Научная статья на тему 'Роль профессора С. Н. Баландина в изучении истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в'

Роль профессора С. Н. Баландина в изучении истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
288
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.Н. БАЛАНДИН / БАРНАУЛ / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА СИБИРИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

Профессор С.Н. Баландин является одним из крупнейших историков архитектуры и градостроительства и основателем Музея истории архитектуры Сибири (НГАХА). В музее им собраны уникальные документальные свидетельства по истории архитектуры и градостроительства. Анализ материалов по Барнаулу позволяет выявить подходы С.Н. Баландина к изучению тех исторических городов Западной Сибири, которые наиболее интенсивно развивались в XX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Духанов Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professor S.N. Balandin’s Contribution to Studies of the History of Architecture and Urban Planning of Barnaul in the XXth Century

Professor S.N. Balandin is one of the leading historians of architecture and urban planning, and a founder of the Museum of Siberian Architectural History. The museum keeps now unique documentary records on history of architecture and urban planning. Analysis of the museum materials about Barnaul reveals Balandin’s approach to study of historical cities of Western Siberia, which developed most intensively in the XXth century.

Текст научной работы на тему «Роль профессора С. Н. Баландина в изучении истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в»

УДК: [72.036+711.4.03](571.1). ББК: 85.113(2)

С.С. Духанов, г. Новосибирск

Роль профессора С.Н. Баландина в изучении истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в.

Аннотация

Профессор С.Н. Баландин является одним из крупнейших историков архитектуры и градостроительства и основателем Музея истории архитектуры Сибири (НГАХА). В музее им собраны уникальные документальные свидетельства по истории архитектуры и градостроительства. Анализ материалов по Барнаулу позволяет выявить подходы С.Н. Баландина к изучению тех исторических городов Западной Сибири, которые наиболее интенсивно развивались в XX в.

Ключевые слова: С.Н. Баландин, Барнаул, история архитектуры и градостроительства Сибири.

Введение. Барнаул, один из старейших и крупнейших городов Западной Сибири, особенно интенсивно развивался в XX в. Своеобразие ландшафта, пространственно-планировочной структуры и архитектурно-градостроительной среды Барнаула давно привлекают внимание искусствоведов и историков архитектуры. Достойное место среди этих работ занимают исследования Сергея Николаевича Баландина, одного из крупнейших историков архитектуры и градостроительства Сибири [1; 2].

Кроме публикации результатов исследований, Сергей Николаевич собрал уникальный по своему содержанию и научному потенциалу источниковый материал, на основе которого в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии им был создан Музей истории архитектуры Сибири, ныне носящий его имя. Свое место среди фондов музея занимают и материалы по Барнаулу.

Настоящая статья посвящена анализу исследовательского потенциала собранных Сергеем Николаевичем первоисточников по истории архитектуры и градостроительства Барнаула, представленных ныне в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Сергей Николаевич подходил к изучению истории архитектуры Барнаула комплексно и собирал материал по всем историческим этапам развития города. Мы ограничимся анализом материалов, в которых представлена архитектура Барнаула XX в., прежде всего советского периода.

Цель статьи: проанализировать значение собранных С.Н. Баландиным материалов для изучения истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в.

Методика исследования: сопоставление типологически сходных групп материалов, относящихся к разным периодам развития города (генпланов города, проектов и осуществленной застройки площадей и т.п.).

Всего 4-я опись Фонда городов Сибири (ФГС), содержащая материалы по истории архитектуры и градостроительства Барнаула, состоит из трех коробок, общим объемом 278 листов формата А3. Их значимую часть составляют материалы по XX в. и советскому периоду развития города. Это фотографии застройки, отдельных зданий и фотокопии проектных матери-

алов. Высокое качество документов делает их уникальным источником для изучения истории архитектуры.

Материалы фотофонда по Барнаулу формировались в течение длительного времени, возможно, в виде групп фотографий, относящихся к одному объекту (проекту, зданию, фрагменту застройки, источнику поступления). Большой массив фотофиксаций городской среды второй половины XX в. был выполнен самим С.Н. Баландиным. Об этом свидетельствуют характерные приемы съемки, негативы и дубли фотографий. С точки зрения архитектуровед-ческого потенциала материалы 4-й описи XX в. могут быть разделены на следующие группы.

1. Проектные материалы по планировке (рис. 1). В описи представлены уникальные материалы по планировке Барнаула в XX в.: фотокопии фиксационных планов, проектов генеральной и детальной планировки. Несомненный интерес представляют планы города первой трети XX в. [3, л. 2. ф. 1]. Бесценны собранные Сергеем Николаевичем материалы по генеральной планировке.

Генеральный план Барнаула, разработанный в 1937-1939 гг. Запсибпроектом, представлен следующими материалами. Это графический анализ существовавшей в середине 1930-х гг. градостроительной ситуации, генеральный проект планировки города и его макет, эскизные проекты пространственно-планировочного решения важнейших городских площадей [3, л. 78, ф. 1; л. 217, ф. 1; л. 198, ф. 6; л. 190, ф. 2].

Генеральный план, составленный в 1950-1960 гг. Ленинградским отделением Гипрогора, содержат фотокопии следующих материалов. Это схемы генерального плана и очередности застройки города, проект детальной планировки центральной части Барнаула, главной магистрали и очередности ее застройки [3, л. 3, ф. 1; л. 43, ф. 1; л. 50, ф. 1; л. 78, ф. 2 и 3]. Также представлены проекты разверток по ул. Ленина 1950-х гг. с нереализованными высотными башенными акцентами [3, л. 74, ф. 1, 2, 3, 4 и 5].

Такой подход к формированию материалов позволяет сопоставлять проектные идеи генеральных планов между собой и с реальными градостроительными ситуациями. Так, сравнение показывает, что в середине XX в. изменилось направление развития города — промышленности и жилой застройки. В проекте Запсибпроекта 1930-х гг. развитие города предполагалось вдоль железной дороги и вглубь от реки. Напротив, проект Гипрогора предполагал реализованный затем «разворот» города вдоль реки Оби. В связи с этим усилилось композиционно-планировочное значение ул. Ленина, а поперечное к Оби направление утратило прежнюю роль.

2. Проектные материалы по архитектуре (рис. 2). Они представлены фотокопиями проектов жилых и общественно-культурных зданий, фотографиями осуществленных объектов и окружающей их архитектурно-градостроительной среды на протяжение XX в. Анализ этой группы материалов показывает стремление Сергея Николаевича при сборе материалов к сопоставлению между собой проектных идей, проектов и реализованных построек, а также архитектурно-градостроительной среды на разных этапах ее существования.

В связи с этим показательны проектные материалы (перспективы, чертежи фасадов) и фотографии построенных зданий 1930-х гг.: Гостиницы Крайкомхоза [3, л. 194, ф. 2 и 4; л. 203, ф. 1 и 2; л. 204, ф. 2 и 4] и Крайкома партии [3, л. 210, ф. 1, 2, 3, 4 и 5].

Проектные работы Архитектурно-проектного бюро Крайкомхоза в Барнауле 1930-х гг. представлены проектами (фасады и перспективы) и фотографиями построенных зданий: жилых домов, школ и уже упомянутых Гостиницы Крайкомхоза и Крайкома партии [3, л. 190, ф. 1; л. 194, ф. 1 и 3; л. 197, ф. 2 и 3; л. 203, ф. 3 и 4; л. 208, ф. 2 и 4]. Этот материал дает представление о творческих подходах архитекторов бюро, их проектной и архитектурной культуре.

Интересен материал по эволюции идеи Дома Советов в Барнауле и пространственно-планировочному решению его площади. Эскизный проект площади Дома Советов Запсибпроек-

160

та 1937 г. представлен перспективой [3, л. 190, ф. 2]. Проект Дома Советов и застройки его площади, разработанный Новосибирским отделением Горстройпроекта в конце 1930-х гг., представлен главным фасадом здания, перспективой площади, ее генеральным планом и развертками [3, л. 208, ф. 2 и 3; л. 15, ф. 1; л. 74, ф. 7; л. 205, ф. 2]. Реализованный в 1960-е гг. по проекту Ленинградского отделения Гипрогора Дом Советов представлен фотографиями здания в ходе постройки и его площади [3, л. 46, ф. 3 и 4; л. 48, ф. 3 и 4; л. 59, ф. 1, 2 и 3].

Все это позволяет сопоставить проекты здания и его площади, разработанные Запсибпро-ектом, Новосибирским отделением Горстройпроекта и Ленинградским отделением Гипрого-ра, и проследить эволюцию архитектурно-градостроительных идеи Дома Советов в Барнауле на протяжении 1930-1960-х гг.

3. Материалы натурных обследований (рис. 3). Сергей Николаевич Баландин не только собирал фотографические материалы с архитектурной средой города, но и сам провел широкие натурные обследования Барнаула и зафиксировал свои наблюдения для потомков в форме колоссального массива фотографий. Их обработка и введение в научный оборот продолжается сотрудниками музея и в настоящее время.

Показательно, что Сергей Николаевич фиксировал не только общепризнанную в то время среди сибирских архитекторов историческую застройку начала XX в., но и объекты 1930-х, 1950-х, а также 1960-1980-х гг. Кроме того, характерно стремление фиксировать не только отдельные здания, но также их детали и архитектурно-градостроительный контекст — городскую среду того времени.

Несомненный интерес представляют фотографии памятника борцам за советскую власть на Алтае, которые сохранили его близкий к первоначальному, ныне утраченный, облик и виды окружающей его площади. Сам памятник имеет характерный для 1920-х гг. вид трибуны для революционных митингов. А его вертикальные элементы, как следует из фотографии, первоначально представляли собой торшеры со стеклянной арматурой, имитирующей памятные факелы [3, л. 191, ф. 2, 3 и 4].

Фотографии застройки 1930-х гг., прежде всего соцгорода Барнаульского меланжевого комбината, дают представление о специфике типологии, конструктивных решений и архитектуры жилых зданий Барнаула периода авангарда [3, л. 189, ф. 1, 2 и 3; л. 200, ф. 1, 2 и 3; л. 273, ф. 1, 2 и 3; л. 277, ф. 5; л. 278; л. 273-277].

Фотографии рабочего клуба Меланжевого комбината [3, л. 198, ф. 3; л. 105, ф. 2; л. 206, ф. 1 и 2] и кинотеатра «Родина» [3, л. 191, ф. 1; л. 201, ф. 1] свидетельствуют о высоком качестве проектных и строительных работ 1930-х гг. Фотографии так называемого Дома со шпилем, расположенного рядом с клубом Меланжевого комбината на площади Октября, и окружающей их застройки, охватывают вторую половину XX в. [3, л. 60, ф. 1, 2, 3 и 4; л. 105, ф. 1]. Сопоставление фотоснимков позволяет судить об этапах формирования архитектурно-градостроительного облика площади в течение XX в.

Информативны фотографии застройки конца 1940-х — первой половины 1950-х гг.: административно-культурных зданий [3, л. 225-227, 250, 266, 267]; вузов [3, л. 231, 244]; жилой застройки (отдельных зданий, и панорам улиц) [3, л. 233, 234, 236, 241-243, 248, 249, 251, 266, 270], а также фрагментов и деталей жилых домов (декоративных оград и арок) [3, л. 238, 239, 242, 252, 267, 268].

Жилая застройка конца 1950-х — первой половины 1960-х гг. представлена фотографиями панельных жилых зданий [3, л. 237, 240, 247]. Архитектура Барнаула конца 1960-1980-х гг. — общественно-культурными зданиями (театры, библиотеки) [3, л. 228, 230, 231, 235]; Дворцом спорта (внешний вид, интерьеры) [3, л. 253, 255] и панорамами застройки [3, л. 246].

Фотофиксации застройки 1960-1980-х гг. позволяют сопоставить архитектурно-градо-

161

строительную среду города первой и второй половины XX в. и являются важнейшим первоисточником для изучения эволюции архитектурно-градостроительной среды Барнаула. Кроме того, фотографии застройки второй половины XX в. зафиксировали ее в первоначальном состоянии: общий облик зданий, архитектурные детали, окружающую здания архитектурно-градостроительную и предметную среду. Это позволяет изучать трансформацию облика зданий и окружающей их городской среды в течение второй половины XX — начала XXI в.

4. Аналитические схемы (рис. 4). С.Н. Баландин на основе сравнения и анализа данных натурных обследований и фиксационных материалов (фотографий застройки и градостроительных планов) составил схемы реконструкции планировок отдельных планировочных узлов и фрагментов застройки первой половины XX в.: площадей и районов [3, л. 206, ф. 4; л. 217, ф. 2 и 3; л. 278, ф. 1]. Этот анализ особенно ценен по следующим причинам. Стремительное развитие западносибирских городов в XX в. при недостаточном финансировании вело к напластованию архитектурно-градостроительных идей и фрагментов реализованных проектов. По мере эволюции городской среды и усложнения временных слоев морфология застройки начинала превращаться в настоящий «ребус» для исследователя. Составление таких аналитических схем позволяет лучше понять структуру таких архитектурно-градостроительных слоев, увидеть отдельные этапы процесса, а не только общий результат архитектурно-градостроительной деятельности.

Выводы. Собранные Сергеем Николаевичем Баландиным документы по истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в. являются важным первоисточником для изучения его архитектурно-планировочного развития. Историк архитектуры не может ограничиться собственными наблюдениями. Значение проведенной С.Н. Баландиным работы заключается в следующем. Во-первых, он собрал и сохранил документы и свидетельства архитекторов XX в.; во-вторых, оставил для нас в виде фотографий и зарисовок свои наблюдения и впечатления об архитектурно-градостроительной среде города второй половины века. Это позволяет вести дальнейшие исследования истории архитектуры и градостроительства Барнаула комплексно: сопоставляя материал профессора С.Н. Баландина с современными наблюдениями и вновь выявляемыми архивными материалами.

Список использованных источников

1. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. — 112 с.

2. Баландин С.Н. Планировка и застройка г. Барнаула: автореф. дис. ... канд. арх. — Новосибирск, 1960. — 23 с.

3. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Фонд городов Сибири (ФГС). Оп. 4. Барнаул.

Рис. 1. Барнаул. Проект детальной планировки центральной части города. Эскиз застройки. Ленгипрогор, 1961 г. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.

ФГС. Оп. 4. Л. 50. Ф. 1

(ШСТГШШШЩД!

нийномнпэп

""Г /у.

Рис. 2. Проект Гостиницы Крайкомхоза в Барнауле. Фасад. Архитектурно-проектное бюро ри Крайкомхозе в г. Барнауле, 1930-е гг. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 194. Ф. 2

ш

Рис. 3. Октябрьская площадь в Барнауле. Фотография С.Н. Баландина, вторая половина XX в. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 105. Ф. 1

ПЛАН ОКТЯБРЬСКОЙ 1'шОЩАДИ В г. БАРНАУЛЕ

1 .Оо:цестренние зд^н^ш

2.Жилые здания

3.Монумент В.И.Леикяя

Рис. 4. План Октябрьской площади в г. Барнауле. Составлен С.Н. Баландиным. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 217. Ф. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.