УДК: [72.036+711.4.03](571.1). ББК: 85.113(2)
С.С. Духанов, г. Новосибирск
Роль профессора С.Н. Баландина в изучении истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в.
Аннотация
Профессор С.Н. Баландин является одним из крупнейших историков архитектуры и градостроительства и основателем Музея истории архитектуры Сибири (НГАХА). В музее им собраны уникальные документальные свидетельства по истории архитектуры и градостроительства. Анализ материалов по Барнаулу позволяет выявить подходы С.Н. Баландина к изучению тех исторических городов Западной Сибири, которые наиболее интенсивно развивались в XX в.
Ключевые слова: С.Н. Баландин, Барнаул, история архитектуры и градостроительства Сибири.
Введение. Барнаул, один из старейших и крупнейших городов Западной Сибири, особенно интенсивно развивался в XX в. Своеобразие ландшафта, пространственно-планировочной структуры и архитектурно-градостроительной среды Барнаула давно привлекают внимание искусствоведов и историков архитектуры. Достойное место среди этих работ занимают исследования Сергея Николаевича Баландина, одного из крупнейших историков архитектуры и градостроительства Сибири [1; 2].
Кроме публикации результатов исследований, Сергей Николаевич собрал уникальный по своему содержанию и научному потенциалу источниковый материал, на основе которого в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии им был создан Музей истории архитектуры Сибири, ныне носящий его имя. Свое место среди фондов музея занимают и материалы по Барнаулу.
Настоящая статья посвящена анализу исследовательского потенциала собранных Сергеем Николаевичем первоисточников по истории архитектуры и градостроительства Барнаула, представленных ныне в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Сергей Николаевич подходил к изучению истории архитектуры Барнаула комплексно и собирал материал по всем историческим этапам развития города. Мы ограничимся анализом материалов, в которых представлена архитектура Барнаула XX в., прежде всего советского периода.
Цель статьи: проанализировать значение собранных С.Н. Баландиным материалов для изучения истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в.
Методика исследования: сопоставление типологически сходных групп материалов, относящихся к разным периодам развития города (генпланов города, проектов и осуществленной застройки площадей и т.п.).
Всего 4-я опись Фонда городов Сибири (ФГС), содержащая материалы по истории архитектуры и градостроительства Барнаула, состоит из трех коробок, общим объемом 278 листов формата А3. Их значимую часть составляют материалы по XX в. и советскому периоду развития города. Это фотографии застройки, отдельных зданий и фотокопии проектных матери-
алов. Высокое качество документов делает их уникальным источником для изучения истории архитектуры.
Материалы фотофонда по Барнаулу формировались в течение длительного времени, возможно, в виде групп фотографий, относящихся к одному объекту (проекту, зданию, фрагменту застройки, источнику поступления). Большой массив фотофиксаций городской среды второй половины XX в. был выполнен самим С.Н. Баландиным. Об этом свидетельствуют характерные приемы съемки, негативы и дубли фотографий. С точки зрения архитектуровед-ческого потенциала материалы 4-й описи XX в. могут быть разделены на следующие группы.
1. Проектные материалы по планировке (рис. 1). В описи представлены уникальные материалы по планировке Барнаула в XX в.: фотокопии фиксационных планов, проектов генеральной и детальной планировки. Несомненный интерес представляют планы города первой трети XX в. [3, л. 2. ф. 1]. Бесценны собранные Сергеем Николаевичем материалы по генеральной планировке.
Генеральный план Барнаула, разработанный в 1937-1939 гг. Запсибпроектом, представлен следующими материалами. Это графический анализ существовавшей в середине 1930-х гг. градостроительной ситуации, генеральный проект планировки города и его макет, эскизные проекты пространственно-планировочного решения важнейших городских площадей [3, л. 78, ф. 1; л. 217, ф. 1; л. 198, ф. 6; л. 190, ф. 2].
Генеральный план, составленный в 1950-1960 гг. Ленинградским отделением Гипрогора, содержат фотокопии следующих материалов. Это схемы генерального плана и очередности застройки города, проект детальной планировки центральной части Барнаула, главной магистрали и очередности ее застройки [3, л. 3, ф. 1; л. 43, ф. 1; л. 50, ф. 1; л. 78, ф. 2 и 3]. Также представлены проекты разверток по ул. Ленина 1950-х гг. с нереализованными высотными башенными акцентами [3, л. 74, ф. 1, 2, 3, 4 и 5].
Такой подход к формированию материалов позволяет сопоставлять проектные идеи генеральных планов между собой и с реальными градостроительными ситуациями. Так, сравнение показывает, что в середине XX в. изменилось направление развития города — промышленности и жилой застройки. В проекте Запсибпроекта 1930-х гг. развитие города предполагалось вдоль железной дороги и вглубь от реки. Напротив, проект Гипрогора предполагал реализованный затем «разворот» города вдоль реки Оби. В связи с этим усилилось композиционно-планировочное значение ул. Ленина, а поперечное к Оби направление утратило прежнюю роль.
2. Проектные материалы по архитектуре (рис. 2). Они представлены фотокопиями проектов жилых и общественно-культурных зданий, фотографиями осуществленных объектов и окружающей их архитектурно-градостроительной среды на протяжение XX в. Анализ этой группы материалов показывает стремление Сергея Николаевича при сборе материалов к сопоставлению между собой проектных идей, проектов и реализованных построек, а также архитектурно-градостроительной среды на разных этапах ее существования.
В связи с этим показательны проектные материалы (перспективы, чертежи фасадов) и фотографии построенных зданий 1930-х гг.: Гостиницы Крайкомхоза [3, л. 194, ф. 2 и 4; л. 203, ф. 1 и 2; л. 204, ф. 2 и 4] и Крайкома партии [3, л. 210, ф. 1, 2, 3, 4 и 5].
Проектные работы Архитектурно-проектного бюро Крайкомхоза в Барнауле 1930-х гг. представлены проектами (фасады и перспективы) и фотографиями построенных зданий: жилых домов, школ и уже упомянутых Гостиницы Крайкомхоза и Крайкома партии [3, л. 190, ф. 1; л. 194, ф. 1 и 3; л. 197, ф. 2 и 3; л. 203, ф. 3 и 4; л. 208, ф. 2 и 4]. Этот материал дает представление о творческих подходах архитекторов бюро, их проектной и архитектурной культуре.
Интересен материал по эволюции идеи Дома Советов в Барнауле и пространственно-планировочному решению его площади. Эскизный проект площади Дома Советов Запсибпроек-
160
та 1937 г. представлен перспективой [3, л. 190, ф. 2]. Проект Дома Советов и застройки его площади, разработанный Новосибирским отделением Горстройпроекта в конце 1930-х гг., представлен главным фасадом здания, перспективой площади, ее генеральным планом и развертками [3, л. 208, ф. 2 и 3; л. 15, ф. 1; л. 74, ф. 7; л. 205, ф. 2]. Реализованный в 1960-е гг. по проекту Ленинградского отделения Гипрогора Дом Советов представлен фотографиями здания в ходе постройки и его площади [3, л. 46, ф. 3 и 4; л. 48, ф. 3 и 4; л. 59, ф. 1, 2 и 3].
Все это позволяет сопоставить проекты здания и его площади, разработанные Запсибпро-ектом, Новосибирским отделением Горстройпроекта и Ленинградским отделением Гипрого-ра, и проследить эволюцию архитектурно-градостроительных идеи Дома Советов в Барнауле на протяжении 1930-1960-х гг.
3. Материалы натурных обследований (рис. 3). Сергей Николаевич Баландин не только собирал фотографические материалы с архитектурной средой города, но и сам провел широкие натурные обследования Барнаула и зафиксировал свои наблюдения для потомков в форме колоссального массива фотографий. Их обработка и введение в научный оборот продолжается сотрудниками музея и в настоящее время.
Показательно, что Сергей Николаевич фиксировал не только общепризнанную в то время среди сибирских архитекторов историческую застройку начала XX в., но и объекты 1930-х, 1950-х, а также 1960-1980-х гг. Кроме того, характерно стремление фиксировать не только отдельные здания, но также их детали и архитектурно-градостроительный контекст — городскую среду того времени.
Несомненный интерес представляют фотографии памятника борцам за советскую власть на Алтае, которые сохранили его близкий к первоначальному, ныне утраченный, облик и виды окружающей его площади. Сам памятник имеет характерный для 1920-х гг. вид трибуны для революционных митингов. А его вертикальные элементы, как следует из фотографии, первоначально представляли собой торшеры со стеклянной арматурой, имитирующей памятные факелы [3, л. 191, ф. 2, 3 и 4].
Фотографии застройки 1930-х гг., прежде всего соцгорода Барнаульского меланжевого комбината, дают представление о специфике типологии, конструктивных решений и архитектуры жилых зданий Барнаула периода авангарда [3, л. 189, ф. 1, 2 и 3; л. 200, ф. 1, 2 и 3; л. 273, ф. 1, 2 и 3; л. 277, ф. 5; л. 278; л. 273-277].
Фотографии рабочего клуба Меланжевого комбината [3, л. 198, ф. 3; л. 105, ф. 2; л. 206, ф. 1 и 2] и кинотеатра «Родина» [3, л. 191, ф. 1; л. 201, ф. 1] свидетельствуют о высоком качестве проектных и строительных работ 1930-х гг. Фотографии так называемого Дома со шпилем, расположенного рядом с клубом Меланжевого комбината на площади Октября, и окружающей их застройки, охватывают вторую половину XX в. [3, л. 60, ф. 1, 2, 3 и 4; л. 105, ф. 1]. Сопоставление фотоснимков позволяет судить об этапах формирования архитектурно-градостроительного облика площади в течение XX в.
Информативны фотографии застройки конца 1940-х — первой половины 1950-х гг.: административно-культурных зданий [3, л. 225-227, 250, 266, 267]; вузов [3, л. 231, 244]; жилой застройки (отдельных зданий, и панорам улиц) [3, л. 233, 234, 236, 241-243, 248, 249, 251, 266, 270], а также фрагментов и деталей жилых домов (декоративных оград и арок) [3, л. 238, 239, 242, 252, 267, 268].
Жилая застройка конца 1950-х — первой половины 1960-х гг. представлена фотографиями панельных жилых зданий [3, л. 237, 240, 247]. Архитектура Барнаула конца 1960-1980-х гг. — общественно-культурными зданиями (театры, библиотеки) [3, л. 228, 230, 231, 235]; Дворцом спорта (внешний вид, интерьеры) [3, л. 253, 255] и панорамами застройки [3, л. 246].
Фотофиксации застройки 1960-1980-х гг. позволяют сопоставить архитектурно-градо-
161
строительную среду города первой и второй половины XX в. и являются важнейшим первоисточником для изучения эволюции архитектурно-градостроительной среды Барнаула. Кроме того, фотографии застройки второй половины XX в. зафиксировали ее в первоначальном состоянии: общий облик зданий, архитектурные детали, окружающую здания архитектурно-градостроительную и предметную среду. Это позволяет изучать трансформацию облика зданий и окружающей их городской среды в течение второй половины XX — начала XXI в.
4. Аналитические схемы (рис. 4). С.Н. Баландин на основе сравнения и анализа данных натурных обследований и фиксационных материалов (фотографий застройки и градостроительных планов) составил схемы реконструкции планировок отдельных планировочных узлов и фрагментов застройки первой половины XX в.: площадей и районов [3, л. 206, ф. 4; л. 217, ф. 2 и 3; л. 278, ф. 1]. Этот анализ особенно ценен по следующим причинам. Стремительное развитие западносибирских городов в XX в. при недостаточном финансировании вело к напластованию архитектурно-градостроительных идей и фрагментов реализованных проектов. По мере эволюции городской среды и усложнения временных слоев морфология застройки начинала превращаться в настоящий «ребус» для исследователя. Составление таких аналитических схем позволяет лучше понять структуру таких архитектурно-градостроительных слоев, увидеть отдельные этапы процесса, а не только общий результат архитектурно-градостроительной деятельности.
Выводы. Собранные Сергеем Николаевичем Баландиным документы по истории архитектуры и градостроительства Барнаула XX в. являются важным первоисточником для изучения его архитектурно-планировочного развития. Историк архитектуры не может ограничиться собственными наблюдениями. Значение проведенной С.Н. Баландиным работы заключается в следующем. Во-первых, он собрал и сохранил документы и свидетельства архитекторов XX в.; во-вторых, оставил для нас в виде фотографий и зарисовок свои наблюдения и впечатления об архитектурно-градостроительной среде города второй половины века. Это позволяет вести дальнейшие исследования истории архитектуры и градостроительства Барнаула комплексно: сопоставляя материал профессора С.Н. Баландина с современными наблюдениями и вновь выявляемыми архивными материалами.
Список использованных источников
1. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. — Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1974. — 112 с.
2. Баландин С.Н. Планировка и застройка г. Барнаула: автореф. дис. ... канд. арх. — Новосибирск, 1960. — 23 с.
3. Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. Фонд городов Сибири (ФГС). Оп. 4. Барнаул.
Рис. 1. Барнаул. Проект детальной планировки центральной части города. Эскиз застройки. Ленгипрогор, 1961 г. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.
ФГС. Оп. 4. Л. 50. Ф. 1
(ШСТГШШШЩД!
нийномнпэп
""Г /у.
Рис. 2. Проект Гостиницы Крайкомхоза в Барнауле. Фасад. Архитектурно-проектное бюро ри Крайкомхозе в г. Барнауле, 1930-е гг. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 194. Ф. 2
ш
Рис. 3. Октябрьская площадь в Барнауле. Фотография С.Н. Баландина, вторая половина XX в. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 105. Ф. 1
ПЛАН ОКТЯБРЬСКОЙ 1'шОЩАДИ В г. БАРНАУЛЕ
1 .Оо:цестренние зд^н^ш
2.Жилые здания
3.Монумент В.И.Леикяя
Рис. 4. План Октябрьской площади в г. Барнауле. Составлен С.Н. Баландиным. Источник: Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. ФГС. Оп. 4. Л. 217. Ф. 3