конца он так и не был исполнен. Здание было достроено до нужной высоты «без придания ему архитектурной законченности» [Баландин, 1986, с. 41] - этому препятствовали экономические трудности конца 1930-х гг., затем начавшая Великая Отечественная война и первые послевоенные восстановительные годы. Только к 1954 г. по обновленному проекту Добролюбова и Кузьмина здание Новосибирского горсовета приняло окончательный облик, решенный в духе позднего сталинского ампира.
Следует предполагать, что уже на конкурсе 1937 г. приоритетными безусловно были проекты, решенные не в авангардном, а в официальном предвоенном неоклассическом стиле. Не стал исключением и проект Е.А. Ащепкова. На сохранившемся изображении представлен главный фасад здания, обращенный к Красному проспекту. Перед основной
плоскостью фасада на некотором расстоянии от нее предполагался ряд из восьми декоративных колонн, высотой в четыре этажа. Каждая колонна увенчана крупной скульптурой (возможно, рабочие, крестьяне, красноармейцы и другие герои того времени), верхняя часть ордера декорирована тематическими рельефами. Композиция главного фасада симметрична, в решении пластики стены и ордерных форм активно применяется руст. Угловые части главного фасада имеют более крупный руст и акцентированы плоской скульптурой: рельефными изображениями серпа и молота и групп людей, созидателей нового будущего.
Работы китайских студентов архитектурной специальности были привезены Е.А. Ащепковым из служебной командировки в Пекин, в политехнический институт Цинхуа. Вместе с другими советскими специалистами профессор Ащепков «принимал участие в становлении ведущего технического вуза КНР. <...> Совместно с китайскими коллегами он, в традициях советской школы преподавания, разработал учебный план для факультета, в котором отмечаются следующие особенности: прочная фундаментальная подготовка, большой спектр дисциплин, придание большого внимания практическим занятиям - объему производственных практик и дипломному проекту, применение академической системы, учитывающей достижения западной и китайской классической архитектуры» [Комиссаров, Азаренко, 2014, с. 287]13.
Студенческие работы представляют интереснейший пример сочетания европейского академического рисунка и традиционной китайской графики. Всего в коллекции 16 проектов, из 15 сохранилось по одному листу, а 1 проект представлен двумя листами. Две работы посвящены малым архитектурным формам - изящным парковым беседкам, установленным у воды. Очень художественно оформление этих работ: сделаны рисунки китайской тушью с применением техники «отмывки», объекты представлены в виде многоплановой перспективы, а на переднем плане деревянные опоры, увенчанные расписной балкой на кронштейнах, и каменная «база» внизу составляют обрамление листа, так что создается впечатление, будто мы смотрим на беседки из интерьера другого паркового сооружения. Названия проектов в обоих случаях изображены так, будто высечены на каменных плитах.
Две других работы представляют изображение павильонов у воды. Композиция одноэтажных зданий развивается по горизонтали и составлена из основного объема, акцентированного высокой крышей, беседки и соединяющей их невысокой галереи.
Один из рисунков представляет богато декорированные ворота (ил. 4). Деревянные ворота установлены на кирпичном основании и увенчаны сложным карнизом с росписью и резьбой, рифмующейся с декоративным оформлением расположенного рядом здания (небольшой его фрагмент также изображен на рисунке). Двускатное навершие ворот покрыто традиционной цилиндрической черепицей. По бокам от ворот установлены два невысоких каменных пи-
13 Подробнее о взаимоотношениях советских и местных специалистов см. указанный источник.
лона-столбика. Прорисована также расположенная на ступенях здания каменная скульптура, напоминающая большое круглое зеркало или солнечный диск, стоящий на облаке. Традиционность, архаичность архитектуры сооружения заставляет предположить, что этот рисунок может быть не частью проекта 1950-х гг., а учебной зарисовкой фрагмента старинного архитектурного памятника, например храмового комплекса.
Три работы - это проекты механических цехов заводов. Представлены генпланы территории, планы и разрезы здания цеха, приведена экспликация в виде таблицы.
Остальные восемь проектов связаны с гражданскими зданиями: санаториями, столовыми, школами. Так, например, в проекте начальной школы на листе изображены фрагмент западного фасада, деталь фасада, деталь ограды (оформление прохода) и развертка всего здания со стороны восточного фасада (ил. 5). Общие теплые тона проекта, тесное сплетение окружающей природы и архитектуры создают ощущение уютного и приветливого школьного здания. В двух проектах столовых, расположенных в парках, сложная конфигурация зданий, составленная из нескольких объемов, соединенных переходами, позволяет деликатно расположить объекты среди природного ландшафта, в который архитектура идеально вписывалась, не нарушая гармонии природы.
Несмотря на то что со времени создания проектных листов прошло уже более 60 лет, колористика фасадов, перспектив, архитектурных деталей хорошо сохранилась, что может говорить о качестве традиционных китайских материалов. Неспроста, по воспоминаниям новосибирских архитекторов-старожилов, палочка настоящей сухой китайской туши считалась в советские времена большой ценностью.
Представленные студенческие проекты обладают ярким национальным колоритом, что соответствовало одному из направлений, существовавших в китайском зодчестве 1950-х гг. - «новой народной архитектуре», которая «с формальной точки зрения... демонстрировала повторение на новом этапе стилевых приемов прошлого» [Чжоу Цзюнъянь, 2008, с. 384]. Подобная деятельность была актуальна в связи с отсутствием в Китае собственной школы современной архитектуры и доминированием в проектировании в 1950-е гг. иностранных образцов и стилей. Так, в рассмотренных выше студенческих проектах:
- применено традиционное развитие объемно-пространственной композиции здания по горизонтали (а не по вертикали);
- тщательно продуманно сочетание здания и ландшафта;
- использованы традиционные конструктивные элементы и стилистические приемы, такие как каменные платформы-постаменты для зданий, колонны-столбы в сочетании с ненесущим заполнением межколонных пространств, «парящие крыши» с изогнутыми скатами;
- применены фигурная резьба, сложной формы оконные переплеты, классическая колористика и росписи конструктивных и декоративных элементов, а также другие традиционные художественные прин-
ципы и приемы китайской архитектуры.
Профессиональной установкой Е.А. Ащепкова в отношении отечественной архитектуры всегда было глубокое изучение векового, народного в зодчестве; он всеми силами стоял за осмысление и новое приложение традиционных приемов. Думается, что этот принцип получил дополнительное подтверждение при его детальном знакомстве с многообразием китайской традиционной архитектуры и возможностями ее применения в современном строительстве.
Два тома авторского фотоальбома содержат иллюстративные материалы к отчету об экспедиции ИИФиФ СО АН СССР по изучению народного зодчества в верховьях р. Лены, состоявшейся в августе 1973 г. В альбомах 148 черно-белых фотоснимков, выполненных Е.А. Ащепковым; каждый снимок сопровожден подписью исследователя. Открывает первый альбом несколько снимков с видами р. Лены и характерными авторскими комментариями Ащеп-кова, например «Река Лена около Верхоленска. Удивительно живописные и приветливые места», или «По дороге в Большую Тарель из Бирюльки. Поездка на тракторе с прицепом с выразительной надписью "Перевозки людей запрещены"». Далее снимки организованы в тематические разделы, аналогичные используемым в монографиях Ащепкова по архитектуре Западной и Восточной Сибири - «Планировка поселений и общий вид улиц», «Избы», «Крыльца», «Наличники», «Хозяйственные постройки», «Ворота». На фотографиях оказались запечатлены старинные постройки в селах Анга, Бюрюлька, Верхо-ленск и Качуг, деревнях Белоусово, Большая Тарель, Залог, Кожевники, Рыково, Толмачево, Челпаново и Щапово (Ангинский, Зиминский и Качугский районы Иркутской обл.) (ил. 1а). В подписях автор отмечает характерные черты планировки изб и хозяйственных построек, используемых конструкций и декора, свойственные определенным этапам в развитии русского народного зодчества в Сибири.
Второй альбом завершается небольшим разделом «Каменное зодчество», включающим 3 снимка Крестовоздвиженской церкви и снимок «Белого дома» (бывшей резиденции восточно-сибирских генерал-губернаторов) в г. Иркутске, 2 снимка собора в с. Верхоленске и 2 снимка разрушающегося фамильного склепа купцов Кожевниковых в дер. Залог (два последних объекта - в Качугском районе). Храмовой архитектуре в официальном отчете экспедиции уделен лишь минимум внимания. Кроме упомянутых снимков церквей в Иркутске и Верхоленске, есть еще одно изображение православного храма: в завершении перспективы улицы в дер. Рыкове видна каменная церковь без крестов (ил. 1б). Остается лишь предположить, что в рабочем архиве Е.А. Ащепкова архитектура церквей, встретившихся на пути экспедиции 1973 г., представлена шире и такие материалы могли сохраниться в составе персонального фонда исследователя в ГАНО.
По всей видимости, основным результатом работы экспедиции стали фотографии, краткие описания исследованных объектов и их схематические зарисовки - осуществлять более детальную фиксацию исторических построек не представлялось возможным при такой обширной территории обследования. Лишь в одном случае Ащепков делает пометку
о выполненных обмерах. Речь идет об интересной группе из четырех старинных домом, стоящих рядом на одной улице в с. Качуг. Постройкам, по словам сельских старожилов, на момент обследования минуло 200 лет. К сожалению, фотокопии обмеров в альбомах не представлены.
Экспедиция по верховьям р. Лены была продолжена и в 1974 г., однако об этом ее этапе в музейном собрании свидетельствует лишь текст краткого отчета, из которого следует, что в 1974 г. было обследовано 60 населенных пунктов, сделано более 300 фотографий, выполнены обмеры и зарисовки наиболее интересных архитектурных деталей. Собирался и этнографический материал. В отчете упоминается, что «в музей Академии» (Музей архитектуры им. А.В. Щусева - авторы) привезены фрагменты конструкций деревянных домов: «наличники, фризовые доски с резьбой, курицы, повалы и т.д.». Все это выполнено силами совсем небольшой экспедиционной группы в составе доктора искусствоведения Е.А. Ащепкова и научных сотрудников ИИФиФ СО АН СССР Ф.Ф. Болонева и Г. Алабина. Как следует из документа, в планах было последующее «создание монографии о русском народном зодчестве в При-ленском районе» на основе собранных материалов.
В 1974 г. исследовались села и деревни в Баян-даевском, Жигаловском, Зиминском, Иркутском, Ка-чугском и Ольхонском районах Иркутской области. В качестве наиболее любопытных с точки зрения истории сибирской архитектуры Е.А. Ащепковым отмечаются населенные пункты «Манзурка, Бирюлька, Большая Тарель, Верхоленск, Нижняя Слобода, Знаменка, Закора Дальняя, Анга и особенно Федо-ровщина и Мыс». В частности, уникальной Ащепков называет избу-двойню (двойной дом) в с. Федо-ровщина Жигаловского района, имеющую несвойственную для региона композицию и декоративное оформление, созвучное традициям русского севера. Также очень интересной автор называет архаичную избу в дер. Мыс Ангинского района, а среди хозяйственных построек - одно- и двухэтажные амбары и стайки с крышами «из долбленых половинок толстых бревен». Как и на предыдущем этапе экспедиции, в отчете не упомянуты встреченные храмы.
Список литературы
1. Акишин М.О. Экспедиционные дневники Е.А. Ащепкова 1930-40-х гг. как историко-этнографиче-ский источник // Проблемы изучения историко-культурного наследия Сибири и Дальнего Востока: тезисы докладов. - Новосибирск: ИЦ «Writer», 1997. - С. 71-72.
2. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1945-1985 гг. - Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1986. - 160 с.
3. Бломквист Е.Э. Постройки бухтарминских старообрядцев // Бухтарминские старообрядцы. Материалы комиссии экспедиционных исследований - Вып. 17. - (Сер. Казахстанская). - Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1930. - С. 193-312.
4. Бушма (Гаркуша) Д.Д. Здания музеев для Новосибирска в проектах студентов-архитекторов 19301950-х гг. // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: НГАХА,
2013. - С. 205-210.
5. Долнаков А.П. Сибирский архитектор А.Д. Крячков.
- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. - 119 с.
6. Евгений Андреевич Ащепков: каталог выставки работ к 80-летию со дня рождения. - Барнаул: Алтайская организация СА РСФСР, 1987. - 61 с.
7. Казусь И.А. Архитектурные конкурсы Сибири 19201930-х гг. и их результаты // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: НГАХА, 2014. - Т. IX. - Ч. 2. - С. 92-101.
8. Комиссаров С.А., Азаренко Ю.А. «Китайский след» в творчестве Е.А. Ащепкова // Баландинские чтения: сб. ст. науч. чтений памяти С.Н. Баландина. - Новосибирск: НГАХА, 2014. - С. 286-291.
9. Путеводитель по фондам Государственного архива Новосибирской области. - Новосибирск: ГКУ НСО «Государственный архив Новосибирской области», 2012. - 1022 с.
10. Чжоу Цзюнъянь. Архитектура Китая в период с 1949 по 1959 год: тенденции, направления, стили // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 76-1.
- С. 381-387.
Список сокращений
ГАНО - Государственный архив Новосибирской области.
ИИФиФ СО АН - Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук. КНР - Китайская Народная Республика. МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ — Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств.
НИСИ - Новосибирский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. НО ССА - Новосибирское отделение Союза советских архитекторов.
ОАПИАиГ НГАХА - кафедра основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии. РГПУ - Российский государственный педагогический университет.
СА РСФСР - Союз архитекторов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Сибстрин - Сибирский строительный институт. ТКНС УрО РАН - Тобольская комплексная научная станция Уральского отделения Российской академии наук.
ЦНИИЭП жилища - Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища.
D.D. Garkusha, S.V. Filonov Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts
Personal Archive of E.A. Aschepkov in the Collection of Balandin Museum Of Siberian Architectural History
Abstract. A well-known historian of Siberian architecture Evgeniy Andreevich Ashchepkov (1907-1983) left behind a big creative heritage: scientific works, architectural designs, unique data of Siberian architectural landmarks and typical buildings of the 18th - the beginning of the 20th centuries, skillful drawings and architectural measurements. A certain part of these materials has saved till nowadays only in the collection of Balandin Museum of Siberian Architectural History of NSUADA. First of all, there are: student works of E.A. Ashchepkov (1932-1936); his competitive design of a building of the city administration in Novosibirsk (1937); works of students of the architectural faculty of Tsinghua Institute in Beijing, where Ashchepkov lectured in 1952-1953, and a collection of photos made by the scientist in 1973 while studying folk architecture in the upper Lena area in the expedition of the Institute of History, Philology and Philosophy of Siberian Branch of the USSR Academy of Sciences.
Key words: E.A. Ashchepkov, Siberian architect, history of architectural education, Sibstrin, Novosibirsk Institute of Civil Engineering, Tsinghua University
б
Ил. 1. Из альбома № 1 «Иллюстрации к отчету экспедиции ИИФиФ СО АН СССР в верховья р. Лены в 1973 г. Народное зодчество в Сибири» (МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, инв. № 2855): а - крыльцо с галереей наверху в двухэтажном доме бывшего купца Кожевникова, с. Залог, Качугский район Иркутской обл.; б - общий вид улицы деревни Рыково. Качугский район Иркутской обл.
Ил. 2. Е.А. Ащепков. Учебный проект общественного здания, 1932 г. (МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, инв. № 548)
^явственные здания
Ил. 3. Е.А. Ащепков, руководитель А.Д. Крячков. Учебный проект выставочного павильона, 1935 г. (МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, инв. № 547)
Ил. 4. Учебная работа студента архитектурного факультета политехнического института Цинхуа. Проект или зарисовка с натуры ворот, 1952—1953 гг. (МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, инв. № 572)
п л
п.
1 НПГ н I Аь__
Ил. 5. Учебная работа студента архитектурного факультета политехнического института Цинхуа. Проект начальной школы, 1952—1953 гг. (МИАС им. С.Н. Баландина НГУАДИ, инв. № 577)