М. К. Нагиева
К ВОПРОСУ О ВОЗНИКНОВЕНИИ И РАЗВИТИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В ДАГЕСТАНЕ В КОНЦЕ XIX - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВВ.
Возникновение первого музея в Дагестане относится к концу XIX в. В 1891 г. штаб-лекарь И. С. Костемеровский завещал «на поддержку кустарных производств в Дагестане, посредством образования музея» 2779 руб. Вскоре сумма была увеличена до 5564 руб.1 Военным губернатором Дагестанской области генералом С. В. Вольским 29 октября 1910 г. был поставлен вопрос о необходимости приступить к организации музея. С этой целью был образован особый Комитет под председательством самого С. В. Вольского.
Население области к созданию музея отнеслось положительно. Из округов поступило значительное количество различных изделий, пожертвованных местными жителями. Много экспонатов было подарено администрацией округов и отдельных селений. Несколько предметов поступило с Первой сельскохозяйственной выставки, проходившей незадолго до этого в Темир-Хан-Шуре. Дагестанский областной статистический комитет часть своего материала также передал музею.
В результате проведенных мероприятий без особых материальных затрат и за небольшой срок удалось собрать разнообразные и наиболее характерные образцы местных кустарных производств, всего около 300 предметов. Среди представленных материалов были пряжи, шали, материи, станки, ковровые изделия, бурки, обувь, сафьян, деревянные, гончарные, металлические, ювелирные изделия, оружие, вышивки, предметы старины, фотографические снимки, рисунки и т.д.2 В результате проделанной работы 6 мая 1913 г. в Темир-Хан-Шуре был открыт «Дагестанский кустарный музей имени И. С. Костемеровского», ставший первым музеем Дагестана. Заведующим музеем был назначен Ю. А. Роменский.
Параллельно с созданием и ростом этого музея в Темир-Хан-Шуре активно проходил сбор музейной коллекции при Дагестанском областном статистическом управлении, в котором работал талантливый и разносторонний краевед Е. И. Козубский, сыгравший большую роль в создании краеведческой организации.
Период Гражданской войны для «Дагестанского кустарного музея» оказался очень сложным. Губернаторский дом, в котором находился музей, переходил из рук в руки и не мог обеспечить ему надежной охраны. В этот период большая часть музейных экспонатов была утрачена. После установления советской власти оставшиеся музейные ценности переместили в новое помещение и на их основе в июле 1920 г. был создан «Дагестанский на-
1 Павлов Д. М. Схема организации Дагестанского музея. Махачкала, 1924. С. 3.
2 Там же. С. 5.
родный музей». Для заведования музеем был приглашен художник С. А. Полтарацкий3. За короткий срок была собрана ценная коллекция экспонатов, в том числе редких предметов искусства Дагестана и народов Востока. Однако вскоре «Народный музей» также был закрыт.
В первые годы советской власти большое внимание уделялось охране памятников истории и самобытной культуры дагестанцев. В июне 1920 г. при Подотделе искусств Отдела просвещения Ревкома была учреждена специальная секция, в обязанности которой входила охрана памятников искусства и старины. Секция обратилась к населению республики с воззванием, в котором призывала бережно хранить все существующие в пределах Дагестана памятники искусства и глубокой старины, не допускать разрушения и расхищения остатков зданий, мечетей, дворцов и других памятников, имеющих художественно-
4
историческое и научное значение .
В 1923 г. Дагнаркомпросом, при участии Северокавказского института краеведения, был поставлен вопрос об открытии в республике музея. Для размещения музея в Махачкале было выделено специально отремонтированное двухэтажное национализированное здание по улице Инженерная (в будущем Комсомольская).
1 апреля 1924 г. в Махачкале состоялось открытие республиканского краеведческого музея, который проводил большую работу по сбору, систематизации и популяризации материалов, характеризующих природные богатства, растительный и животный мир территории, историческое прошлое, материальную и духовную культуру дагестанских народов. Фонд музея быстро пополнялся экспонатами, собираемыми научными экспедициями, а также приобретаемыми музеем за пределами республики5.
Наиболее многочисленной оказалась художественная коллекция музея, она была определена в художественный отдел: здесь экспонировались картины западноевропейских мастеров, в отдельном зале размещались образцы русского искусства: картины, бронза, мрамор. В числе картин - произведения И. Айвазовского, М. Киселева, К. Маковского, В. Перова, В. Васнецова. В отдел входила и гравюрная комната, где преобладали офорты6.
В Московском музейном фонде сохранилась огромная коллекция князя Барятинского, в которой имелось большое количество художественных ценностей и важных для истории Дагестана реликвий. В музее имелись превосходные картины Горжельна, Сверчко-ва и других крупных мастеров кисти, которые были переданы в Дагестанский музей.
Много экспонатов имеющих отношение к истории Дагестана можно было встретить в музеях различных городов страны. Так, в Пятигорском музее находились превосходные картины маслом известного художника-любителя, не уступавшего по мастерству крупным профессиональным художникам, капитана Занковского, бывшего адъютантом при князе Барятинском. В этом же музее находился один из лучших портретов Шамиля, ранее принадлежавший армянскому миллионеру Зубаилову. Эти и другие ценности были выписаны в
3 Там же. С. 7.
4 Каймаразов Г. Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). Махачкала, 2008. С. 189.
5 Дагестанский музей. Бюллетень. 1926, январь. № 2. С. 43.
6МирзабековМ. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. Махачкала, 2007. С. 31.
1922 г. Северокавказским краевым музейным комитетом для распределения по музеям Северного Кавказа. После открытия музея в Махачкале они были переданы в Дагестанский музей .
В 1925 г. музей получил от Тбилисского военно-исторического музея ценную коллекцию, состоявшую более чем из 100 предметов, в число которых входили подлинные полотна Ф. А. Рубо («Взятие Гуниба», «Пленение Шамиля», «Штурм аула Гимры», «Взятие Ахульго», портрет Шамиля, портреты участников Кавказской войны), а также исторические реликвии: знамена Г ази-Мухаммеда, Шамиля, Хаджи-Мурата и др.8
В 1926 г. в Дагестанский музей поступили из Музейного фонда Москвы и музеев Ленинграда 182 картины - И. И. Левитана, В. А. Серова, И. И. Шишкина, В. Перова, Свято-славского, Бронникова, Виноградова и многих других русских художников. Получены были также три картины художников-футуристов: Лентулова, Захарова, Удальцова9.
Параллельно с работой по выявлению и возвращению в республику дагестанских экспонатов, хранившихся за пределами республики, Дагестанский музейный комитет проводил сбор экспонатов и в самом Дагестане. Активно использовались экспедиционные изыскания и индивидуальные поиски и покупки. Широко была поставлена экспедиционная работа. Целый ряд экспедиций, объездивших значительную территорию республику, обнаружили много ценных предметов, имевших историческое значение.
Участниками этнографической экспедиции Геодезического института М. М. Измайловой и Н. Н. Бурыкиной в 1924 г. музею было передано свыше 100 этнографических зарисовок, планов, чертежей. В результате работ художественной экспедиции по Нагорному Дагестану в этом же году в музей поступило 37 рисунков и 5 этюдов масляными красками. Художественно-музыкальная экспедиция, ездившая в 1925 г. в Южный Дагестан, передала музею граммофонные записи песен, 4 альбома рисунков10.
От академика Г. Е. Лансере в музей поступили рисунки и этюды. Художником Я. Ф. Кочетковым были подарены гравюры на дереве и картины с видами и типами Дагестана. В. Голубятников передал в музей коллекцию образцов горных пород, которая была собрана им в окрестностях завода «Дагогни». Доктором Клычевым была пожертвована ценная шашка - «волчок» в ножнах с серебряной инкрустацией. Кавказским горным обществом по случаю открытия музея была передана старая карта Дагестанской области11. Управление Землеустройства и Госимущества наркома ДАССР передало в Дагестанский музей очень ценный историко-картографический материал, включавший 114 карт, плакатов, маршрутов и пр. Редакция газеты «Красный Дагестан» подарила собрание махачкалинских стенных газет. От Государственного книжного фонда поступило свыше 500 фотографий и 18 старинных гравюр с видами Дагестана, Кавказа и Крыма. Центральным кустарным музеем при ВСНХ кустарному отделу была передана в дар коллекция различных русских кустарных изделий, включавшая более 150 предметов.
7 Там же.
8 Каймаразов Г. Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. Махачкала, 2007. С. 185.
9 Дагестанский музей. Бюллетень. 1926, январь. № 2. С. 47.
10 Там же.
11 Там же. С. 48-49.
Председатель Дагсовнаркома Д. Коркмасов подарил 10 страниц подлинных писем Шамиля и старинный кремниевый пистолет, а от А. А. Тахо-Годи в музей поступило ценное издание Корана и представляющие большой исторический интерес подлинные документы шамилевского времени. Государственный Эрмитаж помогал музею в составлении списка (с описанием и фотографированием) хранящихся в Эрмитаже предметов искусства и старины, имеющих отношение к Дагестану12.
В июне 1926 г. правительство Дагестана опубликовало специальное постановление об охране памятников старины. В нем говорилось, что все памятники старины должны быть взяты на учет местными исполкомами при помощи работников просвещения и описаны согласно инструкции, а весь «описательно-регистрационный материал» передан на хранение в местные органы власти, один экземпляр должен поступить в Дагестанский музейный комитет в Махачкале13.
Президиум Дагестанского ЦИКа, основываясь на решении III сессии ЦИК ДАССР 6-го созыва от 5 мая 1928 г., признал необходимым «принять под особую охрану все памятники старины г. Дербента, как то: цитадель, стену на всем протяжении, кладбище Кырхляр в полном объеме, выдающиеся памятники на других кладбищах, землянку Петра Великого, дом, где жил поэт А. Бестужев-Марлинский и др.»14
Несмотря на то, что посещение Дагестанского музея было платным, он пользовался большой популярностью среди местного населения. Льготным посещением пользовались экскурсанты и дети. В первые дни работы музея его посетили свыше 2000 человек. Всего за первое полугодие посещаемость достигла 6914 человек, в музее побывало 57 экскурсий со школьниками. Приезжали экскурсии из Грозного, Владикавказа и Астрахани15. В числе посетивших музей в первый год его работы была группа иностранных ученых, возвращавшихся с международной конференции лимнологов, с экспонатами музея знакомились К. Цеткин и Ф. Нансен. Последний оставил в книге отзывов такую запись: «Для меня целое событие мой визит в эту прекрасную и интересную страну и получение благоприятного случая изучить его народ, его великие достижения, развитие, также как и замечательную историю его войн за демократическую свободу»16.
Открытие Дагестанского музея получило освещение в газетах «Новый Восток», «Правда» и «Красный Дагестан». М. Павлович в своей заметке «Современный Дагестан», опубликованной в «Новом Востоке», писал: «В этом Музее выставлены реликвии необычной ценности <...> Открытие Музея - большое событие в жизни Дагестана. Это ценный подарок не только Дагестанской республике, но и всему Союзу». В 1928 - 1929 гг. музей посетило 16192 человека17. В эти годы в его фондах насчитывалось 8196 предметов18.
12 Там же.
13 Каймаразов Г. Ш. Образование и наука в Дагестане в XX веке. С. 175.
14 Там же. С. 175-176.
15 Дагестанский музей. Бюллетень. 1926, январь. № 2. С. 47.
16МирзабековМ. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. С. 31.
17 Бюллетень Института Дагестанской культуры. Махачкала, 1930. № 1. С. 13.
18 Абилов А. А. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959. С. 104.
Открытие музея в Махачкале послужило толчком к развитию музейного дела во всей республике. В апреле 1929 г. Наркомпросом ДАССР в Дербент был командирован в целях организации музея Аскар Сарыджа, под музей были отведены помещения, переизбрано правление общества Изучения и обследования Южного Дагестана. В Буйнакске с 1924 г. существовало общество изучения Нагорного Дагестана, однако не имея материальной поддержки, общество работало лишь эпизодически19.
К 1940 г. в республике насчитывалось 5 музеев: Республиканский краеведческий музей в Махачкале, Историко-революционный музей им. И. В. Сталина в Буйнакске, Краеведческий музей в Дербенте, Литературный музей им. С. Стальского на родине поэта в с. Ашага-Стал и Краеведческий музей в с. Ахты20. К этому времени в одном только республиканском краеведческом музее было сосредоточено свыше 27 тыс. предметов21.
Из года в год фонды музеев обогащались новыми ценностями, памятниками искусства и старины. Они занимались не только сбором и обобщением исторического, археологического, этнографического и других материалов, но и организовывали выставки, лекции, вели другую культурно-просветительную работу среди населения. Музеи объединяли вокруг себя актив краеведов-любителей, оказывали организационную и методическую помощь созданным в районах и городах республики отделениям Общества по изучению Дагестана, а также краеведческим кружкам22.
Показательна в этом отношении деятельность Ахтынского районного музея. Он возник на базе краеведческого кружка Ахтынской образцовой школы первой ступени. В 1930-е гг. Ахтынский районный музей сосредоточил у себя всю работу районного отделения Общества по изучению Дагестана, объединявшего до 30 краеведческих кружков и 6790 краеведов23. Краеведческой работой в Ахтынском районе занимались многие учителя, специалисты сельского хозяйства. Активно вовлекались в эту работу школьники, которые занимались в 29 кружках краеведения24.
Следует отметить и работу Кизлярского краеведческого общества. Оно начало свою деятельность в 1926 г., в музейном фонде здесь были собраны археологические находки, старинные монеты, оружие, отпускные грамоты крепостных и т.д. При музее работала библиотека, фонд которой составляли 3000 книг25.
За короткий период времени дагестанские музеи стали очагами массовой культурно-просветительной работы среди населения.
19МирзабековМ. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. С. 32.
20 Даниялов Г. Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1920 - 1941 гг.). Махачкала, 1960. С. 520.
21 Каймаразов Г. Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). С. 269.
22 Там же.
23 Там же.
24 Дагестанская правда. 1937. 21 июля.
25 Мирзабеков М. Я., Ананьева Е. С., Юнаева В. Д. Культура дагестанского города XX в. С. 32.