Научная статья на тему 'Будни музеев Дагестана в годы Великой Отечественной войны'

Будни музеев Дагестана в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
334
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GREAT PATRIOTIC WAR / DAGESTAN / MUSEUM / CULTURE / HISTORY / EXPOSITION / EXHIBITION / MUSEUM TREASURE / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДАГЕСТАН / МУЗЕЙ / КУЛЬТУРА / ИСТОРИЯ / ЭКСПОЗИЦИЯ / ВЫСТАВКА / МУЗЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иниева Зайнаб Джанаевна

Автор освещает важные аспекты повседневной музейной деятельности в годы Великой Отечественной войны в Дагестане и анализирует некоторые проблемы музейного дела Дагестана в этот период. В статье приведен новый, ранее не использованный архивный материал по исследуемой теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Weekdays museums of Dagestan during the great Patriotic war

The author covers the aspects of daily Museum activities in the years of the great Patriotic war in Dagestan and analyzes some problems of the museum activity during this period. The article presents new material on the subject.

Текст научной работы на тему «Будни музеев Дагестана в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94(470)

З.Д. Иниева

БУДНИ МУЗЕЕВ ДАГЕСТАНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Музеи, как и другие учреждения культуры, во время Великой Отечественной войны оказались в тяжелом положении. Только согласно официальным данным, в ходе Великой Отечественной войны в СССР серьезно пострадало свыше 160 музеев, и до сих пор не известно, скольких культурных ценностей лишилась страна1.

Тема музейного дела в годы Великой Отечественной войны, конечно, не осталась незамеченной советскими исследователями и современными учеными. Но многие исследования в основном касаются деятельности центральных музеев страны. Это опубликованные в советский период труды советских историков, журналистов и воспоминания участников событий, сотрудников ведущих музеев страны. А деятельность музеев на периферии осталась вне поля зрения исследователей.

В последнее время растет интерес к истории музейной деятельности в регионах. А история музеев в годы Великой Отечественной войны привлекает внимание новых исследователей. Что касается научных работ, посвященных музеям в Дагестане, то их число незначительно. В основном это исследования последних лет—диссертации, посвященные культуре Дагестана в целом, в которых отдельные главы освещают музейную деятельность в тот или иной период; имеются монографии и статьи, где говорится о музеях и культуре в целом2. А специальных научных исследований о состоянии музейного дела в годы войны в Дагестане и вовсе нет, поэтому возрастает значение данной статьи, опирающейся на документы, сосредоточенные в Центральном государственном архиве республики Дагестан. При написании статьи были также использованы не изучавшиеся и не публиковавшиеся ранее документы. Ценным источником информации этого периода являются также архивные фонды Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи.

Целью данной статьи является определение и анализ форм и основных направлений музейной деятельности в республике в годы Великой Отечественной войны. Также важно установить роль музеев в деятельности по мобилизации духовных и материальных ресурсов для борьбы с фашизмом.

Нужно отметить, что в годы Великой Отечественной войны музеи Дагестана не только продолжали свою деятельность, но и по мере возможности включились в массовую пропагандистскую работу.

1 Отечественное искусство в эвакуации. Как спасали музейные экспонаты во время Великой Отечественной войны // URL: http://historicaldis.ru/blog (дата обращения: 24.09.2016).

2 Далгат Э. М. Город в Дагестане во второй половине XIX—начале ХХ вв. // Вестник ДНЦ РАН. 2010. № 38. С. 45-52. Егорова В. П. К истории создания в Дагестане первого музея // Кавказ в геополитике великих держав. Махачкала, 2001. № 13. С. 56-62; НагиеваМ.К. К вопросу о возникновении и развитии музейного дела в Дагестане в конце XIX—в первой половине XX вв. // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 41-45.

В этот период в республике Дагестан функционировало пять музеев, которые находились в ведении Народного комиссариата просвещения Дагестана при Совете народных комиссаров Дагестанской АССР (далее — СНК ДАССР). Этими музеями были:

• Дагестанский центральный краеведческий музей в г. Махачкала, располагавшийся по ул. Комсомольская, д. 53, с количеством работников 25 человек;

• Историко-революционный музей им. Сталина в г. Буйнакске, на ул. Сталина, д. 20, с количеством работников 8 человек;

• Краеведческий музей в г. Дербенте, на ул. Свободы, д. 4, с количеством работников 5 человек;

• Краеведческий музей в с. Ахты, Ахтынского района, с количеством работников 2 человека;

• Искусствоведческий музей им. Сулеймана Стальского в с. Ашага—Стал, Касум-кентского района, с количеством работников 1 человек, являлся филиалом Дагестанского центрального краеведческого музея в г. Махачкала.

Общее количество сотрудников, работавших в музеях ДАССР на 1941 г.,—41 человек3.

Самый крупный из них—Дагестанский центральный краеведческий музей в г. Махачкала, действовавший с 1925 г., ныне Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей. Музей располагался в двухэтажном старом национализированном здании с двумя флигелями по бывшей ул. Комсомольской (ныне пр. Р. Гамзатова), в д. № 53 (здание ныне не существует).

Площадь здания, занимаемого музеем со всеми его отделами и подсобными помещениями, составляла 740 м2. При музее имелась библиотека с количеством книг 2020 экземпляров и фотолаборатория4. Музей также имел филиал в с. Ашага — Стал, Касумкент-ского района—Искусствоведческий музей им. С. Стальского.

Штат работников музея на 1941 г., как мы уже указывали, составлял 25 человек. Он состоял из следующих единиц: директор, заведующие отделами, научный сотрудник, фотограф, художник, бухгалтер, секретарь-машинистка, уборщица, сторож и др. В годы войны директорами музея попеременно являлись Н. М. Алиев (10.01.1941 г. — 01.12.1942 г.), В. Е. Соколова (исполняющая обязанности директора музея 02.12.1942 г.—03.02.1943 г.), народный художник ДАССР М. К. Юнусилау (04.02.1943 г. — 1945 г.). В архивных музейных документах указывается на нехватку специалистов музейного дела: научных работников, реставраторов и прочих5.

Музей был открыт для посещения через день с 10 часов утра до 6 часов вечера.

Экспозиция музея располагалась в основном двухэтажном здании с фасадом, выходящим на улицу. Площадь здания составляла 551 м2. В предвоенные годы экспозиция музея состояла из следующих отделов: природы, истории и социального строительства. В историческом отделе были показаны периоды древности, средневековья, экономика и быт дореволюционного Дагестана, колонизаторская политика царизма и национально-освободительное движение горцев Дагестана под руководством Шамиля.

3 Центральный государственный архив РД (ЦГА РД). Ф. 22-р. Оп. 25. Д. 31. Л. 3.

4 Иниева З.Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны // Народы Северного Кавказа в событиях Великой Отечественной войны: новые документы и материалы. Материалы всероссийской научной конференции, посвященной 70-й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (28 апреля 2015 г.). Махачкала, 2015. С. 173.

5 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 1.

Первый флигель здания был построен в 1940-1941 гг. и состоял из двух этажей. Первый этаж был отведен под канцелярию музея, на втором этаже находились реставрационная мастерская и библиотека.

Второй флигель был одноэтажным, занимал площадь 82 м2, он находился также во дворе здания и был занят музейным фондом. По поводу здания директор музея М. Юну-силау в своем отчете за 1943 г. писал, что «помещение не специальное и далеко недостаточное для Центрального краеведческого музея... Фондовая ценность музея находится еще в худшем состоянии из-за ограниченности полезной площади»6.

Конечно, здание музея было недостаточно просторным для того, чтобы широко показать все те музейные ценности, которые имелись в фонде музея.

Но, несмотря на ограниченность полезной площади и неукомплектованный штат сотрудников, в музее в довоенное время производились следующие виды музейной деятельности: научно-исследовательская и учетно-хранительская работа, велась активная работа с посетителями—экскурсионное обслуживание. Так, в начале 1941 г. планировалось проведение 105 экскурсий по экспозиции музея7, для чего с крупными предприятиями, учреждениями и учебными заведениями города было заключено 15 договоров на коллективное посещение музея.

Важной составляющей работы музея была активная выставочная деятельность—организовывались стационарные и передвижные выставки по районам Дагестана.

В 1940 г. была проведена передвижная выставка по районам Дагестана на тему «Великий Сталин—создатель ДАССР», ее охотно посещали жители республики. Выставка имела успех у населения, и было решено продолжить такую деятельность. В начале 1941 г., еще до начала войны, планировалась организация передвижной выставки на тему: «Победа Октябрьской социалистической революции в Дагестане». Был составлен тематико-экспозиционный план выставки, разработан маршрут ее передвижения и после одобрения в отделе агитации и пропаганды Дагестанского областного комитета ВКП(б) была установлена дата отправки выставки по районам Дагестана не позднее 1 июля. Но отправка выставки не состоялась из-за начавшейся войны, на нее был мобилизован единственный автомобиль музея8.

В начале года решением СНК ДАССР от 3 января 1941 г. за № 79 состоялась передвижная выставка картин художников прошлых столетий и советских художников в городах республики, а в здании самого музея с 1 мая по 25 июня проходила выставка картин западноевропейских художников, где было выставлено свыше 70 картин и гравюр. Выставка вызвала интерес у жителей города, в это время резко возросла численность посетителей музея. В июне 1941 г. сотрудниками музея была организована художественная выставка в г. Хасавюрте, она функционировала с 20 июня по 9 июля. К 100-летию со дня смерти М. Ю. Лермонтова музеем была организована выставка в большом зале кинотеатра «Комсомолец» (ныне Дагестанский государственный театр кукол).

В музее велась научно-методическая и издательская деятельность. Впервые со времени своего образования в 1925 г., музейными сотрудниками был составлен в начале 1941 г. в ограниченном количестве путеводитель по музею на 3-х печатных листах. Был создан фотоальбом, в котором показывалась история борьбы имама Шамиля за независимость,

6 Иниева З.Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 173.

7 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 3.

8 Иниева З.Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 174.

9 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.

и подготовлена брошюра под названием «История одного колхоза миллионера, имени Сталина в селении Чох»10.

Издать их типографским способом у музея не было возможности, поэтому они распространялись только отдельными экземплярами. В целях популяризации музея были изданы так называемые агитплакаты в количестве 300 экземпляров, на которых были помещены фотографии экспозиции отделов музея и фоторепродукции картин с различных музейных художественных выставок. Эти плакаты распространялись в крупных городах Республики, по другим музеям и среди других республиканских учреждений.

Музеем организовывались школьные краеведческие кружки. Было создано 3 краеведческих кружка в школах № 6, 7, 8 г. Махачкалы, но систематической работы с ними не производилось.

Многие картины, хранившиеся в фонде музея, были в плохом состоянии. Для проведения работ по их реставрации решением СНК ДАССР от 3 января 1941 г. было ассигновано свыше 21 тыс. руб.11 Приехавшим из Музея революции г. Москвы по рекомендации Наркомпроса РСФСР специалистом-реставратором С. С. Чураковым в течение полутора месяцев было отреставрировано 12 картин на историческую тематику, в том числе картина Франца Рубо «Взятие Ахульго», в дальнейшем они экспонировались в историческом отделе музея.

Сотрудниками музея проводилась постоянная работа по выявлению, учету и охране памятников истории. Так, в отчете музея за 1941 г. говорится о том, что сотрудниками музея были «обследованы исторические памятники Докузпаринского, Ахтынского, Ру-тульского, Курахского, Хунзахского, Гунибского, Хасавюртовского районов республики, а также окрестности г. Махачкала»12.

В ходе этой работы было выявлено 68 новых памятников истории революции и архитектуры, составлено 7 технических смет по ремонту и реставрации памятников, были проведены реставрационные работы на двух памятниках революции. Таким образом, в конце 1941 г. правительством Дагестана было утверждено уже 283 охраняемых памятника истории. Была проведена большая работа по упорядочению архива музея в соответствии с инструкцией Главного архивного управления Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР.

Великая Отечественная война внесла серьезные коррективы в деятельность музея. Основными задачами музеев страны в этот период являлись сохранение музейных ценностей и определение направления деятельности в экстремальных условиях. На эти задачи указывали приказы Наркомпроса РСФСР 1941 г. «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов в годы войны», «О формах функционирования музеев в условиях военного времени»13.

Этими приказами обеспечивалась непрерывная работа музеев страны во время войны и активизировалась агитационная деятельность музеев.

После выступления И. В. Сталина 3 июля 1941 г. и его призыва перестроить всю работу в духе военного времени, в этот же день в г. Махачкала был созван митинг, на котором присутствовали и все сотрудники музея. На этом митинге они приняли решение о перестройке всей работы музея, и с этого дня они считали себя мобилизованными.

10 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 2.

11 Там же. Л. 4.

12 Там же. Л. 6.

13 Деятельность музеев в годы Великой отечественной войны // Сайт музеев Москвы. URL: http:// www.moscow-museum.ru/ (дата обращения: 12.10.2016).

Перестройка работы проходила в двух направлениях — внутри музея и за его пределами. Особое внимание уделялось усилению пропагандистской массово-агитационной работы с населением антифашистской направленности, прежде всего с молодежью. Для этого использовались все имевшиеся в музее экспонаты, документы и фотографии, вспомогательные материалы и т. д. Вся музейная экспозиция подверглась изменению в соответствии с реалиями военного времени. В существовавших отделах музея изменению подлежало содержание уже установленных витрин, также устанавливались новые витрины, в которых показывалось героическое прошлое страны, приводились примеры народного мужества начиная от Александра Невского и заканчивая событиями Великой Отечественной войны. Для этого местным художникам делались заказы на написание картин на современную военную тематику. Была организована витрина с фотографиями советских военачальников, воюющих на фронте14. Был обновлен и весь этикетаж к картинам и к другим экспонатам.

Претерпел изменения и график работы музея, который открывал свои двери для посетителей с 8 часов утра до 6 часов вечера15.

Реорганизации была проведена и в отделе природы. Его экспозиция пополнилась 35-ю образцами чучел птиц и зверей, особенный интерес вызывало в дальнейшем у посетителей чучело обыкновенной рыси, убитой на территории местности Агач-аул, недалеко от г. Махачкалы.

Были организованы два новых отдела музея: гражданской войны и новой Отечественной войны.

Кроме того, на витринах музея ежедневно вывешивались свежие сводки Советского информационного бюро и Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС), новые номера газеты «Центральная правда» и «Дагестанская правда», фотоматериалы с фронта.

На улице перед зданием музея устанавливались щиты с агитационными фотоматериалами о злодеяниях фашистов, с фотопортретами военачальников войны, великих русских полководцев героических сражений прошлого, героев гражданской войны, кадрами из фильмов «Разгром немецких оккупантов на Украине», «Всадники», «Семья Оппен-гейма», агитационные плакаты и карикатуры на немецких солдат. Эти информационные щиты вызвали огромный интерес у населения, ежедневно их посещало до 3000 человек, возле уличных витрин сотрудникам музея даже пришлось организовать ежедневное 8-часовое дежурство. В музей обращались жители с просьбами о передаче им того или иного фотоснимка с уличных щитов, по возможности эти просьбы удовлетворялись.

Также устанавливались специальные щиты с обучающими материалами для ознакомления населения с правилами организации и проведения противохимических и противопожарных мероприятий в опасные военные годы.

Для информирования населения о ситуации на фронте успешно использовалось радиовещание. Из помещения музея радио было проведено на улицу на фасад здания. При передаче сообщений Совинформбюро у здания музея собиралось огромное количество людей. Это было еще одной формой агитационной работы музея в военное время.

За пределами музея научные сотрудники музея совместно с учащимися школ и во взаимодействии с туристскими краеведческими кружками занимались изысканием и изучением новых источников сырья16. К сожалению, результаты их работы неизвестны.

14 Иниева З. Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 175.

15 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 11.

16 Иниева З. Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 175.

Одновременно с выставочной работой сотрудники музея проводили беседы, лекции, выступления и доклады на предприятиях, в колхозах. Публично было прочитано 8 лекций на политические темы.

Одним из направлений музейной деятельности в этот период являлась организация передвижных выставок. В разных учреждениях города, в военных частях, госпиталях, в Городском комитете обороны прошли передвижные выставки на следующие темы: «История гражданской войны в ДАССР», «Действующая армия», «Смерть фашистским собакам» и др. Только за сентябрь 1941 г. одна передвижная фотовыставка побывала на следующих предприятиях: фабрике III Интернационала, ремонтно-механическом заводе, мебельной фабрике, химическом заводе, колхозе им. Дмитрова и др. Помимо этого 2 щита передвижной фотовыставки были посланы для экспонирования в госпиталях г. Махачкалы17.

Специально к 24-й годовщине Великой Октябрьской революции музеем была выпущена фотогазета, освещавшая события войны. В республиканской газете «Дагестанская правда» публиковались статьи о музейных выставках, информация о работе музея передавалась по радио.

Музей проделал большую работу по сбору теплых вещей для Красной Армии, организованного совместно с фотовыставкой, на которой были размещены фотографии активистов по сбору теплых вещей—рабочих предприятий и простых жителей Махачкалы.

Основной формой музейной работы с посетителями оставалось проведение экскурсий для работников различных организаций, учреждений и учащихся учебных заведений, с которыми по этому поводу заключались договора. В этот период главными посетителями музея являлись солдаты воинских частей, располагавшихся в г. Махачкале, и выздоравливающие бойцы из госпиталей города. За 1941 г. было проведено больше экскурсий (всего 115), чем указывалось в плане (105) в начале года, их прослушало 2260 человек18.

В здании музея были проведены хозяйственные работы. В целях усиления охраны музейных ценностей был установлен график дежурств всех сотрудников музея в вечернее и ночное время суток. Дежурство длилось с 4 часов дня до 8 часов утра. Были установлены система пропусков для прохода во двор музея сотрудников и посторонних лиц, усилена охрана музея. Для усиления противопожарной безопасности здания музея была установлена 10-метровая противопожарная лестница и решетки на окнах здания. В помещении фонда музея были установлены противопожарные приборы. Было закончено оборудование помещения газоубежища для сотрудников музея. В музее была организована пожарная дружина.

В других музеях республики в годы войны происходила аналогичная научно-исследовательская, учетно-хранительская, массово-патриотическая и воспитательная работа. Она велась в меньших масштабах, так как музеи находились в удаленных малонаселенных пунктах, не обладали необходимыми людскими и материальными ресурсами. О проблемах районных музеев Дагестана сказано в отчете Дагестанского центрального краеведческого музея: «обследованием районных музеев в декабре 1940 г. и в январе 1941 г. был выявлен ряд существенных недочетов в их работах, а именно: а) слабость кадров музеев; б) бессистемность и несоответствие экспозиции музеев современным требованиям пропаганды и агитации; в) отсутствие помощи музеям со стороны партийно-советских организаций...»19.

17 Иниева З.Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 176.

18 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 31.

19 Там же. Л. 44.

Музеи в других населенных пунктах республики обычно располагались в одноэтажных маленьких помещениях с небольшим количеством комнат, штат работников в них составлял 1 или 2 человека. Например, Историко-революционный музей им. Сталина в г. Буйнакске располагался в одноэтажном здании с пятью комнатами, общая площадь которого составляла 150 м2. В штате музея числились 2 сотрудника—директор И. Ша-ив и научный сотрудник Д. Асельдеров20. Два музея были исторического профиля—это Краеведческий музей в г. Дербенте и Краеведческий музей в с. Ахты, Ахтынского района Дагестана. Остальные два музея были мемориальными. В экспозициях Историко-революционного музея им. Сталина в г. Буйнакске и Искусствоведческого музея им. Сулей-мана Стальского в с. Ашага—Стал, Касумкентского района Дагестана были отражены жизнь и деятельность И. В. Сталина и народного поэта Дагестана С. Стальского.

Во время войны ситуация в сельской местности с отоплением домов и других зданий была катастрофической. «Зимой бывало очень холодно... не было печи в нынешнем понимании. В домах топили кизяком и соломой. Как люди сохраняли огонь для разжигания очага — это целая история. Смотрели и ждали, пока у соседа или вообще у кого-нибудь появится дым, а потом шли к нему просить лучинки или зажженный кизяк. Кстати, ходили со своим кизяком. Быстро прибегали домой и ртом раздували угольки, пока не разгорался огонь»,—вспоминал сельский житель одного из районов Дагестана21. А помещения сельских музеев и вовсе не отапливались.

Все эти мероприятия организовывались музейными сотрудниками в тяжелое военное время для поднятия боевого духа населения, несмотря на проблемы с финансированием музеев. На одном из общих собраний Дагестанского центрального краеведческого музея в самом начале войны было принято решение об отчислении в фонд обороны ежемесячно вплоть до окончания войны однодневного заработка всех сотрудников. Первый взнос составил 214 руб. В документах архива самого музея удалось отыскать очень мало информации об уходе на фронт сотрудников музея. Скорее всего это было связано с тем, что среди сотрудников музея преобладали женщины.

В книге приказов директора музея в приказе за № 58 в параграфе 2 от 24 июня 1941 г. говорится об увольнении Рудакова Семена Васильевича с должности шофера музея в связи с мобилизацией его на войну22. Из приказа ясно, что в первые же дни войны он отправился на фронт, также для нужд армии был мобилизован и музейный автомобиль. Однако не понятно, добровольно ли он ушел на фронт или был призван.

У многих сотрудников музея на фронт уходили близкие родственники. Дети войны вспоминают о тех днях: «А потом, когда мужчины... близкие, родственники начали уходить на войну, и, прощаясь с ними, все плакали, мы стали осознавать, что произошло что-то очень страшное... А потом начали приходить повестки о смерти воевавших на фронте... („похоронки"), и очень часто в разных домах был траур»23.

Осенью 1941 г. немецкая армия вела активные наступательные действия. Потому решением объединенного заседания областного комитета партии, горисполкома 22 ноября 1941 г. музей в г. Махачкале был закрыт24. Летом 1942 г., в связи с продвижением

20 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 14. Л. 33.

21 Детство опаленное войной. Дагестан. 1941-1945 гг. Воспоминания / под ред. Х. А. Амирха-нова, Э. М. Далгат и др.; ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2015. С. 22.

22 Архив Национального музея РД им. А. Тахо-Годи. Оп. 1 л. Д. 3. С. 48 об.

23 Там же. С. 23.

24 Иниева З. Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 176.

германских войск на Кавказ, Дагестан оказался в прифронтовой зоне. «Помню, что нам запрещали зажигать лампу вечерами, так как вражеские самолеты летали, город бомбили. Одна бомба попала в военную казарму, другая упала в порту. Однажды я оказалась в городе в момент воздушной тревоги, шла на рынок. И всех, кто был на улице, стали загонять в подвал, в убежище»,—вспоминала об этом времени жительница г. Махачкалы25. Было принято решение об эвакуации музея из Махачкалы. Осенью 1942 г. все музейные ценности были эвакуированы в Дербент.

Еще 24 июня 1941 г. при СНК СССР был создан Совет по эвакуации населения, предприятий, учреждений, военных и иных грузов и ценностей. Он в государственном масштабе определял сроки, маршруты, порядок, очередность, пункты размещения предприятий. Музеям выделялся транспорт, сопровождение, охрана, эвакобаза в глубоком тылу26.

При наркоматах и ведомствах начали действовать специальные бюро и комиссии по эвакуации. Непосредственное руководство эвакуацией в провинции было возложено на местные партийные и советские органы. Поэтому решение об эвакуации Дагестанского центрального краеведческого музея принимали Махачкалинский Городской исполнительный комитет (далее—Горисполком) и Областной комитет партии.

Здание музея до декабря 1942 г. было занято воинскими частями по решению Махачкалинского Горисполкома от 21 ноября 1941 г.27 После побед советской армии в течение 1942 г. и отвода линии фронта, в связи с отступлением немцев, было решено восстановить музей в г. Махачкале, так как он имел огромное значение для мобилизации, прежде всего духовных сил, населения республики.

Постановлением Махачкалинского городского комитета обороны от 27 октября 1942 г. было принято решение о необходимости открытия музея из-за порчи музейных ценностей и ненадлежащего хранения экспонатов, об освобождении помещения музея, о проведении необходимого ремонта в нем для дальнейшего его открытия не позднее 18 ноября

1942 г.28 Постановление было принято в связи с письмом Наркомпроса РСФСР о необходимости открытия музея. Однако возникли проблемы с восстановлением музея в прежнем здании, так как в нем, по сообщению начальника гарнизона, полковника Иоскевича, располагались на первом этаже—лазарет, на втором этаже—штаб вновь прибывшего Краснодарского авиационного училища29. Освободить здание музея можно было лишь при условии предоставления им равноценного здания. После неоднократных обращений в СНК Дагестана, к начальнику гарнизона г. Махачкалы такое здание было найде-но—помещение школы в с. Тарки, находившееся в 3-4-х км от города.

Но открытие музея пришлось отложить. Так как здание музея использовалось во время эвакуации не по назначению, оно нуждалось в ремонте. Работы по ремонту здания и подготовке его к организации экспозиции продолжались в течение первого полугодия

1943 г. Была проведена большая научная работа по подготовке самой экспозиции. Во время эвакуации многие экспонаты, в большей степени картины, были повреждены и нуждались в реставрации, поэтому работы по восстановлению музея продвигались медленно.

25 Детство опаленное войной. С. 56-57.

26 Фатигарова Н. В. Музейное дело в РСФСР в годы Великой Отечественной войны (аспекты государственной политики) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв.). М., 1991. Ч. 1. С. 56.

27 Иниева З. Д. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны. С. 176.

28 Там же. С. 177.

29 Там же.

Сотрудниками музея была проделана за этот восстановительный период огромная работа: заново была построена новая экспозиция музея, так как необходимо было восстановить все отделы музея, имевшиеся до эвакуации. Значительные изменения претерпели отделы природы и истории после восстановления. Была пополнена коллекция экспонатов отдела природы, для отделов подбиралась соответствующая литература. При эвакуации пострадал и отдел революции. Так, в реставрации нуждался целый ряд скульптурных изображений отдела. Все работы велись в неотапливаемых помещениях, без подсобных рабочих — научные работники, заведующие отделами и другие сотрудники музея натягивали холсты, забивали гвозди и производили другие хозяйственные работы, вплоть до мытья окон и полов. Уже к 1 мая 1943 г. многие отделы музея были открыты для посетителей.

Безусловно, на состоянии музеев Дагестана сказалось общее тяжелое положение в стране в результате войны. Была приостановлена на какое-то время работа Дагестанского центрального краеведческого музея, в связи с эвакуацией, а в других музеях республики из-за отсутствия финансирования. Происходила утечка кадров, о чем свидетельствует и смена нескольких директоров за короткий период. Из-за отсутствия нормальных условий труда и низкой заработной платы сотрудники вынуждены были уходить из музея в поисках другой работы. В качестве одной из причин массового увольнения в отчете музея за 1943 г. приводится отсутствие отопления в музее: «Здание музея в течение ряда лет не отапливается, потому что дом строился не под музей и расположение печей не позволяет топить из боязни попортить картины и экспонаты... В крайнем случае можно было топить служебные помещения — контору, комнату художника и т. д. Но несмотря на то, что уже декабрь, дров музей до сих пор еще не получил, в то время как все другие помещения учреждений уже отапливаются»30.

Если на 1 января 1941 г. количество работников Дагестанского центрального краеведческого музея составляло 25 человек, то на 1 января 1944 г. их было уже 18 человек31. Этот процесс продолжался и после войны.

В своем постановлении от 31 января 1945 г. «О работе краеведческих музеев Нарком-проса ДАССР» Совет Народных Комиссаров ДАССР на основании ежегодных отчетов самих музеев отмечает «неудовлетворительную работу краеведческих музеев республики, их не укомплектованность рабочими кадрами, отсутствие научно-исследовательской, краеведческой и собирательской работы, отсутствие музейно-краеведческих советов в му-зеях»32. Также подчеркивается отсутствие у Центрального краеведческого музея фондохранилищ. В связи с этим СНК Дагестана обязывает Наркомпрос ДАССР и Центральный музей организовать краеведческую и научно-исследовательскую работу во всех музеях республики, оживить культурно-массовую и просветительскую работу музеев среди населения, провести в феврале 1945 г. совещание директоров и заведующих по вопросам перестройки экспозиции музеев. СНК приказывает Центральному краеведческому музею к 1 мая 1945 г. перестроить экспозицию отдела социального строительства, отдел войны пополнить новыми экспонатами, отражающими героическое участие народов Дагестана в войне, открыть в 1945 г. филиалы музея в г. Хасавюрте, Хунзахе, Гунибе, организовать в этом же году этнолого-археологическую экспедицию в Нагорный Дагестан с привлечением соответствующих специалистов для участия в ней.

30 ЦГА РД. Ф. р-458. Оп. 1. Д. 17. Л. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31 Там же.

32 Там же.

Эти меры были призваны обеспечить нормальную деятельность музеев в последующие послевоенные годы. И такая совместная деятельность Наркомпроса и музейных сотрудников имела огромное значение для возрождения музейного дела в Дагестане.

В годы войны правительству нашей страны приходилось ограничивать расходы на нужды культуры. Но несмотря на огромный объем восстановительных работ в послевоенные годы, отсутствие в достаточном количестве жилья, технических ресурсов, квалифицированных кадров, сохранение директивной экономики, местные и центральные партийные органы изыскивали возможности и финансовые средства для возрождения культурно-просветительских учреждений республики. Так, например, на 1 января 1941 г. сумма расходов всех дагестанских музеев за 1940 г. составила около 417 000 руб. В 1943 г. эта сумма составляла только около 167 000 руб. В 1944 г. музеям республики было выделено и израсходовано уже около 389 000 руб., из них около 162 000 руб Центральным краеведческим музеем. А в 1947 г. на нужды музеев республики Дагестан было выделено и израсходовано уже около 1 100 000 руб., из них около 328 000 руб. — на Центральный краеведческий музей33.

Это объяснялось в первую очередь высокой степенью эффективности идеологической и патриотической работы, которую могли осуществлять восстанавливаемые музеи. Ведь монументальная пропаганда как часть всей культурной политики государства являлась одной из действенных форм идеологической и культурной работы.

На освобожденной территории музеи старались восстановить как можно быстрее. С весны 1942 г. музеи прифронтовой полосы и центральные музеи включались в работу по учету нанесенного им ущерба.

Последствия Великой Отечественной войны были очень тяжелыми для музеев страны. 427 музеев, оказавшихся на оккупированной территории СССР, были разграблены, свыше 100 000 ценных памятников вывезено за пределы страны. Около 3 тысяч памятников архитектуры разрушено или полностью уничтожено34. Из-за перевозки музейных ценностей во время эвакуации и ненадлежащего их хранения были безвозвратно потеряны и многие музейные предметы Центрального краеведческого музея Дагестана.

Таким образом, в годы войны музеи Дагестана, несмотря на все существовавшие проблемы, такие как отсутствие квалифицированных кадров, нормальных условий труда, финансовой поддержки со стороны государства, не просто продолжали функционировать, хранить исторические ценности, но и активно влились в общую пропагандистскую работу по поддержке населения.

Информация о статье Автор: Иниева Зайнаб Джанаевна—аспирант, Институт истории, археологии и этнографии, Дагестанский научный центр, Российская академия наук, Махачкала, Дагестан, Россия, [email protected].

Заглавие: Будни музеев Дагестана в годы Великой Отечественной войны. Абстракт: Автор освещает важные аспекты повседневной музейной деятельности в годы Великой Отечественной войны в Дагестане и анализирует некоторые проблемы музейного дела Дагестана в этот период. В статье приведен новый, ранее не использованный архивный материал по исследуемой теме.

33 ЦГА РД. Ф. 22-р. Оп. 25. Д. 31. Л. 3, 4, 5, 8.

34 Деятельность музеев в годы Великой отечественной войны // Сайт музеев Москвы. URL: http://www.moscow-museum.ru/ (дата обращения: 12.10.2016).

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дагестан, музей, культура, история, экспозиция, выставка, музейные ценности.

Список литературы

Далгат, Эльмира Муртузалиевна. Город в Дагестане во второй половине XIX—начале ХХ вв. // Вестник ДНЦ РАН. 2010. № 38. С. 45-52.

Детство опаленное войной. Дагестан. 1941-1945 гг. Воспоминания / под ред. Х. А. Амирханова, Э. М. Далгат и др.; ИИАЭ ДНЦ РАН. Махачкала, 2015. 464 с.

Деятельность музеев в годы Великой Отечественной войны // Сайт музеев Москвы. URL: http://www.moscow-museum.ru/ (дата обращения: 12.10.2016).

Егорова, Валентина Павловна. К истории создания в Дагестане первого музея // Кавказ в геополитике великих держав. № 13. Махачкала, 2001. С. 56-62.

Иниева, Зайнаб Джанаевна. Музей ДАССР в годы Великой Отечественной войны // Народы Северного Кавказа в событиях Великой Отечественной войны: новые документы и материалы. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (28 апреля 2015 г.). Махачкала: АЛЕФ, 2015. С. 172-178.

Нагиева, Мадина Курбанисмаиловна. К вопросу о возникновении и развитии музейного дела в Дагестане в конце XIX—в первой половине XX вв. // Вопросы музеологии. 2010. № 2. С. 41-45.

Отечественное искусство в эвакуации. Как спасали музейные экспонаты во время Великой Отечественной войны // URL: http://historicaldis.ru/blog. (дата обращения: 24.09.2016).

Фатигарова, Наталья Васильевна. Музейное дело в РСФСР в годы Великой Отечественной войны (аспекты государственной политики) // Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII-XX вв.). Москва, 1991. Ч. 1. 404 с.

Information on article Author: Inieva Zainab Djanaevna—post-graduate student, Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, Russian Academy of Sciences, Machachkala, Republic of Dagestan, Russia, [email protected]. Title: Weekdays of Dagestan museums during the Great Patriotic war. Abstract: The author covers the aspects of daily Museum activities in the years of the great Patriotic war in Dagestan and analyzes some problems of the museum activity during this period. The article presents new material on the subject.

Keywords: The Great patriotic war, Dagestan, museum, culture, history, exposition, exhibition, museum treasure.

References

Dalgat E. M. Gorod v Dagestane vo vtoroy polovine XIX—nachale XX vv. [City in Dagestan in the second half of XIX—early XX centuries], in Bulletin of Dagestan scientific center of Russian Academy of Sciences, 2010, no. 38, pp. 45-52 (in Russian).

Amirkhanov H. A., Dalgat E. M., etc. (eds). Detstvo opalennoe voinoi. Dagestan. 1941-1945 gg. Vospominaniya [Childhood scorhed by the war. Dagestan. 1941-1945. Memories]. Machachkala, 2015. 464 p.

Deyatelnosnt muzeev v godyi Velikoy Otechestvennoy voinyi [The activity of museums during the great Patriotic war]. The website of the museums of Moscow. Available at: http:// www.moscow-museum.ru/ (accessed: 12.10.2016) (in Russian).

Egorova V. P. K istorii sozdaniya v Dagestane pervogo muzeya [The history of creation in Dagestan of the first Museum], in The Caucasus in the geopolitics of the great powers, no. 13. Makhachkala, 2001, pp. 56-62 (in Russian).

Inieva Z. D. Muzey DASSR v godyi Velikoy Otechestvennoy voinyi [Museum of Dagestan during the Great Patriotic war], in The peoples of the North Caucasus in the events of the Great Patriotic war: new documents and materials. Materials of all-Russian scientific conference devoted to 70th anniversary of the Soviet Victory in the great Patriotic war 1941-1945 (28 April 2015). Makhachkala, ALEF Publ., 2015, pp. 172-178 (in Russian).

Nagieva M. K. K voprosu o vozniknovenii i razvitii muzeinogo dela v Dagestane v kontse XIX—v pervoi polovine XX vv. [On the origin and development of museums in Dagestan in the late 19th to the first half of the 20th centuries], in Questions of museology, 2010, no. 2, pp. 41-45 (in Russian).

Oreshkina T. N. Sostoyanie muzeinogo dela v Stalingrade na zavershayushem etape Ve-likoy Otechestvennoy voinyi i v pervie poslevoennyie godyi [The state of museums in Stalingrad at the final stage of the Great Patriotic war and in the early postwar years], in Bulletin of Saratov state socio-economic University, 2008, no. 4 (23), pp. 173 (in Russian).

Otechestvennoe iskusstvo v evacuatsii. Kak spasali muzeinie eksponati vo vremya Velikoy Otechestvennoy voinyi [Domestic art in evacuation. How to save the Museum pieces during the Great Patriotic war]. Available at: http://historicaldis.ru/blog. (accessed: 24.09.2016) (in Russian).

Fatigarova N. V. Muzeinoe delo v RSFSR v godyi Velikoy Otechestvennoy voinyi (aspekti gosudarstvennoi politiki) [Museums in the RSFSR during the Great Patriotic war (the aspects of state policy)], in Museum and power. State policy in the field of museology (18-20th centuries), part 1. Moscow, 1991. 404 p. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.