Научная статья на тему ' вклад советских педагогов-музыкантов в становление и развитие профессионального музыкального образования в Монголии'

вклад советских педагогов-музыкантов в становление и развитие профессионального музыкального образования в Монголии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
264
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное музыкальное образование / Монголия / Школа искусств / Музыкально-драматическая школа / Музыкально-хореографическая школа / советские педагоги / professional music education / Mongolia / School of arts / Musical and drama school / Musical and choreographic school / Soviet teachers.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цэрэнжигмед Шаравцэрэн

В статье рассматривается историко-педагогический аспект развития профессионального музыкального образования. На основе архивных материалов определены истоки системы подготовки профессиональных музыкантов в Монголии. Отмечается вклад советских педагогов-музыкантов в создание Школы искусств, Музыкально-драматической школы, Музыкально-хореографической школы в 30-60-е годы XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE SOVIET TEACHERS-MUSICIANS IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN MONGOLIAIONS

In article the historical and pedagogical aspect of development of professional music education is considered. On the basis of archival materials sources of system of training of professional musicians in Mongolia are defined. The contribution of the Soviet teachers-musicians to creation of School of arts, Musical and drama school, Musical and choreographic school in the 30-60th years of the 20th century is noted.

Текст научной работы на тему « вклад советских педагогов-музыкантов в становление и развитие профессионального музыкального образования в Монголии»

УДК 378:78(517.3)

ВКЛАД СОВЕТСКИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОНГОЛИИ

© Цэрэнжигмед Шаравцэрэн

заместитель директора по учебной части,

Музыкально-хореографический колледж Монголии, г. Улан-Батор E-mail: [email protected]

В статье рассматривается историко-педагогический аспект развития профессионального музыкального образования. На основе архивных материалов определены истоки системы подготовки профессиональных музыкантов в Монголии. Отмечается вклад советских педагогов-музыкантов в создание Школы искусств, Музыкально-драматической школы, Музыкально-хореографической школы в 30-60-е годы XX века.

Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, Монголия, Школа искусств, Музыкально-драматическая школа, Музыкально-хореографическая школа, советские педагоги.

Важную роль в решении проблем человека в современном глобализую-щемся и информационно-насыщенном обществе играет музыка, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека. Поэтому одним из актуальных направлений модернизации гуманитарной сферы в современном мире является развитие музыкального образования [4] как системы подготовки профессионалов в области музыкального искусства — композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов-музыкантов.

Развитие музыкального образования, как и образования вообще, предполагает не только поиск новых идей, разработку концепций, внедрение инновационных технологий, но и изучение истоков системы подготовки профессиональных музыкантов.

Мы в данной публикации, используя материалы из архива Музыкально-хореографического колледжа Монголии, проанализируем роль российских педагогов-музыкантов в создании системы профессионального музыкального образования в Монголии. Необходимость такого анализа связана с тем, что в 2006 году школа стала ВУЗом — Монгольским музыкально-хореографическим колледжем, где профессиональное музыкальное образование осуществляется на уровне бакалавриата. В марте 2017 года в Монгольский музыкально-хореографический колледж планируется приезд ректора и педагогов Санкт Петербургской консерваторий Н. А. Римского-Корсакова. Результатом визита станет создание Монгольского университета музыки (консерватории).

Первой датой в становлении профессионального музыкального образования в Монголии следует считать осень 1937 г., когда в г. Улан-Батор была открыта небольшая Школа искусств, в которую пришли обучаться 28 учеников. В школе, на момент ее основания, не было ни одного штатного педагога,

но были назначены директор и персонал (трое рабочих). Так началась 80-летняя история Монгольского музыкально-хореографического колледжа.

С самых первых дней в профессиональная история музыкального образования в Монголии связана с российскими педагогами, которые были приглашены для обучения монгольских детей игре на европейских музыкальных инструментах.

Формирование профессионального музыкально-педагогического коллектива происходило в начале 40-х годов XX века, поэтому российским педагогам пришлось испытать не только трудности, связанные с природно-климатическим и бытовыми условиями жизни в Монголии, но и в связи со сложной политической обстановкой. Как отмечают ученые-историки [3], в 1933-1939 гг. Монголия находилась перед выбором «между русским коммунизмом и японским милитаризмом», испытала результаты политики «Нового курса» и прихода к власти X Чойбалсана. Монголия пережила массовые репрессии конца 30-ых, вокруг страны нарастал международный конфликт на Дальнем Востоке, произошли известные события на Халхин-Голе. На фоне массовых репрессий 1937-1939 гг., институционализации и бюрократизации государственно-партийных структур создание Школы искусств следует отнести к прогрессивным событиям монгольской истории. В 1940 г. в стране был начат очередной этап процесса социальной трансформации, когда МНРП и Народное правительство вплотную подошло к проблеме повышения благосостояния своих граждан. Но из-за второй мировой войны продолжился курс на углубление партийно-государственного контроля над населением. Несмотря на это, в Школе искусств была создана благоприятная атмосфера, в которой монгольские дети приобщались к мировому музыкальному наследию. Стоит отметить усердный труд советских педагогов и их стремление создать систему профессионального обслуживания культуры Монголии.

В развитии культуры в нашей стране, в том числе в формировании музыкального образования, большой вклад внесли первые специалисты из СССР — А. А. Рабинович, Г. А. Уварова, В. Я. Романовский, Ф. И. Клейшко, Б. Ф. Смирнов, И. Я. Белоусов, Н. Бельский, И. Я. Исполнев и И. Кузнецова), которые работали в театре и преподавали в Школе искусств. Каждый из этих специалистов решал конкретную образовательно-просветительскую задачу: Б. Смирнов преподавал музыку и нотную грамоту, Ф. Клейшко был хормейстером и педагогом пения, И. Кузнецова и В. Романовский преподавали танцы, А.Рабинович был преподавателем драматических искусств [5].

Особо хочется отметить Б.Смирнова, который приехал в Монголию в 1940 г. сразу после окончания Ленинградской консерватории. Первыми учениками 28-летнего педагога-музыканта были талантливые артисты художественной самодеятельности, игравшие на монгольских народных инструментах. Б.Смирнов обучал самодеятельных монгольских музыкантов игре на инструментах симфонического оркестра, преподавал им нотную грамоту. Позже ученики талантливого советского музыкального педагога вошли в первый состав симфонического оркестра Монголии. Вместе с Б. Смирновым большой вклад в формирование коллектива симфонического оркестра внес заслуженный артист Бурятской АССР Б. Болдыров.

Симфонические оркестры являются истинными носителями традиций классической симфонической школы [2]: это большой коллектив музыкантов, исполняющих симфонические музыкальные произведения с помощью 3-х групп инструментов (духовых, ударных, струнных смычковых). Численный состав профессиональных музыкантов в Монголии был мал, поэтому монгольским музыкантам пришлось приложить немало усилий для освоения навыков игры на нескольких инструментах. При этом советские педагоги требовали от своих воспитанников качественное исполнение — в этом был залог будущего успеха. Монгольские музыканты проявили огромную работоспособность, в результате усилий советских педагогов сформировался первый коллектив талантливых и трудолюбивых музыкантов.

В 1943 году музыкальный коллектив Центрального театра Монголии начал давать концерты в двух форматах: как ансамбль народных музыкантов и как камерный симфонический оркестр. Одни и те же музыканты проявили универсальные исполнительские качества. Так, например, Ж. Чулуун играл на хуучире и на скрипке, Ц. Намсрайжав — на хуучире и валторне, Г. Жамь-ян — на морин хууре и виолончели, Ц. Дашдулам — на шудраге и альте, Д. Цэрэндолгор — на хуучире и альте, С. Цэвэлмаа — на хуучире и скрипке. В архивах сохранились редкие аудио-записи, доказывающие замечательное исполнительское искусство этих музыкантов — основоположников современного монгольского музыкального искусства.

Формирование профессионального танцевального коллектива также связано с деятельностью советских педагогов. В составе Школы искусств специальный класс для танцоров появился в 1944 году. До этого времени в качестве танцоров в спектаклях театра участвовали исполнители народных танцев и временные (приглашенные) артисты.

Первыми педагогами танцевального искусства в Монголии были И. Кузнецова и В. Романовский. Благодаря им, самодеятельные танцоры Ч. Дашдулам, Д. Цэнд, М. Цэнд, Х. Алимаахуу, Гомбо и Хандсурэн стали профессиональными артистами. Как рассказывает народный учитель Монголии Г. Дол-горсурэн, И. Кузнецова и В. Романовский открыли у нас в стране первый танцевальный класс при Центральном театре Монголии. Позже танцевальный класс перевели в Школу искусств. С танцорами ситуация была такая же, как и с музыкантами: во время спектакля каждый танцор исполнял несколько ролей. Так, Д. Ичинхорлоо в первом отделении спектакля танцевала в роли местного феодала, а во втором отделении — в роли партизанки. Эти факты свидетельствуют о высоком исполнительском мастерстве музыкантов и танцоров. Вместе с тем такой подход в организации спектаклей создавал трудности, которые впоследствии повлияли на принятие правильного управленческого решения — расширить штат театра за счет подготовки профессиональных музыкантов и артистов.

Становление профессиональной исполнительской школы в области классической музыки началось в начале ХХ века, когда в Монголии впервые услышали русскую и европейскую музыку. Как известно, осенью 1914 года были установлены дипломатические связи с Россией. Тогда в Монголию привезли первые европейские духовые инструменты и во дворце Богдхана был

создан военно-духовой оркестр европейского типа. Основы музыкального исполнительского искусства оркестрантам преподавал русский музыкант А. Кольцов, который не только обучал монгольских музыкантов играть на духовых инструментах, но и нотировал народные песни. В период с 1914 по 1921 г. духовой оркестр играл во дворцах и храмах религиозные гимны и гимны феодальных празднеств.

После революции 1921-1924 гг. в Монголии появилась кириллическая письменность. В это время правительство Монголии уделяет большое внимание искусству. Как мы уже писали, в 1937 г. была создана Школа искусств. Текст приказа ЦК МНРП содержит такую формулировку: «Создать специальную школу не менее чем из тридцати человек для подготовки музыкантов, артистов, режиссеров и вокалистов для дальнейшего развития театра. В сентябре этого года без препятствий школа должна быть открыта!». Главную роль в создании Школы сыграл советский специалист В. А Борейшо. Он не только руководил коллективом, но и составлял первые специализированные программы обучения для монгольских студентов. В 1939 г. состоялся первый выпуск профессиональных исполнителей, документы о музыкальном образовании получили 12 человек.

В 1944-1945 годах произошли изменения в структуре музыкального образования в Школе. С 1944 года расширяются музыкальные классы, создаются кафедры струнных, духовых инструментов и балета.

01 июня 1945 года было издано совместное постановление ЦК МНРП и Совета министров о переименовании Школы искусств в Музыкально-драматическую школу при Центральном театре Монголии.

01 сентября 1945 года была открыта кафедра специального фортепиано и осуществлен первый набор учащихся. С этого времени Н. Жамсран и Б. ШагдарсYрэн обучались исполнительскому мастерству на народном инструменте (хуучир), получали уроки игры на фортепиано у советских специалистов — И. Бадмаевой и О. Билибиной. Первыми специалистами струнного отдела Музыкально-драматической школы были А.Бронин и его ассистент Б.Даш.

Второй набор на курс игры на фортепиано состоялся в 1950 г. под управлением педагога Т. Н. Столовой, концертмейстера Государственного драматического театра. В классе Т. Н. Столовой учились Ж. Пурэвдаваа, Л. Батцэ-рэн, Г. Должинсурэн.

12 сентября 1957 года согласно совместному постановлению МНРП и Совета министров СССР, структура школы была изменена по образцу Московской Центральной музыкальной школы. В целях совершенствования подготовки музыкантов срок обучения был увеличен до одиннадцати лет. На кафедру фортепиано и скрипки были взяты тридцать детей от восьми лет и старше. В этот период на родину вернулись самые первые монгольские музыканты, получившие профессиональное образование в СССР. Но в стране по-прежнему ощущалась нехватка педагогов-музыкантов.

С 1963 года на основании постановления Совета министров Школа становится Музыкально-хореографическое школой с десятилетним сроком обучения. Задача школы состояла в подготовке кадров для развития искусства и

культуры Монголии. Для решения этой задачи монгольское правительство пригласило преподавателей из СССР. Советские специалисты работали до середины 70-х годов, пока из Москвы, Ленинграда и других городов не вернулись первые профессиональные монгольские музыканты-педагоги, завершив обучение в советских вузах. С середины 1970-х годов до 1989 г. в школе преподавали специальное фортепиано, струнные и духовые инструменты Н. Жаркова, К. Угаров, В. Софранов, Н. Мамедов, Я. Чорнак, В. Демидов, Г. Хачатуров, А. Чернов, А. Чикуль, М. Версталь, М. Горсетман, А. Огонезов, Н. Савва, Н. Диакнов, Э. Руколь, Р. Погасян, Ю. Сорокина, М. Едигарян, Е. Югов, А. Никишин, Г. Гран, Л. Канторович, Т. Ульянова, Л. Понамарев, В. Миронов.

Литература

1. Гульфайруз Ш. Фортепианная музыка Монголии второй половины XX века: композитор, инструмент, жанр : автореферат дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. — Санкт-Петербург, 2011. — 26 с.

2. Карачарова Т. И., Барбар Л. Н. Деятельность симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии как критерий качества музыкальной культуры региона // Наука. Искусство. Культура. — 2014, №3.

3. Морозова И.Ю. Социальные преобразования в Монголии в 20-40-х гг. XX века : дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки. — Москва, 2002. — 223 с.

4. Музыкальное образование // Большая советская энциклопедия. — URL: http://bse.sci-lib.com/article078891.html (дата обращения: 07.02.2017).

5. Цэрэндорж М. К 70-летию Музыкально-хореографического колледжа. — Улан-Батор, 2007.

6. Эрдэнэчимэг Л. Чин CYЗЭгт номун хан хийдийн ГYP дууны бичиг. — Улаанбаа-тар, 1995.

CONTRIBUTION OF THE SOVIET TEACHERS-MUSICIANS IN FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN MONGOLIAIONS

Tserenzhigmed Sharavtseren

deputy director for a teaching department,

Musical and choreographic college of Mongolia, Ulaanbaatar

E-mail: [email protected]

In article the historical and pedagogical aspect of development of professional music education is considered. On the basis of archival materials sources of system of training of professional musicians in Mongolia are defined. The contribution of the Soviet teachers-musicians to creation of School of arts, Musical and drama school, Musical and choreographic school in the 30-60th years of the 20th century is noted. Keywords: professional music education, Mongolia, School of arts, Musical and drama school, Musical and choreographic school, Soviet teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.