Научная статья на тему 'ВКЛАД ЦИВИЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ГОРОДКА ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА (1926-1934) В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО БОРЬБЫ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР'

ВКЛАД ЦИВИЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ГОРОДКА ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА (1926-1934) В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО БОРЬБЫ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВАШСКАЯ АССР / ДЕТСКИЙ ДОМ / ЦИВИЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ГОРОДОК ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПАТРОНАТА / ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ВОСПИТАННИКИ-БЕСПРИЗОРНИКИ / ПОЛУСИРОТЫ / СИРОТЫ / THE CHUVASH ASSR / ORPHANAGE / TSIVILSKY CHILDREN'S TOWN NAMED AFTER V.I. LENIN / GUARDIANSHIP AND PATRONAGE AGENCIES / CHILD AND ADOLESCENT HOMELESSNESS / BOARDERS-ABANDONED CHILDREN / HALF-ORPHANS / ORPHANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна

Искоренение беспризорности как «социального зла» явилось одной из важнейших задач молодого советского государства. Каждый национальный регион страны пытался по мере сил и возможностей решать ее, и Чувашская АССР не стала исключением. Ее опыт был достаточно успешным. В статье рассмотрена работа Цивильского детского городка имени В.И. Ленина, который как неформальный центр опеки и патроната в первое десятилетие образования Чувашской АССР нес серьезную нагрузку воспитания трудных детей и подростков. Автор, опираясь на неопубликованные источники Государственного исторического архива Чувашской Республики, анализирует деятельность воспитательного учреждения, изучает жизнь его воспитанников, делает определенные выводы о роли городка в государственном деле борьбы с беспризорностью и бездомностью. Обработанные автором архивные материалы свидетельствуют о скудности финансовых ресурсов, выделяемых на жизнеобеспечение воспитательного учреждения, недостаточности имущества для его должного функционирования, нехватке педагогического коллектива и обслуживающего персонала для нормальной жизнедеятельности детского городка. Однако имеющиеся сложности в первое десятилетие образования Чувашской АССР были характерны для большинства учреждений опеки и патроната, и они по мере сил и возможностей планомерно преодолевались органами власти Чувашского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Семенова Инна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE CIVIL CHILDREN’S TOWN NAMED AFTER V.I. LENIN (1926-1934) IN THE STATE CASE OF COMBATING HOMELESSNESS IN THE TERRITORY OF THE CHUVASH ASSR

Eradication of homelessness as a «social evil» was one of the most important tasks of the young Soviet state. Each national region of the country tried to solve it to the best of their abilities and opportunities, and the Chuvash ASSR was no exception. Its experience was quite successful. The article examines the work of Tsivilsk children’s town named after V.I. Lenin, which, as an informal center of guardianship and patronage in the first decade of the Chuvash ASSR, carried a serious burden of educating troubled children and adolescents. The author, based on unpublished sources of the State historical archive of the Chuvash Republic, analyzes the activities of the educational institution, examines the lives of its boarders, and draws certain conclusions about the role of the town in the state’s fight against child neglect and homelessness. The archival materials processed by the author indicate scarcity of financial resources allocated for the life support of the educational institution; lack of property for its proper functioning, lack of teaching staff and maintenance personnel for the normal life of the children’s town. However, the existing difficulties in the first decade of the Chuvash ASSR formation were typical for most institutions of guardianship and patronage, and they were systematically overcome by the authorities of the Chuvash region to the best of their abilities and opportunities.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЦИВИЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ГОРОДКА ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА (1926-1934) В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО БОРЬБЫ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР»

РСН: 10.47026/1810-1909-2020-4-159-165

УДК 94:364.4-053.2-54(470.344-21)Цивильск ББК Ч424.771 г(2Рос.Чув-2Цив)61

И.Ю. СЕМЕНОВА

ВКЛАД ЦИВИЛЬСКОГО ДЕТСКОГО ГОРОДКА ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА (1926-1934) В ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДЕЛО БОРЬБЫ С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ АССР

Ключевые слова: Чувашская АССР, детский дом, Цивильский детский городок имени В.И. Ленина, органы опеки и патроната, детская и подростковая беспризорность, воспитанники-беспризорники, полусироты, сироты.

Искоренение беспризорности как «социального зла» явилось одной из важнейших задач молодого советского государства. Каждый национальный регион страны пытался по мере сил и возможностей решать ее, и Чувашская АсСр не стала исключением. Ее опыт был достаточно успешным.

В статье рассмотрена работа Цивильского детского городка имени В.И. Ленина, который как неформальный центр опеки и патроната в первое десятилетие образования Чувашской АССР нес серьезную нагрузку воспитания трудных детей и подростков. Автор, опираясь на неопубликованные источники Государственного исторического архива Чувашской Республики, анализирует деятельность воспитательного учреждения, изучает жизнь его воспитанников, делает определенные выводы о роли городка в государственном деле борьбы с беспризорностью и бездомностью. Обработанные автором архивные материалы свидетельствуют о скудности финансовых ресурсов, выделяемых на жизнеобеспечение воспитательного учреждения, недостаточности имущества для его должного функционирования, нехватке педагогического коллектива и обслуживающего персонала для нормальной жизнедеятельности детского городка. Однако имеющиеся сложности в первое десятилетие образования Чувашской АССР были характерны для большинства учреждений опеки и патроната, и они по мере сил и возможностей планомерно преодолевались органами власти Чувашского края.

Более века отделяют нас от исторических событий Октября 1917 года, Первой мировой и Гражданской войн, принесших голод, разруху народного хозяйства, рост преступности и множество иных острейших социальных проблем в молодое советское государство. Органы государственной власти бросают все свои силы на ожесточенную борьбу с таким социальным злом, как беспризорность. Учреждаются детские социальные инспекции, трудовые коммуны, исправительные дома, создаются суды для несовершеннолетних, расширяется сеть детских учреждений опеки и патроната в национальных регионах страны.

Справедливо отмечено исследователями, что «одной из важнейших задач, решавшихся Советским государством с первых лет его существования, была борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью как сложнейшим социальным явлением» [15. С. 98]. Историки при изучении данной социальной проблемы акцентируют внимание на формах и мерах по ее решению в отдельном регионе или местности (Е.Н. Афанасова [1], Е.А. Бендер [2], И.А. Егорькова [13], Н.В. Семина [16] и др.), уделяя внимание вопросам финансирования, организации работы, жизни воспитанников и иным аспектам функционирования учреждений опеки и патроната, что позволяет увидеть общую картину работы воспитательных учреждений в масштабе Советского государства.

В 1920-1930-х гг. на территории Чувашского края (Чувашской АССР) была создана широкая сеть учреждений опеки и патроната над брошенными детьми

и сиротами. Усилиями органов власти для борьбы с последствиями голода и мора, охвативших Поволжье в 1921-1922 гг., их число возросло с начала 1920 г. с 12 учреждений до 16 к 1925 г. (Алатырский детский дом имени В.И. Ленина (1925-1931) [3], Цивильский детский городок имени В.И. Ленина (1926-1934) [10], Шихазанский детдом (1924-1926) [4], Заволжский детский дом № 2 (19351942) [5], Ядринский детский дом (1924-1928) [11] и др.). Затем шло планомерное снижение количества детдомов, начиная с 1926 г. с 11 учреждений до 6 к 1930 г. в связи с успешной работой Чувашской комиссии по борьбе с последствиями голода (Чувашоблпоследгол) и ее уездных ячеек. Рост числа воспитательных учреждений продолжился в военные годы, что решало в определенной степени вопросы жизнеустройства и жизнеобеспечения детей погибших или пропавших без вести участников военных действий. Детдома на территории ЧАССР создаются и функционируют в период Великой Отечественной войны и после ее окончания (Кувшинский детдом (1941-1945) [6], Изамбаев-ский детдом в Ядринском районе (1946-1954) [7], Бичуга-Баишевский детдом в Шемуршинском районе (1944-1948) [8], Порецкий детский дом (1941-1959) [9] и др.). Уже в послевоенный период часть детских воспитательных учреждений перепрофилируется на специализированные для слабоумных, слепых, глухих и для воспитанников с иными проблемами опорно-двигательного аппарата (так, в частности, в поселке Кугеси (1974), в селе Калинино (1979) и др.). Каждое из перечисленных учреждений внесло свою лепту в государственное дело борьбы с беспризорностью в национальном регионе, исходя из имеющихся финансовых и организационных ресурсов, педагогического коллектива, количества воспитанников и их стажа беспризорной жизни.

Помимо выделения различных зданий и сооружений под детские дома органы власти ЧАССР организовывали помещение сирот в крестьянские семьи, чему способствовали принятые законодательные акты [17-19]), среди которых особо хочется выделить постановление ЦИК и СНК СССР от 23 августа 1926 г. «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» [20]). Итогом целенаправленной работы власти Советов над социальным злом беспризорности стало значительное ее сокращение, что было закреплено постановлением СНК и ЦК ВКП(б) СССР от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» [21]).

Отдельное внимание среди сети детдомов, функционировавших на территории национального региона в довоенный период (т.е. до начала Великой Отечественной войны), следует уделить Цивильскому детскому городку имени В.И. Ленина Народного комиссариата просвещения Чувашской АССР, который внес, на наш взгляд, чуть ли не самый большой вклад в государственное дело борьбы с беспризорностью в Чувашском крае. Это объясняется тем, что детго-родок работал не только как обычное воспитательное учреждение со стандартным набором функций, но и как разноплановый детский центр. Исследователи, уделившее пристальное внимание его деятельности, назвали его «неформальным центром системы детских учреждений опеки» [14. С. 9]. Среди материалов Государственного исторического архива Чувашской Республики сохранился фонд 1144, включающий две описи, в которых содержатся 54 единицы хранения информации о Цивильском детдоме [10].

Детгородок был организован на окраине города 1 мая 1925 г. в Цивиль-ском уезде на территории бывшего женского монастыря. До указанной даты в одном из зданий монастыря уже располагался детдом имени Калининой,

а два других детских воспитательных учреждения подобного рода находились в Цивильске. Все они существовали автономно друг от друга. Согласно постановлению Цивильского уездного исполкома (1925) все здания женского монашества были переданы для преодоления проблем беспризорности детдомам. Началась работа по слиянию всех воспитательных учреждений опеки в Цивильском уезде в одно укрупненное - был образован Цивильский детский городок имени В.И. Ленина. Уже к 1 октябрю детдом был расширен путем перевода Чебоксарского детдома имени К. Маркса, в декабре того же года были присоединены Ковалинский и Шихазановский детдома. Таким образом вновь созданное воспитательное учреждение опеки и патроната к 1926 г. образовалось путем слияния семи детдомов. Позднее в детдоме был выделен школьный изолятор для трудных подростков. В качестве цели слияния детдомов органы власти ЧАССР указали объединение педагогической силы и экономию средств (для справки: Шихазановский детдом прежде находился в ветхом здании, подлежащем сносу; воспитанников насчитывалось чуть более 50 человек; два воспитателя-педагога, не имевших стажа педагогической работы; скудное материальное обеспечение; недоукомплектованность учебников и канцелярских принадлежностей; отсутствие элементарных условий быта; недостаточное финансирование, что в совокупности не позволяло реализовать воспитательные цели и задачи в полном объеме [4. Оп. 1. Д. 1. Л. 4-11 об.]).

Совет детгородка, являясь его руководящим органом, выполнял административные функции [10. Оп. 1. Д. 1. Л. 5-7об.). Все члены педколлектива имели опыт педагогической работы (что не было характерно для иных воспитательных учреждений уезда) и систематически отправлялись руководством на повышение квалификации в Чебоксары и Симбирск. Технический персонал обеспечивал жизнедеятельность детдома и придомовых построек круглогодично (прачки, сторож, кухарки, подмастерья, конюх и прочие).

Цивильский детгородок, в отличие от детдомов, подвергшихся слиянию, представлял собой внушительное воспитательное учреждение: учебных и спальных мест для воспитанников было достаточно (в основном бывшие монастырские кельи), для закрепления трудовых навыков имелись собственные мастерские (сапожная, швейно-чулочная, столярная, кузнечно-слесарная, жестяно-посудная), работавшие на полную мощь [10. Оп. 1. Д. 4. Л. 26-34]). Отчетные данные свидетельствуют, что только кузнечно-слесарная и жестяная мастерские работали не в полную силу, так как располагались не очень удачно (в катакомбах монастыря), не имели достаточного числа профессиональных мастеров и должного инвентаря для полной их загрузки. Однако работа иных мастерских была достаточно успешной; доходы от работы в швейной и сапожной мастерских шли в бюджет города. В отчетах содержатся сведения об объемах производимой ежегодно продукции (почти полсотни комплектов верхней одежды и постельных принадлежностей, а также более сотни пар обуви) [10. Оп. 1. Д. 1. Л. 13-19].

В своей усадьбе детгородок имел три плодоносящих сада, огород. На прилегающей к монастырю территории педагогический коллектив совместно с воспитанниками занимался сельскохозяйственными работами; плоды и урожай картофеля, свеклы, репы, капусты использовали на собственные нужды. По отчетности на 1929 г. у детдома был свой живой инвентарь: лошадей гнедой масти 2 особи, жеребят полукровок 2 особи, коров улучшенной породы 2 штуки, 9 свиней, поросят 4 штуки, 1 овца, 2 ягнят, кроликов немецкой породы 25 штук, кур-несушек 25 штук, гусей тульских 6 штук [10. Оп. 1. Д. 1. Л. 24об.]. За живностью велся уход силами работников и воспитанников.

Территория воспитательного учреждения усилиями администрации и технического персонала была оборудована детской площадкой, имела два баскетбольных поля, одно волейбольное, три крокетных, беговую дорожку, стрелковый тир. Из спортивного инвентаря имелся конь, гимнастические палки в количестве 30 штук. Все это позволяло в определенной мере реализовать спортивные воспитательные задачи и вести здоровый образ жизни.

Учебный инвентарь пополнялся систематически, в нем нужды не отмечалось. Канцелярских принадлежностей также хватало на всех. Учебные парты имелись в достаточном количестве. Освещение для рабочего и учебного процесса было нормальным.

На территории бывшей монастырской церкви силами педколлектива были оборудованы собственный клуб и библиотека. Отчет заведующего детгородком за 1930 г. содержит сведения о том, что книги в библиотеке 1918-1919 гг., не обновлялись ввиду недостаточности финансирования; им посылались запросы в библиотеки г. Чебоксары. Имелись книги и тетради на чувашском языке. Из музыкальных инструментов в наличии гармошка, пианино и рояль. Со слов заведующего, испытывается потребность в обновлении и пополнении музыкального инвентаря, интерес к которому проявляют и воспитанники, и педагоги.

Финансирование воспитательных учреждений опеки и патроната было недостаточным, но все же средства изыскивались, несмотря на рост цен и тяжелую социально-экономическую ситуацию в регионе. Так, в 1929 г. на одного воспитанника смета составляла 23 руб. 2 коп. в день, а уже в 1930 г. -26 руб. 6 коп. В эту сумму входили его обмундирование и питание. Комплект обмундирования включал в себя пальто, обувь по временам года, пиджак, рубашки на смену, брюки, постельное белье и нижнее белье на смену для мальчиков; у девочек то же самое и плюс два платья на смену. Обувь по износу ремонтировалась в собственной мастерской, которая обслуживалась двумя мастерами и четырьмя учениками. Учеба сапожному мастерству в течение двух лет (начиная с возраста 12-14 лет) давала воспитанникам надежду на приобретение новых навыков для будущей профессиональной деятельности. Учебный день в мастерской делился на две смены: в первую у мастеров было 23 человека, во вторую - уже 26 человек, работавших по утвержденному плану [10. Оп. 1. Д. 5. Л. 4об.].

Жестяная мастерская была частично машинизирована и обслуживалась двумя мастерами и двумя практикантами-учениками [10. Оп. 1. Д. 5. Л. 3]. В первую смену работало 4 человека, а во вторую после учебных занятий -уже 12 человек. Мастерская не только обслуживала сам детгородок, но и принимала заказы населения Цивильска и других населенных пунктов.

Швейно-чулочная мастерская обслуживалась тремя мастерами и двумя практикантами [10. Оп. 1. Д. 5. Л. 3об.]. В первую смену трудились 37 человек, во вторую - 29 человек. Оборудованием мастерская была обеспечена лишь на 60%, использовался ручной труд, но тем не менее она обслуживала не только сам детдом, но и выполняла заказы населения. Руководство детго-родка не раз отмечало острую потребность в приобретении сырья и материалов для работы [10. Оп. 1. Д. 5. Л. 3об].

В общем виде картина работы мастерских позволяет судить о достаточной загруженности воспитанников, имевших возможность приобретать трудовые навыки под надзором мастеров, готовящих их к профессиональному труду.

Повседневная учебная нагрузка воспитанников при 36-часовой учебной неделе включала в себя собственно учебные занятия по 45 минут с переры-

вами на 10-15 минут, время на питание и сон, прогулку, физкультурную подготовку, общественно полезный труд (как собственное бытовое обслуживание, так и работу на приусадебном участке и в производственных мастерских по профилю для девочек и мальчиков). Кроме этого, в детгородке велась насыщенная культурно-воспитательная работа, включавшая клубную, кружковую. Воспитанники активно занимались самодеятельностью, в том числе и на площадках школьных учреждений Цивильска в праздничные дни (Ленинские дни, 8 Марта, мероприятия, приуроченные к годовщине революции и т.д.). В архиве сохранились данные об участии детдомовцев во многих республиканских и городских культурных мероприятиях.

С воспитанниками велись уроки о здоровом образе жизни, половом и физическом воспитании и подготовке к семейной жизни. Профилактические беседы на данные темы проводились педагогом-воспитателем и фельдшером совместно по согласованию с заведующим. Реплики по темам и ответы на них фиксировались в журнале воспитателя. Разнообразие затрагиваемых вопросов санитарного характера свидетельствовало о серьезном подходе к здоровью воспитанников; планово проводились медосмотры.

Воспитанники детдома организовали самоуправление, повседневно решая совместными усилиями с педагогическим составом проблемы жизнеустройства родного для них места, ставшего домом [10. Оп. 2. Д. 25. Л. 11-17]. На каждый фронт работы назначались старшие ответственные (уборка кухни, столовой; уход за скотиной; влажная уборка спален и учебных комнат; дежурство в библиотеке, клубе и мастерских; помощь на приусадебном участке, в конюшне, курятнике и иная хозяйственная помощь).

Отдельно следует обратить внимание, что достаточно полные сводные отчетные данные о работе Цивильского детского городка имени В.И. Ленина имеются в фонде 466 «Комиссия по улучшению жизни детей при Центральном исполнительном комитете Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской АССР (1921 - 1938)» [12. Л. 52-64]. Так как чувашская Деткомиссия в числе своих функций курировала и работу детдомов, отвечала за охрану интересов всей детей на территории Чувашии, она отслеживала и деятельность детских воспитательных учреждений.

Оценивая деятельность Цивильского детского городка имени В.И. Ленина среди остальных учреждений опеки и патроната на территории ЧАССР, можно обозначить его особое место в государственном деле борьбы с беспризорностью. Это воспитательное учреждение имело мощную производственную основу в виде собственных мастерских, готовящих воспитанников к профессиональному труду; перешло на частичное самофинансирование, сбывая продукцию, сделанную своими руками; здесь велась серьезная педагогическая работа с качественным учебным и спортивным инвентарем; была налажена воспитательная работа, включавшая кружковую и клубную самодеятельность; функционировал отлаженный механизм самоуправления воспитанников. Условия для жизни и воспитания детдомовцев были близки к семейным, а для беспризорников были наилучшими при их большом стаже беспризорной жизни. Цивильский детский городок имени В.И. Ленина стал примером успешной планомерной работы органов власти ЧАССР с социальным злом беспризорности и бездомности. Однако этот пример как исторический урок стал скорее исключением, чем правилом, для обозначенного временного периода государственной борьбы с беспризорностью на территории национального региона.

Литература

1. Афанасова Е.Н. История детской беспризорности в Иркутской области и Красноярском крае в 1920-1930-х гг.: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2007. 228 с.

2. Бендер Е.А. Борьба с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних в РСФСР в 1920-1930-е гг. (на материалах Ленинграда и Ленинградской области): дис. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2015. 187 с.

3. Государственный исторический архив Чувашской Республики (далее - ГИА ЧР). Ф. Р- 2733.

4. ГИА ЧР. Ф. 1767.

5. ГИА ЧР. Ф. 1390.

6. ГИА ЧР. Ф. 1394.

7. ГИА ЧР. Ф. 2707.

8. ГИА ЧР. Ф. 1391.

9. ГИА ЧР. Ф. 2882.

10. ГИА ЧР. Ф. 1144.

11. ГИА ЧР. Ф. 1605.

12. ГИА ЧР. Ф. 466. Оп. 2. Д. 13.

13. Егорькова И. А. Борьба с детской беспризорностью и безнадзорностью в 1918-1935 гг.: по материалам Нижегородского края: дис.... канд. ист. наук. Владимир, 2011. 272 с.

14. Минеева Е.К., Дмитриев А.Е. Цивильский детский городок имени В.И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. 2014. №1. С. 9-13.

15. Минеева Е.К., Морозов В.А., Янцева А.С. Пути преодоления детской беспризорности в советской России в 1920-1930-е годы // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2012. № 2 (74). С. 97-101.

16. Семина Н. В. Борьба с детской беспризорностью в 1920-1940-е гг. в России (на примере Пензенского района): дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007. 283 с.

17. Собрание узаконений РСФСР. 1925. №34. Ст. 109.

18. Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 21. Ст. 168.

19. Собрание узаконений РСФСР. 1928. №27. Ст. 196.

20. Собрание законодательства СССР. 1926. № 56. Ст. 407.

21. Собрание законодательства СССР. 1935. № 32. Ст. 252.

СЕМЕНОВА ИННА ЮРЬЕВНА - аспирантка кафедры отечественной истории; старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (iysemenova@mail.ru).

Inna Yu. SEMENOVA

CONTRIBUTION OF THE CIVIL CHILDREN'S TOWN NAMED AFTER V.I. LENIN (1926-1934) IN THE STATE CASE OF COMBATING HOMELESSNESS IN THE TERRITORY OF THE CHUVASH ASSR

Key words: the Chuvash ASSR, orphanage, Tsivilsky children's town named after V.I. Lenin, guardianship and patronage agencies, child and adolescent homelessness, boarders-abandoned children, half-orphans, orphans.

Eradication of homelessness as a "social evil" was one of the most important tasks of the young Soviet state. Each national region of the country tried to solve it to the best of their abilities and opportunities, and the Chuvash ASSR was no exception. Its experience was quite successful.

The article examines the work of Tsivilsk children's town named after V.I. Lenin, which, as an informal center of guardianship and patronage in the first decade of the Chuvash ASSR, carried a serious burden of educating troubled children and adolescents. The author, based on unpublished sources of the State historical archive of the Chuvash Republic, analyzes the activities of the educational institution, examines the lives of its boarders, and draws certain conclusions about the role of the town in the state's fight against child neglect and homelessness.

The archival materials processed by the author indicate scarcity of financial resources allocated for the life support of the educational institution; lack of property for its proper functioning, lack of teaching staff and maintenance personnel for the normal life of the children's

town. However, the existing difficulties in the first decade of the Chuvash ASSR formation were typical for most institutions of guardianship and patronage, and they were systematically overcome by the authorities of the Chuvash region to the best of their abilities and opportunities.

References

1. Afanasova E.N. Istoriya detskoi besprizornosti v Irkutskoioblasti i Krasnoyarskomkrae v 1920 -1930-kh gg.: dis. ... kand. ist. nauk [The history of child homelessness in the Irkutsk region and Krasnoyarsk region in the 1920s-1930s. Cand.Diss.].Irkutsk, 2007, 228 р.

2. Bender E. A. Bor'ba s besprizornost'yu i beznadzornost'yu nesovershennoletnikh v RSFSR v 1920-1930-e gg. (na materialakh Leningrada i Leningradsko ioblasti): dis. ... kand. ist. Nauk[Fight against homelessness and neglect of minors in the RSFSR in the 1920s-1930s based on the materials of Leningrad and Leningrad region. Cand.Diss.]. St. Petersburg, 2015, 187 р.

3. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhi vChuvashskoi respubliki. Fond 2733 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 2733].

4. Gosudarstvennyi istoricheski iarkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1767 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1767].

5. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1390 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1390].

6. Gosudarstvennyii storicheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1394[The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1394].

7. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 2707 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 2707].

8. Gosudarstvennyii storicheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1391[The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1391].

9. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 2882[The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 2882].

10. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1144[The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1144].

11. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 1605[The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 1605].

12. Gosudarstvennyi istoricheskii arkhiv Chuvashskoi respubliki. Fond 466.Opis 2.Delo 13 [The State Historical Archive of the Chuvash Republic. Archives 466. Anagraph 2. Document 13. Page 10].

13. Egor'kova I.A. Bor'ba s detskoi besprizornost'yu i beznadzornost'yu v 1918-1935 gg.: po materialam Nizhegorodskog okraya: dis. ... kand. ist. nauk. [Fight against child homelessness and neglect in 1918-1935: based on the materials of the Nizhny Novgorod region. Cand. Diss.]. Vladimir, 2011, 272 р.

14. Mineeva E.K., Dmitriev A.E. Tsivil'skii detskii gorodok imeni V.I. Lenina kak neformal'nyit sentr sistemy detskikh uchrezhdenii opeki v Chuvashskoi ASSR [Tsivilsky children's town named after Lenin as an informal center of the system of child care institutions in the Chuvash ASSR]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2014, no. 1, рр. 9-13.

15. Mineeva E.K., Morozov V.A., Yantseva A.S. Puti preodoleniya detskoi besprizornosti v sovetskoi Rossii v 1920-1930-e gody [Ways to overcome child neglect in Soviet Russia in the 1920s-1930s]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012, no. 2(74), рр. 97-101.

16. Semina N.V. Bor'ba s detskoibesprizornost'yu v 1920-1940-e gg. v Rossii (na primere Pen-zenskogo raiona): dis. ... kand. ist. nauk. [Fight against child homelessness in the 1920s-1940s in Russia on the example of the Penza region. Cand.Diss.]. Penza, 2007, 283 р.

17. Sobranieu zakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR ], 1925, no. 34, Article 109.

18. Sobranieu zakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR ], 1926, no. 21, Article 168.

19. Sobranieu zakonenii RSFSR [Collection of laws of the RSFSR ], 1928, no. 27, Article 196.

20. Sobranie zakonodatel'stva SSSR [Collection of USSR legislation], 1926, no. 56, Article 407.

21. Sobranie zakonodatel'stva SSSR[Collection of USSR legislation], 1935, no. 32, Article 252.

INNA Yu. SEMENOVA - Post-Graduate Student of the Russian History Department; Senior Teacher of Civil Legal Disciplines Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (iysemenova@mail.ru).

Формат цитирования: Семенова И.Ю. Вклад Цивильского детского городка имени В.И. Ленина (1926-1934) в государственное дело борьбы с беспризорностью на территории Чувашской АССР // Вестник Чувашского университета. -2020. - № 4. - С. 159-165. ЭО!: 10.47026/1810-1909-2020-4-159-165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.