Научная статья на тему 'Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг'

Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
451
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ДАГЕСТАН / ШКОЛА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПОМОЩЬ ФРОНТУ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТИМУРОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДОСУГ / GREAT PATRIOTIC WAR / DAGESTAN / SCHOOL / EVERYDAY LIFE / ASSISTANCE TO THE FRONT / LABOR ACTIVITY / TIMUR MOVEMENT / EDUCATION / LEISURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эмирханов И. А.

В статье анализируется «школьная» повседневность детей в Дагестанской автономной республике в годы Великой Отечественной войны. Основой работы послужили опубликованные личные воспоминания детей военных лет и разнообразные научные исследования. Обращается внимание на то, что поведенческая практика детей в процессе образовательной деятельности формировалась под воздействием различных факторов, обусловленных военным временем. Важное место в исследовании отведено анализу воспитательной работы школы с молодежью в сложных условиях. Представленная информация дает возможность получить сведения о школьных буднях находившихся вне зоны боевых действий детей, которые наравне со взрослыми трудились, не покладая рук, делая все возможное для обеспечения фронта всем необходимым. Кроме того, рассмотрена помощь учащихся школ фронту, больным и раненым бойцам Красной армии, а также семьям военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article based on published personal memories of children of the war years and various academicic studies analyzes "school" everyday life of children in the Dagestan Autonomous Republic during the Great Patriotic War. Attention is drawn to the fact that children’s behavioral practices in the process of educational activity were formed under the influence of various factors conditioned by wartime. An important part of the article is devoted to the analysis of educational work with children in schools. The presented material gives an opportunity to get information of school everyday life of children who were outside the combat zone, worked hard on an equal basis with the adults, doing their utmost to provide the front with everything it needed. Besides, the author analyzes the help of schoolchildren to the front, sick and wounded soldiers of the Red Army, and the families of the military.

Текст научной работы на тему «Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг»

УДК 94(470.67)"1941/45"-053.5

ГРНТИ 03.23.55 История России Новейшего времени

И.А. Эмирханов

Повседневность дагестанских школьников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В статье анализируется «школьная» повседневность детей в Дагестанской автономной республике в годы Великой Отечественной войны. Основой работы послужили опубликованные личные воспоминания детей военных лет и разнообразные научные исследования. Обращается внимание на то, что поведенческая практика детей в процессе образовательной деятельности формировалась под воздействием различных факторов, обусловленных военным временем. Важное место в исследовании отведено анализу воспитательной работы школы с молодежью в сложных условиях.

Представленная информация дает возможность получить сведения о школьных буднях находившихся вне зоны боевых действий детей, которые наравне со взрослыми трудились, не покладая рук, делая все возможное для обеспечения фронта всем необходимым. Кроме того, рассмотрена помощь учащихся школ фронту, больным и раненым бойцам Красной армии, а также семьям военнослужащих.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Дагестан, школа, повседневность, помощь фронту, трудовая деятельность, тимуровское движение, образование, досуг.

I.A. Jemirhanov

Dagestan schoolchildren everyday life during the Great Patriotic War (1941-1945)

The article based on published personal memories of children of the war years and various academicic studies analyzes "school" everyday life of children in the Dagestan Autonomous Republic during the Great Patriotic War. Attention is drawn to the fact that children's behavioral practices in the process of educational activity were formed under the influence of various factors conditioned by wartime. An important part of the article is devoted to the analysis of educational work with children in schools.

The presented material gives an opportunity to get information of school everyday life of children who were outside the combat zone, worked hard on an equal basis with the adults, doing their utmost to provide the front with everything it needed. Besides, the author analyzes the help of schoolchildren to the front, sick and wounded soldiers of the Red Army, and the families of the military.

© Эмирханов И.А., 2018 © Jemirhanov I.A., 2018

Key words: the Great Patriotic War, Dagestan, school, everyday life, assistance to the front, labor activity, Timur movement, education, leisure.

Развитие социальной истории и других общественных дисциплин обусловило появление в современной российской науке работ, касающихся детской (школьной) повседневности. Интерес к процессу обучения и воспитания школьной молодежи в СССР у отечественных исследователей проявлялся независимо от каких-либо временных исторических отрезков. На наш взгляд, обращение к истории детства в современных условиях связано с увеличивающимися фактами переосмысления и переоценки событий советского прошлого, которые вызывают подчас ожесточённые споры. Не стал исключением и период военной повседневности.

В отечественной исторической науке проблема детской повседневности рассматривается главным образом в русле более обширных тематических сюжетов истории тыла и экономики страны. Вопросы, связанные с повседневной жизнью советских школьников в военные годы на примере отдельно взятого региона, их трудовой деятельностью, помощью фронту и социально незащищённым категориям населения на основе личных воспоминаний детей, остаются слабоизученной страницей отечественной историографии. К числу наиболее значимых работ, касающихся рассматриваемой проблемы, следует отнести прежде всего исследования В.А. Агеевой, Е.Ф. Кринко, коллективную статью Д.В. Васенина, Л.Г. Мокроусовой, А.Н. Павловой [1-3]. Однако, по нашему мнению, специфика проблем, связанных с жизнью и бытом школьной молодежи в таком регионе, как Дагестанская автономная республика, требует более глубокого анализа, что обусловило актуальность данного исследования.

Великая Отечественная война привела к трансформации условий жизни и быта советских граждан, в первую очередь детей. У большинства из них родители, старшие братья и сестры были мобилизованы на фронт или на предприятия, выполнявшие оборонные заказы. В результате дети оставались одни дома и были предоставлены самим себе. Все эти факторы сказывались на учебно-воспитательном процессе в школе и их поведении на улице.

В процессе приобщения несовершеннолетних граждан к правилам жизни в социуме и формирования их мировоззрения немаловажную роль играет окружение. Первыми субъектами детской социализации традиционно являются семья и школа, где они проводят основное время. В годы войны семья сохранила за собой главную роль в воспитании ребенка, однако из-за отсутствия должного контроля со стороны родителей, доля влияния школы на молодежь значительно увеличилась. Из воспоминаний жительницы

с. Мужукай Бабаюртовского района А.Ш. Абдуллаевой: «Отец ушел на фронт. С войны он так и не вернулся... Заботы о нас легли на мамины плечи» [4, с. 29].

Военная обстановка негативным образом повлияла на работу отечественной школы. К числу значимых элементов «школьной» повседневности относилась учебная деятельность, содержание которой для большинства детей военных лет запомнилось отсутствием

V V Л V

нормальных условии для получения знании. С первых месяцев воины в Дагестан, как в тыловой регион, было переброшено большое количество эвакогоспиталей, которых разворачивали в городах и рабочих поселках. Нехватка необходимых площадей вынуждала республиканские власти передавать под нужды военно-лечебных учреждений помещения клубов, гостиниц, техникумов и школ. Учитывая тот факт, что в Дагестанскую автономную республику было переброшено большое число беженцев, школы вынуждены были взять на себя и обучение эвакуированных детей. В этих условиях значительно ухудшилась материально-техническая база большинства детских образовательных учреждений региона.

Многие школы приходилось уплотнять, дело доходило до того, что в одном здании размещались сразу несколько учебных заведений. Классы в оставшихся городских школах оказывались переполненными, причем занятия проходили в 2-3 смены. «Школы во время войны работали в принципе непрерывно и без смен», - отмечала в своих воспоминаниях уроженка г. Махачкала Г.Г. Абакарова [4, с. 20]. Для охвата всех детей обучением приходилось сокращать время уроков и образовательные программы по многим предметам.

Все вышеуказанные факты приводили к большим неудобствам в учебном процессе. По мнению Ю.Г. Россинского, «Многосменные занятия в школах, резкое снижение влияния семьи на детей и другие причины поставили систему народного образования в экстремальную ситуацию» [5, с. 26]. В этих условиях начался отток детей из общеобразовательных учреждений республики, часть которых трудоустраивалась в промышленности и сельском хозяйстве, часть просто бросала школу. К тому же, трудности военного времени привели к сокращению сети школ и численности учащихся. Например, если в 1940-1941 учебном году в регионе насчитывалось 1 207 школ и 168 515 учащихся в них, то в 1944-1945 учебном году действовало 1 134 школы, в которых обучалось 138 тыс. учащихся [6, с. 436].

К числу основных причин ухудшения школьного обучения относился также дефицит одежды и обуви. Нередко детям из одной семьи приходилось посещать школу по очереди, так как имелась лишь одна пара обуви. Вот что воспоминает житель Махачкалы Ш. Асельдеров: «Помню, нам как семье фронтовика, как-то выделили пару ботинок. Одну пару на троих детей. У сестры была какая-то

обувь, а мы с братом носили эти ботинки по очереди. С утра я их надевал и шел в школу..., брат ждал, пока вернусь, разуюсь, надевал эти ботинки и сам отправлялся на уроки» [7, с. 30].

В отличие от городских, у многих сельских школ республики, из-за относительно небольшого количества учащихся, не было потребности в организации двух-трехсменного обучения. Однако и здесь хватало своих проблем, к которым относились нехватка учебных принадлежностей, теплых вещей и отток учащихся из общеобразовательных учреждений. Главной помехой стало катастрофическое положение в вопросе обеспечения учеников школьными принадлежностями, книгами и тетрадями. Немалую трудность представляло обеспечение детей необходимой учебной литературой. Как воспоминал Ю.А. Агабалаев, проживавший в с. Зухрабкент Сулей-ман-Стальского района: «Учиться было нелегко в эту трудную пору. Достаточно сказать, что два-три учебника приходилось на 40 учеников» [4, с. 31].

Такие же проблемы существовали и с тетрадями. Нередко вместо обычной бумаги школьникам приходилось использовать для письма старые книги и газеты. Уроки приходилось проводить при свете светильников, работавших на керосине, или при свечах. «Занимались при свете керосиновой лампы, - вспоминала жительница поселка Кяхулай П.А. Алиева, - писали на газетах, тетрадей в годы войны не было. Бывало, что и по очереди приходилось в школу ходить - обуви на всех не было» [4, с. 56]. Учащиеся испытывали нехватку в чернилах, в результате чего им приходилось идти на различные ухищрения. Например, по свидетельству жителя с. Гер-гебиль М. Абдулмеджидова, чернила делались кустарным способом в домашних условиях - путем смешивания пепла собачей шерсти и кукурузы [4, с. 30].

Военная обстановка, безусловно, повлияла на учебно-воспитательную работу школы. Так, были подвернуты пересмотру учебные планы и дисциплины, в результате чего из школьной программы исключили некоторые предметы. Материал школьных занятий был приспособлен под реалии военного времени, и основной упор был сделан на патриотическом и трудовом воспитании детей. Так, например, в старших классах временно прекратили преподавание музыки и рисования, черчения, а также основ дарвинизма.

Наркомпросом РСФСР было принято решение о «введении временного плана» на 1942-1943 учебный год, целью которого являлось обеспечение качественной подготовки школьников для нужд страны. Так, на физкультуру и военное дело в школах выделялись 850 ч (вместо 398 по прежним планам), вводился курс, рассчитан-

V V п

ный на изучение основ сельского хозяйства. В соответствии с дан-

ным планом детей и подростков готовили к военной службе и работе в сельскохозяйственной отрасли [8, с. 31].

Патриотическому воспитанию учащихся уделялось особое внимание, что привело к изменениям в характере преподавания литературы, истории, географии. Школьники должны были вдохновляться образами молодых героев - Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и др. [9]. Характерной чертой воспитания школьников стало проведение педагогами и комсомольцами бесед на разнообразные темы, например о нападении немцев на СССР, героизме солдат и офицеров Красной армии, международной обстановке, поведении в быту и в коллективе. Вся эта агитационно-воспитательная работа позволяла сформировать у учащейся молодежи чувство ответственности, любви и гордости за свою Родину. «Комсомольская организация следила за учебой, проводила культурные мероприятия, способствовала развитию художественной самодеятельности. Мы разучивали песни на русском языке, танцевали русские народные танцы. - вспоминал житель селения Унцукуль Унцукульского района И. К. Адуев, - Были у нас свои герои, герои нашего времени. Для меня это были И.Н. Кожедуб, Г.К. Жуков» [4, с. 36-37].

С 1943 г. в крупных городах страны было введено раздельное обучение для мальчиков и девочек, необходимость которого также была обусловлена потребностями военного времени. Например, в мужских школах делался упор на военно-физическую и допризывную подготовку ребят, а в женских - медико-санитарное обучение, работу телефонистками и радистками.

Важная роль в школе стала отводиться трудовому воспитанию детей. Так, буквально через неделю после начала войны Народный комиссариат просвещения СССР выпустил обращение «Ко всем работникам просвещения в связи с началом Великой Отечественной войны», в котором учителей призывали активнее проявлять себя в агитационно-пропагандистской работе в этом направлении. Руководство страны огромную роль придавало помощи со стороны педагогов и школьников сельскому хозяйству, особенно в период сбора урожая [10, с. 12].

Трудовая деятельность стала ключевой частью детской повседневности военных лет. «Мама, брат, сестра работали, - вспоминала жительница селения Ванаши-махи Сергокалинского района А.Ч. Алиева, - а я оставалась дома и занималась хозяйством: убирала, ходила за травой для коровы, доила ее, смотрела за младшим братом, следила за огородом. Хоть было трудно, но я делала все и все успевала» [4, с. 50].

У старшеклассников вообще не было времени на отдых. После уроков им приходилось становиться к станкам на заводах и фабри-

ках, заменяя на производстве взрослых работников, мобилизованных в армию. Заработанные деньги школьники перечисляли на производство танков, самолетов или стрелкового оружия. Многие старшеклассники вместе с педагогами участвовали в оборонно-строительных работах, за что получили почетные грамоты Президиума Верховного Совета ДАССР, медали «За оборону Кавказа» и ценные подарки [11, с. 48].

В рамках трудового воспитания и помощи стране дети вместе с своими педагогами работали на колхозных полях и фермах. Как отмечает Н.В. Малхасян: «Введение в школьные программы курса основ сельского хозяйства было связано с тем, что в годы войны труд школьников широко использовался в сельскохозяйственном производстве» [12, с. 26]. Во время страды школьники наравне с взрослыми собирали хлеб, картофель, кукурузу, косили сено, ухаживали за скотом и домашней птицей.

Из воспоминаний уроженки г. Хасавюрта Р.У. Учурхановой: «Все лето мы, дети, работали: то колоски в поле собирали, то участвовали в сборе фруктов - черешни, абрикосов. А еще устраивались соревнования между классами, и мы ходили по домам и собирали металлолом и макулатуру» [4, с. 419]. В 1942 г. в колхозах и совхозах республики работали 1 600 учителей и 32 400 школьников. А в 1943-1944 гг. в сельхозработах участвовало свыше 63,5 тыс. учащихся и учителей Дагестана [6, с. 435].

Основными центрами по работе с детьми в внеурочное время и в период каникул оставались школы. С 1943 г. важная роль в отдыхе во время летних каникул стала отводиться пионерским лагерям и детским площадкам, где ученики совмещали отдых и общественно-полезный труд с военной подготовкой. Это направление воспитательной работы находилось под бдительным контролем со стороны партийно-государственных организаций республики. Например, в мае 1943 г. было принято совместное постановление СНК и Дагестанского обкома партии ДАССР о вывозе в пионерские лагеря и привлечении к занятиям на летних площадках в период летних каникул 4 920 городских школьников [13, с. 444-446].

Как отмечал в своем исследовании В.А. Агеева: «Задачи, формы и содержание внеклассной и внешкольной работы школьных коллективов всецело были подчинены цели оказания материальной и морально-психологической поддержки фронту. Наглядным проявлением гражданской активности учащихся стало их участие в мероприятиях оборонной значимости: сборе лекарственных растений, оказании помощи семьям фронтовиков, шитье и вязке теплых вещей для военнослужащих, дежурстве в госпиталях» [1, с. 40].

В рамках внешкольной работы ученики вместе с своими педагогами после уроков посещали госпитали, где ухаживали за больными

и ранеными бойцами. Дети выступали перед больными и ранеными бойцами Красной армии с концертами, номерами самодеятельности, писали за них письма родным и близким, помогали медицинскому персоналу лечебных учреждений. «Я с одноклассницами, -вспоминала жительница Махачкалы Р.С. Ахмедова, - посещала раненых в госпитале при 1-й городской больнице. Раненые показывали нам фотографии своих родных. А мы для них пели, танцевали, писали по их просьбам письма домой ... Несмотря на переносимые ранеными боль и страдания, лица их светились добротой. Они беседовали с нами, интересовались нашей учебой, отметками. Ласково гладили нас по головам, наверное, вспоминали своих детишек, благодарили за выступления, давали советы» [4, с. 97].

Большое развитие в военные годы в республике получило тимуровское движение. В июле 1941 г. в «Учительской газете» вышла статья, в которой пионеров и школьников страны призывали мобилизовать все ресурсы для помощи своей стране: «Возьмите под свою защиту и заботу семьи и квартиры красноармейцев, помогайте их женам в хозяйстве, ухаживайте за малолетними детьми» [14]. «Народный комиссариат просвещения РСФСР призывает вас, юные патриоты, - указывалась далее в газете, - к горячему, неутомимому, самоотверженному труду на благо Родины. В полном сознании своего долга перед страной, организованно, дружно, смело идите на помощь взрослым, крепите вместе с ними военную мощь Советского Союза для победы над врагом» [15].

В годы Великой Отечественной войны тимуровские дружины действовали во многих школах городов и рабочих поселков Дагестана. Тимуровцы, деятельность которых непосредственно была связана с трудовым воспитанием, регулярно помогали семьям солдат и офицеров, ухаживая за малолетними детьми, ремонтируя квартиры, а также выполняя самые разнообразные хозяйственные работы.

Работа тимуровских дружин в Дагестане в годы Великой Отечественной войны имела большое социально-культурное и воспитательное значение, так как она была направлена на оказание помощи социально незащищенным категориям граждан, и в то же время воспитывала у молодежи республики активную гражданскую позицию. Из воспоминаний уроженки Махачкалы С. Магомедовой: «Мы разносили продукты пожилым людям, помогали матерям солдат. Мы приносили пользу людям - это была наша главная радость» [4, с. 265]. Тимуровцы получали поддержку со стороны советских, партийных и общественных организаций республики. Трудовые подвиги школьников отмечались по радио, в газетах и журналах, им писали благодарственные письма с фронта солдаты и офицеры Красной армии и члены их семей [15, с. 188].

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что характер и содержание «школьной» повседневности детей военных лет были обусловлены чрезвычайными обстоятельствами, связанными как со сложным процессом перехода страны в краткие сроки на рельсы мобилизационной экономики, так и с сокращением расходов на образование. Но, несмотря на эти факторы, государство сумело сохранить и даже увеличить образовательный потенциал общества.

Невзирая на все проблемы, школьники Дагестана в годы войны ответственно относились к учебному процессу. Они старались помочь фронту и тылу, работая в сельском хозяйстве и в промышленности, дежуря в госпиталях и поддерживая нуждающиеся семьи фронтовиков, тем самым внося свою важную лепту в дело Великой Победы.

Без электричества, нормальной одежды и обуви, школьных принадлежностей, в условиях повышенной трудовой нагрузки детям военных лет приходилось получать знания. Став непосредственными участниками значительного количества патриотических начинаний, и занимаясь общественно полезной деятельностью, школьные коллективы Дагестана выступали как составная часть борющегося народа. За трудовыми подвигами детей стояли учителя, для которых гражданское воспитание учащихся, вовлечение их в общественно полезную деятельность стало главным направлением педагогической работы.

Список литературы

1. Агеева В.А. Войной опаленное детство: система школьного и профессионально-технического образования Дона и Кубани в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Таганрог, 2009. - 137 с.

2. Кринко Е.Ф. Воспоминания детей военного времени (1941-1945): источники изучения // Сумський iсторико-архiвний журнал.- 2014. - № XXII. -С. 34-41.

3. Васенин Д. В., Мокроусова Л. Г., Павлова А.Н. Тыловые будни периода Великой Отечественной войны по детским воспоминаниям // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. -С. 27-35.

4. Детство, опаленное войной. Дагестан. 1941-1945 гг. Воспоминания // ИИЭА ДНЦ РАН. - Махачкала: МавраевЪ, 2015. - 464 с.

5. Россинский Ю.Г. Система образования РСФСР в годы Великой Отечественной войны // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2015. -№ 2 (23). -С. 24-39.

6. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. Т. 2. Общественно-политическая жизнь и социокультурное развитие народов Дагестана. - Махачкала: ДИНЭМ, 2007. - 622 с.

7. Анохина С., Санаева П. Был такой город. Махачкала: воспоминания. -Махачкала: Эпоха, 2013. - 400 с.

8. Россинский Ю.Г. Управление школой РСФСР в 1942-1943 гг. // Вестн. МГГУ им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 3. - С. 29-28.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. Советская школа и педагогика в годы войны. [Электронный ресурс]. - URL: http://belref.rU/tags/%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E5/page/28/#5 (дата обращения: 04. 01. 2018).

10. Овчинников А. В. Роль государства и учительской общественности в обучении и воспитании школьников в годы Великой отечественной войны (по материалам московского региона) // Отечественная и зарубежная педагогика. -2015. - № 2 (23). - С. 10-23.

11. Юнаева В.Д. Во имя Победы // Вестн. ин-та истории, археологии, этнографии ДНЦ РАН. - 2010. - №2. - С. 41-49.

12. Малхасян Н.В. Опыт трудового воспитания и профессионального обучения школьников в годы Великой Отечественной войны // Ярославский педагогический вестн. - 2010. - № 1. - С. 26-28.

13. Народы Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Документы и материалы). - Махачкала: Тип. «ДНЦ РАН», 2005. - 776 с.

14. Школьники военной поры // Назад в СССР. Вспоминаем наше советское прошлое. Электронный ресурс. - URL: http://back-in-ussr.com/2016/01/shkolniki-voennoy-pory.html (дата обращения: 26.12.2017).

15. Академик В. П. Потемкин. Статьи и речи / под ред. И.А. Каирова, А.Г. Калашникова и Н.А. Константинова. - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. Электронный ресурс. - URL: http://www.detskiysad.ru/pedobzor/potemkin12.html (дата обращения: 03.01.2018).

16. Эмирханов И.А. Детские будни тылового региона в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дагестанской автономной республики) // Изв. Саратовского ун-та. Новая серия. Серия История. Международные отношения. - 2017. - Т. 17. - № 2. - С. 187-191.

References

1. Ageeva V.A. Voinoi opalennoe detstvo: sistema shkol'nogo i professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya Dona i Kubani v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (1941-1945 gg.) [War burned childhood: the system of school and vocational education of the Don and the Kuban during the Great Patriotic War (1941-1945)]. - Taganrog, 2009. - 137 p.

2. Krinko E.F. Vospominanija detej voennogo vremeni (1941-1945): istochniki izuchenija [Memories children of the wartime (1941-1945): sources for the study] // Sums'kij istoriko-arhivnij zhurnal [Sumy historical archival journal]. - 2014. - №. XXII. -Pp. 34-41.

3. Vasenin D.V., Mokrousova L.G., Pavlova A.N. Tylovye budni perioda Velikoj Otechestvennoj vojny po detskim vospominanijam [Rear weekdays during the Great Patriotic war on childhood memories] // Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Pov-olzhskij region. Gumanitarnye nauki [News of higher educational institutions. Pov-olzhskiy region. Humanities]. - 2012. - № 2. - Pp. 27-35.

4. Detstvo, opalennoe voinoi. Dagestan. 1941-1945 gg. Vospominaniya [Childhood, scorched by war. Dagestan. 1941-1945. Memories] / IEAE DSC RAS. - Makhachkala: "Mavraev", 2015. - 464 p.

5. Rossinskii Yu.G. Sistema obrazovaniya RSFSR v gody Velikoi Otechestven-noi voiny [The education system of the RSFSR in the years of the Great Patriotic War] // Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. - 2015. - № 2 (23). - Pp. 24-39.

6. Osmanov A.I. Dagestan vXX veke: istoricheskii opyt regional'nogo razvitiya. T. 2. Obshchestvenno-politicheskaya zhizn' i sotsio-kul'turnoe razvitie narodov Dage-

stana [Dagestan in the XX century: historical experience of regional development. Vol. 2. Socio-political life and socio-cultural development of the peoples of Dagestan]. - Makhachkala, "DINEM", 2007. - 622 p.

7. Anokhina S., Sanaeva P. Byl takoi gorod. Makhachkala: vospominaniya [It was a city. Makhachkala: memories]. - Makhachkala: Publishing house "Epokha", 2013. - 400 p.

8. Rossinskii Yu.G. Upravlenie shkoloi RSFSR v 1942-1943 gg. [Management of the school of the RSFSR in 1942-1943] // Vestnik MGGU im. M.A. Sholokhova [Bulletin of the MGUU named after. M.A. Sholokhov]. 2013. - №3. - Pp. 29-28.

9. Konstantinov N.A., Medynskii E.N., Shabaeva M.F. Sovetskaya shkola i ped-agogika v gody voiny [Soviet school and pedagogy during the war] [Electronic resource]. Access mode: http://belref.ru/tags/%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3% E8%EA%E5/page/28/#5 (reference date: 04. 01. 2018).

10. Ovchinnikov A.V. Rol' gosudarstva i uchitel'skoi obshchestvennosti v obuchenii i vospitanii shkol'nikov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (po materialam moskovskogo regiona) [The role of the state and the teaching community in the education and upbringing of schoolchildren during the Great Patriotic War (based on the materials of the Moscow region)] // Otechestvennaya I zarubezhnaya pedagogika [Domestic and foreign pedagogy]. 2015. № 2 (23). - Pp. 10-23.

11. Yunaeva V.D. In the name of the Victory // Bulletin of the Institute of History, Archeology, Ethnography, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2010. № 2. - Pp. 41-49.

12. Malkhasyan N.V. Opyt trudovogo vospitaniya I professional'nogo obucheni-ya shkol'nikov v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [The experience of labor education and vocational training of schoolchildren during the Great Patriotic War] // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. - 2010. - № 1. -Pp. 26-28.

13. Narody Dagestana v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. (Dokumenty I materialy) [The peoples of Dagestan The peoples of Dagestan during the Great Patriotic War of 1941-1945. (Documents and materials]). - Makhachkala: Printing house "DSC RAS", 2005. - 776 p.

14. Shkol'niki voennoi pory [Schoolchildren of the war era] // Nazad v SSSR. Vspominaem nashe sovetskoe proshloe [Back to the USSR. We remember our Soviet past]. Electronic resource: http://back-in-ussr.com/2016/01/shkolniki-voennoy-pory.html (reference date: 26.12.2017).

15. Akademik V.P. Potemkin. Stat'I I rechi. Pod red. I.A. Kairova, A.G. Kalashnikovai N.A. Konstantinova [Academician V.P. Potemkin. Articles and speeches. Ed. I.A. Kairova, A.G. Kalashnikova and N.A. Konstantinova]. Publishing house of the APN of the RSFSR. - M.-L., 1947. Electronic resource: http://www.detskiysad.ru/pedobzor/potemkin12.html (reference date: 03.01.2018).

16. Emirkhanov I.A. Detskie budni tylovogo regiona v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (na materialakh Dagestanskoi avtonomnoi respubliki) [Children's everyday life of the rear region in the years of the Great Patriotic War (on the materials of the Dagestan Autonomous Republic)] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Istoriya. Mezhdunarodnye otnosheniya [Izvestiya Saratov University. New episode. Series History. International relationships]. - 2017. - Vol. 17. № 2. - Pp. 187-191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.