Научная статья на тему 'Цивильский детский городок имени В. И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР'

Цивильский детский городок имени В. И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ДОМ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНЫ ОПЕКИ / CHILDREN''S HOMELESSNESS / ORPHANAGES / PUBLIC EDUCATION / CHILDREN PROTECTION SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дмитриев Андрей Евгеньевич, Минеева Елена Константиновна

Рассмотрены предпосылки и процесс создания детского учреждения нового типа Цивильского детского городка для детей-сирот, полусирот и беспризорников. На основании изучения неопубликованных источников характеризуется внутренняя жизнь данного детского дома и делаются выводы об эффективности его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дмитриев Андрей Евгеньевич, Минеева Елена Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHILDREN TOWN OF CIVILSK NAMED AFTER V.I. LENIN AS THE INFORMAL CENTRE OF ORPHANAGES AND CHILD PROTECTION SYSTEM IN CHUVASH REPUBLIC

The article examines the backgrounds and the process of creation of a children's institution of new type The Children town of Civilsk for orphans, half-orphans and street kids. It bases on unpublished sources and characterizes the inner life of the orphanage, and draws conclusions about the effectiveness of its work.

Текст научной работы на тему «Цивильский детский городок имени В. И. Ленина как неформальный центр системы детских учреждений опеки в Чувашской АССР»

Литература

1. Центральный государственный архив Республики Мордовия. Ф. П-888. Оп. 1. Д. 54. С. 70.

ДАНИЛОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, доцент, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

DANILOV ANDREY - doctor of historical sciences, associate professor, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 376.5-058.862(470.344)

ББК Ч424.772(2Рос.Чув)

А.Е. ДМИТРИЕВ, Е.К. МИНЕЕВА

ЦИВИЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ ГОРОДОК ИМЕНИ В.И. ЛЕНИНА КАК НЕФОРМАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОПЕКИ

В ЧУВАШСКОЙ АССР

Ключевые слова: детская беспризорность, детский дом, народное образование, органы опеки.

Рассмотрены предпосылки и процесс создания детского учреждения нового типа -Цивильского детского городка для детей-сирот, полусирот и беспризорников. На основании изучения неопубликованных источников характеризуется внутренняя жизнь данного детского дома и делаются выводы об эффективности его работы.

A. DMITRIEV, E. MINEEVA THE CHILDREN TOWN OF CIVILSK NAMED AFTER V.I. LENIN AS THE INFORMAL CENTRE OF ORPHANAGES AND CHILD PROTECTION SYSTEM IN CHUVASH REPUBLIC

Key words: children's homelessness, orphanages, public education, children protection system.

The article examines the backgrounds and the process of creation of a children's institution of new type - The Children town of Civilsk for orphans, half-orphans and street kids. It bases on unpublished sources and characterizes the inner life of the orphanage, and draws conclusions about the effectiveness of its work.

Детская беспризорность в советской России, как явление остро социальное и резко негативное, неоднократно становилась предметом исследования психологов, педагогов, врачей, юристов и историков. Исторический аспект данного явления не столь популярен в современной науке, тем не менее можно смело назвать ряд ученых, которые вложили весомый вклад в дело его изучения: А.М. Нечаева [5], А.А. Славко [6], В.Г. Тимофеев [7] и др. Необходимо отметить, что историки при изучении проблемы, как правило, задаются следующими вопросами: Какие меры принимались государством для преодоления беспризорности? Каким образом организовывалась помощь детям, оставшимся без попечения родителей? Какие государственные учреждения были ответственны за будущее этих детей? Насколько успешной была их деятельность? Как функционировала система органов опеки?

Наиболее тяжелой задачей становится изучение непосредственно работы сети детских учреждений (детских домов, приемников-распределителей, школ-коммун и т.п.) и трудностей ее функционирования. Связано это с тем, что каждое из подобных заведений, количество которых менялось из года в год (см. таблицу), имело свою специфику. Охватить их всех, даже в пределах одного региона, кажется задачей неразрешимой.

Тем не менее нужно понимать, что, несмотря на всё разнообразие, в системе органов опеки всегда существовали неформальные центры. Подробное изучение их может оказаться действительно полезным для составления общей картины работы сети детских учреждений.

Руководство ЧАО, затем и Чувашской АССР было вынуждено бороться с проблемой беспризорности с самых первых лет своего существования. Самые высокие показатели численности воспитанников детских домов относятся к 1921 - 1923 гг. и к 1925 -1926 гг. Причиной этого в первом случае является голод 1921 -1922 гг. Численность населения ЧАО в этот период составляла 831 401 человек, из которых уже зимой 1921 г. питался различными суррогатами 758 1б1 человек [7. С. 109]. Ситуацию во время голода в Чувашии можно представить следующими цифрами. Если урожай 1921 г. по ЧАО в переводе на хлеб составлял 1 308 447 пудов, то нормальная потребность населения автономии выражалась в 14, а при голодной норме в 9 млн пудов хлеба [3. С. 380]. В подобных условиях нормализовать работу детских домов было невозможно.

Последующие годы были отмечены реэвакуацией детей, борьбой с последствиями голода. 25 сентября 1925 г. вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности», в связи с которым детские дома расширялись, при них создавались производственные центры-мастерские [4. С. 347]. 23 августа 1926 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О мероприятиях по борьбе с детской беспризорностью» устанавливалось дополнительное финансирование детских учреждений [4. С. 348], благодаря чему на детские дома Чувашской АССР выделялось 25 230 руб. [1. Л. 1]. Это позволило укрупнить существующие учреждения опеки и дало возможность изъять с улиц большее число беспризорников.

В вопросе создания неформального основного, «центрального» детдома точку поставило 21 апреля 1925 г. - образование Чувашской АССР. В связи с этим, а также с жилищным кризисом столице республики, городу Чебоксары, потребовалось большее количество зданий для размещения правительственных организаций. Работа по подготовке помещений проводилась заранее, и под нее также попал Чебоксарский детский дом. Наличие детдома в столице в целом допускалось, но не было желательным. Поэтому согласно постановлению Президиума Облисполкома от 4 декабря 1924 г. здание, занимаемое Детдомом имени К. Маркса и В.И. Ленина, предоставлялось под Облфинотдел [2. Д. 56. Л. 94]. Между тем вплоть до 1925 г. это помещение не было освобождено и передано Финотделу. Дело в том, что в данном учреждении числилось 104 ребенка; экстренно перевести их в г. Цивильск, как предполагалось, было невозможно, так как все более или менее подходящие под детские дома помещения в Цивильске к тому времени уже были заняты (всего в Цивильске числилось 3 детских дома и еще 2 в уезде), и на их освобождение потребовалось бы немало времени. В сельской местности свободные здания также отсутствовали [2. Д. 56. Л. 95].

Однако в перспективе Цивильский уезд оказался наиболее благоприятным для развертывания крупного детского центра. Здесь имелось достаточно помещений, которые можно было освободить и успешно использовать для различных целей. Согласно постановлению Цивильского УИКа 1 мая 1925 г. здания бывшего Цивильского женского монастыря передавались детдомам, нахо-

Количество детских домов Чувашской автономной области (ЧАО) (позже Чувашской АССР) и численность их воспитанников в 1920-е гг.

[8. С. 34]

Годы Количество Численность

детских домов питомцев

1920 - 1921 12 408

1921 - 1922 56 3404

1922 - 1923 23 1680

1923 - 1924 21 990

1924 - 1925 16 810

1925 - 1926 12 1061

1926 - 1927 11 745

1927 - 1928 7 716

1928 - 1929 7 754

1929 - 1930 6 720

дившимся в Цивильске, теперь детдома сконцентрировались в монастыре, в результате чего и был организован Цивильский детский городок имени В.И. Ленина [2. Д. 346. Л. 166]. До 1 мая 1925 г. в одном из зданий монастыря уже располагался детдом имени Калининой, который не имел доступа во все монастырские помещения. Сразу после организации нового учреждения началась работа по его укрупнению. 1 октября 1925 г. к городку был присоединен Чебоксарский детский дом имени К. Маркса, 22 декабря - Ковалинский детский дом, в декабре 1926 г. - Шихазановский детский дом [2. Д. 346. Л. 166].

Руководящим органом детского городка стал Совет, созывавшийся один раз в 3 месяца, куда кроме заведующего входили представители ВЛКСМ, ВКП(б), УИК’а (позже РИК’а), отдела профессионального союза работников просвещения, отдела по работе среди женщин, городских школ, где обучались воспитанники, педагогический персонал самого городка, фельдшер, а также один представитель воспитанников и местной ячейки ВЛКСМ [2. Д. 539. Л. 6].

В целях урегулирования борьбы с детской беспризорностью и обеспечения правильного бесперебойного выпуска из детских домов подростков, достигших рабочего возраста, на производство и облегчения выпуска части детей путем передачи их на воспитание в крестьянские семьи Президиум ВЦИК и СНК РСФСР издали ряд постановлений: от 21 сентября 1925 г. «О мероприятиях по подготовке воспитанников детских домов к трудовой общеполезной деятельности» [4. С. 347], 8 марта 1926 г. «О мероприятиях по борьбе с беспризорностью» [4. С. 348] и от 5 апреля 1926 г. о порядке и условиях передачи воспитанников детских домов в крестьянские семьи для подготовки к сельскохозяйственному труду» [2. Д. 349. Л. 109].

В связи с этим в детских домах республики стала налаживаться работа по организации мастерских, а также выделяться земля под хозяйственные нужды и посевы. В Цивильском детском городке были открыты жестяно-посудная, кузнечно-слесарная, сапожная, столярная, швейно-чулочная мастерские [2. Д. 715. Л. 75]. К сожалению, корпус, выделенный под них, своему назначению не соответствовал. Так, кузнечно-слесарная и жестяно-посудная мастерские находились в бывших монастырских катакомбах. Тем не менее работа проводилась, например, в сапожной мастерской ежегодно производилось свыше 100 пар обуви, в швейной - более 30 комплектов пальто и прочей одежды [2. Д. 715. Л. 76]. К тому же продукция мастерских продавалась, что пополняло бюджет городка. В 1928 г. сапожная мастерская принесла 2145 руб. прибыли от выполнения частных заказов; посудно-жестяная и кузнечная мастерские - 4631 руб. [2. Д. 544. Л. 6].

Финансирование детских домов республики, как правило, было недостаточным. Детский городок находился на местном республиканском бюджете, его смета на 1929 г. составляла 54 000 руб. (включая отчисления на заработную плату). Исходя из этого, на каждого ребенка отпускалось на обмундирование - 25 руб., питание - 85 руб. в год, что соответствовало 23,2 коп. в день [2. Д. 539. Л. 46] (в то время как стоимость пуда ржаной муки на рынке составляла 4 руб. 50 коп., а стоимость фунта свинины - 26 р. 30 коп. [2. Д. 539. Л. 46]). Ежедневное меню в городке было следующим: на завтрак - сладкий чай и 200 г белого хлеба; на обед - одно блюдо мясное, суп или щи, иногда каша и 400 г черного хлеба; полдник (в 4 часа) включал сладкий чай и 200 г черного хлеба, а ужин - кашу и вновь 200 г черного хлеба [2. Д. 539. Л. 48]. Следует заметить, что при заметной скудности и отсутствии разнообразия, данное меню было лучшим среди детдомов республики, так как при детгородке имелся земельный участок площадью 7 десятин (7,6 га), огород в 4800 кв. саженей (2,2 га) и сады в 900 кв. саженей (0,4 га) [2. Д. 539. Л. 49], с которого в 1928/1929 учебном году было собрано 400 т картофеля, 160 кг лука, 3 т огурцов, 320 кг помидоров, 320 кг моркови, 1,9 т свек-

лы, 2,7 т капусты, 168 кг тыквы [2. Д. 544. Л. 6]. Помимо этого при детском городке содержались как «живой инвентарь» лошадь с жеребенком, корова, 3 овцы, 5 свиней-маток, 4 гусыни, 30 кур [2. Д. 544. Л. 6]. Подобное подсобное хозяйство в 1928 г. принесло детгородку 3089 руб., что совместно с продажами изделий мастерских составило 9865 руб. [2. Д. 544. Л. 6].

Бюджет также пополнялся за счет деятельности пионерского клуба и драмкружка. Необходимо отметить, что при детском городке был открыт единственный в городе Цивильск киноклуб, который посещали жители всего уезда, а позже и района. Воспитанники детдома самостоятельно проводили работу по организации кинопоказов, приёму кинопленки и продаже билетов. По состоянию на 1928/1929 учебный год, средний кассовый сбор с картины составлял 35 руб., с которого клубу отчислялось 10% за аренду и обслуживание помещения [2. Д. 544. Л. 7].

Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о постепенном переходе Цивильского детгородка на самообеспечение уже спустя 3 года его существования. Разумеется, нельзя говорить о самодостаточности этого учреждения, несмотря на внушительную сумму годового дохода, покрыть все необходимые расходы пока не представлялось возможным. Тем не менее подобного самообеспечения не существовало ни в одном детском доме Чувашской АССР, что говорит о его передовом опыте, лидирующем положении.

Формально, Цивильский детский городок имени В.И. Ленина просуществовал с 1925 г. по 1931 г. 23 августа 1931 г. он был реорганизован в интернат-ШКМ (школу крестьянской молодежи) с охватом детей в возрасте от 8 до 16 лет с 7-летним обязательным обучением [2. Д. 714. Л. 74]. Благодаря реорганизации, детгородок получил дополнительно 2 га пахотной земли и 15 га луговых угодий [2. Д. 714. Л. 75]. Статус ШКМ позволял интегрировать работу интерната в общеобразовательную школу, что позволяло воспитанникам проще социализироваться и находить общий язык с другими детьми. Школьники также привлекались к трудовой деятельности на участках и в мастерских интерната, что являлось прямым последствием провозглашения принципов единой трудовой школы.

Вместе с тем вторая половина 1920-х гг. и начало 1930-х гг. прошла под знаком усиленной борьбы с беспризорностью. Цивильский детгородок стал домом для более чем 200 детей, предоставил бывшим беспризорникам не только кров и пищу, но и право получать образование и трудовые навыки. Благодаря производственному обучению выпускники детгородка свободно могли поступать на дальнейшее обучение в техникумы, на работу в заводские цеха и иное производство.

В то же время наметился явный дисбаланс между данным учреждением и другими детскими домами в республике. В куда более худшем положении находился Ядринский детдом с его тесными помещениями и выбитыми стеклами, постоянным дефицитом одежды для детей (отсутствие теплой обуви, носков, портянок, чулок, варежек) [2. Д. 714. Л. 78]; а также Норваш-Шигалин-ский, о существовании которого вообще не знали районные организации и работа которого поддерживалась лишь местным колхозом [2. Д. 714. Л. 85].

Цивильский детский городок действительно можно назвать неформальным центром среди прочих детдомов республики. Основные причины такой ситуации: частичная самодостаточность, налаженная педагогическая и трудовая работа, наилучшие условия жизни его воспитанников среди прочих детских домов. Он являлся характерным учреждением опеки своего времени, четко отвечавшим на все нововведения в области борьбы с беспризорностью и трудового обучения молодежи. Однако деятельность указанного детского городка, как показывают источники, скорее не правило, а исключение из общей картины сети детдомов в

1920 - 1930-е гг. Требуются дальнейшее исследование проблемы, систематизация и сравнение различных типов школ и интернатов, с указанием принципиальных отличий в их образовательной и воспитательной деятельности. Подобная работа будет полезна для более целостного понимания политики советской власти в сфере борьбы с беспризорностью несовершеннолетних.

Литература

1. ГИА ЧР. Ф. Р-151. Оп. 3. Д. 191.

2. ГИА ЧР. Ф. Р-221. Оп. 1.

3. Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской АССР как национальнотерриториальных автономий (1920 - 1930-е гг.). Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2009. 594 с.

4. Народное образование в СССР: общеобразовательная школа: сб. док.: 1917 - 1973 /

сост. А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. 560 с.

5. Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР. М.: Наука, 1987. 110 с.

6. Славко А.А. Детская беспризорность в России в первое десятилетие советской власти. М.: ИНИОН, 2005. 176 с.

7. Тимофеев В.Г. На страже правопорядка: становление, развитие и деятельность органов милиции Чувашии в предвоенные годы (1917 - 1941).Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1996. 448 с.

8. Трофимов А.Т. Народное образование в Чувашии за 15 лет. Чебоксары, 1935. 52 с.

ДМИТРИЕВ АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).

DMITRIEV ANDREY - post-graduate student of Russian History Chair named after A.V. Ar-sentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории имени А.В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары ([email protected]).

MINEEVA ELENA - doctor of historical sciences, professor of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 93/94 ББК 63.3

Б.Н. ЕРОФЕЕВ

ТВОРЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЧУВАШИИ В НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ XX ВЕКА

Ключевые слова: регион, перестройка, история Чувашии XX - XXI вв., культура, творческая интеллигенция.

Изучена тема становления и развития творческой интеллигенции Чувашии в начале 90-х гг. XX в. Рассмотрены вопросы формирования музыкальной жизни, деятельности композиторов и исполнителей, писателей и поэтов, художников республики в постсоветский период. Статья написана на основе разнообразных источников и историографии проблемы.

B. EROFEEV

CREATIVE INTELLIGENTSIA OF CHUVASHIA IN THE EARLY 90s OF THE 20th CENTURY

Key words: region, restructuring, history of Chuvashia of the 20th - 21s centuries, culture, intellectuals.

The article is concerned with the development of the creative intelligentsia of Chuvashia in the early 90s of the 20th century. The topics of formation of musical life, activities of composers and performers, writers and poets, artists of the Republic in the post-Soviet era receive full coverage. The article is based on a variety of the sources and historiography of the problem.

90-е годы XX в. стали переходным этапом в становлении государственного устройства России, который отразился на всех сферах жизни общества. Так, в 1991 г. Чувашия становится президентской республикой. С этого времени начинается новый период ее развития. Чувашия - национальная республика,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.