УДК 72.03
СМИРНОВ Л. Н.
ЯРКОВАЯ Т. Н.
Конструктивизм сегодня — новое звучание старого стиля
Статья посвящена исследованию современных архитектурных объектов последних 10-12 лет, построенных в Екатеринбурге и по стилю напоминающих конструктивистские объекты 1920 — начала 1930-х годов. Показана роль Уральской архитектурной школы в сохранении традиций архитектурного авангарда, влияние идей конструктивизма на творчество молодых архитекторов Екатеринбурга.
Ключевые слова: архитектура, конструктивизм, архитектурный авангард, Уральская архитектурная школа, современные объекты архитектуры, тенденция, стиль.
SMIRNOV L. N.
YARKOVAYA T. N. CONSTRUCTIVISM TODAY -
NEW SOUNDING OF OLD STYLE
Смирнов
Леонид
Николаевич
кандидат архитектуры, член Союза архитекторов России, Заслуженный работник высшей школы РФ, зав. кафедрой Архитектурной экологии УралГАХА
e-mail: [email protected]
Article is devoted researches to modern architectural objects of the last 10-12 years constructed in Yekaterinburg and on style of1920 beginnings of1930 reminding constructivist objects. The role of the Ural architectural school in preservation of traditions of architectural vanguard, influence of ideas of constructivism on creativity of young architects of Yekaterinburg is shown.
Keywords: architecture, constructivism, heritage of architectural vanguard, the Ural school of architecture, modern works of architecture, tendencies, style.
Термин «конструктивизм» возник в России. Им обозначалось искусство, которое вместо привычного материала использовало современные конструктивные материалы и ставило конструктивные цели.
Г. Рихтер. О конструктивизме (журн. <^», Берлин. 1924. № 3).
Ярковая
Тамара
Николаевна
доцент УралГАХА,
член Союза архитекторов
России
e-mail:
Во все времена архитектурные объекты создавались в соответствии с запросами общества и технического прогресса. Архитектура современного города использует все научно-технические достижения строительной индустрии и инновации в производстве строительных материалов. Современные архитекторы, экспериментируя с новыми материалами, конструкциями, фактурой, цветом, визуальными эффектами, предлагают новое стилевое решение архитектурных объектов. Но новые здания необходимо органично вписать в существующую застройку, которая, в свою очередь, наполнена разнообразием стилей, как исторических зданий, так и современных. Одним из наиболее значимых стилей для Екатеринбурга является конструктивизм. Сегодня конструктивизм, получивший мировое признание еще в начале ХХ в., вновь востребован, а его основные принципы актуальны для современной архитектуры. Последние два десятилетия в России среди молодых и уже маститых архитекторов возрастает интерес к твор-
ческому наследию советского архитектурного авангарда. Проявление этого интереса можно проследить в нескольких направлениях:
• в крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.) возводятся здания, по стилю напоминающие объекты архитектурного авангарда 1920-1930-х гг.;
• проводятся многочисленные международные и всероссийские научно-практические конференции по вопросам реставрации и сохранения объектов эпохи конструктивизма, например «ХХ век. Сохранение культурного наследия» (Москва, 2006); «Bauhaus на Урале: от Соликамска до Орска» (Екатеринбург, 2007); «Социалистический город и социокультурные аспекты урбанизации» (Магнитогорск, 2010) и др.;
• издаются монографии и книги по творчеству архитекторов-конструктивистов, выходят публикации в журналах и научных сборниках материалов, описывающие и иллюстрирующие наличие типологического
© Смирнов Л. Н., Ярковая Т. Н., 2013
39
разнообразия существующих и утраченных объектов архитектурного авангарда в российских городах1;
• в учебные планы крупных архитектурно-художественных вузов страны (МАРХИ, УралГАХА, НГАСА и др.) включаются учебные программы по изучению творчества известных советских зодчих и их произведений 1920-1930-х гг.;
• в городах России создаются общественные клубы, галереи, движения, проводятся акции по защите и популяризации русского архитектурного авангарда совместно с DO.CO.MO.MO (Международная группа по документации и охране памятников архитектуры Современного движения), а также галерея ВХУТЕМАС (Москва), Клуб уральского конструктивизма, Уральский центр архитектуры Современного движения (Екатеринбург) и др.
Почему молодые и опытные архитекторы в последние годы стали в своих проектах отдавать стилевое предпочтение некогда прогрессивной архитектуре «Современного движения», применять композиционные находки и лаконичные геометризи-рованные формы архитектурного авангарда спустя почти 80 лет? Ответ на этот вопрос может дать только всестороннее исследование этого феномена XXI в.
Известно, что архитектура русского авангарда — явление уникальное в мировой истории развития художественной культуры. Конструктивистские дома всегда являются авторскими, и авторство это легко узнаваемо. В основе стиля лежат утилитарность и рациональность. В объектах конструктивизма с утилитарного наполнения как бы снималась эстетическая нагрузка, а образная идея выводилась из социального содержания сооружения. Конструктивисты считали основной задачей архитектора организацию новой жизни.
Одной из экспериментальных площадок России по формированию авангардной архитектуры являлась Уральская область (1923-1934) с административным, промышленным и культурным центром Екатерин-бургом-Свердловском. Пожалуй,
1 ХХ век. Сохранение культурного наследия / под ред. А. Кудрявцева. М., 2006; Казусь И. А. Советская архитектура 1920-х годов: организация проектирования. М., 2009; Хан-Магомедов С. О. Михаил Барщ. М., 2009; Чепкунова И. В. Клубы, построенные по программе профсоюзов, 19271930 гг. М., 2010; Справочник-путеводитель. Москва, 1920-е — первая половина 1930-х гг. М., 2011.
ни в одном российском городе не сохранилось столько объектов конструктивизма, как в Екатеринбурге.
В крупных городах Урала за время существования области были построены сотни конструктивистских зданий различной типологической направленности [1].
В Екатеринбурге находится около 140 объектов, созданных местными и иногородними архитекторами в стилистике советского архитектурного авангарда [2].
Прогрессивная эпоха конструктивизма, продлившаяся чуть более 10 лет, стала жертвой сталинской идеологии, хотя до 1932 г. конструктивизм являлся официальным стилем Советского государства. Уже в первой половине 1930-х гг. авангардное искусство было объявлено вредным, чуть ли не антисоветским, и дальнейшее проектирование в этом стиле было запрещено. На проекты конструктивистских зданий и упоминания о них в периодической печати и книгах по архитектуре и искусству идеологами советской культуры было наложено табу. Строгий революционный аскетизм архитектуры конструктивизма в городах и рабочих поселках заменялся новым стилем — «сталинским» ампиром с декорированием объектов элементами неоклассической ордерной системы, лепниной и скульптурой [3].
Сегодня сохранившиеся объекты архитектурного авангарда в крупных городах Свердловской области зачастую находятся под угрозой разрушения или полного уничтожения. Тем отрадней понимать, что в застройке Нижнего Тагила, Артемовского, Екатеринбурга стали появляться ростки возрождающегося стиля. Молодые архитекторы, творческие коллективы проектных организаций при разработке архитектурных концепций современных зданий черпают творческие идеи объемно-планировочных, конструктивных и функциональных решений в архитектурном своеобразии известных объектов российского и, в частности, свердловского авангарда. За последние годы новый всплеск интереса к конструктивизму проявляется и у студентов Уральской архитектурно-художественной академии. Он выражается в разработке курсовых и дипломных работ, как у архитекторов, так и дизайнеров, в стилистике архитектурного и художественного авангарда. Еще на начальных курсах студенты выполняют объемные композиции в различных архитектурных стилях, часто опираясь на известные работы конструктивистов. Студен-
ты выделяют этот стиль за четкость и лаконичность линий, за функционализм, интересные и сегодня вполне современные цветовые и композиционные решения. Опыт использования метафор из мира техники — пароход, самолет, строительная техника и т. д. — используют в упражнениях при разработке курсовых проектов гражданской и промышленной тематики. Идеи конструктивизма побуждают студентов к творческой активности, подталкивают к экспериментам с современными строительными материалами и конструкциями, помогают создавать выразительные проекты.
Как отмечают преподаватели кафедр УралГАХА по архитектурному проектированию зданий, интерес у студентов вуза к объектам архитектурного наследия советского авангарда начал проявляться на рубеже 1980-1990-х гг. В этот период известным исследователем конструктивизма С. О. Хан-Магомедовым опубликованы книги о мастерах авангардной архитектуры: «Илья Голосов» (1988), «Константин Мельников» (1990), «Архитектура советского авангарда» (1993). В этот же период Г. С. Заикин и А. А. Стариков вместе со студентами активно выявляли и исследовали на Урале объекты архитектурного наследия 1920-1930-х гг. в рамках программы «Каменный пояс». В 1990-х гг. А. А. Барабанов, В. И. Иовлев и преподаватели кафедры Основ архитектурного проектирования привлекали студентов к обмерам и изучению конструктивистских зданий Екатеринбурга, созданных архитекторами И. П. Антоновым, В. Д. Соколовым, М. В. Рейшером, Г. А. Голубевым и другими свердловскими зодчими. Макеты конструктивистских зданий, сделанные в 1990-е гг., до сих пор дают студентам творческий импульс для изучения объектов наследия архитектурного авангарда города.
Известный екатеринбургский искусствовед, профессор УралГАХА А. А. Берсенева рассказывает студентам и действующим архитекторам города об уральских зодчих, создавших на Среднем Урале уникальную коллекцию объектов архитектурного авангарда. В среде выпускников вуза хорошо известна ее статья «Конструктивисты и чекисты» (2000), опубликованная в журнале «Урал».
Традиционными объектами для летней пленэрной практики студентов-архитекторов УралГАХА по рисунку являются градостроительные комплексы и ансамбли наследия советского архитектурного аван-
Иллюстрация 1. Дипломный проект. Многоэтажный производственный комплекс
«Флагман» (студ. Р. Гареева, рук. Т. Н. Ярковая)
Иллюстрация 2. Дипломный проект «Центр МЧС с научно-производственной базой в г. Екатеринбурге» (студ. М. Дупина, рук. Т. Н. Ярковая)
гарда в Екатеринбурге. В. М. Соняк за двадцать лет руководства практикой собрал сотни рисунков объектов конструктивизма и опубликовал их в учебно-методическом пособии, которое востребовано и новым поколением студентов вуза.
Можно привести и другие примеры направленности «конструктивистского» воспитания вузом современных зодчих нашего города. Например, на кафедре Основ архитектурного проектирования УралГАХА в ходе курсовых работ студенты второго курса выполняют макеты известных городских общественных зданий и сооружений в стиле свердловского архитектурного авангарда, предварительно изучив их историю, функциональные и объемно-планировочные решения, выполнив архитектурные обмеры объектов. Студенты, обучающиеся по направлению «Дизайн» на кафедре «Дизайн среды», ориентированы на практическое освоение современных методов при разработке малых архитектурных форм в различных стилях. Высокую оценку мэрии города Заречного (Свердловская область) в 2012 г. получили проекты и макеты павильонов досуга и отдыха для школьных территорий, выполненные в стилистике конструктивизма (руководители Е. А. Суворова, Е. А. Шутемова).
На кафедре Истории искусств и реставрации много лет выполняют дипломные работы по тематике «Архитектурная реставрация и приспособление объектов архитектурного наследия конструктивизма». Так, в 2013 г. С. Тонков защитил дипломный проект по реставрации и приспособлению здания бывшего административно-бытового комбината Свердловского облисполкома (руководители Л. Н. Смирнов, Л. В. Шашкина). Проект архитектурно-художественного освещения этого здания, выполненный С. Симоновым и А. Орловым (руководители Л. Н. Смирнов, А. Ю. Печенкин), получил диплом первой степени Международного смотра-конкурса в Москве «Интерсвет-2008».
Выпускники кафедры «Дизайн одежды» УралГАХА также неравнодушны к художественному авангарду 1920-х гг. и создают коллекции одежды в этой стилистике.
Студенты старших курсов направления «Архитектура» в своих курсовых и дипломных работах для достижения эмоциональной насыщенности и гармонии фасадных композиций используют весь арсенал средств разработки пластики фасадов, свой-
ственных конструктивизму: балконы, эркеры, плоские козырьки, углы смещенных объемов, горизонтальное ленточное остекление и вертикальные витражи.
Архитектурные фантазии Якова Чернихова, который воспевал эстетику новых строительных технологий в архитектуре, выстраивая композиции из цветных пересекающихся стержней, послужили импульсом творческой интерпретации их в композиционно-цветовом решении дипломного проекта студентки Р. Гареевой (руководитель Т. Н. Ярковая) «Многоэтажный производственный комплекс «Флагман»» (Иллюстрация 1). Вписав объект в живописный ландшафт набережной Верх-Исет-ского пруда, автор предлагает современное прочтение промышленной архитектуры в авангардном решении по цвету и конструктивному наполнению.
Объемно-планировочное и архитектурное решение комплекса «Центр МЧС с научно-производственной базой в г. Екатеринбурге» студентки М. Дупиной (руководитель Т. Н. Ярковая) выполнено в стиле конструктивизма с четким функциональным зонированием объема. В проекте лаконичное образное решение объекта опирается на объединение площадок с различными технологическими процессами и решение сложной задачи по поиску архитектурной выразительности научно-промышленного комплекса. Здание обладает
функциональной многозначностью, выразительность архитектурному объекту придает интересное использование вертикального и горизонтального ритма элементов фасада, сочетания больших плоскостей фасадных панелей и ленточного остекления. Геометрическая четкость объема и контрастный окрас витражей пожарной части, а также овальная форма, в которой организованы как производственные площади, так и рекреационные пространства, навеяны городскими объектами конструктивизма (Иллюстрация 2).
Сегодня общество ставит перед архитекторами сложные творческие задачи. Наилучшей почвой для рождения творческих идей является усвоенный опыт прошлого и преодоление стереотипов, т. е. новаторское решение проектных задач. Новаторство и преемственность в архитектуре — это необходимые составляющие творчества современного архитектора [4]. Уважение к истории наследия авангарда и его авторам поможет молодым архитекторам сохранять уникальность фасадного решения зданий эпохи конструктивизма при выполнении работ по рефункционализации этих зданий и комплексов, не искажая первоначального архитектурного замысла, ценить авторское право и бережно относиться к этим объектам при проектировании.
Все вышеперечисленное, а также городская среда, изобилующая объектами наследия конструктивизма,
позволяет отдельным архитекторам и творческим коллективам побеждать в конкурсах, представляя проекты зданий, решенных в стиле архитектурного авангарда для реализации их в городской застройке. Среди таких построенных в Екатеринбурге объектов можно выделить здания разных типов. Рассмотрим некоторые из них.
Современной выразительной и лаконичной архитектурой выделяется среди старой застройки 10-этажное офисное здание бизнес-центра «Континент» по ул. Кузнечной (авторы Б. А. Демидов, Н. Б. Демидов). Архитектурный облик здания запроектирован с учетом окружающей его конструктивистской застройки — жилого комплекса по пр. Ленина, 52 и бывшего комплекса Клуба строителей (ныне Сити-центр). Основное внимание авторы уделили силуэту здания, который возвышается над застройкой квартала и, особенно, ритму угловых балконов на верхних этажах фасадов объекта, придающих зданию определенную динамику (Иллюстрация 3). Основными стилистическими элементами архитектуры конструктивизма, помимо протяженных угловых балконов, являются вертикальные угловые витражи, вертикальные пластины на участках сдвижки объемов, открытые опорные колонны нижних этажей восточного фасада, криволинейный козырек главного входа. Здание бизнес-центра асимметрично в плане, что также является одним из признаков авангардной архитектуры первой трети ХХ в.
Конструктивистской стилистической направленностью выделяется
Иллюстрация 3. Бизнес-центр «Континент», ул. Кузнечная. Арх.: Б.А. Демидов, Н. Б. Демидов. Фото Ю. Суворовой
в застройке ул. Свердлова новый объем, пристроенный к старому зданию гимназии № 104 по ул. Лермонтова, 11 (арх. Ю. О. Утгоф). Новый четырехэтажный корпус гимназии имеет развитую асимметричную объемно-пространственную композицию с криволинейным завершением углов на отдельных участках здания. В архитектурном облике фасадов, выходящих на ул. Свердлова, основное внимание уделено большим по площади окнам-витражам с квадратной разрезкой светопро-емов, что удачно корреспондирует с расположенным через улицу зданием — первой в городе фабрикой-кухней ЦРК, построенной в 1930 г. (ул. Свердлова, 8). При первом взгляде на новый школьный пристрой можно предположить, что здание сооружено в 1930-е гг., только современные отделочные материалы и стеклопакеты окон выдают его недавнее возведение (Иллюстрация 4). Характерными чертами конструктивистской стилистики здания являются выступающие на фасадах полукруглые вертикальные витражи лестничных клеток с объемами выхода на кровлю. Наличие на фасадах протяженных горизонтальных окон, контраст глухих плоскостей фасадов и остекленных участков — типичный прием русской авангардной архитектуры. В нижнем ярусе выступающие объемы лестничных клеток подрезаны и поставлены на опору, они являются своеобразным козырьком над входом в здание.
Объемная композиция единой лаконичной крупной формы определяет архитектурный облик двенадцати-
этажного здания банка по ул. Сакко и Ванцетти, 67 (арх. А. К. Пивкина,
А. К. Узких, Б. А. Демидов, Н. Б. Демидов и др.). Авторы использовали прием динамического построения геометрических форм: остекленный объем вертикального цилиндра вписан в пространственный каркас параллелепипеда. Фасады здания запроектированы с лаконичной пластикой вертикальных угловых элементов, обрамляющих прозрачный объем здания. Узкие вертикальные светопроемы в угловых элементах не только визуально облегчают конструкцию, но и подчеркивают динамику сооружения.
Расположенный рядом с банком торговый центр «Венский дом» (ул. Сакко и Ванцетти, 65) развивает в пространстве улицы конструктивистскую стилистику предыдущего объекта, но уже в трехступенчатой объемно-пространственной композиции (авторский коллектив под руководством А. К. Узких). Три разновысоких остекленных цилиндрических объема авторы вписывают в призмы отдельных блоков, визуально разделенных на фасадах вертикалями узких светопроемов. Наличие на криволинейных частях фасадов ниш балконов, вертикальных светопроемов лестничных клеток, крупных ограждений плоскостей кровель подчеркивает конструктивистскую стилевую направленность данного объекта.
Среди недавно построенных объектов, несущих черты конструктивизма, можно отметить следующие: торгово-выставочный центр «Большой барабан» по ул. Репина, 95 (арх.
Иллюстрация 4. Новый корпус гимназии № 104 по ул. Лермонтова, 11. Фото Ю. Суворовой
Иллюстрация 5. Жилой комплекс «Бригантина» по ул. Токарей, 68. Арх.: Д. Л. Ярков, А. Б. Кощеев. Фото Ю. Суворовой
Иллюстрация 6. Жилое здание комплекса «Де Геннин» по ул. Н. Никонова, 4. Арх.: М. Б. Мотин, А. В. Молоков. Фото Ю. Суворовой
Л. А. Фугенфирова); офисное здание по ул. Большакова, 70 (арх. В. Г. Ку-сенко, А. В. Русков); здание магазина «Норд» по ул. Н. Васильева, 3 (арх.
В. М. Валуев, Е. А. Валуева); административное здание «МРСК Урала» по ул. Куйбышева, 57 (арх. Б. А. Демидов, Ю. В. Тычкин, Н. Б. Демидов); жилой комплекс «Бригантина» (Иллюстрация 5) по ул. Токарей, 68 (арх. Д. Л. Ярков, А. Б. Кощеев) и жилое здание комплекса «Де Геннин» (Иллюстрация 6) по ул. Н. Никонова, 4 (арх. М. Б. Мотин, А. В. Молоков), другие объекты.
Анализ творчества авторов недавно построенных зданий в конструктивистской стилистике в Екатеринбурге показал, что почти все объекты спроектированы архитекторами, окончившими в разные годы Уральский филиал Московского архитектурного института, Свердловский архитектурный институт, Уральскую государственную архитектурно-художественную академию (УралГАХА), т. е. учебные заведения, составляющие Уральскую архитектурную школу.
Заключение
Исследование показало, что полного повторения конструктивист-
ского стиля в проектировании современных объектов не может быть. Перед современными архитекторами стоят не только архитектурные, но и градостроительные задачи. Сегодня при проектировании нового объекта зодчим необходимо учитывать уникальность существующей градостроительной ситуации и окружающей застройки. Самая трудная задача — это гармонично вписать свой объект в уже сложившийся образ улицы или микрорайона, сохранив целостное восприятие архитектурного и объемно-планировочного замысла. На примерах недавно возведенных жилых и общественных объектов видно, что современные архитекторы используют идеи архитектурного авангарда, находят новые подходы, а также возможность свежо и современно выразить их новое воплощение. Авторы предлагают оригинальные планировочные находки и новаторские решения по отделке фасадов, используя большие возможности современных светопрозрачных и несущих конструкций, вносят разнообразие в решение внутреннего пространства, добиваясь выразительности фасадов использованием современ-
ных вертикальных транспортных коммуникаций в виде обзорных стеклянных лифтов и эскалаторов. Сегодня ясно, что появление в российских городах объектов в стилистике конструктивизма говорит о неравнодушном отношении к богатому архитектурному наследию эпохи русского архитектурного авангарда нашей страны. На фундаменте уникальной архитектуры 1920 — начала 1930-х гг. современные зодчие проектируют новый авангард.
Список использованной литературы
1 Смирнов Л. Н. Конструктивизм в архитектуре Урала : учеб. пособие. Екатеринбург, 2011.
2 Смирнов Л. Н. Екатеринбург: наследие конструктивизма. Екатеринбург, 2009.
3 Хан-Магомедов С. О. Моисей Гинзбург. М., 2007.
4 Ярковая Т. Н. Внедрение новых дисциплин в процесс обучения архитекторов // Инновационные образовательные технологии в области энергосбережения : сб. материалов регион. науч. семинара. Екатеринбург, 2006. Вып. 1.
С. 24-26.