Научная статья на тему 'Научно-образовательная деятельность кафедры педагогики: от традиций к инновациям'

Научно-образовательная деятельность кафедры педагогики: от традиций к инновациям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ И НАУКЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаев И.Ф., Иванова В.К., Тонков Е.В.

Статья посвящена 70-летию кафедры педагогики БелГУ. В ней представлены результаты историко-педагогического анализа основных этапов развития кафедры педагогики как научно-образовательного подразделения Белгородского государственного университета. Раскрыто содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы преподавателей кафедры со студентами в учебное и внеучебное время. Обосновано последовательное наращивание интеллектуального, профессионального потенциала кафедры, позволившего в новых социально-экономических условиях достойно включиться в инновационную исследовательскую и образовательную деятельность. Представлен опыт общественно-педагогической и просветительской деятельности кафедры педагогики на Белгородчине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-образовательная деятельность кафедры педагогики: от традиций к инновациям»

К 70-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ БЕЛГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 37.0; 371

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ: ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ

И. Ф. Исаев, В. К. Иванова, Е. В. Тонков

Белгородский

государственный

университет

e-mail:

Isaev@bsu.edu.ru

Статья посвящена 70-летию кафедры педагогики БелГУ. В ней представлены результаты историко-педагогического анализа основных этапов развития кафедры педагогики как научно-образовательного подразделения Белгородского государственного университета. Раскрыто содержание, формы и технологии учебно-воспитательной работы преподавателей кафедры со студентами в учебное и внеучебное время. Обосновано последовательное наращивание интеллектуального, профессионального потенциала кафедры, позволившего в новых социально-экономических условиях достойно включиться в инновационную исследовательскую и образовательную деятельность. Представлен опыт общественно-педагогической и просветительской деятельности кафедры педагогики на Белгородчине.

Ключевые слова: этапы развития кафедры, образовательный процесс, профессионально-образовательные стандарты, инновации в образовании и науке, научно-исследовательская деятельность, творческий потенциал, профессорско-преподавательский состав, эффективность образовательной и научной деятельности.

I. Годы становления кафедры педагогики и формирования её кадрового состава

Кафедра педагогики как самостоятельное учебно-научное подразделение Белгородского государственного учительского института была создана в январе 1940 года. Первоначально обязанности заведующего кафедрой педагогики исполнял по совместительству директор института Г.П. Дмитриев. В послевоенные годы, уже в Ста-рооскольском учительском институте, кафедрой педагогики и психологии заведовал кандидат педагогических наук, доцент М.В. Заварыкин.

В 1954 году в истории учебного заведения произошло важное событие: Старо-оскольский учительский институт был преобразован в педагогический институт.

В составе педагогического института тогда было только два факультета: русского языка и литературы и физико-математический. Кафедра педагогики обеспечивала преподавание педагогических дисциплин и психологии, поэтому именовалась кафед-

рой педагогики и психологии. В тот период в ее составе было четыре преподавателя: заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент М.В. Заварыкин, С.В. Марков, П.К. Коркешкин и только что прибывшая после окончания аспирантуры и защиты кандидатской диссертации по психологии М.В. Селезнева.

В 1957 году в жизни института произошло еще одно важное событие, сыгравшее судьбоносную роль: институт перебазировался в областной центр, г. Белгород. Отныне он стал именоваться Белгородским государственным педагогическим институтом. Открылись новые перспективы развития, произошло обновление кадрового состава преподавателей.

На должность заведующего кафедрой была назначена кандидат педагогических наук, доцент А.Ф. Кочкина, проработавшая два года. Помимо нее в составе кафедры продолжали работать М.В. Селезнева, И.И. Августевич (защитивший в 1958 году кандидатскую диссертацию), асcистенты Т.П. Власова и Е.Н. Боровикова.

С 1959 по 1964 гг. кафедрой педагогики заведовал кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Ляхов. В эти годы кафедра пополнилась новыми преподавателями, на долгие годы определившими ее лицо. Членами кафедры стали кандидат педагогических наук, доцент Н.Е. Анкудинова, кандидат педагогически наук, доцент Н.М. Кайрод, кандидат педагогических наук, доцент И.Я. Колдунов, старший преподаватель В.К. Иванова.

С 1964 года кафедрой педагогики и психологии стал заведовать доцент И.И. Августевич, остававшийся в этой должности до 1974 г. В течение этого периода в составе кафедры продолжались изменения, росла численность ее преподавателей. На кафедру пришли преподаватели, которые наряду с продолжавшими работать составили ее костяк: И.П. Прокопьев, А.И. Горбунова, Е.В. Тонков, Л.Ф. Евсеева, А.Н. Богатырева, Р.Н. Питателева, Т.А. Оксак, С.И. Зубов, М.И. Волошкина, Е.В. Травкина, В.А. Пятин.

Состав преподавателей кафедры педагогики и психологии обеспечивал на всех факультетах дневного и заочного отделений института преподавание педагогики, истории педагогики, общей и возрастной психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены, руководство педагогической практикой студентов.

В 1964-65 учебном году по инициативе кафедры, решением Совета института на всех факультетах был введен новый учебный предмет, отсутствовавший в то время в учебном плане - семинар-практикум по методике воспитательной работы (МВР). Он предварял первую учебно-методическую практику студентов и предназначался для подготовки их к проведению воспитательной работы с учащимися.

Важным нововведением кафедры в эти годы стала подготовка студентов к работе с детьми в летних оздоровительных лагерях. Учебный план не предусматривал такой подготовки, но студенты нуждались в ней. По инициативе кафедры педагогики Советом института на всех факультетах, где предусматривалась летняя практика, был введен небольшой курс, в ходе которого студенты знакомились с вопросами организации, содержанием и методами работы с детьми в условиях летнего лагеря.

В описываемый период своей деятельности кафедра педагогики и психологии интенсивно разрабатывала и вводила в учебный процесс значительное число спецкурсов и спецсеминаров. Вот некоторых из них: «Основы руководства пионерским движением» (В.К. Иванова), «Проблемы семейного воспитания» (И.И. Августевич), «Воспитание и проблема отрицательного фактора» (И.П. Прокопьев), «Основы эстетического воспитания» (Р.Н. Питателева), «Формирование личности школьника» (А.Н. Богатырева), «Сравнительная педагогика» (В.А. Пятин и.) и др.

Значительное место в работе кафедры педагогики и психологии занимала научно-исследовательская и методическая работа. Большинство преподавателей работали над какой-то определенной, однажды ими избранной темой. Выбор этот определялся, как правило, проблемой, над которой преподаватель работал, выполняя диссертационное исследование. Некоторые, однако, время от времени меняли свои ориентиры в науке либо в поисках перспективных проблем, либо откликаясь на потребности, продиктованные жизнью.

Отсутствие в работе кафедры в эти годы единой проблематики не позволяло организовать коллективное исследование. Поэтому преобладающей формой публикаций были отдельные статьи. Ситуация в этом плане стала изменяться в 1972 году, с созданием при кафедре лаборатории по проблеме нравственного воспитания учащихся (рук. Е.В. Тонков), которая объединяла и координировала научную работу большинства членов кафедры.

В 60-70-е годы кафедра педагогики и психологии активно сотрудничала с органами народного образования, школами, управлением профтехобразования, техникумами и другими просветительными и воспитательными учреждениями и организациями. Преподаватели кафедры много и весьма успешно выступали перед учителями, руководителями школ и методических кабинетов в системе курсовой подготовки, осуществлявшейся областным ИУУ, перед преподавателями техникумов, вели постоянно действующие семинары с мастерами профессионально-технических училищ, педагогическим составом детских воспитательно-трудовых колоний, выступали с лекциями перед родителями, населением города и области, организуемыми обществом «Знание» и Педагогическим обществом. В этой работе принимали участие все без исключения преподаватели кафедры.

В 1972 году по примеру других вузов в нашем институте по инициативе кафедры педагогики и психологии была организована «Школа юного педагога». Целью ее была ориентация учащихся старших классов сельских школ области на педагогическую профессию и подготовка их к поступлению в институт.

Разнообразной и содержательной была внеаудиторная работа преподавателей кафедры со студентами. В 1966 году при кафедрах института были созданы студенческие лекторские группы с целью подготовки их к будущей деятельности по пропаганде научных и педагогических знаний среди населения. Такая лекторская группа была создана и при кафедре педагогики и психологии. Под руководством преподавателей кафедры студенты готовили тексты лекций на моральные и педагогические темы, с которыми они выступали перед учащимися школ и родителями.

Е.В. Травкина с группой студентов совершили поездку в село Павлыш Кировоградской области, где состоялась их встреча с учителями школы и ее замечательным директором В.А. Сухомлинским. После возвращения Е.В. Травкина и студенты ее группы выступали перед учителями и учащимися с рассказами о своих впечатлениях от встречи с коллективом Павлышской школы и ее директором - выдающимся педагогом XX века.

II. Совершенствование форм и методов подготовки будущего учителя в деятельности кафедры педагогики

В 1974-1977 гг. руководство кафедрой осуществлял доцент Е.В. Тонков, который с ноября 1975 по 1977 гг. совмещал данную должность с должностью проректора по учебной работе. С января 1978 г. он стал проректором по научной работе. В эти годы коллектив пополнился новыми специалистами. На кафедру пришел психолог, доцент И.В. Вейнгольд-Рыбкина. Особое внимание в рассматриваемые годы было обращено на общую систематизацию и интеграцию научно-исследовательской деятельности преподавателей в целях повышения ее эффективности. По инициативе заведующего кафедрой была создана научно-исследовательская лаборатория и намечена коллективная проблема поиска: «Управление процессом нравственного формирования личности школьников».

Активное участие принимали преподаватели кафедры и во внутривузовской деятельности по развитию научно-исследовательской работы, в частности, в работе проблемного Совета «Управление процессом воспитания и активизации познавательной деятельности учащихся» (председатель - зав. кафедрой, доцент Е.В. Тонков), созданного решением Совета института в 1975 году наряду с четырьмя другими проблемными Советами.

Одновременно развивалось межвузовское научное сотрудничество кафедры. Отметим, в частности, проведенный в 1975 году совместно с отделом нравственного и эстетического воспитания МГУ им. М.В. Ломоносова научный симпозиум «Проблема управления процессом воспитания» с публикацией его материалов. В 1977 году в рамках развивающегося сотрудничества БГПИ с учеными института педагогики Высшей педагогической школы им. Селезских Повстанцев г. Ополе (Польша) кафедра провела научно-теоретическую конференцию «Проблема управления процессом нравственного формирования личности».

По поручению Министерства просвещения РСФСР в 1977 году на базе Яснозо-ринской школы-комплекса кафедра начала исследование проблемы «Учебно-воспитательный комплекс сельской школы как социально-педагогическое явление».

В 1978-1988 гг. руководство кафедрой осуществляла доцент В. К. Иванова. Преподавательский состав кафедры в эти годы находился в состоянии перманентного развития. Главное событие этих лет - изменение статуса кафедры. С появлением в институте новых факультетов расширился объем научной, учебной, внеучебной и общественной деятельности. Кафедрой был поднят вопрос о выделении из ее состава самостоятельной кафедры психологии. Путевка в жизнь была дана новой кафедре института в 1980 году. Руководить ею стала доцент Н.Е. Анкудинова, а с ней перешли на новую кафедру преподаватели А.Н. Богатырева, А.И. Горбунова, М.В. Селезнева, Г.Г. Мазурина, М.А. Резниченко, Е.В. Хохрякова.

На кафедру педагогики и методики начального обучения перешел И.П. Про-копьев. Позже на эту же кафедру перешли еще два преподавателя (М.И. Волошкина и А.П. Ткачев).

На кафедру пришли выпускники института Н.Г. Тарасенко, Т.М. Давыденко, В.С. Шилова, Л.Д. Рагозина, а позже и другие преподаватели: кандидаты педагогических наук П.Е. Решетников, Н.А. Некрасова, И.Ф. Исаев. Кратковременно работали на кафедре преподаватели З.И. Ивлева, Е.Е. Лемзякова, В.Н. Егорцева, О.Д. Ломако, Ж.А. Омельченко, Н.Р. Шалагинова.

В учебно-воспитательном процессе кафедра развивала, совершенствовала и обогащала содержание и технологию традиционных учебных курсов: «Введение в учительскую специальность», «Педагогика школы», «История педагогики» и ставшего традиционным спецсеминара-практикума «Методика воспитательной работы». Стали широко использоваться большинством преподавателей учебные конференции, диспуты, различные письменные работы (рецензии на дискуссионные педагогические статьи и кинофильмы, тестовые и др. контрольные работы), деловые игры и другое.

В 1981-82 учебном году в институте была введена непрерывная педагогическая практика (НПП) на 2-3 курсах. В рассматриваемый период продолжала существовать подготовка студентов к педагогической практике в пионерских лагерях. Активное участие в работе инструктивного лагеря в начале рассматриваемого времени принимали преподаватели И.И. Августевич, Е.Н. Боровикова, М.И. Волошкина. А.И. Горбунова. Затем на смену им пришли молодые преподаватели: В.Н. Барсуков, Н.Г. Тарасенко, Т.М. Давыденко. Л.Д. Рагозина, В.С. Шилова. Обязанности начальника лагеря исполняли И.И. Августевич, А.П. Ткачев, В.Н. Барсуков, И.Ф. Исаев.

Родившаяся в эти годы идея педотрядов была реализована совместно с комитетом ВЛКСМ института в организации педагогических практик 1-3 курсов. Итогом годичной деятельности педотрядов стали слеты педотрядов, проводимые кафедрой совместно с комитетом ВЛКСМ и областным Дворцом пионеров.

В 1980 году АПН СССР, учитывая новизну и актуальность разработанной нашим институтом темы «Сельская школа продленного дня - учебно-воспитательный комплекс», включила ее в число важнейших тем, координируемых Академией педнаук. Для исследования различных аспектов этой проблемы (была организована проблемная группа (рук. Е.В. Тонков, И.И. Августевич), в которую наряду с преподавателями кафедры вошли преподаватели других кафедр. В этом же году было издано учебное пособие И.И. Августевича «Сельская школа-комплекс - новый тип учебно-

воспитательного учреждения» (Курск, 4 п. л.). А в 1982 году в экспозиции на ВДНХ СССР опыта сельских школ учебно-воспитательных комплексов Белгородской области была представлена работа И.И. Августевича и Р.Н. Питателевой. Работа И.И. Авгу-стевича отмечена бронзовой медалью ВДНХ.

Одновременно кафедра продолжала работу по проблеме «Управление процессом нравственного воспитания личности», начатую в предыдущие годы. В 1979 году проведена научно-практическая конференция с участием ученых из г. Ополе (Польша), в 1986 году - конференция на тему «Коммунистическое воспитание студентов (вопросы теории и практики)» с участием десяти преподавателей Опольской высшей педагогической школы. В рассматриваемое десятилетие по инициативе Е.В. Тонкова было организовано сотрудничество института и кафедры с Высшей педагогической школой г. Гюстрова (ГДР). Кафедра неоднократно принимала на стажировку ученых из г. Гюстрова.

В эти же годы опубликовано пособие Е. В. Тонкова «Управление процессом нравственного воспитания старших школьников» (Челябинск, 1983, 6 п.л.), переведенное на польский язык. Переиздана монография В.К. Ивановой «Нравственное формирование подростка в пионерской организации» (Таллин, 1980, 8 п.л.).

Основными формами научно-исследовательской работы студентов в рассматриваемый отрезок истории кафедры были научные кружки и исследовательские группы, которыми руководили практически все дипломированные специалисты кафедры: И.И. Августевич, Л.Ф. Евсеева (ответственная за НИРС), Р.Н. Питателева, П.Е. Решетников, Н.Г. Тарасенко, И.Ф. Исаев.

В эти годы на кафедре расширилось сотрудничество с сельскими школами, которые служили базой исследования педагогических проблем развития учебно-воспитательных комплексов (УВК). Так, И.И. Августевичем в сотрудничестве с Ябло-новской средней школой изучалась проблема территориально-методического объединения школ (ТОМОШ). Р.Н. Питателевой на базе Майской средней школы изучалась проблема оптимальных возможностей эстетического воспитания учащихся в УВК. П.Е. Решетниковым в сотрудничестве с Яснозоренской школой изучалась проблема развития творческих способностей учащихся в технической деятельности (на базе школьной студии керамики). В.К. Иванова в сотрудничестве со средней школой № 1 г. Белгорода изучала проблему развития самодеятельных основ жизни школьного коллектива.

С 1984 года кафедра стала проводить педагогические олимпиады студентов. С тех пор они ежегодно проводятся в университете. В этот же год были возрождены проводившиеся еще в 60-е годы педагогические чтения, например, Макаренковские чтения, в которых участвовал бывший директор музея А.С. Макаренко в Куряже, демонстрировался документальный фильм о «внуке» А.С. Макаренко и его последователе А.С. Калаба-лине (руководители И.И. Августевич, Л.Ф. Евсеева).

III. Инновационная направленность научно-образовательной деятельности кафедры педагогики

В 1988 году заведующим кафедрой педагогики был избран доцент И.Ф. Исаев. На кафедре были сохранены и развиты лучшие традиции в организации учебного процесса, педагогической практики, внеаудиторной работы со студентами, но необходимо было кардинально изменить содержание и характер научно-исследовательской работы преподавателей. В связи со значительным увеличением объема часов по психолого-педагогическим дисциплинам возникла необходимость в приглашении для работы на кафедре новых преподавателей. Ставка была сделана на молодых талантливых учителей, работающих в школах г. Белгорода и области, на создание условий для поступления в аспирантуру молодых преподавателей, уже работающих на кафедре. В это время на кафедру были приглашены Т.Ю. Гущина, Л.А. Жихов, А.И. Рудикова. Вернулись из аспирантуры Т.М. Давыденко, Т.Н. Лобаче-ва, успешно защитившие кандидатские диссертации. Поступили в аспирантуру

В.С. Шилова (1989), Л.Д. Рагозина (1990), в срок защитили кандидатские диссертации. В 1989 г. на кафедру педагогики была приглашена М.И. Ситникова, заслуженный учитель РФ, работавшая учителем в сельской школе.

С открытием в 1994 году аспирантуры при кафедре педагогики существенно активизировалась и систематизировалась работа по подготовке научно-педагогических кадров не только для своего вуза, но и для других образовательных учреждений и организаций. Научное руководство работой аспирантов было поручено профессорам И.Ф. Исаеву, Е.В. Тонкову, доценту И.И. Августевичу.

Поистине историческим событием в жизни кафедры и всего университета было решение ВАК Российской Федерации о создании в 1994 году в Белгородском государственном педагогическом университете диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика. Председателем диссертационного совета был назначен И.П. Прокопьев, а заместителем председателя - И.Ф. Исаев, ученым секретарем - Н.Г. Тарасенко, членами совета стали Е.В. Тонков и И.И. Августевич. В конце 1995 года в диссертационном совете БГПУ состоялась первая зашита кандидатской диссертации. Под руководством профессора И.Ф. Исаева диссертацию защитила М.И. Ситникова. Кстати сказать, диссертационный совет по защите кандидатских диссертаций по педагогике к тому времени был единственным среди всех педвузов Центрально-Черноземного региона.

Необходимо подчеркнуть также и тот факт, что Министерство образования РФ своим специальным приказом открыло в БГПУ в 1995 году докторантуру по педагогике высшей школы и формированию профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза и учителя.

В рассматриваемый период произошли серьезные изменения в содержании профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. С 1994-95 учебного года педагогический блок учебных планов составили новые дисциплины: «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы, технологии», «Философия и история образования», «Основы управления педагогическими системами», спецкурсы и спецсеминары по выбору. Преподаватели кафедры провели огромную работу по подготовке учебных программ, рабочих материалов по названным курсам, разработали планы семинарских и лабораторных занятий, формы и содержание контрольных проверок, организации педагогической практики. В качестве важнейших методологических ориентиров разработки новых курсов были избраны: культурологический, личностно-деятельностный, индивидуально-творческий подходы.

Важнейшим направлением работы кафедры было и остается совершенствование организации учебно-воспитательного процесса. Здесь также произошли положительные изменения. Во-первых, это ориентация на развитие творческой индивидуальности студента. Преподаватели кафедры обратили самое серьезное внимание на разработку технологии индивидуально-творческой подготовки. В опыте работы проф. И.Ф. Исаева, доц. В.К. Ивановой, проф. Т.М. Давыденко, доц. М.И. Ситниковой, Л.Д. Рагозиной в течение ряда лет отшлифовывалась технология работы студентов над индивидуально-творческими заданиями. В соответствии с такой подготовкой студенты на 1-2 курсах выбирали какую-либо научно-педагогическую проблему и разрабатывали ее в течение ряда лет, оформляя различные этапы выполнения в виде реферата, индивидуально-творческой работы, курсовой и дипломной работы. Опыт такой организации неоднократно докладывался на научно-практических конференциях различного масштаба.

В целях повышения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателями кафедры было подготовлено методическое пособие «Самостоятельная работа студентов по педагогике», которое пользуется большим спросом у студентов. Это пособие получило положительную оценку в других педвузах страны. В кабинете педагогики были подготовлены в достаточном количестве учебно-методические, наглядные материалы для самостоятельной работы студентов. Весьма эффективно использовали преподаватели в учебном процессе новые технические средства обучения.

Особо необходимо сказать об использовании на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях видеотехники. Энтузиастами этой работы стали Т.Ю. Гущина, В.С. Шилова, А.И. Рудикова, Т.И. Лобачева, Т.М. Давыденко. Благодаря им и зав. кабинетом педагогики Н.Л. Кротовой, Л.В. Шинкаревой, С.В. Анохиной, Т.В. Мерз-ликиной, лаборантам М.В. Ратниковой, Е.Н. Моисеевой, М.В. Подойма, О.А. Колесниковой, работавшим в разные годы, видеотека кафедры насчитывает около 100 видеоуроков, записей внеклассных занятий, тренингов, лекций педагогов-ученых с мировым именем. В видеотеке кафедры представлены лучшие уроки победителей всесоюзных и всероссийских конкурсов «Учитель года», уроки и внеклассные занятия победителей областных и городских конкурсов «Учитель года». Использование видеоуроков значительно активизирует познавательную деятельность студентов, приобщает их к лучшим образцам педагогической деятельности.

Подтвердилась целесообразность и эффективность использования деловых и ролевых игр, производственных ситуаций, решение педагогических задач, игропрактику-мов и тренингов. Заслуга в этой работе принадлежит доц. Н.Г. Тарасенко, В.С. Шиловой, Л.Д. Рагозиной, М.И. Ситниковой. Ими разработан ряд методических материалов, которые успешно используются в течение ряда лет. С появлением мультимедийных средств были сделаны первые шаги в плане использования компьютерной техники в учебном процессе кафедры педагогики. Наиболее удачно выполняли эту работу профессор Т.М. Давыденко, доцент М.И. Ситникова.

Существенно активизировалась и обновилась работа студентов над курсовыми и дипломными проектами. При значительном увеличении числа курсовых и дипломных работ качество их не пострадало. Наоборот, были повышены требования к их экспериментальной части, к использованию результатов работы в практике учебных заведений. Многие работы носят комплексный характер, т. е. синтезируют и обобщают знания студентов по педагогике, психологии, методике, специальным дисциплинам. В течение ряда лет успешно выполнялись дипломные работы под руководством И.Ф. Исаева, В.С. Шиловой, И.И. Августевича.

В 1989 году с грифом Академии педагогических наук СССР был опубликован сборник «Учебно-воспитательный комплекс сельской школы как социальное и педагогическое явление» (материалы экспериментальных исследований членов лаборатории по данной проблеме, редактор Е.В. Тонков). В 1990 году под его же руководством вышел из печати сборник «Управление учебно-воспитательным процессом в школах-комплексах» по итогам Всероссийской научно-практической конференции, проходившей на базе нашего вуза. Наиболее перспективной и результативной темой кафедры и педуниверситета в эти годы стала исследовательская программа «Формирование профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза и учителя». Эта тема была включена в исследовательский проект «Педагогические кадры», разрабатываемая Российской академией образования. Основная часть преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры педагогики является соисполнителями данной программы, которой на кафедре руководит профессор И.Ф. Исаев.

На кафедре педагогики под руководством дон. Н.Г. Тарасенко начала разрабатываться проблема «Педагогика М Монтессори». Впоследствии эта тема привлекла внимание Министерства образования, других педвузов и в БГПУ специальным приказом министра образования Е.В. Ткаченко был создан межвузовский научный центр «Педагогика М. Монтессори», директором которого была назначена Н.Г. Тарасенко.

Кафедра педагогики в рассматриваемый период несколько раз выступала организатором крупных научных конференций. В 1988 году была проведена межвузовская конференция «Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе», в 1990 году - Всесоюзная конференция «Пути повышения педагогического мастерства преподавателя высшей школы», в 1994 году - «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современность», в 1996 году проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование профессионально-педагогической культуры: история, теория, технология». Ее подготовка и проведение проходили под знаком 120-летия со дня основания БГПУ.

Кафедра педагогики поддерживает научные связи с некоторыми зарубежными вузами и научными центрами. Сохраняются научные связи с Высшей педагогической школой в г. Ополе (Польша), Грайфсвальдским университетом (Германия), Министерством образования Земли Северной Рейн-Вестфалия (Германия), с вузами Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана и других. Связи эти осуществляются в процессе совместного проведения научных конференций, симпозиумов, семинаров.

Профессора Е.В. Тонков, И.Ф. Исаев участвовали в работе Международной научной конференции в г. Ополе, профессор И. Ф. Исаев принимал участие в работе Международной конференции в Грайфсвальдском университете Германии.

За последние годы преподавателями кафедры опубликован ряд солидных монографий, учебников, учебных пособий. В их числе: монография И.Ф. Исаева «Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы» - М., 1993 г., учебное пособие «Профессионально-педагогическая культура преподавателя: воспитательный аспект» - Белгород, 1992; монография Т.М. Давыденко «Рефлексивное управление школой: теория и практика» - М., 1995 г.; два учебника по педагогике профессора Е.В. Тонкова - «Основы общей педагогики» - М.: Белгород, 1991, «Теория и практика воспитания» - М.: Белгород, 1992 г.; два учебных пособия доцента И.И. Августевича «Сельские учебно-воспитательные комплексы (организационно-педагогические основы)» - Белгород, 1989 г. (повторное издание в 1990 г.), «История педагогики и школы в России в 1917-1992 гг.» - М.; Белгород, 1994; а также «Педагогический лицей: опыт, проблемы, перспективы» (в соавторстве) - Белгород, 1994; два учебных пособия В.С. Шиловой: «Экологическое образование школьников» - Белгород, 1996; «Вопросы и задания к курсу «Природа и цивилизация» - Белгород, 1995. Коллективное учебное пособие под ред. проф. И.Ф. Исаева «Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности» - Белгород, 1992 и др.

Предметом постоянной заботы преподавателей кафедры педагогики является связь со школами, ПТУ, техникумами, вузами и органами образования г. Белгорода и области. В течение многих лет кафедра поддерживает тесные шефские связи с Никольской средней школой-комплексом, с многопрофильной гимназией №32 г. Белгорода, с Терновской средней школой Яковлевского района, с Белгородским колледжем и др. Преподаватели кафедры - частые гости в средних специальных заведениях и вузах области. Проф. И.Ф. Исаев и доц. И.И. Августевич принимали участие в разработке программы развития среднего специального образования в Белгородской области. И.Ф. Исаев руководил работой научного коллектива по разработке программы развития общего образования в Белгородской области и в г. Белгороде.

Формы сотрудничества кафедры со школой различные - это совместное проведение заседаний кафедры и педагогических советов, посещение и анализ занятий, разработка методических рекомендаций в помощь учителям и классным руководителям, выездные заседания кафедры в сельских школах, например, в Яблоновской средней школе Корочанского района, Никольской, Разуменской ср. школах Белгородского района и др.

С открытием аспирантуры при кафедре существенно обновились и расширились научные связи с работниками образования. Многие руководители школ, учителя прикрепляются к кафедре для сдачи экзаменов кандидатского минимума, для работы над диссертациями.

В последние годы на кафедре педагогики получила дальнейшее развитие внеаудиторная воспитательная работа со студентами. Эта работа в последние годы приобретает личностно-ориентированный характер. На каждом факультете работают научные кружки, проблемные исследовательские группы и объединения. Под руководством преподавателей студенты публикуют результаты своей научной работы в сборниках статей, участвуют в научно-практических конференциях. В числе таких студентов - А. Пономарев, Н. Шелудченко, И. Онежко, Н. Гибкина, Н. Карпенко, В. Дрокина (ЕГФ); Ю. Щербинина, И. Черенкова, Е. Новикова, И. Будагянц (истфак); У. Савченко, П. Зайцева (литфак); В. Шарпина (спортфак).

В 1994 году студент физмата В. Проскурня стал лауреатом Всероссийского конкурса студенческих научных работ по педагогике (рук. М. И. Ситникова).

Эффективной формой профессионально-ориентированной воспитательной работы является проведение факультетских и общеуниверситетской олимпиад по педагогике. Содержание заданий олимпиады систематически обновляется, численность участников олимпиады постоянно увеличивается. Студенты БГПУ неоднократно принимали участие во Всероссийском туре педагогической олимпиады, были лауреатами и победителями (Т. Ковалева, Е. Курдяева, Н. Огурцова и др.). Подготовкой и проведением педагогических олимпиад на кафедре занимались Л.Д. Рагозина, Т.Ю. Гущина, О.Е. Кучерова.

В 1996 году на базе Белгородского государственного педагогического университета, территориального финансово-экономического факультета и базового медицинского колледжа Указом Президента РФ был создан Белгородский государственный университет. (Указ «О создании Белгородского государственного университета» от 12 июля 1996 г.). С этого момента начинается новый этап в развитии вуза и его составной части - кафедры педагогики БелГУ.

Изменения в составе кафедры были связаны с поступлением преподавателей в докторантуру, аспирантуру или в связи с переходом на новые административные должности. С 1995-96 учебного года на кафедру был принят доктор педагогических наук, профессор, бывший студент Старооскольского государственного педагогического института А.И. Еремкин, работавший в Украине. Имея богатый научный, педагогический опыт, он быстро вошел в коллектив кафедры и стал одним из ее ведущих специалистов.

С созданием в БелГУ в 1998 году диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика и 13.00.08 - теория и методика профессионального образования активизировался процесс подготовки научно-педагогических кадров из числа преподавателей университета, учителей школ, работников органов образования. Председателем совета был утвержден доктор педагогических наук, профессор И.Ф. Исаев В состав совета вошли ведущие ученые кафедры педагогики: профессора Т.М. Давыденко,

A.И. Еремкин, Е.В. Тонков, других психолого-педагогических кафедр университета -профессора И.П. Прокопьев, Г.М. Потанин, И.Б. Игнатова и ученые некоторых вузов Курска, Орла, Ельца, Воронежа.

Доцент кафедры педагогики В.С. Шилова в 1997 году стала первым докторантом и в 2000 году успешно защитила докторскую диссертацию в совете БелГУ на тему: «Теоретические основы социально-экологического образования школьников». В 1997 году без отрыва от основной работы защитила кандидатскую диссертацию Т.Ю. Гущина В срок кандидатские диссертации защитили аспиранты очной формы обучения Н.Л. Шеховская, А.М. Болгова, Л.И. Глазунова и стали преподавателями кафедры. На условиях почасовой нагрузки на кафедре продолжали работать доценты

B.К. Иванова до 1999 года и И.И. Августевич до 2001 года.

В связи с переходом на новые профессионально-образовательные стандарты классического университета коллективом кафедры была проведена огромная работа по созданию учебных планов и программ дисциплин педагогического цикла нового поколения. По инициативе кафедры педагогики, при поддержке ректората и деканатов был принят интегративный подход к разработке учебных планов с сохранением в них полного объема психолого-педагогической и методической подготовки студентов - будущих учителей. Белгородский государственный университет по-прежнему остается главным учебным заведением в области, осуществляющим подготовку учительских кадров. Перед педагогами, психологами, методистами университета задача состоит в том, чтобы на новой теоретической, учебно-материальной базе поднять качество подготовки будущих учителей.

Кадровый потенциал кафедры позволяет вести учебную, научную, методическую работу на уровне, соответствующем современным требованиям к учителям, вос-

питателям, классным руководителям. Результаты докторских, кандидатских диссертаций положены в основу разрабатываемых новых курсов, спецкурсов, спецсеминаров, практикумов для студентов по выбору.

В последние десятилетия в жизни БелГУ как классического университета произошли серьезные изменения в организации образовательного процесса, направленные на повышение качества подготовки выпускников университета. Для кафедры педагогики это означало введение новых образовательных стандартов педагогического образования, разработку научно-методического обеспечения многоуровневой подготовки бакалавров и магистров образования, введение современных педагогических, информационно-коммуникационных технологий, использование новых средств оценки подготовки будущих учителей, разработку соответствующих контрольно-измерительных материалов по педагогике и др.

В настоящее время кафедра педагогики осуществляет подготовку студентов по 30 специальностям и направлениям педагогического образования, преподаватели кафедры работают ежегодно почти с тремя тысячами студентов практически на всех факультетах университета, обеспечивая изучение педагогических дисциплин: «Педагогика и психология» в рамках социально-гуманитарного блока дисциплин учебных планов, в рамках общепрофессионального блока дисциплин («Педагогика», включающая 12 самостоятельных курсов: «Введение в педагогическую деятельность»; «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения» и др.) для учительских специальностей и направлений; по дополнительной квалификации «Преподаватель» для студентов, обучающихся по классическим университетским специальностям и направлениям, а также по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» для аспирантов, молодых преподавателей вуза, магистрантов.

В связи с введением нового образовательного стандарта по направлениям «Бакалавр», «Магистр» педагогического образования, существенно изменилось содержание педагогических дисциплин, появились новые педагогические курсы в числе которых «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Педагогический практикум». В данном варианте разделы педагогических дисциплин более четко структурированы, усилена практическая направленность подготовки учителя. В этой связи преподавателями кафедры проведена большая работа по подготовке учебно-методических комплексов по педагогическим дисциплинам.

На кафедре значительно расширен список курсов по выбору, предлагаемых студентам разных факультетов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям: «Воспитательные дома и приюты в истории российского образования» - доц. А.М. Болгова; «Духовно-нравственное воспитание в народной педагогике», «История развития образования на Белгородчине» - доц. С.И. Тарасова; «Методология и методы педагогического исследования», «Профессионально-педагогическая культура» - проф. И.Ф. Исаев; «Неформальные молодежные объединения», «Технология игровой деятельности» - доц. О.Е. Кучерова; «Особенности образовательного процесса в сельской школе» - доц. В.Н. Кормакова; «Педагогика творческой самореализации личности» - проф. М.И. Ситникова; «Педагогическая защита ребенка в воспитательном пространстве региона» - доц. В.Л. Холод; «Педагогические основы работы с одаренными детьми» - проф. А.И. Еремкин; «Профильное обучение в школе», «Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся» -доц. Г.В. Макотрова; «Рефлексивное управление школой» - проф. Т.М. Давыденко; «Социально-экологическое образование школьников и студентов» - проф. В.С. Шилова; «Сравнительная педагогика» - проф. Н.Л. Шеховская; «Дидактическая система учителя» - проф. В.В. Ирхина; «Воспитательная деятельность классного руководителя» -этот курс ведется преподавателями кафедры на всех учительских специальностях.

О повышении научно-педагогического статуса кафедры педагогики свидетельствует тот факт, что Федеральное агентство по образованию МОиН РФ соответствую-

щими приказами разрешило проведение курсов повышения квалификации для научно-педагогических работников вузов России по программам «Развитие психолого-педагогической культуры преподавателя высшей школы»; «Современные образовательные технологии» на базе кафедры педагогики БелГУ. По аналогичным программам кафедра педагогики проводит курсы для преподавателей БелГУ.

Статус классического университета потребовал существенного обновления и переосмысления научно-исследовательской работы: с одной стороны, более активной разработки фундаментальных исследований, с другой - адресного, практического применения результатов научных и прикладных разработок, овладения новыми формами ее финансирования, в частности, участия в конкурсах научных грантов, создания временных научных коллективов, вхождения в крупные исследовательские программы Министерства образования РФ, Министерства науки и др. В 1997 году профессор И.Ф. Исаев выиграл первый в БелГУ конкурсный грант Министерства образования РФ, который финансировался до 2000 года. В 1996 году аспиранткой кафедры педагогики Н.Л. Шеховской был выигран конкурсный соросовский грант, а в 2001 году профессором И.Ф. Исаевым выиграно два гранта - Российского фонда фундаментальных исследований в области гуманитарных наук и конкурса исследовательских проектов по программе МО РФ «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования».

К настоящему времени на кафедре определилось несколько перспективных научных направлений, разрабатываемых по руководством докторов наук, профессоров, ведущих научных работников. В их числе: «Профессионально-педагогическая культура учителя, преподавателя» (профессор И.Ф. Исаев); «Управление образовательными системами» (профессор Т.М. Давыденко); «Индивидуализация учебно-воспитательной работы в школе» (профессор А.И. Еремкин); «Проблемы социально-экологического образования школьников» (профессор В.С. Шилова); «Исследовательская деятельность учителя» (профессор Е.В. Тонков); «Развитие дидактической системы учителя» (профессор И.В. Ирхина) и др. В разработке каждого из направлений участвуют преподаватели кафедры, докторанты, аспиранты, магистранты, соискатели, студенты старших курсов.

В условиях инновационного развития БелГУ как классического университета кардинально изменился характер научно-исследовательской работы. Это проявилось прежде всего в организации и планировании научно-исследовательской работы как отдельных преподавателей, так и кафедры педагогики в целом. Приоритетными стали не только фундаментальные, но и практико-ориентированные исследования, выполняемые по заказам Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федерального агентства по науке и инновациям в рамках федеральных целевых программ, конкурсов грантов РГНФ, хоздоговорных исследований, участия преподавателей кафедры во внутривузовском конкурсе грантов с соответствующим федеральным, региональным или университетским финансированием.

За последние 10 лет преподавателями кафедры педагогики было выиграно 26 грантов федерального уровня. Гранты РГНФ: «Развитие творческого потенциала старшеклассников в условиях профильного обучения», руководитель - проф. И.Ф. Исаев; «Интернет-технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов», руководитель - доц. Г.В. Макотрова; «Социально-экологическое образование учащейся молодежи (на материале школ Белгородской области)», руководитель - проф. В.С. Шилова; «Возрождение элементов классического образования на Белгородчине (с 90-х гг.)», руководитель - доц. А.М. Болгова и др.

Только в 2009 году на кафедре выполнялось 6 грантов с федеральным финансированием. В рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы выполнялись следующие исследовательские проекты: «Разработка и реализация культуротворческой модели развития научного потенциала личности» - руководитель Исаев И.Ф.; «Проведе-

ние поисковых научно-исследовательских работ по направлению «Гуманитарные науки» - руководитель И.Ф. Исаев; «Разработка и психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования профессионально-ценностной установки будущего специалиста в образовательном пространстве вуза» - руководитель Е.И. Ерошенкова; «Разработка и апробация модели центра модерации в вузе» - руководитель Н.В. Кирий.

Исследовательские проекты в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 годы»: «Разработка и внедрение личностно ориентированных воспитательных технологий взаимодействия куратора и студенческой группы», руководитель - профессор И.Ф. Исаев; «Использование сети Интернет в развитии научного потенциала старшеклассников», руководитель - доц. Г.В. Макотрова.

С созданием на факультете психологии научно-образовательного психолого-педагогического центра «Ресурс» активизировалась научная работа преподавателей кафедры в коллективных исследованиях с участием докторов наук, молодых ученых, докторантов, аспирантов, магистрантов, студентов. Участие в таких исследованиях аспирантов, магистрантов и студентов создает реальные перспективы для их научного роста и дальнейшей научно-педагогической работы в университете, в частности на кафедре педагогики.

Ежегодно члены кафедры публикуют 2-3 монографии, 5-7 учебных пособий, 2-3 сборника научных статей. Так, за последние годы объем печатной продукции составил: в 2000 г. - 75,5 п.л.; в 2003 г.- 143 п.л., в 2004 г. - 189,6 п.л., в 2005 г. - 260 п.л., 2006 г - 179 п.л., в 2007 г. - 150,5 п.л., в 2008 г. - 240,58 п.л., в 2009 г. - 159,84 п.л. Наибольший вклад вносят. Т.М. Давыденко, проф. А.И. Еремкин, проф. И.В. Ирхина, проф. И.Ф. Исаев, проф. Е.В. Тонков, проф. Н.Л. Шеховская, проф. В.С. Шилова, доц. Г.В. Макотрова, доц. В.Л. Холод.

Набирает силу и авторитет докторантура кафедры педагогики, в которой обучались в разные годы и защитили докторские диссертации В.С. Шилова, Л.Н. Макарова, Е.Е. Тонков, П.Е. Решетников, Е.Н. Камышанченко, В.И. Новосельцев, И.А. Шаршов, В.И. Коваленко, И.В. Ирхина, Н.Л. Шеховская, М.И. Ситникова и др.

Из числа выпускников аспирантуры и докторантуры после успешной защиты диссертаций преподавателями кафедры педагогики в разные годы стали В.Л. Холод, А.М. Болгова, О.Е. Кучерова, Г.В. Макотрова, В.Н. Кормакова, С.И. Тарасова, С.Ю. Боруха, Н.В. Кирий, И.В. Ирхина, В.Д. Сен, Е.Н. Кролевецкая, Е.И. Ерошенкова, которые до прихода на кафедру педагогики имели опыт работы в городских и сельских школах, районных, областных и городских органах управления образованием.

Кафедра педагогики стала своеобразным резервом управленческих, административных кадров для университета. В связи с производственной необходимостью в разные годы в управленческие структуры университета перешли: Т.М. Давыденко -первый проректор, проректор по научной работе; С.Ю. Боруха - помощник первого проректора, проректора по научной работе; Е.В. Тонков - советник ректора по кадровым вопросам, бывший проректор по научной работе, проработавший на этой должности более 25 лет; М.И. Ситникова - начальник управления качеством образования; Л.Д. Рагозина - начальник отдела методического обеспечения; С.И. Тарасова - начальник отдела диагностики и качества подготовки специалистов; Н.В. Кирий - начальник отдела докторантуры, аспирантуры и послевузовского образования; И.А. Шумакова - зам. начальника отдела докторантуры, аспирантуры и послевузовского образования. Все они в настоящее время являются внештатными членами кафедры, совмещая административную работу с научно-педагогической деятельностью на кафедре педагогики.

В связи с реструктуризацией научно-образовательных подразделений университета кафедра педагогики в декабре 2008 года была введена в состав факультета психологии, по-прежнему осуществляя учебно-воспитательную работу со студентами, обучающимися по педагогическим специальностям и направлениям разных факультетов, в том числе по специальности «Педагогика и психология» на факультете психологии.

Кафедра педагогики поддерживает научные связи с крупнейшими исследовательскими центрами - Российской академией образования, целым рядом ее институтов; Московским и Санкт-Петербургским государственными педагогическими университетами; Исследовательским центром повышения качества образования; Воронежским, Ставропольским, Тамбовским, Орловским, Елецким государственными университетами; Барнаульским, Волгоградским, Курским, Ростовским и др. госпеду-ниверситетами. Поддерживаются связи с зарубежными вузами и научными организациями - Грайфсвальдским и Мюнстерским университетами (Германия), Ополь-ским университетом (Польша), Харьковским и Сумским госпедуниверситетом (Украина) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность ученых кафедры проходит на многочисленных экспериментальных площадках в городских и сельских школах области, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования.

В школах г. Белгорода и районных школах: лицей № 32 - экспериментальная площадка по теме исследования: «Формирование интеллектуально-нравственной культуры учащихся в системе общего и дополнительного образования», руководитель -д.п.н., проф. И.Ф. Исаев; школа № 40 - «Формирование нравственных ценностей школьников на основе национальных традиций Русской школы», руководитель - к.п.н., доц. О.Е. Кучерова; школа №51 - «Управление развитием коммуникативной компетентности младших школьников», руководитель - к.п.н., ст. преподаватель И.А. Шумакова; Грайворонская гимназия № 1 - «Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся в учебной и внеучебной деятельности», руководитель - к.п.н., доц. Г.В. Макотрова; школа № 4 г. Алексеевки «Педагогические условия творческой самореализации учащихся в адаптивной школе», руководитель - д.п.н., проф. М.И. Ситникова.

В сельских школах Белгородской области: Головчинская средняя школа Грай-воронского района - «Воспитательное пространство сельской школы как фактор формирования подрастающего поколения», руководитель - к.п.н., доц. В.Л. Холод; Нагорьевская школа Ровеньского района - «Педагогические основы организации работы с одаренными учащимися», руководитель - д.п.н., проф. А.И. Еремкин; Дубов-ская средняя школа - «Мониторинг уровня воспитанности учащихся и качества образовательной среды как важнейший фактор сохранения, укрепления физического здоровья школьников в условиях модернизации образования», Алексеевская средняя школа Яковлевского района - «Самореализация учащихся в процессе формирования здоровьесберегающей среды школы», руководитель - д.п.н., проф. И.В. Ирхина.

В учреждениях дополнительного и дошкольного образования: Белгородский областной Дворец детского творчества - экспериментальная площадка по теме исследования «Модель системы качества образовательной деятельности государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей как механизм развития его конкурентоспособности», руководитель - к.п.н., доц. Л.Д. Рагозина; на базе школ № 7, № 9 г. Белгорода - «Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства кудо», руководитель - к.п.н., ст. преподаватель В.Д. Сен; межшкольный учебный комбинат г. Белгорода - «Развитие социальной активности школьников в процессе эффективной реализации профессионально-личностного самоопределения, проектирования жизненных стратегий», руководитель - к.п.н., доц. В.Н. Кормакова; муниципальные дошкольные образовательные учреждения №34,17,57,59,70 г. Белгорода - «Гендерное воспитание и развитие дошкольников», руководитель - к.п.н., доц. Л.Д. Рагозина

Динамику развития кафедры педагогики можно проследить по характеру и содержанию научно-практических конференций, семинаров, так как их подготовка и проведение инициируют разработку новых научных направлений, осмысление и анализ результатов, эффективность внедрения в практику.

В 2001 году была проведена научно-практическая конференция «Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы XXI века», посвященная 25-летию

образования школ-комплексов на Белгородчине, а также научно-практические конференции «Малокомплектная сельская школа: состояние и перспективы развития» и «Творческая самореализация учителя: культурологический подход».

В 2002 - 2005 гг. по инициативе кафедры педагогики были проведены: Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-экологическое образование молодого поколения», Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание свободной личности: история, теория, технология», Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы развития современной общеобразовательной школы: инновационный подход».

В октябре 2006 года проведен Международный образовательный форум «Взаимодействие образовательных учреждений и институтов социума в обеспечении эффективности, доступности, качества образования региона».

При активном участии учителей области, преподавателей, студентов в 2006 - 2008 гг., при поддержке департамента образования, науки и молодежной политики Белгородской области были проведены I, II, III региональные историко-педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее».

В апреле 2008 года кафедра педагогики провела Всероссийские историко-педагогические чтения «Педагогическое наследие А.С. Макаренко и современность», посвященные 120-летию со дня его рождения.

Начиная с 2004 года, в соответствие с планом научно-исследовательской деятельности кафедры были проведены всероссийские научные семинары по следующим проблемам: I - «Профессионально- педагогическая культура: концептуальные основания и технологический контекст», II - «Профессионально-педагогическая культура: проблемы, поиски, решения» (2006 г.), III - «Профессионально-педагогическая культура: проблемы воспитания учащейся и студенческой молодежи» (2009 г.).

Преподаватели кафедры педагогики уделяют большое внимание организации научно-исследовательской работы со студентами, существенно увеличивая их число из года в год. Студенты ГГФ, БХФ, факультета физической культуры, исторического, филологического, физико-математического факультета, факультета романо-германской филологии публикуют результаты своей научной работы в сборниках статей, участвуют в научно-практических конференциях. В числе таких студентов -Ю.В. Астанина, Е. Семенова, М. Кривченко, Т. Дырда, О.П. Козина, А.А. Грингорян, Е.А. Москалев, В.В. Пирятина, О.А. Шеховцова, Ю.В. Позднякова, Д. Тимофеева, С.Ярных, Л.Н. Шевцова.

В марте 2000 г. команда студентов БелГУ приняла участие во Всероссийской олимпиаде по педагогике в г. Волгограде и впервые в истории пединститута - пед-университета - госуниверситета заняла первое командное место среди всех принимавших участие педвузов и университетов. Команда выезжала под руководством доцента Т.Ю. Гущиной, а подготовку проводили все члены кафедры. В 2003 г. команда студентов БелГУ стала лауреатом Всероссийской педагогической олимпиады в Москве.

В 2003 году студент Л.Т. Бехтер завоевал золотую медаль на Всероссийском конкурсе студенческих научных работ (руководитель В.С. Шилова). В 2005 году студентка 5 курса РГФ Е. Черникова награждена дипломом Минобразования России по итогам конкурса на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам по разделу «Педагогика и методика преподавания», руководитель - доц. Г.В. Макотрова.

В 2007 году студентка 5 курса геолого-географического факультета Г. Линькова представила научную работу «Использование информационных средств в процессе обучения географии» на Всероссийский конкурс студенческих научных работ по гуманитарным дисциплинам (г. Санкт-Петербург), научный руководитель д.п.н., проф. В.С. Шилова.

В 2008 и 2009 годах победителями Всероссийских конкурсов на лучшую научную работу по гуманитарным наукам были студенты Ю.Н. Сбитнева, Г. Линькова, Л.И. Сечина, Р.Ю. Шварев, Е.В. Цурикова, А.Н. Малыженко. Руководители: И.Ф. Исаев, А.М. Болгова, Г.В. Макотрова, Н.Л. Шеховская, В.С. Шилова.

Доброй традицией стало ежегодное проведение на кафедре студенческих ис-торико-педагогических чтений, в которых принимают участие не только студенты, но учащиеся школ - экспериментальных площадок. Подготовкой чтений занимаются к.п.н, доц. А.М. Болгова, д.п.н., проф. А.И. Еремкин, д.п.н., проф. Н.Л. Шеховская. Тематика чтений самая разнообразная: «Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современная школа», «Сельские школы-комплексы Белгородчины: двадцать пять лет»; «Развивающее обучение: история, теория, методика»; «Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского»; «Развитие образования на Белгородчине: 50 лет Белгородской области».

В частности, при проведении историко-педагогических чтений «Школа и педагогика России в годы Великой Отечественной войны» доклады студентов и школьников были посвящены одной из самых значимых дат в жизни нашего народа - юбилею Победы в Великой Отечественной войне. В качестве почетных гостей на конференции присутствовали ветераны войны и педагогического труда: Е.П. Сакулин - организатор образования на Белгородчине, П.Н. Бацанов и С.Ф. Мацуков, в течение долгих лет возглавлявшие школы № 5 и № 7 г. Белгорода. Ветераны поделились воспоминаниями о своем боевом пути на фронтах Великой Отечественной войны, о трудностях восстановления системы образования в послевоенный период. Темы докладов касались как общих проблем работы школ в военный и послевоенный период, так и непосредственно истории школ г. Белгорода и Белгородского, Вейделевского, Прохоровского, Шебекинского, Старооскольского районов области. Среди докладчиков были не только студенты педагогических факультетов БелГУ, но и учащиеся школ.

Творческий научно-педагогический поиск членов кафедры педагогики, научных руководителей, докторантов, аспирантов и соискателей находит внимание и поддержку со стороны Министерства образования РФ, ректората БелГУ, научной общественности. Только за последние 10 лет кафедра неоднократно признавалась победителем в университетском конкурсе на звание «Лучшая кафедра БелГУ» среди кафедр гуманитарного профиля: в 2001-2002 уч. году - I место; 2003-2004 уч. году - I место; 2004-2005 уч. году - II место; 2008-2009 уч. году - I место. По итогам 2005 г. профессору И.Ф. Исаеву присвоено звание «Лучший ученый БелГУ».

В составе кафедры работают три заслуженных учителя РФ (М.И. Ситникова, Е.В. Тонков, Н.В. Кирий), Отличники народного просвещения - Холод В.Л., Корма-кова В.Н. Знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» награждены Давыденко Т.М., Исаев И.Ф., Ситникова М.И.

В 1999 году Исаеву И.Ф. было присвоено звание Лауреата премии Правительства РФ в области образования за создание учебно-методического комплекта, пособий и разработок по педагогическому образованию для высших учебных заведений. В 2008 году Указом Президента РФ заведующему кафедрой педагогики, профессору И.Ф. Исаеву присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

По итогам областного конкурса молодых ученых дипломы 1 степени присуждены Т.Ю. Гущиной, В.Н. Кормаковой. Профессора А.И. Еремкин, И.Ф. Исаев и Е.В. Тонков избраны действительными членами Академии педагогических и социальных наук. Исаев И.Ф. является также действительным членом Международной академия наук педагогического образования, членом редакционных советов журналов «Сибирский педагогический журнал», «Соискатель-педагог» и межрегионального журнала «Образование в регионе», членом учебно-методического совета по педагогике, социальной педагогике и психологии Министерства образования и науки РФ.

Кафедра педагогики в год своего семидесятилетия полна творческих сил, устремлена в будущее. Впереди новые рубежи кафедры педагогики как важного научно-образовательного подразделения Белгородского государственного университета.

Наиболее крупные научные и учебные издания за последние годы, опубликованные членами кафедры педагогики (без учета докторантов и аспирантов)

1. Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры / Отв. ред. проф. Исаев И.Ф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 240 с.

2. Рагозина Л.Д., Винайкина Н.П. Основы моделирования познавательной деятельности учащихся (на материале французского языка): учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 175 с.

3. Рагозина Л.Д. Практикум по истории французского языка: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 145 с.

4. Ситникова М.И., Ситников Д.В. Организационно-управленческие основы развития школы: учеб. пособие. - Белгород, 2000. - 127 с.

5. Проблемы мотивационной готовности сельских школьников к фермерскому труду: сб. статей / под ред. проф. И.Ф. Исаева, В.Н. Кормаковой. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 152 с.

6. Исаев И.Ф., Костина Н.И. Преподаватель высшей школы США: профессионально-педагогическая подготовка: моногр. - М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 144 с.

7. Учебно-воспитательные комплексы - новый тип школы XXI века: материалы науч.-практ. конф. / под ред. проф. И.Ф. Исаева, Е.В. Тонкова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 256 с.

8. Тонков Е.В., Тамбовцев Г.А., Сердюкова Н.С. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. - 112 с.

9. Исаев И.Ф. Педагогика: учеб. пособие (в соавторстве). - М.: Академия, 2002. - 567 с.

10. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность: учеб. пособие. - М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 192 с.

11. Лобачева Т.И. Воспитание внутренней свободы личности: история и современность: моногр. - М.: Прометей, 2002. - 144 с.

12. Рагозина Л.Д., Щуркова Н.Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся. - М., 2002. - 154 с.

13. Шеховская Н.Л. Педагогическая культура: восхождение к личности: учеб. пособие.- Белгород, 2003. - 132 с.

14. Еремкин А.И. Школа одаренности: Тайна рождения гениев. - М.: АИФ «Принт», 2003. - 195 с.

15. Еремкин А.И. Диагностика одаренности: в 2 ч. Из опыта работы экспериментальной площадки - гимназии № 27 г. Белгорода. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. - 210 с.

16. Холод В.Л. Единое воспитательное пространство сельского района как фактор формирования подрастающих поколений: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 126 с.

17. Кучерова О.Е., Еремкин А.И. Урок литературы: воспитание духовности: практич. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ. - 176 с.

18. Исаев И.Ф. Педагогика профессионального образования (в соавторстве). - М.: Академия, 2004. - 357 с.

19. Исаев И.Ф., Глазунова Л.И. Функционально-дидактическая музыка. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. - 130 с.

20. Ирхина И.В. Развитие дидактической системы учителя в контексте антропологической парадигмы: моногр. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. - 219 с.

21. Исаев И.Ф. Профессиональное кооперативное образование в России и Великобритании: сравнительный педагогический анализ / И.Ф. Исаев, О.А. Витохина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 195 с.

22. Ирхина И.В. Дидактическая система учителя: концепция и технология развития: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 216 с.

23. Еремкин А.И. Школа и христианство: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 232 с.

24. Еремкин А.И. Модель одаренности: моногр. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - 244 с.

25. Холод В.Л. Управление деятельностью учреждений защиты детства: моногр. - М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 232 с.

26. Тонков Е.В. Педагогика образования: учеб. пособие; 2-е изд., перераб. и доп. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 444 с.

27. Шеховская Н.Л. Духовность нравственного воспитания в русской философско-педагогической мысли (вторая половина XIX - первая половина XX вв.): моногр. - Белгород, 2006. - 352 с.

28. Классный руководитель: воспитание толерантности: учеб.-метод. пособие / О.Е. Кучерова, Е.В. Тонков, В.Л. Холод и др.; под ред. проф. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. - 160 с.

29. Еремкин А.И. Педагогика «поющих звезд»: моногр. - Елец: ЕГУ им. ИА. Бунина, 2005. - 286 с.

30. Исаев И.Ф. Региональный музей и школа: формы совместной деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Ф. Исаев, С.И. Тарасова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 188 с.

31. Исаев И.Ф., Кормакова В.Н. Жизненное самоопределение школьников: труд, мотивация, готовность: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 268 с.

32. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр / М.И. Ситникова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 320 с.

33. Еремкин А.И. Российская система образования: проблемы и решения: моногр. -Белгород: Изд - во БелГУ, 2007. - 188 с.

34. Ирхина И.В. Здоровьесберегающий потенциал уроков английского языка: учеб.-метод. пособие. - Белгород: Изд-во «ГиК», 2007. - 110 с.

35. Исаев И.Ф., Макотрова Г.В. Учебно-исследовательская культура как фактор творческого саморазвития старшеклассника в профильном обучении: моногр / И.Ф. Исаев, Г.В. Макотрова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 236 с.

36. Макотрова Г.В. Интернет-технологии в формировании учебно-исследовательской культуры учащихся профильных классов: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 246 с.

37. Макотрова Г.В. Школа исследовательской культуры: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 300 с.

38. Тонков Е.В. Управление образовательными системами: курс лекций / Е.В. Тонков. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 116 с.

39. Исаев И.Ф., Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Учебник для педколледжей и педучилищ. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 576 с.

40. Исаев И.Ф., Байбикова Г.В. Обучение студентов технике музыкально-педагогического общения: теория и технология: моногр. - Белгород: Политерра, 2008. - 158 с.

41. Болгова А.М. Воспитательные учреждения для детей-сирот в Российской империи: становление и развитие: учеб. пособие. - Белгород: БелГУ, 2008. - 158 с.

42. Еремкин А.И. Концепция человекоцентрической системы образования России: моногр. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008. - 270 с.

43. Ирхина И.В. Учитесь на здоровье: здоровьеориентированный образовательный процесс на уроке. - М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с. (Библиотечка «первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 22).

44. Кролевецкая Е.Н., Тарасова С.И., Рагозина Л.Д. Современные технологии воспитательной деятельности куратора: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 145 с.

45. Рагозина Л.Д., Гущина Т.Ю. Методы гендерного исследования личности дошкольника: науч.-метод. пособие. - Белгород, 2008.

46. Ситникова М.И. Культура профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 335 с.

47. Шилова В.С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика в контексте деятельностного подхода: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. - 228 с.

48. Шилова В.С. Педагогические основы социально-экологического образования школьников: учеб. пособие. - Белгород, 2008. - 248 с.

49. Шилова В.С. Природа и древние цивилизации: учеб. пособие. - Белгород, 2008. - 231 с.

50. Исаев И.Ф. Педагогика: учеб. пособие (в соавторстве). - 8-е изд. - М.: Академия, 2008. - 567 с.

51. Исаев И.Ф., Кролевецкая Е.Н. Куратор и студенческая группа: развитие субъект-субъектных отношений: моногр. - М.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 180 с.

52. Исаев И.Ф., Сен В.Д. Нравственно-волевое воспитание подростков средствами ку-до: моногр. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 160 с.

53. Становление и развитие профессионально-педагогической культуры в условиях непрерывного образования: моногр. / под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород; Ст. Оскол: СОФ БелГУ, 2008.

54. Исаев И.Ф., Ерошенкова Е.И., Кролевецкая Е.Н. Куратору студенческой группы: от теории к практике: учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 350 с.

55. Современные средства оценки качества педагогического образования: контрольно-измерительные материалы: учебно-методическое пособие / сост. И.Ф. Исаев, Л.Д. Рагозина и др. - Белгород: Политерра, 2009. - 251 с.

56. Современные концепции воспитания школьников: Социокультурные основания, содержание, технологии: учеб. пособие / сост. И.Ф. Исаев, В.Н. Кормакова, О.Е. Кучерова и др. / под ред. И.Ф. Исаева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 87 с.

57. Еремкин А.И. Школа одарённости: моногр. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2009. - 320 с.

58. Ирхина И.В., Ирхин В.Н. Урок и здоровье школьников: учеб. пособие. - Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. - 218 с.

59. Кирий Н.В., Верзунова Л.В., Пересыпкин А.П., Боруха С.Ю. Модерация: техники и методы обучения студентов и специалистов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 52 с.

60. Макотрова Г.В. Социальное партнерство общеобразовательных учреждений в развитии научного потенциала старшеклассников : сб. науч.-метод. материалов / под ред. Г.В. Ма-котровой, Л.Д. Рагозиной, С.И. Тарасовой. - Белгород: Изд-во ООО «Стилист», 2009. - 188 с.

61. Шилова В.С. Гражданское воспитание студентов: учеб. пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - Белгород, 2009. - 235 с.

62. Содержание деятельности учителя современной школы: учеб. метод. пособие / авт.-сост. В.Л. Холод, А.В. Холод, О.А. Герасименко; под ред. доц. В.Л. Холода. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 298 с.

SCIENTIFIC-EDUCATIONAL WORK OF THE CHAIR OF PEDAGOGY: FROM TRADITIONS TO INNOVATIONS

e-mail:

Isaev@bsu.edu.ru

Belgorod

State

University

I. F. Isaev V. K. Ivanova E. V. Tonkov

The article is devoted to the 70th anniversary of the chair of pedagogy of BSU. The article deals with the results of historical-pedagogical analysis of the main stages of the chair's development as of the scientific-educational subdivision of Belgorod State University. Matter, forms and technologies of the educational work of the teachers with the students during educational and noneducational time is shown in the article. Consecutive rasing of the intellectual, professional potential of the chair, that let it to join in the innovative research activity in the new social-economic conditions is substantiated. In the article the experience of the social-pedagogical and instructive activity of the chair of pedagogy in Belgorod region is described.

Key words: the stages of the chair's development, educational process, professional-educational standards, innovations in education and in science, scientific-research activity, creative potential, faculty, effectiveness of educational and scientific activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.