С.С. Духанов, г Новосибирск
Роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им, С.Н. Баландина в и іучении градостроительства Западной Сибири 1-й половины XX is.
Период интенсивного формирования городов Западной Сибири, н который определилось их современное значение її наиболее характерные градостроительные черты, пришелся на 1-ю половину XX гс. Вместе с гем ряд особенностей регионального градостроительного процесса этого времени крайне усложняет историко-градострои-гельное изучение Западной Сибири, Это связано с тем. что историческая ситуация 1-й половины XX в, отличалась динамизмом и неустойчивостью: происходило постоянное перемещение ноля градостроительной активности в Западной Сибири, а также постоянная сиена градостроительных концепций н отечественном ірадострои-гельстве. В результате характерной чертой процесса формирования западносибирских городов стало постоянное и непредсказуемое изменение исходных данных и ситуаций для проектирования* разните городов в форме последовательно! о «напластования» различных генеральных планов, а іакже постоянная мимикрия их городской среды, сопровождавшаяся изменениями и утратами фрагментов застройки.
Очевидно, что изучать гакое сложное и противоречивое взаимодействие различных архитектурном радо строп гельных процессов 6е:) соответствующих графических материалов и источников прак-
-! ЗI -
тичсеки невозможно. Таким Образом, сама специфика градостроительства Западной Сибири l-ii половины XX в. делает актуальной при проведении историко-градостроительных исследований опору на графические материалы, а значит, введение в научный оборот и изучение новых графических источииков;
Материалы Музея истории архитектуры Сибири им. С И, Баландина (НГАХА) представляют несомненный интерес для исследователя* занимающегося изучением истории градостроительства и архитектуры Западной Сибири 1 -й половины XX к. Сергей Николаевич Баландин (1930-2004) систематически собирал материалы по архитектуре и градостроительству Западной С ибири для будущего Музея в течение длительного времени. Сегодня фотографические фонды городов Западной Сибири Музея содержат уникальные иллюстративные материалы по сибирскому градостроительству указанного периода. Они представлены в основном богатыми фотографическими рядами. Это фотографические материалы Фонда Новосибирска (Ф] I. Он. 5. К. 1> 2 и 3) и Фонда городов Сибири (ФГС) - по западносибирским городам Омску (ФГС. Oil 3-1, Оп. 3-2), Барнаулу (ФГС. Он. 4. К. 1 и К. 2), Томску (ФГС Он, 9. К. 1 и К, 2), городам Кузбасса (ФГС. Он. 13. К. 1) и др. Кроме того, градостроительные материалы первой половины XX в. представлены в фондах сибирских архитекторов, например, в фонде архитектора А.Д. Крячкова (ФК).
С хронологической и типологической точек зрения материалы фондов подразделяются на несколько групп.
1. Первую группу материалов представляют оригиналы фотографий и фотооткрыток 1-й половины XX в., сделанные современниками градостроительных процессов того времени. Как правило, в этих материалах зафиксирована градостроительная реальность городов Сибири 1-й половины XX в. Прежде всего, это фотофиксации осуществленной и осуществляемой в натуре застройки -гражданские и промышленные объекты; общественно-культурные и жилые здания и сооружения; городская среда. Такие фотографические «портреты» зданий и юродских пространств дают представление о реализованной застройке, о первоначальном облике зданий, сооружении и улиц. Наконец, на таких снимках представлена tie только «парадная», но и массовая жилая застройка западносибирских городов того времени. Особый интерес представляют CROCO-
-132-
бранные фото-зарисовки повседневной жизни городов, сделанные неизвестными ныне фотографам и-архитекторами. Судя по всему» их интересовала «сюжетно-бытовая» сторона архитектуры и градостроительства. На таких снимках представлены различные стадии строительства и функционирования городских объектов и сооруж'е-ний, і» гакже происходящие вокруї этих объектов повседневные II праздничные события. Такие фотографии позволяют судить не только об архитектурно-градостроительном облике юродов гого времени, но н об особенностях формирования п функционирования их городской среды.
Значение 'л'ой і рунпы материалов определяется спецификой градостроительства Западной С ибири в 1-й половине XX к, ')то был период бурного роста; города постоянно получали все новые, притом мощные внешние импульсы для развития. При этом постоянно и принципиально изменялись концепции отечественной архитектуры и градостроительства, втом числе и взгляды па ю. каким должен бы 11> город. Слабая строительная база не поспевала за резкими ново-рогами «архитектурной моды». Возведенные фрагменты застройки «забрасывались», «прерывались» и «наслаивались» друї на Друга. Характерной чертой западносибирских городов стали постоянные перестройки возведенных общественно’культурных и жилых зданий, т. е. постоянная мимикрия городской среды, В результате этого многие конкретные градостроительные ситуации и пространства, в которых работал и архитекторы и проектировщики 1-й половины XX в., мы можем увидеть только на фотграфиях, сделанных их современниками.
Таким образом, эта группа фотографических материалов зафиксировала реальные градостроительные процессы изменения «морфологии» городской среды западносибирских городов на протяжении 1-й половины XX в.
2. Вторая группа материалов проектная документация по сибирским городам, выполненная в 1-й половине XX в, и представленная в фотокопиях, отпечатанных во 2-й половине XX в. Оригиналы, с которых сделаны фотокопии, происходят из центральных, ведомственных;, региональных и личных архивов проектировщиков (и ныне, видимо, уже утрачены). Как правило, это фотокопии уникальных проектных материалов 1920-х 1950-х гг.: экспозиционных
-133-
стендов, отмывок и чертежей проектной документации (к юм числе на стадии эскизного проекта). Сюда входят фотокопии генеральных планов городов, ^хем зонирования их территории, Организации транспорта, фотокопии проектов де тальной планировки отдельных районов, кварталов и городских общественных центров, рекреационных іон (набережных, парков культуры и отдыха) и т.д. Также фотокопии градостроительных панорам и отдельных фрагментов застройки (так называемых «птичек» и перспектив), выполненных когда-то в технике отмывки.
Значение этой группы материалов прежде всего в том, что перед нами реальные рабочие проекты, подлежавшие осуществлению н частично действительно реализованные ікі протяжении 1-й половины XX в. Вторая их особенность її том* что это работы местных проектных организаций, которые, как правило, не публиковались в периодической печати того времени, Не предназначались для публикации по определению и рабочие чертежи планировок, анали <ы і ра-достроитеяьных ситуаций, материалы вариантного проектирования (эскизы и пп.). В результате этот интереснейший п тает графических материалов по истории градостроительства Западной Сибири ныне сохранен лишь в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. СЛ. Баландина.
Графические материалы этой группы дают представление об эволюции методик реального градостроительного проектирования на протяжении 1-й половины XX в., дают возможность проследить изменения в подходах проектировщиков к городу. Также эти источники позволяют изучать роль региональных архитектурных сил в формировании западносибирских юродов. Они дают представление об особенностях трактовки местными архитекторами градостроительных концепций того времени, об их отношении к градостроительным проблемам городов, а гакже выявить таченпе градостроительных идей, закладывавшихся ими в генеральные планы для дальнейшего развития городов Западной < нбирп.
В частности, большой научный интерес представляют фотокопии съемок существующей застройки из предпроекі ных материалов генеральных планов. Э то связано е тем, что относительно частая смена направленности советского градостроительства вкупе со слабой строительной базой западносибирских городов способствовали «на-
-134-
пластованию» в них в процессе формировании фрагментов застройки, связанных с различными градостроительными идеями и градостроительными практиками. Постоянные перепланировки вели к противоречивому взаимодействию заложенных в генпланах идей, которые, как правило, или принадлежали к разным градостроительным подходам, или основывались на разных исходных данных. Наличие материалов, зафиксировавших реально осуществлявшуюся на территории городов застройку, дает возможность сопоставлять реальные градостроительные ситуации и процессы с программными установками генеральных планов.
Большое значение материалы указанной группы имеют для и зучения градостроительства «областных столиц» Западной Сибири Омска, Барнаула и Томска. Дело в том, что в отличие от Новосибирска и городов Кузбасса, Омск, Барнаул и Томск на рубеже 1920-х 1930-х гг. не стали местом размещения объектов тяже-
лой индустрии ii находились в состоянии градостроительного затишья. Градостроительная активность в них начинается только с середины 1930-х гг в связи с новым подходом к размещению производительных сил и упразднением Запей б края, когда они становятся административными центрами и в них начинаются работы по генеральной планировке. Составлением генеральных планов лих городов занимались, как правило, уже не столичные проектировщики, а местные архитектурные силы. В результате, как было отмечено выше, графические материалы планировок этих городов не были опубликованы и ныне доступны для исследователей лишь в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина.
Поскольку генеральные планы Омска, Барнаула и Томска начали составляться в совершенно иной исторической ситуации {середина
вторая половина 1930-х гг.), то в них был представлен несколько иной по характеру комплекс из взаимно «накладывавшихся» л руг на друга градостроительных идей и практик. Это должно было обусловить и ряд градостроительных особенностей западносибирских городов этой группы. Анализ материалов фондов Музея по этим городам позволяет предполагать, что их генеральные планы составлялись под влиянием комплекса градостроительных идей, сложившегося в отечественном I радоетроительстве во 2-й половине
-135-
1930-х начале 1940-х гг Графические материалы свидетельствуют о влиянии Неї градостроительство Западной Сибири этого времени градостроительных идей генерального плана реконструкции Москвы и ленинградской градостроительной школы повышении роли исторического центра при реконструкции городов, реплики проекта Дворца Советов, стремление к созданию общегородской системы озеленения, общественных центров-улЕЩ и т,д. Фотокопии эскизов планировок позволяют заглянуть «внутрь» творческого процесса, проследить эволюцию градостроительных идей в ходе проектирования. В это!і связи представляют несомненный интерес, например, материалы по проектированию обществен но-культурного центра города Омска во 2-й половине 1930-х - начале 1950-х гг (см. рис. 1 и 2).
Таким образом, эта группа материалов зафиксировала реальные градостроительные проекты (а также ход их создания), выполнен? ные для городов Западной Сибири в 1-й половине XX в.
3. Третья группа материалов представлена фотокопиями градостроительных проектов для Западной Сибири, опубликованных в редких печатных периодических изданиях 1-й половины XX в, зарубежных „ центральных и региональных, в гом числе из сибирских газет.
Уникальными материалами являются фотокопии проектов генеральных планов городов Западной Сибири из труднодоступных местных периодических изданий 1920-х гг. Это материалы конкурса на проект планировки города-сада Щеглове ка (будущего Новокузнецка), схема перепланировки Новониколаевска инженера И.И, Загривке, проекты городов-садов из статей, опубликованных сибирскими инженерами, авторами этих проектов, в редких сибирских изданиях и др. Ценность фотокопий этих проектных материалов в том, что они в наибольшей степени отразили авторскую графику оригиналов, донесли эти проекты до нас, гак сказать, в первоначальном виде.
Материалы по проектированию городов Кузбасса в основном являются фотокопиями материалов, опубликованных в крупных архитектурных и градостроительных периодических изданиях 1920 1930-х гг Несмотря на то, что центральные периодические издания 1-й половины XX в. относительно доступны для исследователя, зна-
-136-
чей не этой группы источников в фондах Музея истории архитектуры Сибири им. С.II. Баландина, в их комплексности* состоит в том, что они собраны в одном месте и связаны с другими материалами по градостроительству этих городов.
ПрофессоромС.Н. Баландиным были собраны материалы порайонной и генеральной планировке городов Кузбасса. В фондах Музея они связаны с другими материалами по истории градостроительства Кузбасса более раннішії градостроительными проектами, материала ми геодезических съемок ситуаций, фотофиксациями и т.п. В результате дижс известные, казалось бы, материалы, собранные вместе и встроенные в исторический контекст градостроительных процессов, начинаю! работать по-новому* Также С.II. Баландиным были собраны фотокопии проектов архитектурных комплексов и сооружений для городов Кузбасса (конкурсных и заказных), разработанных на рубеже 1920-І930-х гг Эги проекты были либо опубликованы в редких изданиях 1920-х 1930-х гг., либо остались неизвестны-
ми, сохраняясь в личных архивах архитекторов. В первой половине 1930-х гг. эти проекты были осуществлены со многими изменениями, а поскольку они, как правило, нигде не публиковались, то сегодня лить материалы Му ієя позволяют судить об их первоначальном архитектурно-градостроительном замысле.
Таким образом, эта группа графических материалов дает представление прежде всего об общественной стороне градостроительного проектирования для Западной Сибири того времени, о проектах, вынесенных в свое время на суд профессионалов и городской общественности.
4. Четвертую і руппу материалов представляют копии и фотокопии графических материалов обмеров памятников и съемок фрагментов существующей застройки городов Западной Сибири, проводившихся [і последней четверти XX века. (3 этих материалах представлены ныне утраченные фрагменты застройки.
Необходимо отметить, что рассмотренные фонды - это лишь часть материалов Музея истории архитектуры Сибири им. С,Н. Баландина по истории градостроительства Западной Сибири первой половины XX в. С'опоставление с оригиналами и фотокопиями экспозиционных проектных и учебных материалов из основных залов Музея может значительно расширить источниковую базу. В этом
-137-
отношении «изюминкой» Музея являются учебные г радостроительные проекты 1-й половины XX в. (как правило* выполненные вСиб-сгрине), представленные в оригиналах или фотокопиях. Они дают представление об учебных методиках градостроительного проектирования того времени, особенностях графической подачи градостроительных проектов и т.п.
Хочется отметить, что профессором С.Н, Баландиным при формировании рассмотренных выше материалов Музея истории архитектуры Сибири был применен прием, ставший сегодня актуальным в архитектуроведении и, в частности, при проведении историко-градостроительных исследований. При изучении архивных материалов и других первичных источников современные исследователи стремятся изучать не только градостроительные проекты, но и г радостроительную реальность того времени (работы по советскому градостроительству К). Л. Косен ко во it, М. Г Мееровнча и др.). Таким образом, роль фотоархива Музея истории архитектуры Сибири им. С.П. Баландина для изучения градостроительства Западной Сибири 1-й половины XX в. заключается в том, что он содержит широкую источниковую базу; которая позволяет изучать не только творческие идеи архитекторов, нашедшие отражение в і радо строительных проектах для Западной Сибири, ной градостроительную реальность западносибирских городов этого периода реальный ход градостроительного процесса в регионе. Кроме материала, зафиксировавшего реальные градостроительные процессы в городах Западной Сибири, С.Н. Баландин уделил большое внимание и реальной проектной дєн гельности 1-й половины XX в. Причем не голько широкоизвестным градостроительным проектам столичных архитекторов, но также градостроительным проектам и проектной документации, которые были выполнены в региональных проектных мастерских.
Из-за безвременной кончины основателя Музея, Сергея Николаевича Баландина, источники поступления многих материалов (а значит, их история и творческие связи) остались неизвестны, ара-бота по подготовке фондов не была завершена. Поэтому большой научной задачей работников Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина стала огромная работа по классификации и обработке материалов фотоархива, формированию фондов и введение их в научно-исследовательский процесс.
-138-