Научная статья на тему 'Вклад университета в реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа»: состояние и перспективы'

Вклад университета в реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа»: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тряпицына Алла Прокофьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад университета в реализацию образовательной инициативы «Наша новая школа»: состояние и перспективы»

Ответственный: директор института постдипломного образования.

Срок: до 01 июня 2011 г.

2. Разработать систему оценки эффективности повышения квалификации преподавателей и сотрудников, направленную на обеспечение качества деятельности университета в современных условиях.

Ответственные: начальник управления дополнительного профессионального образования, начальник учебно-методического управления.

Срок: до 01 сентября 2011 г.

3. Разработать и внедрить систему конкурсного отбора модулей программ повышения квалификации научно-педагогических работников университета, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в рамках направлений, ежегодно определяемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Ответственный: проректор по учебной и воспитательной работе.

Срок: до 01 июля 2011 г.

4. Разработать целевую программу грантовой поддержки повышения квалификации (в том числе учебных стажировок) преподавателей и сотрудников университета в ведущих научных, образовательных и информационных центрах по стратегическим направлениям Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Ответственные: проректоры по направлениям деятельности.

Срок: до 01 сентября 2011 г.

5. Обновлять локальную нормативную базу системы повышения квалификации университета в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.

Ответственный: начальник управления дополнительного профессионального образования.

Срок: постоянно.

Материалы заседания Ученого совета университета 28 апреля 2011 года

А. П. Тряпицына,

заведующая кафедрой педагогики

ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Впервые идея новой образовательной инициативы прозвучала в послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию в ноябре 2008 г. Необходимость новой инициативы в преобразовании школы стала очевидной при анализе первых результатов ФЦРПО по реализации Концепции модернизации отечественного образования, которая была поддержана профессиональным педагогическим сооб-

Нужны ли мы нам?

Аркадий и Борис Стругацкие

ществом и общественностью более 10 лет назад в 2001 г.

Анализ этих результатов выявил новые противоречия и проблемы в развивающейся системе отечественного образования. Стала очевидной необходимость обратить внимание на новые вызовы, «послать сигнал», ориентирующий учителей, общество и государство на продолжение начатых реформ, на преодоление представлений

о модернизации образования как краткосрочной компании.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» был представлен образ новой школы и сформулированы предельно четкие требования к подготовке нового учительского корпуса: «... Новая школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность современной школы».

Эти требования определили и поиск новых подходов к подготовке учителя, поэтому не случайно в течение 2010 г. было проведено несколько заседаний ректората, на которых факультеты представляли достигнутые результаты по реализации национальной образовательной инициативы. Эти результаты — убедительное свидетельство большой работы университета по обновлению отечественной школы.

Для того чтобы оценить реальный вклад университета в реализацию инициативы «Наша новая школа», необходимо определить точку отчета и направления оценки этого вклада. Такой точкой отсчета является Программа развития университета на 2011—2015 гг., поскольку именно Программа задает общие для всех структур университета ориентиры развития; именно в Программу развития вносятся коррективы, обусловленные новыми вызовами и решениями правительства по вопросам развития отечественного образования; а деятельность университета по реализации образовательной инициативы «Наша новая школа» во многом определяет позицию университета как крупного исследователь-

ского центра подготовки педагогических кадров.

Позвольте охарактеризовать обобщенные результаты по четырем направлениям Программы развития:

• модернизация образовательной деятельности университета;

• развитие научной и инновационной деятельности университета;

• диссеминация и внедрение инновационных научно-методических продуктов в образовательную практику;

• развитие социального партнерства с образовательными учреждениями.

Итак, сегодня в университете разработаны:

• новые магистерские программы;

• в идеологии «Нашей новой школы» уточнены учебные программы бакалавриата и разработано 17 образовательных программ опережающего характера, на выпускников которых прогнозируется спрос в ближайшее время;

• по обновленным программам проведено повышение квалификации 300 учителей;

• созданы современные учебнометодические комплексы для новой школы нового поколения, образовательные порталы и образовательные проекты для школьников по современным направлениям развития науки и техники, приборы и оборудование нового поколения для кабинетов естественнонаучных дисциплин;

• проводятся предметные и педагогические олимпиады (в том числе и дистанционные), конкурсы и конференции школьников;

• складывается опыт подготовки будущих учителей к работе с одаренными детьми;

• активизировалось социальное партнерство университета с различными организациями (комитетами по образованию Петербурга и Ленинградской области, с Ленинградским областным центром одаренных школьников «Интеллект», с ЗАО «Крисмас+»; 10 вузами города и др.).

Особенно приятно отметить, что за это короткое время появились новые интересные инициативы факультетов, о которых хотелось бы сказать подробнее, поскольку они непосредственно связаны с актуальными проблемами создания новой школы и могут рассматриваться как своеобразные «точки роста» процесса подготовки нового поколения учителей в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Так, на филологическом факультете сложился интересный опыт совместной работы с вузами и школами по повышению квалификации учителей; интерес представляет также опыт организации и проведения факультатива для студентов выпускного курса бакалавриата, который ведут учителя.

Факультет технологии и предпринимательства разработал новые приборы и оборудование для кабинетов физики и современный дизайн образовательной среды общеобразовательных школ.

На факультете безопасности жизнедеятельности проводятся беседы с молодежью по профилактике СПИДа в режиме асинхронной коммуникации в социальных сетях.

Особенно важным представляется тот факт, что на факультетах химии и биологии созданы учебники базового и профильного уровня для старшеклассников, а на факультете социальных наук разработаны линии школьных учебников по истории (5—10 кл.) и обществознанию (6—11 кл.). Эти учебники ориентированы на организацию учебного процесса в школе в соответствии новым ФГОС среднего образования.

Чрезвычайно важно, что в университете развивается опыт взаимодействия разных кафедр и факультетов, сложившийся при реализации иновационной образовательной программы университета. Так, специалистами факультетов социальных наук, биологии, технологии и предпринимательства разработаны и реализованы межфакультет-

ские проекты создания вариативных электронных образовательных ресурсов для общего образования, обеспечивающих реализацию идей личностно-ориентированного обучения в процессе изучения истории и биологии.

Другими словами, эти примеры свидетельствуют о том, что в Герценовском университете:

• складывается опыт включения учителей в вузовский образовательный процесс;

• имеется материально-техническая база, достаточная для создания нового школьного оборудования;

• создаются целостные комплекты учебников для школ, объединенные общей, последовательно реализуемой концепцией обновления содержания школьного образования в соответствии с требованиями нового стандарта. Необходимо отметить, что эта работа опережает потребности школы, поскольку стандарты основной и старшей школы будут утверждены лишь в ближайшие годы;

• развивается опыт межфакультетского сотрудничества.

В контексте рассмотрения проблемы подготовки кадров для новой школы необходимо остановится и на результатах исследовательской деятельности университета. Как утверждал руководитель Департамента высшего образования ЮНЕСКО Марк Антонио Р. Диас, именно высшая школа ответственна за подготовку учителей, разработку программ и проведение исследований в области образования.

Сегодня в университете выполнено более 20 исследований по проблемам общего образования, внедрение результатов которых будет способствовать успешной реализации намеченных инновационных преобразований школы. Назову некоторые из таких исследований.

Во-первых, это исследования, посвященные изучению современного ребенка, школьника, особенностей его духовного, психологического и физического развития:

• «Система формирования и развития личности ребенка как субъекта деятельности и нравственного поведения».

• «Детское двуязычие: психолингвистический аспект».

• «Особенности протекания нервнопсихического напряжения и самооценки рисков ухудшения здоровья у мальчиков и девочек 5 и 8 классов».

• «Мониторинг и прогноз физического, психосоматического и психологического здоровья, профилактика социальных дезадаптаций и аддикций у учащихся основных ступеней образовательной системы в разных экологических и социокультурных условиях».

• «Особенности психического развития и социальной адаптации детей и подростков с физическими недостатками и соматическими заболеваниями». Во-вторых, это исследования, связанные

с поиском новых образов современного образования, раскрывающие специфику отечественных культурно-образовательных традиций, закономерности новой дидактики, подходы и критерии оценки образовательных результатов школы:

• «Исследование исторических тенденций духовно-нравственного становления личности в культуре».

• «Философско-антропологические основания педагогики и образования».

• «Исследование закономерностей развития школьного образования при переходе к постиндустриальному этапу развития общества».

• «Школьная медиация как альтернативный метод предотвращения и разрешения национальных и иных социокультурных конфликтов, формирования мультикуль-турализма и толерантности».

• «Разработка модели оценки образовательной деятельности школы».

Важное практическое значение имеют

прикладные исследования, связанные с разработкой научно-методического обеспечения нового стандарта общего образования:

• «Дидактические кодексы школьной географии» (актуальность обусловлена необходимостью кодификации школьных географических знаний с целью построения рациональной структуры научного содержания дисциплины и реализации личностных (ценностных), метапред-метных (компетентностных) и предметных задач школьной географии).

• «Принципы отбора и построение содержания естественнонаучных дисциплин в начальных классах, обеспечивающего формирование ребенка как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения».

• «Концепция, содержание и методы дифференцированного образования в области математики и информатики», ориентированные на решение стратегических задач ФГОС второго поколения. Необходимо также отметить и исследования, связанные с подготовкой нового учителя в вузе, моделями профессионального отбора соискателей учительской должности:

• продолжается разработка математической модели для профессионального психологического отбора кадров, которая может быть использована при проведении экзамена на должность;

• проекты НИИ НПО по подготовке учителя в уровневой системе высшего профессионального образования.

Думаю, приведенных примеров достаточно, чтобы сделать вывод о большой и разнообразной работе практически всех факультетов и исследовательских подразделений университета.

Но как оценить вклад РГПУ в реализацию инициативы «Наша новая школа»? Он большой ли недостаточный? Оказывающий влияние на изменение образовательной ситуации или незаметный? Востребованный практикой или самодостаточный?

Анализируя полученные результаты в контексте задач, поставленных в Программе развития университета, можно

сформулировать следующий вывод: разнообразная и многоаспектная работа по реализации инициативы «Наша новая школа», содержащая интересные элементы инновационной подготовки педагогических кадров, строится как отдельная, а не системная задача педагогического университета, в то время как организация этой работы как общего для всех подразделений университета научнообразовательного проекта позволит усилить имеющиеся преимущества университета, даст возможность обеспечить его несомненное лидерство в научнометодическом обеспечении процессов подготовки новых педагогических кадров и модернизации общего образования.

Почему это важно (необходимо) для определения перспектив работы по дальнейшей модернизации общего образования, создания новой системы подготовки учителя?

Ответ был найден коллективом университета при работе над иновационной образовательной программой, в процессе которой отчетливо осознавалось, что подготовка нового учителя требует междисциплинарного синтеза знаний из разных наук, обновления содержания за счет межпредметных вариативных модулей, создание принципиально новой образовательной среды университета, организацию нелинейного образовательного процесса, расширения поля научно-исследовательской деятельности студентов.

Сегодня отчетливо осознаются, по крайней мере, три причины, анализ которых свидетельствует о необходимости поиска новых путей в подготовке педагогических кадров для обновляющейся школы.

1. Изменившийся мир и изменившийся ученик, учитель. Эти изменения весьма противоречивы.

С одной стороны, результаты исследования лучших отечественных школьных практик свидетельствуют о том, что сегодняшний ученик — это ученик.

• любознательный;

• активно познающий жизнь;

• умеющий высказать свое мнение;

• умеющий учиться;

• подготовленный к осознанному выбору дальнейшего образования;

• умеющий конструктивно решать конфликтные ситуации;

• работающий в команде;

• способный быть лидером.

Но с другой стороны — это ученик, отчужденный от школы, испытывающий страх потерять себя в повседневной рутине, в общественных нормах, ориентирующийся на ценности «гламурного» образа жизни. По данным комиссии Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей, сегодня фиксируется критически высокий уровень потребления несовершеннолетними алкоголя, табачных изделий и наркотиков, неудовлетворительно состояние информационной безопасности детей, критически высокий уровень детской преступности, наблюдается тенденция усиления оторванности школьников от своей социально-культурной идентично сти.

Одиннадцатиклассница одной из петербургских школ в своем сочинении пишет: «Жизнь выбивает из нас романтичность и духовность, делает нас прагматичными и агрессивными».

В форсайт-проекте «Детство 2010» отмечается, что если не найти соответствующие решения негативных проблем детства, то наиболее вероятным становится негативный сценарий развития страны, а именно:

• когнитивное расслоение общества;

• маргинализация значительной части общества;

• преобладание в России малограмотного населения, которое не будет иметь возможность участвовать в передовых процессах.

Учитель тоже меняется. С одной стороны, современный учитель с интересом включается в реализацию различных инновационных процессов в образовании, стре-

мится продолжить образование в магистратуре и аспирантуре, умеет оценивать интегрированные образовательные результаты и индивидуальный прогресс школьника, понимает социальную значимость своей профессии и гордится ею.

С другой стороны — определенное несовершенство индикаторов и методик оценки качества образования и работы учителя, будучи усилено экономическими механизмами, в немалом числе случаев оказывает разрушающее воздействие на содержательную сторону образовательного процесса. В 2008 г., по данным социологического опроса, заметно возросла доля учителей, жалующихся на чрезмерную нагрузку, бюрократические проблемы, на несоответствие содержания работы и аттестации. Сохраняющаяся ориентация на процент успеваемости, результаты ЕГЭ не способствуют осознанию учителями необходимости в освоении новых образовательных технологий, в поисках новых подходов к организации образовательного процесса и модернизации системы образования.

2. Исчерпанность прежней образовательной парадигмы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях глобальных кризисов, с которыми мы столкнулись на рубеже веков, школа оставалась практически неизменной. Сегодня на смену идей дисциплины, жесткого управления, «культа диплома» приходят идеи сосуществования, признания и понимания чужой точки зрения, диалога, совместного действия, творческой уникальности каждой отдельной личности, и традиционная школа, сформировавшаяся в рамках прежнего — индустриального, технократического — типа культурной коммуникации, перестает удовлетворять буквально всех — и общество, и родителей, и учителей.

В прогнозах экспертов отмечается, что в ближайшее десятилетие должен произойти переход от массовой образовательной траектории к множественности образовательных траекторий, возрастанию степени от-

крытости школы, появлению новых педагогических профессий. Наиболее острыми проблемами становятся:

• мотивации к непрерывному образованию, которая по-прежнему остается нереализованной идеей;

• построение содержания образования — от дисциплинарного содержания, характерного для индустриального общества к содержанию образования, построенному на идеях развития способностей человека;

• разработка моделей обучения «лицом к лицу», при возрастающем участии учащихся в процессах приобретения и передачи знаний, включая процессы создания и распространения контента;

• создание моделей обучения с учетом возможностей нового информационного пространства и многообразия образовательных траекторий;

• поиск моделей обучения, основанных на моральных и этических ценностях.

3. Настоящий период модернизации отечественного образования можно назвать временем принятия управленческих решений, которые направлены на реализацию концептуальных идей обновления системы образования. Основой выработки управленческих решений модернизации общего образования являются достоверные результаты междисциплинарных исследований сферы образования.

В силу сложности вызовов, адресованных школьному образованию, сегодня как никогда необходимы научные факты, описывающие многогранность современной педагогической реальности. Без этих исследовательских данных очень легко манипулировать общественным сознанием и принимать недальновидные, а в худшем случае разрушительные для школы и общества в целом решения. Приведу хорошо известный пример такой манипуляции. Так, нам часто говорят о том, что педагогические вузы уже выпролнили свою историческую миссию, в стране очевидна избыточность педагогиче-

ских кадров: в РФ на 1000 учеников — 95 учителей, а в странах ОЭСР — 76. Однако при этом не упоминается, что в работе этим 76 учителям помогают 40 человек неучительского, но педагогического состава — ассистенты учителя, тьюторы, психологи, ассистент компьютерного класса и т. д.

Вне всякого сомнения, результаты исследований разных коллективов университета, связанные с разработкой ИОП, ФГОС ВПО, исследования различных аспектов компетентности, новой нелинейной организации образовательного процесса, понимание необходимости усиления междисциплинарного синтеза разных наук в решении проблем развивающейся школы являются научной основой разработки прогнозов и сценариев развития общего образования, без которых невозможно построить систему подготовки нового учителя, объективно оценить возможные риски и определить ресурсы, необходимые для достижения желаемых эффектов.

Поэтому актуальной является разработка в рамках Программы развития университета научно-образовательного проекта, реализация которого будет способствовать определению актуальных направлений командной научно-исследовательской и проектной деятельности в области общего и педагогического образования.

В качестве перспективных направлений деятельности университета по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» есть необходимость обсудить следующие направления:

• создание новых образовательных программ, вариативных модулей и программ дополнительного образования, позволяющих подготовить выпускников университета к решению новых задач развития школьного образования, в том числе и к работе с одаренными детьми;

• систематизация созданных научнометодических продуктов для «Нашей новой школы» и разработка стратегии их системной диссеминации;

• разработка и реализация принципиально новых программ повышения квалификации педагогических работников;

• совершенствование социального партнерства университета и образовательных учреждений города, заложенное в ресурсах руководства опытноэкспериментальной и инновационной деятельностью школ города;

• расширение пространства научнопрофессиональной коммуникации в рамках сетевого университета в целях усиления междисциплинарной интеграции. Как уже отмечалось, деятельность университета по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» не является краткосрочной кампанией, не исчерпывается отдельными (даже очень интересными) мероприятиями. Это трудная задача. Но если мы хотим, чтобы университет оставался лидером в подготовке кадров для сферы образования, надо сконцентрировать все усилия по её решению. Тяжело потерпеть неудачу, но еще хуже никогда не пытаться преуспеть, но вместе люди могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку: соединение умов и сердец, сосредоточение их сил может стать поистине всемогущим.

В заключение позвольте выразить искреннюю признательность всем, кто оказал помощь в подготовке сегодняшнего Ученого совета: начальнику учебно-методического управления О. В. Акуловой; начальнику отдела сопровождения и организации научноисследовательской деятельности М. Н. Потемкину; профессору кафедры педагогики

Э. В. Балакиревой; начальнику отдела по работе с абитуриентами и региональному развитию Т. Г. Гдалиной; директору института постдипломного образования И. В. Головиной; ведущему эксперту информационноаналитического отдела О. А. Герасимовой; всем факультетам, приславшим свои материалы об их вкладе в реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.