Научная статья на тему 'Вклад учителей и школьников Махачкалы в достижение победы над фашистской Германией (1941-1945 гг. )'

Вклад учителей и школьников Махачкалы в достижение победы над фашистской Германией (1941-1945 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАХАЧКАЛА / УЧИТЕЛЯ / ШКОЛЬНИКИ / ГОСПИТАЛИ / ТИМУРОВСКИЕ КОМАНДЫ / ФОНД ОБОРОНЫ / ДОБРОВОЛЬЦЫ / ПОМОЩЬ ФРОНТУ / MAKHACHKALA / TEACHERS / STUDENTS / HOSPITALS / YOUNG TEAM / THE DEFENSE FUND / VOLUNTEERS / HELP FOR THE FRONT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанбеков Рабадан Магомедович, Мугутдинова Наида Шамильевна, Бекишиев Абибулла Алибекович

На основе архивного материала, воспоминаний участников войны, педагогических работников, школьников г. Махачкалы освещаются основные проблемы развития школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Использование разнообразных по содержанию и происхождению источников позволяет почувствовать атмосферу духовно-нравственного состояния, патриотического подъема молодежи Махачкалы, готовых пожертвовать всем ради достижения Великой Победы. Выводы и результаты исследований могут стать основой для дальнейшего изучения проблем воспитания молодежи и школьников в годы войны и в других регионах нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF TEACHERS AND SCHOOLCHILDREN OF MAKHACHKALA TO THE VICTORY OVER NAZI GERMANY (1941-1945)

The article on the basis of archival material, memories of war veterans, teachers, schoolchildren of Makhachkala highlights the main problems of school education during the Great Patriotic War. The use of various content and provenance of sources allowed the author to delve into the atmosphere of the spiritual-moral state of Patriotic enthusiasm of the youth of Makhachkala, ready to sacrifice everything for the sake of achieving the great Victory. The conclusions and results of the research can become the basis for further research on the problem of spiritual, moral and Patriotic growth of schoolchildren during the war and in other regions of our country.

Текст научной работы на тему «Вклад учителей и школьников Махачкалы в достижение победы над фашистской Германией (1941-1945 гг. )»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 4

УДК 94 (470.67)

DOI 10.23683/0321-3056-2018-4-93-98

ВКЛАД УЧИТЕЛЕЙ И ШКОЛЬНИКОВ МАХАЧКАЛЫ В ДОСТИЖЕНИЕ ПОБЕДЫ НАД ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИЕЙ (1941-1945 ГГ.)

© 2018 г. Р.М. Султанбеков а, Н.Ш. Мугутдинова а, А.А. Бекишиев а

а Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия

CONTRIBUTION OF TEACHERS AND SCHOOLCHILDREN OF MAKHACHKALA TO THE VICTORY OVER NAZI GERMANY

(1941-1945)

R.M. Sultanbekov а, N.Sh. Mugutdinova а, A.A. Bekishiyev а

а Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia

Султанбеков Рабадан Магомедович -кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367003, Россия. E-mail: rabadan. sultanbekoff@yandex. ru

Мугутдинова Наида Шамильевна -кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367003, Россия. E-mail: rabadan. sultanbekoff@yandex. ru

Бекишиев Абибулла Алибекович -кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, Республика Дагестан, 367003, Россия. E-mail: rabadan. sultanbekoff@yandex. ru

Rabadan M. Sultanbekov -

Candidate of History, Associate Professor,

Department of History,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala,

Republic of Dagestan, 367003, Russia.

E-mail: [email protected]

Naida Sh. Mugutdinova -

Candidate of History, Associate Professor,

Department of History,

Dagestan State

Pedagogical University,

M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala,

Republic of Dagestan, 367003, Russia.

E-mail: [email protected]

Abibulla A. Bekishiyev -Candidate of History, Associate Professor, Department of General History, Dagestan State Pedagogical University, M. Yaragskogo St., 57, Makhachkala, Republic of Dagestan, 367003, Russia. E-mail: [email protected]

На основе архивного материала, воспоминаний участников войны, педагогических работников, школьников г. Махачкалы освещаются основные проблемы развития школьного образования в годы Великой Отечественной войны. Использование разнообразных по содержанию и происхождению источников позволяет почувствовать атмосферу духовно-нравственного состояния, патриотического подъема молодежи Махачкалы, готовых пожертвовать всем ради достижения Великой Победы. Выводы и результаты исследований могут стать основой для дальнейшего изучения проблем воспитания молодежи и школьников в годы войны и в других регионах нашей страны.

Ключевые слова: Махачкала, учителя, школьники, госпитали, тимуровские команды, фонд обороны, добровольцы, помощь фронту.

The article on the basis of archival material, memories of war veterans, teachers, schoolchildren of Makhachkala highlights the main problems of school education during the Great Patriotic War. The use of various content and provenance of sources allowed the author to delve into the atmosphere of the spiritual-moral state of Patriotic enthusiasm of the youth of Makhachkala, ready to sacrifice everything for the sake of achieving the great Victory. The conclusions and

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

results of the research can become the basis for further research on the problem of spiritual, moral and Patriotic growth of schoolchildren during the war and in other regions of our country.

Keywords: Makhachkala, teachers, students, hospitals, young team, the defense Fund, volunteers, help for the front.

Великая Отечественная война Советского Союза с фашистской Германией стала тяжелейшим испытанием для всех народов нашей страны. Дагестанцы, махачкалинцы наравне с другими вынесли ее тяжелое бремя. Вклад махач-калинцев в общую Победу велик. Наша задача сохранить и передать историческую память другим поколениям.

Война явилась тяжелым испытанием для высшей и средней школы, чрезвычайно усложнила условия работы учреждений народного образования и учительства. Вся многогранная, напряженная деятельность учителей и учащихся в годы войны - неповторимая страница в истории советской школы.

Вопросы деятельности школ республики в условиях военного времени, вклад учащихся школ Махачкалы в фонд обороны страны, организация ухода за ранеными бойцами, помощь семьям фронтовиков частично затрагивались в 60-90-е гг. [1]. К 50-летию Советской власти вышла коллективная монография «Школьное образование в Дагестане» [2]. Это единственная работа, где специальная глава посвящена школьному образованию г. Махачкалы в годы войны. В ней раскрыты основные проблемы школьного образования, освещен вклад учителей и школьников в достижение победы над фашистской Германией.

Более подробно эта проблема поставлена в фундаментальных монографиях А.А. Абилова и Г.Ш. Каймаразова [3, 4]. Она рассматривается в контексте общекультурного развития Дагестана в исторической перспективе.

Отдельные аспекты функционирования народного образования Дагестана в годы Великой Отечественной войны нашли отражение в материалах сборников научных статей [5, 6], в монографии Х.Г. Магидова [7].

В 1942 г. фронт боевых действий все ближе подходил к границам республики. Естественно, увеличилось число раненых бойцов, которых необходимо было обустроить. Областной комитет партии принял решение освободить здания нескольких школ города под госпитали для раненых солдат. Поэтому по приказу городского отдела народного образования были объединены школы № 1, 5, 7 и 14. Занятия стали прово-

диться в здании школы № 1, куда была передана вся учебно-материальная база. В связи с перегруженностью школы занятия проводились с 7 часов 30 минут до 23 часов [8]. Число учащихся пополнили дети эвакуированных. По статистическим данным, к 149 учащимся 8-10-х классов в 1942/43 уч. г. добавилось еще 349. По школе № 1 число обучающихся в старших классах увеличилось вдвое - с 51 до 102 [9, л. 121].

Несмотря на все трудности, на то, что многим детям не хватало одежды и школьных принадлежностей, по городу Махачкале удалось добиться 95 % посещаемости занятий, а в школе № 1 - 98 % [10, л. 116].

В годы Великой Отечественной в Махачкалу было эвакуировано восемь госпиталей, в которых прошли курс лечения тысячи воинов Красной Армии. Эвакогоспиталями были заняты пять школ города: школа № 5, в которой разместился госпиталь на 350 койко-мест, школа № 2 - на 300 койко-мест, школа № 14 - на 350 койко-мест, школа № 13 - на 300 койко-мест и школа № 7 - на 400 раненых. Из 134 901 раненого, прошедшего курс лечения в эвакогоспиталях ДАССР с июня 1941 по 1 июня 1945 г., 103 398 человек, или 75,9 %, возвратились в строй.

Когда в Махачкалу стали пребывать первые раненые, старшеклассники организовали бригады десяток для разгрузки санитарных поездов. Родители учеников стирали белье для раненых, размещенных в гостинице «Дагестан», здании школы № 14, в Механическом техникуме и других госпиталях. Многие старшеклассницы работали в госпиталях санитарками. «Раненым бойцам подшефной палаты госпиталя стирают носовые платки ученицы школы № 6 Шура Терехова, Полина Марченкова и другие», - сообщала газета «Дагестанская правда» 14 мая 1942 г. Среди них можно назвать и ученицу школы № 1 Зою Георгиянц. Она в 1941 г.14-летней девочкой стала помогать в госпиталях, за что и была награждена медалями «За оборону Кавказа» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [11, с. 27].

Налажено было и культурное обслуживание раненых бойцов. В средней школе № 1 работали кружки выразительного чтения, математи-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ческий, литературный и исторический. Учащимися школы была создана бригада культобслу-живания, куда вошли декламаторы, музыканты, танцоры. Школьные струнный и духовой оркестры выступали в госпиталях. Драматический кружок показал 6 постановок в госпиталях [12, с. 195].

В школах действовали и кружки оборонного характера: в школе № 3 были организованы стрелковый кружок и группа юных разведчиков. В школе № 1 работали 7 оборонно-физкультурных кружков, среди которых были кружки фехтования и рукопашного боя. В них занимались 346 учащихся [13].

Учащиеся школ города оказывали большую помощь семьям фронтовиков. Пионеры из школы № 13 А. Парахин, М. Бабатов и Л. Янушевич «взяли шефство над семьей фронтовика тов. Байдукова. Они во всем помогают жене красноармейца: ходят на рынок за продуктами, развлекают малышей». Учащиеся 4 класса махачкалинской школы № 6 организовали перевозку дров семье красноармейца, дети которого учились в этом классе [10, л.141].

Одна из первых тимуровских команд Махачкалы была организована учеником 4 класса школы № 10 Юно Щербатовым. Ее штаб находился на улице Маркова в доме № 73. Команда в числе первых в городе начала сбор металлолома и денежных средств. За 2-3 дня юные патриоты собрали 9 т лома и 1800 р. [10, л. 142].

В республике по призыву областного комитета партии развернулось движение среди комсомольцев, пионеров по сбору металлолома для нужд фронта. В течение первой декады августа по Махачкале было собрано и привезено около 187 т черного металла [14].

Несмотря на трудности военного времени, большинство школ успешно готовились к новому учебному году, и во всех занятия начинались 1 сентября [10, л. 143].

В школах города был организован сбор денег, золотых и серебряных изделий в фонд обороны. Сдавались также облигации займа обороны, а некоторые отчисляли в фонд месячную зарплату.

Во всех школах ДАССР было введено обучение сельхозработам и автоделу. Только в Махачкале занятия посещали 1376 школьников, чтобы заменить своих отцов, ушедших на фронт.

5 августа 1941 г. в сберкассу пришла ученица 4 класса школы № 7 Галя Семейко. Она передала на 815 рублей облигации госзайма и заявила:

2018. т. 4

«Эти облигации мне подарили папа и мама, а я их отдаю в фонд обороны страны».

При Доме пионеров и школьников ребята организовали сбор подарков для бойцов Красной Армии. Юные патриоты отослали на фронт

5 посылок, в которые упаковали кисеты, носовые платки, носки, конфеты. Для очередных посылок было собрано 500 рублей [15, с. 75]. Летом работали на колхозных полях, перед началом учебного года сдали около 2000 бутылок, проводили сбор средств на подарки бойцам и собрали свыше 2000 рублей [10, л. 102].

Для поддержания морального духа советских воинов учащиеся отправляли на фронт письма, в которых писали, что гордятся защитниками Родины. Ученики 7 «Б» класса школы № 2 просят ответить на письмо и в дальнейшем продолжить переписку с ними, а также «беспощадно громить и уничтожать фашистских оккупантов, временно занявших некоторые районы нашей страны» [10, л. 154].

Учащиеся 6 класса махачкалинской школы № 1 30 октября 1942 г. писали: «Здравствуйте дорогие бойцы Красной Армии. Поздравляем вас с праздником Великого Октября и желаем разбить гитлеровских оккупантов! Мы обещаем вам учиться на "хорошо" и "отлично", помогать фронту» [16].

«Будем собирать теплую одежду, чтобы вы, дорогие бойцы, были тепло одеты и чтобы умело громили фашистскую гадину. Будем помогать вашим семьям, чем только можем. Мы просим написать, как вы бьете фашистов.

Дорогие бойцы, поскорее освобождайте города, села, чтобы в них снова открывались школы и учились счастливые советские дети, чтобы поскорее росли на смену вам защитники Родины.

Возвращайтесь домой с полной победой и поскорее. До свидания. По поручению пионеров

6 «Б» класса СШ № 1 им. В. И. Ленина г. Махачкалы: Н. Носова, Т. Сенкевич» [17, с. 88].

В махачкалинской железнодорожной школе широко развернулась кампания по сбору средств на строительство танковой колонны «Юный пионер». Учащиеся решили поддержать инициативу пионеров Фроловой и Анатолия Корзуна и внесли в фонд обороны 803 р. [18].

12 апреля 1942 г. все работники школ города участвовали в очистке канала им. Октябрьской революции. Учащиеся, отказавшиеся от выполнения работ, строго наказывались, вплоть до исключения из школы.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

В годы Великой Отечественной войны в школах проводились беседы и лекции о героях-фронтовиках, классные и домашние сочинения на патриотические темы, выставки с показом достижений нашей армии, встречи с бойцами и командирами Красной Армии в воинских частях и госпиталях. Было установлено культурное шефство, организованы различные виды материальной помощи фронту.

В фонд обороны страны, на строительство бронепоезда им. Магомеда Гаджиева, эскадрильи им. Валентина Эмирова, авиазвена «Юный пионер Дагестана», вагона-прачечной, на восстановление разрушенных городов, в помощь семьям фронтовиков, на подарки раненым бойцам и детям фронтовиков школьниками Махачкалы было собрано 68 324 р., облигациями -69 103 р., золотом и серебром - 33 вещи. Была проведена подписка на Военный заём на сумму 9 921 р. Учащиеся школ № 1, 5, 7, сдали 1405 кг металлолома и 4800 бутылок [19, с. 48-49].

26 ноября 1941 г. Махачкалинский городской комитет обороны вынес решение о постройке бронепоезда «Комсомолец Дагестана» в вагонном депо Махачкалы. Широко развернулся сбор средств на строительство бронепоезда. Уже к весне 1942 г. было собрано около 500 000 р., из которых около 100 000 внесли пионеры и комсомольцы Махачкалы [10, л. 135].

Для улучшениия военно-физкультурной подготовки учителя вместе с десятиклассниками после занятий проходили специальное военное обучение в рядах народного ополчения.

Многие выпускники 1941 г. уходили на фронт добровольцами. Среди них и учащиеся 10-х классов школы № 1 Володя Сперанский, Гарун Ахундов, Анатолий Серий, Павел Гуля-ницкий. Они были среди первых 150 добровольцев, официально через обком комсомола направленных на фронт.

«Не беспокойся, родная. Все в порядке», - писал Гарун Ахундов своей матери-учительнице. А в другом письме брату Митхаду просил беречь маму и не забывать бабушку и дедушку [20, с. 3]. Встретиться Гаруну с родными не довелось. Он погиб смертью героя на поле битвы.

К 44-й годовщине присвоения школе № 1 имени В. И. Ленина писали: «У Сайда Магомедовича Омарова, долгое время работавшего директором первой школы, хранятся письма с фронта от Зины Ярковской - секретаря комсомольской организации школы, которая добровольно ушла на фронт. «... В ноябре месяце, - пишет Зина, - когда

коварный подлый враг подошел к городу, который нам пришлось защищать, мы оставались до последнего момента на своем посту, выполняя боевое задание... Здесь же, Сайд Магомедович, по боевой характеристике меня приняли кандидатом в члены партии. Теперь я коммунистка. В комсомол я вступила у вас, в школе, а здесь на фронте -в партию. Большое спасибо за подготовку, которую вы мне дали...» [20, с. 3].

Среди ушедших добровольно на фронт учениц махачкалинской школы № 13 была и Екатерина Левейко. В сентябре 1942 г. она в числе большой группы комсомольцев добровольцев вступила в ряды защитников Родины. Стала бойцом 176-го полка войск НКВД по охране особо важных объектов промышленности и транспорта [21].

В начале апреля 1942 года добровольно ушли на фронт ученицы махачкалинской школы № 1 Галя Осипова, Лида и Валя Поповы, Нина Про-талова, Инна Ястржембская [22, с. 131].

Вместе со своими боевыми подругами Людой Лукашевой и Умой Исмаиловой Валя Попова в одном из писем в Дагестан писала: «Мы не находим слов, для того, чтобы описать радость, когда приняли военную присягу, дали клятву быть честными, храбрыми, преданными Родине. Завтра идем в бой. Драться будем до последнего, если потребуется, не пожалеем жизни» [23, с. 27].

Ученица 6 класса Махачкалинской женской семилетней школы № 3 Елена Чушкова Указом Верховного Совета Дагестанской АССР за активное участие в сооружении оборонительных рубежей 4 ноября 1942 г. была награждена медалью «За трудовое отличие» [24, с. 295].

По неполным данным, 175 учащихся школы № 1 им. В.И. Ленина были награждены орденами и медалями за героизм, проявленный в Великой Отечественной войне, в том числе четверо (В. Эмиров, А. Ситковский, Л. Гальченко, Ш. Абрамов) удостоены звания Героя Советского Союза [25, с. 82].

Таким образом, учителя и учащиеся школ города Махачкалы, так же как и вся остальная молодежь республики, внесли достойный вклад в достижение Великой Победы над фашистской Германией.

Литература

1. Омаров С.М. Страницы из жизни школы № 1 им. В.И Ленина в годы Великой Отечественной войны. Махачкала : Дагучпедгиз, 1961. 234 с.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

2. Школьное образование в Дагестане / под ред. Г.Ш. Каймаразова. Махачкала : Дагучпедгиз, 1968. 266 с.

3. Абилов А.А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала : Дагкнигоиздат, 1959. 267 с.

4. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М. : Наука, 1971. 475 с.

5. Абдуллаев Ш.М. Патриотическое и трудовое воспитание школьников в 1941 - 1945 годах // Дагестанцы на фронте и в тылу : материалы конф. Махачкала : ИИАЭ ДНЦ РАН, 2000.

6. Исмаилов А.Р. Культура и просвещение народов Дагестана в военные годы // Дагестанцы на фронте и в тылу : материалы конф. Махачкала : ИИАЭ ДНЦ РАН, 2000.

7. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Махачкала : Юпитер, 1998. 272 с.

8. Книга приказов по средней школе № 1 имени В. И. Ленина. 1941-1943 гг. // Музей Махачкалинской гимназии № 1. Приказ № 225.

9. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. 34 р. Оп. 10. Ед.хр. 1.

10. ЦГА РД. Ф. 34 р. Оп. 18. Ед. хр. 65.

11. Мамаев И. Здравоохранение Дагестана в годы войны // Народы Дагестана. 2005. № 2-3.

12. Манышев С. Школьники Дагестана - организаторы помощи эвакогоспиталям // 63 -я итоговая науч. конф. молодых ученых Ростовского государственного медицинского университета с международным участием, посвященная 70-летию СНО (MHO). Аннотации докладов и материалов Дня науки молодых ученых РостГМУ (24 апреля 2009 г.). / ред. А. Сависько. Ростов н/Д., 2009.

13. Дагестанская правда. 1942. 14 мая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Дагестанская правда. 1941. 12 июля.

15. Юсуфов Р.Ю. Пионерия Дагестана. Махачкала : Дагучпедгиз, 1963. 160 с.

16. Дагестанская правда. 1941. 7 авг.

17. Верю в нашу Победу : сб. / сост. Р.И. Джам-булатова, Д.С. Эмиров. Махачкала : Даг. книж. изд-во, 1986. 224 с.

18. Дагестанская правда. 1942. 30 дек.

19. Бабаев А.-М.Б. Советская интеллигенция Дагестана в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). // Вопросы истории и этнографии Дагестана / отв. ред. Р. М. Магомедов. Махачкала, 1970. Вып. 1. С. 44-52.

20. Дагестанская правда // 1968. 22 апр.

21. Война глазами очевидцев : сб. / сост. Э. Тыщенко, В. Ричняк. Махачкала : Юпитер, 2005. 457 с.

22. Дагестанцы на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Воспоминания участников. Махачкала : Дагучпедгиз, 1960. 356 с.

23. Бутаев М. Фронтовые треугольники. Махачкала : Юпитер, 2000. 64 с.

24. Дагестан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) (документы и материалы) / отв. ред. Г.Ш. Каймаразов. Махачкала : ИПЦ ДГУ, 1995. 765 с.

25. Гаджиев А.С., Ихлясов А.И., Абрамов Г.А. Очерк истории махачкалинской средней школы № 1 имени В. И. Ленина. Махачкала : Дагучпедгиз, 1973. 132 с.

References

1. Omarov S.M. Stranitsy iz zhizni shkoly № 1 im. V.I. Lenina v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Pages from the Life of the V.I. Lenin School No. 1 in the Years of the Great Patriotic War]. Makhachkala: Daguchpedg-iz, 1961, 234 p.

2. Shkol'noe obrazovanie v Dagestane [School Education in Dagestan]. Ed. G.Sh. Kaimarazov. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1968, 266 p.

3. Abilov A.A. Ocherki sovetskoi kul'tury narodov Dagestana [Essays of the Soviet Culture of the Peoples of Dagestan]. Makhachkala: Dagknigoizdat, 1959, 267 p.

4. Kaimarazov G.Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana [Essays on the History of Culture of the Peoples of Dagestan]. Moscow: Nauka, 1971, 475 p.

5. Abdullaev Sh.M. [Patriotic and Labor Education of Schoolchildren in 1941-1945]. Dagestantsy na fronte i v tylu [Dagestani at the Front and in the Rear]. Conference Proceedings. Makhachkala: IIAE DNTs RAN, 2000.

6. Ismailov A.R. Kul'tura i prosveshchenie narodov Da-gestana v voennye gody [Culture and Education of the Peoples of Dagestan in the War Years]. Dagestantsy na fronte i v tylu [Dagestani at the Front and in the Rear]. Conference Proceedings. Makhachkala: IIAE DNTs RAN, 2000.

7. Magidov Kh.G. Ocherki kratkoi istorii razvitiya obrazovaniya v Dagestane [Essays on a Brief History of the Development of Education in Dagestan]. Makhachkala: Yupiter, 1998, 272 p.

8. [The Book of Orders for Secondary V.I. Lenin School No. 1. 1941-1943]. Museum of Makhachkala Lyceum No. 1. Order No. 225.

9. Tsentral'nyi gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Dagestan (TsGARD) [Central State Archive of the Republic of Dagestan (CSARD)]. Fund 34 r. In. 10. Storage unit 1.

10. TsGARD [CSARD]. Fund 34 r. In. 18. Storage unit 65.

11. Mamaev I. Zdravookhranenie Dagestana v gody voiny [Dagestan's Health Care During the War]. Narody Dagestana. 2005, No. 2-3.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 4

12. Manyshev S. [Schoolchildren of Dagestan - Organizers of Assistance to Evacuation Hospitals]. 63-ya ito-govaya nauchnaya konferentsiya molodykh uchenykh Ros-tovskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta s mezhdunarodnym uchastiem, posvyashchennaya 70-letiyu SNO (MHO) [63 Final Scientific Conference of Young Scientists of Rostov State Medical University with International Participation, Dedicated to the 70th Anniversary of SSS (MHO)]. Abstracts of the Reports and Materials of the Day of Science of Young Scientists of Rostov State Medical University. Ed. A. Savis'ko. Rostov-on-Don, 2009.

13. Dagestanskaya pravda. 1942, May 14.

14. Dagestanskaya pravda. 1941, July 12.

15. Yusufov R.Yu. Pioneriya Dagestana [Pioneers of Dagestan]. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1963, 160 p.

16. Dagestanskaya pravda. 1941. Aug. 7.

17. Veryu v nashu Pobedu [I Believe in Our Victory]. Col. Comp. by R.I. Dzhambulatov, D.S. Emirov. Makhachkala: Dag. knish. izd-vo, 1986, 224 p.

18. Dagestanskaya pravda. 1942, Dec. 30.

19. Babaev A.-M.B. [Soviet Intelligentsia of Dagestan During the Great Patriotic War (1941-1945)]. Vo-prosy istorii i etnografii Dagestana [Questions of History

and Ethnography of Dagestan]. Ed. R.M. Magomedov. Makhachkala, 1970, Iss. 1, pp. 44-52.

20. Dagestanskaya pravda. 1968, April 22.

21. Voina glazami ochevidtsev [War Through the Eyes of Witnesses]. Col. Comp. E. Tyshchenko, V. Richnyak. Makhachkala: Yupiter, 2005, 457 p.

22. Dagestantsy na frontakh Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Vospominaniya uchastnikov [Dage-stani on the Fronts of the Great Patriotic War of 19411945. Memories of the Participants]. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1960, 356 p.

23. Butaev M. Frontovye treugol'niki [Front Triangles]. Makhachkala: Yupiter, 2000, 64 p.

24. Dagestan v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945) (dokumenty i materialy) [Dagestan During the Great Patriotic War (1941-1945) (Documents and Materials)]. Ed. G.Sh. Kaimarazov. Makhachkala: IPTs DGU, 1995, 765 p.

25. Gadzhiev A.S., Ikhlyasov A.I., Abramov G.A. Ocherk istorii makhachkalinskoi srednei shkoly № 1 imeni V. I. Lenina [Essay on the History of Makhachkala V. I. Lenin Secondary School No. 1]. Makhachkala: Daguchpedgiz, 1973, 132 p.

Поступила в редакцию / Received 29 августа 2018 г. / August 29, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.