Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 апреля 2011 года «Вклад университета в реализацию образовательной инициативы "Наша новая школа": состояние и перспективы»'

Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 апреля 2011 года «Вклад университета в реализацию образовательной инициативы "Наша новая школа": состояние и перспективы» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 апреля 2011 года «Вклад университета в реализацию образовательной инициативы "Наша новая школа": состояние и перспективы»»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 28 апреля 2011 года «ВКЛАД УНИВЕРСИТЕТА В РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ "НАША НОВАЯ ШКОЛА": СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Заслушав и обсудив доклад доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики А. П. Тряпицыной, Ученый совет отмечает, что университет проводит многоплановую работу по созданию системы научно-методического сопровождения реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в практике работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», впервые представленная Президентом Д. А. Медведевым в Послании Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. и позднее утвержденная им 4 февраля 2010 г., определила дальнейшие направления модернизации общего образования как важнейшего ресурса инновационного развития страны, связывая их с переходом на новые образовательные стандарты, развитием системы поддержки талантливых детей, совершенствованием учительского корпуса, изменением школьной инфраструктуры, сохранением и укреплением здоровья школьников, расширением самостоятельности школ.

РГПУ им. А. И. Герцена ведет масштабную работу, поддерживающую реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в соответствии с Программой развития университета на период 2011—2015 гг., ориентированной на укрепление позиций университета в профессиональном сообществе как лидера подготовки педагогических кадров.

В соответствии с направлением модернизации образовательной деятельности университета целый ряд факультетов (безопасности жизнедеятельности, биологии, географии, информационных технологий, математики, социальных наук, юридический и психолого-педагогический факультеты, институт детства) предложил новые образовательные программы магистратуры, направленные на совершенствование учительского корпуса в соответствии с требованиями новых стандартов школьного образования. Факультеты безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогический и информационных технологий предложили 17 образовательных программ опережающего характера, на выпускников которых прогнозируется спрос в ближайшее время. На филологическом факультете для студентов создан образовательный ресурс «Наша новая школа».

Создание необходимых условий для динамичного развития научной и инновационной деятельности университета предполагает выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, в том числе и по проблемам развития «Нашей новой школы». В 2010 г. на факультетах биологии, географии, социальных наук, безопасности жизнедеятельности, физической культуры, философии человека, кор-рекционной педагогики, управления, информационных технологий, юридическом, филологическом и психолого-педагогическом, в институте детства было выполнено более 20 исследований по проблемам реализации новых образовательных стандартов, сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, профессионального психологического отбора педагогических кадров, разработки нового поколения дидактического и учебно-методического обеспечения для школы, обеспечения качества школьного образования в условиях поликультурного общества. В рамках реализации государственного контракта специалистами факультетов социальных наук, биологии, технологии и предпринимательства разработаны и реализованы межфакультетские проекты создания вариативных электронных образовательных ресурсов для общего образования, обеспечивающих реализацию идей личностно-ориентированного обучения в процессе изучения истории и биологии.

Новым направлением инновационной деятельности стала разработка и реализация научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми. Институт детства, факультеты физики, химии, биологии, технологии и предпринимательства, а также филологический и психолого-педагогический факультеты разработали специальные образовательные программы и учебно-методические комплексы, в том числе дистанционные, элективные курсы. В частности, разработанные элективные курсы

Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 апреля 2011 года

отражают проблематику современных научных исследований в области нанотехно-логий. Были проведены дистанционные олимпиады, реализуемые совместно с Ленинградским областным центром одаренных школьников «Интеллект»; конференция и всероссийский конкурс школьных исследовательских работ по химии (с международным участием) «Инструментальные исследования окружающей среды» совместно с ЗАО «Крисмас+»; реализованы индивидуальные программы тьюторского сопровождения одаренных учащихся (в рамках договора с Комитетом по образованию Ленинградской области) и др.

Значительное число инновационных научно-методических продуктов, готовых к дис-семинации и внедрению в передовую образовательную практику, было представлено факультетами на университетских выставках научных достижений в 2008—2010 гг., среди них УМК для школы нового поколения, образовательные порталы и образовательные проекты для школьников по современным направлениям развития науки и техники, приборы и оборудование нового поколения для кабинетов естественнонаучных дисциплин. В 2011 г. на университетской выставке научных достижений был представлен специальный раздел «Герценовский университет новой школе», содержащий УМК для школы нового поколения.

Большая работа проводится в университете по развитию социального партнерства с образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, в том числе входящими в Университетский образовательный округ. Проведение предметных олимпиад для школьников, профориентационных мероприятий, научных конференций для педагогов и учащихся является характерной особенностью деятельности университета в образовательной среде города. Преподаватели ряда факультетов (коррекционной педагогики, физической культуры, филологического, психолого-педагогического, информационных технологий) являются научными руководителями 4 школ — опытно-экспериментальных площадок и 9 школ-лабораторий городского уровня, что позволяет им внедрять результаты научных исследований, выполняемых в университете, непосредственно в передовую образовательную практику.

В 2010 г. в университете было организовано повышение квалификации более 300 педагогов школ по вопросам реализации стандартов нового поколения: организации образовательного процесса в логике требований стандарта, разработки и реализации программ социализации школьников, организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, обучения школьников в полиэтнической и поликультурной среде современной начальной школы. В рамках контрактов, заключенных с Комитетом по образованию и СПбАППО, эти программы реализовывались в институте постдипломного образования совместно с институтом детства, филологическим и психолого-педагогическим факультетами, факультетами управления и информационных технологий. На факультете безопасности жизнедеятельности выполнен государственный контракт Комитета по молодежной политике Администрации Санкт-Петербурга по оказанию услуг проведения курсов повышения квалификации для специалистов, занимающихся профилактикой наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.

Таким образом, можно констатировать, что в университете практически все факультеты включены в разработку и реализацию системы научно-методического сопровождения реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в практике работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Тем не менее Ученый совет обращает внимание на необходимость систематизации деятельности университета в области школьного образования в рамках общеуниверситетского научно-образовательного проекта, что целесообразно реализовывать через:

• создание новых образовательных программ подготовки педагогических кадров для ведения интегрированных курсов в основной и старшей школе, для преподавания основных учебных дисциплин на базовом и профильном уровнях;

• разработку вариативных модулей и программ дополнительного образования, позволяющих подготовить выпускников университета к решению новых задач развития школьного образования; систематизацию созданных научно-методических продуктов для «Нашей новой школы» и разработку стратегии их системной дис-семинации в образовательной среде Санкт-Петербурга, Северо-Запада и других

регионов России, а также расширение деятельности кафедр университета по разработке научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми;

• разработку и реализацию принципиально новых программ повышения квалификации педагогических работников, которые могут быть предложены педагогам школ Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации; совершенствование социального партнерства университета и образовательных учреждений города, заложенное в ресурсах руководства опытно-экспериментальной и инновационной деятельностью школ города, имеющих статус городских и районных опытно-экспериментальных площадок, ресурсных центров и школ-лабораторий;

• расширение пространства научно-профессиональной коммуникации в рамках сетевого университета.

Ученый совет постановляет:

1. Признать в целом удовлетворительной работу университета по созданию системы научно-методического сопровождения реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в практике работы образовательных учреждений Санкт-Петербурга.

2. Разработать план по реализации системы научно-методического сопровождения Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках Программы развития университета на 2011—2015 гг.

Ответственные: председатель совета Программы развития, проректоры по направлениям деятельности.

Срок: май—июнь 2011 г.

3. Разработать программы курсов по выбору для студентов бакалавриата и вариативные модули для студентов магистратуры по проблемам реализации новых образовательных стандартов в школьном образовании.

Ответственные: проректоры по учебной работе.

Срок: май—июнь 2011 г.

4. Создать обновляемый банк программ повышения квалификации учителей в контексте проблематики Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с последующим его представлением на августовских педагогических советах.

Ответственные: директор института постдипломного образования, директор НИИ общего образования, начальник УМУ.

Срок: конец июня 2011 г.

5. Разработать программу взаимодействия по реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в рамках сетевого объединения «Педагогические кадры России», Университетского образовательного округа, партнерских отношений со школами Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Ответственные: первый проректор, проректоры по направлениям.

Срок: май—июнь 2011 г.

6. В сотрудничестве с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга в рамках реализации стратегии «Петербургская школа 2015» создать сеть школ-лабораторий и опытно-экспериментальных площадок Герценовского университета по проблемам реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Ответственные: проректор по воспитательной работе, проректоры по учебной работе, директор НИИ общего образования, руководители структурных подразделений.

Срок: в течение 2011/12 учебного года

7. Разработать систему информирования профессионального сообщества и общественности о реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Герценовском университете.

Ответственный: проректор по информатизации.

Срок: май—сентябрь 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.